Серов, которого мы не видели
«Девочка с персиками» своим взором согревала людей в очереди.
Сломали дверь в искусство
Весь мир вновь дивится русским: стоят в километровых очередях на выставку картин! Да еще в мороз. Все думали, такое могло быть только в СССР — самой читающей и любящей вернисажи стране. Добрые традиции возвращаются.
Вечером 21 января в Третьяковскую галерею был столь большой наплыв посетителей на выставку Серова, что сломали дверь. Тогда все узнали о том, насколько сильна в нас тяга к прекрасному.
Беспрецедентное число посетителей — по пять, шесть и даже семь тысяч человек в день! Побиты все музейные рекорды — выставку увидели около полумиллиона человек. До этого первое место по посещаемости принадлежало выставке Исаака Левитана. За пять месяцев ее посмотрела «всего-то» 291 тысяча человек. — Очередь стояла к каждой картине.
Вот оно, торжество подлинного искусства! — делились впечатлениями посетители. — Я была и удивлена, и обрадована этим вниманием, — поделилась правнучка живописца Екатерина Серова. — Этот ажиотаж показывает, что наш народ, все его сословия проявляют интерес именно к классическому, к настоящему.
Планировалось, что выставка Серова завершится 17 января. Но, оценив ажиотаж, ее продлили до 31 января. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила: сами хотели бы оставить подольше, но сделать этого нельзя, так как музей имеет обязательства перед зарубежными партнерами.
В Третьяковке предполагают, что ажиотаж повторится на выставке Айвазовского, которая будет открыта в Москве с 28 июля по 20 ноября.
Хотите еще? Езжайте в Минск
На выставке Серова, подготовленной к 150-летию со дня рождения художника, представлены 250 живописных и графических работ. Здесь не только известные «Девочка с персиками» и «Портрет Иды Рубинштейн», но и не выставлявшиеся для широкой публики портрет императора Александра III и занавес для балета «Шехерезада».
Одним из значимых элементов экспозиции были картины, привезенные белорусскими музейщиками. Все они — часть основной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. По возвращении из Белокаменной в Минск они займут свое постоянное место в залах музея. Увидеть их там можно будет ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме вторника.
— Картины Валентина Серова, которые выставлялись в Третьяковке, к концу недели привезут обратно, — рассказал заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси Алексей Хоряк. — Любой желающий опять сможет их здесь увидеть.
Все они приобретены в послевоенные годы у частных коллекционеров Москвы и Ленинграда нашим легендарным директором Еленой Аладовой. На мировых аукционах за них предлагают сотни тысяч долларов.
Белорусские музейщики постоянно возят картины из фондов музея на выставки в Третьяковку, и не только картины Серова. До этого были Головин, Константин Коровин, Иван Шишкин, Николай Ге.
«Внутренний вид Успенского собора», 1896 год
Этюд, как и эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», сделан во время коронации в Успенском соборе Московского Кремля для художественного альбома «Коронационный сборник».
Царская семья была работой довольна. А вот сам Серов тогда писал «Одно могу сказать, что картина мне порядком надоела». Вместе с Серовым над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие.
Этюд «Открытое окно. Сирень», 1886 год
Этюд создан в Абрамцеве, которое, по словам современников, дарило жизненную силу художнику.
Написан к картине «У открытого окна. Портрет О. Ф. Трубниковой». Ольга Федоровна Трубникова (1864 — 1927) воспитывалась в доме Аделаиды Симонович — сестры матери художника. В мае 1886 года у Симоновичей в Едимонове Тверской губернии Серов встретился со своей невестой и написал ее портреты у открытого окна. Через три года они поженились и счастливо прожили в браке 22 года.
«Портрет Ольги Федоровны Томара», 1892 год
Ольга Федоровна Томара (1870 — 1952) — артистка. Дочь владельца усадьбы Киреево в Химках Федора Мамонтова и Ольги Кузнецовой — племянницы Саввы Мамонтова.
Ольга вышла замуж за Михаила Томара — титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Портрет написан в усадьбе Киреево.
«Портрет А. Г.
Гиндус», 1910 — 1911 годы
Анна Григорьевна Гиндус (дата рождения не известна, скончалась в 1920 году) — владелица мастерской дамских мод в Петербурге. Обучалась моделированию одежды и портновскому мастерству в Париже в Доме моды знаменитой французской художницы-модельера Жанны Пакен.
