Источники вдохновения Зинаиды Серебряковой
Рассматривая в музее картины именитых художников, мы думаем о душе, о настроении, о красоте мира, но почти никогда не знаем, при каких обстоятельствах рождались бесценные произведения, в какой атмосфере творили те, чьи имена мы привыкли называть с восторгом и восхищением. Однако порой, некоторые события в жизни художников являются настолько значимыми, что влияют и на жизнь, и на творчество в целом.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
«Девушка со свечой. Автопортрет»
Зинаида Серебрякова родилась в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.
Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.
Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном».
«Купальщица»
Вот уж кому и повезло и не повезло так это вот этой женщине. Она стала первой русской художницей в мире. Так уж получилось, что в основном в живописи заняты мужчины и совсем нет мастеров женского пола. Она была первой. Это, пожалуй, единственное, за что её уважали в Академии художеств СССР.
Всё остальное не считалось нужным упоминать. Её картины стали неожиданно популярны в конце 60-х — в начале 70-х годов прошлого века. До этого времени её творчество стояло под прочным грифом «Запрещено».
Всё дело в её эмиграции. Она не приняла революцию, она просто не знала чем себя занять. Рисовать то, что предлагала новая власть, ей не хотелось, да и не её это – портреты вождей и подвиги первых пятилеток. Она всё больше склонна была к классической живописи. И она решила принять заказ, пришедший из Франции, и отправилась туда работать в привычной для неё обстановке.
Но вернуться на родину, увы, она не смогла. Но и детей забрать к себе тоже не получилось. Их у неё было четверо: двое, впоследствии, всё-таки были рядом с ней, друзья помогли переправить. Двое других остались в СССР с её мамой. Лишь только во время «оттепели» в 60-х годах семья смогла воссоединиться. Но Серебрякова тогда уже была подданной Франции.
Что касается самого полотна, то оно только лишь подтверждает её приверженность к классике в живописи. Чёткая линия тела, нежность красок, изумительно доброе лицо женщины, которую не смущает собственная нагота…
« Портрет Б. А. Серебрякова»
В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата Бориса Серебрякова. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.
…Одной из её замечательных работ можно назвать его портрет. Кажется, будто художница предчувствовала, что Борис рано уйдёт из жизни, и потому изобразила его настолько живым и реальным, что даже не до конца прописанные мазки кисти не могут умалить этого впечатления. Только по ним можно понять, что картина была написана для дома, а не для выставок и не на продажу.
В картине чувствуется любовь, тепло и душевный свет. Художница в правом верхнем углу оставила надпись «Боречка. Нескучное. Ноябрь…».
«Автопортрет с дочерьми»
Зинаида Серебрякова – одна из первых русских женщин-живописцев, вписавших себя в историю живописи. Творчество ее, не попавшее ни под какое влияние, достаточно независимо и самобытно.
Картина «Автопортрет с дочерьми» написан стремительно, легко.
Впечатление, будто бы две маленькой дочки, поймав момент, прильнули к матери, когда та решила передохнуть, в рабочей рубашке и с кисточками в руках.
Лица, волосы– выписаны не то чтобы тщательно, но гладко, объемисто, академически, как в этюдах старых мастеров, а в одежде и фоне видна неоконченность и небрежность, что дает картине больше современности…
…Автопортрет – это такое личное произведение художника, в котором он наиболее четко и ясно может показать свой духовный внутренний мир и выразить себя таким, каким, возможно мы его не знаем…
«Катя с куклами»
Работы талантливой художницы – золотой фонд российского искусства. Зинаида Серебрякова – мастер тонкой живописи и графики. Она была ученицей известного живописца Осипа Браза, и стала одной из первых русских женщин, которые вошли в историю живописи.
В основном, Серебрякова рисовала себя и своих детей. Это было связано с отсутствием денег. После гибели мужа, оставшись с четырьмя детьми и больной матерью, художница переезжает в Харьков из Москвы, а далее – в Санкт-Петербург.
