Описание картины владимира маковского «ночлежный дом»

Дореволюционная Россия в картинах Владимира Егоровича Маковского

Владимир Маковский – один из ярких представителей московской школы художников, признанный мастер «малого жанра», создатель яркого короткого рассказа в живописи.

Его искусству в целом свойственны спокойные интонации без надрыва, задушевный юмор, ясные лаконичные композиции, точные наблюдения. В своих живописных и графических произведениях он «не выносит приговора» и не осуждает. Его точка зрения на мир благодушна, терпима, снисходительна.

По образному выражению современника он «из самого тенденциозного сюжета умел сделать нетенденциозную картину».

Художник двигался в направлении, заданным в 1860-е годы московскими живописцами Юшановым, Шмельковым, отчасти Невревым. Однако, внутренне тяготея к традиции бытописательства, он все чаще отказывался от обличения и критики, характерной для московского жанра 1860-х в лице Перова, Прянишникова, Неврева. Его критика носила иной характер. Между тем, современники воспринимали его как продолжателя традиций Федотова и Перова.

Образ жизни художника, большая популярность, и конечно же, происхождение, сильно выделяли его из среды передвижников.

Если Ярошенко был вынужден работать на военном заводе, Савицкий жил впроголодь, как впрочем, и Мясоедов, который с трудом продавал свои картины, то Владимир Маковский пользовался большой популярностью у московской публики, его картины хорошо продавались всегда.

По воспоминаниям современников «жил Маковский богато, имел по сравнению с другими художниками значительный капитал … выработанный упорным трудом, постоянной систематической работой … Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Покупателями являлись, конечно, только лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи».

Маковский – коренной москвич, его отец Егор Иванович – родоначальник большой художественной династии, человек широко образованный, знаток и любитель искусства, коллекционер, один из видных общественных деятелей художественной Москвы.

Он стоял у истоков Московского училища живописи и ваяния, противостоявшего демократичностью своего устава и системы образования Академии художеств в С.-Петербурге.

Братья Владимира Маковского Константин и Николай, сестра Александра и старший сын Александр были художниками, племянник Сергей Маковский – известным критиком.

В 1870-е годы Маковский выступил с серией бытовых картин, раскрывших в полной мере талант жанриста. Его жанры забавны и смешны, иногда комичны, порой доходят до иронии, редко – до трагедии, и никогда – до карикатуры.

Он подмечал на первый взгляд как бы случайное и не существенное, словно выхватывая фрагмент из будничной «вялотекущей» жизни, чаще городской, поскольку она была ему более понятна и близка.

Однако в его художественной интерпретации всякий раз «малоинтересное» оказывалось достойным изображения и приятным для глаза. Маковского всякий раз привлекали люди «средней руки», мещане, поглощенные обыденными интересами.

По большей части, его герои – люди простодушные, наивные, сочувствующие ближнему и почти всегда – безобидные и скромные. Своей незадачливостью они пробуждают чувства симпатии и сострадания.

1880-е годы – период наивысшего творческого успеха. Маковский предстал крупным мастером-рассказчиком. По выразительности и меткости созданных им художественных образов не мог сравниться, пожалуй, никто из современников.

В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами».

В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека.

Грусть, умиление, печаль в позе и глазах матери, пришедшей из деревни навестить отданного «в люди» сына – в картине «Свидание». Томительное ожидание приема земского врача – в картине «За лекарством». Тонкие по эмоциональному звучанию образы посвящены непростым отношениям мужчины и женщины в картинах «На бульваре» и «Объяснение».

Отдельную линию в творчестве художника представили работы бытописательского свойства, в которых он интересовался нравами, традициями и бытовыми подробностями.

Мемуаристы не раз свидетельствовали о том, как хорошо Маковский знал Москву: «Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре…».В 1880-90-е годы Вл.

Маковский, являясь представителем старшего поколения передвижников, примкнул к консервативному крылу Товарищества, открыто заявив о своем неприятии новых проявлений художественной жизни. Он отрицательно отнесся к приобретению П.М.Третьяковым картины В.А.Серова «Девушка с персиками», не принимал он и творчество М.А.Врубеля и тд.

В 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в Академии художеств проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу.

В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы – грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка”, которая долгое время была запрещена цензурой.

Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях “Допрос революционерки” и “Девятое января 1905 года на Васильевском острове” .

Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.

Без хозяина

В жаркий день

В ожидании аудиенции

В передней

В приёмной у доктора

Варка варенья

Вечернее общество

Две матери. Приёмная и родная

Девочка с гусями

Девушки, освещенные солнцем

Игра в бабки

К венцу (Прощание)

Крах банка

Крестьянские дети

Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)

Любитель старины

На бульваре

Не пущу!

Под венец

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Приезд учительницы в деревню

Рыбачки

Узник

Украинский пейзаж с хатами

Посещение бедных

Свидание

Перед объяснением

Художник и подмастерье

В сельской школе

Ночлежный дом

Объяснение

Оправданная

Осужденный

Письмо

9 января 1905 года на Васильевском острове

Любители соловьёв

Мальчик, продающий квас

Оптимист и пессимист

Портрет С.Л. Строгановой

Шарманщик

Ходынка

Мать и дочь

Похороны жертв Ходынки на Ваганьковском кладбище

Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова

Автопортрет

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43276285401

Маковский Владимир ЕгоровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Маковский Владимир Егорович (Makovsky Vladimir Yegorovich) – русский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи.

Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца Константина Маковского. Еще мальчиком Владимир занимался живописью под руководством Василия Андреевича Тропинина.

В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был Сергей Константинович Зарянко. В 1870 году Маковский выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

Свидание, 1883
На бульваре, 1887
Объяснение, 1889-1891

Эти три картины находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека».

Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873).

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «портрет льва толстого»

Художник часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879), в том числе деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; «Крестьянские дети», 1890; и другие картины).

Ночлежный дом, 1889, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Перед объяснением, 1900, Художественный музей, Самара
Две матери. Мать приемная и родная, 1906, Художественный музей, Самара

Со временем в тонких психологических мизансценах Владимира Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874, Третьяковская галерея). Наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

Самые качественные свои вещи Маковский написал в 1880-90-х годах: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) – многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение», 1889-1891).

Оправданная, 1882
Две сестры, 1893
Императрица Мария Фёдоровна, 1912

В 1893 году Владимир Егорович Маковский был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.

Посещение бедных, 1874, ГТГ
Мать и дочь, 1886, ГТГ
Крестьянские дети, 1890, ГТГ

Целый ряд своих произведений художник посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем.

Этапной в данном плане явилась картина «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов».

Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс.

Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 году поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого Максима Горького. Однако общественная актуальность уже не всегда сопровождалась большими художественными успехами.

Крах банка, 1881, ГТГ
Приезд учительницы в деревню, ГТГ
Сельская школа, 1883, Тульский музей
Рыбачки, 1886
Кухаркины гости, 1913
Молебен на Пасху, 1887–1888

К началу 20 века живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно выступал Владимир Маковский также и как портретист («Художник И. М.

Прянишников», 1883; «Императрица Мария Фёдоровна», 1912; и другие портреты), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Академии художеств).

Владимир Егорович Маковский скончался 21 февраля 1920 года в Петрограде.

Ожидание, 1875, ГТГ
Малороссия, 1885
В трактире, 1887
Девочка с гусями, 1875
Прощание. К венцу, 1894
Беседа. Идеалист и материалист, 1900
Первый фрак, 1892
Оптимист и пессимист, 1893
Вечеринка, 1875-1897

Источник: http://smallbay.ru/makovsky.html

Картины Маковского Владимира Егоровича Русский художник-передвижник живописец и

Картины Маковского Владимира Егоровича Русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик, действительный член Петербургской Академии Художеств. Дата и место рождения: 1846 г. , Москва, Российская империя Дата и место смерти: 21 февраля 1920 г. (74 года), Санкт-Петербург, РСФСР Выполнила работу: Ученица 10 класса Смолькина Анастасия

«На бульваре»

Описание картины «На бульваре» На картине изображены мужчина и женщина, сидящие на скамейке на бульваре. Женщина приехала из деревни в город навестить своего мужа. Видно, что мужчина уже давно живёт и работает в городе, чтобы заработать денег и отправить из своей семье, оставшейся в деревне.

Городская жизнь очень изменила мужчину: франтоватый, довольный, сидит в вальяжной позе и играет на гармошке. Женщина — прямая противоположность ему: чувствуя себя в большом городе не в своей тарелке, она поражена переменой, произошедшей с мужем.