В 1910-х изделия мастерской Гиндус были популярны в среде аристократии и интеллигенции Петербурга, некоторые из них представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея. После Октябрьской революции уехала в Париж, где содержала салон мод. Серов был в дружеских отношениях с Анной Григорьевной, ее сестрой Марией и мужем сестры Грюнбергом, управляющим журнала «Нива».
Ключевые слова: серовкультура
Версия для печати Добавить в закладки Постоянная ссылка
Источник: https://www.souzveche.ru/articles/culture/29616/
Биография Валентина Серова
Опубликовано: 15.12.2016 — 23:27
Серов Валентин Александрович (1865-1911) – русский художник, портретист, график.
Рождение и семья
Великий художник появился на свет 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге.
Его отец, Александр Николаевич Серов, был знаменитым русским композитором и музыкальным критиком.
Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. Её родители Бергман Семён Яковлевич и Гудзон Августина Карловна в Москве держали небольшую лавку колониальных товаров. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения.
Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте.
В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Отцу было 43 года, когда он женился на своей 17-летней ученице Валентине Бергман. Прошло чуть больше года, и у них родился единственный сын, которого назвали Валентином.
Детство
Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.
Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок.
Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум.
В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?
Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тест
Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.
А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.
Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.
В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.
Детские годы за границей
Несмотря на своё страстное увлечение общественной деятельностью и музыкой, мама всё-таки обратила внимание на удивительные способности сына к рисованию.
Хотя для неё было неожиданным, что талант ребёнка стал проявляться в направлении живописи, а не музыки.
Валентина Семёновна стала развивать способности сына и в 1873 году отдала восьмилетнего ребёнка на обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу.
Однажды рисунки мальчика увидел скульптор Антокольский. В детских художествах Серова уже тогда можно было заметить, что природа заложила в него дар к живописи. Антокольский посоветовал матери развивать у сына художественный талант и немедленно отдать его на обучение к Репину, который в то время проживал в Париже.
Осенью 1874 года Валентина Семёновна последовала советам Антокольского и перевезла сына в Париж. Она хорошо была знакома с художником И. Е. Репиным, который к тому времени уже успел прославиться своей картиной «Бурлаки на Волге».
Художественные способности мальчика Репин оценил высоко и стал с удовольствием с ним заниматься. Учитель говорил о ребёнке: «Он настолько самозабвенно занимался рисованием, что иногда приходилось заставлять его бросить всё и отдохнуть».
Возвращение в Россию
В Париже Серовы пробыли чуть меньше года и в 1875 году вернулись в Россию. Они поселились в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) в имении Мамонтовых.
Здесь мать с сыном пробыли всё лето, и юный художник написал тогда свой первый натюрморт «Синяя ваза». К осени Серовы вернулись в Санкт-Петербург, и мальчик поступил на обучение в гимназию Карла Мая.
Но здесь они тоже долго не задержались.
Мать познакомилась со студентом-нигилистом Василием Ивановичем Немчиновым, влюбилась, стала жить с ним гражданским браком, и вскоре они вместе отправились на Украину.
Там поселились сначала в Киеве, позже переехали на принадлежавший Немчинову хутор Ахтырка в Харьковской губернии. Надо отдать должное, с маминым вторым мужем у ребёнка сложились хорошие отношения.
Мужчина оказался прекрасным человеком, вместе с маленьким Валентином они ходили на охоту и рыбалку.
Пока жили в Киеве, Серов обучался в гимназии и посещал рисовальную школу Н. Н. Мурашко, которую рекомендовал ему Репин. В рисовальной школе талант Серова был отмечен малой серебряной медалью. В 1876 году у Валентина родился младший брат Александр.
Но вскоре на Украине началась эпидемия холеры. В конце 1878 года мать с детьми бежали в Москву, а Немчинов остался на хуторе, чтобы лечить крестьян.
Если б он и захотел, всё равно не получилось бы уехать с Серовыми, Василий считался не благонадёжным в политическом смысле и находился под постоянным наблюдением полиции.
Вскоре стало известно, что Немчинов сам заболел холерой и умер. Мать погоревала и принялась за работу над своей оперой.
Обучение
А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.
Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.
Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать.
Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты.
Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.
Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.
В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.
Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа.
Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства.
У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».
Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.
Творчество
Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.
Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:
- 1885 – «Волы»;
- 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
- 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
- 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».
На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами.
И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка.
Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц.
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.
В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.
Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.
Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах.
Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».
Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:
- Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
- Николай Лесков и Антон Чехов;
- Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
- Исаак Левитан и Илья Репин;
- Гликерия Федотова и Мария Ермолова.
Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.
В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.
В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.
Семья и дети
В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой.
Девушку воспитали родственники Серова по материнской линии Симоновичи, в их семье и произошло знакомство художника с любовью всей его жизни. Яков Миронович Симонович лечил от туберкулёза маму Оли. Но женщина умерла, и тогда Симоновичи приняли решение взять Олю в свою семью и воспитали её, как родную дочь.
Долгие девять лет они ждали тот день, когда станут мужем и женой. Сотни написанных писем и сказанных тёплых слов, наполненных любовью и нежностью. Благодаря Третьякову, который купил картину «Девушка, освещённая солнцем», Серов, наконец-то, смог на заработанные деньги сыграть свадьбу с любимой женщиной.
29 января 1889 года они венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем был И. Е. Репин.
После свадьбы они вместе побывали в Париже на Всемирной художественной выставке, после чего вернулись в Россию и поселились в Москве.
У Серовых родилось шестеро детей.
Старшая дочь Ольга родилась в 1890 году, после революции, когда власти конфисковали серовский домик, осталась жить в стране. Умерла в 1946 году, после смерти Ольги в 1947 году были напечатаны её воспоминания об отце.
Сын Александр, родился в 1892 году, окончил Петроградский политехнический институт. Уехал жить в Ливан, для этой страны он разработал ирригационную систему, картографию водоёмов и рек, создал первые правила уличного движения. Он прожил дольше всех детей Серовых, умер в 1959 году.
Юрий родился в 1894 году, эмигрировал во Францию, где выступал на сцене. Скончался в 1929 году в возрасте 35 лет.
В 1896 году родился сын Михаил, жил в Москве, умер в 1938 году в возрасте 42 лет.
Сын Антон, родился в 1900 году, как и брат Михаил, прожил 42 года, погиб во время блокады Ленинграда.
Самая младшенькая дочь Наталья родилась в 1908 году, она была любимицей в семье, особенно обожал её отец. Уехала из России, жила во Франции, умерла так же, как и два старших брата, в возрасте 42 лет.
Смерть
Рано утром 5 декабря 1911 года Валентин Александрович собирался к Щербатовым на портретный сеанс. Но внезапно у него случился приступ стенокардии, он упал и умер. В самом расцвете сил и творчества, ему было всего 46 лет. Жена Оля пережила его на 11 лет, умерла в 1927 году за границей.
Ещё ни разу смерть художника в России не воспринималась так трагично, уход Серова приравнивали к уходу Пушкина, Чехова или Толстого. Похоронили его сначала на Донском кладбище, позже останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Источник: http://stories-of-success.ru/valentina-serova
Валентин Серов 1865-1911
«В 1888 году на московской Периодической выставке появились две картины, сразу же привлекшие зрителей необычайной солнечностью и юной свежестью красок.
Одна из них изображала коротко остриженную девочку в розовой блузе, за покрытым белой скатертью столом, на котором лежат три крупных персика.
На другой изображена была девушка постарше, сидящая, прислонясь головой к морщинистому стволу старой липы в кружевной тени летнего парка.
Это были «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серова, и сегодня все такие же свежие, юные, привлекательные.
Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета? Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты. Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». Я не знаю, как лучше описать это чувство; оно похоже на счастье.
Счастье дышать утренним чистым воздухом, глядеть на пронизанную солнечным светом листву, видеть добрую юность.
Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке; он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни. «Я хочу, хочу отрадного,- говорил, вступая на путь большого искусства, Серов,- и буду писать только отрадное…» Двадцать три года было ему, когда он писал «Девушку, освещенную солнцем».
Это было как раз то, в чем нуждалась тогда русская живопись, чего ей недоставало. Не об этом ли думал Крамской, говоря: «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху»?
Автопортрет
Сохранился рисунок Репина, изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Мне кажется, достаточно взглянуть на этот рисунок, чтобы понять характер мальчика — диковатого, нелюдимого, исподлобья глядящего пристальным и упорным взглядом.
Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов. Он с детства дышал воздухом искусства и рано потянулся к карандашу и кисти. Девять лет было ему, когда мать привела его к Репину, жившему тогда в Париже.
