Описание картины александра иванова «вирсавия»

Давид и вирсавия . легенда. живопись-подборка

?kovlam (kovlam) wrote,
2015-09-22 22:49:00kovlam
kovlam
2015-09-22 22:49:0022 мая´08 3:28 Просмотров: 10173 Комментариев: 10″Не возжелай жены ближнего твоего…»

Библейская история на эту тему— преступление и наказание…

Ганс Мемлинг Вирсавия 1482 г.

Педро Берругете Царь Давид 15 век

Давид — второй царь Израиля, младший отпрыск незнатной пастушеской семьи землевладельца Ессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (по-видимому, в 1010–970 гг. до н. э.

): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно преданию, выйдет Мессия.

Вирсавия (Бат Шева) — жена царя Давида и мать царя Соломона, дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина.

Эдуард Улан Давид и Вирсавия 1996 г.

align=»right»>В.Дрост Вирсавия 1654 г.

Преступление

“Однажды под вечер…, – начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, – он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива”. Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия – жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян (соседнее племя, воевавшее с Израилем). Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чем-нибудь отказывать себе. “Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею”. Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности. И вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая “цепочка грехов”, когда один нераскаянный грех неизбежно влечет за собою другой. Ребенок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть – побиение камнями. Поэтому Давид решается на хитрость: он вызывает Урию в Иерусалим якобы для того, чтобы узнать последние новости о ходе военных действий. Настоящая цель царя проста: после свидания законного мужа с женой рождение ребенка уже не вызвало бы никаких вопросов.

Урия приезжает и проводит в столице двое суток. Но домой, к красавице жене он, как ни странно, даже не заходит – так и ночует у ворот царского дворца вместе с другими войнами.

Разгадка такого странного поведения – в его честном и прямом характере: он солдат, в стране идет война, его товарищи воюют и погибают вдали от своих семей.

И он считает для себя невозможным и постыдным в такое время идти в свой дом, чтобы там “и есть, и пить, и спать со своею женою”.

align=»right»>Александр Иванов Вирсавия 1843 г.Поэтому “цепочка греха” продолжает разворачиваться: узнав, что его план провалился, Давид решается на убийство… С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Таким образом, расчетливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован. Иоав исполняет роковой приказ… Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, “плакала о нем”, но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал ее к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына. Казалось бы, если не брать в расчет смерть честного солдата Урии, все, в конце концов, устроилось на редкость удачно. И Давиду даже могло показаться, что он неподсуден, что совершенные им преступления забыты, да, собственно, никто так ни о чем и не узнал. Обычное дело – властьимущие умеют скрывать и не такие вещи. Однако история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой: “И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа”. Пройдет совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде.Жан-Леон Жером Вирсавия 1889 г.

Покаяние

Уже следующая глава 2-й Книги Царств начинается с того, что по повелению Господа к царю приходит все тот же пророк Нафан, некогда принесший ему Божие благословение, и рассказывает ему притчу.“В одном городе жили два человека – богатый и бедный.

У богатого было много крупного и мелкого скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил еще маленькою, выкормил ее, и она росла вместе с его детьми, и ела от его хлеба, и пила из его чаши, и на груди у него спала, и была для него как дочь.

Однажды к богатому человеку пришел странник, и богатый пожалел взять из своих овец для того, чтобы приготовить обед для странника, а взял единственную овечку бедняка и приготовил ее…”

Ян Массейс Давид и Вирсавия 1562 г.

По-видимому, Давид, любивший разбирать судебные тяжбы, решил, что это как раз одно из таких дел, которое пророк повергает к его ногам для вынесения справедливого решения.

Выслушав Нафана, он пришел в негодование и воскликнул: “Да живет Господь! Смерти достоин такой человек!” И тут же огласил свой приговор: за овечку богач должен заплатить вчетверо – за то, что совершил бесчестный поступок, и за то, что не имел сострадания! И тогда, как гром среди ясного неба, раздались слова пророка: “Ты и есть тот человек, который сделал это!”

align=»right»>Поль Сезанн Вирсавия 1885-90 г.г.Притча – это только форма, которую избрал Бог, чтобы через Своего пророка попытаться разбудить у царя совесть. И это удалось. Перед онемевшим Давидом раскрылась бездна совершенного им преступления, а Нафан продолжал его обличать: “Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом Аммонитян!” И дальше – как приговор: “Так говорит Господь: не отступит меч от дома твоего навеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, и то, что ты сделал тайно, Я сделаю пред всем Израилем и пред солнцем”.Надо отдать Давиду должное: при желании царь мог бы заставить обличителя замолчать, но Давид был потрясен, в словах пророка он услышал голос Бога. Он смог увидеть свой грех со стороны, он взглянул на себя “очами Господа”, и, сокрушенный открывшейся перед ним преступной сутью своих поступков, воскликнул: “Согрешил я пред Господом!” И Господь простил Давида. Пророк Нафан тут же возвестил: “Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь”.

Так неужели одной фразы достаточно, чтобы Бог сменил гнев на милость? Ответ находится в строках пятидесятого псалма: “… к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не отвергнешь, Боже” (Пс. 50.18-19).

align=»left»>Франческо Хайец Вирсавия в купальне 1834 г.По Закону Моисея, в жертву за грех необходимо было принести животное. Самой пышной и торжественной жертвой была так называемая “жертва всесожжения”. Ритуал был расписан до мелочей. И в истории ветхозаветного Израиля, да и в истории христианства часто случалось, что за этими внешними ритуалами и обрядами забывалось главное: покаяние должно идти из сердца, только в этом случае внешние действия будут иметь смысл. Именно об этом и говорит Давид в покаянном псалме. Не жертва нужна Богу, а сердце, исполненное искренним покаянием и смирением. Предсказанные пророком бедствия, которые навлек на себя своим грехом Давид, не заставили ждать: царство потрясли мятежи и восстания, одно из которых возглавил его сын Авессалом. Давиду даже пришлось на время бежать из Иерусалима, да и вообще борьба многочисленных детей Давида между собой едва не погубила государство, поэтому, состарившись, царь по настоянию пророка Нафана провозгласил своим преемником сына от Вирсавии Соломона. Кроме него у Давида и Вирсавии было еще трое сыновей: Шива, Шовава и Нафан, имя которого значится в родословной Спасителя.Каяться Давид продолжал всю жизнь, как всю жизнь продолжал ощущать последствия своего греха, принесшие несчастья не только ему самому, но и всему государству. Однако, его обращение и покаяние с самого момента пророческого обличения было окончательным и бесповоротным.Питер Пауль Рубенс Вирсавия у фонтана около 1635 г.Гверчино Купающаяся Вирсавия с двумя служанками 1640 г.Джованни Батиста Нальдини Вирсавия 1570е г.Дмитрий Юлкин Вирсавия 2005 г.Иветта Позникова Вирсавия 2007 г.Карл Брюллов Вирсавия 1832 г.Рембрандт Вирсавия 1654 г.Себастьяно Риччи Вирсавия 1725 г.Франческо Солимена Купание Вирсавии

