Описание скульптуры анны голубкиной «старость»

5 побед и 5 поражений Анны Голубкиной

28 января исполняется 152 года со дня рождения первой женщины, прославившейся в России как скульптор. Рассказываем о ее взлетах и падениях.

ПОБЕДА № 1: Огородница становится скульптором

Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.

А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.

Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.

ПОРАЖЕНИЕ № 1: Первая поездка в Париж

Обучение поначалу шло хорошо. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась еще три года. Наконец, вершина: ее взяли обучаться в .

Но в ее стенах Голубкина провела всего несколько месяцев — в 1895 году, стремясь к новым вершинам, она едет учиться в Париж. Там к дамам-художникам также относились несерьезно: вспомним, как .

Здесь Голубкиной тоже предлагали заниматься салонным искусством, что к ее темпераменту совсем не подходило. Но беда не в этом. Хотя ее друзья-мемуаристы об этом времени солидарно молчат, с Голубкиной тогда в Париже случилось что-то плохое.

Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником. Перешагнувшая 30-летний рубеж женщина дважды пыталась покончить с собой: сначала бросилась в Сену, потом попыталась отравиться. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину.

В Москве Голубкина легла в психиатрическую клинику знаменитого Корсакова.

ПОБЕДА № 2: Выздоровление

Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.

ПОБЕДА № 3: Вторая поездка в Париж

Анна Голубкина в Париже в 1898 году

Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И наконец нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена.

В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).

Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. Когда на следующий год она вернулась в Россию, о ней уже слышали.

Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения . Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова.

Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.

ПОРАЖЕНИЕ № 2: Революционная деятельность

Голубкина родилась во время пожара и сама утверждала, что характер у нее «пожарный». Она была нетерпима и бескомпромиссна. Несправедливость ее возмущала.

Во время революции 1905 года она чуть было не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих.

Начались ее связи с РСДРП: по их заказу она создает бюст Маркса, посещает конспиративные квартиры, делает из дома в Зарайске явку для нелегалов.

В 1907 году ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к году в крепости. Однако из-за психического состояния Голубкиной дело было прекращено: ее отпустили под надзор полиции.

ПОРАЖЕНИЕ № 3: Отсутствие мужа и детей

Анна Гoлубкина с группой художников. Париж, 1895

А может, это и не поражение, а тоже победа? Недаром Голубкина говорила одной девушке, которая хотела стать литератором: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».

Впрочем, хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. А среди ее работ особенно трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. Одним из любимых ее произведений был рельеф «Материнство», к работе над которым она возвращалась из года в год.

Ее карманы всегда были набиты сладостями для детей, а в послереволюционные годы — просто едой. Из-за детворы она однажды чуть не погибла: приютила стайку беспризорников, а они опоили ее снотворным и ограбили.

ПОБЕДА № 4: Московская выставка

В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).

Критика была от ее работ в восторге. Однако Игорь Грабарь, который думал купить несколько скульптур для , ругал Голубкину за гордость: слишком высокие цены она запрашивала. С выставки не было продано ничего.

ПОБЕДА № 5: Выживание в годы Гражданской войны

Увы, в 1915 году у Голубкиной снова случился нервный срыв, ее поместили в клинику. Несколько лет она не могла творить. Однако в послереволюционные месяцы вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью (вот опять дети!).

Когда Москва мерзла и голодала, Анна переносила это стойко. Как говорили друзья, потому что она так привыкла к аскетизму, что теперь не замечала лишений. Впрочем, ради заработка она занималась росписью по тканям, давала частные уроки. Друзья привезли ей бормашину и таскали старые бильярдные шары: из них — из слоновой кости — она вытачивала камеи, которые продавала.

ПОРАЖЕНИЕ № 4: Отношения с советской властью

Лев Толстой. 1927 год

Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась. Она отличалась мрачностью характера, непрактичностью и неумением устраивать свои дела. В 1918 году она отказалась работать с Советами из-за убийства члена Временного правительства Кокошкина. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.

В 1920-е годы Голубкина зарабатывала преподаванием. Ее здоровье слабело — обострилась язва желудка, которую пришлось оперировать.

Последними работами мастера стали «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого, которого она ваяла по памяти, принципиально не смотря на фотографии.

Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.

ПОРАЖЕНИЕ № 5: Судьба мастерской

Родственники скульптора передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской открылся музей Голубкиной. Но в 1952 году грянула беда.

Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского».

Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе и Третьяковки.

Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена и музей решили восстановить. Поскольку мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах. Впрочем, главное, что Голубкиной вернули доброе имя.

Софья Багдасарова для культура.рф (оригинал)

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/875635.html

Анна Голубкина. Третьяковская галерея

Главная » Русские художники » Анна Голубкина. Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее открылась выставка первой русской женщины-скульптора Анны Голубкиной, посвященная ее 150-летию. Я побывала на выставке 28 января, именно в день ее рождения.

На экспозиции представлены не только работы Анны Голубкиной, но и близких ей по духу художников из объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» — Борисова-Мусатова, Мартироса Сарьяна, Николая Сапунова, Павла Кузнецова.

Девочка. (Манька). После 1904

Анна Голубкина. Немного биографии

Анна Голубкина родилась и выросла в Зарайске в семье, занимающейся огородничеством. Отец умер, когда ей было 2 года. Осталась большая семья, дружная и работящая. Все ценили талант Анны, которая с детства лепила и рисовала, и всегда помогали и поддерживали ее. Образования Анна не получила, только местный дьячок обучил ее грамоте.

Портрет Л. И.Сидоровой. 1906

Анна решилась уехать в Москву, когда ей было 25 лет. Она поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества, ее ученические скульптуры часто признавались лучшими среди работ всех учеников.

«В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла», – вспоминал учившийся вместе с ней Сергей Коненков. Затем она уезжает учиться в Петербургскую академию художеств. И тут ее настигает большая любовь к профессору В.А.

Беклемишеву, который, возможно, даже не узнал о ее глубоком чувстве. Он был женат на богатой купчихе, и брак его вполне устраивал.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Для продолжения художественного образования осенью 1895 года Анна Голубкина едет в Париж. Материально ей помогают Общество любителей художеств и, конечно, ее семья. Была такая известная русская меценатка Мария Тенишева. Посмотрите на ее портреты, выполненные Константином Коровиным.

Так вот она рассказывала: Вскоре после возвращения А. Н.

