Семь шедевров Джованни Бернини/Дом художников/Архитекторы
Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. В его работах ярко воплотились принципы этого стиля: драматичная эмоциональность, эффектная театральность образов, активное взаимодействие архитектурных и пластических масс с пространством.
Предлагаем Вашему вниманию семь, несомненно, достойных, работ мастера, чье творчество может служить эталоном эстетики барокко.
Аполлон и Дафна (1622—1625 гг.) — мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим
Сюжет мраморной скульптуры в стиле барокко «Аполлон и Дафна» основывается на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Работа делалась по заказу кардинала Боргезе. Композиция была завершена только в 1625 году.
Кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, заданием которого было оправдать присутствие скульптуры на языческую тематику в коллекции кардинала: «Quisquis amans sequitur fugitivae gaudia formae / fronde manus implet, baccas seu carpit amaras» («Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся с руками, полными листвы и горьких ягод»).
Скульптор решил изобразить итог мифологической погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной: Аполлон практически настигает беглянку, но пальцы рук Дафны уже превращаются в ветви, а ноги — в корни лавра.
Кафедра Святого Петра (1624 г.) — бронза, Ватикан
Скульптурная композиция в алтарном пространстве собора Святого Петра в Ватикане — кафедра Святого Петра находится в апсиде собора Святого Петра и венчает её главный неф.
Созданная из позолоченной бронзы кафедра, считается одним из главным шедевров Джованни Лоренцо Бернини.
Кафедра освещена витражным окном, расположенным над ним, в его центре изображён голубь, парящих в лучах Солнца — символ Святого Духа. Интересно, что размах крыльев голубя, который кажется зрителю относительно небольшим, составляет около 3 метров.
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, которыми являются Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий.
Фонтан Тритона (1624—1643 гг.) — пьяцца Барберини, Рим
В историческом центре Рима на площади Барберини (Piazza Barberini) расположен фонтан Тритона, созданный в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо, в честь которого и названа площадь.
Экстаз святой Терезы (1647—1652 гг.) — мрамор, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим
Алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа — экстаз Святой Терезы (Estasi di santa Teresa d'Avila) была создана Джованни Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро.
Посвящена она святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. Известно, что в одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Это видение Бернини и воплотил в мраморе. На фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет, в алтарной нише расположены скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора.
Фонтан Четырёх рек (1648—1651 гг.) — мрамор и травертин, пьяцца Навона, Рим
Один из самых знаменитых фонтанов Рима — Фонтан Четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi) — находится на пьяцца Навона и питается водой из древнего акведука Аква Вирго.
В далеком 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой.
(Был объявлен конкурс на лучший проект, к которому из-за происков недругов не был допущен великий Бернини.
Но он все же подготовил проект фонтана, согласно которому вокруг обелиска размещались статуи речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
В итоге его покровитель Людовизи, который был женат на племяннице папы, разместил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Восхищенный Иннокентий отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.
Экстаз Блаженной Людовики Альбертони (1671—1674 гг.) — мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим
Последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, созданная им в 1674 году по заказу кардинала Paluzzi degli Albertoni – статуя, посвященная Людовике Альбертони, почитаемой в Риме как блаженная. Находится статуя в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа.
Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа.
Нептун и Тритон
Скульптура XVII века «Нептун и Тритон» высечена из мрамора и в высоту достигает 182 см.
Сцена скульптуры взята из Энеиды Верглия: Нептун успокаивает море для обеспечения безопасного прохода Энея, в то время как Тритон, сын Нептуна, даёт сигнал из горна.
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Arhitektory/Sem-shedevrov-Dzhovanni-Bernini-.aspx?ID=3291
«Аполлон и Дафна»: скульптура, созданная по мотивам древнегреческого мифа :
Многие мифические персонажи древности находили свое отражение в произведениях искусства – картинах, скульптурах, фресках. Аполлон и Дафна – не исключение, они изображены на многих картинах, а великий скульптор Джованни Лоренцо Бернини даже создал скульптуру, которая известна во всем мире. История безответно влюбленного бога поражает своим трагизмом и остается актуальной по сей день.
Легенда об Аполлоне и Дафне
Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви.
А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке.
Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.
Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон.
В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева.
Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.
История, воплощенная в искусстве
Аполлон и Дафна, история которых поражает отчаянием и трагизмом, вдохновляли многих великих художников, поэтов, скульпторов на протяжении всей истории. Художники старались изобразить бег на своих полотнах, скульпторы пытались передать силу любви и осознание собственного бессилия молодого бога Аполлона.