Источник: https://kovlam.livejournal.com/2035596.html

Вирсавия и давид. тайны библии. № 2

Царь Давид и его
любимая жена Вирсавия.

Вирсавия. (1889 или ок.

1895)
Жером, Жан Леон (1824 – 1904) Jean-Léon Gérôme

Как-то однажды, в хорошем царском настроении, Царь Давид вышел  как всегда  погулять на крышу его дома. Дело в том, что больше ему гулять, по-видимому, негде было.

И вдруг он посмотрел немного влево и вниз  и его дыхание остановилось. Он увидел Богиню Красоты, которая с помощью прислуги, омывала её Божественное Тело.

Купание Вирсавии 1724

Риччи Себастьяно(1659 — 1734)Sebastiano RicciРазведка Царя быстро установила, что её зовут Вирсавия и что она на самом деле не богиня, а генеральша. Молодая жена командира из Вооружённых Сил царства Царя Давида, по имени Урия Хеттеянин.Царь очень хорошо относился к молодым генеральшам. Поэтому он пригласил её во дворец и сделал с ней то, чего он давно уже не делал с его собствеными жёнами,

хотя они его просили об этом.

Вирсавия в своей ванной ок. 1480.
Мемлинг, Ганс (ок. 1430 – 1494) Hans MemlingВон он, слева подглядывает!  А подглядывать НЕКРАСИВО, товарищ Царь!После этого свидания, у генеральши кое-что ежемесячное прекратилось, зато кое-что другое в ней народилось.Поэтому срочно вызвали домой генерала, чтобы он занялся любовью с генеральшей,

пока ещё позволяли сроки.

Вирсавия с письмом царя Давида 1659. Эрмитаж.
Флинк, Говерт(1615 – 1660)Govert FlinckЭта Вирсавия живёт в Эрмитаже.Нередко Вирсавию писали с письмом от Давида, а также и  в некоторых других, неканонических композициях. Никакого письма не было. Но Вирсавия с письмом стала модной в живописи. Когда голая дама будет не на свежем воздухе, значит где-то на этой картине есть письмо.Увидите.Но Урия твёрдо держался традиции, по которой во время войны воин не должен был заниматься любовью с женой.И он, Урия, спал в казармах.После нескольких попыток подвигнуть Урию на секс с женой, царь пришёл к простой, но к очень царской мысли.

«Нет человека,— нет проблемы.»

Давид, дающий письмо Урии.1619.
Ластман, Питер (1583 — 1633)
Pieter Lastman (учитель Рембрандта. Не очень долго.)
Царь написал письмо его главнокомандующему всеми войсками, великому маршалу Иоаву, и в нём велел так расположить отряд Урииво время битвы, чтобы в нужный момент можно было отозвать войско и покинуть Урию одного перед врагами. Чтобы Урию убили. Как вы видите, с царским, а не с мещанским цинизмом, Царь Давид передаёт это письмо своему маршалу, именно через самого Урию.

Никогда не имейте дело с царями, если вам вдруг придётся. Плохо кончится.

Вирсавия в купальне. 1720-е
Риччи Себастьяно(1659 — 1734)Sebastiano RicciКонечно верный маршал в точности выполнил приказ царя. И Вирсавия стала всеми уважаемой молодой вдовой-генеральшей.

Ванна Вирсавии.(1552-1554)
Франческо Сальвиати (1510–1563) Francesco de' Rossi (Il Salviati)

Вирсавия в купальне. 1834 г.
Хайес, Франческо (1791 – 1882) Francesco HayezЭй, Давид! Не подсматривай за дамой, старый развратник!Цари в те времена женились не только на германских и всяких других принцессах.Поэтому, царь быстренько заслал сватов, чтобы никто не опередил его.

И как всегда свадебный пир был горой.

Вирсавия в своей ванной. 2-ая треть 16 века.

Веронезе, Паоло (1528 – 1588) Paolo VeroneseНо Господь Бог, не мог позволить, чтобы кого-то убивали без его разрешения.И поэтому, он, Бог, послал к Давиду пророка Нафана, и тот сделал Царю внушение и порицание с занесением в личное дело.Из за такого строгого внушения  у Давида быстро умер его первенец от Вирсавии. Так Бог его наказал. Давид раскаялся и смиренно принял наказание от Бога.Это совсем не значит, что он перестал убивать человеков.Цари не бывают просто хорошие или плохие, как однажды ляпнул Радзиховский, потому что он не знает и не интересуется историей. Царей так нельзя оценивать.Чтобы их оценивать нужно знать и понимать настоящую историю, а не то позорище, которое сегодня изображает историографию в России.

Читайте также:  Описание картины кузьмы петрова-водкина «девушки на волге»

Но эта песня не о том.

Вирсавия в её ванной.(Вирсавия с письмом Давида) 1654г
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)Rembrandt Harmenszoon van Rijn
Вирсавия в её ванной.(Вирсавия с письмом Давида) 1654г
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)Rembrandt Harmenszoon van RijnМне самому больше нравится нижняя репродукция. Но я на всякий случайпоместил и второй вариант.Это знаменитая Вирсавия Рембрандта.В Библии такого нету. Но по распостранённой тогда в живописи версии, она получила письмо от Давида.И теперь она ДУМАЕТ. Вы сами посмотрите. Дело в том, что у разных зрителей получается разное впечатление,от того, что она сейчас обдумывает. У меня иногда зависит от собственного настроения.И я иногда вижу другой вариант того, о чём задумалась Вирсавия.

