Мастер скульптурного портрета Ж.-А. Гудон
Биография скульптора
Скульптуры Гудона
Клейма на изделиях Гудона
Известный скульптор Жан-Антуан Гудон вырос в семье художницы и консьержа Королевской школы, благодаря чему он уже с детства оказался в художественной среде.
Будучи мальчишкой, будущий мастер тайно проникал в мастерские, где учились стипендиаты Академии художеств, и подолгу лепил из глины. В один прекрасный момент преподаватели школы обратили внимание на то, что у ребенка есть незаурядные способности к скульптурному ремеслу и стали помогать ему учиться.
Позже Гудон не только учился в Академии художеств у таких известных мастеров, как Мишель Слодтц, но и за выдающиеся успехи в учебе был отправлен в Рим для дальнейшего освоения ремесла.
Жан-Антуан Гудон (1741-1828).
Более всего Гудона увлекала пластическая анатомия, освоением которой он, по его собственным словам, занимался на протяжении всей жизни.
Находясь в Италии, мастер каждый день бывал в анатомическом театре, и это пристальное отношение к анатомическим особенностям человека в дальнейшем позволило ему стать настоящим виртуозом в портретной скульптуре.
Именно портреты известных деятелей разных стран, которые он передавал не только с большой живостью и точностью, но и с глубоким пониманием личности человека, прославили его на весь мир и обеспечили крупными заказами от знатных особ.
Одной из крупнейших его работ по изготовлению скульптур видных деятелей была огромная бронзовая статуя Наполеона, на создание которой у автора ушло около четырех лет. К сожалению, статуя до наших дней не сохранилась.
Интересно, что Гудон не только создавал формы, но и сам же отливал их в бронзе и других материалах, что было редким явлением среди скульпторов, и позволяло ему самому тиражировать собственную продукцию.
В начале 19 века Гудону присвоили звание кавалера ордена Почетного Легиона и пригласили на должность профессора в школу живописи Французского института.
Там он преподавал вплоть до 1823 года — года смерти своей жены. Вероятно, потеря супруги и преклонный 82-летний возраст мастера не позволили ему продолжить активную творческую деятельность.
Скончался знаменитый скульптор в своей мастерской в возрасте 87 лет.
За свою жизнь Жан-Антуан Гудон создал множество замечательных работ, которые увековечили его имя и до сих пор являются достоянием многих музеев и частных коллекций. Бронзовые изделия, созданные по моделям Гудона, представляют значительный интерес с точки зрения коллекционирования.
Скульптуры Гудона
Скульптурные портреты известных деятелей
Гудон прославился в первую очередь как мастер портретной скульптуры, так как умел с небывалой точностью уловить и передать в материале характерные для того или иного деятеля черты.
Первыми работами, после которых об авторе заговорили, стали скульптуры «Святой Бруно» и «Иоанн Креститель». Создавая их, он следовал академическим традициям, которым был обучен в художественной школе. Работы впечатляли своей точностью и глубиной воспроизведения. В дальнейшем Гудон начал отходить от канонов и творил в свойственной только ему манере.
В отличие от других скульпторов и живописцев мастер не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт.
Как рассказывал Гудон, секрет этого заключался в том, что при работе с натуры он привлекал внимание натурщика каким-либо вопросом и изображал его в тот момент, когда ответ вот-вот готов был сорваться с уст.
Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими.
Все эти умения и особое видение Гудон использовал при создании известной скульптуры писателя и философа Дени Дидро. Скульптор отказался от характерной для того времени манеры изображать деятеля культуры в парике. Он изваял его таким, каким представлял в работе, — с философски задумчивым, но в то же время очень живым и ясным взглядом и характерной позой.
Бюст Дени Дидро. Скульптор Гудон.
Париж. 1771 г.
Не менее удался ему и портрет Вольтера. Для создания скульптуры известнейшего философа-просветителя Гудон использовал снятую им маску. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку.
На смену величественной осанке и парадному костюму приходит расслабленная поза в кресле, свободная мантия и повязка на голове. Особенно впечатляющим выглядит взгляд Вольтера, который одновременно полон мудрости и жизненной силы. Библиограф Р.
Минцлов писал об этой скульптуре, что на устах философа играет невыразимая улыбка, понимание которой может прийти только после чтения сочинений Вольтера.
Статуя Вольтера. Терракота. Скульптор Гудон.
1781 г.
Литейщики охотно делали копии работ Гудона, что также стало одной из главных причин широкой известности мастера во всем мире. В частности, на знаменитом французском заводе Фердинанда Барбедьена работы Гудона отливали неоднократно.
Бронзовый бюст Вольтера. Модель Гудона. Отл. Барбедьен.1880 г.
Успех со скульптурой Дидро привел к тому, что сам Дидро поделился впечатлением со своим приятелем бароном Ф.М. Гримом — корреспондентом Екатерины II.
Императрице так понравились работы Гудона, что она неоднократно заказывала ему дорогие скульптуры. Среди них был ее собственный портрет, выполненный в мраморе, несколько скульптур Вольтера и других видных деятелей.
Не отставали от Екатерины II и российские аристократы, которые также заказывали у мастера портретные скульптуры или надгробия.
Скульптуры Вольтера и Руссо. Автор модели Гудон.
Бронза, литье, чеканка.
Гудон создал целую скульптурную летопись своей эпохи, запечатлев в мраморе, терракоте, бронзе и других материалах известнейших людей того времени.
Среди них были Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и многие другие видные деятели. Скульптуру Вашингтона мастеру заказали американцы, пораженные его талантом.