Не обращая внимания на мужа, смотрит она безучастно вдаль, и стыдясь за него, и жалея о потере родственной души, и осознавая свою ненужность этому человеку.

«Свидание»

Описание картины «Свидание» Художник изобразил на картине встречу матери с сыном. Мать — типичная крестьянка приехала из деревни в город чтобы проведать своего сына, который находится в подмастерьях. Печальный взгляд выдаёт ее тяжёлое чувство отчасти от редких встреч с сыном, отчасти от усталости.

Видно, что рассталась она с сыном и отдала его в подмастерья по причине большой нужды в семье. Мальчик с жадностью кушает калач, который принесла ему мать. Выглядит он болезненно и не по годам серьёзно — видно, что условия работы очень плохие — на улице зима, а у него нет обуви, из одежды только грязная рубаха и штаны, сверху накинут такой же грязный фартук.

Встреча матери и сына проходит тоже в довольно грязной комнате с земляным полом. Художник нарочно использовал тёмные цвета при написании этой картины, чтобы передать особый трагизм ситуации: по всему похоже, что следующей встречи может и не быть.

Часто используемый художниками-передвижниками сюжет о трагедии простых русских людей всегда находит отклик в сердцах зрителей, заставляя их сочувствовать и сопереживать героям картин.

«Ночлежный дом»

Описание картины «Ночлежный дом» В 1889 году В. Маковский написал одно из самых сильных своих произведений, посвященных «униженным и оскорбленным» , – картину «Ночлежный дом» .

Произведение «Ночлежный дом» рассказывает об обездоленных и несчастных бездомных, которые вынуждены скитаться по улицам города в поисках ночлега. Целая очередь таких людей выстроилась из желающих попасть в ночлежку. Остальные толпятся на площади. В.

Маковский показывает отличное знание народных типов и характеров. У каждого своя судьба, и каждый по-своему переживает испытания, выпавшие на его долю. Среди многих интересных персонажей выделяется фигура старика в широкополой шляпе в центре полотна, дающего прикурить другому несчастному.

Умное, интеллигентное лицо старика покраснело от холода, ветхая и убогая одежонка не защищает от мороза, из растоптанных башмаков видны голые ноги.

«Крах банка»

Описание картины «Крах банка» Картина «Крах банка» написана в период творческого расцвета художника. На ней показано помещение московского Ссудного банка в тот момент, когда в нем собралось множество вкладчиков, которые надеются сохранить хоть часть вложенных денег. Каждый персонаж, изображенный на картине, уникален.

У каждого свой характер, задуманный художником — это видно по позе человека, его лицу, жестам. Люди реагируют на одно и то же событие по-разному — художник мастерски изобразил горе, гнев, отчаяние. Кто-то возмущается, кто-то пытается найти выход из положения и спрашивает что же делать, кто-то отчаялся, и это видно по его лицу.

В левой части полотна изображена бабушка, которой стало нехорошо от такого известия. Большое внимание уделил художник цвету. Полотно выполнено в холодных тонах: преобладают серый, синий, чёрный цвет. Освещение неяркое, мягкое. Такой колорит подчёркивает выразительность лиц и поз персонажей.

Оригинальность сюжета картины говорит о широком кругозоре Маковского, о его сострадании к простым людям.

«Первый фрак»

Читайте также:  Описание картины микалоюса чюрлениса «сотворения мира»

Описание картины «Первый фрак» n n n На ней художник изобразил молодого человека, одетого в новенький фрак. Дело происходит в небольшой комнате; возле новоиспеченного щеголя собрались все домочадцы. По неуклюжей фигуре молодого человека видно, что фрак он надел первый раз в жизни: он сутулится, зачем-то развел в стороны локти.

По его лицу видно, что ему не терпится услышать мнение о его новом костюме родных, которые во все глаза смотрят на обновку. Рядом с главным героем картины стоит его бабушка. Приподняв очки, она, с видом эксперта разглядывает тонкую ткань пиджака, видимо, оценивая её качество.

