Описание картины тициана «се человек»

Картина Се человек (картина Тициана)

Кто автор: Тициан

Как называется картина: Се человек

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1543
  • Холст Музей истории искусств

Описание картины «Се человек (картина Тициана)»

«Се человек» — картина известного итальянского художника периода Возрождения Тициана Вечеллио, написанная им в 1543 году. Картина является общепризнанным шедевром Тициана 1540-х годов. Продолжая традиции собственных монументальных работ, Тициан опять переносит евангельские действия в реальность собственного времени.

Содержание

1 История сотворения 2 Сюжет 3 См. также 4 Примечания

История сотворения

По сообщению Вазари, картина написана для фламандского негоцианта Джованни д’Анна (ван Хаанена), имевшего в Венеции дом на Большенном канале в приходе Сан Бенедетто. В 1574 году её там лицезрел французский повелитель Генрих III. По свидетельству Ф. Сансовино, в 1580 году она находилась там же.

В 1620 году куплена герцогом Бекингемским. В 1648 году приобретена правителем Фландрии эрцгерцогом Леопольдом Вильгельмом для его брата правителя Фердинанда III. В 1718 году картина передана из Вены в собрание Габсбургов в Праге, в 1723 возвращена в Вену.

Козимо Ридольфи утверждал, что под видом Пилата изображён Пьетро Аретино, под видом бородатого наездника правитель Карл V, под видом наездника в тюрбане турецкий султан Сулейман. Современные исследователи принимают только 1-ое утверждение Ридольфи, потому что сходство Аретино с Пилатом непременно.

Сюжет

На ступенях лестницы и на площади, перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит пёстрая и наряженная масса людей: вояки и неповторимые юноши, наездники как в рыцарском облачении, так и в восточном стиле, и стражники с алебардами.

Как и во «Ведении во храм», картина полна монументального размаха и великолепия: композиция строится на укрупнённых, динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнён. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения.

Оно захватывает участников действия быстрым движением; на заднем плане, ярко освещённые, движутся руки невидимых зрителю людей, победоносно подымаются к небу алебарды, копья и развевающийся стяг.

Особо примечателен образ юноши в левом углу картины. Человек с страхом и ужасом осознаёт случившуюся трагедию. На фоне веселых и беззаботных лиц, имеющих власть над Христом, это смотрится с подчёркнутым драматизмом.

См. также

Ecce Homo Трибунал Пилата Страсти Христовы

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-se-chelovek-kartina-titsiana.html

Творческий гений Тициана

Сегодняшняя статья посвящена выдающемуся и гениальному художнику эпохи позднего ренессанса Джорджоне Вечеллио Тициану. Не такой известный, как его флорентийские коллеги, тем не менее, художественное наследство Тициана просто невероятно огромное и гениальное.

Сам Тициан жил и творил в прекрасном городе Венеция, которое постоянно конкурировало с Флоренцией в политическом, экономическом и культурном плане.

Если Флоренция дала миру таких титанов мировой живописи как , , , , то прекрасная Венеция породила Тициана, которого вполне заслуженно считали лучшим художником Венецианской республики.

Родился Джорджоне Вечеллио Тициан (1477-1576) не в Венеции, а в маленьком городке Пьеве де Кодори на севере Италии, в горной местности близ Альп. Как видим, художник прожил удивительно долгую (и плодотворную) жизнь — почти целый век. Уже в юношеские годы юный Тициан перебирается в Венецию, где проходит обучение в художественной мастерской Джованни Беллини.

В своем творчестве художник пытается охватить много разносторонних мотивов и жанров живописи. На его картинах сцены торжествующей радости чередуются со сценами трагическими, религиозные мотивы — с мифологическими сюжетами. Особенно сильно вдохновляли художника образы прекрасной женской красоты.

И довольно часто на его картинах можно полюбоваться чудесной прелестью обнаженного женского тела.

Например, на этой одной из его ранних картин. Она называется «Любовь небесная и земная». Любовь земная представлена в виде обнаженной женщины слева, в красной накидке. Красной неспроста, ведь красный цвет символизирует страсть. Страсть, сексуальность, эротизм как раз являются главными проявлениями любви земной.

