Описание иконы андрея рублева «вознесение господне»

Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне — великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Где находится икона

После того, как икона Вознесения Господня была закончена, Рублев передал ее Успенскому собору. Оттуда образ был передан Третьяковской галерее, где и находится по сей день.

Описание иконы Вознесения Господня

На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.

В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.

Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Молитвы перед иконой Вознесение Господне

«Господи, милость Твою обрящу; да не убоюся диавольского огня, Твоим светом озарен и смиренен перед Благодатью Твоею. Господи, укрепи дух мой, смири мысли мои и позволь увидеть путь земных дел моих, ведущий в Царствие Твое. Аминь».

Эту молитву нужно читать тем, кто сомневается в правильности того или иного выбора. Слова молитвенного правила, произнесенные искренне, способны исцелить душевные сомнения и указать на верный и угодный Богу выбор.

«Господи, Боже мой, Спаситель рода человеческого, искупивший грехи рабов Твоих, молю Тебя: помилуй нас, Господи, и прости прегрешения наши, совершенные вольно и невольно, прости слабость телесную и душевную, позволь служить Тебе и со смирением войти в Царствие Небесное. Господи, не оставь нас на растерзание дьявольское, укрой от искушения, Тебе противного, сохрани живот наш от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь каждому изменить ход жизни и направиться по пути, угодному Господу.

Укрепить свою веру в Господа и найти правильный жизненный путь вам поможет знание, как изменить свою судьбу с помощью веры и молитв. Мы желаем вам мира и душевного покоя. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-vozneseniya-gospodnya/

Икона Вознесения Господня: значение, в чем помогает

После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом явилось Его вознесение на сороковой день после Распятия, то есть окончание Его земного пути и возвращение к Отцу Небесному. Этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне». Она относится к иконам праздничного чина, поскольку само Вознесение Господне – это двунадесятый православный праздник.

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.

Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.

Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.

Особенно на иконе «Вознесение»  впечатляет образ Иисуса Христа.

Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии.

Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).

В чем помогает икона вознесения господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь.

Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы.

Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.

Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи.

В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста.

Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.

Молитва перед иконой

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-vozneseniya-gospodnya/

Андрей Рублев (около 1360-1430)

На рубеже XIV — XV веков в Москве творил величайший из мастеров древней Руси Андрей Рублев, ставший, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.

Творческая деятельность этого величайшего русского иконописца немало способствовала возрождению раздавленной монгольским нашествием Руси.

Самосознание средневековых людей во многом определялось церковью, любое историческое движение было для них исполнено религиозного смысла.

В это темное для Руси время, время азиатской стихии, мрачной действительности противопоставляется христианство, как духовный взлет полоненной Руси.

Отец русского возрождения, монах Сергий Радонежский, построил Троицкий храм, который стал родным домом для Андрея Рублева, выросшего в этом монастыре. Андрей Рублев почитал Сергия Радонежского как родного отца, разделял его взгляды, мечты и надежды.

В 1400 году Андрей переезжает в Москву, где вместе с Феофаном Греком и другими мастерами расписывает сначала Благовещенский собор в Кремле, а затем Успенский собор во Владимире и другие храмы. Рублев был очень благодарен Феофану Греку, который научил его свободным ударам кисти, умению понять и передать в иконе живые жесты, походку.

И все же как непохожи апостолы Рублева на грозных старцев Феофана! Какие живые, какие человечные. какие противоречивые характеры! Драматизм, бурный темперамент греков сменяется у него чувством покоя, задумчивой тишины. Это свойство чисто русское. Люди, изображенные Рублевым, участвуя в событиях, вместе с тем погружены в себя.

Художника интересует в человеке не внешнее, а внутреннее состояние духа, мысль и чувство. Удивительно радостен и гармоничен цвет у Рублева, ясное, чистое его свечение — образ света, исходящего от иконы. Рублев писал эти иконы, как писали до него многие сотни лет, но под его кистью они наполнялись тихим светом, именно светом доброты и любви ко всему живому.