Детей у Серебряковой было четверо – два мальчика и две девочки. Все они рано стали рисовать, что не могло не радовать мать. И впоследствии, увлечение искусством отразилось на судьбе каждого ребёнка. Старший сын, Евгений, стал архитектором-реставратором. Принимал участие в реставрации памятников архитектуры Петергофа, а так же им было написано несколько пейзажей акварелью.
Второй сын, Александр, летом 1925 приехал в Париж, где пребыла на заработках сама Зинаида. Он писал панорамы улиц со старыми замками и домами, картины-пейзажи на прекрасных берегах Сены. Позже он стал заниматься оформлением интерьеров замков состоятельных французов, а также был одним из создателей проектов городских парков Парижа. Здесь он был известным и авторитетным человеком.
Третий ребёнок, Татьяна, окончив хореографическое училище в Ленинграде, работала театральным художником в Минске и Ленинграде. По переезду в Москву, устроилась во МХАТ, а далее в ГИТИС. Только лишь в 36 лет смогла поехать в гости к матери в Париж.
Младшая дочь, Екатерина, стала главной героиней почти всех картин художницы, по которым можно проследить взросление девочки. Она начала писать её с раннего детства, в период послереволюционного времени и до эмиграции. Позже, став взрослой, Катя также увлекается живописью и переезжает к матери в Париж, чтобы помочь хоть как-то выжить, посвятив себя полностью этому.
«За обедом»
Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За обедом» («За завтраком»).
Картина является одной из самых известных в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой. Известно, что на ней изображены собственные дети художницы…
Картина Серебряковой получилась удивительно трогательной, поэтичной и одухотворенной. Невозможно не умилиться, глядя на эти живые искренние лица детей. В их глазах мы будто видим отражение их чистых невинных душ.
В подобной манере художница создавала многие свои работы, это был ее особый почерк и стиль…
«На кухне. Портрет Кати»
…
На этом полотне изображена дочь художницы…
Сочетание белых и синих тонов в картине передают символизм чистоты и наивности детского образа, который пронизан жаждой жизни…
«Автопортрет»
Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом».
Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем.
В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.
Картина создана зимой 1909 года в небольшом имении Нескучное. Художнице Зинаиде Серебряковой было тогда 25 лет. …«Автопортрет» является экспонатом Третьяковской галереи.
Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле.В полотнах художницы есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьян. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где они трудились. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.
«Беление холста»
«Осень»
…
Бывают осенью и такие дни, когда вроде ещё тепло, а вокруг всё покрыто золотом – пожелтела листва, пожелтели подсолнухи, пожухла и пожелтела немного трава, поля тоже в жёлтом – это осенний урожай пшеницы, который до первых морозов необходимо убрать. А если ко всему жёлтому прибавить жёлтые сенные крыши хат, то и вовсе как в золотой стране окажешься.На полотне Серебряковой как раз всё это есть – всё жёлтое, всё осеннее, всё прекрасное…
«Яблоки на ветках»
«Кормилица с ребенком»
«Балетная уборная Снежинки»
«Портрет Е. Н. Гейденрейх в красном»
Серия работ Зинаиды Серебряковой (1884-1967) с нагими фигурами женщин просто восхитительна, составившие в значительной степени ее славу.