Зато в правой части картины сидит любовь небесная в образе прекрасной целомудренной дамы в белых одеждах, а между ними посередине можно увидеть маленького Амурчика, который засунул свою ручку в колодец, на котором сидят эти две красивые барышни.

Амурчик также неспроста стоит ближе к целомудренной любви небесной — настоящей, истинной любви.

А это еще одна известная картина художника — «Венера Урбинская». Написанная им на заказ богатого герцога Урбинского (поэтому и Урбинская). На картине прекрасная богиня любви Венера мечтательно лежит на перине. В ногах мирно спит собака, а на заднем фоне две служанки достают одежду из огромного сундука. Интересно сколько могло стоить у такого мастера как Тициан?

Много картин написано Тицианом и на Библейские сюжеты.

Картина называется — «Бегство в Египет», в основе ее лежит история о рождении маленького Иисуса, когда жестокий царь Ирод приказывает убивать всех новорожденных младенцев, Мария и Иосиф бегут в Египет.

В центре картины Дева Мария едет на ослике, держа в руках маленького Исусика. Молодой юноша, спереди ведет ослика — это ангел, символизирующий Божье провидение и покровительство Божией Матери и ее Божественному ребенку.

Иосиф, муж Марии идет за ними сзади.

А эта картина под названием «Венера и Адонис» написана уже на популярный греческий миф о богине любви Венере и молодом красивом юноше Адонисе. Однажды случилось так, что маленький Амур прилетел к своей любимой матушке Венеры, стал ластиться, и нечаянно ранил ее своими стрелами любви.

Вышло так, что Венера сама стала жертвой любви и со всей страстью полюбила молодого прекрасного охотника по имени Адонис. Полюбила сильно-сильно, вплоть до потери сознания. Адонис тоже полюбил прекрасную Венеру, но не только одну ее он любил.

Кроме Венеры Адонис больше всего на свете любил одну вещь — охоту. Долго уговаривала прекрасная Венера своего возлюбленного охотника Адониса, чтоб в тот день он не шел на охоту, а остался с ней, но не послушал ее Адонис.

И напрасно не послушал, ибо охота дело рискованное, по иронии судьбы в тот трагический день сам Адонис стал добычей дикого вепря, который порвал его на части. А горю Венеры, не было предела. Вот такая грустная история.

На картине как раз показано момент, когда Венера уговаривает Адониса не идти на охоту, но Адонис как настоящий мужчина, не слушается женщины. (И я его даже понимаю, потому что охота, рыбалка, футбол, пиво — для мужчин почти святое).

А вот интересная картина вновь на Библейский сюжет. Называется «Се человек». Этот человек — Иисус Христос. На картине показаны страдания Иисуса, после того как Понтий Пилат повелевает посечь Его кнутом, а затем выводит на публику перед иерусалимской чернью, требующей распять Его.

Сея картина «Введение во храм» изображает маленькую Деву Марию, которая торжественно поднимается в Иерусалимский храм по широким лестницам.

И напоследок одна из самых известных картин художника — «Даная»

В древнегреческой мифологии Даная была дочерью жестокого царя Акрисия. Акрисию было пророчество — он погибнет от руки своего внука, поэтому он запер Данаю в подземелье и никого кроме служанки к ней не подпускал. Однако Даная была очень красивой женщиной, настолько красивой, что даже сам Зевс (который был большим любителем красивых женщин) захотел ее соблазнить.

Под видом золотого дождя он проникает в казематы Данаи и вступает с ней в интимные отношения. Через 9 месяцев у Данаи рождается сын Персей. Акрисий в шоке, ведь он никого не пускал к дочери. Приказывает заточить Данаю с сыном в ящик и бросить в море.

Но Зевс не дает в обиду своего сына и прекрасную Данаю, ящик успешно выплывает на берег, а Персей вырастает великим героем.

Читайте также:  Описание картины пола джексона поллока «номер 5, 1948»

Но вернемся к картине, “Даная” вышедшая из под кисточки Тициана оказалась настолько популярной, что художнику пришлось нарисовать ее аж четыре раза. В первом варианте картины рядом с Данаей изображен крылатый Амур, как символ любви, проникающей даже в казематы. В последующих версиях картины художник несколько изменил декорации.