Попробуйте посмотреть сами.

Давид и Вирсавия. 1562. David and Bathsheba (, Oil on wood, 162 x 197 cm)

Массейс, Ян (ок. 1510 – 1575)Jan MatsysЭта из ранних, как и пару других. Леонардо Де Винчи только 14 лет.Сюжет совсем нестандартный. По-видимому Урия оказался дома. А царь подсматривает не с крыши, а с балкона.У Вирсавии было двое сыновей от Давида. (Кроме первого, умершего младенца.)

Один из сыновей был Соломон.

Вирсавия за туалетом.(1619) Эрмитаж.
Ластман, Питер (1583 — 1633) Pieter Lastman (учитель Рембрандта. не очень долго.)Это работа того же художника, который написал работу про царя, дающего смертельный приговор (письмо) Урии.И как и та картина, эта— тоже собственность Эрмитажа.Рембрандт действительно, одно время, недолго, учился у него. Но попозже.

Здесь, Рембрандту ещё только 13 лет.

Вирсавия у фонтана. ок. 1635
Рубенс, Питер Пауль( 1577-1640) PETER PAUL RUBENSВирсавия была конечно ЛЮБИМОЙ женой. Но были другие сыновья. От других жён.Те сыновья были старше. Вирсавия проявила чудеса влияния (в постели?) и сумела настоять, чтобы Царь назначил Соломона, не старшего сына,—наследником.Очень похожая ситуация была в России во времена Ивана Великого.Очень похожая.

Только в России ситуация была немного сложнее.

Туалет Вирсавии 1594.
Корнелиссен, Корнелис (1562 — 1638) Cornelis Cornelisz. van Haarlem

Если вы помните, вот здесь, в «Тайны Библии. № 1», мы посмотрели как Бог убил двоих невинных евреев, чтобы создать цепочку предков царя Давида. Чтобы на трон пришёл мудрый Соломон, пришлось ещё поубивать некоторых близких родственников.

veniamin1.livejournal.com/18632.html

Так как другим сыновьям не нравилось, что их обошли, то так или иначе, древние еврейские писатели  должны были решить эту проблему.А решение, в общем виде, всегда было одно и тоже.Нет человека—нет проблемы.Поэтому, нельзя сказать, чтобы древние писатели слишком приврали. Так было везде и во все времена.Сколько правды в этой истории, мы уже не узнаем, если только не появится Машина Времени.Но это очень поэтическая история, несмотря на убийство. Царь Давид считается великим поэтом и создателем псалмов. Может быть недаром есть поэтика в этой истории.Может быть именно потому есть поэтика, что Царь Давид. действительно был поэтом.И с ним случилось то, что происходит в любви с поэтическими душами.
Вениамин.

Источник: https://veniamin1.livejournal.com/22693.html

Рак груди в живописи и скульптуре, часть I

Рак молочной железы — самое распространённое онкологическое заболевание у женщин. Заболеваемость неуклонно растёт, и ежегодно в мире выявляют не менее 1 млн. вновь заболевших. В США на протяжении жизни раком молочной железы заболевает каждая восьмая женщина.

В странах Евросоюза заболеваемость составляет 95–105, а смертность 30–40 случаев на 100 тыс. женщин в год. В общей структуре заболеваемости женского населения новообразования молочных желёз составляют 30%.

Это также второе по частоте после рака лёгких онкологическое заболевание в популяции в целом (считая и мужское население).

Традиционные факторы риска рака молочной железы представлены ниже:

  • Отсутствие в анамнезе беременностей и родов;
  • Первые роды после 30 лет;
  • Курение, особенно, если оно начато в юном возрасте;
  • Раннее менархе (до 12 лет);
  • Поздняя менопауза (после 55 лет);
  • Отягощенный семейный анамнез (онкозаболевания у кровных родственников);
  • Больные, леченные по поводу рака женских половых органов;
  • Травма молочной железы в анамнезе;
  • Ожирение;
  • Сахарный диабет;
  • Гипертоническая болезнь;
  • Злоупотребление алкоголем;
  • Употребление экзогенных гормонов — при непрерывном употреблении экзогенных гормонов с целью контрацепции или лечения — более 10 лет.

В обществе сложилось мнение, что опухоли в целом и рак молочной железы в частности — проблема исключительно городского населения последних 200 лет. Однако свидетельства прошлого не оставляют сомнений в том, что данное заболевание настигало женщин еще в древности.

Самое раннее из известных нам описаний рака молочной железы (хотя сам термин «рак» ещё не был известен и не использовался) было найдено в Египте и датируется примерно 1600 годом до нашей эры.

Так называемый «Папирус Эдвина Смита» описывает 8 случаев опухолей или изъязвлений молочной железы, которые были подвергнуты лечению прижиганием огнём.

Текст гласит: «От этой болезни нет лечения; она всегда приводит к смерти».

Еще за 450 лет до нашей эры великий Гиппократ в своем трактате под названием «О карцинозе» писал: «у женщины из Абдеры развилась карцинома груди, и через сосок выделялась серозно-кровянистая жидкость; когда выделения прекратились, она умерла».

Если внимательно всматриваться в картины прошлого, то можно увидеть признаки многих болезней. В рамках данного экскурса в историю мы постараемся остановиться на самых известных произведениях живописи и скульптуры.

В 1970 г. итальянским хирургом Т. Греко внимание медицинских кругов было привлечено к обнаруженному в ходе выставки в Базеле рисунку Рембрандта «полуобнаженная у печки».

Если присмотреться к левой груди, то можно без труда увидеть ее деформацию.

Онкологи разных стран согласны с диагнозом, поставленным Греко, — у изображенной на рисунке женщины — злокачественная опухоль левой молочной железы, скиррозная форма рака.

Картина написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала.

Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Как и в предыдущем случае Т. Греко был первым, кто предположил наличие рака левой молочной железы.

Тем не менее, в качестве дифференциального диагноза обсуждаются туберкулез и лактационный мастит.

