Описание картины альбрехта дюрера «мария с младенцем»

Альбрехт Дюрер

В середине 90-х годов XV в. в Италию приехал молодой немецкий художник. Путешествовать в Италию не было в обычае у немецких живописцев, и молодой немец был одним из немногих, кто решился на это.

Италия, родина Возрождения, произвела на него огромное впечатление. Его увлекло светлое искусство этой страны и многоликая жизнь итальянских городов. Но еще больше он был поражен образованностью итальянских художников, тем уважением и почетом, каким они пользовались у себя в стране.

Вернувшись домой, художник написал автопортрет (1498), изобразив себя не простым ремесленником, каким был в те годы в Германии художник, а богато одетым дворянином. Руки спокойно сложены, глаза внимательно и с достоинством смотрят на зрителя. Это свободный и независимый человек, знающий себе цену — Альбрехт Дюрер.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер был величайшим художником и новатором немецкой живописи. Он родился в Нюрнберге, городе, где процветало книгопечатание. Отец Дюрера был золотых дел мастер. Первые навыки рисования Дюрер получил в мастерской отца.

Заметив, однако, что сын проявляет больше склонности к живописи, чем к ювелирному делу, Дюрер-старший отдал пятнадцатилетнего Альбрехта в учение к нюрнбергскому живописцу Вольгемуту. Через четыре года Дюрер отправился в обязательное для каждого начинающего художника путешествие по немецким городам.

Он должен был усовершенствовать свое искусство, чтобы получить звание мастера. А затем он совершил свое первое путешествие в Италию, о которой вы уже знаете.

Дюрер жил в тревожное и бурное время. С конца XV в. Германия была охвачена революционным движением. Восставали крестьяне, волновались города.

Всеобщее недовольство вызывала католическая церковь, нещадно обитавшая и обманывавшая народ. Это было время Реформации и Великой крестьянской войны.

В эти годы передовые люди Германии — ученые, писатели, художники стремились противопоставить невежеству католических священиков, диким суевериям, которые поддерживала церковь, научные знания, мысли о нравственном достоинстве и земной красоте человека.

Разносторонность интересов, столь характерная для людей Возрождения, отличала и Дюрера. Он писал картины, создавал гравюры на дереве, одним из первых обратился к гравюре на медных досках, был инженером и архитектором, изучал математику, был теоретиком искусства, читал древних авторов, сочинял стихи.

Одиннадцать лет спустя после первой поездки в Италию, уже признанным мастером, Дюрер вновь отправился в Венецию. Он удивил итальянцев тонкостью своего искусства, но и сам многому научился у них.

От итальянских теоретиков искусства перенял Дюрер учение о пропорциях человеческого тела, а впоследствии и сам внес много нового в науку о пропорциях.

Результаты своих исследований и наблюдений художник изложил в «Четырех книгах о пропорциях».

В 1520—1521 гг. Дюрер путешествовал по Нидерландам. И где бы он ни был, он везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы горные пейзажи и виды городов, зайца и носорога, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, одежда, местные достопримечательности и диковинные вещи. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.

Дюрер создал свыше 200 гравюр, которые красноречиво рассказывают о разнообразных интересах художника. Современник крестьянских войн, Дюрер с явной симпатией изобразил простых крестьян – «Три крестьянина», ок. 1497.

Глубокой правдой и близостью к жизни отличаются и его произведения на религиозные темы. Смутное время религиозных споров и феодальных распрей Дюрер отразил в гравюрах, иллюстрирующих «Апокалипсис» (1498).

Мрачные видения церковной книги художник как бы переносит в современность. Вот четыре фантастических грозных всадника на лохматых конях — война, мор, нужда, смерть — топчут копытами всех людей, не выделяя ни богатых, ни знатных.

Вот епископа пожирает дьявол, а праведниками оказались люди низших сословий. Ясно, кому отдавал свои симпатии художник.

Альбрехт Дюрер. Три крестьянтна беседуют
Альбрехт Дюрер. Апокалипсис

На одной из лучших своих гравюр — «Святой Иероним в келье» (1514 г.) Дюрер изобразил старого отшельника похожим на ученого своего времени. На полках стоят книги, на стене — песочные часы, на подоконнике лежит череп. В комнате царит тишина; заснули лев и собака — верные спутники Иеронима. С виртуозным мастерством передает художник мягкий свет, льющийся из окна, все мелочи обстановки кельи.

Альбрехт Дюрер. Святой иероним в кельи

Искусство Дюрера – гравера восхищало современников. Знаменитый Эразм Роттердамский восторженно восклицал: «Чего только он не может выразить в одном цвете, т. е. черными штрихами! Тень, блеск, выступы и углубления… огонь, лучи, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, саму душу человека».

Не менее велик Дюрер и в живописи. Каллиграфически точная линия рисунка сочеталась в его живописных работах с насыщенными глубокими красками. Святые на его картинах — это живые люди, сильные душой и телом. Его мадонна с младенцем Христом – «Мария с младенцем» (1512) столь же красива, как и молодая венецианка, которую Дюрер написал в Италии в 1505 г. А в «Четырех апостолах» (1526), спорящих о книгах, которые они держат в руках, Дюрер создал монументальные образы, воплощающие черты различных человеческих характеров. Дюрер особенно любил изображать своих современников. Он создал большое количество портретов — живописных, награвированных или просто рисунков. Среди них и волевой, порывистый неизвестный молодой человек «Молодой человек» (1512), и спокойный умный друг художника Хольцшуэр «Иероним Хольцшуэр» (1526).