Скажем в этой версии картины (находится в Эрмитаже, Петербург) вместо Амура над Данаей стоит служанка с покрывалом. Когда я впервые увидел “Данаю” (ту которая в Эрмитаже) то почему-то показалось что фоном картины является извержение вулкана.

Подумал — Везувий, а Даная выступает в образе благородной жительницы города Помпеи, которое было полностью уничтоженного в результате извержения вулкана Везувия.

Но если присмотреться внимательнее, то и здесь можно увидеть Зевса в виде золотого дождика, а никакого вулкана нет.

Хотя у Тициана есть еще много интересных картин, стоящих внимания, на этом заканчиваю рассказ об этом великолепном художнике.

Источник: http://waking-up.org/iskusstvo/tvorcheskyj-henyj-dzhordzhone-tytsyana/

Картина тициана «се человек» (описание). сюжеты «иисус перед синедрионом» и «суд пилата» (кратко)

Я на то родился и на то пришёл в мир,

чтобы свидетельствовать об истине.

Ин. 18:37

Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, куда Иуда привёл стражников, его сначала ввели в дом Каиафы. Там и проходил первый допрос Христа.

Была уже глубокая ночь, но все члены Синедриона (высшего суда в древней Иудее) были на месте. Между собой они уже давно решили расправиться с Иисусом. Оставалось только подыскать хотя бы формальное основание для вынесения смертного приговора.

Без особого труда нашлись и лжесвидетели, которые утверждали, что Иисус хотел разрушить Иерусалимский храм.

Достойно держался Христос во время этого допроса. Ни угрозы, ни издевательства, ни насмешки не поколебали его веры, не смутили его.

Наступило утро. Было решено отправить Иисуса к римскому наместнику Понтию Пилату, который должен был принять окончательное решение.

Сюжет допроса Иисуса Христа римским прокуратором многократно запечатлён в произведениях изобразительного искусства. Обратимся к картине итальянского художника Тициана «Се человек» («Esse Homo»).

В названии картины использованы слова, с которыми Понтий Пилат обратился к иудеям, собравшимся перед зданием суда после поругания и избиения Христа.

Пилат выводит измученного Христа к толпе, которая неистово требует его казни. Основное действие разворачивается у лестницы роскошного дворца прокуратора. Пилат, облачённый в голубую с золотом одежду, указывает жестом на Христа.

Сколько страдания и скорби запечатлено на его измученном лице! В этом образе художник воплощает возвышенное представление об идеале Человека, вступившего в трагический конфликт с миром и властью.

Посмотрите, как по-разному воспринимают происходящее в пёстрой толпе народа! Как разнообразна представленная автором гамма эмоций и чувств!

Большинство персонажей равнодушны и безучастны к судьбе Христа. Пожалуй, наше внимание способна привлечь лишь фигура золотоволосой девушки в белом платье с розовым платком, поддерживающей упавшего на колени ребёнка.

Несомненно, для художника она является символом нравственной чистоты и истинности веры. Но вокруг неё любопытная и безразличная ко всему толпа, враждебная Христу.

Ничего, кроме слов злобы и мести, не будет произнесено в эти роковые минуты. «Распни, распни Его!» — звучит над толпой яростный крик.

Понтий Пилат и Иисус!

Также можно почитать…

Источник: http://mobilspy.ru/kartina-ticiana-se-chelovek-opisanie-sjuzhety/

Джорджоне и Тициан (1478 -1510) (1477 — 1576)

Техника живописи прежних мастеров

Оба великих мастера являются и созидателями новой итальянской манеры, в которой впервые в живописи появляется «импасто», т.е. значительная корпусность краски.
Первые свои произведения Джорджоне писал по белому грунту.

Прекрасным образом живописи этого времени нужно считать картину «Юдифь», находящуюся в галерее Эрмитажа.

Изумительный по красоте тон картины достигнут приемом Рожера Ван-дер-Вейдена, но и здесь уже видны зачатки новой своеобразной итальянской манеры.

По словам Ридольфи, Джорджоне пользовался малым числом красок, тело писал всего четырьмя красками, давшими при его системе живописи изумительные красочные нюансы. Тициан первое время писал в манере Джорджоне, но затем все более и более отступал от приемов фламандцев.

