Максимов В.М. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Описание картины
1875г. Холст, масло.
116 х 188 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Максимова В.М. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»
Одно из лучших произведений позднего передвижника Василия Максимова. В своём творчестве он неизменно опирался на два столпа – жанровость и достоверность. Художник-жанрист, как именуют его искусствоведы, был верен себе и в этой картине.
Итак, что мы видим? Благодаря исключительной достоверности, реализму и тщательно выписанным образам и эмоциям, вся сценка будто оживает у нас перед глазами, герои приобретают объёмы, все события неспешно, но динамично разворачиваются перед глазами.
В разгар весёлого свадебного пира, на современный взгляд, конечно, простоватого, но богатого в своей аутентичности, в дверях дома появляется колдун.
Древний дед в заснеженном тулупе вызывает у всех собравшихся соседей и родственников молодых, застывших под образами, целую гамму эмоций – у кого-то оторопь, у кого-то смятение, у кого-то плохо скрываемое беспокойство.
Сегодняшнему зрителю очень сложно понять, отчего так переполошилась сельская свадьба?
Всё дело в том, что приход колдуна мог сулить, как и счастье, так и горе – никто не знает посулит ли мудрый старец долгую беззаботную жизнь молодым или же предречёт тяжкие испытания, а то итого хуже – сглазит или хворь «наговорит»? Именно поэтому музыкант бросил балалайку, о чём-то тревожном шепчет подружка, с тревогой глядит на дверь молодая, а родители молодых спешат задобрить старика, привечая его хлебом-солью.
Кисть художника выписала каждый образ в отдельности, гармонично скомпоновав на картине столько фигур, объятых одним настроением, которые разворачивают перед нами целый автобиографичный рассказ (художник воспроизвёл случай, произошедший на свадьбе брата).
Картину эту сегодня можно увидеть в Третьяковке, как и много лет назад, она принуждает остановиться, приглядеться в растревоженные лица, и понять причину это беспокойства, ну и, конечно, восхититься мастерством автора, который заставил свои образы на полотне жить.
Лучшие картины Максимова В.М.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/maksimov-v-m/maksimov-v-m-prixod-kolduna-na-krestyanskuyu-svadbu/
Энциклопедия мировой живописи(очередной 262 выпуск) | Студия И
Выпуск 262. Максимов Василий Максимович(1844-1911)
Василий Максимович Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были единственными жителями деревни, поэтому, когда у мальчика появился интерес к рисованию,они всячески поддерживали его увлечение.
Именно детские впечатления, восприятие которых происходило в окружении красот русской природы северо-запада России, стали определяющими в выборе профессии будущего художника и в его творчестве.
С раннего детства окружённый вековым устоявшимся укладом крестьянской жизни, с красочными обрядами сельских праздников, витиеватой резьбой крестьянских изб и самобытными крестьянскими костюмами из домотканой ткани, Василий на всю жизнь сохранил эти яркие детские впечатления, способствовавшие рождению в его душе поэтической чуткости и умению видеть и ценить красоту.
Как позже отмечал Максимов в своих воспоминаниях, его поистине восхищали чудесные виды Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова, где он смог познакомиться с творчеством О.А. Кипренского(1782-1836), В.Л. Боровиковского(1757-1825) и А.П. Лосенко(1731-1773).
Василий рано потерял отца: когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скоропостижно скончался от простуды, в десять лет — умерла мать.
За год до этого Василий был определён в монастырскую школу, а затем и в послушники Николаевского монастыря.
Послушников ничему не обучали в монастыре, кроме пения, а Василию очень хотелось учиться рисовать, и поэтому в 1855 году он самовольно покинул монастырь и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, которую в свою очередь тоже покинул через два года из-за царившего в стенах мастерской жестокого обращения с учениками, и поступил в работники-ученики к известному в Петербурге иконописцу К. А. Ярыгину.
Несмотря на все сложности обучения(учитель был очень суровым человеком с тяжёлым характером), растянулось оно на целых пять лет… Всё дело в том, что на второй год работы у мастера разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте, а это в свою очередь приближало Максимова к исполнению его самой заветной на тот момент мечты — учиться в Императорской Академии художеств.