Чтобы создать величественную композицию, Гудону пришлось взять на полгода отпуск и ехать в Америку, где он и работал над скульптурой Вашингтона.
Также автору удалось великолепно передать образы своих дочерей. Скульптуры Сабины, Клодины и Анны-Анж показывают, что Гудон не только прекрасно разбирался в характерах своих дочерей, но и мог передать всю невинность детских лиц, еще не омраченных заботами или тревогами.
Статуя Дж. Вашингтона. По модели Гудона. Франция.
Мастерство литейщика
Гудона интересовала не только лепка, но и процесс литья. По его собственным словам, такая разноплановость позволяла ему быть сразу в двух ролях: в роли скульптора он мог творить, а в роли литейщика воспроизводить других.
Умение отливать скульптуры по своим моделям давало ему преимущество перед другими скульпторами, так как в этом случае ему не приходилось подписывать контракты с литейными домами, а также платить за каждую форму при отливке, ведь он сам и был их автором.
Печать с бюстом Мольера. Гудон. Франция. XIX век.
Увлечение пластической анатомией привело к тому, что в процессе изготовления скульптур мастер делал точнейшие измерения, чтобы достичь полного сходства с натурой. Известен случай, когда эта точность помогла определить подлинность останков исторического персонажа.
В начале двадцатого века американское правительство занялось перевозкой останков адмирала Джона Пола Джонса, участника войны за независимость США. Однако возникли сомнения в том, что останки похороненного человека действительно принадлежат адмиралу. В итоге все сомнения были развеяны после того, как череп умершего сравнили с его скульптурой, созданной Гудоном.
Мастер был так точен в своей работе, что вылепленная голова до миллиметра совпала с черепом усопшего.
Скульптура Дж.П. Джонса. Автор Гудон.
Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму.
Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Мастер тиражировал собственные скульптуры как в гипсе или терракоте, так и в бронзе или мраморе. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель.
Его первые бронзовые скульптуры имели характерную шероховатую поверхность, а более поздние произведение были отполированы.
Классические образы по-новому
Деятельность скульптора началась с создания мифологических образов, к чему его обязывали требования академической системы обучения. В числе первых работ была «Весталка», а наиболее значительными трудами в этом направлении являются «Морфей» и «Диана-охотница».
Скульптура Морфея выглядит очень органично. Спящий бог сновидений словно сливается со скамьей, повторяя своим телом ее форму.
В статуе автору удалось передать покой и расслабленность, характерные для ничем не встревоженного спящего человека.
Статуя была создана в 1771 году, а восемь лет спустя скульптор выставил уменьшенную версию «Морфея» на конкурсе и был вознагражден званием действительного члена Академии живописи.
Скульптура «Дианы-охотницы» вызвала многочисленные споры о том, можно ли так откровенно выставлять женское тело. Нельзя не отметить, что в обнаженной Диане представлена одновременно грация, женственность и огромная внутренняя сила, которая и должна присутствовать в богине растений, животных, охоты и плодородия. Эта работа считается одной из самых известных скульптур 18 века.
Скульптура богини Дианы. Автор Гудон. Бронза. 1790 г.
Еще больший скандал разразился вокруг работы «Озябшая», выполненной автором в 1783 году и являющейся аллегорией зимы.
Классическая школа изображала зиму в виде укутанного в плед и дрожащего от холода старика или старухи.
Гудон решил полностью отойти от канонов и изобразил зиму в виде прекрасной юной девушки, которая прикрывает накидкой лишь верхнюю часть туловища. Нижняя часть остается обнаженной.
Скульптура «Озябшая». По форме Гудона.
1783 г.
Поскольку Гудон был просто виртуозом в плане пластической анатомии, ему удалось передать образ девушки невероятно реалистично, чувственно и женственно.
Такой ход был столь смелым для того времени, что даже сам автор сомневался, стоит ли делать скульптуру такой откровенной. Доказательством этого сомнения является один из эскизов, по которому велась работа.
На эскизе у скульптуры обнажены только живот и грудь.
Одна из причин, по которой Гудон решился создать такое фривольное произведение, была связана с заказчиком.
Статуя создавалась для богатого коллекционера, который планировал выставлять ее в частных помещениях, то есть там, где было значительно меньше запретов и ограничений.
Другая причина заключалась в вечном соперничестве с талантливым французским скульптором Огюстеном Пажу и желанием ответить на его обнаженную «Психею».
Интересно, что у «Озябшей» была парная скульптура, являющаяся аллегорией лета. Но первая так затмила вторую, что о существовании последней многие даже не догадываются.
Когда в 1785 году Гудон попытался выставить свое творение на популярном салоне в Лувре, руководители выставки долго сомневались, можно ли ее представить публике, и даже планировали поставить скульптуру в угол, чтобы прикрыть ее обнаженную заднюю часть. В итоге в приеме скульптуры было отказано.
Наконец, после революции во Франции, а также революции в сфере искусства «Озябшая» была не только представлена на выставке, но и стала одной из самых продаваемых работ автора наряду с «Дианой-охотницей».
Скульптура «Озябшая».
По форме Гудона. Бронза, 1787 г.
Клейма на изделиях Гудона
С ростом бронзолитейного производства, его механизацией, а также с появлением станков, которые позволяли делать многочисленные копии с оригинальных художественных произведений, проблема определения авторства встала очень остро. Особенно это касается камерной бронзы, где наблюдается как приписывание сходных работ тому или иному известному автору, так и подделка особо популярных моделей.