Альбрехт Дюрер. Мария с младенцем
Альбрехт Дюрер. Четыре апостола
Альберт Дюрер. Иероним Хольцшуэр

При использовании данных материалов ссылка на блог – обязательна

Источник: http://artarus.blogspot.com/2011/11/blog-post_25.html

Да Винчи vs Дюрер. Кто кого?

?agritura (agritura) wrote,
2016-11-15 16:01:00agritura
agritura
2016-11-15 16:01:00

Леонардо да Винчи повсеместно считается Человеком Возрождения, полиматом (polymathēs – человек универсальный, греч.), искушенным в самых различных областях искусства и науки – он был не только гениальным живописцем, но и инженером-конструктором, анатомом, писателем, философом, тезкой знаменитого актера и т.д.

Это уже такое нарицательное: говорят «Человек Возрождения», и сразу перед глазами встает Леонардо с его механическими чертежами.

Леонардо придумал летающую тарелку? Или прилетел на ней?

Все, кто читает мои экзерсисы давно, в курсе, как я обожаю Дюрера. Я старательно изучаю его творчество и его писательские труды тоже.

Недавно перечитывала его «Дневники, письма, трактаты» и в очередной раз удивилась и пришла в восторг от Лучезарного – как же он был многогранно талантлив и красив всесторонне развит!

Конечно, некоторые искусствоведы, широко известные в узких кругах, называют его «Северным Леонардо», но именно как Человек Возрождения он намного менее знаменит среди современной публики, чем его итальянский собрат по искусству. Очень как-то хочется восстановить справедливость.

На Гравюре “Святой Иероним в своей келье” Дюрер изобразил собственную мастерскую. Вот:Их разделяли 800 км, Альпы и одно поколение – Леонардо был на 19 лет старше, но умер он всего на 8 лет ранее – Дюрер прожил относительно недолгую жизнь.

Дюрер осуществил годичное путешествие в Италию в молодости, так что не исключено, что он слышал о Леонардо и даже видел его работы, однако в своих письмах друзьям он не упоминает этого.

Нельзя сказать, что о своем пребывании в Италии он отзывается с восторгом – только пара художников заслужила его похвалу, сами же итальянцы ему не понравились вообще (в отличие от итальянской моды).

“Краб” Леонардо да Винчи
“Краб” Альбрехт ДюрерУдивительно, как похожи записи, идеи, мысли, проекты, увлечения и образ жизни двух художников, живших на разных концах Европы!Давайте понаблюдаем за этим. Предлагаю также устроить что-то вроде соревнования между двумя гениями – в каждой из освещенных областей они будут получать очки, а мы потом посмотрим, кто победил.

Личная жизнь.

Похоже, оба художника были «женаты» на своем ремесле. У Дюрера, однако формально была жена, Агнес, о которой в своих записях он упоминает вскользь и довольно прохладно. Друзья также туманно намекают, что в семейной жизни был Альбрехт не особенно счастлив – жена была сварлива и не в меру практична.

Да и самому художнику, похоже, супруга нужна была только для того, чтобы присматривать за домом, ухаживать за престарелой матерью Альбрехта и сбывать на ярмарках его гравюры.
Агнес Дюрер вначале семейной жизни (слева) и на 27 году брака.

Правда, кажется, Агнесс позировала для многих его картин – у всех Мадонн Дюрера лицо подозрительно смахивает на его жену. Детей у них не было, информации о любовницах Дюрера до нас тоже не дошло, однако любовниц своих друзей в письмах к ним он упоминает часто, явно подтрунивая.

Леонардо же вообще никогда не был женат, о его женщинах (впрочем, как и мужчинах, если он, как утверждал Вазари, был геем) ничего не известно. У Дюрера хоть что-то, так что он получает 1 балл.Итак, Дюрер-да Винчи

1:0

Музыка.

“Мужская баня”, 1498. Ксилография (гравюра на дереве). Дюрер изобразил себя в образе флейтистаДюрер очень любил хорошую музыку, особенно лютню. У него было несколько знакомых музыкантов, которым он нередко дарил свои работы (хотя был изрядно скуповат). Леонардо же сам был превосходным музыкантом и хорошо играл на лире.

Счет выравнивается – Дюрер-да Винчи 1:1

Архитектура

Известно, что Леонардо увлекался архитектурными проектами, их сохранилось несколько.
Леонардо да Винчи. Проект храма
Арочный мост Леонардо да Винчи
Еще проект да Винчи
И еще.
Придуманные да Винчи двухуровневые улицы.

Когда стала изучать вопрос, оказалось, что и Дюрер в этом преуспел – он даже написал трактат о укреплении городов. Оба мастера получают по баллу, однако проекты ни одного из них не были воплощены в жизнь.
Проекты крыши церкви. Альбрехт Дюрер.


Проект укрепления города. Альбрехт Дюрер.
Фортификационные сооружения. Альбрехт Дюрер. Представляете, на что он замахнулся?! Ведь в то время безоговорочное первенство и даже монополия в фортификации была за итальянцами!
Капитель колонны.

Альбрехт Дюрер

Счет 2:2

Художественные техники.

Да Винчи в первую очередь писал маслом, он изобрел технику «сфумато» – плавного, «дымчатого» перехода тонов и очертаний. Он добивался этого наложением множества тончайших полупрозрачных слоев. Также мы имеем возможность изучать его рисунки красным мелком (сангиной) и углем тоже, а еще чертежи пером и тушью.

Не известны его акварельные работы, также он сам не занимался гравировкой. Так что он зарабатывает 1 балл.
Альбрехт Дюрер “Святой Антоний”.

