Описание картины виктора васнецова «богоматерь с младенцем»

Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией.

Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными.

Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре.

В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром.

«Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова

Покров Богородицы. Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г. Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Покров Богоматери. Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63. Государственная Третьяковская галерея, Москва Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из

собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва

Богоматерь. Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7 Копия иконы Гроота, 1749 г. Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богородица. Вишняков Иван Яковлевич. Икона Андреевской церкви в Киеве

Богоматерь с младенцем. Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85. Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери».

Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву.

Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма. Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются.

Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.).

В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи.

Российский общеобразовательный портал

Богоматерь. Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144×71. Икона на сюжет из Апокалипсиса.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов. Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35×25,5.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3×36.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дева Мария. Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Варнек Александр Григорьевич

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Виги Антон Карлович. Около 1822 г. Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.

Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем.

Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания.

Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е.

Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем. Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба. Бруни Федор Антонович. 1837 г.

Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.

Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь с младенцем. Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.

Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь. Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.

Дальневосточный художественный музей

Богоматерь с младенцем.

Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем. Врубель Михаил Александрович. 1885 г.

Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Богоматерь с Младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле. Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Владимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем. Виктор Михайлович Васнецов.

Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия. Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.

Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5

Витебский художественный музей

Богоматерь. Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.

Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7

Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн. Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73

Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель. Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.

Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5 Частное собрание

Богоматерь «Умиление». М. В. Нестеров. 1906 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Богоматерь «Умиление». Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло. Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Знамение». Нестеров Михаил Васильевич. Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери. Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56. Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец». Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни.

Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Музеи России

Петроградская Мадонна. 1918 Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий.

Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/praz/bogoroditsa/8

Виктор Михайлович Васнецов

«Богоматерь с младенцем на троне».

Представленная на декабрьских торгах Аукционного Дома КабинетЪ работа является великолепным образцом религиозного творчества В.М. Васнецова, ее отличает особый «васнецовский» колорит, который так дорог был современникам художника.

По словам А.Н. Бенуа «главная прелесть декоративных работ Васнецова в их красочном эффекте.

Он сам так непосредственно и просто увлекался чисто русскими сочетаниями и оттенками сочных, полных и непременно спокойных красок, в которых исполнены старорусские декоративные работы, что в своих произведениях он, человек конца XIX в.

, совершенно естественно, без малейшей натяжки сумел передать эти сочетания и оттенки, излюбленные людьми, жившими за 200 лет назад и имевшими так мало общего с нашей культурой».

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне»

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)

Богоматерь с младенцем на троне. Конец XIX – начало ХХ вв.

Холст, дерево, сусальное золото, масло. 49 х 18 см

Оформлена в старинную деревянную резную раму.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 08.07.2014 г.

15 000 000 – 18 000 000 руб.

Виктор Михайлович Васнецов – один из самых ярких представителей «русского стиля», искавшего вдохновение в народном искусстве и допетровском быте.

Читайте также:  Описание картины виктора васнецова «автопортрет»

Поиск «национальных основ», народной сути стал основополагающим направлением художественных исканий деятелей русской культуры последней трети XIX в.

На волне общего интереса к этнографии и национальным культурам в начале 1870-х гг. народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI–XVII вв.

Правительство заказывало деревянные павильоны в стиле русских теремов для Всемирных выставок, аристократы коллекционировали изделия народных промыслов, публика восторженно встречала произведения «в народном духе».

Одним из вдохновителей идеи «русского стиля» был известный меценат С.И. Мамонтов, происходивший из семьи старообрядцев, хранивших допетровский уклад. В 1870–1900 гг. в его усадьбе Абрамцево над картинами в русском стиле работали В.М.Васнецов, И.Е. Репин, М.В. Нестеров.

Архитектор И.Ропет возвел в Абрамцеве Терем – одну из знаковых построек русского стиля. Там же были организованы мастерские народной резьбы.

Деятели искусства изучали истоки – народную музыку, поэзию, костюм, художественную роспись и, разумеется, русскую икону. Крупнейшие историки и искусствоведы создали фундаментальные труды по русскому церковному зодчеству и иконам.