Осенью 1862 года Максимов успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, и 7 января 1863 года в качестве вольнослушателя, поскольку не имел отпускной от сельского общества, начал в ней свои занятия.
Его учителями в Академии были выдающиеся мастера живописи: русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля Ф. А. Бруни(1799—1875), исторический и портретный живописец, представитель академизма. Т. А.
Нефф(1804-1877), известнейший русский исторический живописец, академик, заслуженный профессор живописи Императорской Академии художеств А. Т. Марков(1802-1878) и известный исторический и церковный живописец академического направления, академик, профессор, П.
М. Шамшин(1811-1895).
Уже в ноябре 1863 года за рисунок «Бойцы» Максимов был переведен из класса гипсовых фигур в натурный класс. Затем, во время всего периода обучения среди талантливых соучеников, среди которых были К. А. Савицкий(1844-1905), В.Д.Поленов(1844-1927) и И.Е. Репин(1844-1930), Максимов практически всегда был в числе первых.
В 1864 году Максимов стал членом Художественной артели, возглавляемой известным художником Петром Александровичем Крестоносцевым(Волгиным)(1837-1897). Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели И. Н.
Крамского(1837-1887), но просуществовала немногим более года.
Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году.
Такие сюжеты были не характерны в то время для русской жанровой живописи,и в новинку для русской публики, соответственно и воспринимались они довольно прохладно.
А вот написанная Максимовым в то же время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали Императорской Аадемии художеств «за экспрессию».
Пройдя весь академический курс за три года, Василий Максимов отказался от участия в конкурсе на большую золотую медаль и права на пенсионерскую поездку за границу, как до этого тремя годами ранее отказалась группа «четырнадцати» во главе с И.
Н. Крамским.
«Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он,- я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».
В 1866 году Василий Максимов покинул стены Императорской Академии Художеств с аттестатом на званием художника 3-й степени и чином 14-го класса и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню».
Он уехал в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования.
Шубино — очень значимый этап в творческом становлении художника. Именно там зародились темы всех его значительных картин, По словам художника, ему больше не хотелось писать портреты нарядных городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей….. Отныне всё творчество Максимова было посвящено только русскому крестьянству.
Летом того же года Максимов совершил творческую поедку по Волге, которая очень обогатила его эмоционально и принесла много ярких впечатлений о жизни простого народа.
В конце 1867 года Максимов представляет на выставке Императорского общества поощрения художеств(ОПХ) свою картину «Бабушкины сказки», высоко оценённую публикой и критиками.
Картина была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в ещё Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова.
Картина художника была премирована, Академия художеств продлила художнику стипендию и, что самое главное, позднее картина была выкуплена Павлом Михайловичем Третьяковым(1832-1898) для своей коллекции.
В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечты о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
Произошло также серьёзное изменение в личной жизни художника — Василий Максимович Максимов женился. Его избранницей стала Лидия Александровна Измайлова, ставшая впоследствии его незаменимой помощницей, и большим другом .
26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Это сразу наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.
В 1878 году Василий Максимов был удостоен звания академика.
Восьмидесятые и девяностые годы стали периодом наибольшей творческой активности художника.
Большой знаток народной жизни, Максимов много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Семейный раздел» (1876), «Заем хлеба» (1879), «Больной муж» (1881), «Бедный ужин» (1879).
Правдиво изображая крестьянский быт и уклад, художник всегда старался показать положительные начала деревенской жизни, представить российское крестьянство как воплощение лучших качеств русского народа.
Однако, наиболее полно талант Василия Максимова раскрылся в его эпической картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), отмеченной глубоким знанием деревенского быта.
Тщательно выписанные поэтические образы жениха и невесты, острый профиль колдуна, выразительный типаж стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему:
«Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».
Среди значительных произведений Василия Максимова несколько особняком стоит написанная им 1889 году картина «Всё в прошлом», проникнутая ностальгией по ушедшим временам и продолжающая мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд».