Был  ли кто-то, равный ему в гравюре?!Дюрер нам оставил довольно много живописных работ, чудесные акварели, много рисунков в разных техниках, а также знаменитые мАстерские гравюры на дереве и меди – в превеликом числе! В этом он преуспел и стал, несомненно, лучшим в этой области.

Удивительна его техника – нанося гравировки на лист меди, например, он двигал не руку, а доску под ней! Так что он владел большим числом техник. 2 балла – мы рыдаем от восторга!

Счет 4:3 в пользу Дюрера.

Астрономия и география

Леонардо написал небольшой трактат «О Земле, Луне, Солнце» и открыл причину «пепельного отсвета» темной стороны луны. Дюрера также эта тема интересовала – он создал карты неба с созвездиями.
Альбрехт Дюрер “Карта Северного неба”
Альбрехт Дюрер “Карта Южного неба”

По баллу, 5:4, Дюрер впереди.

Механика.

Тут, конечно, первенство принадлежит Леонардо – мало того, что большинство его инженерных проектов вполне рабочие, так еще и сами чертежи – просто шедевры стимпанка!
Инженерные чертежи ЛеонардоЛео получает балл, Альбрехт пока отдыхает в тенечке.

5:5.

Оружие.

Зарисовки ДюрераДюрер нередко оружие (и доспехи) изображал, и очень красиво, но сам его, похоже, не изобретал. Так что ему 1 балл, а Леонардо – 2. Только посмотрите на это!:Это же просто мясорубка для плохих парней!И еще да Винчи изобрел колесцовый замок для пистолета, который использовали еще много десятилетий после его смерти.
Леонардо да Винчи. Схема арбалета
Тот самый колесцовый замок да Винчи

6:7, Леонардо вырывается вперед, чертяка!

Мадонны

Тут будет много картинок.Кажется, что да Винчи показал нам наилучшие образцы изображений Богоматери, и первой на память приходит утонченная и полувоздушная Мадонна Литта.

И смутно помниться, что были у него еще, и немало. И еще, что все мадонны да Винчи идеалистичны, эфимерны, возвышенны, неприлично красивы. Почти все.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «прогулка»

Оказалось, однако, что их не так уж много, и встречаются среди них… всякие встречаются.

Мадонны Леонардо:

Мадонна Литта
Мадонна с веретеном
Святая Анна и Мария с младенцем
Мадонна с младенцем и анелом.Эти красивенькие были. А остальные попроще. Мне кажется, там была одна модель, а здесь – другая:Дюрер оказался не менее плодовитым. Его Богородицы очень земные и вполне себе корпулентные особы. Повторюсь, у большинства лицо Агнес Дюрер, а она, похоже, женщина была крепкая. И писал он их довольно часто, и некоторые из них тоже очень красивы:
“Праздник четок” – на самая удачная композиция, Дюрер перемудрил с геометрическими расчетами.
“Святое семейство”Дюреровский вариант “Анны, Марии и младенца”. В образе Анны – Агнес Дюрер.Ну, и таких же еще у него было много:Так что каждому по 2 балла.

8:9. Леонардо пока лидирует.

Пропорции.

Думаете, победит Леонардо со своим «Витрувианским человеком»? Вот она, сила стереотипов!

Подписи к рисунку:”Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:длина четырёх пальцев равна длине ладони,четыре ладони равны стопе,шесть ладоней составляют один локоть,четыре локтя – рост человека.

Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.

Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.

Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник…» И т.д.Но Дюрер тоже совсем не простачок! Он написал целые 4 (!!!) книги о человеческих пропорциях!

Если честно, то это, по сути один трактат «4 книги о пропорциях», но очень, очень подробный (остальные картинки – Дюреровские).

«…Я намерен выбрать легчайший известный мне путь, чтобы показать, ничего не утаивая, как следует измерять и расчленять человеческую фигуру. И я прошу также всех, кто владеет основами этого искусства и может показать это своими руками, изложить это ясно для всех, чтобы не нужно было больше идти длинным и трудным путём. Я надеюсь зажечь здесь маленький огонёчек. И если все вы будете вносить в это искусные улучшения, со временем из него может быть раздуто пламя, которое будет светить на весь мир»Так что оба получают по 2 балла.

Счет 10:11 в пользу Леонардо.

Анатомия.

Альбрехт Дюрер. Анатомические штудии.Опять бородатый итальяшка вырывается вперед. Его интересовали не просто анатомические особенности тела в приделах интересов художника, он интересовался и внутренней анатомией, чему свидетельство многочисленные графические изображения.

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи:

Дюрер тоже интересовался анатомией, но не так глубоко – в прямом и переносном смысле слова. Ему 1 балл, Леонардо – 2.

11:13, Леонардо лидирует. Есть ли у немца шанс?

О! Есть область (после гравюры, конечно), в которой Дюрер – несомненный чемпион!

Автопортреты.

Считается (!), что это автопортрет Леонардо. Но это не факт
Это вроде бы недавно найденный автопортрет Леонардо в молодости. Но больше похоже на аферу.Существует только один автопортрет Леонардо, где он уже старый, сморщенный и бородатый. К слову, умер он в 63 года, а на рисунке – совсем древний старик.

Итальянцы недавно явили свету еще один якобы его автопортрет, в молодом возрасте. Удивительно, что они с Дюрером немного похожи. Так что с этим получится 2. Да Винчи явно не страдал нарциссизмом. В отличие от Дюрера!
ДюрерДюрерДюрерДюрерДюрерДюрер
У меня про его автопортреты есть отдельный пост.Да нет, пожалуйста! Красавчик же! Смотреть приятно.

Так что 1 балл заслуженный.

12:13. Итальянец пока впереди.

Львы

О животных вообще мы потом поговорим, но отдельно хочется вспомнить львов.Сразу вспоминается вот этот лев Дюрера:Смешной, правда?

Особенно, если сравнить со львами Леонардо:

Для этой работы, правда, Леонардо только рисунок сделал, гравировал для него другой человек.Однако далее мы видим, что Альбрехт не устает тренироваться, и львы у него получаются все лучше и лучше:Так что даже количеством берет, у Леонардо львов меньше, но зато есть один механический – он мог сделать пару шагов, а потом у него вываливался бок и внутри обнаруживался букет лилий.
Механический лев ЛеонардоЛьва Лео смастерил к приезду французского короля, лилии, как известно – знак Французской короны.По баллу.

13:14, да Винчи ведет.

Математика.

Иллюстрация Леонардо да Винчи из книги Луки Пачоли “О божественной симметрии”Леонардо да Винчи. Компас для прослеживания параболы с постоянным движением (не спрашивайте меня, что это такое)Оба были сильны в ней, особенно в геометрии. Дюрер так и подписывал некоторые свои трактаты: «Альбрехт Дюрер, известный художник и геометр». Он посвятил геометрии много исследований и несколько трактатов, в частности «О симметрии». Леонардо также изучал геометрию, его интересовала, например, Эвклидова система пропорций, измерение плеча и т.п.
Платоновы тела.
На знаменитой гравюре Дюрера “Меланхолия” есть платоново тело – слева глыба, и еще “магически квадрат”:
Нижние две средние ячейки – год создания гравюры – 1514. По любой горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел равна 34. Это первый известный в Европе магический квадрат!
Геометрические чертежи Дюрера
Трактат Дюрера о симметрии.
Чертеж из трактата

Еще по баллу. 14:15, Дюрер все еще позади.

Трактаты о технике живописи.

Есть у обоих, и тот и тот очень интересно читать, особенно тем, кто хоть немного рисует. Вот, например, изречения о прекрасном обоих авторов:Дюрер. О прекрасном”…Что такое прекрасное — этого я не знаю.

Все же я хочу для себя так определить здесь прекрасное: мы должны стремиться создавать то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось прекрасным. Также недостаток чего-либо в каждой вещи есть порок. Как избыток, так и недостаток портят всякую вещь. Можно найти большую соразмерность в неодинаковых вещах.А.Дюрер, иллюстрации к трактату.

Две следующие – то же.Но чтобы знали, что бесполезно, — то бесполезна хромота и многое подобное. Поэтому хромота и ей подобное некрасивы. Также для изучения прекрасных вещей полезен хороший совет. Но принимать его следует от того, кто сам хорошо умеет работать своими руками. Ибо от прочих невежественных людей это скрыто, как от тебя — чужой язык.

Все же каждый, кто создал произведение, может выставить его на суд простых людей. Обычно они замечают неудачное, хотя и не понимают хорошего”.

Леонардо да Винчи:

“Что побуждает тебя, о человек, покидать свое городское жилище, оставлять родных и друзей и идти в поля через горы и долины, как не природная красота мира, которой, если ты хорошенько рассудишь, ты наслаждаешься только посредством чувства зрения? И если поэт пожелает в этом случае также назвать себя живописцем, то почему не берешь ты эти места в описаниях поэтов и не остаешься дома, не испытывая излишнего жара солнца? Разве не было бы тебе это и полезнее, и менее утомительно, так как ты остался бы в прохладе, без движения и без угрозы болезни? Но душа не могла бы наслаждаться благодеяниями глаз, окнами ее обители, не могла бы получить образов радостных местностей, не могла бы видеть тенистых долин, прорезанных игрой змеящихся рек, не могла бы видеть различных цветов, которые своими красками гармонично воздействуют на глаз, и также всего того, что может предстать только перед глазом”.

По баллу каждому, и счет 15:16 в пользу Леонардо.

Оформление всего, что можно (дизайн, как мы сказали бы)

Здесь, конечно, Дюрер мог бы дать колоссальную фору – ведь он изначально учился на «дизайнера» – на ювелира. Нюрнбергские мастера славились по всей Европе не только мелкими колечками и подвесками, они создавали из серебра и драгоценных камней огромные кубки и целые алтари.

А.Дюрер “Проект фонтана”
А.Дюрер “Двусторонняя чаша”
А.Дюрер “Проект фонтана”
А.Дюрер “Проект фонтана”
А.

Дюрер “Проект триумфальной арки”Сохранилось несколько эскизов Дюрера, наглядно демонстрирующих его мастерство в этой области. Тут бы Дюреру сравнять счет, догнав Леонардо, но я поступлю, как настоящая девочка: дам очко и Леонардо за дизайн одной единственной вещицы.

Вот:
Сумочка Леонардо. По его эскизу в наше время пошили реальную сумочку!:

16:17 в пользу да Винчи. Финал очевиден?

Но мы же еще не все рассмотрели.

Растения.

У обоих есть что-то вроде ботанических рисунков:

Лео:

Дюрер:

Деталь.И еще Дюрер:Мне кажется, здесь лучший очевиден.Альбрехт в этом туре одерживает долгожданную победу и получает 2 очка, в то время как Леонардо только 1 – ему огонька явно не хватает.

18:18. Страсти накаляются!