Это поистине плоть от плоти нашей. Здесь та грация, та нега, та какая-то близость и домашнесть Эроса, которая все же заманчивее, тоньше, а подчас, и коварнее, опаснее, нежели то, что обрел Гоген на Таити и за поисками чего вслед за Лоти отправились рыскать по всему белому, желтому, черному свету блазированные, избаловавшиеся у себя дома европейцы (Статьи и воспоминания Александра Бенуа, 1932)
Сегодня творчество Серебряковой изучено вроде бы вполне достаточно. Изданы альбомы, монографии, переписка художницы. Но все же остается необнародованным множество картин и графики, «рассыпанных» по частным коллекциям, и потому каждый год приносит новости. Например, пару лет назад в России впервые показали серию из шести аллегорических панно, которую Серебрякова написала более 70 лет назад для виллы одного из своих французских почитателей. Наследники заказчика долго держали единственную из воплощенных монументальных работ художницы в тайне. Серебрякова в монументалистике — это вообще открытие, считает искусствовед петербургского Русского музея Евгения Петрова
«Флора» и «Юриспруденция»
Еще и потому, что эти работы подтверждают ее блестящее мастерство в столь сложном жанре живописи, как «обнаженная натура». «В России вообще жанр «ню», пожалуй, был характерен только для салонных работ представителей Академии художеств, — отмечает Евгения Петрова. — А вот в русской реалистической живописи это было достаточно редко. И Серебрякова в этом смысле уникальная художница». В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлёк к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных миров
«Индия. 1916г.»
«Япония. (Одалиска) 1916г.»
«Что же в ее творчестве так неодолимо привлекает тысячи зрителей? Чем оно так радостно их волнует? Волнует оно жизнедарительным духом любви, любви эротической и вместе с тем безгрешной. У Серебряковой эрос легкий, воздушный, незримо проникающий все ею сотворенное.
Привлекает гармония здоровой блаженной женственности — и при этом женственности вовсе не первобытной. Серебрякова — это недолговечное чудо равновесного согласия природы и культуры. На земле она видит только райски радостное, прекрасное, детское.
В ее мире нет ни трагедий, ни муки, ни смерти.
И это — среди ужасов двадцатого века! Какая удивительная благодать была ниспослана ее южным глазам! В трагической современности им было дано прозревать отблески вечной красоты. Наверное, так видели мир — где-то, когда-то — молодые счастливые матери. В своем творчестве Зинаида Серебрякова не гневается, не обличает, не скорбит. Она любовно любуется.»(«Ода Зинаиде Серебряковой» Ю. М. Денисов)
***
Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.
Источники:
http://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html
http://www.artinconnu.com/2009/06/zinaida-serebriakova-1884-1967.html
http://www.artariya.ru/blog/ne-izvestnyie-faktyi-ob-izvestnyih-hudozhnikah-8-chast/
http://londonconsultant.blogspot.com/2012/09/blog-post_25.html
http://opisanie-kartin.com/serebryakova-zinaida/
http://gallerix.ru/storeroom/2054753045/
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43759426919/prev
Художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 27.08.2018 · Комментарии: 2 · На чтение: 9 мин · Просмотры:
Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)
На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.
Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество
Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).
В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.
Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.
В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).
Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.
Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов.
Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой.
И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.
Яблоня
Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.
В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.
Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.
В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.
В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.
В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.
В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.
Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.
Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.
За туалетом
Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.
С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.
А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.
С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.
Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.
В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.
Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.
Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке.
Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.
Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.
Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.
Впоследствии Константин Сомов рассказывал:
Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.
Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).
Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.
Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.
В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.
К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.
19 сентября 1967 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась в Париже.
Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.
Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.
Картины художника Зинаиды Серебряковой
Спящая крестьянка
Жатва
Беление холста
В балетной уборной («Большие балерины»)
Спящая натурщица
Баня
За завтраком
Аннеси
Портрет Б.А. Серебрякова
Баня
На пляже
Отдыхающая негритянка
Лежащая марокканка
Портрет Веры Фокиной
Спящая девочка
Обнаженная
Карточный домик
Зеленя осенью
За туалетом. Автопортрет
Освещенная солнцем
Автопортрет в костюме Пьеро
Портрет Ольги Константиновны Лансере
Купальщица
Девушка со свечой. Автопортрет
Кормилица с ребенком
Балетная уборная. Снежинки
Автопортрет с дочерьми
Катя с куклами
Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки
Катя с натюрмортом
Портрет А.Д. Даниловой
Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки
Сын Александр в карнавальном костюме
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-zinaida-serebryakova-zhizn-i-tvorchestvo.html
Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 — 1967)
Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.
Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос — родом из Италии, музыкант , автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос — архитектор; родной дед — Николай Бенуа — зодчий, академик. Отец Зинаиды — известный скульптор Николай Лансере.
После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.
Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.
По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.
В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.
Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее «большой, красочный темперамент». Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:» …она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя ее не благодарить…»
В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля — все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.
Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.
В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров — Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.
В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.
Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.
А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним.
Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в «невыездном» Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать.
Средств к существованию — ноль.
Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:»Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось.» Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой — нет.
Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии.
Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России — Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.
Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.
Источник: http://cvetamira.ru/serebryakova-zinaida-evgenevna-1884-1967
Алеша Локис. Новости
Зинаида Серебрякова. «Спящая девочка». Изображение: Sotheby's
На торгах Sotheby’s 2 июня, посвященных русскому искусству, был установлен рекорд стоимости на произведения Зинаиды Серебряковой. Её картина «Спящая девочка» (1923) ушла с молотка за 5,9 миллиона долларов — при том, что оценивалась в 600–900 тысяч долларов…
Картина Серебряковой была продана по телефону. Имя покупателя не сообщается.
«Спящая девочка» — одна из последних работ Зинаиды Серебряковой, участницы объединения «Мир искусства», которая была написана в России. После этого художница переехала во Францию. Работа выставлялась в Нью-Йорке в 1924 году, где её купил за 500 долларов Борис Бахметьев.
На торгах Sotheby’s 2 июня не смогли продать картину «Волга в окрестностях Юрьевца» Алексея Саврасова, которая была топ-лотом аукциона. Кроме того, по запросу российского отделения Интерпола с торгов была снята картина Ивана Айвазовского «Вечер в Каире».
Источник
Рисовать много, забывая обо всём, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, — её путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями.
Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере — скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. В духовно возвышенной атмосфере семьи Бенуа Зина оказалась с двухлетнего возраста: от чахотки умер отец, и мать со всеми детьми возвратилась в отчий дом в Петербург.
В доме была особая обстановка, младшие представители семьи постоянно слышали разговоры о высоком назначении искусства и художника, посещали Эрмитаж, театры и выставки. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды.
Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина.
Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти её многому учили.
21-летняя Зинаида, уже замужняя дама, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец.
Серебряков Борис Анатольевич (около 1905)
Они приходились друг другу близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.
После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила под Харьковом в семейном имении Нескучном — писала этюды крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении. Наступила ранняя зима, сад, поля, дороги занесло снегом, и работу с написанием этюдов пришлось прервать.
В одно солнечное утро у художницы родился замысел написания картины, принесший вскоре известность — автопортрет «За туалетом». Проснувшись, Зинаида полюбовалась природой из окна, подошла к зеркалу.
Отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла. В зеркале отражалось её лицо, которое светилось покоем и счастьем. Художница вдруг почувствовала желание написать своё отражение.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1884 — 1967
«Разноцветные флакончики, булавки, бусы, уголок белоснежной постели, подсвечники с длинными, стройными свечами, деревенский, с кувшинами и тазиками, рукомойник. И себя в белой, сбившейся с плеча, рубашке, с лёгким детским румянцем на щеках и ясной улыбкой. В общем, такой, какой она и была на самом деле и немножко хотела бы быть»,
— так описывает этот самый известный портрет художницы научный сотрудник Эрмитажа В. Леняшин.
Получился не традиционный автопортрет, а жанровая сцена, рассказ об одном счастливом утре молодой женщины. Его широкая публика увидела на выставке Союза русских художников зимой 1910 года. Картина Серебряковой висела рядом с картинами Серова, Кустодиева, Врубеля. Она не затерялась среди полотен признанных мастеров, более того — работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.