Известным произведением, достоверно отображающим трагизм этой истории, было полотно А. Поллайоло, который в 1470 году нарисовал картину с одноименным названием «Аполлон и Дафна». Сегодня она висит в Лондонской национальной галерее, привлекая взгляды посетителей реалистичностью изображенных героев. На лице девушки читается облегчение, в то время как Аполлон опечален и раздосадован.
Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя. Однако на лице его читается отчаяние, ведь цена такого избавления слишком высока – его дочери больше не будет среди живых.
Но наиболее удачным произведением искусства по мотивам мифа можно считать скульптуру Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». Ее описание и история заслуживают отдельного внимания.
Скульптура Джованни Бернини
Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.
Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве.
Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м.
Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.
История создания скульптуры
Как и многие другие скульптуры, изваяние «Аполлон и Дафна» Джованни Бернини заказал итальянский кардинал Боргезе. Скульптор начал работать над ней в 1622 году, однако ему пришлось прерваться для более срочного задания кардинала. Оставив незаконченным изваяние, Бернини принялся за Давида, а затем вернулся к прерванной работе. Статуя была закончена спустя 3 года, в 1625 году.
Чтобы оправдать наличие в коллекции кардинала скульптуры с языческим уклоном, было придумано двустишие, описывающее мораль изображенной сценки между героями.
Его смысл заключался в том, что тот, кто бежит за призрачной красотой, останется лишь с ветвями и листьями в руках.
Сегодня скульптура, изображающая финальную сцену кратковременных отношений Аполлона и Дафны, стоит в середине одного из залов галереи и является его тематическим центром.
Особенности созданного шедевра
Многие посетители галереи Боргезе в Риме отмечают, что скульптура вызывает неоднозначное отношение к себе. На нее можно смотреть многократно, и каждый раз находить что-то новое в чертах изображенных богов, в их застывшем движении, в общей концепции.
В зависимости от настроения одни видят любовь и готовность отдать все за возможность обладать любимой девушкой, другие отмечают, какое облегчение изображено в глазах юной нимфы, когда тело ее превращается в дерево.
Восприятие скульптуры также меняется в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать. Не зря ее поставили в центре зала галереи. Это дает возможность каждому посетителю найти свою точку просмотра и сформировать собственное видение великого шедевра.
Источник: https://www.syl.ru/article/306210/apollon-i-dafna-skulptura-sozdannaya-po-motivam-drevnegrecheskogo-mifa
Аполлон и Дафна
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде. Аполлон же, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас. Словно бы она увидела в нем сквозь ослепляющую красоту свирепость волка. Но в душе бога, разгоряченного отказом, все более и более разгоралось чувство.
— Что же ты бежишь от меня, нимфа? — кричал он, пытаясь ее догнать. — Не разбойник я! Не дикий пастух! Я — Аполлон, сын Зевса! Остановись!
Дафна продолжала бежать что было сил. Все ближе погоня, девушка уже ощущает за спиной жаркое дыхание Аполлона. Не уйти! И она взмолилась отцу Пенею о помощи:
— Отец! Помоги дочери! Спрячь меня или измени мой облик, чтобы меня не коснулся этот зверь!
Едва прозвучали эти слова, как Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю по лодыжки.
Складки влажной от пота одежды превращаются в кору, руки вытягиваются в ветви: боги превратили Дафну в лавровое дерево.
Тщетно обнимал Аполлон прекрасный лавр, от горя сделал он отныне его своим излюбленным и священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. (с) http://greekroman.ru
Меня заинтересовал этот миф, а, вернее, работы различных мастеров, вдохновлённых им, после того, как на лекции по истории искусств нам показали работу Бернии «Аполлон и Дафна». Она показалась мне очень эмоциональной и выполненной с потрясающим изяществом.
Потом мне стало интересно, как видят эту историю другие художники и скульпторы и, порывшись в поисковых системах интернета, я нашла порой очень интересную подборку различных работ, вот они:
Надя Рушева «Аполлон и Дафна» (1969)
Андреа Флак «Голова Дафны » (1996)
Антонио Поллайоло «Аполлон и Дафна» (1475-1480)
Говард Дэвид Джонсон «Аполлон и Дафна»
Дауговите «Аполлон и Дафна»
Дафна
Роберт Лефевр «Дафна, убегающая от Аполлона» (ок. 1810)
Джованни Батиста Тьеполо «Аполлон, преследующий Дафну » (1754)
Джованни Батиста Тьеполо «Дафна, преследуемая Аполлоном » (1743-1744)
Джон Сингер Сарджент «Статуя Дафны » (1910)
Джон Уильям Уотерхауз «Аполлон и Дафна» (1908)
Доминикино «Аполлон, догоняющий Дафну » (1616-1618)
Дэвид Парк «Дафна» (1959)
Жан-Виктор Бертин «Погоня Аполлона за Дафной»
Карло Маратти «Аполлон, догоняющий Дафну» (1681)
Массимилиано Солдани «Аполлон и Дафна» (1700)
Никола Пуссен «Аполлон и Дафна» (1664)
Никола Пуссен «Аполлон, преследующий Дафну» (1625)
Теодор Шасерио «Аполлон и Дафна» (1845)
Филипп Коннард «Аполлон и Дафна» (1925 г.)