Бенуа из Петербурга… он стал мне рассказывать о какой-то молодой талантливой скульпторше из крестьянок, очень нуждающейся и подающей блестящие надежды, начал меня уговаривать взять ее на свое попечение, дать ей средства окончить свое художественное образование…

Но Тенишева не стала помогать Голубкиной, о чем впоследствии сожалела, когда имя скульптора стало широко известным.

Портрет А. М. Ремизова. 1911

Во время второй поездки в Париж Анна Голубкина познакомилась с великим Роденом. Ее работы были выставлены в Весеннем Парижском салоне и имели большой успех. А на Парижском Осеннем салоне получила признание скульптура «Старость», которая произвела на меня огромное впечатление.

Старость

Вскоре и в России скульптуры Анны Голубкиной стали появляться на выставках. Все деньги она раздавала нуждающимся, знакомым и незнакомым, а сама питалась хлебом и чаем. Одевалась она в серую юбку, блузу и фартук из холстины. При встрече гостей снимала фартук. Друзьям говорила:

Портрет В. Ф. Эрна. 1914

В Зарайске было много ссыльных, и общаясь с ними, Анна увлеклась идеей всеобщего братства и справедливости. Она помогала распространять нелегальную литературу, поэтому долго была под надзором полиции. По просьбе Московского комитета РСДРП создала скульптурный портрет Карла Маркса.

Карл Маркс. 1908

На выставке представлены портреты-шедевры выдающихся деятелей Серебряного века – Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Алексея Ремизова, Анатолия Гунста. Меня потрясла скульптура Андрея Белого, удивительная по своей экспрессии.

Андрей Белый

Анна Голубкина нежно любила детей и выполнила много детских скульптур. В экспозиции меня совершенно поразили ее работы – «Девочка Манька» и «Мальчик». Мальчик – это ребенок родственников Голубкиной, он умер, когда ему было всего несколько месяцев. Скульптура поразительно трогательная.

Мальчик

От удивительной вазы «Туман» с изображением выразительных лиц невозможно оторвать глаз.

Ваза «Туман». Около 1908 года

Невероятно милая скульптура «Марья», это было первое произведение, приобретенное Павлом Третьяковым для своей коллекции.

Марья. 1906

Анна Голубкина — Березка

«Березка» — последнее произведение Анны Голубкиной. Оно стало своеобразным эпилогом ее творчества. Работа над скульптурой шла трудно и мучительно, пока художница не нашла единственно верное и точное образное решение, построенное на сочетании зыбкости движущейся поверхности с устойчивой постановкой хрупкой фигуры девушки.

Березка. 1927

Своей мощью поражает скульптура Льва Николаевича Толстого. В молодости Анна Голубкина встречалась с великим писателем и, как говорят, серьезно с ним поспорила.

Впечатление от этой встречи осталось на всю жизнь. Эта произведение стало косвенной причиной ее смерти.

Скульптура была слишком тяжелой, и Анне Семеновне нельзя было его двигать ни в коем случае, так как она перенесла операцию в 1922 году.

Лев Николаевич Толстой. 1927

Двое ее учеников не могли сдвинуть скульптуру с места. Тогда она их отстранила, и сама со всей силой сдвинула тяжелую фигуру. После этого Анна Голубкина заболела и поехала к сестре в Зарайск, как обычно делала. Атмосфера домашнего уюта ее всегда вылечивала, но не в этот раз. Профессор Мартынов, долгие голы лечивший Голубкину, сказал, что ее обязательно бы спасла немедленная операция.

Е.П.Носова-Рябушинская. 1911

Анна Голубкина умерла в родном Зарайске 7 сентября 1927 года.

Выставка в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке будет работать до 30 марта 2014 года.

В Москве существует Музей-мастерская скульптора Анны Голубкиной в Большом Левшинском переулке, дом 12, открытый в 1976 году.

Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/anna-golubkina-tretyakovskaya-galereya

Голубкина Анна Семеновна

Другие известные скульпторы

В 1923 году вышла небольшим тиражом написанная А.С.Голубкиной книга “Несколько слов о ремесле скульптора”.

Посвятив записки ученикам, она раскрывает перед ними свой богатый профессиональный опыт и доверительно беседует с читателем, размышляет, делится своими мыслями об искусстве, о задачах художника. Голубкина советует: “…все устроить для работы так, чтобы только радоваться”.

Затем нужно и “…себя приготовить для работы”. И только потом “…постараться обдумать как следует модель: почувствовать ее движение, характер, красоту, открыть ее достоинства, а недостатки примирить в характере. Одним словом – усвоить натуру и получить к ней горячий интерес”.

Этот совет можно считать творческим кредо мастера. Радость труда, высокое предназначение художника, глубокое постижение натуры – все было для нее основой искусства. 

Анна Семеновна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске. Родной город, большая дружная семья, которая ценила и оберегала ее талант, всегда были близки и нежно любимы ею. Художественные способности будущего скульптора проявились рано.

В детстве она хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставлял думать о заработке, и двадцатипятилетняя девушка едет в Москву изучать технику обжига посуды и роспись по фарфору.

В частной художественной школе на ее выдающуюся одаренность обращает внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М.Волнухин.

Свое образование Голубкина продолжает в славящемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Требовательная к себе, упорно стремится молодая художница добиться жизненной выразительности в своих работах. Ее ученические скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись среди работ других учеников.

Около года проводит Голубкина в стенах петербургской Академии художеств. 

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «гора арарат»

Пловец (горельеф) над входом в МХАТ

Но даже большое уважение к известному скульптору В.А.Беклемишеву не могло примирить ее с академическими принципами обучения. Жажда самостоятельности в творчестве приводит Голубкину в Париж. Три раза приезжала художница во Францию.

Наиболее плодотворными были 1897- 1899-е годы, когда она пользовалась советами прославленного мастера О.Родена. В Париже приходит к ней первый заслуженный успех.

На выставке Весеннего Салона скульптура “Старость” (1898) привлекла внимание прессы, и художница была удостоена медали. 

Свой путь в искусстве Голубкина начала на исходе прошлого века. Обостренное ощущение уходящего старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были характерны для мироощущения многих художников. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа.

“Железный” (1897), “Рабочий” (1900), “Раб” (1909) отличаются большой силой выразительности. Особенно значительна скульптура “Идущий человек” (1903). Уверенная поступь изображенного раскрывает эмоциональное содержание мотива движения, передает целеустремленную волю к борьбе.