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Лучше всего об этом написал В. Пикуль в романе «Под золотым дождем»: «Саския вошла в его дом в 1633 году, когда имя Рембрандта в Голландии уже обрело весомую известность.

Он был вполне обеспечен заказами, потому тысячи флоринов, принесенных Саскией в приданое, не обогатили его, а лишь закрепили его положение в чванном обществе бюргеров. Добившись любви патрицианки, художник окружал ее небывалой роскошью. Рембрандт любил Саскию очень сильно, он украшал ее земные прелести жемчугами и бриллиантами.

Рисовал и писал с нее множество портретов, в каждом из них стараясь выявить все лучшее, что характерно для женщины, счастливой в упоении счастливого брака. Да, он ее очень любил…[…] Казалось, и конца не будет семейному счастью, но все дети умирали в младенчестве.

Саския несла в своем теле неизлечимую болезнь, и в 1642 году она родила Рембрандту последнего сына — Титуса… Титус выжил, но его мать умерла».Испанский врач Ж. Грау с коллегами в 2001 году предположили, что причиной смерти голландской красавицы стал рак.

Об этом косвенно свидетельствуют изменения левой молочной железы и подмышечной области. Косвенным подтверждением тому служат данные рентгеноскопии, указывающие на то, что Рембрандт неоднократно перерисовывал эту область.Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Источник: http://med-info.ru/content/view/1492

«Вирсавия» Рубенса : Мир искусства

Апрель 1, 2013

Свою «Вирсавию» Рубенс писал, когда ему было пятьдесят восемь лет. Вершина жизни и успехов пройдена, но художник вновь полон творческих сил.

Юная Елена Фоурмен, на которой он женился после того как долго не мог забыть покойную жену, подарила стареющему мастеру так много жизненных сил и юношеской свежести, что искусство его вступило в период нового расцвета.

Он изобразил свою прекрасную супругу на многих картинах, в том числе и на картине «Вирсавия».

Через сто лет после поступления в Дрезденскую галерею картина была пробита пулей. Это произошло в Дрездене в мае 1849 года. Рана «Вирсавии» уже давно была залечена, когда эта прекрасная женщина снова была ранена в марте 1920 года при подавлении капповского путча.

13 марта 1920 года контрреволюция, руководимая юнкером Каппом и генералом Лютвицем, нанесла давно готовившийся удар, чтобы военной силой уничтожить Веймарскую республику.

Руководители путча опирались на банды добровольческого корпуса. Путчисты заняли правительственные здания в Берлине и объявили правительство низложенным.

Социал-демократы — имперский президент Эберт и министры — бежали из Берлина в Штутгарт.

Контрреволюционеры торжествовали. Они были уверены, что прочно взяли власть в свои руки.

Путчисты рассчитывали на отсутствие единства рабочих партий, но рабочие партии и профсоюзы выступили на борьбу решительно и единым фронтом.

Они совместно провозгласили всеобщую забастовку, трудящиеся единодушно последовали этому призыву, так что сразу же после начала контрреволюционного путча замерла вся хозяйственная жизнь, остановился транспорт.

Капповский путч, натолкнувшись на решительное сопротивление рабочего класса, провалился.

Генералы рейхсвера, которые вначале поддерживали Каппа и Лютвица, увидев, что они терпят поражение, отошли от путчистов и вновь предоставили себя в распоряжение веймарского правительства, чтобы восстановить порядок и спокойствие, которые якобы были нарушены рабочими.

Те же самые министры социал-демократы, которые 13 марта призывали рабочих к единству в борьбе против капповского путча, были снова заодно с генералами рейхсвера. Они активно помогали им в кровавом подавлении рабочих.

В Дрездене, как и в других городах Германии, существовала так называемая «гражданская самооборона», в которую входили враждебные революции представители буржуазии. Хотя «гражданской самообороной» руководили реакционеры, правительство Веймарской республики ее не только терпело, но и открыто поддерживало.

В Дрездене участники «гражданской самообороны» занимали во время капповского путча весьма неясную позицию. Они вначале симпатизировали, как многие рейхсверовские генералы, контрреволюционерам, а после первых же их неудач выразили готовность выступить вместе с рейхсвером против рабочих.

Поэтому отряды «гражданской самообороны» заняли здание телеграфа на Почтовой площади, заявив, что будут защищать его от бастующих рабочих.

15 марта десятки тысяч дрезденских рабочих, возвращаясь с собраний, на которых они приняли решение о забастовке, собрались на Почтовой площади, чтобы продемонстрировать свою решимость отстоять республику от путчистов. Рабочие не имели оружия; они требовали вывода частей рейхсвера из Дрездена и передачи всех общественных зданий под охрану вооруженных рабочих.

Бастующие, которые не без основания подозревали, что телеграф служит центром связи сторонников капповского путча, требовали вывода из здания телеграфа отрядов «гражданской самообороны». Так как те не захотели покинуть здание телеграфа добровольно, то многотысячная толпа подошла к зданию и потребовала, чтобы им открыли ворота и выдали оружие.

Ввиду угрозы со стороны громадной массы народа «гражданская самооборона» не посмела оказать сопротивления, и успех был достигнут без жертв. Рабочие захватили находившееся в здании телеграфа оружие. После занятия рабочими здания телеграфа командование рейхсвера направило против собравшихся на Почтовой площади вооруженные до зубов войска.

Под прикрытием бронеавтомобилей солдаты направились к Театральной площади, заняли Цвингер и вступили в бой с рабочими.

Командование рейхсвера использовало Цвингер как исходную позицию, хотя они прекрасно понимали, что это причинит ущерб ценнейшему памятнику культуры. Картинная галерея, непосредственно примыкающая к Цвингеру, тем самым также подверглась опасности.

От Цвингера части рейхсвера двинулись на Почтовую площадь и открыли стрельбу по невооруженной толпе. Рабочие, занявшие телеграф, стали обороняться. Они пустили в ход два пулемета, их пули попали в стены Цвингера, из которого рейхсверовцы обстреливали здание телеграфа.

Пули залетали и в окна галереи. Так была ранена в голову «Вирсавия» Рубенса.

Инспектор галереи Андрес сообщал: «Вследствие имевшей вчера место революции со стрельбой на Почтовой площади и прилегающих к ней улицах сегодня в начале моего дежурства было установлено следующее повреждение. Залетевшая через окно пуля попала в картину — в волосы Вирсавии, пробив отверстие длиной в три и шириной в один сантиметр с небольшими отпадениями краски вокруг отверстия».

Это было сравнительно большое повреждение, которое заметно сразу, если смотреть на фотографию картины, сделанную после того, как в нее попала пуля. Теодор Краузе так замечательно произвел реставрацию, что рана на голове Вирсавии стала совершенно не видна.

27 марта 1920 года реставратор докладывал директору галереи о результате своей работы: «Отверстие в три с половиной сантиметра длиной и один сантиметр шириной с отпадениями краски вокруг него заложено с обратной стороны доски деревянной планкой соответствующей величины и проклеено спереди, входное отверстие пули заполнено кусочком дерева такого же размера и тщательно загрунтовано. На место утраченного красочного слоя нанесена соответствующая оригиналу краска, картина очищена от грязи и покрыта лаком». В тот же день директор галереи доктор Поссе докладывал министерству, что «картина целиком и полностью восстановлена».

Читайте также:  Описание картины джорджоне «спящая венера»

С тех пор как «Вирсавия» Рубенса попала в Дрезденскую галерею, эта прекрасная женщина была дважды ранена. И оба раза ее раны залечивали так искусно, что красота картины не пострадала. Улыбка Вирсавии, ее прекрасное тело радуют нас так же, как и изумленный маленький негр, протягивающий ей любовное письмо. Пусть люди позаботятся о том, чтобы улыбка никогда не сходила с лица Вирсавии.

Пижамы женские из иваново купить оптом хороший-трикотаж.рф.

Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм

Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Источник: http://ourarts.ru/?p=1670

Образ Вирсавии в Библии и на одноименной картине Рембрандта

[59]

Как известно, в живописи 17-го столетия наряду с бытовым жанром, портретом и натюрмортом, мифологическая тематика «переживает свой ярчайший взлёт» (Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись 17 века. М., 1989. С. 17).

Интересно посмотреть, как на этом фоне воплощается паст мифологических образов, в частности, ветхозаветный образ Вирсавии в творчестве Рембрандта голландского живописца. Учитывая существующие комментарии к библейскому тексту, используя искусствоведческие труды Г. Вельфлина, В. Кандинского, С.

 Даниэля и других и опираясь на методику Э. Панофского, мы предлагаем сравнительный анализ библейского текста и живописного произведения.

11 глава 2-ой книги Царств представляет собой цепь тесно связанных и обусловленных друг другом событий. В эпизоде, где Давид, «под вечер, встав с постели, прогуливался по кровле царского дома» (2 Цар. 11:2), мы впервые встречаемся с Вирсавией. О её внешности упоминается однажды «женщина была очень красива» (Там же).

Вирсавия не пытается соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид, видя купающуюся женщину, соблазняется. Возникшее желание овладеть красотой приводит к тому, что Давид, несмотря на сообщение о муже Вирсавии, «послал слуг взять её».

Эти слова, а также: «и послал… разведать», «и он спал с нею» подчеркивают власть царя, роль мужчины, как руководителя, [60] инициатора событий. Существует мнение, что Давид заставил Вирсавию «разделить с ним преступную страсть» (Библейско-биографический словарь. СПб., 1849. Т. 1. С. 114).

Женщина — пассивный участник ситуации, что проявляется в покорности мужчине, смирении с его желаниями. Об этом может свидетельствовать приход Вирсавии к Давиду. Известно, что она не могла отказать царю, т.к. по закону он получал женщину, которую хотел. Сообщая о своей беременности, Вирсавия «посылает известить царя, говоря: я беременна (2 Цар.

11:5), и предоставляет ему самому разбираться со сложившимся положением» (Дин Э. Знаменитые женщины Библии. М., 1995. С. 112). Когда Вирсавия «очистилась от нечистоты своей, вернулась в дом» (2 Цар. 1:4). От Урии она ушла чиста, без греха. Таковой, вероятно, хотела вернуться к мужу, т. к. является его законной женой.

Узнав о беременности Вирсавии, Давид посылает Урию на войну, где он погибает. Женщина «плакала по муже своем» (2 Цар. 11:26). О чувствах же её по поводу смерти первого ребенка, от Давида, ничего не сообщается.

Комментаторы изображают Вирсавию женщиной, «которая, была скорее объектом греха, чем грешила сама» (Дин Э. Знаменитые женщины Библии. С. 110). Пассивная роль женщины подчеркивается и в эпизоде с Фамарью: брат Амнон обесчестил её, утолив свою страсть, и бросил.

Характеризуя голландскую школу живописи целесообразно заметить, что её не смогли затронуть глубоко «ни барокко, ни классицизм» (Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись… С. 152).

Здесь, особенно в творчестве Рембрандта, выход за рамки бытового реализма, как известно, проявляется в плане более глубоких открытий в области реального постижения человека, что может являться следствием иконоборческих установок кальвинизма.

В луврском полотне «Вирсавия» (1654) элементы композиционно-сюжетного строя картины, с одной стороны, создают внешнюю статичность, с другой — внутреннюю динамику (Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970), выявляя, таким образом, драматизм, позволяющий обнаружить движение души женщины.

Это может осуществляться посредством привлечения зрителя к сюжету картины, как свидетеля, участника, чему способствует затемнение дальнего плана и отсутствие, таким образом, глубинной перспективы. Вирсавию можно обозначить смысловым центром картины.

Её фигура, находясь на диагонали, представляет собой S-образную линию, в традиционном следовании которой нам видится отступление. Оно, подчеркнутое квадратом рамы, заключено в наклоне головы. Эта линия, продолжаясь в линии предплечья Вирсавии, противостоит движению диагонали, посредством чего создается дисгармония, внутреннее напряжение.

Художник любуется белизной женского тела, занимающего большую часть полотна и выделяемой колористически. Красота лица Вирсавии подчеркнута изображением в профиль. Густые волосы убраны красными заколками, серьги, ожерелье, браслет придают её фигуре царственность, словно не замечаемую Вирсавией. Женщина замерла, её, вероятно, неудобная поза создает напряженность в атмосфере полотна. Вирсавия [61] печальна, она осознает что царю «противиться нельзя», что «ждет преступную любовь на суде Господнем» (Декарг П. Рембрандт. М., 2000. С. 199, 200).