В течение своей долгой жизни он изменял манеру живописи несколько раз. Начав пользоваться белым грунтом, Тициан покрывал его впоследствии прозрачным красным тоном, придающим живописи приятную теплоту, что вызвало позднее применение красных болюсных грунтов.

С течением времени Тициан заменил красный грунт грунтом нейтрального цвета различной темноты, составленным из непрозрачных красок.

В живописи Тициана и ее приемах много индивидуального и творческого. Гризайльный подмалевок фламандцев он переработал по-своему: на темных нейтрального цвета грунтах работал подолгу гризайлью, и притом пастозно.

Любил вообще пасту красок и потому пользовался чаще грубозернистой тканью холста, так как зерно его и после продолжительного письма не закрывается краской. Для просушки живописи выставлял ее на солнечный свет.

Подобно Джорджоне, Тициан применял небольшой подбор красок при живописи тела, но пользовался ими в совершенстве. Живопись тела была для него любимой художественной задачей, техническое разрешение которой он нашел также самостоятельно.

По Ридольфи, поверх серой гризайли он выписывал тело лишь тремя красками: белой, черной и красной, причем с помощью их доводил живопись почти до полной законченности, которой не доставало лишь желтых тонов; эти последние наносились затем лессировкой.

«Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан.

Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин – сколько белила». Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима».

В лессировках, которые он наносил большим пальцем и ладонью руки, а также в переделках написанного он был неутомим.30 – 40 лессировок, смотря по надобности, у него считалось обычным ходом дела, что и вошло у него в поговорку. Писал кистью, похожей на метлу.

Когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: «Чтобы писать по-другому, чем Рафаэль и Микеланджело, которым я не собираюсь подражать». Тициан является также новатором по отношению к колориту картины. Яркость и чистота цвета красок в картинах, излюбленные художниками, работавшими до него и в его время, не удовлетворяли уже его.

Он первый открыл, что красота живописи не заключается только в чистоте цвета красок, но и в их гармонии. «Загрязни тона твоих красок», — говорил он часто своим ученикам. В неоконченных произведениях Тициана приемы его живописи выступают с достаточной ясностью.

В одном из них – «Мадонна с младенцем» в галерее Бельведера в Вене – тело младенца подготовлено в повышенных светлых тонах, которым не достает еще заключительной лессировки. Другая неоконченная картина во флорентийской галерее Уффици – «Дева с младенцем» — обнаруживает подготовительную работу гризайлью.

Произведения Тициана в галерее Эрмитажа исполнены в различных манерах: «Даная» прозрачна и легка в красках, что указывает на светлый грунт, быть может красный; сквозь живопись же «Магдалины» проступает темно-серый грунт.

На картине «Несение креста» в стертых местах ее – на рукаве и спине Христа и других частях картины – видна подготовка форм гризайлью, то же наблюдается и в картине «Се — человек». В позднейшем произведении Тициана «Св. Себастиан» особенно ясно выступает очень темный грунт, на котором исполнена картина. Здесь также виден процесс работы, видна гризайль, полукорпусные локальные тона, а также прозрачные краски, которые нанесены без определенной системы.

Источник: http://cosmograph.ru/culture/kiplik-texnika-zhivopisi/ticiano/

Возвращение «Се человека» — Аргументы Недели

Этим летом картина Тициана «Се человек» (Ecce Номо), похищенная 90 лет назад, вернётся в постоянную экспозицию.

Кража

Это случилась в пасхальное воскресенье 25 апреля 1927 года.

Пришедшие на работу в понедельник сотрудники Государственного музея изящных искусств (тогда он ещё не носил имя Пушкина) обнаружили пропажу пяти картин.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «дружба»

Из Голландского зала было похищено полотно Рембрандта «Христос».

Ещё четыре картины исчезли из Итальянского зала: «Святое семейство» Корреджио, «Бичевание Христа» Пизано, «Иоанн Богослов» Дольчи и «Се человек» Тициана.

«Христос» Рембрандта был вырезан ножом по раме, а Тициана преступник изуродовал круговым движением ножа, оставив на подрамнике часть рук и головного убора Понтия Пилата. Остальные картины вынул из рам целиком. Общая стоимость украденных шедевров по дореволюционной оценке составляла более 1 млн долларов (тогдашних!).