Каждое движение его кисти было осмысленным и трепетным. За сосредоточенным, углубленным его трудом стояли навсегда живые для него впечатления от волнующих, ежегодно повторяющихся по всей Руси из поколения в поколение празднуемых дней.

И сейчас, столетия спустя, всматриваясь в эти исполненные тонкой поэзии произведения, мы только тогда поймем замысел великого художника, если обратимся к смыслу изображений и в первую очередь к сюжетам, которые легли в их основу и которые хорошо были известны и художникам и зрителям — современникам Рублева, тем, для кого были написаны.

(Для описания икон использован материал из книги «Рублев», автора Валерия Сергеева)

Источник: http://cvetamira.ru/andrey-rublev-okolo-1360-1430

Вознесение господне — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Икона Вознесения Господня, кисти св. Андрея Рублева, 1408 г. Третьяковская галерея

Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini) — церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи — в четверг шестой недели.

В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории — восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима «и, подняв руки Свои, благословил их.

И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо». (Лк. 24, 51). «И облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо.

В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп.

2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения — в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» — в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1).

Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр.

3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса.

В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28).

О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа [1].

В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»).

Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26).

Читайте также:  Описание картины федора антоновича бруни «вакханка, поящая амура»

Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству.

Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» [2].

Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) [3]).

В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)).

Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Храм Вознесения Господня на Елеонской горе

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св.

Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи [4].

Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении [5]. Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи [6], но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи — Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского [7] и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста [8]. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) [9].

Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня [10].

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) [11] и в «Книге о различных ересях» еп.

Филастрия Брешианского (383-391) [12], где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы).

В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста — до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста [13]. К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно — напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» [14].

Иконография

Вознесение Господне. Рельеф на двери базилики Санта Сабина, V век

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок.

430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу — Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге.

Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви [15]; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ.

иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.

На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения.

На ампуле Монцы [16] представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы [17] Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним — колесница прор.

Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам — ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Larent. Plut. I 56. Fol. 13v)

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов.

Так, в Хлудовской Псалтири [18] на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте — двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.

), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.

В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе [19] или на сводах [20]. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом [21].

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в.

[22], представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого — «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах — пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в.

Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью [23].

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).

Литература

  • Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 176-177;
  • Benoit P. L'Ascension // RB. 1949. Vol. 56. P. 161-203;
  • Davies J. G. He Ascended into Heaven: A Study in the History of Doctrine. L., 1958;
  • Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuch. zu den Himmelfahrts- und Erhöhungstexten bei Lukas. Münch., 1971. (StANT; 26);
  • Alsup J. E. The Post-Resurrection Appearance Stories of the Gospel Tradition. Stuttg., 1975;
  • Harris M. J. Raised Immortal: Ressurection and Immortality in the NT. Grand Rapids, 1983;
  • Kasper W. Christi Himmelfahrt: Geschichte und theologische Bedeutung // Communio: Intern. Katol. Zschr. 1983. Bd. 12. S. 205-213;
  • Fitzmyer J. A. The Ascension of Christ and Pentecost // Theol. Studies. Baltimore, 1984. Vol. 45. P. 409-440;
  • Parsons M. C. The Departure of Jesus in Luke-Acts. Sheffield, 1987. (JSOT. Sup.; 21);
  • Farrow D. Ascension and Ecclesia: On the Significance of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology and Christian Cosmology. Edinb., 1999;
  • Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники / Пер. с новогреч. Д. Гоцалюка. Симферополь, 2001. С. 321-355
  • Schmid A. A. Himmelfahrt Christi // LCI. Bd. 2. Col. 268-276.

Использованные материалы

[1]  1 Тим. 3, 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1

[2]  Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296

[3]  Tertull. De orat. 23

[4]  Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955

[5]  Eger. Itiner. 43. 5

[6]  Eger. Itiner. 42

[7]  Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693

[8]  Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753

[9]  Const. Ap. V 19

[10]  Talley. P. 63

[11]  CCSL. 9A. P. 32-37

[12]  CCSL. 9. P. 304, 312

[13]  Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3

[14]  Aug. Ep. 54; ок. 400 г.