С картины «За туалетом» и началась известность русской художницы Зинаиды Серебряковой.
Зинаида Серебрякова За завтраком 1914 г.
Тата и Катя (У зеркала) 1917
Зинаида Серебрякова. На террасе в Харькове 1919
Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. Её жизнь внезапно переменилась. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует своё самое трагическое произведение — «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.
Серебряковы Женя, Саша, Таня и Катя (карточный домик, 1919)
Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.
Автопортрет с дочерьми. 1921
Девочки у рояля. 1922
Обнаженная девочка 1922
Девочки сильфиды. Балет Шопениана 1924
Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать). Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
В 1920-30-х состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой в Париже.
Во французской печати её называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благожелательные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство, которое сильно влияло на вкусы общества.
Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и её работы крайне редко приобретались на выставках. «Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всём) в искусстве, с прежними веками, то ведь всё никуда не годится, а всё-таки мы продолжаем рисовать», — удивлялась собственной выносливости художница.
Бездарные полотна и их авторы, ничего общего не имевшие с настоящим искусством, раздражали её. Поражала и публика, не способная отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе.
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь», — писала художница.
…В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.
После войны дети и русские художники звали её вернуться, но старая художница была уже тяжело больна и после двух перенесённых операций на переезд не решилась. Да и сына и дочь, тоже ставших художниками, не хотела покидать за границей.
«Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадёжно далеко от своих», — писала она ещё в 1926 году.
И с горечью подводила итог прожитому: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…».
З. Е. Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.
За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих — не только соотечественников — она стала открытием подлинного русского таланта.
http://people.passion.ru/velikie-lyudi/prochie/zapretnaya-lyubov-genialnoi-khudozhnitsy-zinaida-serebryakova.htm
Существуют ещё живописные полотна Зинаиды Серебряковой, где ей позировала одна и та же девочка — дочка художницы, Катя.
Екатери́на Бори́совна Серебряко́ва (фр. Catherine Serebriakoff; 28 июня 1913, Нескучное, Харьковская губерния — 26 августа 2014, Париж) — французская художница российского происхождения, младшая дочь Зинаиды Серебряковой.
Катя в голубом у елки. 1922
Екатерина Серебрякова родилась в семейном имении в селе Нескучное (Харьковская губерния). В 1918 году её отец был арестован и через год умер от сыпного тифа. В одиннадцатилетнем возрасте в 1924 году с братом переехала в Париж, где уже жила её мать. Во Франции она вместе со старшим братом Александром занималась изготовлением макетов интерьеров. Причём брат определял планы интерьеров, а Екатерина занималась мелкими деталями. Кроме того, она писала акварели пейзажей Франции, Швейцарии, Англии, а также акварели птиц, цветов и натюрмортов. После смерти матери она стала основателем Фонда Зинаиды Серебряковой и его почётным президентом.
Дочка Катя с куклами. 1923
Катя с натюрмортом. 1923
Катя у кухонного стола. 1923
На кухне. Портрет Кати. 1923
Серебрякова Екатерина Борисовна (портрет дочери Кати, 1929)
Катя на террасе. 1930
Спящая Катя. 1945
Скончалась в Париже, похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Катюша на одеяле. 1923
108.07.2014 • Мизулина (Гость)
АААА! педофилия!!!
208.07.2014 • Милонов (Гость)
Арестовать!
308.07.2014 • Хор толпы (Гость)
Художницу — в Сибирь! Картины — сжечь!
Музей — бульдозером сровнять!
410.07.2014 • Худяков, депутат (Гость)
Предлагаю эту картину увековечить на сторублевой купюре.
Лежащая обнаженная Катя. 1923
123.10.2013 • зритель (Гость)
10-летняя Венера прелестна
Безусловно, тот факт, что покупатель «Спящей девочки» пожелал остаться неизвестным, — это повод для размышлений. И дело тут, как нам кажется, не в том, что ценитель выложил шесть лимонов зелени, а в том, что он не пожалел их за оригинал десятилетней Кати Серебряковой!