Нам представляется, что смысловым центром полотна можно считать и письмо, чей загнувшийся кончик заставляет предположить, что на стороне, скрытой от зрителя что-то написано. Это, а также отсутствие Давида, может способствовать формированию облика царя, как покрытого тайной и мраком.

Вследствие чего создается драматизм сюжета картины, проявляющийся, как принято считать, особенно ярко в светотеневой организации полотна, прежде всего в выхватывании из темноты фигуры Вирсавии. Восстанавливая библейские события, мы вспоминаем о письме Давида к военачальнику Урии с приказом о смерти мужа Вирсавии.

Этот смысловой ряд актуализирован в полотне Рембрандта, где письмо становиться отправной точкой трагедии, определяя внутренний драматизм. Вирсавия и служанка объединены в кольцевую композицию полукругом тяжелой ткани, письмом, посланным мужчиной. Они возведены на уровень обобщения, что позволяет сделать вывод о женском начале в сюжете картины.

Письмо может являться символом мужского, проникающего в тесное объединение женского, создавая напряженность, а отсюда и драматизм. Посредством этого, как нам кажется, происходит обращение к внутреннему миру живописного образа.

Сравнивая образ Вирсавии Рембрандта и образ Вирсавии ветхозаветной, мы обнаруживаем сходство смысловых характеристик, принимая во внимание бесправие женщины в Библии, и пассивность перед лицом мужчины, отрицание самостоятельных движений женской души в силу ритуальности, предписанной обычаем. Но обращение к реальному человеку в бытовой ситуации обуславливает психологизм образа. Энергетика женского начала приобретает духовный характер. Женское определяется, как психологическая тайна в ситуации внешней пассивности при богатом внутреннем динамизме.

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/pikuleva-ai/obraz-virsavii-v-biblii-i-na-odnoimennoy-kartine-rembrandta

Рубенс. «Вирсавия». О чем молился царь Давид?

Вероятнее всего, понимал. Что его заставляло идти против закона? Обстоятельства? Необузданные желания? Скорее всего, последнее.

Автор этой молитвы — царь Давид. Он был разбойником, убивал, грабил, вымогал, отбирал чужих жен. И стал царем, потому что разбойничал, убивал, грабил, вымогал. И отбирал чужих жен, когда стал царем.

Видимо, в конце жизни он изменился (постарел, что ли). Пришло переосмысление жизни:

«4. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5. ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной».

Возможно, что пришло и понимание, что сила — обоюдоострое оружие, что необходимо для нормальной жизни соблюдать какие-то правила, законы. Конечно, стать белым и пушистым после того, как много лет вершил беззаконие, вещь невероятная, но он просит:

«9. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
12. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».

(Иссоп — синий зверобой. Пучки иссопа использовались в качестве кропила.)

Он обращается к своему Господу:

«15. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».

Но это все — в старости, а что он творил в молодости! Вот один из его подвигов (2 книга Царств, гл. 11.):

«1. Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме. 2.

Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. 3.

И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.

4. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Как назвать такой поступок? Кража? Разбой? Мужа нет дома, а царь приказывает привести к нему жену! Царь нарушил десятую заповедь, о которой ему было хорошо известно: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Но этим дело не кончилось. Муж этой красавицы находился в подчинении двоюродного брата Давида, командующего войсками. Давид просит брата прислать к нему Урию. Зачем ему это понадобилось? Дело в том, что его новая пассия понесла. Возможно, Давид хотел скрыть грех.

Урия прибыл к Давиду, и после беседы о внутреннем и международном положении Давид предложил Урии пойти домой:

«5. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна. 6. И послал Давид [сказать] Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду. 7.

И пришел к нему Урия, и расспросил [его] Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.

8. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои.

И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье».

В этот момент завязывается трагедия: Урия не захотел идти к жене:

«9. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом».

Урия — преданный слуга и отличный воин. Он посчитал невозможным нежиться под боком у жены в то время, когда его товарищи несут тяжести военной службы:

«10. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
11.

И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю».

Давид делает еще одну попытку скрыть грех:

«12. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.
13. И пригласил его Давид, и ел [Урия] пред ним и пил, и напоил его [Давид]. Но вечером [Урия] пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел».

Отказавшись ночевать дома, Урия подписал себе смертный приговор:

«14. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал [его] с Уриею.
15. В письме он написал так: поставьте Урию там, где [будет] самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».

Урия погиб в сражении.

26. И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. 27. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына.

И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа».

Какой же должна была быть женщина, чтобы толкнуть мужчину на страшный грех? Видимо, очень красивой. И не только — Давид захотел сделать ее своей женой (и сделал). Возможно, она была еще и умной (хотя это необязательно).

Читайте также:  Описание сергея иванова «немец»

Легенда не один раз вдохновляла художников сделать ощутимой красоту Вирсавии (или Бат Шевы, это одно и то же). Самые ранние картины с Вирсавией (у фонтана, у водоема, с Давидом) датируются 16 веком. Одна из современных работ — израильского скульптора Франка Мейслера.

Естественно, что и Рубенс вдохновился легендой о Вирсавии. На полотне — красивая молодая женщина у фонтана, рядом с ней рабыни, которые приводят ее в порядок. Казалось бы, безмятежная обстановка.

Но что-то вносит беспокойство: и она, и ее собачка заняты каким-то объектом слева от зрителя, за рамкой картины. Видимо, подошел кто-то из семьи, потому что это не вызвало у Вирсавии испуга.

На ее лице только вопрос: что случилось?

Настоящая угроза — в левом верхнем углу картины. Там, на балконе дворца стоит сам Давид, не без интереса наблюдающий за процессом. И человек, который нарушил привычный ход вещей, видимо, принес Вирсавии настоятельное приглашение прийти во дворец.

Это как бы начало греха. А конец — молитва о прощении.

В 1630 году итальянский композитор Грегорио Аллегри написал музыку к молитве, которая по первому слову итальянского текста называется «Мизерере» («Помилуй», полное название молитвы — «Помилуй меня, Господи!»).