[15]  Н. В. Покровский

[16]  VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия

[17]  Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.

[18]  ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.

[19]  церковь Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.,- 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы — среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X-XII вв.; церковь св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 1230-е гг.

[20]  церковь Св. Софии, 840-е гг.; ц. Богородицы Перивлепты, 1295-1296 гг., в Охриде (Македония)

[21]  Спасский собор Мирожского монастыря, сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 1160-е гг.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена

[22]  Vat. gr. 1162. Fol. 2

[23]  2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ

Источник: https://drevo-info.ru/articles/817.html

Васильевский чин

иконостас, созданный в 20-х гг. XV в., для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга прп. Андрея Рублёва.

иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314´ 220 см), 25 икон праздничного (125´ 92 см) и 15 пророческого (158´ 148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменен новым, находящимся в соборе в наст. время. Древние иконы были приобретены жителями с. Васильевского (Шуйский у., ныне Ивановская обл.

) и поставлены в ц. Св. Троицы и часовне. сохранились 13 икон деисусного ряда, 10 — праздничного, 2 — пророческого, к-рые получили известность как «В. ч.».

Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Спас в силах. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Память о происхождении и древности икон В. ч. сохранялась, тем не менее он неоднократно поновлялся в XVII-XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, напр. в XVII в.

2-я пара икон архангелов. по предположению И. Э. Грабаря, основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия (Грабарь. 1926. С. 176). В 1855 г. иконы В. ч. расчищал худож. Н. И.

Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена.

Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Пресв. Богородица. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Пристальное внимание на иконы В. ч. в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под рук.

Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с вел. мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из с. Васильевского были вывезены.

Позднее большая часть икон (Спаситель на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, иконы архангелов; Благовещение, Вознесение, Сошествие во ад; иконы с живописью XVIII в.

: Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение Господне, Рождество Богоматери, Рождество Христово, Успение Богоматери) вошла в коллекцию ГТГ, остальные (иконы апостолов Петра и Павла, свт. Николая, архиеп. Мирликийского и свт. Василия Великого; Крещение Господне, Сретение; пророков Софонии и Захарии) были переданы в ГРМ. с 1919 до 50-х гг.

XX в. иконы В. ч. находились в Комиссии по раскрытию древней живописи (позднее ЦГРМ), а также в реставрационных мастерских ГРМ и ГТГ. полное реставрационное раскрытие и исследование сохранившихся частей В. ч. не проведено, и в наст. время сохранность раскрытых икон неоднородна; в результате поновлений сильно пострадали мн. иконы деисуса.

Читайте также:  Описание картины густава климта «древо жизни»

На иконах апостолов Андрея и Иоанна Богослова даже первоначальный рисунок фигур сохранился не полностью. Наиболее полная сохранность живописи отмечается на иконах «Крещение», «Пророк Софония» (полностью раскрыта).

Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Св. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В. ч.

— важное звено в реконструкции иконостаса владимирского Успенского собора, пока гипотетической, поскольку остается нерешенным вопрос о соотношении иконостаса с фресками, сохранившимися на алтарных столпах собора (Бетин. 1970; Ильин. 1970). деисусный ряд В. ч.- полнофигурный, в центре помещено изображение «Спас в силах».

Спаситель изображен в двуцветных одеждах, покрытых ассистом, Богоматерь — в одеяниях коричневого и синего цветов, Иоанн Предтеча в гиматии и милоти, с развернутым свитком в руках, подобно тому как его изображают в сцене Крещения. Архангелы одеты в далматики и лоры, украшенные драгоценными камнями, в плащах с золотым орнаментом.

Уникален приглушенно-зеленый (а не лиловый) цвет гиматия ап. Павла, хотя нельзя исключать, что это качество цвета связано с сохранностью верхних красочных слоев. Обилие складок гиматия, охватывающих фигуру, и жест поднятой правой руки, передающий молитвенное обращение к Спасителю, выделяют изображение ап. Петра среди др. фигур. По краям В. ч.