Старость, 1898

Энергичная моделировка подчеркивает титаническую мощь форм. Гиперболическая заостренность средств превращает его в поэтический символ будущей революции. Иносказательность пластического образа свойственна и знаменитому горельефу “Волна” (1902), украшающему вход в Московский Художественный театр. Борьба человека и стихии воплощает мятежный дух эпохи. 

Голубкиной выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением.

С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, она в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания, подверглась аресту. По заказу Московского комитета РСДРП, в 1905 году Голубкина создает вдохновенный портрет К.Маркса. 

По складу характера Голубкина была мужественным, волевым и бескорыстным человеком твердых жизненных убеждений, чутко отзывалась на страдания и несправедливость. Она была бесконечно добра, и доброта ее всегда несла действенную помощь. 

Ваза “Туман”, 1899

Голубкина принимала живое участие в человеческих судьбах, она организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска.

И когда в 1914 году в Музее изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С.

Пушкина) открылась первая персональная выставка художницы, то все полученные от продажи скульптур деньги она передала в пользу раненых солдат, а сама бедствовала

Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту творчества Голубкиной. Портретный жанр занимает центральное место в ее наследии.

В любой модели, будь то простой человек из народа или глубоко интеллектуальная творческая личность, она всегда выявляет духовную сущность, подчеркивает силу человеческого духа. Значителен и величав П.С.

Голубкин, дед скульптора (1897), скорбен и мудр “Иван Непомнящий” (1908), надежду и веру выражает “Человек” (1910).

При точности социальной характеристики, Голубкина избегает обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное в личности.

Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она раскрывает сложное духовное состояние модели. Строгость классической красоты лица женщины из народа (“Марья”, 1906) смягчена задумчивостью взгляда.

Лисичка, 1902

Мягкая моделировка белого мрамора передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим контрастом пластика мраморного бюста Л.И.Сидоровой, в лице которой одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь. Живописная трактовка формы в портрете из мрамора Т.В.Рос-синской (1913) выражает эмоциональность напряженного восприятия мира подростком. 

Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала – мрамора, дерева, глины, их выразительных возможностей, декоративных качеств.

Но самым любимым материалом была глина, послушно передававшая каждое легкое прикосновение пальцев, позволяющая работать быстро, сохраняющая свежесть впечатления от натуры.

Пластическая живописность скульптурной формы в глине обладает непосредственностью этюда.

История жизни Анны Семеновны Голубкиной

В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы.

Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал – “Огонь” (1900), “Кочка” (1904), “Земля” (1904), “Кустики” (1908). Двухфигурная композиция “Огонь” задумана для камина.

Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.

Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать.

До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи.

Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь “Несколько слов о ремесле скульптора “. 

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников – формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.

Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом – оптимизм, радостное принятие жизни, во втором – вдумчивость, глубина переживаний.

 

Портрет А.Н. Толстого, 1911

В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями – “Березкой” и портретом Л.Н.Толстого. 

Хрупкая фигура стоящей девушки – поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом. 

Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911).

Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.

 

Кариатиды, 1911

“Березка” и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина. 

Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.

Е. Носова, 1912

Источник: http://tunnel.ru/post-golubkina-anna-semenovna

Анна Голубкина. Отсекая лишнее

Анне Семеновне Голубкиной суждено было стать первой русской женщиной-скульптором. Она вошла в искусство в период блистательного расцвета русской литературы, музыки, живописи, который нарекли Серебряным веком.

Никто другой из ее российских коллег не смог столь выразительно передать атмосферу этого века, передать непередаваемое — чувства, волнения, мистические предчувствия.

Голубкина буквально ворвалась в художественный мир и была ультрасовременным художником.

Талантливая огородница

В тихом провинциальном городе Зарайске 20 января 1864 года в крестьянской семье Голубкиных родилась девочка. С самого детства Анна лепила фигурки из глины и рисовала. На обучение детей денег в семье не было, и грамоте ее учил дед. В пятнадцать лет Анна  познакомилась с семьей учителей Глаголевых, которые занялись ее образованием. Они стали близкими  друзьями на всю жизнь.

В 25 лет девушка из крестьянской семьи, всю свою пока недолгую жизнь проработавшая на огородах, решилась на перемены. Она едет в Москву, чтобы получить художественное образование.

У нее было очень скромное желание научиться расписывать глиняную и фарфоровую посуду. Анна попробовала поступить в Классы изящных искусств архитектора А. О. Гунста.

Когда ее композиции увидел скульптор  Волнухин, ее не только приняли, но и освободили от платы. 

Дар Анны проявился сразу и ярко. Через год она поступила вольнослушательницей в знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала на живописный факультет, а потом в мастерскую скульптора Сергея Иванова.

За три года она справилась с курсом четырехлетнего обучения – упорство и трудолюбие были феноменальными. Затем в поисках все большего совершенства Голубкина поехала в петербургскую Академию художеств к мастеру Владимиру Беклемишеву, однако академическая система ее не привлекла.

Голубкина поняла, что в скульптуру «надо вводить психологию», тогда скульптор из нее точно получится.

В 1895 году Анна отправилась в Париж, где начала учиться у итальянца Филиппа Коларосси. Из писем к родным известно, что в Париж Анна привезла с собой из России два окорока и хлеб и долгое время только этим и питалась, да еще пила крепкий чай. В Париже девушка влюбилась, но ее постигло разочарование: предметом любви был ветреный француз, и он не оценил ее чувства.  

От перенапряжения у Анны началось нервное расстройство, она пыталась покончить собой, но осталась жива. Друзья увезли ее в конце 1895 года в Москву, в клинику. Но на поправку Анна пошла только дома, в Зарайске.

Видимо, желая отойти от тягостных воспоминаний, она неожиданно отправилась с сестрой Александрой в Сибирь, на Обский переселенческий пункт, где они работали в аптеке, помогая горемыкам-переселенцам из Центральной России.

Ее крестьянское детство и юность навсегда оставили в ней уважение к простому труду и сочувствие к человеку.

Новые сильные впечатления, людские страдания и стойкость дали импульс к новым работам. В 1897 году Голубкина создает свою знаменитую скульптуру «Железный» – образ измученного непосильным трудом, но не сломленного, решительно настроенного на борьбу человека.

В истории русской скульптуры это был первый подобный образ. В том же году Анна снова едет в Париж.  Средства на поездку за границу дало ей Московское общество любителей художеств и несколько частных лиц. Эти долги она потом выплачивала на протяжении нескольких лет.

 

Анна мечтала учиться у Огюста Родена. У нее не было денег оплачивать систематические занятия, но она пользовалась его советами.