Учёный секретарь музея позвонил в МУР. На Волхонку выехала бригада оперативников, которую возглавлял начальник отдела Николай Миронов.

Сыщики быстро восстановили действия преступника. Встав на скамейку во дворе музея, он разбил форточку наружной рамы второго окна, выходящего на Волхонку справа от входной двери.

Затем выдавил стекло внутренней рамы, обвязав кулак женским трико.

Через разбитое окно проник в раздевалку музея, затем во внутренний дворик Средних веков, перелез через металлические ворота в Итальянский зал, а после дошёл до голландцев. Тем же путём покинул музей с похищенным.

Под рамой картины Тициана лежал конверт с запиской. Печатными буквами было выведено: «Христосъ мерт бысть, смертию жизнь ожзивися».

Версии

Поиском картин занялись сотрудники МУРа под руководством Леонида Рассказова, Евгения Миронова и Леонида Вуля. Начали отрабатывать версии. Картины мог похитить религиозный фанатик, психический больной, случайный клептоман, профессиональный уголовник по заказу коллекционеров живописи или перекупщиков.

Розыск «по горячим следам», вышедший и за пределы Москвы, ничего не дал. Но в начале сентября одна из похищенных картин неожиданно вернулась.

В МУР пришёл гражданин Италии Феликс Лопайне, находившийся в Москве в командировке. Он принёс «Бичевание Христа» Пизано. Объяснил: купил у незнакомого человека из Ленинграда, который, в свою очередь, приобрёл её по случаю. Узнав, что картина в розыске, Лопайне решил, что его провоцируют – и обратился в милицию.

Показал письмо от того, кто продал ему «Бичевание». Там говорилось, что «кроме отечественной стороны Италия представляет собой исключительный рынок художественных произведений, откуда, несмотря на правительственные запрещения, ищущие там янки и англичане вывозят много мировых шедевров».

Звучало невнятно – но письмо надо было «отработать».

Видимо, на этого Феликса надавили, а может, задействовали оперативные каналы – так или иначе, тот, кто продал ему картину, вскоре был выявлен. Оказалось, что Лопайне, хоть и гражданин Италии, но в Гражданскую служил у Колчака.

Здесь, в СССР, на него вышел один из тогдашних сослуживцев – и предложил «Бичевание». А вот дальше ниточка оборвалась. Да, ранее колчаковец для перепродажи купил картину у какого-то мутного типа. Но кто это был, откуда у него – понятия не имел.

Тёмная сделка, при таких лишние вопросы не задают.

Тем не менее определили главную версию – картины украдены для продажи за границу. Через прессу Наркомпрос и НКВД пообещали вознаграждение за помощь в их нахождении. Однако дальше – все глухо.

Впрочем, как оказалось, сам шаг был правильным.

Сыск

Ещё через четыре года, в сентябре 1931-го, московским операм стало известно: некто Федорович поставил не на ту лошадь. В буквальном смысле.

На бегах проигрался в пух и прах и сейчас ищет людей, которые одолжили бы ему крупную сумму. Возврат гарантировал, намекая – у него есть некая возможность получить большие деньги сразу от двух наркоматов.

Просто не прямо сейчас, потребуется некоторое время.

Сыщики заинтересовались Федоровичем. Выяснилось – в 1920-е годы он, будучи совслужащим, занимался спекуляцией мукой, за что был исключён из партии. Позже поступил в Наркомат почт и телеграфа, где присвоил 865 рублей профсоюзных взносов – их и проиграл на бегах.

Федоровича пригласили в МУР. На допросе он признался, что знает места, где спрятаны украденные картины (но ещё не в краже!). Повёз к тайнику в районе Покровского-Стрешнева. Там был зарыт жестяной бидон, в котором оказались «Иоанн Богослов» Дольчи и «Святое семейство» Корреджио.

То есть ещё две картины найдены. Плюс та, которую Федорович продал бывшему колчаковцу – действительно, выйдя на него «не светясь». А остальные? О них Федорович молчал. Но при обыске у него дома сыщики нашли план с указанием какой-то точки в районе станции Михнево. Правда, без точной привязки.

Раскопки продолжались два дня. Длина выкопанной траншеи составила более километра. Бидон с остальными картинами был найден на метровой глубине.