Она верила в Репина и не ошиблась. Репин не только оценил дарование мальчика. Он как бы сразу разгадал и его натуру, замкнутую и своенравную. Серов рано лишился отца.
Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома,- рос, забывая родной язык. Некрасивый, большеносый, молчаливый, он был похож на одинокого нахохлившегося птенца.
Но за неприветливой внешностью таилось доброе и чуткое сердце. Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад. Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт.
Когда ученики-новички допытывались у Рембрандта, в чем секрет мастерства, как следует учиться писать, тот неизменно отвечал с лукавой усмешкой: «Берите в руку кисть и начинайте…» Репин, как видно, тоже держался этого мудрого правила. Впоследствии Серов не раз вспоминал, как много дали ему репинские уроки, его доверие, его неназойливые, мягкие, но всегда верные советы, а главное — его личный пример.
Автопортрет. 1881 г.
Бережливость, с какой учитель относился к дарованию ученика, не замедлила сказаться, и уже в ранних юношеских работах Серова наметилось все то, что сделало впоследствии его живопись столь привлекательной и своеобразной. Достаточно взглянуть на карандашный набросок с Репина, сделанный тринадцатилетним Серовым, чтобы увидеть, какой в нем таился портретист. А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка. Лишь тогда, когда все это было выявлено и закреплено, Репин решился послать своего воспитанника в академию. «Может показаться странным,- писал Игорь Грабарь,- что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход…» Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. Он хотел лишь, чтобы его ученик отточил свое умение рисовать у такого блистательного педагога, каким былЧистяков.
Портрет художника Павла Чистякова. 1881 г.
«Человек с лицом тверского мужика и черепом Сократа» (как назвал его Грабарь), обучил несколько поколений русских художников. Павел Петрович Чистяков был умен и чудаковат. Он любил повторять: «Ученики — что котята, брошенные в воду: кто потонет, а кто и выплывет…» Но за кажущейся бессердечностью этой присказки крылось все то же мудрое доверие к собственным силам ученика.
Вот, как встречал Чистяков «новеньких». «Придя в мастерскую,- рассказывал Грабарь,- новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать.
Являлся Чистяков, и, когда очередь доходила до него, учитель принимался разбирать каждый миллиметр начатого этюда, причем свою уничтожающую критику сопровождал такими прибаутками, словечками, усмешками и гримасами, что бедняка бросало в холодный пот, и он готов был провалиться от стыда и конфуза в преисподнюю.
В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить, и даже не с гипсов, а «с азов». Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше…
» На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша. «Нет,- говорил он ему,- карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить». И ставил детский кубик».
С помощью своей системы Чистяков воспитывал в учениках уважение к рисунку — первооснове искусства — и приучал их к мысли, что в искусстве нет и не может быть ничего легкого, что «все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно».
Он приучал смотреть на рисование не как на развлечение, а как на суровую и точную науку, имеющую свои законы, «стройные и прекрасные».
Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда».
Серов принадлежал к немногим, которыми Чистяков гордился. Он говорил, что подобной всесторонней одаренности не встречал еще ни в одном человеке. К концу первой зимы учения Серов стал таким уверенным рисовальщиком, каких немного было в России. Чистяковская школа сказалась впоследствии, как и репинская.
Она позволила Серову соединить свободу и широту письма с тем необыкновенно изящным и безошибочно точным рисунком, что лежит, как фундамент, в основе его картин и портретов.
Как только Серов почувствовал себя достаточно окрепшим, он оставил академию.
Его тянуло к свободе, к действительной жизни, и он погрузился в нее с той жадностью, с тем стремлением запечатлеть, какое всегда отличает художника — сына своего времени.
Автопортрет. 1885 г.
«Он был слишком правдив, чтобы не чувствовать отвращения ко всякой фальши и ходульности»,— говорил о Серове Грабарь. Сам Серов говорил о себе: «Я — злой»… Но его «злость» вовсе не была злостью в житейском смысле этого слова.
То была беспощадность правды, и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться»,— это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением.
Серовскими портретами, их смелой и сочной живописью можно любоваться бесконечно. Но общее впечатление, производимое его творчеством, делается куда полнее, когда сопоставишь его портреты с пейзажами.
Тот разительный контраст, та пропасть, что разделяла «верх» и «низ» русской жизни,— не выразилось ли все это в простых «портретах» родной природы?