Одним из таких исследователей был А.В. Прахов. Ему император Александр III поручил руководство работами по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве.

По мысли Адриана Прахова собор должен был стать «идеалом, одушевляющим поколение». М.В. Нестеров в воспоминаниях писал о работе над росписями храма: «Там мечта живет, мечта о «русском ренессансе», о возрождении давно забытого дивного искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых».

Именно поэтому Прахов предложил расписать главный неф, создать иконы и осуществлять общее руководство живописными работами в соборе Виктору Михайловичу Васнецову – художнику, уже зарекомендовавшему себя «знатоком русского духа».

Не ограничиваясь эпическими полотнами «богатырского цикла» и сюжетами по мотивам «Слова о полку Игореве», в 1881–1882 гг. Васнецов спроектировал в Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного и написал для нее ряд икон.

Стремясь объединить все достижения живописцев прошлых эпох с духом нового времени, при подготовке к работе художник изучал старые русские иконы, мозаики константинопольской Святой Софии, раннесредневековых соборов Равенны и собора Святого Марка в Венеции.

В письме В.В. Стасову от 30 сентября 1898 г. Васнецов писал: «Перед Владимирским собором в 1885 г. был в Италии и проездил только месяц – был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. В Равенне смотрел Св. Виталия, обоих Аполлинариев, Галиа Планида, Баптистерию и проч. Пробыл – увы! – только день, кой-что тоже зарисовал …».

Алтарная часть Владимирского собора в КиевеВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне». Дом-музей В.М. ВаснецоваВиктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на престоле (иконостас). Эскиз-вариант». ГТГ

Работа В.М.

Васнецова над росписью Владимирского собора произвела огромное впечатление на современников. Так, историк и архитектор С. П.

Бартенев писал: «В Киеве, я съездил во Владимирский собор, еще неоконченный, чтобы посмотреть картины Васнецова.

Я испытал здесь нечто такое, что заставило меня забыть красоты античного мира… тут, в картинах Васнецова – духовный мир встает с невыразимой силой. Становится понятна история Духа».

Не только мастерская разработка сюжетов, отражающих основную идею храма, но и сама техника письма вызывали восхищение.

Сергей Маковский отмечал: «Главным участником в художественной отделке собора, так сказать душой всего дела был профессор В.М.Васнецов.

Его кисти принадлежат, бесспорно, лучшие иконы с окружающими их орнаментами. В Третьяковской галерее в Москве находятся акварельные эскизы этого художника, по которым видно, с какою добросовестностью, вдумчивостью он относился не только к своим большим образам, но и к мельчайшим деталям стенных украшений.

Образа Васнецова – не случайные картины на религиозную тему, но высшее выражение мысли, проникающей целое.

Всмотримся в характер письма Васнецова. Он пишет сухо, ясно обрисованными пятнами, накладывая одну краску рядом с другой, подобно мозаике, но при этом без резких переходов, заботясь о гармонии цветов, так что его картины точно застланы сероватым туманом. Несмотря на богатство и самые разнообразные подборы тонов, в них мало света.

Такая живопись спокойна, немного на старинный лад, что очень идет к церковной обстановке. Смелый и нервный рисунок Васнецова, часто условный, по требованию византизма, а часто просто неправильный, вырезывает фигуры, как бы наклеивая их одну на другую».

Признание было полным и безоговорочным. Восторженные отклики критики сопровождались официальными наградами. В 1896 г. за роспись Владимирского собора художник был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. В 1904 г. Императорская Академия художеств предложила художнику стать профессором-руководителем мастерской религиозной живописи в ИАХ.

13 июня 1912 г. за росписи Варшавского собора Святого Александра Невского Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

*****

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем» 1901. ГРМВиктор Васнецов «Богоматерь с Младенцем на троне» Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург.Виктор Васнецов «Богоматерь Одигитрия». 1901.

Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте.

ГРМ

Образы Владимирского собора стали источником вдохновения для многочисленных более или менее удачных повторений в церквях по всей России.

Безусловной удачей Васнецова стали образы Богородицы. Современники называли его «создателем русской Мадонны».

О работе над образом художник писал Л.М. Лихачеву: «состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» – Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».

Сюжет «Богоматерь на троне» в дальнейшем художник использовал при создании алтарного образа для русской церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте (1901 г.) и мозаики в Варшавском православном соборе Святого Александра Невского, а также для работы, предназначенной для экспонирования на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Варианты «Богородицы на троне» представлены в Доме-музее В.М. Васнецова и частной коллекции. Один из вариантов этого образа представлен на аукционе.

В отличие от иконы из Владимирского собора в этой работе свиток с текстом намотан на три деревянных стержня, а не на два, и отсутствуют канонические надписи на золотом фоне над нимбами: «Матерь Божия». Аналогичные детали встречаются в работе «Богоматерь с младенцем» из собрания дома-музея В. Васнецова, а также в работе 1899 г., предназначенной для Всемирной выставки в Париже.

Возможно, представленная на аукцион картина и работа из Дома-музея В.Васнецова являются подготовительными для образа, предназначенного для Всемирной выставки в Париже.

Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне (фрагмент)»

*****

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – живописец, рисовальщик. Автор историко-эпических картин на фольклорные темы, монументальных церковных росписей, занимался литографией и гелиогравюрой.

В 1867–1868 гг. занимался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге у П.П. Чистякова, В.П.Верещагина, И.Н. Крамского и др. В 1868–1874 гг. учился в ИАХ у В.П.Верещагина и др.

С 1878 г. член ТПХВ. Член объединения «Изограф», МОЛХ, Общества возрождения художественной Руси. Участник выставок ИАХ, ТПХВ, объединения «Мир искусства». Действительный член ИАХ.

С 1885 г. работал в Киеве над росписями во Владимирском соборе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Создал проект фасада Третьяковской галереи (1900–1901). В 1892 г. Получил звание профессора. В 1910 г. был инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

Источник: http://cultobzor.ru/2014/12/viktor-vasnetsov-bogomater-na-trone/

Правнучатая племянница Виктора Васнецова: «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи..

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год.

Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост.

Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком.

Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это.

Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму.

Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте».

В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд.

В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля.

Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.

А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги.

Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм.

Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку.

Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов.

Читайте также:  Описание картины василия кандинского «старый город»(1902год)

К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии.

Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора.

Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред.) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный.

По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем».

Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Источник: https://fakty.ua/219935-pravnuchataya-plemyannica-viktora-vasnecova-eto-zakaz-bozhij-skazal-praded-pristupiv-k-rospisi-vladimirskogo-sobora

Открытый урок по русскому языку. Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Открытый урок по русскому языку.

Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова «Богоматерь с младенцем».

Учитель: Закржевская Н.А.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

  -Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова «Богоматерь с младенцем», познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение — описание.

  В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.

Учитель:<\p>

-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.

Учащиеся:

-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.

-Это тайна, которую не понять.

-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.

Учитель:

-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?

Учащиеся:

-Иконы посвящены Богу. Они выражают  нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.

Учитель:

-Чем отличается икона от картины?

Учащиеся:

Картина Икона
Главная задача художника<\p> Изображение материального мира,чувства человека.<\p> Показ невидимого,духовного мира.<\p>
Продукт творческого труда<\p> Создан художественный образ<\p> Изображено слово Божие.<\p>
Выражение миропонимания<\p> Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь<\p> Иконописец выражает мировоззрение Церкви.<\p>
Проявление живописной манеры Живописец свободен в выборе изобразит. — выразит. средств.<\p> Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения.<\p>
Особенности восприятия Живописец воздействует на чувство зрителей.<\p> Сопереживание происходит на духовном уровне.<\p>
Особенности общения Зритель общается с автором.<\p> Молящийся общается со святыми.<\p>
Средства формирования личности Воспитание в себе Человека.<\p> Это путь духовного развития.<\p>

Учитель:

-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

Учащиеся:

-Иконопись выражает идею христианской религии.