Картина никак не вписывалась в ряд его центральных полотен но представляла художника как выдающегося мастера бытового жанра в русском живописном искусстве. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.
Последние два десятилетия жизни Василия Максимова оказались полны горькой нужды, лишений и разочарований. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; на свои картины со «старыми» сюжетами из крестьянского быта,
Незадолго до смерти художник начал картину «Прощеное воскресенье», которую закончить уже было уже не суждено..
Василий Максимович Максимов умер 1 декабря 1911 года в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге. Художник был похоронен на кладбище Васильевского погоста. В 1957 году на могиле Максимова был установлен новый памятник.
В 1913 году в Московском обществе любителей художеств был устроен вечер памяти Льва Толстого, Павла Третьякова и Василия Максимова.
С воспоминаниями о Максимове выступили А.М.Васнецов, А.П.Брюллов, Е.Е.Волков и И.Е.Репин.
Репину принадлежал некролог Максимову, в котором он верно и точно подметил, что в изображении быта крестьянской деревни не было никого, кто бы сравнился с Максимовым.
Лучшие произведения художника: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) и «Семейный раздел в крестьянском быту» (1876), украшают в наши дни экспозицию Третьяковской галереи в Москве.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»: — Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»; — Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .
Источник: http://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-8/
Кто такие вытницы и подколпашницы?
В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент картины) |
Русская свадьба: чины и ритуалы
Свадьба – всегда яркое и запоминающееся событие в жизни человека.
На Руси в разных регионах сложились различные традиции проведения свадебных церемоний, зависевшие от обычаев, бытовых норм, уклада жизни. Но было у них и много общего.
В различных слоях русского общества свадьбы проходили по похожим в принципе сценариям, различаясь размахом, затратами, количеством гостей и задействованных свадебных чинов.
На великокняжеских и царских свадьбах церемонии проводились по специально составляемому «свадебному чину», в котором не только подробно расписывался весь ход ритуала, но и назначались конкретные лица на почетные свадебные должности (чины). Получить назначение на свадебный чин считалось большой удачей для бояр и окольничих, так как после окончания свадебного пира все они получали богатые подарки, а многие и более высокие придворные должности.
Естественно, что на крестьянских свадьбах «свадебный чин» не составлялся.
Порядок проведения свадебных ритуалов сложился веками, к тому же, везде были люди, считавшиеся знатоками подобных торжеств, помогавшие организовать и провести их в соответствии с традициями.
Это касалось и свадебных чинов, которые в различных регионах немного отличались по названиям и обязанностям в ходе свадебных церемоний. Отметим, что свадьбы небогатых городских жителей проводились практически по тем же ритуалам, что и сельские.
Любопытно, что на крестьянских свадьбах специальных чинов было даже больше, чем на великокняжеских и боярских, где ряд функций выполняли официальные придворные или слуги, а из гостей ритуальные чины получали только самые почетные. На крестьянской свадьбе практически все участники получали специальные свадебные чины, которые для большинства просто подтверждали расположение к ним молодоженов и их родителей, не предполагая конкретных ритуальных действий.
Н.П. Богданов-Бельский. Венчание
Традиционно на свадьбах жениха и невесту именовали князем и княгиней, подчеркивая, что в этот день именно они главные на торжестве, а все остальные оказывают им почет и уважение.
Во многих местностях гостей именовали боярами, причем, близких родственников и почетных гостей – большими боярами. Этим пытались хотя бы на время условно повысить их социальный статус и сделать обращение к ним более весомым. Но для свободолюбивого северо-запада страны это было не характерно.
В этих регионах гостей именовали свадебниками, сваробьянами, сваребниками. Похоже, что эти названия произошли от различных вариантов произношения слова «свадьба».
Большинство бояр (свадебников) просто были гостями на свадебном застолье, но некоторые еще и сопровождали свадебный поезд, присутствовали в церкви на обручении и венчании.