Для нас же, ценителей джипегов шириною в 500 пикселов, есть повод провести очередной опрос:
Источник: http://blog.alokis.com/2015/06/10/povod-dlya-razmyshlenij-spyashhaya-devochka-serebryakovoj-prodana-za-rekordnuyu-summu/
Презентация к интегрированному уроку развития речи по теме: Работа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»
СОСТАВЬ ИЗ БУКВ СЛОВО:
К А И Р Н Т А
КАРТИНА
СОСТАВЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ « КАРТИНА»
- 1 строка – имя существительное
- 2 строка – два прилагательных
- 3 строка – три глагола
- 4 строка – фраза или предложение
- 5 строка – имя существительное (синоним)
Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967)
Автопортрет «За туалетом»
Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года
в родовом имении «Нескучное», под Харьковом.
Евгений Лансере
Ее отец был известным скульптором.
Мать в молодости была художником-графиком.
Николай и Евгений Лансере
И ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором,
а старший мастером монументальной живописи и графики.
«Село Нескучное»
Детство и юность художницы прошли в имении «Нескучном».
Она постоянно наблюдала и делала зарисовки работающих юных
крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.
«Зима в царском селе»
В 1886 году семья перебиралась из имения в Петербург.
Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала
и Зинаида. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию
и поступила в художественную школу.
«Париж. Люксембургский сад»
В 1905 она вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова
и отправилась в Париж, где начала посещает Академию де ла Гранд Шомьер,
много работала, рисовала с натуры.
«Осенний пейзаж» «Зеленя осенью»
В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть
ее собственный стиль, определить круг ее интересов.
Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок,
совершенство техники, небывалая красота природы.
«Спящая крестьянка» «Крестьянка»
Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах.
Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне,
крестьянскому труду и русской природе.
«Беление холста»
В этой картине раскрылся яркий талант Серебряковой
как художника-монументалиста.
«Марокканка в розовом платье»
«Женщина в белом
головном уборе»
Так же художница так же занималась темой стран Востока: Индии, Японии,
Турции. Она представила эти страны в виде прекрасных женщин
и изображала их на своих полотнах.
Автопортреты
1930г.
1956г.
1946г.
Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты
и портреты собственных детей. А их у нее было четверо.
«Автопортрет с детьми»
«Дочка Катя с куклами»
«Дочь Тата в костюме Арлекина»
«Сын Евгений»
«Сын Александр за работой»
ТЕМА УРОКА:
Работа над картиной З.Е.Серебряковой «За обедом»
ЦЕЛИ УРОКА :
- учиться рассматривать картину;
- приготовить материал для написания сочинения.
ДЛЯ ЭТОГО :
- внимательно рассмотреть картину;
- определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
- обдумать содержание каждой части.
РАБОТА В ПАРАХ
РАЗЛОЖТЕ КАРТОЧКИ
ПО-ПОРЯДКУ ТАК,
ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ
ПЛАН РАБОТЫ
НАД КАРТИНОЙ
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
Поза
(как сидит, что делает?)
Сестра Тата
Характер
(какой?)
Младший брат Шура
Лицо (какое?)
Старший брат Женя
Глаза
(какие?)
Нос
(какой?)
Рот, губы
(какие?)
Волосы
(какие?
как уложены?)
Одежда
(в чём одеты? какая?)
Обратите внимание на жест Таты.
О чём он говорит?
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Поза
(как сидит, что делает?)
Сестра Тата
Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул
Младший брат Шура
Старший брат
Женя
О чём говорит поза Шуры?
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Поза
(как сидит, что делает?)
Сестра Тата
Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул
Младшийбрат Шура
Повернул голову к зрителю, сидит в пол-оборота, держит ложку
Старший брат
Женя
Что можете сказать о позе Жени? Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда?