Деревянная статуэтка «Аполлон и Дафна»
Бернини Лоренцо Джованни «Аполлон и Дафна» (1622-1625)
Современная трактовка
Юрий Багалика «Аполлон и Дафна»
Джованни Биливерти «Аполлон и Дафна»
Бенуа Александр Николаевич «Аполлон и Дафна» (1908)
Ярошевич Ирина «Аполлон и Дафна» (1998)
Тимошин Олег «Превращение. Дафна и Аполлон» (2000)
А. Брекер «Аполлон и Дафна» (1940)
«Аполлон и Дафна «
«Аполлон и Дафна»
Стадникова Елена «Аполлон и Дафна» (2005)
Кристофер Вайлд «Аполлон и Дафна в лесу мечтаний» (2005-2006) [картина из порезанных купюр]
Дафна, почему-то без Аполлона (
Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/65282-apollon-i-dafna
Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини
Экстаз Святой Терезы 1645-1652. Рим, Санта Мария делла Виктория
С конца XVI века в Италии зародился новый художественный стиль барокко (итал. barocco — странный, вычурный).
Для барокко было характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства, грандиозность, пышность и динамика, приподнятость и эмоциональность, пристрастие к виртуозyо-декоративным композициям, нарочитой идеализации в трактовке образов.
Центральной фигурой зрелого итальянского барокко был Джованни Лоренцо Бернини ( (1598- 1680) — архитектор, скульптор, живописец, а также писатель, актер и блестящий рассказчик.
Смотрите видео о Джованни Лоренцо Бернини
Бернини родился в Неаполе в семье незаурядного скульптора и живописца. Вероятно, именно поэтому он начал необычайно рано работать. Уже в двадцатилетнем возрасте ему удалось получить заказ на бюст папы Павла V.
Вскоре им было создано несколько мраморных скульптур, которые бесспорно можно назвать шедеврами. 1663 годом датируется его статуя «Давид».
Изображая библейского героя, скульптор стремился заставить зрителя забыть о материальной весомости мрамора, которую так любил подчеркивать Микеланджело.
В прекрасные пластические образы претворил Бернини античный миф об Аполлоне и Дафне («Аполлон, преследующий Дафну», 1622-1625). К числу высших достижений Бернини относится портрет кардинала Боргезе (1632). Изумителен по реалистической остроте характеристики и скульптурный портрет Буонарелли (ок. 1635).
Уже в двадцатые и тридцатые годы XVII века Бернини занял положение ведущего художника Рима. В своей деятельности он стремился к еще не виданному синтезу пластических искусств.
Неиссякаемая фантазия, умение использовать особенности различных материалов, собранные воедино опыт архитектора и скульптора, и талант декоратора, — все это позволило Бернини стать великим мастером монументально-декоративного искусства.
Вступление на папский престол Иннокентия X повлекло отстранение Бернини от руководящей роли в строительстве и украшении Рима. Однако с пантификатом Александра VII (1655-1667) Бернини становится подлинным художественным диктатором этого города.
В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап, он выполняет главные заказы и стоит во главе огромного числа зодчих, живописцев, скульпторов и декораторов, участвующих в строительстве и украшении Рима. Еще будучи в опале, Бернини создает иносказательную группу «Истина, которую раскрывает Время».
В 1645 году скульптор начинает одну из наиболее монументальных своих работ «Экстаз святой Терезы» (1645-1652) Эта знаменитая группа, помещенная в римской церкви Санта Марна делла Виттория в капелле Корнаро, также созданной Бернини, явилась своего рода образцом всей барочной скульптуры. Чувственность и одухотворенность сливаются в этом произведении, переходя в мистическую экзальтацию.
Чисто декоративные задачи Бернини разрешал в проектах римских фонтанов («Фонтан с тритоном», на площади Барберини, 1637; «Фонтан четырех рек», на площади Навона, 1648-1655). Одно из капитальнейших созданий Бернини — надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме (1639-1646). Это надгробие во многом послужило образцом для последующих подобных произведений скульптуры.