Роден давал ей задания, она лепила головы, руки, ноги, показывала ему и вскоре получила высокую оценку всемирно известного мэтра, данную ее работам: «Tres bien!» («Очень хорошо!») Хотя занятия не были регулярными, это была для Голубкиной главная школа.

Удивительно, но у этих художников совпадали не только взгляды на искусство, но и габариты произведений, редко превосходившие человеческий рост.

Роден разрешает ей лепить со своей натурщицы – итальянки, которую запечатлел в своей работе «Та, которая была красавицей-оружейницей». Вдохновленная  Анна создает скульптуру «Старость», которую выставляет в Парижском осеннем салоне вместе с портретом зоолога Э. Ж. Бальбиани.

Это был первый большой, настоящий успех и первая награда – бронзовая медаль. Голубкина окончательно осознает себя самостоятельным скульптором. «Вы не можете себе представить, какая для меня была радость, когда Вы, самый лучший из всех художников, дали мне возможность быть свободной.

Вы дали мне возможность жить…» – писала Анна Родену. 

Ультрасовременный художник

Анна Голубкина возвратилась в Россию через год сложившимся мастером. Братья устраивают ей мастерскую в родном Зарайске. Там она создает  композицию «Огонь» – камин, боковые опоры которого были выполнены в виде фигур сидящих людей.

Игра пламени как бы оживляла их, создавая иллюзию движения, игру теней. Художник Валентин Серов в 1901 году писал: «Голубкина слепила великолепный камин – серьезно, я ангажировал его на выставку». Серов вообще симпатизировал Голубкиной.

Он ценил не только ее талант, она нравилась ему своей преданностью искусству, самоотверженностью в работе и прямотой характера. Это он рекомендовал Голубкину для работы над оформлением входа в только отстроенный Московский художественный театр.

Савва Морозов со Станиславским и Шехтелем тоже сходились во мнении, что «эта дама справится с задачей лучше всех». МХАТ украсил горельеф «Волна».

На вырученные от продажи камина деньги Анне удалось совершить свою третью поездку в Париж. Теперь для того, чтобы научиться работать в мраморе и дереве. «В глине вещь рождается, – говорила она, – в гипсе умирает, а в материале воскресает». Она училась у простых мраморщиков и опять заходила к Родену.

Об одном из таких визитов с горечью писала сестре: «Я была у Родена в Медоне, он со мной обошелся очень гордо…» Зато она завела много новых друзей, сблизилась с женой известного ученого Мечникова, художницей Ольгой, с интересом слушала доклад Марии Склодовской-Кюри о радии, побывала в Лондоне и Берлине.

В 1903 году Анна вернулась в Россию и создала в мраморе бюст простой русской женщины, который назвала «Марья». Это была ее первая работа, приобретенная в Третьяковскую галерею. Именно с произведений Голубкиной в Третьяковской галерее с середины 1900-х годов началось систематическое собирание коллекции современной скульптуры.

Она вошла в искусство в период блистательного расцвета русской литературы, музыки, живописи, который нарекли Серебряным веком. И никто другой из ее российских коллег не смог столь выразительно передать атмосферу Серебряного века, передать непередаваемое – чувства, волнения, мистические предчувствия.

В самом начале столетия ученица Огюста Родена потрясала соотечественников своим психологическим импрессионизмом. Так работать с мрамором, бронзой и деревом в России никто больше не умел. Она буквально ворвалась в художественный мир и была ультрасовременным художником.

Поэт Максимилиан Волошин заметил: «Лица Голубкиной – это нервное, неуловимое, безвольное, мыслящее и искушенное многими соблазнами лицо нашего времени». 

Голубкина создала незабываемые портреты писателей и философов: Алексея Толстого, Андрея Белого, Алексея Ремизова, Вяче-слава Иванова. Философ В. Ф. Эрн, которого она лепила в 1913 году, писал: «Я счастлив, что смогу посмотреть на нее в процессе ее творчества.

Она высокая, худая, атлетически сильная, грубая на словах, прямая, из крестьянской среды, живет иногда впроголодь и раздает по 500 рублей, страшно добрая, с лицом некрасивым и гениальным… То смотрит так серьезно и глубоко, что жутко делается, а то улыбается прекрасной детской улыбкой».

Говорили, что Анна Семеновна производила впечатление чего-то среднего между гениальностью и сумасшествием.

Гений и аскет

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «танцовщицы в розовом»

Только в 1910 году Голубкиной удалось снять в Москве, в Большом Левшинском переулке, хорошую мастерскую и две маленькие комнаты, где она поселилась со старшей сестрой и племянницей Верой. Своей семьи она так и не создала. 

Одна из главных ее тем – время, запечатленное в периодах жизни человека. Чудные детские образы «Ребенок», «Девочка. Манька», «Мать и дитя» – начало жизни, и ее конец, воплощенный в бюсте «Старая».

Стилизуя «под Египет», Голубкина трактует камень как косную материю, которая словно вбирает в себя не только старое лицо, но и саму человеческую жизнь. А в ее «Спящих» соединились юность, зрелость и старость.

Голубкина смогла воплотить даже то, что, казалось бы, по природе своей лишено пластического решения. Таковы ее работы «Даль», «Туман», «Вдали музыка и огни».

Ее обостренное чувство справедливости, сострадательность, а также беседы с рабочими, которые позировали для «Идущего», «Рабочего», «Раба», вызвали в ней симпатии к революционерам. Еще во времена учебы она считалась неблагонадежной. Голубкина стала свидетелем и участником событий первой русской революции 1905 года.

Она хранила дома и распространяла нелегальную литературу, организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых. Ее арестовали в марте 1907 года, а 12 сентября того же года состоялся суд. Голубкину приговорили к заключению в крепость. Художественная общественность была потрясена. Однако спас положение адвокат, сумевший доказать, что его подзащитная психически нездорова.

Ее выпустили на поруки, но к нервному расстройству добавилась язва.

Вскоре мир потрясла Первая мировая война. В трагическом 1914 году в Музее изящных искусств в Москве (ныне – ГМИИ им. А. С. Пушкина) состоялась первая в истории России монографическая выставка скульп-туры, персональная выставка Анны Голубкиной.

Успех ее был несомненным. «Праздник русской скульптуры! Никогда еще русская скульптура не была так близка к современности, так глубоко не проникала в сердце зрителя, как на этой выставке», – писали газеты.

Голубкина писала в армию своему ученику Кондратьеву, что на выставке побывали 11 тысяч посетителей, и это дало около 5 тысяч рублей! Эти средства пошли на трудоустройство инвалидов войны.

