Описание картины василия кандинского «черный аккомпанемент»

Василий Кандинский

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых — «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Портрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе.

Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета.

Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Художник Василий Кандинский

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Картина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств.

Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике.

Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Картина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм.

Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий.

В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Книги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Картина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж.

Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла.

Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.

Василий Кандинский и Габриеле Мюнтер

В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.

Василий Кандинский и его жена Нина Андреевская

Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь — смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Могила Василия Кандинского

Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере.

Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился.

Читайте также:  Описание картины амедео модильяни «анна ахматова»

В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения.

Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования.

На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Произведения

  • 1901 – «Лето»
  • 1903 – «Синий всадник»
  • 1905 – «Габриэль Мюнтер»
  • 1908-1909 – «Синяя гора»
  • 1911 – «Все святые»
  • 1914 – «Фуга»
  • 1923 – «В черном квадрате»
  • 1924 – «Черный аккомпанемент»
  • 1927 – «Вершины на дуге»
  • 1932 – «Справа – налево»
  • 1936 – «Доминирующая кривая»
  • 1939 – «Сложное-простое»
  • 1941 – «Различные происшествия»
  • 1944 – «Лента с квадратами»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/36448-vasilii-kandinskii.html

«Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально — поэтическая символика огня.»

Беседа.

(Слайд) «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, написавший эти абстрактные картины.

И тема сегодняшнего урока будет звучать как «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально — поэтическая символика огня.» (Слайд)

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.  

Запись в тетрадь: учебник «Искусство» стр. 72. Тема урока. Василий Кандинский (1866 – 1944). Понятие абстракционизма.

— Прочитайте пожалуйста мне его.

(Слайд) Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека « музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы в работе «Композиция 8»(слайд) .

— Картина «Контрастные звуки» (слайд) — ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах.

Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции.

«Контрастные цвета» — одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд) была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

— У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета. Одна из них (слайд) «Сценическая композиция – «Желтый звук» — Премьера состоялась 12 мая 1972 года в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (слайд) (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира».

Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «в театре»

(слайд) По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей.

В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» — некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, направление взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, — должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому.

Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них.

Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

— Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

 При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».

Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука.

Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

Обучающийся читает миф о Прометее.

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин.

Источник: https://multiurok.ru/files/zvuchashchii-tsvet-i-zrimyi-zvuk-muzykalno-poetich.html

Конспект урока по искусству на тему «Звучащий цвет и зримый звук»

Искусство 8 класс

Маслова Светлана Юрьевна

Учитель ИЗО МАОУ «СОШ№4»

г. Ялуторовск Тюменская область

Тема: Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня

Цель:  Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма

Задачи изучения темы:

  • познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;

  • заинтересовать личностью и творчеством художника Кандинского В.В. и композитора Скрябина А.Н.

  • дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Оснащение урока

  • Презентация – «Звучащий свет и зримый звук»;

  • Раздаточный материал – кейс, основные положения лекции, определения, миф о Прометее, информационные карточки;

  • Фрагменты видеозаписей с  исполнением симфонической поэмы «Прометей»

  • Живописные материалы – бумага, краски, фломастеры, карандаши.

Ход урока:

Ребята входят в класс под симфоническое произведение Скрябина «Прометей», занимают свои места, учитель постепенно убавляет звук, приветствует детей.

— Здравствуйте, ребята! Вы зашли в класс под необычную, непривычную для вас музыку – музыку, которая насыщена неким таинством, светом, огнем, силой, борьбой и необыкновенной энергией. Вы сегодня должны быть под стать этой музыке – тоже энергичными и настроенными на выполнение большой героической задачи.

— Эта задача как раз лежит перед вами на столах. Ознакомьтесь, пожалуйста, с документом «КЕЙС» (дети знакомятся с содержанием кейса, обсуждают приведенную в тексте ситуацию).

— Давайте попробуем найти ответы на вопросы кейса вместе. Некоторые моменты мы рассмотрим в презентации, что-то вы найдете в информационных карточках, и из всех источников попробуем отыскать истину. Начнем с презентации.

2. Презентация по теме урока. Показ слайдов с картинами Василия Кандинского (учитель беседует с учащимися по слайдам презентации, делают необходимые записи в тетради).

а) Абстракционизм.

  б) Кандинский:

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, русский художник-абстракционист.

Изучая воздействие цвета на человека В. Кандинский описал свойства красок — цвет, тон и интенсивность.

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.

Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека.

«Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека «музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

в) Цветоведение:

В. Кандинский – стал основоположником цветоведения.