Рядом с многоликой панорамой высшего света возникали картины милой сердцу художника деревенской России, с ее серыми деньками, потемнелыми избами, с мохнатыми лошаденками, с бабами на снегу, полощущими белье в студеной воде, с новобранцами, уходящими «служить царю и отечеству» под горький плач матерей и невест…
Так Серов улавливал и запечатлевал во всем черты своего времени, запечатлевал по-новому, по-своему, внося в русскую живопись вместе с богатством правды то особенное, «серовское» богатство красок, которые можно оценить только перед лицом его картин.
Когда мы, остановившись перед той или иной картиной, произносим: «Это Репин», или: «Это Серов», или же: «Это Левитан», то тем самым говорим не только о принадлежности картины, о том, что ее написал Левитан, Серов или Репин. Сами, быть может того не сознавая, мы вкладываем в свои слова гораздо более обширный смысл.
Говоря так, мы как бы признаем, что картина есть выражение личности художника, живая частица его «я».
Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения.
Однако если бы нам пришлось в подробностях растолковать кому-либо, что именно так отличает, скажем, живопись Репина от живописи Серова, мы испытали бы вполне понятное затруднение. Есть вещи, трудно передаваемые словами.
Можно тщательнейшим образом описать наружность человека: цвет его волос, форму носа, каждую морщинку и каждую родинку — и все же описание не заменит вам живого видения.
И все-таки, если бы мне предложили в самых кратких словах сказать о самом отличительном свойстве живописи Серова, я рискнул бы ответить: «Наибольшая выразительность при наименьшей затрате изобразительных средств». Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма.
Лица на его портретах, руки, одежда, кресла, канделябры — все кажется вылепленным буквально считанными, широкими, точными и не стоившими усилий мазками. Но мало кто знает, сколько труда вкладывал этот художник в каждый сантиметр своих полотен.
Серов был едва ли не единственным в истории мирового искусства живописцем, затрачивавшим на некоторые портреты до ста сеансов,— и, разумеется, вовсе не от неумения.
«Я не столько не умею писать быстро, сколько не хочу»,— говорил он со своей застенчиво-угрюмой усмешкой. Свой юношеский этюд «Волы» он писал едва ли не месяц («мерз на жестоком холоде, но не пропускал ни одного дня») лишь потому, что, как ему казалось, он «высмотрел у природы нечто такое, чего раньше никогда не замечал». Это «нечто такое» Серов искал повсюду, вглядываясь в жизнь и выискивая в ней не открытую до него, неведомую еще правду и красоту.
Он твердо верил, что человек ждет от живописи не иллюзии, не подделки — «чтоб как живое»,— а более значительного.
Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка, и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда, и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый. Говоря о таком художнике, не хочется играть словами, но, право же, мне всегда чудилось что-то «нарочное» в самом звучании его фамилии, будто именно ему на роду написано было открыть невиданную свежесть дивных серых тонов: то жемчужных, то розоватых, то сизо-лиловых, прохладных и теплых, как бы впитавших в себя понемногу от всех красок жизни…
Вот почему каждый холст Серова был и остается праздником для тех, кто любит и ценит искусство. Его живопись несет нам радость откровения.
Она не просто отражает видимый мир — она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют, ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками.
Л. Волынский.
Портрет О. Ф. Трубниковой. 1885 г.
У окна. Портрет О. Трубниковой. 1886 г.
Открытое окно. Сирень. 1886 г.
Портрет Сергея Чоколова. 1887 г.
Девочка с персиками. Портрет В. С . Мамонтовой. 1887 г.
Заросший пруд. Домотканово. 1888 г.
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович. 1888 г.
«Девушка, освещенная солнцем». Я никогда не забуду, как незадолго до его кончины, в начале ноября 1911 года, мы стояли с ним в Третьяковской галерее перед этим портретом. Он всегда висел очень высоко, под самым потолком, и не было никакой возможности разглядеть как следует его живопись.
Близ того места стены, где он висел, приходилась отдушина, и вот из опасения, как бы портрет не пострадал, Совет галереи решил его перевесить, что и было сделано осенью этого года.
Дивная вещь, одна из лучших во всей Третьяковской галерее, была спущена в нижний ряд, и только теперь, впервые с тех пор как она попала сюда, стало возможным близко любоваться ее изумительным живописным богатством.