Слева стоит молодая женщина, которая с умилением смотрит на молодого человека, в её улыбке читается одобрение и восторг, видно, что новый костюм ей по нраву. Даже молоденькой горничной интересно взглянуть на молодого красавца барина, стараясь не выдать своих эмоций, она прикрылась рукой. Но взгляд молодого барина обращен к женщине, одетой в чёрное платье.

Вероятно, это его мать и её мнение действительно важно для юноши. Но на лице ее не видно восторга и радости, только какая-то усталая задумчивость. Тщательно, до мельчайших подробностей изобразил Маковский комнату, в которой происходит действие — это типичная комната дворянского дома того времени. Вернее всего, что в этой комнате живёт сам главный герой полотна.

В комнате можно увидеть большой шкаф, тахту, солидный письменный стол для работы. На стенах много картин, видимо юноша является поклонником художественного искусства, а может, это просто дань моде. Белая кафельная печь у центральной стены — яркий элемент картины. Она отражает много солнечного света, из-за этого полотно становится не таким тёмным.

Интересен приём, используемый художником при написании полотна — зритель наблюдает за сценой словно бы через окно, это даёт возможность максимально погрузиться в атмосферу картины Владимира Маковского «Первый фрак» .

«Без хозяина»

«В сельской школе»

«Крестьянские дети»

«Объяснение»

Список работ: «Собиратель картин и рисунков» , 1869, ГТГ «Игра в бабки» , 1870, ГТГ, «Приемная доктора» 1870, ГТГ, «Придворные певчие» 1870, ГТГ, «Любители соловьев» 1873, ГТГ «Ожидание» , 1875, ГТГ; «Друзья-приятели» , 1878, ЧОКГ; «Осуждённый» , 1879, ГРМ «Благотворительница» (1878), «Толкучий рынок в Москве» (1879), «У мирового» (1880), «В четыре руки» (1880), «Казначейство в день выдачи пенсии» , «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Моление о Чаше» ЦАК МПДА, Портрет И. М. Прянишникова, 1883, ГТГ «Свидание» (1883), ГТГ «На бульваре» , 1886— 87, ГТГ Портрет И. Е. Цветкова, 1890, ГТГ Портрет И. Е. Сорокина, 1891, ГТГ Портрет Д. А. Ровинского, 1894, ГТГ «Семейное дело» (1884), «Материалист и идеалист» (1900) «Освящение публичного дома» (1900) « 9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905) «Проводы новобранца» , 1912, ГМИИ им. А. С. Пушкина, отдел личных коллекций «Девочка-сиротка» . 1913. Холст. Масло

Спасибо за внимание!

Источник: http://present5.com/kartiny-makovskogo-vladimira-egorovicha-russkij-xudozhnik-peredvizhnik-zhivopisec-i/

Прогулки по Русскому музею. Санкт – Петербург. Часть 6


1 Михайловский дворец2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворец

Зал 27

И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры.

Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.

ДубыЗимаКорабельная рощаБуковый лес в ШвейцарииБуковый лес в ШвейцарииВ рощеВид в окрестностях ДюссельдорфаВид окрестностей ПетербургаДорожка в лесуЗа грибамиДубовая рощаИвы, освещенные солнцемКамни в лесу.

ВалаамЛесная глушьЛесной пейзаж с цаплямиОсеньПейзаж с гуляющимиПеред грозойРучей в березовом лесуСмешанный лес (Шмецк близ Нарвы)Сосновый лесХвойный лес. Солнечный деньСныть-трава. ПарголовоТравка (этюд)

Зал 28

Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.

После неудачи«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.У дверей мечетиВ 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».Шипка-Шейново.

Скобелев под ШипкойВ 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.

Прогулка в лодкеНачавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в ПучугеВ Иерусалиме.

Царские гробницыШинтоистский храм в Никко31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Зал 29

Садовый вестибюль

Зал 30

В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.Журавлев Фирс Сергеевич.

Перед венцомАтмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении “Семейный раздел” (1876).В.М.

Максимов Семейный раздел (1876)«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью.

Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889

Зал 31

Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины.

Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)Созданные К.А.

Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».К.А.

Савицкий. На войну (1880−1888)Константин Аполлонович Савицкий. ПрощаниеПрянишников Илларион Михайлович. Крестный ходБашкирцева Мария Константиновна. ВеснаКонстантин А. Савицкий. Путешественники в ОверниНиколай Александрович. В теплом краю. 1890 год

Зал 32

В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».

Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’ЭтремонПо возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».Поленов Василий Дмитриевич.

Заросший прудПоленов Василий Дмитриевич. Московский дворикВ 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал.

Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.В. Д. Поленов. Христос и грешница.Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)Нестор-летописец (М.М.Антокольский)Мефистотель (М.М.Антокольский)В.Д.Поленов.

Читайте также:  Описание иконы андрея рублева «спас»

И возвратился в Галилею в силе духа

Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 6.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43031654447/prev

Маковский Владимир Егорович

Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы.

Маковский родился в семье, живущей искусством. Отец, Егор Иванович Маковский достиг хороших результатов в живописи. Он был бухгалтером Экспедиции Кремлёвских строений, за сбережённые средства приобретал высокохудожественные гравюры и картины.

В его собрании присутствовали первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского. Мать, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауер) прекрасно пела. Обладательница редкого по силе и красоте тембром голоса, с красивой внешностью, выступала перед публикой и имела большой успех.

Брат, Константин Егорович Маковский так же стал выдающимся художником.

Владимир Маковский унаследовал от своих родителей и талант к рисованию, прекрасный слух и красивый голос. С детства, как и его родители, Маковский любил искусство. Его мечтой было стать художником, несмотря на уговоры матери выбрать более твёрдую профессию.

В 1862 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время успешной учёбы в училище он создал несколько картин.

В 1862 году на выставке в училище была показана его первая картина «Мальчик, продающий крас». Маковский стал продолжателем известных русских жанристов – А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина, П.А. Федотова и В.Г. Перова.

Маковский учился у педагогов – Е.С. Сорокина и С.К. Зарянко.

В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, в звании художника 3-й степени.

После окончания учёбы Маковский работает над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», как участник конкурса на большую золотую медаль.

В 1969 году он получает золотую медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

В это же время он много рисует с натуры, участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (“Автографы московских художников”, 1867) наряду с другими известными художниками.

В 1870 году состоялась выставка Маковского, на ней экспонировалась картина «В приёмной у доктора». Работа эта имела широкий успех и Маковскому пророчили будущие известного художника-жанриста. За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Позднее эти две картины участвовали на всемирной выставке в Вене.

Эти картины занимали очень почётное место на выставке

В.В. Стасов

В 1872 году в Москве организовывалась выставка к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовили «Севастопольский альбом», оформителями были В.Е. Маковский и И.М. Прянишников.

Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону.

Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

В 1872 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, а через год становится членом Правления. Он был ярым противником искажения действительности в изобразительном искусстве.

Маковский рано женился и жил в доме отца, всячески поддерживающего молодого художника. Для того чтобы заработать на жизнь Маковский выполнял много заказов: заказы от иллюстрационных изданий, роспись плафонов, иконопись.

Юмористические сюжеты картин сменяются тревожными. Художник отражал в картинах человеческую несправедливость, изображал униженных и оскорблённых, убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между беднотой и богатством. Зрелые работы Маковского отличаются композиционным мастерством, жизненной наблюдательностью, режиссерским построением сцен.

Маковский решительно может считаться первым московским художником

В.В. Стасов

С 1882 по 1894 годы Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему сопутствовал наивысший успех художника, период творческих дерзаний, зрелости мастерства.

Он продолжал создавать новые произведения на злободневные темы из жизни трудового народа. Большого успеха добился в портретном жанре, безукоризненные в рисунке, композиционном построении, живописные и завершённые, содержательные и человечные.

В 1880-1890-е годы Маковский написал лучшие портреты близких ему людей.

Русский художник ездил каждый год на Украину, Волгу, в Крым. В поездках делал этюды, наброски, рисунки, писал картины.

Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.

Маковский был широко известен публике, получал регулярное жалование, жил на казённой квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции. Будучи весёлым и общительным Маковский принимал по вечерам в своём доме представителей передовой интеллигенции. Его гостями были художники, артисты, музыканты, учёные.

В 1894 году художник переезжает в Петербург. С этого момента до конца жизни он работал руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.

Известные произведения Маковского Владимира Егоровича

Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.

На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.

Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.

Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться. Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности.

  • Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
  • Девушки, освещённые солнцем

Источник: http://rus-artist.ru/makovskij-ve.html

Ссылка на основную публикацию