Картины художника Борисова-Мусатова
«Весна» 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), — известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников, 1904 — член Союза русских художников. Борисов-Мусатов выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый «декоративный пленэризм»).
В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.
Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез.
Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ).
Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в неком потустороннем царстве сна.
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905), «Кавалер, читающий стихи » (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
«Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».
«Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.
«Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Автопортрет
«Автопортрет с сестрой» 1898
«Гобелен» 1901
«Осенний мотив» 1899
«Водоём» 1902
«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
«Дама в голубом» 1902
«Окно»
«Натюрморт. Цветы» 1902
Куст орешника
«Колокольчики» 1903
Женщина на солнце
В ожидании гостей
«Женщина в голубом» 1905
За вышиванием
«Кавалер, читающий стихи» 1899
Майские цветы
«Парк погружается в тень» 1904
«Прогулка при закате» 1903
«Реквием» 1905
Прогулка
«Осенний мотив» 1901
«На балконе»
Молебен на станции железной дороги
Капуста и ветлы
Девушка с агавой
Девушка на балконе
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901
Дама в кресле-качалке
«Призраки» 1903
«Изумрудное ожерелье»
«Агава» 1897
«Мотив без слов» 1900
«Гармония» 1900
«Дама в голубом» 1904
«Розы и сережки» 1901
«Цветы» 1894
Сон божества
Info: |
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы! |
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ, Московская область, Одинцовский район (часть 3)
?deadOKey (deadokey) wrote,
2014-01-16 14:07:00deadOKey
deadokey
2014-01-16 14:07:00Заканчиваю свой рассказ об усадьбе Введенское картинами Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова. Мария Якунчикова провела детство во Введенском, усадьбе своего отца.
1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет.
Усадьба Введенское также становится декорацией для нереальных девушек Борисова-Мусатова, призрачных как туманное марево. Русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд», здесь он пишет такие полотна, как: «Отблеск заката», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества». Известный хужожник В.Д.
Поленов был правнуком архитектора Введенского Н.А. Львова. Поленов хотел выкупить имение, которое проектировал его прадед, но его опередил Шереметев…
УсадьбаВВЕДЕНСКОЕЧасть 3.Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины,Якунчиковы, Шереметевы, ГудовичиМ О С К О В С К А Я о б л а с т ь … … р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й |
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3.
Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.
Начало XX века. Из собрания Звенигородского музея. |
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия — 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) — русская художница.Родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время находились на отдыхе её родители. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный в то время предприниматель и меценат, коммерции советник, владелец усадеб «Черёмушки» и «Введенское». Мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова.Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашен художник Н. А. Мартынов. В 1882 году её сестра Наталья вышла замуж за художника В. Д. Поленова. |
Начало XX века. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография. |
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год. |
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год. |
1916 г. Вид на реку Москва. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год. |
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказыватьУже впоследствии Поленов хотел выкупить Введенское, имение, которое проектировал его прадед, но ему «помешал» Шереметев. |
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год. |
1919 г. Из собрания Звенигородского музея. |
1925-1950 г. Из собрания Звенигородского музея. |
У Марии Якунчикой завязалась крепкая дружба с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной. В 1885 году Якунчикова стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию. Осенью 1889 Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырех лет. В России Мария Васильевна работает в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцеве и вблизи Звенигорода. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.С 1894 Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работает, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву. Она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896). |
В 1896 году М. Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка.Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 г. в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением. |
Источник: https://deadokey.livejournal.com/79738.html
Виктор Борисов-Мусатов: биография, картины, личная жизнь художника
В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город.
Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества.
Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.
Поиски собственного стиля
Виктор Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие.
Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись.
Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».
В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Юноше не нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств.
При поступлении начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины.
Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова, где совершенствовал технику рисунка.
В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника — ему пришлось вернуться обратно в Москву.
Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен. Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна.
На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.
После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.
Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.
В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками.
Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.