Важное место в организации свадьбы отводилось дружке, который собственно и был организатором и распорядителем всей церемонии. В современных условиях часть обязанностей дружки отошла к тамаде. Дружка должен был быть женат, иметь веселый нрав и острый язык. Обычно он вступал в свои обязанности с момента приезда жениха в дом невесты.
На него возлагалось не только ведение всего торжества в соответствии со сложившимися традициями, но и ритуальное оберегание молодых от сглаза и порчи, для чего он в ряде случаев применял кнут, которым отгонял нечисть, и специальные заговоры-приговоры. Могло быть два дружки – со стороны и жениха, и невесты.
Дружке полагался помощник – полудружье.
На свадьбе обязанности родителей новобрачных выполняли посаженный отец и посаженная мать, часто ими становились крестный отец жениха и крестная мать жениха или невесты. Они сопровождали молодых в церковь на обручение и венчание, сидели рядом с ними на свадебном застолье. В ряде мест эти чины имели другие названия.
Со стороны жениха – тысяцкий, воевода, дядька, сват, а со стороны невесты – божатка князева, сваха, сватья, свашница. Иногда на свадьбе назначались и посаженная мать, и свашницы. В этом случае последним отводились функции помощниц невесты. Они её одевали к венцу, переодевали, переплетали ей после венчания девичью косу в косы, надевали женский головной убор и т. п.
Иногда для помощи невесте назначались подсвашницы.
Особая роль отводилась подневестнице и подженишнику, которые назначались из друзей жениха и подруг невесты. Они в ходе венчания держали над молодыми венцы, а затем выполняли функции, сходные с теми, что в наши дни отводятся свидетелю и свидетельнице. В ряде мест на подневестницу возлагались и функции помощницы невесты (подсвашницы).
Обязанности помощниц и оберегательниц невесты могли распределяться на нескольких женщин. В этом случае повивальня причесывала и повивала в женский головной убор голову невесты, снарядиха одевала её к венцу, переодевала и помогала готовиться к брачной ночи, подколпашница или постельница оформляла и оберегала свадебное ложе.
Почетным считался чин стряпухи, готовившей обрядовое свадебное угощение. У неё были помощницы – подстряпушницы, которые могли отвечать за приготовление отдельных ритуальных блюд. Иногда назначался пивник или винник, ведавший всеми хмельными напитками.
Для пересчета и доставки в дом жениха приданого могли назначаться числяне или приданики. Им в помощь назначались приданицы, которые должны были умело продемонстрировать основное богатство невесты гостям и родителям жениха.
В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент картины)
В ряде мест на свадьбах были специальные песельницы, вопленницы или вытницы, сопровождавшие все свадебные действия ритуальными песнями, причитаниями, стенаниями.
В отдельных регионах назначалась кропильница, которая должна была после брачной ночи окропить «согрешивших» молодоженов святой водой, ведь им предстояло сидеть за свадебным столом под образами. Выполнять эту почетную обязанность могли попросить жену дьячка или пономаря, но кропильницей могла быть и родственница молодоженов.
Свадебные чины сохранялись на все время проведения празднества, длившегося не менее двух дней.
Тем, кто выполнял конкретные функции в соответствии со свадебными чинами, по окончании торжеств полагались подарки от молодоженов и их родителей. Большое количество свадебных чинов не делало свадьбу заорганизованной.
Все свадебные чины знали, что и в какой последовательности им предстоит совершать, чтобы и ритуал соблюсти, и веселье не нарушить.
© Владимир Рогоза
Источник: https://yarodom.livejournal.com/529060.html
Максимов В.М. «С дипломом». Описание картины. Картины максимова
Главная » Картины » Картины максимова
Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)
«Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской глубоко растроганный». Этот отрывок из воспоминаний И. Е.
Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества» Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.
Крестьянский сын, рано пристрастившийся к рисованию, он, кажется, принял на себя добровольно мытарства жизни, полной нужды и лишений ради служения искусством родному народу. Еще мальчиком изведал он удел монастырского послушника, потом ученика иконописца.