Животные

Львов мы уже видели, но есть же еще и другие.
“Дама с горностаем” Леонардо да ВинчиЛеонардо был явным поклонником лошадей, либо просто у него сохранилось множество эскизов к «Битве при Ангиари». Рисовал он и ругих животных, и очень мастерски – горностая, например, в знаменитой «Даме с горностаем».

Штудии лошадей Леонардо
Леонардо да Винчи “Битва при Ангиари”И еще мишка:Есть наброски и мелких зверьков.

Так что с зоологическим рисунком да Винчи справлялся не хуже, чем со всеми остальными, но Дюрер, Дюрер! Посмотрите на его работы:
Собачка смахивает на леонардинового мишкуКрыло сизоворонки….И сама сизоворонкаОмар
Носорога Дюрер сам не видел, нарисовал по описанию. Вполне удачно, как видите.

И наконец – шедевр!:За одного только шедеврального «Зайца» я без колебаний в этом туре отдаю перевес ему – 2 очка, у Леонарда – 1.Итого:

20:19 в пользу Дюрера. Лучезарный на финишной прямой вырвался вперед!

И последний тур.

Наличие повсеместно известного, до тошноты растиражированного, узнаваемого даже слабо зрячими шедевра.

Конечно, здесь балл у Леонардо. Большинство более-менее образованных людей имеют представление хоть о каких-то работах Дюрера, но ни одна из них (к моему сожалению) не снискала такой оглушительной популярности, как это:Сидит такая и нагло смотрит. И все перед ней бессильно…

Счет 20:20. Боевая ничья.

Источник: https://agritura.livejournal.com/218576.html

Ренессанс

=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» (нем. Rosenkranzfest) картина Альбрехта Дюрера, написанная им в 1506 году в Венеции. В настоящее время находится в Пражской Национальной галерее, Чехия.

7 октября отмечается праздник Девы Марии Розария (Праздник четок или венков из роз). Традиция связывает его появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г.

Во время богослужения произносятся молитвы Розария и перебираются четки. Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в католических монастырях относятся к IX веку.

Современный вид чётки приобрели в XIII веке.

Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста.

По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь успешным гравёром, что он также настоящий живописец.

История создания

Картина была заказана Дюреру немецкими купцами, обосновавшимися в Венеции, в то время, когда художник находился в этом городе. Алтарный образ предназначался для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески.

По словам самого Дюрера (его письмо Виллибальду Пиркгеймеру от 8 сентября 1506 года), эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь гравёром, что он также настоящий живописец.

Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.

Композиция

В центре картины изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Иисус возлагает венок на голову коленопреклонённого папы римского (Юлий II, портретное сходство не соблюдено), мадонна — на голову Максимилиана I. Сплетённые вместе белые (символ чистоты Марии) и алые (страданий Христа) розы знаменовали собой объединение всех христиан в вере.

Два ангела держат над Марией зелёный балдахин, двое других — корону Габсбургов. Расположившийся у ног Девы Марии музицирующий ангел — отсылка к картинам венецианских художников, которые часто включали этот мотив в свои произведения.

Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым.

Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой.

На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.

Читайте также:  Описание картины бориса иогансона «рабфак идет»

Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.

В «Празднике чёток», как ещё называют эту картину, есть два интересных персонажа. Нехарактерный для Дюрера, но традиционный для итальянской школы живописи, херувим с лютней – дань тому, что художник почерпнул за время работы в стране. И фигура позади справа – молодой человек в изящных одеждах, сам Дюрер.

После того, как картина была завершена, Дюрер пишет из Венеции своему другу в Нюрнберг гордые слова, в которых ощущается удовлетворение законченным «Праздником четок»: «Заявляю вам, что лучше моей Марианской картины, вы не найдете на целом свете…»

Ровно через сто лет после написания этой картины, в 1606 году, она покидает Венецию и отправляется прямо в Прагу, в коллекцию императора Рудольфа 2 Габсбурского, любителя искусства, который любой ценой мечтал приобрести «Праздник четок» Дюрера. Тяжелая судьба ожидала картину после смерти Рудольфа 2.

Она была нещадно повреждена временем, выброшена из коллекции Пражского града и продана. В конце концов, дюреровский «Праздник четок» оказался в Страговском Монастыре в Праге, где был спрятана от людских глаз.

Только в 1934 году после сложных многолетних переговоров, чехословацкое государство выкупает у монастыря произведение, которое по сей день находится в собрании Национальной в Праге, в Национальной галерее.

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/01_albrecht-durer/pictures_prazdnik_venkov_iz_roz.shtml

Дюрер Альбрехт

Наиболее выдающимся представителем немецкого искусства эпохи Возрождения является Альбрехт Дюрер. Родился он в 1471 году в семье переселенца из Венгрии, золотых дел мастера.

По семейной традиции Альбрехт Дюрер учился ремеслу своего отца, до тех пор, пока его природная склонность к живописи не взяла свое. Таким образом, он в 1486 году стал учеником в мастерской Михаэля Вольгемута, который был не только оборотистым дельцом, но и заурядным живописцем. Начиная с 1490 г.

Альбрехт путешествует по Германии. В 1492 году он провел несколько месяцев в Кольмаре в мастерской Мартина Шонгауэра, где научился гравировке по меди. Далее он работал во всеевропейском центре гравюры на дереве и книгопечатания в Базеле — Швейцария.

В 1494 году Дюрер возвращается в Нюрнберг, где получает права мастера и женится. В скором времени пришедшая сюда эпидемия чумы заставляет Дюрера уехать из родного города в Венецию.