Почти полвека трудился Бернини над скульптурным оформлением собора св. Петра. Когда в 1655 году он получил звание папского архитектора, то вскоре приступил к работе над грандиозной бронзовой «Кафедрой св. Петра» (1657-1666).
К главным архитектурным созданиям Бернини принадлежат оформление площади перед собором св.
Петра (1656-1667), парадная Королевская лестница — «Скала Реджиа» (1663-1666) в Ватикане, небольшая церковь Сан Андреа ин Квиринале (1678) и палаццо Одескальки в Риме (1665).
Нам неизвестны полотна кисти Берниии, но современники считали его, главным образом, живописцем. Сохранился лишь ряд его автопортретов и остроумных карикатур, а также зарисовки, служившие Бернини материалом для портретов, скульптур и архитектурных сооружений.
Аполлон и Дафна. Рим, Галерея Боргезе
Похищение Прозерпины. Рим, Галерея Боргезе
Вакханалия. Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Фонтан четырех рек. Рим, Пьяцца Навона
Нептун и Тритон
Давид
Аполлон и Дафна
Констанца Буонарелли, 1635
Истина 1645-1652
Источник: http://www.artcontext.info/2010-11-30-12-08-18/50-2010-11-28-06-56-14/1218-bernini.html
Ангелы и демоны: 5 знаменитых шедевров Джованни Лоренцо Бернини
Родился будущий мастер 7 декабря 1598 года в Неаполе в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини. В 1605 году семья перебралась в Рим. Уже в это время Лоренцо начал проявлять недюжинные художественные способности.
Учителем для мальчика был отец, а вдохновение юноша черпал из живописи болонской школы и античных скульптур.
В Риме он быстро завоевал признание при папском дворе, и уже в 24 года получил титул кавалера, благодаря почетному ордену Христа.
Даже самые ранние работы Бернини («Похищение Прозерпины» (1621–1622), «Давид» (1623–1624), «Аполлон и Дафна» (1624), все работы – в Галерее Боргезе, Рим) говорят о невероятном таланте скульптора. Лоренцо мечтал объединить живопись и скульптуру, передать движение и красоту человеческого тела, сделать мрамор податливым, как воск.
Любимец Ватикана на протяжении многих лет, Бернини всегда получал самые ответственные церковные заказы. Например, в 1629 ему предложили быть главным архитектором купола Собора Святого Петра.
Правда, у него не всегда оставались дружественные отношения с папским престолом. Неизвестно, почему, но в середине 1640 Лоренцо разругался с Папой Иннокентием Х и был временно устранен от работы в Ватикане. В эти годы он создает одну из самых знаменитых своих скульптур — Экстаз святой Терезы (1645–1652), установленную в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория.
Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Зачастую он работал чисто интуитивно.
Например, после возведения купола Собора Святого Петра ему заказали две часовни рядом с церковью. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Церковь стояла на болотистой почве, так что неудивительно, что через два месяца после возведения первой башни, та пошла трещинами.
В этот момент на папский престол взошёл папа Иннокентий Х, которому Лоренцо никогда не нравился. Да и давний конкурент, более опытный архитектор Барромини, сообщил Папе об ошибках, допущенных при строительстве. Поэтому специальной комиссией было принято решение разрушить башни.
В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. С опытом он перестал допускать подобные ошибки.
Бернини был не только талантливым архитектором. Его творческое начало выражалось и литературно — с начала 1630-х годов он написал около сорока комедий, которые он ставил дома. Лоренцо был одаренным художником и инженером сцены, поэтому он сам делал декорации и создавал сложные механизмы для всевозможных театральных спецэффектов.
В день памяти мастера «Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку его самых впечатляющих работ.
«Аполлон и Дафна» (1622-1625)
В этой статуе Бернини запечатлел итог погони лучезарного бога Солнца Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Однажды Аполлон разозлил богиню любви Афродиту, и он послала ему в сердце стрелу любви, а нимфе — стрелу отвращения.
Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Этот классический сюжет включен в «Метаморфозы» Овидия.
Бернини остановил в камне момент, когда ноги нимфы начинают превращаться в корни, а пальцы рук уже превращаются в ветви лавра.
Чтобы оправдать использование языческого сюжета, кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VII, написал двустишие, означающее примерно «Каждый, кто погонится за мимолетным удовольствием, очнется и обнаружит в руках только листья и горькие ягоды».
Фонтан Тритона (1624-1643)
Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Фонтан довольно небольшой.