г) Работы В. Кандинского:

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета (Контрастные звуки, Черный аккомпанемент, сценическая композиция – Желтый звук).

Вывод по первой части урока:

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Продолжение работы со слайдами презентации (учитель рассказывает)

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира».

Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет».

(Изображение на экране) Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (На слайде инструмент Скрябина)

По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особые световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

3.Работа с приложением кейса

Читайте также:  Описание картины николая рериха «путь в шамбалу»

  — А кем является Прометей? Что он сделал для людей? (ребята работают с приложением кейса, отвечают на вопросы учителя)

— Как вы думаете, почему Скрябин так назвал свою поэму – «Прометей»?

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» — некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную.

— Как Скрябин представлял себе исполнение симфонии «Прометей»?

Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому.

Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету.

Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них.

-Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

— А сейчас такое исполнение возможно?

При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру».

Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука.

Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

— Познакомимся с современным исполнением симфонии «Прометей»

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябина. Финал.

4. Творческое задание

— Что скажете, ребята? Можно ли увидеть звук? А цвет – услышать?

Обратите внимание на доску – всего два слова (с обратной стороны – написаны задания): цвет и звук. Поднимите руки те, кто выбирает звук, а теперь, те – кто выбрал звук. Отлично! Читаем задания и выполняем! Если что-то непонятно – перед вами учебник и информационные карты.

(Выполнение работы. Представление и обсуждение работ).

5. Итог урока. Домашнее задание

— Что поразило вас сегодня на уроке больше всего?

— А что осталось непонятным?

— Попробуйте найти ответы на свои вопросы дома самостоятельно, а на следующий урок расскажите, нам нашли ответы на эти вопросы или нет.

— Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Вы сильны и могучи. Я желаю вам никогда не сталкиваться с отчаянием, но если это случится – победите его! Всегда оставайтесь оптимистами!

КЕЙС

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Василий Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы.

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

ПРИЛОЖЕНИЕ К КЕЙСУ

ПРИМЕЧАНИЕ: каждый документ приложения печатается на отдельном листе (для удобного пользования – листы разного цвета)

Правила, определяющие беспредметность элементов:

1. отказ от рисунка, светотени и предметного колорита;

2. набор чистых цветов;

3. набор основных линий и форм. В частности, выделение в качестве фундаментальных (например, у Кандинского) трех геометрических фигур: треугольника, четырехугольника и круга;

4. символика линий и форм — например, треугольник может быть символом Троицы, квадрат — земной жизни, а круг — вечности;

5. символика цвета. Например, желтый цвет, по Кандинскому, «можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия… припадка бешенства, слепого безумия, буйного помешательства…

Это похоже и на безумное расточение последних сил лета в яркой осенней листве…» Напротив, синий цвет содержит «элемент покоя». При сильном его углублении он «приобретает призвук нечеловеческой печали». Черный цвет «внутренне звучит…

как мертвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежности».

Желтый звук», 1909

Сценическая композицияДействующие лица:Пять великановНеопределенные существаТенор (за сценой)РебенокМужчинаЛюди в свободных одеянияхЛюди в трикоХор (за сценой)Музыкальную часть взял на себя Фома фон Гартман.

Вступление

Несколько неопределенных аккордов в оркестре.Занавес.Темно-синие сумерки, вначале белесоватые, затем становящиеся интенсивно темно-синими.Спустя некоторое время в глубине сцены появляется свет, который по мере углубления цвета становится прозрачнее.Спустя некоторое время возникает оркестровая музыка.Пауза.

Из-за сцены слышится хоровое пение, его исполнители должны быть расставлены так, чтобы слушатель не мог установить источник звучания. В основном слышны басы. Пение размеренно, бесстрастно, с прерываниями, обозначенными точками.Сначала низкие голоса: «Жесткие как камни сновиденья… И говорящие скалы… Глыбы с загадками, полными вопросов..

. Движение неба… и расплавление… камней… Вздымающийся кверху невидимый… вал…»Высокие голоса: «Слезы и смех… при проклятье молитва… Радость единения и чернейшие битвы».Bсe:»Сумрачный свет при… солнечнейшем… дне (быстро и внезапно скрываясь)Пронзительно светящаяся тень на фоне темнейшей ночи!!»Свет исчезает.

Внезапно становится темно.Длительная пауза.

Затем музыкальная интродукция.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Миф о Прометее

Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими.

Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину…

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-uroka-po-iskusstvu-na-temu-zvuchashchiy-cvet-i-zrimyy-zvuk.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector