Перов В.Г. «Последний кабак у заставы». Описание картины
1868 г. Холст, масло 51,1 x 65,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Перова В.Г. «Последний кабак у заставы»
Всё творчество Василия Перова неизменно связано с его внутренней моралью.
По воспоминаниям близких ему людей, живописца волновало социальное неравенство, его душа остро откликалась на несправедливость, а кроме того, во главу угла он ставил человека и его внутренний мир, его нравственность. «Последний кабак у заставы» как раз та работа, которая поднимает эти извечные вопросы – моральный выбор и его цена.
На полотне мы видим кабак, в окнах которого горит яркий свет. У порога кабака брошены сани с запряжёнными лошадьми и на одних из них, закутанная в платок сидит замерзающая женщина. Вероятно, это жена одного из гуляк, который пришёл немного повеселиться. Справа от двухэтажного невзрачного строения пролегла дорога, уходящая вдаль к высокому шпилю церкви.
В композиции картины сочетание церкви и кабака неслучайно для Перова. В зимнюю стужу, замёрзший человек может согреться только в двух местах – кабаке и церкви. При этом первое, ассоциировалось у мастера с развратом, вертепом и рассадником человеческих пороков, местом, играющем на человеческих слабостях.
К сожалению, зритель видит, где решили согреться путники – их сани остановились здесь, меж тем разъезженная дорога к церкви пустынна. О том, что это не единственные посетители и место это пользуется популярностью, свидетельствуют многочисленные следы от полозьев саней – отметины превратили снег в рыхлую грязь.
В работе преобладают сумрачные тона, озаряемые лишь всполохами окон. Но этот свет какой-то колючий и злобный. Небо в картине низкое, серое и пустынное, что ещё больше подчёркивает ощущение безысходности и даже беспомощности.
Зритель здесь не найдёт ни единого намёка на сатиру или же громогласное выпячивание пороков с целью их искоренить, напротив, полотно представляется как печальная констатация фактов. Перов смиренно представляет нравственные пороки общества своей стороны, он как бы разводит руками – вот она какая, Россия обычная, закулисная, беспросветная.
И этим своим красноречивым молчанием, Перов гораздо сильнее передаёт эмоции зрителю, нежели если бы его работы «кричали» о пороках.
Сегодня картина «Последний кабак у заставы», тихая и обличительная, выставляется в Третьяковской галереи.
Лучшие картины Перова В.Г.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-poslednij-kabak-u-zastavy/
Сочинение по картине Перова Последний кабак у заставы
Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги, повлекшие за собой трагические последствия.
Скорее всего, эти мысли нашли свое отражение и в произведение художника, так как картина выполнена в довольно печальной манере.
Действительно на полотне преобладают темные и тусклые оттенки, создающие у нас отрицательные впечатления, но возможно автор хотел именно этого, донести до нас печальную атмосферу.
При тщательном изучении картины, можно точно отметить, что она буквально излучает тоскливое настроение, которое устремляется к нам в души, словно тяжелый, сдобренный гарью воздух проникает в легкие.
Это подтверждается многими деталями, как например серый, грязный снег, который выполнен мазками имеющими направление в глубину горизонта. Или дорогу, протертую до земли санями, везде создается ощущение некой изношенности.
Но основное внимание на картине привязано к зданию кабака и двум, запряженным в сани, лошадям.
Само заведение представляет собой двухэтажное здание, на удивление крепкое и богатое. Но больше всего выделяются зловещие окна, в которых светиться темный как будто при пожаре свет.
На самой середине полотна, расположены сани и лошади, похожие на темные пятна, в санях чего-то ждут женщины, укутанные в платки. Эта композиция является основной в произведение, на ее основе мы понимаем всю жизненную суть, простого народа.
Перов подчеркивает это, сюжетом картины, где женщины, ждут на морозе, своих мужей из кабака. Художник дает возможность пожалеть судьбы, этих крестьянок, они и многие другие, обречены на страдания до конца своих дней, как и все государство, мир, в общем.
Соотношение похотливого пьянства с нелегкой долей, создали такой печальный эффект, в произведение, который просматривается во всех деталях.
В целом картина мне понравилась, именно тем, что Перов обратил особое внимание к жизни и быту обычных людей, тяжесть их ноши и всем трудностям духовных и телесных. Он умело отразил все свои мысли, хочется верить, что художник поистине проникся этой темой.
Описание настроения картины Последний кабак у заставы
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Берега Далмации Айвазовского описаниеЭто теплая картина, наполненная мягким светом солнца – то ли рассвет, то ли закат. Всё здесь очень красиво. Самую большую часть картины занимает, конечно, море.
- Сочинение по картине Васнецова Единородный Сын Слово Божие (описание)Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем
- Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 классНа золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада
- Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 классКогда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
- Сочинение по картине Айвазовского Буря на море ночьюКартину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/perov/poslednij-kabak-u-zastavy-opisanie
Описание картины В.Г. Перова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.ГЕТЬМАНА
Модульное задание
на тему “Анализ произведения живописи”
автор: “Василий Григорьевич Перов” произведение: “Последний кабак у заставы”
Выполнил студент: Коваль С.С.
Группа: МЭ-12
Симферополь 2010
ПЛАН
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ “ПОСЛЕДНИЙ КАБАК У ЗАСТАВЫ”
2.1 Композиция
2.2 Психология героя
2.3 Колорит картины
2.4 Воспитательное значение
ГЛАВА 3. МОЁ МНЕНИЕ О КАРТИНЕ ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г.К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца Васильев. Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А.В.Ступина лучшей провинциальной художественной школе того времени. В 18 лет он переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
“Проповедь в селе” одна из первых картин Перова, за которую он получил в училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине “Проповедь в селе” созданной в год отменны крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви.
Священник одной рукой указывает вверх, а другой на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин.
В 1862-1864 годы художник отправляется за границу. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чём свидетельствуют такие работы, как “Свояр”, “Слепой музыкант”.
“Написать картину совершенно невозможно” не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра”, — пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Перов много работает в мастерской, не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с “корабля современности” критиками. В эти годы рождается Перов исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору.
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ “ПОСЛЕДНИЙ КАБАК У ЗАСТАВЫ”
2.1 Композиция
Однако наиболее важной работой Перова этого периода явилась картина “Последний кабак у заставы” (1868) одно из крупнейших произведений и в его творчестве, и в русском искусстве.
В картине “Последний кабак у заставы” пейзаж сливается с бытовой сценой и достигает у Перова максимальной напряжённости и выразительности.
Пожалуй, ни в одном другом произведении мастера общее живописное решение композиции не несёт такой смысловой и эмоциональной нагрузки и не подчиняет себе в такой ступени повествовательные элементы изображения. В сумерках городской окраины еле различимы лошади, сани, закутанная в платок неподвижная фигура ожидающей крестьянки.
Ощущению тоски и беспокойства более всего способствует контраст темноты и вырывающихся из нее красно жёлтых пятен света: из тускло светящихся заснеженных окон они как бы пробиваются сквозь вечерние тени, разрежаясь в светлой полосе заката, озарившего пустынную даль.
В сущности, Перов выходит здесь за пределы присущей ему локальной живописной системы. Композиционная деталь два пограничных столба у заставы, увенчанные двуглавыми орлами.
В контексте содержания полотна они должны были вызывать у зрителя определённые ассоциации. Не случайно в эти годы в демократических кругах было популярно нелегальное стихотворение поэта В.С.
Курочкина “Двуглавый орёл”, в котором виновником “наших бедствий, наших зол” назывался “гербовый, двуязычный, двухголовый всероссийский орёл”.
Существенно, однако, что акцентирование этой детали (столбы четко рисуются на светлой полосе неба), восходящее, казалось бы, к дидактическим приёмам пояснения смысла изображения, не нарушает органично цельного живописного строя картины с её экспрессией человеческого переживания.
Резкий ветер пронизывает мерзнущую в санях, жалкую в своей беспомощности девочку подростка. Красочные контрасты приведены здесь в единую цветовую гармонию, передающую зрителю эмоциональное настроение картины.
Художник ведет свой рассказ во взволнованном драматическом тоне, он говорит со зрителем языком живописи и красок, чуждаясь сухих подробностей. Дорога манит вдаль, за воротами заставы, домой. Когда же? Это щемящее чувство ожидания передано с огромной впечатляющей силой.
Судя по хаотическому ритму следов от саней, проутюживших снег, заведение не пустует ни днём, ни ночью. Никто не проезжает мимо него, чтоб�
Источник: https://www.studsell.com/view/96961/
Читать
Белый город — Москва, 2001
ISBN 5-7793-0373-8
© Белый город, 2001
Автор текста Екатерина Алленова
Издательство «Белый город»
Директор К. Чеченев
Директор издательства А. Астахов
Коммерческий директор Ю. Сергей
Главный редактор Н. Астахова
Ответственный редактор Н. Надольская
Редактор Н. Борисовская Верстка: Е. Сыроквашина
Корректор А. Новгородова Подготовка: О. Маленкова
В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым
Первая жанровая картина Перова Приезд станового на следствие появилась на выставке Академии художеств в 1858 году. И в том же году Некрасов написал знаменитое стихотворение Размышления у парадного подъезда:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…
Но если русская литература в конце 1850-х годов уже обрела своего «поэта скорби», то русской живописи это еще предстояло. После смерти в 1852 году Карла Брюллова живописцы словно потеряли почву под ногами. Брюлловские подражатели не шли ни в какое сравнение со своим кумиром, и их творения окончательно дискредитировали и без того уже порядком надоевшую академическую живопись.
Для нового поколения художников близким оказался бытовой жанр, существовавший в 1850-е годы в варианте «бытописания» или сентиментального рассказа, — «собрание типов, милых, правдивых и ничего вдаль и вглубь не смеющих затронуть», как пренебрежительно заметил знаменитый критик Владимир Стасов.
Картина Перова Приезд станового на следствие, при всей ее наивности, как раз затронула «вдаль и вглубь» актуальные современные проблемы и поэтому получила широкий общественный резонанс.
Приезд станового на следствие. 1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина изображает суд над деревенским парнем,скорее всего, порубщиком леса. Его только что ввели в избу, а писарь с подвязанной щекой уже записывает показания, но приговор ясен и так — мужичок у двери готовит розги, рядом пригорюнилась крестьянская девушка.
Становому подносят водку и закуску, а у его стула стоит корзинка с яйцами — очевидно, подарок грозному судье, что должно характеризовать его как взяточника. Фигура провинившегося крестьянина в белоснежной, хотя и рваной рубахе, была написана с Иллариона Прянишникова, товарища Перова по Московскому училищу живописи.
Эта фигура менее всего устраивала критиков — в ней усматривали сентиментальную идеализацию, находящуюся в противоречии с прозаизмом изображаемого житейского случая.
Умоляющий жест подсудимого тем более трогателен, что его руки связаны тоненькой веревочкой,которую ничего не стоит разорвать, а староста держит его за локоть некрепко и даже как будто нежно, так что кротость юноши, не имеющего воли даже просто сделать энергичное движение, действительно провоцирует на благородное негодование по поводу «забитости» крестьянства и размышления на тему «ты проснешься ль, исполненный сил?» (Некрасов).
Картина Приезд станового на следствие дала повод Стасову произнести знаменитую фразу о том, что Перов стал прямым наследником Павла Федотова и «поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он ее уронил». В интерпретации Стасова Федотов предстает гневным обличителем, автором прежде всего двух картин «с тенденцией» — Свежий кавалер и Сватовство майора. Именно обличительную идею и увидел Стасов в картине Перова
Приезд станового. То, что это была ученическая работа, с точки зрения живописного мастерства совершено несопоставимая с произведениями выдающегося художника, каким был Федотов, Стасова ничуть не смутило, и он обнаружил здесь необычайно сильно схваченные типы и характеры.
Столь преувеличенная характеристика достаточно скромной работы означает только одно: критик увидел здесь то, что ему желательно было увидеть, и, следовательно, достаточно было обозначить в станковой картине некую актуальную проблему, чтобы картина обрела достоинство и ценность.
Перов удостоился похвалы за удачно найденный сюжет, получил Большую серебряную медаль от Академии художеств.
Автопортрет. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Словно решив удостовериться в том, что содержательная сторона картины более актуальна, нежели ее живописная ценность, Перов после Станового пишет картину Первый чин (сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), парафразу федотовского Свежего кавалера, но без федотовского юмора, сухую и скучноватую, где постановочная режиссура (в академических традициях) сочетается с прозаичностью происходящего — сын дьячка репетирует перед зеркалом амбициозную начальственную поступь и позу, примеряя новый мундир, а домашние умиляются превращению родного существа в чиновника. И вновь — благосклонность критики («Сколько правды!», «Родство с русской почвой, знание сословных типов»), Малая золотая медаль Академии, и вновь недостатки живописи и композиции,неизобретательность постановочной режиссуры остались почти незамеченными.
Получалось, что Перов «на правильном пути». Критическая тенденция в живописи набирала силу, и вскоре появились Привал арестантов Якоби (1861), Неравный брак Пукирева (1863), Шутники Прянишникова (1866). В 1860-е годы, эпоху в истории искусства, которая получила название «критического реализма», Перову суждена была роль знаменосца.
Он принадлежал к поколению художников, о котором Достоевский позднее, в 1876 году, писал: «Но хуже всего, что чем дальше, тем больше воцаряется “прямолинейность”: стало, например, заметно теряться чутье к применению, к иносказанию, к аллегории… Народились мрачные тупицы, лбы нахмурились и заострились, — и все прямо и прямо, все к прямой линии и в одну точку».
Но прежде суда и следствия необходим сам факт, событие, образующее «состав преступления» и повод к «судебному разбирательству», иначе говоря то, что называется актуальный сюжет.
И здесь следует отметить, что в выборе жизненных сюжетов Перов не знал себе равных, так же, как и в умении «откомментировать» эти сюжеты или же выдержать многозначительную паузу, оставив зрителя один на один с «правдой жизни».
То, что в свидетельских показаниях или, например, в литературном произведении возможно в виде последовательного изложения чередующихся эпизодов, в живописи сосредоточено в одном конкретном моменте.
Отсюда специфическая концентрация изобразительных мотивов в картинах Перова, дабы вместить в один представленный в картине момент причину и следствие происходящего, стремление не только показать, но и объяснить то, что показывается.
Это приводит, в частности, к обилию действующих лиц и нагромождению подробностей, комментирующих событие по принципу драматургических «авторских ремарок», что в то же время делает картины Перова занимательными и любопытными, интересными для рассматривания.
Вместо «сухого указания на предмет» изобразительное повествование, которое, к тому же, зритель всегда может «досочинить» в соответствии со своими взглядами и жизненным опытом — так, как сочинял образы «бездушных душителей» Стасов, глядя на картины Перова.
Эту особенность перовских картин в качестве их основного достоинства и одновременно главного недостатка отмечал Александр Бенуа: «Его картины приковывают зрителя своей серьезностью, заставляют его прочесть себя от начала до конца, и зритель отходит от них, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается по прочтении меткого и тонкого психологического анализа, — наслаждение, в сущности, нехудожественного порядка… Публика, наловчившаяся в те времена все понимать с полуслова, считывала самые замысловатые вещи с картин и оставалась за то несказанно благодарной художникам».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=6
Перов Василий Григорьевич (1833 — 1882)
Перов Василий Григорьевич
Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.
Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты.
Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин.
Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.
Чаепитие в Мытищах (1862)
Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи.
И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки.
За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии «святого отца». «Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина «Чаепитие в Мытищах».
Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат — тянет руку за подаянием.
Мы видим приколотую к его шинели медальку, — быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз.
Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки — голодного и босого — рядом с равнодушным обжорством!
Проводы покойника (1865)
Самое , вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос».
В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей.
Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы.
Умер кормилец, муж — как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:
«…Савраска увяз в половине сугроба — Две пары промерзших лаптей Да угол рогожей прикрытого гроба Торчат из убогих дровней. …Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать…»
Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.
Тройка (1866)
Еще не закончив писать картину «Проводы покойника», Перов задумал другую — показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.
Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей , от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой.
Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти.
Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.
Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти «коренника», мальчика в центре «Тройки». Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов — старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины.
Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась.
Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.
«Тройку» впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться — все плакала.
Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где «был списан ее сынок». Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею.
Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол.
Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. «Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,,»
Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.
Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)
В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов — бесправное тяжелое положение женщины.
На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает «товар».
Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.
Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.