Гудон, как и его современники, подписывал свои работы довольно редко. Даже те, которые отливал самостоятельно.
Зачастую на его работах можно встретить только клейма тех литейных домов, которые делали копии по его оригиналам. В частности, на его изделиях встречается фамилия Ф. Барбедьена и круглое клеймо с портретом А.
Колла, так как именно в литейном доме Барбедьена на станке Колла делали отливку в бронзе многих моделей Гудона.
Чаще всего при указании авторства Гудон прописывал в клейме свою фамилию на французском языке: Houdon.
Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. Так, сотворив мраморную голову своей дочери Сабины, Гудон написал на скульптуре свою фамилию.
Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию.
Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж.
М.С. Немцов передает Эрмитажу скульптуру Гудона.
Другим примером подписанных работ мастера является бюст российской императрицы Екатерины II, который изготавливался с особой тщательностью. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П.С. Строганов.
На обеих работах имеется подпись, которую затем пытались подделывать создатели фальшивых изделий. Интересно, что на одном из бюстов обозначен 1773 год — то время, когда была сделана реплика, а не сама модель. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее.
Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.
Также фамилия Гудона стоит на ряде известных статуй, таких как «Озябшая».
Клеймом помечены и лучшие бюсты Дидро. Автор создавал несколько вариантов, но только самые лучшие из них, включая терракотовое изделие для Лувра, помечены специальным клеймом с надписью на французском языке: Academ.
Royale de peinture et sculpt. Houdon Sc. Это надпись в переводе на русский звучит так: «Академия. Королевская живопись и скульптура. Ск. Гудон».
Буквы Sc, вероятно, являются сокращением французского слова sculpteur (скульптор).
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/master-skulpturnogo-portreta-zh-a-gudon/
Гудон Жан-Антуан
Другие известные скульпторы
«Основное значение в выражении этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны», — говорил Роден о портретах Гудона.
Жан-Антуан Гудон родился в Версале 2 марта 1741 года. Из трех сыновей и четырех дочерей Жака Гудона лишь Жан-Антуан, четвертый ребенок, завоевал славу художника. В 1756 году он был принят в школу Королевской академии живописи и ваяния. Главным его учителем был Мишель Слодтц. Среди его преподавателей были Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль.
Гудон прошел курс традиционного обучения в стенах Академии, где скульптурное произведение должно было вначале родиться в рисунке, где ученики обязаны были бесконечно копировать слепки с античной скульптуры.
К концу такого обучения студенты выполняли традиционный барельеф на античный, библейский или исторический сюжеты.
В 1761 году, в возрасте двадцати лет, он получает первую премию за подобный барельеф — «Царица Савская подносит дары Соломону».
Гудон как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Вместе с тем, как бы восполняя недостатки академического образования, Гудон в течение года каждое утро посещает анатомический театр, где препарирует трупы, постигая строение человеческого тела.
Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. «Экорше» — гордость ваятеля. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений.
Одновременно Гудон настойчиво совершенствует технику ваяния, которой он уделял много внимания еще в юности и которую позднее доведет до виртуозности.
Оставаясь в Италии четыре года, Гудон создает целый ряд других произведений, которые сделали его имя известным. Это статуя «Весталки», скульптуры для украшения церквей «Св. Бруно» и «Св. Иоанн Креститель».
В этих ранних скульптурах, которые мастер в дальнейшем неоднократно повторял в других материалах, он отдает предпочтение классической трактовке образа, ясной, спокойной, уравновешенной, связанной с изучением античного наследия.
Статуя Гудона в Версале
В 1768 году скульптор вернулся в Париж. Здесь он нашел своего первого покровителя — немецкого герцога Саксен-Готского, который в течение многих лет был заказчиком художника. Дебютируя в парижском Салоне 1769 года, Гудон выставлялся во всех следующих до конца века.
В Салоне 1771 года появился один из самых знаменитых бюстов Гудона — портрет Дени Дидро. Сам философ, знаток и критик искусства отметил необычайное сходство портрета. Дидро портретировали часто, но портрет, исполненный Гудоном, выделяется яркостью и живостью характеристики.
С. Морозова пишет:
«Бюст свободен от всяких аксессуаров и украшений. Все внимание сконцентрировано на лице. Гудон изобразил философа без парика, к которому тот питал нескрываемую ненависть.
Слегка растрепаны волосы, Гудон трактует их легко и свободно, как во всех своих скульптурах.
Бюст высоко срезан, голова повернута в три четверти, рот приоткрыт, широко раскрыты глаза, их взгляд живой и непосредственный, схвачено мимолетное выражение лица. Это произведение заставило говорить во Франции о молодом таланте».
Замерзшая девушка, мрамор, 1783 Музей Фабре, Монпелье
Через Дидро и его близкого друга Мельхиора Гримма художник довольно скоро приобрел самого могущественного своего покровителя. Этим покровителем стала русская императрица Екатерина II, часто заказывающая Гудону дорогостоящие бронзы и мраморы.
В семидесятые годы скульптор становится известен и как мастер надгробной скульптуры. Среди самых известных его работ — надгробия фельдмаршала М.М. Голицына и сенатора А.Д. Голицына, гробница графа д`Эннери.
Гудон выполняет скульптуры на мифологические темы. За мраморную статую «Морфей» в 1777 году он был избран академиком.
«Тело «Морфея», — пишет Г. Арнасон, — это тело хорошо тренированного атлета, классическое, в духе Праксителя. Голова с плотно моделированной шапкой волос трактована обобщенно, хотя по бакенбардам, вносящим некоторый анахронизм, видно, что Гудон пристально изучал характерного натурщика.