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Поза
(как сидит, что делает?)
Сестра Тата
Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул
Младшийбрат Шура
Повернул голову к зрителю, сидит в пол-оборота, держит ложку
Старший брат
Женя
Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол
Женя
Шура
задумчивый
медлительный
мечтательный
быстрый
решительный
независимый
На кого из братьев по характеру похожа Тата?
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Характер
(какой?)
Сестра Тата
шустрая
решительная
молчаливая
Младший брат Шура
быстрый
решительный
независимый
Старший брат
Женя
задумчивый
медлительный
мечтательный
РАБОТА В ГРУППАХ
Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом?
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
Художник и его картина.
(З.Е.Серебрякова, 1914 год, маслом на холсте, Государственная Третьяковская галерея, дети художницы)
- Вы видели когда-нибудь картину ….
- Встречали ли вы когда-нибудь репродукцию….
- Я смотрю на …..
- Передо мной картина……
- Можете себе представить…..
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
2. Основная часть
Описание картины.
( описание детей, что находится на столе, какая атмосфера царит в доме)
- На картине мы видим….
- На переднем плане художница показала…..
- З.Серебрякова изобразила…..
- В центре мы наблюдаем….
- Героями картины…..
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:
3. Заключение
Моё отношение к картине.
( чувства, понравилась картина или нет и почему)
- Мне нравится…
- Я любуюсь…
- Эта картина вызывает у меня чувства…
ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:
Картина —
Создаёт —
Мирная —
ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:
Женя, Шура, Тата, за столом, домашняя традиция, пьёт воду, положила руку, фарфоровая супница, сервиз, белоснежная скатерть, румяные булочки, очаровательные дети, прищуренные глаза
ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:
Ж еня, Ш ура, Т ата, за _ столом, д о машняя тр а диц и я, п ь ёт воду, по л о ж и ла руку, ф а рфоровая супница, с е рви з , б е л о сн е жная скатерть, румяные було чк и, оч а ровательные дети, при щ у ре нн ые гл а за
РЕФЛЕКСИЯ
необходима помощь взрослых
не готов изложить письменно, нужно время для подготовки
Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-intieghrirovannomu-uroku-razvitiia-riechi-po-tiemie-rabota-po-kartinie-z-ie-sieriebriakovoi-za-obiedom.html
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Серебрякова Зинаида Евгеньевна — талантливая русская художница, мастер живописи и графики. Ее произведения составляют золотой фонд русского искусства.
Зинаида появилась на свет 28 ноября (10 декабря) 1884 года в имении своих родителей «Нескучное» под Харьковом (Украина). Ее отец Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна принадлежала к славному роду Бенуа, представители которого оставили заметный след в истории российской и мировой культуры.
Евгений Александрович ушел из жизни очень рано. Овдовевшая Екатерина Николаевна вынуждена была перебраться в Петербург к своим родителям. Творческая атмосфера, царившая в доме Бенуа, оказала огромное влияние на художественное воспитание Зинаиды Евгеньевны.
После окончания Коломенской женской гимназии (1901) Серебрякова непродолжительное время занималась в частной школе княгини Тенишевой, где преподавал известный художник Илья Ефимович Репин, затем (1903-1905) обучалась у живописца О. Э. Браза.
В 1905 году Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата Серебрякова Б. А.. После бракосочетания молодые отправились в Париж. Во Франции начинающаяся художница посещала Академию де ля Гранд Шамьер, знакомилась с лучшими образцами европейской живописи.
После возвращения на родину весной 1906 года Серебряковы обосновались в украинском имении родителей. Следующий период жизни вплоть до революционных потрясений 1917 года был самым счастливым для Зинаиды Евгеньевны.
В Нескучном родились дети Евгений, Александр, Татьяна, Екатерина. Однако, несмотря на семейные хлопоты, Серебрякова продолжала рисовать.