Его постамент образуют четыре дельфина, которые держат на кончиках хвостов гигантскую раскрытую раковину, на раскрытых створках которой стоит Тритон, сын бога Посейдона. Тритон трубит в рог, и струя воды наполняет чашу фонтана.
Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини — папские тиары.
«Экстаз Святой Терезы» (1647-1652)
Эту статую знают не только любители архитектуры, но и все те, кто видел фильм «Ангелы и Демоны» по книге Дэна Брауна. По сюжету, статуя — одна из загадок, разгадав которую, можно найти тайный орден Иллюминатов.
Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Настолько мастерски изображены чувства святой, что неподготовленный зритель ощущает увиденное как сильнейшее чувственное переживания.
Лицо святой Терезы отражает муку, она словно стонет, лицо её бледно человеческой бледностью, а не бледностью камня.
Иллюстрирует композиция мистическое видение святой Терезы Авильской, которое она описала так: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь.
И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу».
И все эти чувства бесподобно изображены Бернини.
Фонтан Четырёх рек (1648—1651)
Ещё одна работа Бернини, знакомая по «Ангелам и демонам». В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск . По решению папы Римского – Иннокентия Х было решено установить его на площади Навона, в знак победы католичества над язычеством.
Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы.
Оценив совершенство форм будущего фонтана Иннокентий Х немедленно дал согласие на его возведение.
Барромини, кстати, при открытии этого фонтана, сказал что вода из него не пойдет, из-за неправильных рассчетов.
Бернини, будучи человеком малограмотным в точных науках, сильно волновался, но когда воду пустили, все работало идеально.
Площадь Святого Петра (1656-1667)
Площадь Святого Петра выполнена в виде двух симметричных полукружий и разбита перед базиликой Святого Петра в Риме. Здесь выступает понтифик, здесь же объявляют о том, кто стал новым папой.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа Св. Петра».
Посередине — египетский обелиск, привезенный в Рим Калигулой, и по преданию, украшавший цирк Нерона, в котором казнили апостола Петра. Это единственный обелиск в городе, который не изменялся вплоть до эпохи Возрождения.
Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.
Источник: https://vm.ru/news/2013/11/28/angeli-i-demoni-5-znamenitih-shedevrov-dzhovanni-lorentso-bernini-224822.html
Бернини, Джованни Лоренцо. Скульптуры лепились с русских
?Victoria Kozlova (viktoriiako) wrote,
2017-07-08 20:27:00Victoria Kozlova
viktoriiako
2017-07-08 20:27:00Оригинал взят у gedonistsibarit в Бернини, Джованни Лоренцо
Бернини, Джованни ЛоренцоДжованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.
) — знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе. Учился у отца. В 1605 году семья переехала в Рим. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности.
Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 году получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера. Уже ранние скульптуры Бернини (Похищение Прозерпины, 1621–1622; Давид, 1623–1624; Аполлон и Дафна, 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета.
Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, в Галерее Боргезе, Рим) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д'Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний.
Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.).
Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura).
Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV). Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы.
В 1629 был назначен главным архитектором собора святого Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия».
Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую «кафедру св.
Петра» (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678).
В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре.
В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.
По эскизам Бернини (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – «Тритона» на площади Барберини (1642–1643) и «Четырех рек» на площади Навона (1648–1651); «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св.
Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле. Приглашенный в 1665 году в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее, идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента. Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, Импрессарио). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты. Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680.
Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Бернини был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве.
Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини:
«Похищение Прозерпины» (1621—1622)
Когда смотришь на всю скульптуру, кажется что Прозерпина совсем крошечная в руках Плутона. Чуть ли не ребенок у него на плече.А когда присматриваешься к деталям, все очень даже соразмерно.
И по современным меркам довольно крупные бедра Прозерпиныкажутся удивительно изящными под руками Плутона. Руки, к слову, совершенно невозможно прекрасные. Казалось бы — похищение, довольно агрессивная композиция, бородатый по самые брови Плутон.
А держит Прозерпину очень бережно.
Бережно-то бережно, но так, чтобы не убежала : )
«Аполлон и Дафна»
Одна из самых хрупких скульптур, олицетворяющих, как ни странно, страсть и целомудрие.
Среброкудрый Аполлон имел глупость задирать малыша Амура, шутливо подначивая, мол, зачем такому крохе стрелы. Сам Аполлон, если вы не знаете, стрелы мечет пуще того Леголаза.
На что Амур ответил, что его стрелы так же не знают промаха. Апполлон не поверил ребенку и очень скоро получил стрелу [в зад]. Пронзенный чувством, его взгляд пал на нимфу Дафну. И Аполлона понесло. И сам он стремглав ломанулся со всей своей божественной дурью дабы возлюбить прекрасную незнакомку.