находились иконы святителей, облаченных в белые ризы (раскрыты иконы Иоанна Златоуста и Григория Богослова), замыкали его иконы мучеников. В Деисусе наряду с Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами, 4 апостолами, 4 вселенскими святителями описи собора упоминают иконы рус.

святителей, связанных с владимирской и ростовской кафедрой: епископов Леонтия и Иакова, митрополитов Петра и Алексия. присутствие иконы св. Иакова Ростовского (канонизирован в 1549) следует объяснять либо изменением надписи, поскольку в описи Успенского собора 1708 г. его изображение не упоминается, либо заменой иконы в момент составления описи. появление образа святого до общерус. канонизации в кафедральном соборе было возможно, это подтверждают др. древние памятники.

Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Ап. Петр. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Состав праздничного ряда В. ч. предположительно восстанавливается также по описи Успенского собора 1708 г.

Его отличительной чертой было наличие развитого страстного цикла, что находит аналогии в др. иконостасах раннего XV в.- праздничном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425). Прориси композиций в 3 комплексах имеют сходство, хотя и не копируют друг друга.

В иконостасе Троицкого собора представлен и близкий тип изображения пророков — полуфигуры со свитками в руках.

Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Ап. Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора во Владимире (ГТГ)

Летописное сообщение 1408 г.

о работе мастеров преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного над росписью Успенского собора позволило исследователям, прежде всего Грабарю, предположить, что «подписание» храма включало в себя также исполнение иконостаса. Это мнение долго было общепринятым и подверглось обоснованной критике только в последнее время. В. ч.

стоит у истоков распространения на Руси высокого иконостаса, композицию к-рого определяет полнофигурный Деисус с иконой «Спас в силах» в центре. Первым, по-видимому, был Деисус Благовещенского собора Московского Кремля, созданный Феофаном Греком в кон. XIV в. как символическая композиция, основанная на тексте Видения прор. Иезекииля (Пуцко.

1995, 1997; Щенникова. 2000; Евсеева. 2000). Иначе осмыслена композиция Деисуса и иконостаса в целом в В. ч. Его состав увеличен за счет праздничного и пророческого рядов, к-рых, по-видимому, не было у Феофана Грека.

По-особому решен центральный образ: фигура Христа устойчива, приближена к молящемуся, благословляющий жест правой руки направлен к себе, призывает к вниманию и созерцанию, что соответствует евангельским словам: «Научитесь от Меня…» Спаситель не только обращается к предстоящим, но и несет им Слово, начертанное на страницах крупного выдвинутого на первый план раскрытого Евангелия. Эту интонацию усиливают сдержанное колористическое решение и трактовка славы, окружающей Спасителя: внутренний ромб, символизирующий место постоянного и неизменного пребывания Спасителя, и красный ромб, символ Вселенной, имеют равную величину (Кочетков. 1994. С. 52), благодаря чему они предстают как математическая модель мироздания.

Сретение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Сретение Господне.

Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В Деисусе предстоящие святые изображены в молитвенных позах, их жесты сдержанны, не повторяются, и, т. о.

создается духовная атмосфера, к-рая сопоставима с изображением «Евхаристии» в монументальной живописи (Ильин. 1970. С. 35). Важными для образов Деисуса В. ч. являются темы покаяния, внутреннего преображения, что подтверждает и текст свитка в руках у Иоанна Предтечи.

Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)
Вознесение Господне. Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире (ГТГ)

В композиции и цветовом решении В. ч.

ощущается единство художественной воли, отождествляемой с выдающейся творческой личностью, прежде всего с прп. Андреем Рублёвым. Вместе с тем в исполнении заметны черты сходства с памятниками визант. круга первых десятилетий XV в. В особом иконографическом изводе представлен ап.

Павел: он не прижимает, как обычно, Евангелие к груди, а несет его, держа перед собой. Подобное изображение можно видеть на фресках ц. Богородицы в Калениче (ок. 1413, Сербия). судя по иконе «Крещение», в художественную артель, создавшую В. ч.

, наряду с московскими мастерами входили и балканские художники (Смирнова. 1985), чем могут быть объяснены нек-рые иконографические новации.