Только теперь можно было оценить все эти бесконечные переливы радужных цветов, не назойливых, не надуманных и меньше всего теоретичных, а глубоко прочувствованных и точно высмотренных в природе. Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и «сегодняшня», что почти не веришь ее дате — 1888 году.
Я сказал Серову о перевеске его картины, и ему захотелось на нее взглянуть. Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова.
Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся». Потом он подвел меня вплотную к картине, и мы стали подробно разглядывать все переливы цветов на кофточке, руках, лице.
И действительно, эта вещь была создана в минуту необычайного подъема в редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе.
Игорь Грабарь
Портрет композитора П. И. Бларамберга. 1888 г.
Портрет А. Я. Симонович. 1889 г.
Портрет П. А. Мамонтовой. 1889 г.
Портрет С. М. Драгомировой. 1889 г.
Портрет Анджело Мазини. 1890 г.
Портрет художника К. Коровина. 1891 г.
Портрет писателя Н. Лескова. 1891 г.
Портрет И. Репина. 1892 г.
Портрет И. Левитана. 1893 г.
Портрет М. Я. Львовой. 1895 г.
Летом. Портрет О.Ф. Серовой. 1895 г.
Октябрь. Домотканово.1895 г.
Баба в телеге. 1896 г.
Саша Серов. 1897 г.
Портрет Н. А. Римского- Корсакова.1898 г.
Портрет А. Пушкина. 1899 г.
Дети. Саша и Юра Серовы. 1899 г.
Портрет С. М. Боткиной. 1899 г.
Портрет императора Николая II. 1900 г.
Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900 г.
Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту
Портрет С. Драгомировой. 1900 г.
Мика Морозов. 1901 г.
Портрет Ильи Репина. 1901 г.
Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.
Портрет Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона с собакой. 1903 г.
Портрет князя Ф.Ф. Юсупова. 1903 г.
Портрет Е. И. Лосевой. 1903 г.
Портрет К. А. Обнинской с зайчиком. 1904 г.
Купание лошади. 1905 г.
Портрет П. Семенова-Тянь-Шаньского. 1905 г.
Натурщица. 1905 г.
Портрет Г. Л. Гиршман. 1907 г.
Портрет Л. Андреева. 1907 г.
Портрет М. Акимовой. 1908 г.
Портрет Е. Морозовой. Фрагмент. 1908 г.
Портрет балерины Т. Карсавиной.1909 г.
Портрет Е. Рерих. 1909 г.
Портрет И. А. Морозова. 1910 г.
Портрет княгини О. Орловой. 1911 г.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42906158461/page
Выставка в Третьяковской галерее осталась без шести картин Валентина Серова
Накануне вызвавшую небывалый ажиотаж выставку картин Валентина Серова к 150-летию со дня его рождения продлили на неделю – до 31 января. Хранители и реставраторы определили, что состояние картин стабильное и продлить выставку на неделю возможно. На выставке предоставлено более 250 работ художника – из 25 российских музеев и 4 заграничных музеев и частных коллекций.
В то же время, шесть картин из зарубежных собраний, которые представлены на выставке, 26 января вернутся в свои музеи, согласно международным договоренностям.
1. «Портрет Александра III»
В Россию картину привезли лишь на период выставки в Третьяковской галерее. Уже 26 января «Портрет Александра III» вернется, в офицерский фонд королевской лейб-гвардии в Копенгагене, в котором он хранится.
Валентин Серов написал портрет Всероссийского императора в 1899 году. Для работы над картиной художник несколько раз выезжал в Копенгаген.
Император Александр III изображен в нарядном мундире и торжественной позе около одной из главных лестниц дворца Фреденсборг (Дания). На ярко-красном полотне мундира сияют золотистые эполеты и почетные ордена, лицо полно радости и гордости, поза уверенная и величественная. Серов был блестящим портретистом – он написал Александра по памяти, когда тот уже скончался.
Ни для кого не секрет, что художник относился к Александру III с особым трепетом и уважением – император во многом помог Серову на жизненном и творческом пути. Валентин Серов написал множество портретов царской семьи, однако картина Александра III считается самой лучшей.
Кстати, портрет императора заказали датские военные после смерти Александра III.
Когда княгиня Юсупова увидела в первый раз «Портрет Александра III», назвала его лучшей работой. Но скромный художник ответил: «Дело вовсе не в том, что он лучший. Дело в том, что другие портреты были совсем плохими».