Она отдавала деньги нуждающимся с легкостью, при том что ее аскетизм граничил с нищетой. Праздничная одежда Голубкиной отличалась от рабочей только отсутствием фартука.

Политическое прошлое и то, что еще в 1905 году она сделала первый в истории портрет Карла Маркса, обеспечило Голубкиной после победы революции 1917 года возможность продолжать жить и работать в своей мастерской. Ей даже дали почетное звание «старого большевика». Однако с этого времени она не создала ни одного политизированного произведения. Приспособить ее для монументальной пропаганды власти не удалось.

В этот период она занялась мелкой пластикой, освоила технику резьбы камей на ракушке и слоновой кости. И делала даже модели для детских игрушек. Еще преподавала во ВХУТЕМАСе, занималась охраной памятников архитектуры.

В 1923 году Анна Голубкина издала книгу своих записок «Несколько слов о ремесле скульптора», своеобразное творческое завещание, где делилась своими мыслями об искусстве и давала ценные советы по ремеслу молодым художникам.

Эта книга интересна и актуальна даже сегодня.

Ее последние значительные скульптурные работы – «Портрет Л. Н. Толстого» и, пожалуй, самое известное ее произведение «Березка». Это самый романтический из ее образов.

Символ всей русской природы, символ России – девушка-березка. Ветер развевает и треплет ее волосы. Стройную фигуру облегает легкое платье, края которого развеваются от дуновения.

Она – воплощение хрупкости и одновременно стойкости русской женщины.

Портрет Льва Толстого был заказан Голубкиной музеем Толстого. В 1903 году она была у Толстого и разговаривала с ним. Но знакомство оказалось неудачным: с обычной прямотой Анна Семеновна высказала писателю несогласие с его взглядами. Они поспорили, и когда скульптор пришла к нему второй раз, Софья Андреевна сказала, что Лев Николаевич болен.

Теперь, двадцать четыре года спустя после этой встречи, она решила делать портрет по памяти. Портрет задумывался значительно больше натуры, а это требовало затрат физических сил.

Голубкиной же было в то время уже шестьдесят три года, и здоровье оставляло желать лучшего. Добиваясь задуманного, остановилась только на пятом варианте. В нем она сумела передать силу русского гения. Фигура Толстого крупная и мощная, глаза пронзительны.

Голубкина говорила: «Толстой как море… Но глаза у него, как у затравленного волка».

Эта работа стала причиной ее смерти. Ей нельзя было двигать тяжести, обострилась язва. Почувствовав себя плохо, Голубкина поехала в Зарайск, вместо того чтобы лечь на операцию. 7 сентября 1927 года ее не стало. Похоронена Анна Семеновна Голубкина на Зарайском кладбище. 

В Москве в ее мастерской был открыт музей, ставший доступным публике в 1976 году. Основу коллекции составили произведения Голубкиной, завещанные ею государству. Сегодня это около 1500 экспонатов, в том числе 300 скульптур. Музей и сегодня сохранил особенную, удивительную атмосферу артистического ателье начала прошлого века. Сегодня это филиал Третьяковской галереи.

В записках Голубкиной есть такие слова: «Не ждите вдохновения, а начинайте работать, как солнце встанет, и кончайте, когда оно зайдет». Это было главным правилом ее подвижнической жизни. 

Источник: https://vinograd.su/education/detail.php?id=48574

Анна Голубкина. К 150-летию со дня рождения

До 21.12.2014 в основном здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

К юбилею Анны Семёновны Голубкиной (1864–1927), первой русской женщины-скульптора, творчество которой стало символом расцвета пластического искусства России первой трети 20 века, Государственная Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию ее произведений.

Работы мастера, традиционно представленные в залах в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, будут дополнены экспонатами из фондов Галереи и одного из ее научных отделов – Музея-мастерской А.С. Голубкиной.

Произведения мастера демонстрируются в диалоге с полотнами мастеров Серебряного века — П.В.Кузнецова, Н.Н.Сапунова, М.С.Сарьяна и В.Э.Борисова-Мусатова, с которыми она неоднократно участвовала в выставках.

Такое сопоставление произведений подчеркивает близость художественных поисков скульпторов и живописцев этого периода.

В своем творчестве Анна Голубкина руководствовалась идеей подвижнического служения искусству: «нужно всё забыть, всё отдать«. В экспозицию вошло около 35 скульптур.

Первый зал встречает посетителей одним из самых значительных произведений Голубкиной в дереве – каминной парой кариатид (1911). Выбирая этот материал, скульптор переходит от античного мотива к праисторическому, меняя семантику образа. Здесь же пронзительный образ России, воплощенный в гениальной «Берёзке».

Идея внутреннего напряжения, прочитываемая в фигурных композициях, также стала основной темой портретов Анны Голубкиной. В центральном зале экспозиции собраны образы философов и писателей Серебряного века: В.И.Иванова, В.Ф.Эрна, А.Н.Толстого. Произведения показывают интерес автора к изображению индивидуальных «пропорций духа», сокровенных движений души.

Стремительная, внутренне подвижная натура поэта А. Белого выражена столь же динамичной пластической формой с активной выразительной фактурой поверхности. Иначе решен портрет писателя А.М. Ремизова: в его чертах скульптор передала душевный надлом, драму. Закругленное движение складок широкой одежды как будто стремится укрыть и приглушить внутренний разлад.

Темой третьего зала экспозиции стал круг жизни, движение времени. Её центром является недавно отреставрированная скульптура «Старость«, впервые демонстрировавшаяся на Весеннем салоне в Париже в 1899. Нежный образ ребенка в работе «Девочка.

Манька» возникает из необработанного блока рубленого мрамора. В бюсте «Старая«, пользуясь стилизацией «под Египет», Голубкина трактует камень как косную материю, заключающую в себе не только старое лицо, но саму человеческую жизнь.

В вазе «Туман«, по определению самой Голубкиной, раскрывается тема четырех возрастов.

Сравнение вариантов в гипсе (1899) и мраморе (около 1908) позволяет наблюдать, как мастер работает с разным материалом для достижения поставленных художественных задач.

Расширенная экспозиция в залах Государственной Третьяковской Галереи в Лаврушинском переулке станет частью программы празднования юбилея скульптора.

28 января, в день рождения Голубкиной, состоится торжественное открытие выставки в её Доме-музее в Зарайске, в церемонии примут участие научные сотрудники Третьяковской галереи. В Музее-мастерской А.С.

Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена новая экспозиция. 5 февраля в Третьяковской галерее состоится круглый стол, посвященный творчеству Голубкиной.

Анна Голубкина «Берёзка» 1927Анна Голубкина «Кариатида. Мужская фигура» 1911 Часть композиции для каминаАнна Голубкина «Кариатида. Женская фигура» 1911 Часть композиции для каминаАнна Голубкина «Огонь. Женская фигура» 1900 Часть композиции для каминаАнна Голубкина «Огонь.

Мужская фигура» 1900 Часть композиции для каминаАнна Голубкина «Сирень. Портрет Е.Д.

Никифоровой-Кирпичниковой» 1908Анна Голубкина «Пленники» 1908Анна Голубкина «Старость» 1898Анна Голубкина «Ваза «Туман» 1899Анна Голубкина «Ваза «Туман» 1899 (фрагмент)Анна Голубкина «Ваза «Туман» Около 1908Анна Голубкина «Ваза «Туман» Около 1908 (фрагмент)Анна Голубкина «Портрет Л.Н.

Толстого» 1927Анна Голубкина «Портрет М.Ю.Лермонтова» 1900Анна Голубкина «Портрет Вячеслава Иванова» 1914Анна Голубкина «Портрет Андрея Белого» 1907Анна Голубкина «Портрет А.М.Ремизова» 1911Анна Голубкина «Портрет А.Н.Толстого» 1911

Информация (на 23.01.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 46-48

Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Источник: http://cultobzor.ru/2014/02/anna-golubkina-150-gtg/

К 150-летию со дня рождения анны голубкиной

28 января исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора конца XIX – начала ХХ века Анны Семеновны Голубкиной.

Анна Голубкина родом из г. Зарайска Рязанской губернии (ныне Московская обл.), происходила из семьи крестьян. Девочка не получила никакого образования – даже начального. Рано лишившись отца, Ане с малолетства пришлось вместе с матерью и старшими братьями трудиться на семейном огороде. 

С самого раннего детства она увлеклась лепкой глиняных фигурок. Такое занятие никому не мешало, но сама девушка, которой хотелось учиться, понимала, что значит, крестьянской семье лишиться пары рук.

Только в двадцатипятилетнем возрасте Анна приехала в Москву и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Самобытную и талантливую девушку заметили. Ее высоко оценил известный скульптор Волнухин.

Методика преподавания академической школы не оправдала ожиданий Голубкиной, и последовал перевод в Петербургскую академию художеств, а через несколько месяцев состоялась первая поездка в Париж для обучения у Ф. Коларосси. Из этой поездки Анна возвратилась разочарованной и больной.

Спустя 2 года, в 1897 году, Анна вновь отправилась в Париж, где ей удалось взять уроки у знаменитого французского скульптора Огюста Родена. Его советы помогли молодой художнице найти собственный путь в искусстве. В этот визит Голубкина участвовала на выставке Весеннего салона во Франции со своей скульптурой “Старость”, за которую получила медаль – первую свою награду. 

На рубеже XIX-XX веков Анна начала самостоятельно работать. В это период были созданы знаменитые скульптуры “Рабочий”, “Железный”, “Раб”, “Идущий человек”. В 1901 году  скульптор получила заказ на оформление подъезда Московского художественного театра. Горельеф “Волна” (“Пловец”) – мятежный дух, борющийся со стихией, до сих пор украшает вход в старое здание МХАТа. 

В 1902 году Анна в третий раз отправилась в Париж, побывала в Лондоне и Берлине, где познакомилась с работами многих известных скульпторов. 

В обычной жизни Анна не отличалась ни практичностью, ни предприимчивостью – часто бывала в долгах, а когда появлялись деньги, легко расставалась с ними, отдавая тем, кто по ее мнению нуждался больше чем она.

Замуж она не вышла, считая, что “Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками”. Зато часто жила у родных в Зарайске, по-прежнему работала по хозяйству, совмещая быт с творчеством.

Здесь, в доме Голубкиных собирались политические ссыльные. Молодая женщина заразилась их идеями и  даже стала помогать им. Потом последовал арест и освобождение по болезни.

В 1910 году Голубкиной удалось оборудовать себе мастерскую в Москве в Левшинском переулке. В этом двухэтажном особняке Анна Семеновна жила и работа до самой смерти. Здесь были созданы многие ее шедевры.

В 1914 году в Музее изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный Русский музей) с большим успехом прошла персональная выставка А.С.Голубкиной, на которой было представлено 150 работ художницы. 

Революцию 1917 года приняла с одобрением и пониманием. В первые послереволюционные месяцы Анна Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью.

Начиная с 1904 года, Анна Голубкина занималась преподавательской деятельностью. В 1904-1906 гг. работала в Московском коммерческом училище, 1913-1916 годах вела Пречистенские рабочие курсы, в 1918-1920 годах – занятия со студентами в Свободных государственных мастерских, а в 1920-1922 – в Московских высших государственных художественно-технических мастерских.

Строгая аскетичная жизнь Голубкиной была посвящена служению искусству, и даже одной из причин ее преждевременного ухода из жизни стала работа. Массивную деревянную фигуру Льва Толстого, над которой она трудилась в 1920-х годах, потребовалось подвинуть.

После перенесенной в 1922 году операции, такое действие оказалось роковым. Спустя некоторое время Анне Семеновне стало плохо, а отъезд к сестре в Зарайск и неквалифицированное лечение ускорили болезнь. Анна Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в родном Зарайске.

Похоронили ее на местном кладбище.

Имя Анны Голубкиной известно во всем мире. Она была первой русской женщиной, которая стала скульптором, и первым русским скульптором, удостоившимся награды Парижского салона, и первым скульптором в России, чья персональная выставка была показана в 1914 году в новом Музее изящных искусств имени Александра III.

В историю искусства Голубкина, в первую очередь, вошла как мастер скульптурного портрета.

Ее руками был создан первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, ей принадлежит немало работ, ставших классикой станковой скульптуры.

Покупка произведений Голубкиной в 1900-х годах положила начало коллекции современной скульптуры в Третьяковской галерее. Собрание ее работ хранится в Русском Музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны.

В бывшей мастерской Анны Голубкиной в 1934 году был организован дом-музей, в коллекции которого хранятся произведения, переданные в дар государству, согласно последней воле скульптора. В настоящее время мемориальный музей-мастерская А.С. Голубкиной имеет статус отдела Государственной Третьяковской галереи.