Написание В. ч. можно связать с работами по украшению рус. кафедры, начатыми в 10-х гг. XV в. прибывшим на Русь митр. Фотием. Исполнение В. ч.

могли поручить главной московской мастерской, в к-рую входил или возглавлял ее прп. Андрей Рублёв. Анализ стиля живописи В. ч.

не позволяет согласиться с более поздней датировкой иконостаса, предлагаемой нек-рыми исследователями на основе истолкования письменных источников (Голейзовский, Дергачев. 1986).

Ист.: РГАДА. Монастырский приказ. ф. 237. оп. 1. ч. 2, № 2764 («Опись г. Владимира соборной ц. Успения пресв. Богородицы всякой утвари на 31 листе»); Письмо художника Н. И. Подключникова к Андрею Николаевичу Муравьеву из села Васильевского близ Шуи // Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 3. С. 41-49; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. № 223-225. С. 267-276.Лит.: Виноградов А., свящ. История Владимирского кафедрального собора. Владимир, 1891, 19052; Грабарь И. Э. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 гг. // Вопр. реставрации. М., 1926. Т. 1. С. 7-112; Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960. С. 14-15; Бетин Л. В. Исторические основы древнерусского иконостаса // Дри. М., 1970. [Вып.]: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 57-72; Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире // Там же. С. 29-40; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского чина» и фрески 1408 года Успенского собора во Владимире (К вопросу о манере письма Андрея Рублева) // Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. ГТг. Янв.-март 1971. М., 1971. Вып. 1. С. 25-32; Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва // Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; Смирнова Э. С. Иконы праздничного ряда из иконостаса Успенского собора во Владимире // Зограф. Београд, 1985. Вып. 16. С. 55-65; Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе 1481 г. из Успенского собора Моск. Кремля // Сов. искусствознание. М., 1986. Вып. 20. С. 445-470; Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконографии и смысл // Древнерус. искусство: Пробл. иконографии/ Ред.-сост. А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М., 1995. С. 45-68; Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Моск. Руси: («Спас в силах» в рус. живописи XIV-XV вв.) // ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 266-282; 1997. Т. 57 (82). С. 234-245; Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас: Происхождение-развитие-символика. М., 2000. С. 411-427; Щенникова Л. А. Древнерус. высокий иконостас XIV — нач. XV в.: итоги и перспективы изучения // Там же. С. 392-408.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/149831.html

Читать

Андрей Рублев — имя, ставшее символом Святой Руси, символом древнерусского искусства. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утраченном покое, счастье и гармонии во Вселенной. Непостижимая для современного человека мудрость, целомудрие и одухотворенность видны во всех его работах, сохранившихся до наших дней.

«Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина.

Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

Андрей Рублев, пожалуй, известнейший из всех русских средневековых живописцев. К сожалению, биографические сведения о нем крайне скудны. Наиболее вероятное место рождения иконописца — Московское княжество (по другим данным, Великий Новгород).

О происхождении Андрея Рублева можно судить лишь по прозвищу — оно происходит от слова «рубель» (инструмент для накатки кож). Следовательно, художник родился в семье ремесленников.

Считается, что год его рождения — 1360-й, но эта дата достаточно условна. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что он родился в промежутке между 1360 и 1370 годами.

Неизвестно также и его мирское имя — имя Андрей он получил, приняв постриг в Троице-Сергиевой лавре, которую застал в самом расцвете, при игумене Никоне.

Есть версия, что Рублев не был в полном смысле монахом. Согласно монастырскому уставу, существовали Великая и малая схима, четыре степени иноческой жизни.

В миниатюрах, представленных в книге «Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения», Рублев изображен без куколя, это говорит о том, что он не был облечен в великую схиму.

Он ушел от мира, но не был связан жестким монастырским уставом.

Позже он перебрался в Москву, в Андроников монастырь, и, вероятно, там же, в мастерской Феофана Грека, научился живописи.

Однако первая работа знаменитого иконописца — это создание миниатюр, украшающих Евангелие Хитрово. Это Евангелие-Апракос, то есть Евангелие, текст которого расположен не в каноническом порядке, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями. Евангелие названо по фамилии своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Федора Алексеевича.