«Портрет М.Н. Акимовой»
Эта картина Серова принадлежит Национальной галерее Армении в Ереване. Портрет был написал в 1908 году по натуре княгини. Впервые картина была представлена на художественной выставке в 1909 году и произвела фурор среди зрителей.
Посетители выставки восхищались красотой княгини Марии Акимовой. Серову особенно удалось трудное сочетание красного с синим – он старался подчеркнуть восточный колорит красивого лица княгини.
Когда художник Игорь Грабарь попросил Валентина Серова написать список его шедевров, то портрет Акимовой оказался в первой пятерке.
«Портрет М.Н. Акимовой» был подарен Национальной галерее Армении самой княгиней. Ничего удивительного – настоящая фамилия Акимовой была Акимян.
«Открытое окно. Сирень»
Картина была написана в 1886 году в Абрамцево, там же была создана и «Девочка с персиками».
Абрамцево сыграло огромную роль в жизни художника. Критики в один голос говорят, что именно Абрамцево дарило картинам Серова жизнеутверждающую силу.
«В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – говорил Валентин Серов.
Картина «Открытое окно. Сирень»входит в коллекцию белорусского музея в Минске. 26 января она вернется на свое постоянное место – в демонстрационный зал «Русская живопись». Стоит отметить, что всего в фонде музея хранится 10 картин Валентина Серова.
«Портрет О.Ф. Тамары»
Героиней этого портрета является артистка, дочь Федора Мамонтова, владельца усадьбы Киреево в Химках, Ольга. Картина была написана в 1892 году в саду усадьбы Мамонтовых.
При создании этого портрета Валентин Серов особенно интересовался хрупкостью и утонченной красотой обычно скрытого шляпой лица Ольги.
Картина была создана после замужества артистки, взявшей фамилию мужа – титулярного советника Михаила Тамары.
«Портрет О.Ф. Тамары» хранится в Национальном художественном музее Белоруссии в Минске.
«Портрет М.Я. Львовой»
На портрете изображена двоюродная сестра Серова Мария Львова, она же Маша Симонович, изображенная на знаменитой картине «Девушка, освещенная солнцем».
Этот шедевр завершил «серию» портретов Марии Яковлевны, сделанную Серовым. Всего с 1879 по 1896 года Серов написал картины по натуре своей сестры не менее восьми раз.
Этот портрет был написан художником в один из приездом Марии в Россию после замужества в Париже, в 1895 году, и подарен ей.
Мария Львова завещала свой портрет Третьяковской галерее, однако ее сын после кончины матери подарил «Портрет М.Я.Львовой» музею Орсе в Париже. Стоит отметить, что портрет Львовой гостит в России впервые за сто с лишним лет.
«Портрет Анны Гиндус»
Национальный художественный музей Белоруссии также щедро предоставил Третьяковской галерее на время выставки Валентина Серова «Портрет Анны Гиндус». Этот портрет принадлежит основательнице одного из самых известных модных домов Санкт-Петербурга, кутюрье семьи Императора и высшего света северной столицы Анне Григорьевне Гиндус. Картина была написана Серовым в период с 1910 по 1911 годы.
КСТАТИ
Галерея находится по адресу: Крымский Вал, 10.
Выставка открыта: вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00).
Четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00).
Понедельник – выходной.
МЕЖДУ ТЕМ
Выставка художника Валентина Серова стала самой посещаемой в истории России и СССР.
– На настоящий момент выставку посетили около 440 тысяч человек. Это абсолютно рекордная цифра в истории Третьяковской галереи и выставок русского искусства за последние 50 лет, – сказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (далее…)
Источник: https://vm.ru/news/2016/01/25/vistavka-v-tretyakovskoj-galeree-ostalas-bez-shesti-kartin-valentina-serova-309555.html
Валентин Серов: биография, разбор картин и личная жизнь художника
Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с членами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн — вспоминаем творчество известного русского художника.
«Взмахивал карандашом решительно и смело»
Валентин Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой и первой женщиной-композитором в России.
Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен.
Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кеппингу.
Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.
Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды.
В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова.
Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.
Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».
«Все, чего я добивался, — это свежести»
Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица.
Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович.
В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве.
В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.
Портретист императорской семьи
В этот период Серов рисовал портреты деятелей искусства — итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова и композитора Николая Римского-Корсакова.