Фигура спящего на скале Морфея дана в эффектном спиралевидном развороте, являющемся интерпретацией традиционного для эллинизма или барокко пространственного решения; руки, обрамляющие голову, — воспоминание о Микеланджело — и непринужденное плавное движение ног создают впечатление полного слияния фигуры со скалой-пьедесталом ».
Одной из самых известных скульптур XVIII столетия стала гудоновская «Диана-охотница».
Томас Джефферсон. Скульптура Гудона. 1789. Бостонский музей изящных искусств
«Диана изображена обнаженной, она сохраняет равновесие, стоя на пальцах одной ноги, что создает иллюзию бега, — отмечает С. Морозова. — Откровенная чувственная трактовка образа не противоречит чисто классическому изяществу статуи. Те же черты присущи другой популярной статуе Гудона — «Зима», которая олицетворена в образе прекрасной полуобнаженной озябшей девушки».
Многие произведения Гудона получили всемирную известность еще и потому, что их тиражировали, многократно повторяя в дешевом гипсе и в более дорогих — мраморе и бронзе. Гудон оказался одним из немногих ваятелей XVIII столетия, овладевших техникой литья бронзы. Он особенно увлекался ею в восьмидесятые-девяностые годы. Скульптор писал:
«Я могу выступать в двух ролях — скульптора и литейщика. В первой я — творец, во второй — я могу точно воспроизводить других…»
Однако в историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета. Портретная галерея мастера явилась своеобразной иконографической летописью эпохи.
По силе характеристик ваятеля можно поставить в ряд с крупнейшими портретистами мирового искусства. Как и они, он избегал идеализации и выше всего ставил в искусстве правду жизни.
По психологизму образов творчество Гудона не имеет соперников в XVIII столетии.
Среди его многочисленных портретов особняком стоят превосходные бюсты детей Александра и Луизы Вроньяр, портреты дочерей скульптора Сабины, Анны-Анж и Клодины. Гудон умело передает ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети — это мыслящие личности с собственным внутренним миром.
Портрет Б. Франклина (фрагмент). 1778 год. Лувр. Париж
История жизни Жана-Антуана Гудона
К числу уникальных портретов деятелей французского театра, созданных Гудоном, принадлежит посмертный бюст Мольера, исполненный по заказу «Комеди Франсез». С.
Морозова пишет «Гудон добился в нем сходства с существующим живописным портретом Мольера, который он не сумел увидеть в процессе работы, но создал образ — олицетворение французского театра вообще. Голова Мольера, данная в обрамлении длинных, свободно ниспадающих волос, резко повернута, необыкновенно живая поза предполагает немедленное действие или движение.
Взгляд пронзительный, рот слегка приоткрыт, как будто в разговоре. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф. Выставленный в здании Королевской библиотеки, этот бюст вызвал восторг критиков».
Гудон выполнил портреты многих известных людей своего времени Неккера, Лафайета, Байи, Б. Франклина и Д. Вашингтона. Для исполнения последнего скульптор специально выезжал в 1785 году в США. Но подлинным продолжением серии следует считать портреты (кроме уже упомянутого Дени Дидро) Ж.-Л. Д`Аламбера, Ж.-Ж. Руссо и конечно Вольтера.
2 июля 1778 года скоропостижно скончался Жан-Жак Руссо. Был вызван Гудон, который снял маску с лица умершего писателя. На основе этой маски был сделан терракотовый бюст, который появился в Салоне 1779 года. Этот портрет Руссо был, вероятно, самым популярным из гудоновских портретов после Вольтера.
Портрет Л. Броньяр (фрагмент).1777 год. Частное собрание. США
Мраморный портрет Вольтера — великое создание великого мастера, изображение великого человека.
Эта статуя символизирует то лучшее, что оставила культура XVIII столетия, символ ищущей мысли и активной насмешки над косностью. 30 мая 1778 года Вольтера не стало.
А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа.
В 1781 году Гудон завершил работу над большой мраморной статуей, которую мадам Дени решила преподнести Французской Академии. Однако вместо одного скульптор сделал два почти тождественных экземпляра. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру Комеди Франсез. Второй же экземпляр отправился в Россию.
Лучшие стороны таланта и мастерства ваятеля раскрылись во всем богатстве в статуе сидящего Вольтера. Размеры статуи значительны. Она установлена на постаменте, отчего фигура несколько возвышается над зрителем, получает выражение величавой царственности. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Голова немного повернута вправо, и туда же направлен взгляд. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб.
Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Картина старости дана с беспощадной правдой, достигнутой посредством точной передачи внешних черт.
Но убедительность образа — в его одухотворенности. Этот старик смотрит, усмехается, ноздри его длинного носа трепещут, взгляд полон живой мысли, нервные пальцы вцепились в подлокотники, энергичен наклон тела. Кажется, что движение не прервано.
Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием, губы разомкнутся и мысль облечется в слова.
Когда Вольтер смотрит прямо на зрителя, но при этом глаза смотрят мимо него — в пространство, создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.
Для достижения покоряющей живости образа Вольтера Гудон использует разнообразную обработку мрамора. Холодный отблеск шлифованного камня вносит оттенок торжественности.
На руках и лице, где резец отмечает все складки и морщины кожи, свет прерывается тенями впадин и не отражается, а скорее поглощается матовой поверхностью мрамора. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.
Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
О статуе Вольтера Роден сказал:
«Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, нос просверливает вас насквозь, выискивая повсюду злоупотребления, — какой шедевр С обеих сторон иронические складки. Вот-вот из него вырвется какой-нибудь сарказм. А глаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны. Они светятся».
Еще один портрет философа, выполненный Гудоном, был выставлен в Салоне 1802 года. Это портрет Жана-Лерона д`Аламбера, одного из выдающихся математиков XVIII века, автора знаменитого «Пролога» и ближайшего соратника Дидро по основанию «Энциклопедии».
«Несмотря на молчаливость, некоторую застенчивость и замкнутость, д`Аламбер был блестящим человеком, одним из глубочайших умов своего времени, математиком, физиком и ученым-социологом, — пишет Г. Арнасон.
— Можно ли, не зная ничего о нем, определить эти качества по портрету, — сказать невозможно. Тем не менее портрет очень тонок взгляд затуманен, улыбка несколько принужденная, — это портрет человека, всегда находящегося настороже».
В 1803 году Гудон стал кавалером нового, учрежденного Наполеоном ордена Почетного Легиона и в 1805 году профессором в специальных Школах живописи, скульптуры и архитектуры Французского института. Назначение на эту должность, остававшуюся вакантной после смерти скульптора Жюльена, было сделано по единодушному желанию преподавателей и студентов.
Работает он все меньше. В 1814 году Гудон перестает выставляться, и нет никаких сведений о его работах после этого года.
Умер скульптор в своей парижской мастерской 15 июля 1828 года.
Источник: http://tunnel.ru/post-gudon-zhan-antuan
Гудон жан антуан
Гудон жан антуан — французский скульптор, член Королевской академии живописи и ваяния.
Учился там же (1756-1761 годы) у Р.М. Слодца, Ж.Б. Лемуана, Ж.Б. Пигаля, в 1761 году получил Римскую премию; до 1764 года совершенствовался в Школе для избранных учеников при академии. Во Французской академии в Риме (1764-1768годы) Гудон исполнял копии с антиков, изучал работы Дж.Л.
Бернини, Микеланджело и др.; под руководством хирурга Сегюира обучался анатомии.
В ранних работах — статуях Иоанна Крестителя (гипс, Галерея и музей Боргезе, Рим) и святого Бруно (мрамор, церковь Санта-Мария-дельи-Анджели, Рим; обе 1766-1767 годы) — спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объёмов и линий подчёркивают впечатление глубокой духовной сосредоточенности этих образов. В качестве подготовительной работы исполнил скульптуру «Экорше» (гипс, 1766-1767 годы; бронза, 1792) — популярное до сих пор пособие для изучения анатомии человека. Влияние античной скульптуры ощутимо в скульптурах «Весталка» (около 1767-1768 годов и др.), «Морфей» (около 1769, 1777), «Диана-охотница» (1774 и др.; все — в нескольких вариантах и в различных материалах), портретах («Римский юноша», мрамор, 1775, собрание П. Гуггенхейма, Нью-Йорк) и др. В 1771 и 1773 годах работал в Готе, при дворе герцога Саксен-Готского
Один из лучших портретистов XVIII века, Гудон создал обширную галерею современников: портреты-бюсты Д. Дидро (1771, 1773, 1775; Лувр, Париж, и другие музеи), Ж.Ж. Руссо (1778), Вольтера (1778), Ж.Л. Д’Аламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюффона (1781-1783 годы), маркиза М.Ж. Лафайета (1785, 1787, 1790), графа Калиостро (1786), О.
Мирабо (1791, 1800), П. Лапласа (1803); в некоторых портретах аристократов и членов королевской семьи заметны отзвуки искусства рококо. Особенно удавались Гудону изображения творческих людей. Мощная энергия духа, артистичность воплощены Гудоном в портретах К.В.
Глюка (гипс, 1775, Национальная библиотека, Веймар), Мольера (гипс, Библиотека Принстонского университета, Нью-Йорк, и мрамор, «Комеди Франсез», Париж; оба 1778), Ж. ле Лафонтена (около 1781, 1783), актёра Ж. Модюи (мрамор, 1784, «Комеди Франсез»).
Значительное количество заказов Гудон получал из России: бюст императрицы Екатерины II (мрамор, 1773, Эрмитаж, Санкт.-Петербург), классицистические надгробия князей А.Д. и М.М. Голицыных (мрамор, 1773-1774 годы, Донской монастырь, Москва).
По заказу Екатерины II Гудон исполнил повторение своей знаменитой статуи «Вольтер, сидящий в кресле» (1778, «Комеди Франсез»; 1781, Эрмитаж; обе — мрамор). В облике писателя воплощены человеческие черты, наиболее ценимые эпохой Просвещения: мощь интеллекта, проницательность, ироничность.
В серии портретов деятелей США мастер подчёркивает мужественность, волю к действию, целеустремлённость (Б. Франклин, 1778, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Дж.П. Джонс, 1781, Морская академия в Аннаполисе; Т. Джефферсон, 1789, Музей изящных искусств, Бостон; все — мрамор).
Получив заказ (через посредничество Т. Джефферсона, американского посланника во Франции) на исполнение статуи Дж. Вашингтона, художник совершил поездку в Америку (1785), где исполнил ряд набросков и рисунков с натуры, снял гипсовую маску с лица.
Вернувшись во Францию, Гудон создал несколько вариантов «антикизирующих» бюстов Дж. Вашингтона (около 1786) и большую статую (в рост, в военном мундире, 1788; установлена в 1796 году, Капитолий, Ричмонд).