«Евангелист Матфей». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Евангелие богато декорировано, украшено рисунками четырех евангелистов, изображения которых восходят к византийским традициям XIV века, но отличаются от них.

Матфей изображен мягкими, округлыми линиями, характерными для творчества Рублева. Он задумчив и не столько пишет, сколько сидит, погруженный в молитву. В изображениях апостолов нет драматичности, действия, характерности жестов. Пространственная глубина ограничена при помощи обратной перспективы — сокращения предметов по направлению к зрителю.

Рублев также украшает Евангелие символами четырех евангелистов, которые, как принято считать, позаимствованы из Откровения Иоанна Богослова: евангелисту Матфею соответствует ангел, евангелисту Марку — лев, Луке — телец, а Иоанну — орел.

«Орел». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Это — принятая символика, несущая в себе глубокую смысловую нагрузку: ангел символизирует Христа как Божьего посланника, лев — символ могущества Царя Небесного, телец — символ жертвы, которую принес Спаситель, а орел — символ высоты Божественного учения и сообщенных в нем истин.

В орле, которого изображает Рублев, нет ничего хищного. Птица вписана в круглый медальон, и это создает гармоничную композицию, делая орла парящим, почти невесомым. Мягкие, округлые линии согласуются с формой обрамления, подчеркивая целостность рисунка.

В миниатюре «Ангел» — символе евангелиста Матфея — пространство снова ограничено кругом, в который замкнута фигура.

Поза парящего ангела достаточно свободная, легкая, но за счет обрамления кажется устойчивой и уравновешенной. Круговая композиция не только уравновешивает изображение, но и отсылает к известному символу вечности.

Одежда выдержана в нежных оттенках голубого и лилового, которые идеально сочетаются с золотом фона.

Хитрово Евангелие содержит также пять больших заставок, которые представляют собой прямоугольные рамки, заполненные стилизованными изображениями бутонов и распустившихся цветов, голубых и зеленых на золотом фоне, и украшенные ременными плетенками в виде решеток и кругов.

«Ангел». Миниатюра из Евангелия Хитрово. 1395 год. Размер страницы 32,2×24,8 см. Российская государственная библиотека, Москва

Кроме того, для Евангелия Андрей Рублев создал очень тонкие, тщательно прорисованные буквицы в виде различных животных — фантастических морских зверей, птиц, змей, — которые украшают каждую страницу.

Часть изображений совпадает с рисунками из более раннего Евангелия Кошки — Евангелия, принадлежавшего боярину Федору Андреевичу, по прозвищу Кошка, которое он передал в дар Троице-Сергиевой лавре. Это позволяет сделать вывод о том, что рисунки в обоих Евангелиях были выполнены в одной и той же мастерской — мастерской Феофана Грека.

Считается, что Феофан Грек является автором двух миниатюр из Хитрово Евангелия, автором же остальных изображений называют Андрея Рублева.

Одна из самых ранних икон, авторство которой приписывается Андрею Рублеву, — храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил в деяниях», написанная в 1399 году.

Читайте также:  Описание картины федора решетникова «за мир»

История создания этой работы — почти мистическая. Вдове Дмитрия Донского, Евдокии, в монашестве принявшей имя Евфросинья, было видение архангела Михаила. Евфросинья, пребывая под впечатлением, пожелала воплотить это видение в иконе и заказала изображение Андрею Рублеву.

Рублев — мастер символического образа. Он сумел отразить современные события (спасение Москвы от наступавшего Тамерлана) в библейском сюжете об избиении архангелом Михаилом ассирийского войска. Отступив от канона, вложив в руки архангела Михаила меч, иконописец придал ему вид грозный, воинственный.