В 1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр III с семьей» — в честь спасения царской семьи при крушении поезда на станции Борки. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Обычно Серов подолгу трудился над портретами и назначал натурщикам множество сеансов, однако с царем художнику удалось встретиться лишь единожды. Над образом Александра III Серов работал по фотографии.
Эскизные портреты детей царя — 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и 11-летней Ольги — художник рисовал с натуры.
В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе — он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку.
В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни.
Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году появилось новое объединение художников — «Мир искусства», в эту группу вошел и Серов.
Он занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности.
Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки».
В конце XIX века Серов увлекся черно-белым рисунком. Он иллюстрировал басни Крылова — изучал повадки волков, лисиц, ворон. Валентин Серов с детства любил животных, они были частыми героями его полотен. Лучшей моделью Серов в шутку называл бульдога, с которым для портрета позировал Феликс Юсупов — сын княгини Зинаиды Юсуповой.
После смерти Павла Третьякова Серова избрали членом совета Третьяковской галереи — он оставался им до конца жизни. С 1898 по 1909 год художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества — руководил натурной мастерской. Многие художники, среди которых — Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян — считали Серова своим главным учителем и наставником.
В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».
В 1911 году Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8247/valentin-serov
Художник Валентин Серов
Большое собрание картин великого русского художника Валентина Серова находится в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве.
Биография художника начиналась замечательно. Валентин Александрович Серов с первых лет жизни оказался среди людей, причастных к ведущим культурно-эстетическим веяниям эпохи. Его отец Александр Николаевич Серов был композитором и музыкальным критиком, мать Валентина Семеновна Бергман-Серова – талантливой пианисткой.
Валентин Серов. Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889
В 1860-е годы гостеприимный дом его родителей стал в столице центром притяжения для людей искусства. Внешне мальчик выглядел замкнутым и угрюмым, он рано был предоставлен сам себе.
Валентин Серов. Автопортрет. 1885
Детские годы будущего живописца проходили в атмосфере высокого служения искусству, которую создавали не только родные, но и друзья дома: художники В.Д.Поленов, Н.Н.Ге, М.М.Антокольский, Л.О.Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака), композиторы Ф.Лист, Г.Берлиоз, знаменитый критик В.В.Стасов. Бывал у Серовых И.С.Тургенев.
В 1872 году Валентин Серов лишился отца, и они вдвоем с матерью поселились в Мюнхене, который вскоре превратился в ведущий культурный центр Европы. Мюнхенский рисовальщик К.Кеппинг становится его первым учителем. Именно с Кеппингом молодой Серов путешествовал по Европе в 1885 году, знакомясь с искусством Рафаэля, Рембрандта, А.Ван-Дейка, Энгра, Я.
Вермера и любимого Веласкеса.
Валентин Серов. Портрет Ильи Репина. 1901
Валентин Серов начал заниматься у Ильи Репина, сначала в Париже, потом в Москве. В Крыму молодой художник наблюдал за работой наставника над картиной «Запорожцы». И.Э.Грабарь, исследователь творчества Серова и его первый биограф, вспоминал:
По совету Репина в 1880 году Валентин Серов поступил в Императорскую академию художеств. Но в 1885 году вслед за Врубелем, работавшим над росписями киевских храмов, Серов едет на Украину, а затем в Москву.
Фактически он порывает с академией, не завершив образования.
Начинается самостоятельный путь художника, который пересекается с ведущими направлениями русской культуры и, прежде всего, с работами Абрамцевского художественного кружка.
Валентин Серов. Открытое окно. Сирень. 1886
В Абрамцеве творчеством были захвачены все: и члены семьи во главе с хозяином Саввой Ивановичем Мамонтовым, и их друзья, подолгу гостившие в усадьбе. Это сообщество превратилось в колыбель новаторских открытий.
Поэзия природы помогала развиваться талантам художников — Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Константина Коровина, В.Д. и Е.Д.Поленовых.
В творчестве Валентина Серова новые веяния получили особый душевный отклик.
Валентин Серов. Зима в Абрамцеве. Церковь. 1886
На картине «Зима в Абрамцеве. Церковь» луч солнца пронизывает уголок светлого, прозрачного леса, заставляет искриться снег, вспыхивать золотом церковный купол. Стройный силуэт храма словно парит над заснеженным безлюдным оврагом. Такой нам предстает церковь, выстроенная по проекту В.М.Васнецова и В.Д.Поленова.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/hudozhnik-valentin-serov-2