Появление «мусатовской девушки»
Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию.
За время его отсутствия творческая жизнь на родине преобразилась: в литературе свои положение упрочил символизм, а в живописи на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов.
Молодые художники, которыми восхищался Борисов-Мусатов, ратовали за обновление искусства. Было невозможно не поддаться настроению перемен.
В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.
На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.
На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».
Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.
Вслед за автопортретом Виктор Борисов-Мусатов создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер запечатлел на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.
В 1901 году Борисов-Мусатов написал картину «Весна». На ней художник отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Ему удалось выразить настроение с помощью состояния природы — полотно буквально дышало весной, легкостью и светом. Эта работа обозначила новый этап в творчестве художника.
Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.
После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома.
На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.
Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова.
По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин».
Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.
В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки».
На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынному усадебному парку. При этом художник изображал не какую-то определенную эпоху, а просто ностальгировал по прошлому.
«Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил он.
Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени — женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.
Выполненные в пастельных тонах полотна «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» рассказывали об эпохе, уходившей в прошлое прямо на глазах Борисова-Мусатова. Эти работы на целое десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».
В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».
Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.
В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки.
«Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность.
Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн», — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8259/viktor-borisov-musatov
Prezentacii.com. Биография Виктора Борисова- Мусатова (1870 — 1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье. — презентация
1 Prezentacii.com<\p>
2 Биография Виктора Борисова- Мусатова ( ) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.<\p>
3 . Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.<\p>
4 В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.<\p>
5<\p>
6<\p>
7 Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф. Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.<\p>
8 Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.<\p>
9 Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» ( ) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.<\p>
10 В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами- символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова- Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.<\p>
11 Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях<\p>
12 Борисова- Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика<\p>
13<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/457322/
Борисов-Мусатов : Мир искусства
Апрель 8, 2013
Высоко над Окой под березами лежит худенький мальчик, мальчик из камня. Кажется, будто живой он и лишь немного размечтался, услышав чудную сказку. Одну из тех, что умел создавать художник, на могиле которого спит каменный мальчик.
«Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов» — высечено на камне. Биография художника скромна. Нет в ней каких-то больших вех и разительных перемен. Слава, почести, звания, награды минули его.
Он жил тихо, работал уединенно, умер рано, не признанный широкой аудиторией.
https://www.youtube.com/watch?v=_gllnsDSkcU
Родина Борисова-Мусатова (1870-1905) Саратов. 2 апреля 1870 года в семье служащего управления железной дороги Эльпидифора Мусатова праздновали рождение сына Виктора. А через три года мальчик неудачно упал и сломал позвоночник. Выправить начавший расти горб оказалось невозможно. С несчастьем явилась потребность к уединению.
Реквием
Виктор часто уезжал на тихий волжский островок Зеленый, названный им таинственным. Там делал первые опыты с палитрой. Девяти лет подарил отцу на день рождения свою первую картину «Паровозы».
Подолгу любил сидеть около матери, искусной рукодельницы, и смотреть, как появлялись из-под ее пальцев удивительные узоры, шитые нитью и бисером.
Это мать зародила в мальчике любовь к красивым мелочам, к различным деталям.
Реальное училище, куда отдали Виктора, он не закончил. Бросил, чтобы уехать в Москву и поступить там в Училище живописи, ваяния и зодчества. К этому подготовили его школьные учителя.
В художественных учебных заведениях Москвы и Петербурга проводит Борисов-Мусатов пять лет, с 1890 года. Потом небольшая поездка на Кавказ и три года в Париже, в мастерской Кормона. Правда, плохое здоровье несколько раз заставляет его покидать столицу Франции и отправляться на лечение. Но он опять и опять возвращается в Лувр — «лучшую школу для художников».
Водоем
Трудолюбие его поражает друзей-живописцев. Вечная борьба с учителями за свою самобытность удивляет более слабых и посредственных. Непризнание на выставках вызывает сочувствие. Но Борисов-Мусатов не приемлет его. Он точно знает, что работает, как должен и как может именно он один.
Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами. Пишет картины, как итальянские фресковые живописцы XV века. Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи.
Уединенность изображаемого места, тихая музыка, которую словно ощущаешь на его полотнах, и светлый образ Женщины — вот те непременные условия, посредством которых художник выражает свое мироощущение языком красок.
Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии.
Наиболее значительные произведения Мусатова: «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903), «Реквием» (1905) и небольшие по размерам, неповторимые по красоте красок акварельные эскизы фресок последнего года жизни: «Куст орешника», «Весенняя, Летняя и Осенняя песни».
Гобелен
Почему талантливейший художник Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю? Видимо, оттого, что нет на его картинах обычного завлекающего сюжета. Мир его творений — это выраженное в красках мусатовское философское обобщение красоты.
Художник записал однажды: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую на фоне фантазии… Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии…»
Эти музыкальные живописные симфонии трудно охватить сразу во всей полноте, как нельзя тотчас проникнуть в глубину классической музыки. Так же как должно учиться слушать музыку, необходимо учиться видеть, чувствовать, понимать живопись.
Мусатов — живописец сложный, особенно для неподготовленного зрителя. Живописец еще не познанный, не раскрытый до конца. Каждое новое свидание с ним приносит новое открытие, дает возможность еще немного проникнуть в тайну его живописи.
Изумрудное ожерелье
Если бы судьба продлила жизнь Борисова-Мусатова, можно предположить, что тематика его полотен претерпела бы некоторые изменения. В последние месяцы своей жизни он непрерывно пишет в письмах и дневниках о растущем революционном движении, впервые регулярно читает газеты, с волнением и радостью следит за событиями. Но увидеть рождение нового, свободного мира ему не удалось.
Скончался Мусатов в 1905 году в Тарусе за чтением газеты. Там же и похоронен. Друг художника, скульптор Матвеев, сделал надгробие — каменного мальчика, и в 1912 году его установили на могиле. Памятник этот — изображение ребенка, тонувшего в Оке и спасенного художником,— олицетворение чуткой детской души Мусатова и символ его поэтических грез.
Весна
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Мадонна Фиренце
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
«Купающаяся в ручье женщина»
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
«Пейзаж с замком Стен»
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Святой Себастьян
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
«Похищение сабиянок»
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
«Венера» Веласкеса
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
«Лавки» Снейдерса
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Мастер женских полуфигур
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Творчество Артсена
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Нидерландская «Голгофа»
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Исцеление иерихонского слепца
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
Ночное кафе
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Едоки картофеля
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Портрет Томаса Мора
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
Юдифь
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Фрески Дионисия
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Гентский алтарь
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Тайны «Помолвки»
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Источник: http://ourarts.ru/?p=1800
Виктор Борисов-Мусатов
Только подлинные поэты владеют даром втягивать в заколдованный круг своих капризных и властных хотений, и Мусатов был, несомненно, подлинным поэтом. И. Грабарь
https://www.youtube.com/watch?v=yB9h3-oNID8
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.
Окно
С четырнадцати лет Виктор занимается только живописью. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.
Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью.
Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Мальчик с собакой
Девушка, освещенная солнцем
Агава
В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург.
В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову.
Сидящий мальчик
После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж.
Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.
Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф. Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.
Автопортрет с сестрой
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.
Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен.
Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы.
Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.
Цветущие вишни
Весна
В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни.
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т.
Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.
Две дамы
Гармония
За вышиванием
Осенний мотив
Мусатов усердно работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья.
Близкие друзья семьи — Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует художнику.
Дама в голубом
Водоем
Колокольчики
На террасе
Девушка в ожерелье
Изумрудное ожерелье
Аллея
Женщина в голубом платье
Венки васильков
Реквием
Осенняя песнь
Девушка с агавой
Гобелен
Прогулка при закате
Одиночество
Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43689928461/next
Adblockdetector