К 150-летию  со дня рождения выдающегося скульптора с 24 января по 30 марта Третьяковская галерея в залах в Лаврушинском переулке открыла расширенную экспозицию произведений А. Голубкиной, где представлены 35 работ из гипса, дерева, бронзы и мрамора, отражающие основные этапы творчества художника.

Среди них отреставрированная работа 1898 года “Старость”, за которую Голубкина на Весеннем Салоне в Париже получила медаль, два варианта знаменитой вазы “Туман” (1899) (в гипсе и мраморе), скульптуры “Старая” (1908), “Митя” (1903), “Лермонтов” (1900), “Алексей Толстой” (1911), “Лев Толстой” (1927), портреты философов и писателей Серебряного века, в том числе Андрея Белого, Алексея Ремизова и другие произведения.

Параллельно с открывшейся выставкой в ГТГ, в Музее-мастерской А.С. Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена обновленная экспозиция.

Источник: http://www.intomoscow.ru/k-150-letiyu-so-dnya-rogdeniya-anny-golubkinoiy.html

У голубкиной в левшинском

Ещё музеи Москвы

Оригинал взят у doc_chaev

Скульптор Серебряного века А.Н.Голубкина
Москва музейная

Серебряный век подарил России не только великих поэтов, но и не менее выдающихся архитекторов и скульпторов. Анна Голубкина относится к ведущим мастерам этого периода.

Этой ученице Огюста Родена были свойственны черты импрессионизма, но они не оказались самодовлеющими — не ограничили её узким кругом формально-пластических задач. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска, драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма, жадный интерес к человеку и противоречивости его внутреннего мира.Анна Семёновна Голубкина родилась в 1864 г. в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской семье, промышлявшей огородничеством.


2.

Работая на прополке, еще девчонкой лепила выразительные фигурки из глины. Как сама говорила Голубкина, родилась она ночью во время пожара, поэтому характер – пожарный. Обладая мощным художественным темпераментом и бунтарской душой, в двадцать пять лет она уехала в Москву, поступила в организованные А. О. Гунстом Классы изящных искусств (1889—1890 гг.

), где её способности заметил известный скульптор и педагог С. М. Волнухин. В 1891 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и проучилась там до 1894 года под руководством С. И. Иванова. В том же году несколько месяцев училась в Санкт-Петербургской Академии художеств у В. А. Беклемишева. В то время ее талант казался наставникам слишком стихийным и необузданным.

Несмотря на материальные трудности три раза ездила в Париж. В 1897 г. ей повезло: сам О. Роден согласился давать уроки “русской дикарке”. Еще до революции творчество Голубкиной было отнесено к крупнейшим явлениям отечественного ваяния. Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры.

Работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). После нее осталась целая галерея скульптурных образов знаменитых современников. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904—1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора».

Умерла в Зарайске в 1927 г., где и была похоронена на городском кладбище.


3.

А.Н.Голубкина сняла под мастерскую дом 12 по Большому Левшинскому переулку в 1910 г., когда ей было 46 лет. В этой мастерской родились многие ее шедевры. Дом типичной послепожарной застройки Москвы (первая четверть XIX века). Про него известно из “Записок уцелевшего” С.М.Голицыны, который в детстве жил здесь непродолжительное время у своего родственника князя А.М.Голицына.

“Мы переехали в дом №12 по Большому Левшинскому переулку, где заняли низкие комнаты мезонина. Благодаря авторитету дедушки Владимира Михайловича, отца выбрали гласным, а гласным мог быть только московский домовладелец. Дедушка Александр Михайлович выдал ему за себя нотариальную доверенность. Впоследствии после революции отец никак не мог доказать, что московским домовладельцем не являлся.

В парадных комнатах нижнего этажа были спальня дедушки и бабушки, гостиная, большой зал.” Музей в этом доме был открыт в 1932 г. стараниями ее старшей сестры Александры Семеновны. А племянница Вера Михайловна стала первым директором музея. Столь толерантное отношение властей к художнику Серебряного века объясняется тем, что А.Н.Голубкина была автором первого бюста К.Маркса (1905 г.).


4.

Музей работал до 1952 г., когда по инициативе Е.Вучетича был закрыт, а коллекция перешла в Третьяковку, Русский музей и др. Я не знаю перепитий событий тех лет, но не могу однозначно порицать это.

На мой взгляд скульптурные работы, особенно монументального характера, собранные в ограниченном пространстве, производят вечатление скученности и не расскрываю своей художественной сущности. На этой фотографии можно это увидеть. Восстановлен музей был в 1976 г.

, как филиал Третьяковской галереи в том же здании. Однако, экспонаты, как я понимаю, вернулись не все. Вернувшиеся экспонируются в основном на первом этаже. Здесь сразу обращает на себя скульптура “Идущий”. То ли Адам, то ли Голем, то ли пролетарий. Сама А.Н.

Голубкина о своем грозном создании сказала единственную фразу:”Он идет и сметает все на своем пути”.


5.

На втором этаже находится мемориальная мастерская А.Н.Голубкиной. Здесь встречает ее надпись: “Уж если человек увлечется искусством, ему эту жажду не залить вовеки.” Сохранились подлинные инструменты, подставки, вращающийся натурный станок, на полках незавершенные работы. Анна Семеновна работала с разным материалом – мрамором, деревом, бронзой.

Но самым любимым была глина. В углу мастерской стоит ящик с серебристо-серой зарайской глиной, которую скульптор ценила за тонкую консистенцию и благородный мягкий цвет. Инструменты для работы по мрамору и дереву мастер подбирала особенно тщательно. Многие из них привозила из зарубежных поездок, как, например, пунктирную машинку для перевода работ в твердый материал.


6.

На втором этаже также находится небольшой зал для проведения мероприятий (раньше – комната для занятий с учениками). Здесь выставлена большая работа А.Н.Голубкиной “Тайная вечеря” (1911 г.) – видна на заднем плане, а также приведена на первой странице.

Горельеф, выполненный по мотивам евангельского сюжета, не укладывается в канонические нормы христианской иконографии. он лишен описательности и бытовых подробностей. Голубкина придает событию вневременной и внепространственный характер.

Реставраторы возродили его практически из небытия: он был расколот на мелкие части. В целом, помещения музея производят довольно удручающее впечатление и явно требуют хорошего ремонта.

Как мне сказала директор, Ирина Седова, у Третьяковской галереи уже есть определенные планы относительно своего филиала. Осталось только подождать, когда они реализуются.


7.