Монумент отличается строгостью и простотой, образ Вашингтона значителен, полон благородства и чувства достоинства.
Особую страницу творчества Гудона представляют исполненные обаяния и непосредственности изображения детей (трёх его дочерей; «Маленькая Лиза», мрамор, 1775, Эрмитаж; детей архитектор А.Т.
Броньяра, 1777) и близких (портрет жены, гипс, 1787, Лувр). В 1806 году в парижском Салоне Гудон экспонировал портрет императора Наполеона I (в виде античной гермы, Музей изящных искусств, Дижон), отличающийся официальной отстранённостью.
Более человечны бюсты Наполеона I в военном мундире и Жозефины де Богарне (оба — мрамор, 1808, дворец в Версале). Сведений о работах после 1814 года не сохранилось.
Гудон преподавал в Школе живописи, скульптуры и архитектуры (1805-1823 годы). Награждён орденом Почётного легиона (1803).
Иллюстрации:
Архив БРЭ.
Литература
- Réau L. Houdon, sa vie et son œuvre. P., 1964. Vol. 1–2
- Арнасон Г.Г. Скульптура Гудона. М., 1982
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/gudon_zhan_antuan
Вольтер в кресле : Мир искусства
Июнь 15, 2012
В творчестве крупнейшего скульптора реалистического направления Жана Антуана Гудона (1741–1828) большое место занимают портреты выдающихся деятелей, его современников. На протяжении многих лет он неоднократно обращался к образу великого философа и писателя Вольтера, создавая его изображения, различные по типу и характеру.
Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Гудон отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели.
Стремясь подчеркнуть то, что было главным в личности Вольтера – его ум, разоблачительную силу его мышления, которой так боялись церковь и аристократы, Гудон сознательно обращается к обобщению и условности.
Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Правдиво, без прикрас, запечатлевает он черты лица Вольтера: живые глаза, запавшие старческие щеки, длинный нос, язвительную улыбку.
Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика.
Монументальная статуя Вольтера – один из наиболее значительных и ярких образцов реалистического искусства буржуазно-демократического направления, характерного для эпохи, непосредственно предшествовавшей французской буржуазной революции XVIII века. Победа революции и утверждение во Франции нового буржуазного строя определили дальнейший путь развития страны и ее культуры.
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Рафаэль-II
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
Рафаэль-I
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
Фальконе-II
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Фальконе-I
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Серебрякова
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
Томский (Гришин)
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Белашова-Алексеева
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Лебедева
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
Мухина
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Манизер
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Меркуров
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Шадр
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Андреев
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Ватагин
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
Эрьзя (Нефедов)
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Шервуд
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается
Источник: http://ourarts.ru/?p=208
Скульптура Жана Антуана Гудона
Скульптура Жана Антуана ГудонаЗамерзшая девушка, мрамор, 1783 Музей Фабре, Монпелье Непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана Антуана Гудона (1741 — 1828), создателя французского гражданственного портрета.
Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени, «составляющих славу или счастье своего отечества»: философов, ученых, критиков, борцов революции, политических деятелей.
Точно воспроизводя внешний облик модели, общественное положение, улавливая изменчивость настроений, мгновенность выражений, улыбку, быстрый, живой взгляд, скульптор не забывал о сохранении устойчивой целостности образа.
Он воплощал в своих работах богатство духовной жизни, склад ума, характер, чувство самосознания личности. Герои Гудона действенны, целеустремленны, живут напряженной жизнью.
Хмурый, с лихорадочным испытующим взглядом предстает Руссо (1778, Орлеан, Городской музей); точно прислушивается, готовый вступить в беседу Дидро (1771, Париж, Лувр); трибун 1789 года Мирабо (1790-е годы, Версаль), с надменным взглядом, словно парит над толпой, обращаясь к ней с речью; мужественный борец за независимость североамериканских колоний Англии Джордж Вашингтон в статуе в рост (США, Ричмонд, Виргиния, 1787—1792) — весь воплощение гражданственности, самодисциплины и самоотречения. Дыханием великой эпохи овеян поэтически-приподнятый образ композитора Глюка (1775, Веймар, Библиотека). Полон непосредственности и женского обаяния образ жены художника (ок. 1787 г., Париж, Лувр), редкий пример пластически законченной трактовки смеха. Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье. В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости.
При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой.
Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи. Накануне революции в искусство классицизма входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика. В произведениях исторического жанра все чаще обозначаются параллели между событиями античной истории и современности.
Гудон Жан Антуан. Скульптуры
Источник: http://www.nitpa.org/skulptura-zhana-antuana-gudona/
Жан-Антуан Гудон.docx — Курс лекций. История скульптуры. Жан-Антуан Гудон. История изобразительного искусства. ДХШ
Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно
Гудон ЖанАнтуанГудон ЖанАнтуанФранцузский скульптор, мастер психологического портрета. Один из самых знаменитыхв свою эпоху. Его работы есть в Лувре, Эрмитаже и т.д.
Биография ЖанаАнтуана Гудона«Основное значение в выражении этот скульптор придает взгляду, помогающемуразгадать душу человека, раскрыть все его тайны», говорил Роден о портретах Гудона. ЖанАнтуан Гудон родился в Версале 2 марта 1741 года.
Из трех сыновей и четырехдочерей Жака Гудона лишь ЖанАнтуан, четвертый ребенок, завоевал славухудожника. В 1756 году он был принят в школу Королевской академии живописи иваяния. Главным его учителем был Мишель Слодтц. Среди его преподавателей были
ЖанБатист Лемуан и ЖанБатист Пигаль.