Последний кабак у заставы. (1868)
Несколько лет спустя после картины «Проводы покойника» Перов написал «Последний кабак у заставы».
Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак «Расставание» понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.
«…Доля ты! -русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! Немудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!»
Гитарист — бобыль 1865.
Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?
Портрет А.Н.Островского, писателя. (1871)
Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.
Охотники на привале (1870)
На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое.
Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом — он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле — ружье, охотничья сетка, битая дичь.
Рыболов (1870)
В этой картине художник запечатлел редкие минуты отдыха простого человека, радость от общения с природой…
Птицеловы (1870)
Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. …Старик лежит на траве на опушке леса и тихонько насвистывает на дудочке — приманивает птиц; рядом мальчик держит клетку. Лица у обоих серьезные, напряженные — вот-вот попадет в силок первая птица…
Портрет Ф.М.Достоевского (1872)
Крамской так сказал об этом портрете Перова:» Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще…» На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.
Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий.
Во всем его облике чувствуется и значительность, и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. Темный, сумеречный фон , на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества.
Старики-родители на могиле сына. (1874)
Печальная поэтическая картина, навеянная романом Тургенева «Отцы и дети».
Источник: http://cvetamira.ru/perov-vasiliy-grigorevich-1833-1882
Сочинение по картине Перова «Последний кабак у заставы»
Картина Перова «Последний кабак у заставы», написанная в 1866 году, отмечается критиками как одно из лучших произведений в творчестве этого художника. Перед нашими глазами предстает окраина небольшого провинциального городка, изображенная в сумерки.
Мы видим небольшие домики, жители которых уже зажгли огни. Дальнее же строение полностью погружено в тень- это свидетельствует тому, что уже поздно, скоро наступит ночь. Также можно увидеть сани, которые стоят на дороге.
В одних нет никого, а в углу других- молодая крестьянка, которая изрядно замерзла. Рядом с санями, на снегу, изображена собака. Лошадь лениво жует кусок сена, брошенный ей на промерзшую землю. Вдали, на заднем плане, еле видно обелиски заставы.
Если присмотреться, то можно также увидеть уезжающие из города сани.
Перов изобразил небо в чистом лимонном тоне, которое вступает в четкий контраст с темным покровом, который уже успел улечься на землю. Пожалуй, это все, что изобразил художник.
Также глядя на картину, мы можем с легкостью уловить ее настроение- она полна щемящей душу тоски, мы тотчас думаем о том, что у крестьянки случилось какое-то горе и невольно задумываемся о судьбе всего крестьянства в целом.
Передний план картины не разбавлен никаким светлым пятном: темная собака, темная лошадь. Светлый же фон поражает нас своей чистотой, некой откровенностью, в которую вступает художник со зрителем.
На фоне тяжести земли этот фон кажется невесомым, почти прозрачным.
Перов умело использует такой прием, как расположение светотени: мы видим, что линия дороги плавно уходит высоко в горы, а снег, который на переднем плане изображен белоснежным и чистым, постепенно темнеет, приближаясь к линии горизонта.
Всматриваясь в полотно Перова «Последний кабака у заставы» можно вспомнить другие картины, на которых изображается мотив дороги, излюбленный русскими художниками.
Тем не менее, по чувству, которое на нас производит эта картина, другие просто не могут с ней сравниться.
Нам кажется, что перед нам открывается бесконечная даль, хоть мы и не видим движение самих саней, так как они стоят неподвижно.
Мы представляем, что сейчас из кабака выйдет извозчик, который наверняка зашел туда погреться, и сани тронутся в дальний и заснеженный путь. Достигает такого чувства художник и за счет верно переданного контраста между освещенной землей и небом в момент зимнего заката солнца. Именно благодаря этому и создается такое сильное воздействие данного полотна на зрителя.
(No Ratings Yet)
Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-perova-poslednij-kabak-u-zastavy.html
Сочинение по картине Перова “Последний кабак у заставы”
Произведением, отобразившим уровень духовного восхождения самого художника, стало его полотно “Последний кабак у заставы” (1868). Картина написана в сумрачных тонах, и только яркие всполохи огня бьются в окнах, готовые вырваться наружу.