Федорович признался в краже (записку ««Христосъ мерт бысть…» он написал, чтобы пустить сыщиков по ложному «религиозному» следу), был осуждён, дальнейшая судьба неизвестна.

Реставрация

На следующий день после находки второго бидона в МУР был вызван хранитель – реставратор музея Василий Яковлев.

Как художник, Василий Николаевич принадлежал к поколению, заставшему ещё таких мастеров, как Суриков, Репин, Серов, его любимый учитель – Мешков. Сам был известным живописцем, потом – дважды лауреатом Сталинской премии. А ещё знаменит как великий русский реставратор.

Позже он вспоминал. «Вносят два металлических сосуда вроде тех, в которых запасливые хозяйки сохраняют от крыс и мышей крупу, сахар. Жестянки большие, но совершенно проржавевшие и полуразвалившиеся. Их кладут на стол.

Я ничего не понимаю. – Откройте крышки! Из жестянок на стол течёт ржаво-красная слизь.

Я пытаюсь извлечь из жестянки совершенно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок, но ткань так сгнила, что остаётся в руках».

С максимальной осторожностью картины положили на листы фанеры и перевезли в мастерскую при музее. Там Яковлев и его помощник мастер-реставратор Сергей Чураков приступили к расчистке, закреплению, дублировке…

«Начался процесс длительной, невероятно трудной и беспрецедентной реставрации. (…) Вся дальнейшая работа показала, что спасти картины можно».

Реставрацию относительно мало пострадавших полотен Пизано, Корреджио и Дольчи Яковлев называет несложной – а комиссия специалистов вообще признала её идеальной. Эти картины вернулись в экспозицию. «Рембрандта я перевёл на другой холст. Месяца через три он был восстановлен. Тициан, увы, погиб безвозвратно».

С последним утверждением всё интереснее. Стояли ведь времена, когда СССР вовсю продавал за рубеж шедевры живописи (нужны были деньги на индустриализацию). За 33 400 долларов вскоре ушёл в США и спасённый Яковлевым Рембрандт.

У кого-то из отвечавших за продажи возникла идея загнать иностранцам и Тициана – всё равно же картина изувечена! От Яковлева потребовали мало-мальски привести её «в товарный вид».

Он привёл – но сознательно сделал работу так, что потенциальные покупатели скривились: такое и даром не надо! Яковлеву же лишь оставалось подчёркивать степень пережитой полотном катастрофы – ведь всем известно, какая случилась трагедия! И не поспоришь.

«Се человек» писался в смешанной манере с темперной подмалёвкой – для произведения, исполненного в такой технике, лежание в ржавом бидоне было губительным.

И всё же когда стало ясно, что картина остаётся в Москве, Яковлев взялся за неё всерьёз. «Удалось спасти голову центральной фигуры, фрагменты голов двух других персонажей картины, общую композицию фигур и драпировок».

А дальше решили не рисковать. Полотно продублировали, законсервировали – и отправили в запасники до лучших времён.

Но в последние годы в науке реставрации появились новые возможности. И уже нынешние реставраторы ГМИИ вернулись к «убитому» полотну. В этом году посетители увидят считавшийся погибшим шедевр. Это не будет заново написанная картина. Живопись решили восстановить лишь в пределах утрат. «Тициан останется Тицианом», – пояснили корреспонденту «АН» в музее.

Источник: http://argumenti.ru/history/n587/532141

Се человек

Воронежский квартирник представил фотовыставку Дианы Папиной

Рубрика: Культура – № 80 (1940) от
Автор: Оксана Мишина

Поначалу, откровенно говоря, увиденное озадачило: сухие деревья на фоне летней сочной растительности «рангом» пониже (трава, кусты) – что тут особенного? Претендующего на художественную значимость и законченность? Сплошь и рядом встречается… Пояснения, однако, автора – незамысловатые, но исчерпывающие – поставили все на свои места: фотовыставка под названием «Се человек» призвана показать, во что современный гомо сапиенс превращает живую природу. Не – способен превратить, а – именно превращает…

Читайте также:  Описание статуи «будда весеннего храма»

Тициан в помощь

– Меня всегда останавливали, притягивали виды каких-то отживших элементов растительного мира, – рассказывает автор выставки Диана Папина. – Это ведь очень обидно: десятками, а то и сотнями лет жило себе дерево, поживало, и вдруг – на тебе: человеческой волей эта великая жизнь прерывается…

– Именно поэтому выставка, экспонаты которой человека не показывают – его нет ни на одном кадре – называется «Се человек»?