Дафна была мудрой нимфой и от полоумных богов привыкла спасаться бегством. Но убежать у нее не получилось. И вот когда Аполлон уже был готов настигнуть беглянку, Дафна взмолилась своей матери богине Гее и тут же превратилась в лавр.
Раздосадованный Аполлон в сердцах [заломал березку] сплел себе из ее листьев венок, который и носит непременно.
«Экстаз святой Терезы»
Алтарная композиция изображает Святую Терезу Авильскую. Это испанская монахиня, жившая в 17 веке.Очень интересен сюжет скульптурной композиции, в основу которого был положен интересный опыт, который сама Тереза описала в письмах следующим образом:
«Слева подле себя я видела ангела в телесном облике…
Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами…В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь.
Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу.
Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере.
Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу.»
«Спящий гермафродит»
«Фавн» или «Пьяный сатир»
Мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы ок. 200 г. до н. э. и изображающая в натуральную величину фавна, заснувшего в довольно непристойной позе. Не исключено, что это римская копия высокого качества.Статуя была обнаружена в 1620-е гг.
в Риме, близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела), и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини. Винкельман предположил, что эту статую, в числе прочих, свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 г. (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий).
Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя, питал слабость к гомоэротическому искусству.Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII вв.
Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 г. статуя располагалась в римском палаццо Барберини, где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии.
Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.В 1799 году скульптор Винченцо Пацетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую.
Барберини оспорили права Пацетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и запрета на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался сам Канова) сами же продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу, который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен, поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 г.
«Фавн» и «Аполлон» из барбериниевской коллекции заняли почётное место в мюнхенской глиптотеке.
По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Вакхическая сцена: «Дети дразнят Фавна»
«Эней, Анхиз и Асканий»
«Истина»
«Нептун и Тритон»
«Давид»
«Автопортрет в аду»
Источник: https://viktoriiako.livejournal.com/126330.html
Джованни Лоренцо Бернини (Bernini),(1598-1680), итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитекту
?ledi_oks (ledi_oks) wrote,
2014-08-08 19:50:00ledi_oks
ledi_oks
2014-08-08 19:50:00
Сатир, дразнимый детьми
Триумф, Галерея Боргезе, Рим
Произведения Лоренцо Бернини на библейские сюжеты:
Святой Себастьян,
римские катакомбы
Saint Longinus
Давид с головой Голиафа
Давид, 1623
Аввакум и ангел
Даниил
Даниил и лев
Экстаз
Святой Терезы, 1650
Экстаз
Святой Терезы, 1650
Несложно написать красками воздушные облака или парящие фигуры, а вот превратить мрамор в пар и лишить его весомости — это под силу только такому виртуозу, каким был Джованни Лоренцо Бернин
Другие работы Лоренцо Бернини:
Святой Августин, собор Святого Петра | Мемориал Марии Регги | Святой Августин, собор Святого Петра, фрагмент |
Кафедра в соборе Святого Петра, 1665 | Киворий в соборе Святого Петра, 1633 | Надгробие папе Александру VII, 1678 |
Беата Людовика Альбертони
Пьяцца Испания, лестница, Рим 1
Пьяцца Испания, фонтан Лодочка, Рим
Фонтан Мавр, Пьяцца Навона, Рим
Фонтан четырех рек (Дунай, Ганг, Нил
и Риа делла Плата), Пьяцца Навона, Рим
Плошадь Святого Петра в Риме
Плошадь Святого Петра в Риме
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини.
Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство.
Он добился впечатления композиционного единства собора – здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий.
Фасад собора вырастает перед идущим в момент непосредственного приближения к нему, но грандиозная площадь уже психологически настраивает человека на это восприятие. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Джованни Лоренцо Бернини (Bernini),(1598-1680), итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко. Джованни Лоренцо, появился на свет 7 декабря 1598 года в Неаполе в процветающей семье неаполитанки Анджелики Галанте и скульптора Пьетро Бернини, тосканца по происхождению.
К моменту рождения сына Пьетро уже давно сделал карьеру. Реставрируя античные статуи (род деятельности, не чуждый впоследствии и его сыну), он работал во Флоренции, Риме и Неаполе. Пьетро был выдающимся скульптором и, отдавая себе отчет в одаренности сына, способствовал его успеху, с любовью руководя первыми шагами.