Эта молитва исполняется два раза на страстной неделе во время всенощных в католических соборах. Музыка необычайной силы, проникающая во все жилы.

Молитва вошла в концертный репертуар знаменитых теноров мира — и обессмертила все грехи царя Давида.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/52762/

Описание картины Александра Иванова «Вирсавия». Вирсавия картина

Главная » Картины » Вирсавия картина

Некогда, при жизни царя Давида, тот гулял по крыше своего дворца на закате, и увидел купающуюся у источника молодую девушку, которая показалась ему очень красивой. Ощутив страсть к ней, царь, не знавший ни в чем отказа, отправил к ней собственных слуг, и те привели её во дворец.

Не смотря на то, что она была замужем, Давид взял её в жены, такой была её красота, а мужа её, простого солдата, распорядился поставить в место самого страшного сражения, и промедлить с помощью, когда он окажется в западне. Радуясь тому, что страсть его удовлетворена, радуясь молодой жене, которая оказалась кроткой и мудрой, он не думал о том, что это грех и вовсе не каялся.

Тогда к нему пришел пророк Нафан, и рассказал притчу, о бедняке и богаче. «У богача было много скота, у бедняка же – одна овечка, которую он купил, и холил, и лелеял, поил и кормил со своими детьми, и она была ему как дочь. Но однажды в дом богача пришел странник, и, не желая тратить на гостя своих запасов, тот приказал выкрасть у бедняка овечку и забить её».

Возмущенный, Давид вскричал, что такой человек повинен смерти, и Нафан ответил ему: «Этот человек – ты. Но ты не умрешь, умрет твой сын от украденной женщины».

И ребенок умер, и Давид каялся, и постился, и заслужил себе прощение. Впоследствии у него родился сын, великий царь Соломон, а матерью его была Вирсавия – взятая против всякого закона, но ставшая Давиду верной женой.

Брюллов изображает её в момент купания. Отброшены вещи, Вирсавия обнажена, чуть влажные волосы спускаются по её плечам, сама она, собираясь одеваться, поправляет диадему. Взгляд её на зрителя печальный и как бы знающий, словно она ждет уже слуг Давида, словно готовится не закричать, когда её поведут к человеку, взявшего её с боя, как вещь.

Кожа её, нежная и белая, контрастирует с темными волосами и темной кожи слуги, который, не чувствуя беды, смотрит на неё восхищенно.

opisanie-kartin.com

Артемизия Джентилески Купание Вирсавии: Описание произведения

Известно три работы Артемизии Джентилески, носящие название «Купание Вирсавии»: одна хранится в Новом Дворце (Потсдам), другая в Галерее искусств (Коламбус), третья – в частной коллекции. Они аналогичны по композиции и различаются лишь в деталях. Во всех случаях обнажённая Вирсавия сидит перед балюстрадой в окружении своих служанок.

У её ног расположился блестящий сосуд для омовений, а позади неё – городской пейзаж с облачным небом, деревьями и строениями, украшенными декоративными колоннами. Все три считаются написанными в Неаполе, когда художнице было уже далеко за 50.

Вирсавию традиционно изображают купающейся, потому что за этим занятием, согласно Библии, её впервые увидел израильский царь Давид. Он прогуливался по крыше своего дома и с высоты перед его глазами открылось дивное зрелище: во дворе совершала омовение жена одного из храбрейших израильских воинов, Урии Хеттеянина.

Пленённый редкой красотой Вирсавии, Давид приказал привести женщину в свои покои. Так она стала возлюбленной царя. Позднее Давид велел своим военачальникам бросить Урию в самую гущу сражения, «чтобы он был поражён и умер», а когда это случилось, женился на Вирсавии. Их первенец родился мертвым, и Давид раскаялся в том, что так согрешил перед Богом.

О его раскаянии повествует знаменитый 50-й Псалом, который обязательно включается в состав церковной службы. Покаяние Давида было принято: Бог послал им с Вирсавией сыновей Нафана и Соломона, ставшего царём после Давида.

Интересно, что на большинстве полотен Артемизии Джентилески можно видеть нагое женское тело, однако редкие на её картинах мужчины – всегда одеты. Такое положение дел объяснимо тем, что Церковь категорически запрещала женщинам писать обнаженных моделей-мужчин. Женскую натуру Артемизия, как правило, писала с себя, но для Вирсавии ей, скорее всего, понадобилась другая модель.

Сравнивая «Вирсавию» с более ранними героинями Артемизии (Юдифью или Лукрецией), можно видеть, что манера художницы претерпела большие изменения.

В молодости она больше была подвержена влиянию Караваджо, в её картинах было больше драматических контрастов и больше сильных эмоций.

Но когда зрелая Артемизия писала Вирсавию, мода очень переменилась: заказчики охладели к караваджизму, а ему на смену пришло искусство более рафинирование, которое потом получит название маньеризм.

Извилистые линии и грациозно-капризные жесты в «Купании Вирсавии» говорят о том, что Артемизия Джентилески не боялась экспериментировать и модифицировать своё искусство, если этого требовали новые тенденции.

Вполне замечательные пейзажи на заднем плане «Купания Вирсавии», как считается, не принадлежат кисти Артемизии – она не была мастером пейзажной живописи, а научиться перспективе у Агостино Тасси ей, как известно, помешала история с изнасилованием и семимесячной судебной тяжбой (подробнее – в биографии художницы). Предполагают, что пейзажи для её картин исполнены художником Вивиано Кодацци.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/virsaviya-kartina.html

Художник Александр Андреевич Иванов

В русском изобразительном искусстве Александр Андреевич Иванов (1806-1858) занимает одно из первых мест. Его художественный подвиг— двадцати­летняя работа над картиной «Явление Христа народу» известен всем, кто хоть немного интересуется искусством. Около его картины и многочисленных этю­дов к ней в Третьяковской галерее всегда толпится много зрителей.

Меньше известны замечательные рисунки и акваре­ли Александра Иванова. Однако и в своей графике художник создал первоклассные произведения, полные жизненной правдивости и великолепные по мастерству

Великий русский художник А. А. Иванов был сыном профессора исторической живописи и воспитанником Академии художеств. Ему суждено было преодолеть идеи академизма, чтобы стать выдающимся мыслите­лем и поборником нового демократического искусства.