– Да, поэтому. Тут не на последнем плане (кроме чисто разъяснительного аспекта – вот что мы, граждане-товарищи, делаем по своему скудоумию) – отсыл к картине «Се человек», созданной итальянским художником Возрождения Тицианом Вечеллио в 1543 году. Признанный шедевр Тициана, который перенес евангельские события в действительность своего времени.

– Но у Тициана не природа «в объективе»…

– Да, конечно. Но авторское прочтение того или иного выражения еще никто не отменял, верно? Используя эту крылатую фразу, мне хотелось привлечь внимание зрителя к деяниям именно человека. Во всем их драматизме и внутренней динамике, которые есть у Тициана.

Куда ни кинь

– Диана, а где нашла подходящую «натуру»?

– Совсем неподалеку от Воронежа – 25 минут езды на маршрутке. Не думаю, что у нас таких мест – дефицит. Куда ни кинь… Хотя конкретное место съемки я присмотрела давно. И с течением времени наблюдала, как оно меняется. Как стремительно деградирует. Не заметить такой процесс – все равно, что пройти мимо скулящего уличного пса.

– Ты сделала свою выставку в формате квартирника. Что, уверена в том, что в «официальные» залы ее не пустили бы?

– Вовсе нет. Просто задача стояла показать этот визуальный пласт друзьям. А их ведь много не бывает, правда? Так зачем нам огромные выставочные площадки? Все прекрасно разместились в зале типовой трешки…

– Мнения уже услышала?

– Скорее, не услышала, а почувствовала. Слова – всего лишь слова. Выражения лиц – сильнее.

– Папина – это псевдоним?

– Конечно. Настоящая фамилия – Попова. Но отец, которого уже нет на свете, так много значил в моей жизни, что я – Папина на все времена. Он, кстати, и природу научил понимать. Видеть, чем она дышит, чем болеет…

Возвращаясь с вернисажа, встретила я знакомого. Рассказала о том, что видела и слышала в квартире на Ленинском проспекте. «А не выдумала ли ты эту странную Диану? – поинтересовался собеседник, оценивший экспрессию моего рассказа. – Типа, как Гумилев – Черубину де Габриак?»

Может быть. Хотя какая уж тут интрига…

наша справка

Сюжет картины Тициана «Се человек» таков: на площади перед Пилатом, указывающим со словами «се человек» на истерзанного пытками Христа, шумит нарядная толпа людей: воины и изысканные юноши, всадники в рыцарском облачении и в восточном стиле, стражники с алебардами.

Композиция строится на укрупненных динамических ритмах, язык поз и жестов аффектирован и усложнен. Историческая драма разыгрывается в мире полного волнения.

Оно захватывает участников события стремительным движением; на заднем плане, ярко освещенные, движутся руки невидимых зрителю людей, победоносно поднимаются к небу алебарды, копья и развевающийся стяг.

Источник: http://www.bereg.vrn.ru/22596.html

Мытарства Тициана

Се, человек (Ecce Homo) Тициана попала в московский музей из Эрмитажа в 1924 г. В 1927-м ее украли, неаккуратно вырезав из рамы.

Нашли картину в 1931-м и с тех пор никогда не выставляли / The Pushkin State Museum of Fine Arts

Холст может войти в основную экспозицию Галереи старых мастеров, которая откроется в бывшей усадьбе Вяземских-Долгоруковых в 2018 году.

Там же могут оказаться и вещи из числа «перемещенных ценностей», например итальянская живопись XVI–XVIII веков и скульптура Донателло, пострадавшие при пожаре в Берлине в 1945 году. Реставрация их уже началась.

Картина Тициана трактует один из сюжетов Страстей: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.

И сказал им Пилат: се, Человек!» (Евангелие от Иоанна, 19:5) — и происходит из знаменитой коллекции венецианского патриция Кристофоро Барбариго.

После смерти Тициана в 1576 году он купил у сына художника его дом вместе со всем содержимым. В 1797-м собрание Барбариго было приобретено для Эрмитажа, а в 1924 году холст Тициана в числе других работ передали в Москву.