С 1495 года Дюрер основательно поселился в родном городе, где открыл свою мастерскую. В период с 1496 по 1498 год он занимается написанием портретов своих сограждан, одновременно выполняя заказ Фридриха Мудрого — герцога Саксонии по росписи алтаря для дворцовой церкви в Виттенберге.

Но больше всего в этот период он занимался печатной графикой, тиражи его работ превысили тиражи тех, кто работал в этом направлении до него. Именно «летучие листки» — дешевые гравюры, разносимые бродячими торговцами, принесли ему не только широкую известность, но и неплохой заработок.

Свои гравюры Дюрер печатал не только на дереве, но и на меди, такие гравюры предназначались для истинных ценителей античной мифологии. Доски, предназначенные для гравюр, вырезались мастером собственноручно, резчикам он эту работу не доверял, так как считал, что только автор рисунка должен продумать и выполнить каждый штрих.

Именно этим объясняется свобода и точность линий в его гравюрах.

В 1497 году Дюрер создает цикл иллюстраций для книги Нового Завета — «Апокалипсис», написанный в первом веке, в котором содержатся красочные грозные пророчества о конце мира на земле, после которого должно прийти царство Божье.

За несколько месяцев Дюрер вырезал доски для пятнадцати больших ксилографий. 1498 год — в типографии печатается первый тираж цикла в виде альбома гравюр, на обороте которых напечатаны краткие объяснения.

В своих апокалиптических образах Альбрехт сумел воплотить всю боль непростого времени в которое ему довелось жить, и ту тревогу, которая сопровождала ожидание народом окончания столетия.

Дело в том, что по представлениям средневековых христиан мир, который был сотворен за семь дней, должен был прекратить свое существование в конце седьмого тысячелетия, после чего должно было произойти благое обновление Вселенной.

Дюрер считается одним из первых живописцев в Европе, который изображали себя сами, первый его автопортрет был выполнен им в 13 лет и с тех пор он постоянно изображал себя то в образе подмастерья, занятого работой (1491-1492), то серьезным молчаливым юношей (1493), то баловнем судьбы и элегантным кавалером (1498).

Самым лучшим считают автопортрет Дюрера, который был написан в 1500 году. В этом полотне Дюрер сумел показать о себе самое главное, для этого он изобразил себя в фас, отказавшись от своего излюбленного трехчетвертного поворота фигуры.

Молодое лицо Дюрера ясно и спокойно, так же спокойны его серые глаза, и только жест красивой руки с длинными пальцами выдает его внутреннее волнение. Современный зритель поражается, глядя на то, сколь явным является сходство автопортрета Дюрера с ликом Христа.

С точки зрения современников Дюрера, он просто изобразил себя христианином, так как с немецкого языка слово «Christ» и сегодня переводится и как «Христос» и как «христианин».

Слева на черном полотне автопортрета выведена золотом дата и подпись-монограмма, симметрично этим надписям было написано: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками». Данный автопортрет считается завещанием Дюрера вечности.

В 1500 году в Нюрнберг приезжает художник Якопо Барбари, которого пригласил из Италии германский император Максимилиан Первый.

Дюрер был поражен манерой итальянского мастера, который умел строить свои композиции, основываясь на глубоком изучении системы пропорций.

Впоследствии Дюрер признался: «Я в то время более желал узнать, в чём состоит его способ, нежели чем приобрести королевство».

В 1505 году Альбрехт снова отправляется в Венецию, где по заказу местного купеческого землячества из Германии снова принялся за работу над картиной «Праздник четок», которая предназначалась для церкви Сан-Бартоломео.

Сюжет картины связывается с практикой, проповедуемой монахами-доминиканцами, и состояла в чтении молитв с использованием четок. Произведение существенно пострадало от времени, его исказили неосторожными реставрациями, однако, это не повредило ясности композиции и гармоничности красок. Сегодня произведение находится в Национальной галерее в Праге.

По центру картины изображен престол, на котором восседает Богоматерь с младенцем, в окружении множества коленопреклоненных фигур, сосредоточенно молящихся. Слева располагается духовенство под предводительством папы Юлия И, справа стоит император Германии Максимилиан Первый со своей свитой.

Иисус, Мария с младенцем и святой Доминик раздают венки из роз. Белые и красные звенья доминиканских четок представляются в качестве символов алых цветов, как страданий Христа, и белых роз, как радостей Девы Марии. Фоном для цветных праздничных одежд является синева неба и листва, играющая в солнечном свете.

У обоих владык мира — папы Римского и императора, на головы возложены венки из роз, а тиара папы и императорская корона лежат у подножия престола, а между ними расположился светлоликий ангел с лютней в руках.

В 1506 году Дюрер закончил картину «Праздник четок», которая принесла ему наиболее восторженное признание венецианцев, искушенных в живописи. В мастерской Альбрехта побывали патриарх и дож — правитель Венеции.

Дюрер писал своим землякам: «Здесь я сделался благородным господином».

Правительство Венеции предлагало Дюреру остаться на службе за хорошее жалование, но он все-таки вернулся в Нюрнберг, где был избран в городской Совет и его ожидали крупные заказы.

Временем высокого творческого подъема для Дюрера стал период 1513-1514 гг. в это время им были созданы три графических листа, которые вошли в историю с названием «Мастерские гравюры».

Когда мастер уже находился в зените славы, заработка он уже не желал, просто демонстрируя всему миру свои способности.

Три гравюры, выполненные на меди, «Меланхолия», «Святой Иероним в келье» (1514) и «Рыцарь, дьявол и смерть» (1513), считаются настоящей исповедью художника, не только о смысле жизни человека, но и о своей собственной жизни, которой он делится со зрителем.