Только собственному упорству, да таланту был он обязан приемом в 1862 году в Петербургскую Академию художеств. Юный вольнослушатель окончил курс с присвоением звания классного художника.
От заграничного пенсионерства Максимов отказался, чувствуя непреодолимую тягу к изображению русской народной жизни.
В Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года он выставил свою картину «Бабушкины сказки» и получил за нее премию, продление академической стипендии и еще нечто гораздо большее — П. М. Третьяков приобрел это полотно для своей галереи.
Второе значительное произведение Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) полностью оправдало надежды, возлагаемые на молодого живописца передовой художественной общественностью того времени.
Деревенская свадебная застолица была передана в картине необыкновенно правдиво и выразительно.
Внезапный приход колдуна, встревоживший гостей, испугавший молоденькую невесту, не может, в сущности, омрачить праздник.
Уже /подают хлеб-соль атому злому старику в заснеженной шубе, священник обращается к жениху с увещеванием, мать успокаивает невесту, а невозмутимые старики крестьяне сохраняют полное спокойствие.
Картина была принята очень хорошо, в 1878 году ее автор (получил звание академика, хотя идея «Прихода колдуна» — показ достоинства и глубины чувств простых людей, естественно, была не по сердцу академическим «чиновникам от искусства».
Следующей заметной вехой на творческом пути Максимова была картина «Семейный раздел» (1876) с изображением весьма типичного явления в жизни пореформенной русской деревни.
Семейное имущество делится между родными братьями в присутствии понятых, и голос крови заглушается страстью к наживе. Третьяков оценил по достоинству новый капитальный труд художника.
Картину и по сей день можно видеть в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, по сей день можем мы любоваться образом младшей невестки с такой трогательной покорностью склонившей голову над своим жалким наделом.
В 80-х годах у Максимова было много начинаний. Он ездил на Волгу, делал зарисовки, этюды, приступал к жанровым композициям, написал несколько небольших картин. Выделялось среди них полотно «Больной мужик» (1881).
На нем была изображена внутренность крестьянской избы с бревенчатыми стенами, иконами в углу, немудрящей обстановкой. Под образами на лавке в тяжком забытьи лежит кормилец семьи, у его изголовья в безмолвном отчаянии застыла жена. Босая, изнуренная трудом и горем, она обратилась к последнему средству — молитве.
Нелегкая крестьянская доля воплощена и в других произведениях Максимова, таких как «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Пережил старуху» (1896), «Лихая свекровь» (1893).
В 1889 году художником была закончена картина «Все в прошлом». Комизм, сатира, элегия угасающей жизни — все слилось в образах старухи помещицы и ее прислуги, бывшей крепостной, не оставившей барыню. Вот сидят они у крылечка старого флигеля, где теперь живут обе. На заднем плане виден обветшалый, с заколоченными окнами барский дом.
Барыня погрузилась в сладостные воспоминания, а на лице пожилой крестьянки застыла усталость. Передавая русская критика справедливо усматривала социальное начало в картине. «…Это тема, чудесно взятая и чудесно представленная… Максимов не потух и не стушевался.
В нем еще добрый запас ощущения русской жизни»,— писал по поводу ее известный критик В. В. Стасов,
Судьба однако не баловала художника. Всю жизнь его преследует бедность. Но он всегда был неподкупен в своих убеждениях, стойко встречал трудности и был до конца своих дней верен идейно-реалистическому искусству.
Картины Максимова
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-maksimova.html
Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)
Максимов Василий Максимович
Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию.
Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве.
Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.
Бабушкины сказки. (1867)
Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки.
Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой.
А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.
Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)
Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга.
Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха.
А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими.
В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары».
В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.
Все в прошлом (1889)
В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.
Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной.
У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни.
На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.
Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.
Больной муж
В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.
Семейный раздел (1876)
Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.
Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.
Игра в шашки (1895)
С дипломом (1890)
Сборы на гулянье
Мальчик-механик
Примерка ризы
Слепой хозяин. (1884)
Источник: http://cvetamira.ru/maksimov-vasiliy-maksimovich-1844-1911