Изображение Святого Архистратига Михаила окружают восемнадцать клейм — это самое полное собрание его деяний: Троица, собор архангелов и прочих сил бесплотных, пророчество Иезекииля о гибели Иерусалима, видение четырех зверей, борьба за тело Моисея, лестница Иакова, три отрока в печи огненной, явление Архангела Иисусу Навину, архангел Михаил изводит апостола Петра из темницы, явление ангела в облачении великого схимника преподобному Пахомию Великому, борьба Иакова с ангелом, разрушение Содома и изведение семьи Дота, ангел поражает войско ассирийского царя Сеннахирима, Всемирный потоп, наказание Навуходоносора, явление ангела во сне царю (предположительно Александру Македонскому), покаяние Давида и чудо в Хонех.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=238271&p=3

Подробности об открытии выставки иконы «В­ознесение Господне» кисти прп. Андрея Руб­лёва

Источник

Прибывший в Грецию Президент России Владимир Путин вместе с Премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом посетил Музей византийского и христианского искусства Афин и присутствовал на церемонии открытия выставки иконы Андрея Рублева «Вознесение», сообщает сайт Президента.

Византийский музей в Афинах, где будет выставлена икона, является одним из самых известных собраний византийского искусства. Его экспозиция насчитывает свыше 25 тысяч икон и богослужебных предметов, ювелирных изделий, скульптур, мозаик, фресок, керамических изделий и рукописей, охватывающих период от III до XX веков.

Первую коллекцию музея, официально открывшегося в 1914 году, собрал советник греческой королевы Ольги (до замужества – великая княжна Ольга Константиновна Романова), основатель Христианского археологического общества Георгий Ламбакис.

Икона «Вознесение», написанная Андреем Рублевым в 1408 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Владимир Путин обратился на открытии выставки со словом к присутствующим:

«Уважаемый господин Премьер-министр! Уважаемые дамы и господа!

Для меня большая честь присутствовать при открытии уникальной выставки одного шедевра – иконы «Вознесение Господне» из собрания Государственной Третьяковской галереи Москвы. Это творение великого иконописца, монаха Андрея Рублева.

Андрей Рублев черпал свое вдохновение в том числе в культурном и религиозном наследии Византии, чьей духовной продолжательницей является Греция. Художник не только освоил отдельные элементы и приемы византийских мастеров, но и сумел их обогатить. Господин Премьер-министр сейчас обратил внимание на русский стиль этой иконописи.

Долгое время имя Андрея Рублева было известно только специалистам. И лишь в XX веке его творчество получило широкое признание. У нас сохранились некоторые его произведения, иконы.

«Вознесение Господне» – одна из них. В ней проявилось свойственное художнику чувство гармонии, пластической уравновешенности.

Икона была написана в начале XV века в ходе восстановления Успенского собора в городе Владимире.

И конечно, хотел бы тоже отметить, что выставка проходит в рамках перекрестных годов России и Греции, о запуске которых мы объявили с Президентом Греции в Москве в январе этого года. Уверен, что это не последнее яркое событие в рамках этих многочисленных мероприятий.

Хочу поблагодарить и руководство Третьяковской галереи за организацию выставки, и, конечно, выразить признательность нашим греческим партнерам и друзьям, сотрудникам Музея византийского и христианского искусства Афин.

Знаю, что произведения из вашего музея будут демонстрироваться в российских музеях в Москве, в Петербурге. Огромное вам за это спасибо.

Уверен, что это вызовет очень большой интерес не только специалистов, но и всех любителей живописи и духовной живописи, в частности.

Спасибо».

Источник: http://helpprison.ru/2016/05/29/vladimir-putin-posetil-muzej-vizantijskogo-i-hristianskogo-iskusstva-afin/

Андрей Рублев

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Иконописец Андрей Рублев

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.

Памятник Андрею Рублеву

Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве.

В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле.

Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.

Икона Андрея Рублева

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе.

Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.

Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.

Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.

Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.

Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.

Икона Андрея Рублева

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского.

В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева.

К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».

Андрей Рублев и Сергий Радонежский

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.

Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.

Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.

Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды.

Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.

Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать.

Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве.

Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.

Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году.

К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева.

Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Икона Андрея Рублева «Троица»

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов.

Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг.

По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Памятник Андрею Рублеву

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д.

Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.

На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка.

В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья.

Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408.

    Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408.

    Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века.

    ГТГ

  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4847-andrei-rublev.html

Ссылка на основную публикацию