Поддержка отца заключалась и в том, что он привлек юного Джованни к работе над несколькими произведениями, обучая его виртуозно владеть резцом и долотом. К этому периоду относятся Гермес для садового павильона Боргезе, Четыре времени года для виллы Альдобрандини, Фавн, играющий с купидонами и Иоанн Креститель, созданный по заказу Барберини.
В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии; в 18 лет создал замечательную группу «Аполлон и Дафна», отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний; а в 20 лет выполнил портрет папы Павла V.
Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе. Самое первое творение молодого художника — «Амальтея с младенцем Зевсом и маленьким фавном» (этой мраморной скульптурной группе долгое время приписывалось античное происхождение).
Особое влияние на молодого художника оказала живопись болонской школы, а также античная скульптура, которой он страстно поклонялся всю жизнь.
Уже ранние скульптуры Бернини («Давид», «Похищение Прозерпины») свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью.» (Лоренцо Бернини) Бернини — мастер скульптурного портрета. Бюсты кардинала Шипионе Боргезе и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
Любимец папского двора, Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Назначенный главным архитектором собора Святого Петра, он возвел под его куполом величественный бронзовый балдахин-киворий над главным алтарем.
Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие.
Впав в немилость при папе Иннокентии X и временно удаленный в середине 1640-х от папского двора, он создает вне Ватикана известнейшее свое скульптурное произведение «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта Мария делла Виттория.
С 1655 года Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру святого Петра», украшенную статуями отцов Церкви и ангелов, а также торжественное надгробие папы Александра VII.
Бернини способствовал сложению новых, барочных, черт в архитектуре «вечного города» — Рима, причем его ансамбли не подавляют человека, но, напротив, в ренессансном духе возвышают его.
По его проектам были построены пышные фонтаны с динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, — фонтаны Тритона и Четырех рек, была оформлена площадь перед собором Святого Петра, закрепляющая его значение как главного храма католического мира — с грандиозной колоннадой, как бы по словам самого Бернини «заключающей зрителя в объятия», возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале… Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной королевской лестницы Скала Реджа в Ватикане, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини создает иллюзию огромного масштаба и протяженности лестницы. Приглашенный в Париж, к королевскому двору, Бернини выполнил монументальные проекты фасада Лувра и конного памятника Людовику XIV (они не получили одобрения короля). Скульптор и архитектор обладал поистине разносторонними талантами. Театральное начало, присущее Бернини, находило выражение и в написанных им пьесах, которые он не только сочинял, но и сам ставил. Он был также выдающимся художником и инженером сцены и придумал целый ряд новых сложных механических устройств, производивших зрелищные эффекты. Рассказывают, что однажды он даже поставил оперу, к которой сам написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и изобрёл сценические механизмы! Недаром Лоренцо Бернини сравнивал свое творчество с могучими струями построенных им в Риме фонтанов.
Картина деятельности великого мастера останется неполной, если не упомянуть о его увлечении придумыванием всякой всячины — от карет до крещален, от карнизов до молитвенных скамеек, от канделябров до рисунка стен. И все, что делал художник, он делал блестяще, потому что для Лоренцо Бернини не было ничего невозможного
Автопортрет, 1670
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://ledi-oks.livejournal.com/791380.html
Джованни Бернини: скульптор, ожививший мрамор
«Три вещи, которые необходимы для успеха в живописи и скульптуре: видеть красоту и приучать себя к этому с молодых лет, упорно работать и получать хорошие советы». Эту фразу итальянского скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, которого часто называют создателем стиля барокко в скульптуре, можно считать кредо настоящего Художника.
Сын своего отца
Как и многие другие великие художники Возрождения, Джованни Лоренцо Бернини — представитель династии. В 1598 году в Неаполе у известного скульптора Пьетро Бернини родился сын.
Спустя 7 лет Пьетро был приглашен в Рим для работы в Ватикане, а маленький Лоренцо проводил много времени с отцом.
Он рисовал, блуждая по ватиканским залам, и его рисунки были так хороши, что малыша тут же назвали «вторым Микеланджело».
Первую скульптуру мальчик сделал в 10 лет! В этом возрасте он уже работал с мрамором, и учителем талантливого Лоренцо был его отец. Искусствоведы сходятся во мнении, что Пьетро Бернини также обладал ярким талантом, однако понимал, что сын пойдет гораздо дальше.
Выразительность и пластика
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони», 1671-1674 гг.
Талант или даже гений Бернини был очевиден для его окружения. А самого молодого художника интересовала пластика тела, эмоции, выразительность, которых он добивался в своих произведениях. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск», — говорил он, и это было недалеко от истины.