Кабак, этот “вертеп разврата”, как считал сам Перов, возникает на холсте образом разгула страстей, пожирающих человека, его душу. Этот адский огонь заполнил собою все этажи заведения, все пространство, заключенное в его стенах, и даже задел собою все близстоящие строения.
А кругом стужа, лошади, застоявшиеся на морозе, закутанная в платок баба, одиноко сидящая в санях.
Судя по хаотическому ритму следов от саней, проутюживших снег, заведение не пустует ни днем, ни ночью. Никто не проезжает мимо него, чтоб в последний раз, перед возвращением домой, не отвести душу. И потому кабак все сильнее и сильнее распаляется своими страстными огнями, а мир вокруг, леденея, все более и более погружается во тьму.
А совсем рядом пролегла широкая дорога, что ведет за город. Она поднимается вдоль холма, мимо пограничных столбов, мимо неприметной церквушки, потерявшейся за деревьями, словно прикрывшейся ими от мирского смрада.
Стоит она, крошечная, близ дороги, справа, на самой вершине холма. И здесь же, на той же самой линии ставит художник удаляющийся обоз, из которого никто не повернул к церкви. лошади, поникнув головами, словно пристыженные, едут мимо.
Обоз круто берет влево, оставляя по себе густые тени, что, накрыв дорогу, черным шлейфом тянутся по земле.
Примечательно, что данный художником масштаб церкви предполагает ее предельное удаление. А при этом расстояние между заставой и храмом необычайно мало, благодаря чему его изображение оказывается пространственно приближенным.
В результате возникает вопиющее несоответствие масштабов церкви и пограничных столбов, вырастающих сразу же до невероятных, гигантских размеров, свидетельствуя о явном выпадении изображения церкви из общей перспективы построения. И все же никаких нарушений здесь нет.
Подобный эффект вызван сознательно, и достигается он при использовании старого как мир приема – введения еще одной, новой перспективы для изображения храма, который, таким образом, оказывается в совершенно иной пространственной среде. Композиционно Перов помещает маленькую церквушку в основание разбегающихся от нее вверх линий.
Справа – абрисом поднимающегося уступами обелиска,…а слева – диагонали заснеженных крыш. Скомпонованная таким образом пространственная среда, отождествленная с небесной сферой, начинает существовать как в обратной перспективе, разрастаясь по восходящей.
И свет, заполняющий ее, точно так же все более разгораясь по мере удаления от горизонта, набирает свою силу, под натиском которой отступают ночные тени. И тогда линия горизонта, совпав с вершиной холма, осененного храмом, становится пограничьем не столько между небом и землей, сколько между светом и тьмой.
И следовательно, церковь оказывается ключевым звеном в композиции, вобравшей в себя образы двух миров: дольнего, с его адскими губительными страстями, и горнего, открывающегося в обратной перспективе духовным пространством церкви, с его просветленностью и чистотой.
Несмотря на все свое контрастное сопоставление, самостоятельность и даже самодостаточность, изображения первого и второго планов тем не менее даны не в отрыве, а в тесном соприкосновении друг с другом. И даже более того – с выявлением связующего между ними, представленного образом той самой широкой дороги, что пролегла совсем рядом, предоставляя каждому выбор пути: к пагубе или спасению.
К сожалению, современники увидели в картине лишь “обличительный сюжет”. В то время как здесь сфокусировалась, по определению самого Перова, “внутренняя, моральная сторона” человеческого бытия, которая была для него важнее всего.
Еще никогда Перов не поднимался до таких обобщений. Да и сама идея выбора как нравственного самоопределения человека еще никогда в русском искусстве не формулировалась столь четко и откровенно.
Картина “Последний кабак у заставы”, подведя определенный итог всему, что делал художник в предшествующие годы, стала во многом рубежной, и не только для него самого.
Положив в основу своего искусства религиозное начало, художник поднял и сам жанр на такую высоту, на которой зло начинает осмысливаться не только и даже не столько социально, сколько нравственно, как смертоносная язва, разлагающая человеческие души. Нравственное измерение зла – вот то новое, что привнес в отечественное искусство Василий Перов.
Пафос искусства мастера – не в обличении зла как такового, а в необходимости и возможности человека в самом себе противостоять злу, в утверждении той внутренней, одухотворенной силы, что способна поднять человека над невзгодами, скорбями и унижением.