Выступление учащихся:

-Рассказ о Васнецове.

… 1885 год — Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.

1896 год — Завершение работ. …

Убранство храма.

-Легенда или быль.

Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора.

Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным.

Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.

Учитель:

-Как композиция помогает зрителю выделить главное?

Учащиеся:

-В роли композиционного центра — фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.

Учитель:

-В русской иконописи есть определяющее понятие — лик. Чем слово «лик» отличается от слова «лицо»?

Учащиеся:

-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.

-Лик — проявление в нашем лице образа Божия.

Учитель:

-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?

Учащиеся:

-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.

-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.

Учитель:

-Как художник показал единство Богоматери и младенца?

Учащиеся:

-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет  в неразрывное целое Божественную семью.

Учитель:

-Как художник добивается изображения движения на иконе?

Учащиеся:

-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.

Учитель:

— Что создает ощущение невесомости Богоматери?

Учащиеся:

-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.

Учитель:

-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?

Учащиеся:

-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.

Учитель:

-В чем своеобразие росписи?

Учащиеся:

-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.

Сикстинская Мадонна

1515-1519

Рафаэль

Толкование терминов:

Алтарь — восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.

Апсида — полукруглый выступ.

Иконостас — увешанная иконами стена.

Купол — свод, сфера, зонтик.

Неф — вытянутое помещение, ограниченное колоннами.

Нимб — сияние вокруг головы.

Плафон — потолок, украшенный живописной лепкой.

Подбор синонимов:

Икона — образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.

Нимб — ореол, сияние, свет, свечение.

Мировоззрение — миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.

Работа с текстом:

Учитель:

-Как озаглавить сочинение?

Учащиеся:

-Душа России.

-Живой идеал невидимого мира.

-Вечная заступница.

-Одухотворенная красота.

Учитель:

-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.

Учащиеся:

-…выдающиеся явление мирового искусства.

-…драгоценное наследие национальной культуры.

Учитель:

Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.

Написание сочинения.

Источник: https://nsportal.ru/user/483335/page/otkrytyy-urok-po-russkomu-yazyku-sochinenie-opisanie-ikony-vm-vasnetsova-bogomater

Православные работы русского художника Виктора Васнецова

Previous Entry | Next Entry

teo_tetraОригинал взят у radiant_kristal в Православные работы русского художника Виктора Васнецова
Христос-Вседержитель, 1885-1896
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901
Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича Васнецова
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора


Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Богородица Владимирского собора
Богородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895
Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем
Богоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-Крови
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.
Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.

Блаженство рая. 1885-1896
Искушение Евы змием. 1885-1896
Вход Господень в Иерусалим
Спаситель в терновом венце, 1906
Распятие Христа. 1902
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
Распятие Христа
Снятие с креста. 1888-1901
Плащаница, 1901
Сошествие во ад, 1896-1904
Воскресение
Мария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899
Мария Магдалина
Всадники Апокалипсиса, 1887
Страшный суд. 1885-1896
Страшный суд, 1904
Архангел Михаил повергает дьявола, 1914
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)
Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893
Святой Ангел со светильником, 1885-1896
Ангел Божий, 1908
Серафим
Серафимы
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.
Русские святые, 1885-1896
Святой Георгий Победоносец, 1919
Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893

Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.

Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896
Святой Александр Невский, 1885-1893
Сергий Радонежский, 1882
Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)
Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)
Книга русской скорби (обложка, 1910)

Источник: https://teo-tetra.livejournal.com/828113.html

Женские образы в творчестве В. М. Васнецова. Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные. — презентация

1 Женские образы в творчестве В. М. Васнецова<\p>

2 Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Он знал восторженное преклонение и холодно- сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.<\p>

3 « Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов. Многие портреты художника характеризуются поисками типа национальной красоты. Кстати сказать, он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему интересен и по – настоящему дорог. Автопортрет<\p>

4 В одной из первых своих живописных работ «Жница» (1867, Тверь) художник выразил поэтичность и внутреннюю силу своей героини, те черты, которые станут неотъемлемыми качествами его женских образов. Васнецов почувствовал особую стать русской женщины и передал ее в форме, близкой к эпической.<\p>

5 Одним из первых произведений в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы, стала картина «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Эскиз будущей картины «Алёнушка» (1880, ГГТ) «Пруд в Ахтырке»(Аленушкин пруд) (1880, музей Абрамцево ).<\p>

6 «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип для этого нужен талант художника», писала критика о картине. «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…» Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд — все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.<\p>

7 Картина «Три царевны подземного царства» должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине — каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты.<\p>

8 Васнецов дважды писал картину «Три царевны подземного царства». На фрагменте второй картины царевна каменного угля изображена с руками, лежащими вдоль тела, что придает фигуре спокойствие и величавость. Она очень хороша в своем иссиня-черном платье с драгоценными украшениями Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции. Один из характеров — третьей, младшей царевны — получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.<\p>

9 Царевна — лягушка. Бодрыми, чистыми звуками и красками проникнуто полотно, славящее русскую красавицу, премудрую Царевну-лягушку. Ее древнерусский наряд изумрудного цвета здесь торжествен и царственно прекрасен, как и сама царевна.<\p>

10 Спящая красавица. Самый символический смысл имеют, пожалуй, картины «Несмеяна-царевна» и «Спящая царевна», в каждой из них читается мысль об истории Руси, на одной замученной завоевателями, на другой спящей, забытой потомками. Но и здесь художник сохраняет особую трепетность в написании женских образов. Несмеяна-царевна»,<\p>

11 Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского «Снегурочка», вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Впервые на русской сцене появились декорации, неотделимые от общего замысла спектакля и оказавшие влияние на его сценографию в целом. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов — голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка — это мечта о прекрасном, женственность родной природы (1885, ПТ) Купава<\p>

12 Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: «В светлом лице Снегурочки затаилась тревога… Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви — любви к людям… Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное…» Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонто-вой, олицетворяющей для Васнецова образ «чистой заснеженной России». Снегурочка в интерпретации Васнецова — это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной. «Снегурочка» год ГТГ<\p>

13 К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Метод работы Васнецова над образами был прежним. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозит в этом чудесном образе Иван Царевич на сером волке год.<\p>

14 «Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой», единственной дочери Виктора Михайловича, сделан в 1897 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она была художницей, свою жизнь посвятила отцу, хранению его наследия. При ней Дом стал музеем, благодаря Татьяне Викторовне удалось сберечь в целости и сохранности все рисунки и картины Васнецова, мастерскую, весь дом. В портрете выражена глубина личности этой незаурядной девушки Васнецов искал в модели такое чувство, которое можно выразить через позу и общее настроение.<\p>

15 Всегда художник будет искать обобщенные черты сказочной красавицы, русской «лебедушки», той, которой посвящено в народе столько песен и сказок и черты которой так ему близки. У Васнецова женские образы вообще пленительны. Он писал только близких «по духу», как он сам говорил. Это и Елизавета Ивановна Мамонтова, и ее дочь Веруша, и киевлянка Елена, Леля Прахова. Не было для Васнецова более близкого ему по духу человека, чем Елизавета Григорьевна Мамонтова. Именно она сказала, что работа во Владимирском соборе это «путь к свету», и он с ней согласился. Портрет 1885 года приоткрывает тайники ее души (Музей «Абрамцево «). Деталь портрета большого друга Васнецова — обаятельной Верушки Мамонтовой (1896, Музей «Абрамцево»).<\p>