Зинаида Евгеньевна пишет пейзажи окрестностей Нескучного, портреты своих близких, жанровые картины, отражающие сцены крестьянской жизни.
Настоящий успех пришел к художнице после VII выставки Союза русских художников. Свидетельством высокого художественного мастерства Серебряковой стало приобретение Третьяковской галереей трех ее полотен, среди которых была картина «За Туалетом. Автопортрет» (1909).
Получив признание, художница продолжает творческие поиски. В живописи Серебряковой появляется тема «ню» (картины Купальщица (1911), Баня (1913)), которая будет занимать одно из центральных мест ее дальнейшего искусства.
Зинаида Евгеньевна проявляет себя как мастер детского портрета (картина За завтраком (1914)). Отражением крестьянских мотивов становятся монументальные полотна Беление холста (1914), Жатва (1915). Талант художницы в этот период засиял всеми красками.
Творчество Серебряковой испытывало пору расцвета.
Революционные события 1917 года оказали катастрофическое влияние на дальнейшую судьбу Зинаиды Евгеньевны и ее семьи. В 1919 году умирает от сыпного тифа горячо любимый муж. Пламя гражданской войны сожгло родовую усадьбу. Серебрякова вынуждена вместе с детьми переехать в Харьков. Благодаря хлопотам родственников, зимой 1920 года семья перебирается в Петербургский дом Бенуа.
Жизнь стала налаживаться. Художница снова обращается к живописи. Круг тем Серебряковой несколько сужен: она пишет портреты детей, близких, автопортреты.
После поступления дочери Татьяны в хореографическое училище в творчестве Серебряковой появляются театральные мотивы. Зинаида Евгеньевна пишет картины, посвященные артистам балета (Балетная уборная.
Снежинки (1923), Балетная уборная (1924) и др.).
Однако последствия революции и гражданской войны тяжелейшим образом сказывались на экономическом состоянии страны. Семья Зинаиды Евгеньевны испытывала серьезные материальные затруднения. Поэтому Серебрякова решилась краткосрочно выехать во Францию (1924 год), где уже находился ее дядя А. Н.
Бенуа, предложивший художнице помощь в организации личной выставки-продажи картин. Однако обстоятельства сложились, таким образом, что художница больше не вернулась на родину. Спустя два года к ней присоединились дети Александр и Екатерина. Дочь Татьяна, сын Евгений по политическим причинам остались в России.
Только в 1960-х годах Серебрякова сумела встретиться с ними во Франции.
За границей достаточно быстро оценили художественное дарование Серебряковой. В Париже она получила известность как мастер портретной живописи. Заказы, поступавшие художнице из Лондона, Берлина, Брюсселя и других европейских городов, помогли ей улучшить собственное финансовое состояние.
После улучшения материального положения Зинаида Евгеньевна часто путешествовала. Художница побывала в Африке (Марокканские серии картин Серебряковой получили положительные отзывы критики), Великобритании, Италии, Португалии, Швейцарии.
На Родине творчество Зинаиды Серебряковой очень долго оставалось незамеченным. Только в 1965 — 1966 годах была устроена ретроспективная персональная выставка художницы, прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна скончалась 19 сентября 1967 года. Художница похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Детские образы в творчестве Серебряковой
За завтраком, 1914 |
Мальчики в матроских тельняшках, 1919 |
Карточный домик, 1919 |
Девочки у рояля, 1922 |
Автопортрет с дочерьми, 1921 |
На кухне. Портрет Кати. 1923 |
Катя в голубом у елки, 1922 |
Тата и Катя (У зеркала), 1917 |
Девочка с куклой, 1921 |
Катя с куклами, 1923 |
Портрет Е. И. Золотаревского в детстве, 1922 |
Девочка в розовом, 1932 |
Известные картины Серебряковой
Источник: http://webstarco.narod.ru/20vek/serebrjakova.html