В те времена художнику сложно было работать без состоятельного и влиятельного покровителя, заказчика. Первым патроном Бернини был кардинал Шипионе (Сципион) Боргезе.
Именно его имение Вилла Боргезе стала сейчас крупнейшим художественным собранием Италии.
Будучи племянником тогдашнего Папы Римского, Боргезе имел огромные возможности и пополнял свою коллекцию скульптур, в том числе и произведениями Джованни Бернини.
Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Скоро ему уже не нужно было лепить с натуры — он мог ваять даже по портрету. Казалось, мрамор становился в его руках пластичным, живым, мягким, приобретая самые изящные формы.
Римское барокко
1623 год стал переломным для Бернини, его творчества и размаха его деятельности. В этот год очередным Папой Римским стал кардинал Маффео Барберини.
Жизнь Бернини складывалась так, что успешность его работы во многом зависела от того, насколько благоволил ему глава Католической церкви.
И это можно понять: масштаб таланта художника был так велик, что ареной его деятельности становился весь Рим!
Скульптура кардинала Маффео Барберини
Именно Барберини (папа Урбан VIII) привлек Джованни к обновлению облика Вечного города. Парадные фонтаны, лестницы, палаццо, целые кварталы — все это стало объектом творчества. Но не только.
Примерно в эти годы Бернини начинает работу, которой были посвящены не просто годы — десятилетия его жизни. Он много трудился над совершенствованием внутреннего убранства Собора Святого Петра в Ватикане — одного из главных, если не главного католического собора. Настоящим шедевром стал балдахин над могилой Святого Петра.
Это время стало периодом рождения римского барокко — стиля, который любил выразительность, эффектность, само название которого происходит от итальянского слова «вычурный».
Творения Бернини были действительно ярчайшим воплощением этого стиля. Казалось, они дышали, словно живые, но дышали страстями.
В них не было спокойствия — было то напряжение чувств, тот порыв, которые свойственны нам лишь в яркие мгновения жизни.
Опала
Успевал ли Бернини творить для себя? Не по заказу мецената или церкви, а по велению души? Такой период в жизни художника был. Например, после воцарения на папском престоле Иннокентия X Бернини попал в опалу. Он не получал больше заказов, и именно в этот период создал такие поистине совершенные скульптуры, как «Правда, разоблаченная временем» или «Голова Медузы Горгоны».
Но потом его гений опять оказался нужен: для обустройства площади Навона в Риме потребовался фонтан. Среди архитекторов был объявлен конкурс, к которому не допустили Бернини. Однако он подготовил свой вариант, и он был настолько совершенен, что именно его воплотили в жизнь. Так родился великолепный фонтан Четырех рек — настоящее украшение Рима, символ величия Вечного города.
«Фонтан четырех рек» 1648-1651 гг.
Самое грандиозное творение
Бернини, как считают искусствоведы, не нужно было доказывать свой гений. Но требовалось, как мы сейчас говорим, реализовать крупный, масштабный проект, который соответствовал бы его таланту. И таким творением его жизни стала площадь около Собора Святого Петра. Один из символов Рима и Ватикана. Гимн искусству архитектуры.
Площадь ограничивают две полукруглые колоннады, которые вместе с самим собором образуют особую форму — «ключ Святого Петра».
Перед Бернини стояла, пожалуй, самая трудная задача: увязать разрозненные элементы — сам собор, обелиск, стоявший на площади, а также фонтан, в единое целое.
Плюс надо было справиться с перепадом высот: поверхность площади изначально была неровна.
За счет создания лестниц, колонн, еще одного фонтана композиция гармонизировалась, и тот, кто стоит на площади, воспринимает ее как совершенный ансамбль.
Площадь Святого Петра, 1656-1667 гг.
Повелитель искусств
Сложно говорить о Бернини как об архитекторе или о скульпторе. Он был настоящим повелителем искусств: сохранились его художественные полотна, он писал и ставил пьесы, а также сам в них участвовал, конструировал декорации и театральные машины, а также изготавливал обычные предметы быта, украшавшие интерьеры.
«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», — так сказал о нем один из римских пап, которых великий скульптор пережил (всего на его веку сменилось восемь понтификов). И лучше этих слов для описания гения Бернини просто не найти.
Непревзойденные скульптуры Бернини
«Проклятая душа», 1619 год
«Давид», 1623-1624 гг.
Похищение Прозерпины, 1621 год
Аполлон и Дафна, 1622-1625 год
Балдахин святого Петра, 1624-1633
Кафедра Святого Петра
Фонтан Тритона
Источник: https://lifestyle-journal.ru/art/dzhovanni-bernini-skulptor-ozhivivshij-mramor.html