Почти сразу начались его мытарства. В апреле 1927 года вместе с еще четырьмя вещами картину украли. Преступник торопился и вырезал холсты неаккуратно — правый нижний угол Тициана остался в раме. Но продать ничего не смог.

Одну работу — приписываемое Пизано Бичевание Христа — нашли быстро: ее вернул в музей итальянский коммерсант, холст ему предложили для продажи. А в 1931 году в зарытом в землю отсыревшем железном баке обнаружились свернутые в трубку холсты Рембрандта и Тициана.

Реставратор Василий Яковлев (он же знаменитый советский академик, работавший в манере старых мастеров, лауреат двух Сталинских премий) вспоминал: «Я пытаюсь извлечь из жестянки совершенно слипшиеся, осклизлые и мокрые куски каких-то невероятных тряпок».

Рембрандт был в лучшем состоянии — его Яковлев продублировал на новый холст, и в 1933 году картину продали за границу. Тициана, продублировав, законсервировали и оставили — казалось, навсегда.

«Сегодня отношение к реставрации изменилось, — говорит реставратор Николай Колесников, занимающийся картиной, — появились новые возможности, материалы, приемы состыковки… Какие-то вещи можно сделать более качественно и деликатно по отношению к авторскому холсту. Прежде всего необходимо укрепить красочный слой, убрать излишки реставрационного грунта».

После этого реставрационный совет оценит открывшуюся авторскую живопись, и реставрацию продолжат, несмотря на утраты. «Нет смысла оставлять картину в разрушенном состоянии, — объясняет заместитель заведующего отделом консервации и реставрации ГМИИ Надежда Кошкина. — Живопись восстановят лишь в пределах утрат.

И это будет не заново написанная картина, Тициан останется Тицианом».

Впрочем, все не так плохо, как кажется на первый взгляд. Грунт, нанесенный в 1930‑х, закрывает и погибшие фрагменты, и местами красочный слой. «Обычная история, — говорит ведущий научный сотрудник и хранитель коллекции итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова.

 — Грубая грунтовка, нанесенная как штукатурка, — это прямое указание, что под грунтом есть авторская живопись. Непонятно только, в каком объеме. Законсервировали ее не лучшим образом, но, слава богу, этот грунт размывается.

Механическим способом убирать грунт страшно: живопись у венецианцев более хрупкая, чем у флорентийцев, не было у них такой системы многослойной живописи, как, скажем, у Рафаэля.

И хотя сама техника Тициана, его импровизацион­ная манера письма подразумевает многослой­ность (он писал «сырым по сырому», сразу внося изменения), в этой картине слоев почти нет. Для Тициана это нетипично, но таких его вещей много. Это работа 1570-х годов, очень поздний Тициан».

Картина всегда была известна, но изъятие ее из научного оборота породило много слухов. Маркова вспоминает, как в 1970-х один западный искусствовед, перепутав провенанс, указал другой холст Тициана как картину из собрания Барбариго. Но там оказалась лишь одна из версий той же композиции, скорее всего, кого-то из учеников.

Сегодня авторство Тициана не подвергается сомнению. Когда реставрацию завершат, картина, видимо, окажется в Галерее старых мастеров, открывающейся в 1918 году. Это будет совсем новая экспозиция, ведь из почти 700 произведений из собрания итальянского искусства сегодня можно увидеть лишь 140.

В этом списке есть вещи из «особого фонда» — те, что попали в музей после войны.

Некоторые из них в 1995-м показывали в Пушкинском на выставке Дважды спасенные, а три произведения — тондо Бьяджо Д’Антонио, Женщина с розой Париса Бордоне и Распятие с центурионом мастерской Веронезе — с тех пор в постоянной экспозиции.

Еще 122 работы из числа перемещенных показали год назад на выставке Итальянская живопись XVI–XVIII веков, прошедшей, на удивление, тихо. Однако винить в такой «незаметности» музей нельзя. Ведь и каталог этих картин, составленный Викторией Марковой в начале 2000-х, вышел из печати лишь в 2014 году. Государство не стремится быстро раскрывать секреты.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3281/

Ссылка на основную публикацию