Гудон прошел курс традиционного обучения в стенах Академии, где скульптурноепроизведение должно было вначале родиться в рисунке, где ученики обязаны былибесконечно копировать слепки с античной скульптуры. К концу такого обучениястуденты выполняли традиционный барельеф на античный, библейский илиисторический сюжеты.
В 1761 году, в возрасте двадцати лет, он получает первуюпремию за подобный барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону». Гудон как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим. Теперь он могглубже узнать классическое искусство.
Вместе с тем, как бы восполняя недостаткиакадемического образования, Гудон в течение года каждое утро посещаетанатомический театр, где препарирует трупы, постигая строение человеческого тела.Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), покоторому было легко изучить мускулатуру тела. «Экорше» гордость ваятеля.
В концежизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. ОдновременноГудон настойчиво совершенствует технику ваяния, которой он уделял много вниманияеще в юности и которую позднее доведет до виртуозности. Оставаясь в Италии четыре года, Гудон создает целый ряд других произведений,которые сделали его имя известным.
Это статуя «Весталки», скульптуры дляукрашения церквей «Св. Бруно» и «Св. Иоанн Креститель». В этих раннихскульптурах, которые мастер в дальнейшем неоднократно повторял в другихматериалах, он отдает предпочтение классической трактовке образа, ясной, спокойной,
уравновешенной, связанной с изучением античного наследия.
Статуя Гудона в ВерсалеВ 1768 году скульптор вернулся в Париж. Здесь он нашел своего первого покровителя немецкого герцога СаксенГотского, который в течение многих лет был заказчикомхудожника. Дебютируя в парижском Салоне 1769 года, Гудон выставлялся во всехследующих до конца века.
В Салоне 1771 года появился один из самых знаменитых бюстов Гудона портрет ДениДидро. Сам философ, знаток и критик искусства отметил необычайное сходствопортрета. Дидро портретировали часто, но портрет, исполненный Гудоном, выделяетсяяркостью и живостью характеристики. С. Морозова пишет: «Бюст свободен от всяких аксессуаров и украшений.
Все внимание сконцентрированона лице. Гудон изобразил философа без парика, к которому тот питал нескрываемуюненависть. Слегка растрепаны волосы, Гудон трактует их легко и свободно, как во всехсвоих скульптурах.
Бюст высоко срезан, голова повернута в три четверти, ротприоткрыт, широко раскрыты глаза, их взгляд живой и непосредственный, схваченомимолетное выражение лица. Это произведение заставило говорить во Франции о
молодом таланте».
Замерзшая девушка, мрамор, 1783 Музей Фабре, Монпелье Через Дидро и его близкого друга Мельхиора Гримма художник довольно скороприобрел самого могущественного своего покровителя. Этим покровителем сталарусская императрица Екатерина II, часто заказывающая Гудону дорогостоящие бронзыи мраморы.
В семидесятые годы скульптор становится известен и как мастер надгробнойскульптуры. Среди самых известных его работ надгробия фельдмаршала М.М.Голицына и сенатора А.Д. Голицына, гробница графа д`Эннери. Гудон выполняет скульптуры на мифологические темы. За мраморную статую«Морфей» в 1777 году он был избран академиком.
«Тело «Морфея», пишет Г. Арнасон, это тело хорошо тренированного атлета,классическое, в духе Праксителя. Голова с плотно моделированной шапкой волострактована обобщенно, хотя по бакенбардам, вносящим некоторый анахронизм, видно,что Гудон пристально изучал характерного натурщика.
Фигура спящего на скалеМорфея дана в эффектном спиралевидном развороте, являющемся интерпретациейтрадиционного для эллинизма или барокко пространственного решения; руки,обрамляющие голову, воспоминание о Микеланджело и непринужденное плавноедвижение ног создают впечатление полного слияния фигуры со скалойпьедесталом ».
Одной из самых известных скульптур XVIII столетия стала гудоновская «Диана
охотница».
Томас Джефферсон. Скульптура Гудона. 1789. Бостонский музей изящных искусств «Диана изображена обнаженной, она сохраняет равновесие, стоя на пальцах однойноги, что создает иллюзию бега, отмечает С. Морозова. Откровенная чувственнаятрактовка образа не противоречит чисто классическому изяществу статуи.
Те же чертыприсущи другой популярной статуе Гудона «Зима», которая олицетворена в образепрекрасной полуобнаженной озябшей девушки». Многие произведения Гудона получили всемирную известность еще и потому, что ихтиражировали, многократно повторяя в дешевом гипсе и в более дорогих мраморе ибронзе.
Гудон оказался одним из немногих ваятелей XVIII столетия, овладевшихтехникой литья бронзы. Он особенно увлекался ею в восьмидесятыедевяностые годы.Скульптор писал: «Я могу выступать в двух ролях скульптора и литейщика. В первойя творец, во второй я могу точно воспроизводить других…» Однако в историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета.
Портретная галерея мастера явилась своеобразной иконографической летописьюэпохи. По силе характеристик ваятеля можно поставить в ряд с крупнейшимипортретистами мирового искусства. Как и они, он избегал идеализации и выше всегоставил в искусстве правду жизни. По психологизму образов творчество Гудона неимеет соперников в XVIII столетии.