(Пока оценок нет)
Loading…
Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-perova-poslednij-kabak-u-zastavy/
Глава 2.содержание картины “последний кабак у заставы”
Арттерапия и ее связь с народно-художественным творчеством
Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны…
2.3. Б.Окуджава — первый и последний
12 июня 1997 года из Франции в Россию пришла трагическая новость — умер Булат Окуджава. Спустя десятилетие любая краткая интернет-энциклопедия выдаст каждому любопытному сухую информацию: «Поэт, прозаик, киносценарист. Автор и исполнитель песен…
Глупость и Безумие в культуре европейского средневековья и Северного Возрождения
Глава I. Роль Глупости в выстраивании оппозиций «Храм — Площадь» и «Храм — Кабак»
«Марк Блок нашел поразительную форму, которая, казалось бы, резюмировала отношение средневековых людей ко времени: полное безразличие. Смешение времен было в первую очередь свойственно массовому сознанию, которое путало прошлое…
Жанры и их виды в театральном творчестве
Содержание, форма и мастерство
Вдумываясь в проблему связи между содержанием и формой спектакля, нельзя не прийти к заключению, что есть только один по-настоящему надежный способ искать наилучшую, неповторимую, единственную форму сценического воплощения…
Живопись. Натюрморт. Масло
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
В работах мы решили показать специфику жанра и его разнообразные стороны. Так, наиболее доступными способами мы решили передать разнообразие форм, цветов, ритмов. Хотя творческие работы объединены общей сюжетной линией…
Иллюстрирование литературного произведения
1.2 Содержание задания
Дипломная работа рассчитана на 15 занятий (45 часов). Можно увеличить количество занятий по усмотрению преподавателя. Учащиеся должны выполнить на листах, формата «А-2» каждый, три композиционных листа на тему: “Иллюстрирование произведения И.С…
Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество
4.2 «Последний день Помпеи»
Брюллов в Италии не был оторван от родины. Он вспоминал о ней в дружеском доме Гагариных, в литературно-художественном салоне Зинаиды Волконской, где он встречал Бруни, Александра Иванова, молодого философа Н. М. Рожалина, поэта и критика С. П…
Методика подготовки и проведения экскурсии по ОБЖ
2.1 Тематика и содержание экскурсий по ОБЖ
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо…
1. Понятие и содержание музыки
Музыка, которая первоначально развивалась в неразрывной связи с литературой и танцем. Здесь отражение действительности и воздействие на слушателя достигается с помощью особым образом организованных звуковых комплексов…
Отношение человека и абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста «Песня о саламе»
1.1 Содержание понятия «религия»
Религия — (от лат. religio: re — повторное действие, liga — связывать, объединять в единое целое) — · Стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, Богами, безусловным центром всего существующего, главной святыней)…
Пропаганда музыкального искусства в библиотеке
2.1 Содержание фонда
Библиотека содержит обширный фонд по музыкальному искусству. В то время, когда Библиотека открылась, нотный фонд содержал в себе редкие, дореволюционные издания и ноты…
Структурализм Леви-Стросса
1.1 Содержание структурализма
Структурализм — научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х годах ХХ в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Ф. де Соссюр…
Творчество К. Брюллова в зарубежной и отечественной художественной критике второй трети XIX века
2.3 Работа Брюллова над картиной «Последний день Помпеи»
Общество поощрения художников выразило надежду, что, сделав копию с «Афинской школы» и жанровые картины, Брюллов создаст, наконец, и капитальное историческое полотно. Общество предлагало ряд тем, от которых он отказывался…
Творчество Карла Брюллова
2. Картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»
Итальянцы буквально ломились в римскую мастерскую Брюллова, чтобы увидеть «Последний день Помпеи». Вальтер Скотт назвал эту картину величественной эпопеей, Гоголь посвятил ей восторженную статью. «Картина Брюллова,- писал он…
Юбилей как культурно-социальный феномен
2.1 Формы и содержание праздников
Праздник — это выражение мироощущения человека отличное от социально-ролевого восприятия человека. Праздник самый яркий феномен культуры который концентрирует или вбирает в себя высшие человеческие чувства. Утверждает жизненные идеалы…
Источник: http://cult.bobrodobro.ru/11392