О любовном отношении к реальной натуре свиде­тельствует уже внеклассный рисунок Иванова «Юноша за мольбертом», исполненный в конце 1820-х годов. Прилежный труд молодого художника над картиной, обстановка мастерской переданы в рисунке уверенно и просто. В этом рисунке уже видны преданность на­туре и реализм, положенный в основу мировосприятия молодого Иванова.

Восемнадцатилетний юноша создает превосходную картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824). Он вдумчиво читает «Илиаду», что­бы заново и ясно представить себе выбранную тему. Старик Приам, рискуя жизнью, проник во вражеский стан, он умоляет победителя Ахиллеса вернуть ему труп сына-героя. 

Карандашный эскиз к этой картине превосходно намечает сильные и убеждающие образы героев, естественный и живой рисунок дает представ­ление о способности молодого художника строить картину.

Величественны фигуры действующих лиц, и в духе эпического повествования выражены их чувства.

К началу 30-х годов, когда Иванов в качестве пен­сионера Академии художеств находился в Риме, отно­сится его работа над картиной «Аполлон, Кипарис и Гиацинт».

Аполлон, покровитель искусств, обучает двух маль­чиков музыке и пению. Античные образы своих героев Александр Иванов проверяет через живую натуру. Он как бы заново находит их в жизни и воссоздает их образы. Удивительно изящен рисунок — этюд к Гиа­цинту— «Мальчик, играющий на флейте», где так уве­ренны и вместе музыкальны линии рисунка.

Драматический характер творчества А. Иванова проявляется в рисунке «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (эскиз для картины 1831—-1833гг.). Выразительна сцена отчаяния братьев и скорбь Ве­ниамина, у которого была обнаружена подкинутая ча­ша. Рисунок получился естественнее и живее нежели сама картина.

Почти четверть века Александр Иванов работал в Риме над картиной «Явление Христа народу». Она занимала все его мысли и потребовала от него мно­го сил. Множество превосходных этюдов с натурщиков и пейзажей написал он для своей картины. 

Рисунков к ней сохранилось немного, но среди них можно от­метить выразительный этюд «Натурщика со спины» и чудесный набросок «Всадники», как пример точности, простоты и выразительности изображения. Лошадь на быстром наброске изображена в различных поворотах.

Фигуры всадников обрисованы прерывистым контуром, легко проложены тени, так что чувствуется впечатле­ние солнечного света и воздушности.

С конца 1830-х годов завязалась дружба А. Ивано­ва и Гоголя. У них обнаружилась общность взглядов на искусство, художник делился с Гоголем своими пла­нами.

Гоголь написал известную статью о творчестве А. Иванова. Лучший портрет Гоголя, по свидетельству современников, принадлежал А. Иванову.

Он сделал также ряд карандашных зарисовок и на­бросков с Гоголя.

Повседневная итальянская жизнь, встречи с просты­ми людьми, народные празднества захватывали порой художника, и тогда он делал живые, верные зарисов­ки с натуры и писал живые жанровые акварели. Вот черноволосая девушка, откинувшись на стуле, бьет в бубен, вызывая подруг на танец («Женщина, бью­щая в бубен», 1830 г). 

Маленькая девочка останови­лась перед ней. В позах нет ничего надуманного, но благородная простота рисунка, обобщенность силуэта побуждает сравнить его с античным рельефом. Также правдива «Голова девушки» (около 1840 г.) с высо­ким пучком волос. Черты лица ее не очень красивы, но как любовно и приветливо передает художник оба­ятельность и свежесть молодости.

К 1838 году отно­сится акварель «Жених, выбирающий серьги для неве­сты». Деревенский парень, щеголевато одетый, вместе с невестой и ее матерью остановились перед уличной витриной, чтобы купить серебряные серьги.

Очень вы­разительны все фигуры — живо передана заинтересо­ванность действующих лиц, восторженность невесты, степенная фигура продавца. Нарядная и красочная акварель полна ощущения рассеянного солнечного света.

Также удачна другая акварель, многофигурная ком­позиция «Октябрьский праздник в Риме» (1842 г.). Пос­ле сбора урожая винограда в Риме и его окрестностях царит праздничное оживление. На площадях и улицах устраиваются танцы.

Иванов изображает сценку, ког­да развеселившаяся девушка вызывает для танца чопорного иностранца, который стесняется, чувствуя комизм своего положения. Соседи уговаривают его под­чиниться правилам игры.

К лучшим акварелям Александра Иванова принад­лежит в «Вирсавия» (1843 г.). Тема связана с библей­ской легендой. Полуобнаженная Вирсавия, распустив свои черные волосы, склонилась над тазом. Она моет­ся.

Ее тело, обрисованное плавным контуром, изящное и гибкое, имеет сходство с классической статуей. Иде­альное и прекрасное женское тело так жизненно пере­дано в этой полной поэзии акварели, бережно и чут­ко написанной художником.

 

В 1850-х годах А. Ива­нов работал над большой серией библейских эскизов. Он стремился в этих акварелях выразить красоту старинных сказаний. Высокое достоинство человека в трудные для него моменты, глубокие душевные пе­реживания, полные драматизма, находил он в древних легендах.

Эти эскизы являются одним из высших достижений искусства А. Иванова по необыкновенной выразитель­ности и поэтичности композиции, изяществу рисунка и красоте цвета.

К тому же времени относится простая, но очень живописная акварель «Приморский город». Сквозь первый план, обрамленный деревьями, видны вдали голубоватые гряды гор и береговые здания, прозрач­ная поверхность моря. Много воздуха и света, свеже­сти и бодрости ощущаешь, рассматривая этот скром­ный итальянский пейзаж.

Творчество Александра Иванова многогранно и бо­гато. Его картины заслоняют блестящего рисовальщи­ка и акварелиста. Но и в той области, с которой мы ознакомились, он остается таким же великим, мысля­щим и любящим человека и природу художником, умевшим и в обыденном видеть прекрасное.

Источник: http://ruspainting.blogspot.com/2011/01/blog-post_8048.html

Ссылка на основную публикацию