Во время путешествия Дюрера с семьей по Нидерландам и рейнским землям, его принял в Ахене император Карл Пятый, также он посетил Гент, Антверпен, Брюгге, Брюсель, и везде его принимали с особым почетом, называя «князем живописцев».

Конец своей жизни Альбрехт жил в Нюрнберге, где работал над трактатами «Четыре книги о пропорциях», «Руководство к измерению». Мастер старел, детей у него не было, и он хотел, чтобы о его секретах знали потомки.

Диптих «Четыре апостола» (1526) является одной из немногих работ, выполненных им в то время, был подарен нюрнбергскому городскому Совету. На двух картинах изображены апостолы Павел, Иоанн и Петр, а также евангелист Марк.

Ближе к зрителю стоят Павел и Иоанн, за которыми стоят фигуры Марка и Петра, которые погружаются в черноту фона.

Картины сопровождены тщательно подобранными текстами из писаний, общий смысл которых заключается в предостережении остерегаться лжепророчеств и ереси.

Умер Альбрехт Дюрер в 1528 году в Нюрнберге, когда ему было 58 лет. После своей смерти он оставил несколько сотен гравюр и более шестидесяти картин.

Источник: http://iskusstvu.ru/artist/dyurer_albreht

Самые известные картины Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер родился в многодетной семейству ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, поэтому отец старался обучить своих детей мастерству, которым он занимался.

Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте, и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет устремил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную полотно «Портрет отца».

Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные всемирным сообществом.

10 Автопортрет с остролистом

Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в какой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали.

Во времена художника в анфас или близко к этому можно было писать только святых. Остролист в руке (верхняя конечность человека, одна из главнейших частей тела) художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии.

Надпись в верхней доли холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня.

Эта картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.

9 Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте

Автопортрет Дюрера в спелом возрасте. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал собственный автопортрет в анфас.

Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит сурово перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом.

Рассматривая полотно, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше. На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет наблюдателя сосредоточиться на образе человека.

Те, кто видел картину (в живописи — произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением), рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.

8 Портрет венецианки

Портрет венецианки. Портрет, нарисованный в 1505 году, почитается венециански направленным произведением Дюрера.

Именно в этот период он во второй раз пребывал в Венеции и оттачивал мастерство у Джованни Беллини, с которым в итоге сдружился. Кто изображен на портрете не популярно некоторые предполагают, что это венецианская куртизанка.

Так как нет сведений о браке художника, других версий о персоне того, кто позировал нет. Картина хранится художественно-историческом музее Вены.

7 Мученичество десяти тысяч христиан

Мученичество десяти тысяч христиан. Полотно написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч.

Верующая история знакомая многим верующим, об избиении христианских воинов на горе Арарат отражена во всех деталях. В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на каком написал время написания и автора картины.

Рядом с ним нарисован друг Дюрера гуманист Конрад Цельтис, который умер, не дождавшись завершения картины.

6 Праздник четок

Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет строчил эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору.

Читайте также:  Описание скульптуры марка антокольского «ермак»

Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В середине картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первоначальный. Младенец – Иисус раздает всем венки роз.

Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют отрада Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

5 Руки Молящегося

Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была немало раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родимого брата Дюрера.

Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, одинешенек из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог строчить.

Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.

4 Портрет Максимилиана I

Портрет Максимилиана I. Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на различных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин.

Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взор, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия.

Намек на то, что собственно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.

3 Рыцарь, смерть и дьявол

Рыцарь, кончина и дьявол. Это гравюра Дюрера символизирует путь человека по жизни. Облаченный в доспехи рыцарь это, человек, защищенный свой верой от искушений.

Шагающая рядом смерть изображена с песочными часами в руках, указывающая на итог в конце отведенного времени. Дьявол идет позади рыцаря, изображенный в облике какого-то жалкого существа, однако готового при малейшей возможности накинуться на него.

Вся сводится к вечной борьбе добра со злом, силы духа перед искушениями.

2 Четыре конника Апокалипсиса

Четыре всадника Апокалипсиса. Самая знаменитая гравюра Дюрера (Дюрер (нем) из его 15 работ на тему Библейского апокалипсиса. Четыре всадника это Победитель, Брань, Голод и Смерть.

Следующий за ними ад, на гравюре изображен в виде зверя с раскрытой пастью. Как и в сказании, всадники несутся, сметая на своем линии всех, и бедных и богатых, и царей и простой люд.

Ссылка на то что каждый получить по заслугам, и за грехи ответят все.

1 Поклонение волхвов

Поклонение волхвов. Полотно написана в период возвращения Дюрера из Италии. В картине переплетаются германское внимание к деталям и красочность, яркость красок свойственная итальянскому ренессансу.

Внимание к чертам, механическим тонкостям и мелочам делает отсылку на эскизные работы Леонардо Да Винчи.

В этой известной на вес мир картине, довольно детально описанная в Библейских сказаниях подмостки, в красках перенесенная на холст, оставляет впечатление, что именно так оно и происходило.

Источник: http://lexus22.ru/samye-izvestnye-kartiny-albrehta-dyurera/

Пражской картине Альбрехта Дюрера исполнилось 500 лет | Радио Прага

Свое мнение о выставке в Валдштейской галерее высказала студентка Анна Широканова из Минска:

«Больше всего мне понравилась картина, потому что Дюрера можно увидеть не в каждом музее мира, и приятно было его увидеть в Праге. Было интересно посмотреть как на зарисовки Дюрера, так и его современников, познакомится с работами других представителей этой школы.