Среди его многочисленных портретов особняком стоят превосходные бюсты детейАлександра и Луизы Вроньяр, портреты дочерей скульптора Сабины, АнныАнж и
Клодины. Гудон умело передает ощущение свежести и чистоты детства без налета
сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети этомыслящие личности с собственным внутренним миром. Портрет Б. Франклина (фрагмент). 1778 год. Лувр. Париж К числу уникальных портретов деятелей французского театра, созданных Гудоном,принадлежит посмертный бюст Мольера, исполненный по заказу «Комеди Франсез». С.
Морозова пишет «Гудон добился в нем сходства с существующим живописнымпортретом Мольера, который он не сумел увидеть в процессе работы, но создал образ олицетворение французского театра вообще. Голова Мольера, данная в обрамлениидлинных, свободно ниспадающих волос, резко повернута, необыкновенно живая позапредполагает немедленное действие или движение.
Взгляд пронзительный, рот слегкаприоткрыт, как будто в разговоре. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф.Выставленный в здании Королевской библиотеки, этот бюст вызвал восторгкритиков». Гудон выполнил портреты многих известных людей своего времени Неккера, Лафайета,Байи, Б. Франклина и Д. Вашингтона. Для исполнения последнего скульпторспециально выезжал в 1785 году в США.
Но подлинным продолжением серии следуетсчитать портреты (кроме уже упомянутого Дени Дидро) Ж.Л. Д`Аламбера, Ж.Ж.
Руссо и конечно Вольтера.
2 июля 1778 года скоропостижно скончался ЖанЖак Руссо. Был вызван Гудон,который снял маску с лица умершего писателя. На основе этой маски был сделантерракотовый бюст, который появился в Салоне 1779 года. Этот портрет Руссо был,вероятно, самым популярным из гудоновских портретов после Вольтера. Портрет Л. Броньяр (фрагмент).1777 год. Частное собрание.
СШАМраморный портрет Вольтера великое создание великого мастера, изображениевеликого человека. Эта статуя символизирует то лучшее, что оставила культура XVIIIстолетия, символ ищущей мысли и активной насмешки над косностью. 30 мая 1778 годаВольтера не стало. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделалслепки с лица и рук умершего.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой сериигудоновских портретов философа. В 1781 году Гудон завершил работу над большой мраморной статуей, которую мадамДени решила преподнести Французской Академии. Однако вместо одного скульпторсделал два почти тождественных экземпляра.
Один из них был передан мадам Дени,которая преподнесла его не Академии, а театру Комеди Франсез. Второй же экземпляротправился в Россию. Лучшие стороны таланта и мастерства ваятеля раскрылись во всем богатстве в статуесидящего Вольтера. Размеры статуи значительны.
Она установлена на постаменте,отчего фигура несколько возвышается над зрителем, получает выражение величавойцарственности. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных
складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники.Голова немного повернута вправо, и туда же направлен взгляд. Откинутые назад прядиволос придерживает лента, обнажая высокий лоб.
Глубокие морщины бороздятстарческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот,сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Картинастарости дана с беспощадной правдой, достигнутой посредством точной передачивнешних черт. Но убедительность образа в его одухотворенности.
Этот стариксмотрит, усмехается, ноздри его длинного носа трепещут, взгляд полон живой мысли,нервные пальцы вцепились в подлокотники, энергичен наклон тела. Кажется, чтодвижение не прервано. Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием,губы разомкнутся и мысль облечется в слова.
Когда Вольтер смотрит прямо назрителя, но при этом глаза смотрят мимо него в пространство, создается впечатлениесосредоточенности и безграничного полета мысли. Ироническая усмешка направленане на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Для достижения покоряющей живости образа Вольтера Гудон используетразнообразную обработку мрамора.
Холодный отблеск шлифованного камня вноситоттенок торжественности. На руках и лице, где резец отмечает все складки и морщиныкожи, свет прерывается тенями впадин и не отражается, а скорее поглощается матовойповерхностью мрамора. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником.
Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
О статуе Вольтера Роден сказал: «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка!Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, носпросверливает вас насквозь, выискивая повсюду злоупотребления, какой шедевр Собеих сторон иронические складки. Вотвот из него вырвется какойнибудь сарказм. Аглаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны.
Они светятся». Еще один портрет философа, выполненный Гудоном, был выставлен в Салоне 1802года. Это портрет ЖанаЛерона д`Аламбера, одного из выдающихся математиковXVIII века, автора знаменитого «Пролога» и ближайшего соратника Дидро пооснованию «Энциклопедии».
«Несмотря на молчаливость, некоторую застенчивость и замкнутость, д`Аламбер былблестящим человеком, одним из глубочайших умов своего времени, математиком,физиком и ученымсоциологом, пишет Г. Арнасон. Можно ли, не зная ничего о нем,определить эти качества по портрету, сказать невозможно.
Тем не менее портреточень тонок взгляд затуманен, улыбка несколько принужденная, это портретчеловека, всегда находящегося настороже». В 1803 году Гудон стал кавалером нового, учрежденного Наполеоном орденаПочетного Легиона и в 1805 году профессором в специальных Школах живописи,скульптуры и архитектуры Французского института.
Назначение на эту должность,остававшуюся вакантной после смерти скульптора Жюльена, было сделано поединодушному желанию преподавателей и студентов. Работает он все меньше. В 1814 году Гудон перестает выставляться, и нет никакихсведений о его работах после этого года.
Умер скульптор в своей парижской мастерской 15 июля 1828 года.
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях: — выберите тему — пройдите небольшой тест
— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ
Подробнее… или выбрать тему
Источник: https://znanio.ru/media/kurs_lektsij_istoriya_skulptury_zhan_antuan_gudon_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva_dhsh-184566/209778