А теперь небольшой обзор экспонатов. Начнем со знаменитого скульптурного портрета Л.Толстого (1927 г. бронза), сделанного по заказу музея его имени. Он находится в мастерской. Это был последний завершенный шедевр Голубкиной.

Она встречалась с писателем только один раз, но память цепко хранила образ и спустя 24 года она отказалась работать по фотографии. В то время ей было уже за шестьдесят, а работа требовалп больших физических усилий. Несмотря на это было сделано пять вариантов. “Толстой как море” – от этой формулы отталкивалась скульптор.

Взгляд у писателя напряжен и пронзителен – “как у затравленного волка”, как однажды отметила Голубкина в разговоре.


8.

Очень интересная работа “Кочка” (1904 г. бронза). Уникальное сочетание статуарной формы и горельефа. Для прочтения замысла круглая статуарная форма требует от зрителя кругового и смены точек зрения.

Моделями для композиции послужили маленькие племянницы Голубкиной – Александра и Вера (будущий директор музея). Их поза и выражение лиц были подмечены, когда малышек мыли в бане и одной из них попала мыльная пена в глаза.


9.

“Нина” (1907 г. мрамор) Нина Алексеева, генеральская дочка – была землячкой Голубкиной. В 1906 г. она вернулась с Русско-японской войны, куда уехала 18-летней сестрой милосердия. Голубкина долго присматривалась к Нине, хотела понять чем та живет. Это один из портретов, которые скульптор сделала. примериваясь к натуре. В неправильном лице девушки решительность и напор. Но Голубкина хотела передать в нем и “Эхо страданий”, которые видела Нина на войне. “Выявление идеи сущности посредством воссоздания главного во всей полноте и игнорирование деталей реальной повседневности – это высший реализм” – писала Голубкина. Она извинялась перед моделью за относительное портретное сходство – “Ведь это не просто портрет!”. И оказалась права. Со временем Алексеева становилась все более похожей на портрет.


10.

“Пленники” (1908 г. мрамор). Пленники жизни – вот какой смысл Голубкина вкладывала в это символическое произведение. Головки детей будто пытаются вырваться из под гнета каменного блока. Скульптор нашла такую выразительную композицию, что зритель домысливает сюжет. Кажется будто мать хочет закрыть и защитить своих детей. Интересно. что на выставку в 1944 г. эта работа собирала особенно много зрителей.


11.

“Вячеслав Иванов” (1914 г. бронза) – лукавый философ. творивший из своей жизни миф. Поэт на портрете схож с тем образом, который он описал в стихотворении “Подстерегателю”, посвященному Велимиру Хлебникову.Измерить верно, взвесить правоХочу сердца – и в вязкий взорЯ погружаю взор, лукавоСтеля, как невод. разговорГолубкина не соглашалась брать даже очень авгодные заказы. если не могла увлечься внутренним миром героев своих портретов. Многие из них созданы по ее собственному порыву и совершенно безвозмездно.


12.

“Андрей Белый” (1907 г. гипс). Портрет поэта – символиста тоже создавался не по заказу. Это бюст человека “променявшего корни на крылья”. “Пленный дух, не нашедший плоти” – так о нем отзывались современники. Голубкина создала этот образ по мотивам стихотворений поэта. Этой идее служит смелый композиционный прием: голова поэта возникает на фоне взметнувшейся волны. Он во власти стихии творчества, вырывающейся за пределы материальной плоти.


13.

“Митя” (1913 г. мрамор). Выражение обреченности лежит на этой мраморной статуи. Митя был племянником Голубкиной. он родился больным и умер, не дожив до года.Особое чувство жалости и вины пронзит каждого, кто остановится перед этой хрупкой фигуркой. Эта работа экспонируется в мастерской, на особом мольберте. В ней воплотилось мучительное чувство ее нереализованного материнства. Контуры рук матери, держащие младенца, едва намечены. Создается ощущение нежной вибрации света. Становятся понятны слова скульптора:” Искусство связанных рук не любит. К нему надо приходить со свободными руками…Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, все отдать.” Так она и поступила в своей жизни, несмотря на то что мечтала иметь детей и очеь любила их. По словам очевидцев, Голубкина намеренно затягивала окончание этой работы. Она словно боялась утратить тактильный контакт с этим мраморным рельефом.


14.

“Старость” (1898 г. гипс). Эта работа была сделана Голубкиной в Париже. Она пригласила натурщицу некогда позировавшую Родену для его скульптуры “Та, которая была прекрасной Ольмьер”. Если у учителя Голубкиной был безжалостный, натуралистически вызывающий портрет, то у нее имеет совсем другой смысл. Поза эмбриона подчеркивает тему стихийного круговорота жизни и смерти, а пъедестал, простая земля, – символизирует место временной передышки в этом замкнутом неумолимом круге.


15.

“Огонь” (1900 г. гипс), женская фигурка для камина. Композиция представляет изображение грубой пещеры, где у входа греются первобытные люди: мужчина и женщина. Голубкина смело деформирует фигуры, сгущая тени в глазах женщины. Вы улавливаете в сжатой фигуре ощущение невидимой опасности. Ощущается дрожь. пронизывающее это первобытное существо. Свет наряду с объемом становится активным выразительным средством. Эта скульптура настолько пластически заразительна, что нередко зрители пытаются возпроизвести позы героев “Огня”.


16.

“Березка” (1927 г.). В мастерской хранится бронзовая отливка с последней незаконченной работы Голубкиной – этюда “Березка”. Это всего лишь отблеск великого замысла: статуя девушки в полный человеческий рост, противостоящая напору ветра. Соединение хрупкости, стойкости и упорства в противостоянии стихии доносят смысл судьбы скромного и великого скульптора – ранимой и самоотверженной Анны Голубкиной.Обзор сделан на основе статьи искусствоведа Марины Мацкевич “Одна, но пламенная страсть.”Адрес: г. Москва, Большой Лёвшинский переулок,12, вход со двора. Проезд: м. “Парк культуры”, “Смоленская”, далее по Садовому кольцу; троллейбусы: Б, 10, 79 до остановки “Первый Неопалимовский переулок” или пешком 10 минут по внутренней стороне Садового кольца.

Режим работы: среда, четверг, пятница — с 12.00 до 19.00 (касса и вход до 18.00), суббота, воскресенье — с 10.00 до 17.00 (касса и вход до 16.00), понедельник, вторник — музей закрыт, последняя пятница каждого месяца — санитарный день.

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1467447.html

Ссылка на основную публикацию