Мне особенно понравилось, что можно было сравнить более поздние копии картины с оригиналом.

Самому приятно признать, что мастера видно, поскольку средства, которыми располагали более поздние художники, были богаче, но сама техника выполнения и действительно идеальная композиция, которая просматривалась человеку, даже не столько образованному, она поражала. Это присоединение к высокому искусству воодушевляет, по-моему, каждого человека».

Имя знаменитого немецкого рисовальщика, живописца и теоретика искусств Альбрехта Дюрера, уже прочно связывается в истории искусств с такими выдающимися мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Альбрехт Дюрер – уроженец немецкого города Нюрнберга, был сыном золотых дел мастера. Именно отец стал первым учителем Дюрера. Мать Альбрехта родила 18 детей, только трое из которых остались в живых. Поэтому часто говорят, что детство Альбрехта Дюрера проходило на фоне блеска золота и смерти.

«Праздник четок» С родным городом Нюрнбергом Альбрехт Дюрер был связан всю свою жизнь, несмотря на то, что очень часто покидал его.

Так, эпоха ренессанса, которая началась в Италии, оказала огромное влияние на мироощущение молодого Дюрера, и он отправился в Венецию, чтобы собственными глазами увидеть не только произведения великих итальянских мастеров Возрождения, но и самому поучится у них мастерству.

Результатом его путешествия стала картина «Праздник четок» или «Праздник венков роз», написанная им в Венеции в 1506 году. Одна из самых больших алтарных картин выполнена Дюрером в лучших итальянских традициях. Она была заказана немецкими торговцами, жившими в Венеции, для своего местного костела Сан Бартоломео.

Сюжет картины, в котором отражается процесс раздачи венков из роз представителями распространенного в те времена в Европе братства четок, основателем которого был св. Доминик. Соответственно, на картине рядом с мадонной изображен св.

Доминик, раздающий верующим братьям четок венки из роз, Св.

Мария, с младенцем на руках, которая возлагает на голову императору священной римской империи Максимильяну 1розовый венок, а также купцы, заказавшие картину, которые принадлежали к братству венков из роз.

Рудольф 2 После того, как картина была завершена, Дюрер пишет из Венеции своему другу в Нюрнберг гордые слова, в которых ощущается удовлетворение законченным «Праздником четок»: «Заявляю вам, что лучше моей Марианской картины, вы не найдете на целом свете…»

Ровно через сто лет после написания этой картины, в 1606 году, она покидает Венецию и отправляется прямо в Прагу, в коллекцию императора Рудольфа 2 Габсбурского, любителя искусства, который любой ценой мечтал приобрести «Праздник четок» Дюрера. Тяжелая судьба ожидала картину после смерти Рудольфа 2.

Она была нещадно повреждена временем, выброшена из коллекции Пражского града и продана. В конце концов, дюреровский «Праздник четок» оказался в Страговском Монастыре в Праге, где был спрятана от людских глаз.

Только в 1934 году после сложных многолетних переговоров, чехословацкое государство выкупает у монастыря произведение, которое по сей день находится в собрании Национальной галерее в Праге.

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/prazhskoj-kartine-albrexta-dyurera-ispolnilos-500-let

Художник Альбрехт Дюрер

Художник Альбрехт Дюрер. [Apr. 22nd, 2013|12:35 pm]

Живописцы, окуните ваши кисти…

[]

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).

“Праздник всех святых”

(Алтарь Ландауэр) 1511,
Музей истории искусств, Вена

“Христос среди книжников” Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид

“Адам и Ева” 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы !! )

“Автопортрет” 1493

“Автопортрет ” 1500

“Мадонна с грушей” 1512, Музей истории искусств, Вена

“Молящаяся Мария”

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.

Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).

При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511).

Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.

“Меланхолия I ” (1514)

“Рыцарь, Смерть и Дьявол” 1513

“Четыре всадника Апокалипсиса”

“Праздник четок” 1506, Национальная галерея, Прага

“Святой Иероним” 1521

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521).

Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы.

Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).

В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, – хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, – он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, – особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению…”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ

“Четыре апостола”

“Портрет отца Дюрера в 70 лет” 1497

“Поклонение волхвов” 1504

“Император Максимиллиан I” 1519

“Алтарь Паумгартнера” 1500-1504

“Семь печалей девы” 1497

“Императоры Карл и Сигизмунд” 1512

“Портрет юноши” ок. 1504

“Портрет молодой венецианки” 1505

“Мария с младенцем и святой Анной” 1519

“Портрет женщины” 1506

“Портрет Иеронима Хольцшуэра” 1526

Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки ” Иов, терпящий унижение от жены” Около 1500-1503

“Портрет неизвестного в красной мантии” (св. Себастьян) Около 1499

“Портрет Освальда Крелля” 1499

“Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families” 1490

“Портрет Фелиситас Тухер” Диптих, правая сторона 1499

“Портрет Ганса Тухера” Диптих, левая сторона 1499

“Оплакивание Христа”

“Портрет мужчины на зелёном фоне” 1497

“Портрет Михаэля Вольгемута” 1516

“Апостол Филипп” 1516

” Мадонна с яблоком” 1526

“Куст травы” 1503

“Мария с младенцем перед аркой ворот” 1494-97

“Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского”

“Два музыканта”

“Кающийся св. Иероним”

“Мадонна с щеглом”

“Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер” 1490-93

“Портрет Альбрехта Дюрера” отец художника 1490-93

Цитата сообщения Александр_Ш_КрыловПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Альбрехт Дюрер

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/172792.html

Ссылка на основную публикацию