16 Елена Прахова ( ) была дочерью Адриана Викторовича Прахова, историка искусств, председателя комиссии по постройке Владимирского собора, того самого, что заказал его росписи Виктору Михайловичу. Семья Праховых стала на долгие годы духовным прибежищем Васнецова в Киеве. В их доме он находил отдых, признание и поклонение. Особое понимание было между ним и юной Лелей Праховой, которая разучивала для него любимого им Баха — Леля, как и ее мать, была прекрасной пианисткой, изумительно вышивала шелком по рисункам Васнецова на религиозные сюжеты. Несмотря на разницу в возрасте, Васнецова связывала с Еленой Праховой большая дружба. Ее портрет (1894, ГТТ) говорит об изысканности вкуса и духовной красоте этой девушки. Ее пальцы нежно прикасаются к клавишам, как бы извлекая «серебристый звук», то было характерно для исполнения Праховой Баха и Бетховена.<\p>

17 Вера Саввишна Мамонтова неоднократно позировала В.М. Васнецову. И в каждом образе чистота, свет и поэзия, строгость и сдержанность. Художник любуется своей моделью Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло,<\p>

18 Какая плавность, текучесть линий светлых рук, шеи, темной головки с вдетой в прическу ромашкой. И белое платье со скромным рисунком, и виноградная ветка – райский символ — в почти детских руках, и полуоткрытый рот, и чудесный глубокий взгляд карих глаз все содержательно, полно поэзии, понимания всей глубины этой чарующей натуры. Вера в полном расцвете молодости и красоты, ей двадцать один год. Но, вероятно, для Васнецова она была выражением чего-то более высшего, может быть, своей России, столь глубоко им любимой. Во всяком случае через какое- то время он посылает ей в Италию, где она путешествует, стихи как «дополнение к портрету посвященные родине: «Только одна мне родная… Руси я только одной… сердце любовью сгорая, Руси отдам я святой». В самой Вере выражен тот тип женской красоты, в котором для Васнецова заключен духовный идеал. «Портрет Веры Мамонтовой» — это гармония небесного и земного, что было окончательно завершено в образе Богоматери во Владимирском соборе. Портрет В.С. Мамонтовой», холст, масло, 146х87, 1896, Музей «Абрамцево»<\p>

19 Как родился в художнике образ Богоматери? Детские ли впечатления тому способствовали, рафаэлевская ли Сикстинская мадонна, широко воспроизводимая в иллюстрированных журналах, собственная ли юношеская тяга к выражению идеального («Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, то есть внутренней, а не внешней только», объяснял Васнецов В.В. Стасову), но еще в 1871 году, двадцатитрехлетним студентом Академии художеств, он делает эскиз, в котором уже найден в общих чертах будущий образ Богоматери. А через десять лет напишет для иконостаса чудесной абрамцевской церковки Богоматерь в фиолетово-пурпурном мафории, держащую на руках сына со вскинутыми ручками. Но пока это лишь образ прекрасной молодой женщины, воплотившей в себе идеал святого материнства. Фрагмент Богоматери во Владимирском соборе<\p>

20 Поднявшись по высоким ступеням Владимирского собора, уже с паперти видишь Ее в открытые двери. Она идет из небесной глубины навстречу, чуть задержав шаг. В густом золотом сиянии Ее темная фигура величественна, строга. Большие глаза, иконописное лицо полны неземного скорбного чувства. Сильным и нежным движением прижимает Она к груди Сына. Глубокий синий цвет рукава Ее платья будто согревает ребенка, защищает. Она над тобой и с тобой. В ее душе покой и прощение. Фрагмент Владимирского собора с иконостасом, алтарем и заалтарной апсидой ( )<\p>

21 Богородица Васнецова встала в один ряд с мадоннами лучших живописцев мира Образ Богоматери писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. Виктор Михайлович Васнецов не повторил никого. Мозаика — Богоматерь на престоле с Сыном на коленях ( , ГРМ) Богоматерь с младенцем Владимирского собора. Эскиз<\p>

22 Сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка — вымышленные образы и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.<\p>

23<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/208293

Ссылка на основную публикацию