Мир волшебной живописи. Алексей Саврасов. Юбилей художника
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе.
Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким.
Талант его проявился уже в детстве. Мальчик рано научился рисовать гуашью, карандашом, акварелью. И, как истинно купеческий сын, сумел извлечь из своего умения выгоду. Выполненные двенадцатилетним Алешей модные картинки из заморской жизни и подражания Айвазовскому пользовались спросом у местных перекупщиков.
Увлечение мальчугана, однако, дома не поощрялось, «юному любителю прекрасного» частенько доставались подзатыльники. Отец хотел видеть сына солидным купцом, а не бедным художником.
В 14 лет Алеша поступил было в Училище живописи, но вскоре был вынужден оставить учебу: заболела чахоткой мать, да и дела отца шли не лучшим образом.
И лишь в 1848 г. юноша снова был зачислен в пейзажный класс. Его первым педагогом стал Карл Рабус, художник — «видописец». Человек широкого кругозора, он был талантливым воспитателем.
Хотя учебная программа училища и не включала общеобразовательных предметов, Рабус сумел приобщить своих учеников к современным знаниям.
Талант Саврасова сразу заметили. В отчете Московского художественного общества за 1848 г.
он был признан учеником, предоставившим лучшие эскизы. А ведь Алексей не проучился еще и года!
В 1849 г. Саврасова и двух его товарищей ожидала первая творческая командировка. На средства мецената И. В. Лихачева юноши отправились на Украину для исполнения «видов с натуры». Привезенные с юга работы молодого художника отличали новизна, смелость творческой мысли, профессиональные навыки.
Стремясь как можно глубже освоить технику пейзажа, который в то время оставался как бы на обочине большого искусства, Саврасов не находил примера для подражания среди старших современников.
Уже тогда зарождался особый, саврасовский стиль.
Удачи одна за другой сопутствовали начинающему пейзажисту.
В 1850 г.
за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива» ему было присвоено звание художника.
А в 1854 г., когда Саврасову было всего 24 года, его творчеством заинтересовалась августейшая особа.
На проходившей выставке работ воспитанников училища президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна заметила незаурядное мастерство, присущее работам Саврасова.
Она приобрела картину «Степь с чумаками вечером» и даже пригласила молодого художника на свою дачу под Петербургом для написания «видов с натуры».
Итогом поездки стали два полотна — «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума», многочисленные рисунки и… звание академика.
Хотя петербургские пейзажи и принесли Саврасову славу, его излюбленной темой оставались окрестности Москвы: церквушки, деревеньки, бескрайние поля.
Пейзаж Саврасова был не просто изображением природы. Люди, птицы, животные — художник буквально населял свои картины действующими лицами, умело избегал пасторальности.
Через два года Алексей женился. Его выбор пал на девушку немецкого происхождения Аделаиду Софью Герц.
Мало того, что Софи была на несколько лет старше жениха, ее железный характер резко контрастировал с мягкостью и покладистостью Саврасова.
Дочь богатого купца, она с юности стремилась к независимости от родителей, зарабатывала на жизнь частными уроками. Молодожены поселились в казенной квартире при училище, где Саврасов вел класс живописи и перспективы.
Среди его учеников были Исаак Левитан, Сергей и Константин Коровины, Михаил Нестеров — те, кто впоследствии определил лицо русской живописи XIX — начала XX в. Саврасов был прекрасным педагогом. Не имея никакой особой системы преподавания, он воодушевлял учеников собственным примером, учил их чувствовать красоту природы.
Как вспоминают современники, «с первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни». Цветущий дуб становился событием для всего класса. Тепло вспоминая о годах своей учебы у Саврасова, К.Коровин писал: «Алексей Кондратьевич был огромного роста и богатырского сложения. Большое лицо его носило следы оспы.
Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум. Человек он был совершенно особенной кротости. Никогда не сердился и не спорил.
Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко…»
Этим другим миром была для Саврасова природа, в которой он видел романтику, тайну, поэзию — все то, чего ему так не хватало в реальной, обыденной жизни.
Даже в годы признания и относительного благополучия художник ощущал всю зыбкость своего положения. И видимо, потому, будучи наставником для многих, Саврасов так и не стал учителем для своей старшей дочери Веры, проявлявшей незаурядные способности к рисованию.
«Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант.
Этот взгляд оправдался в нем самом», — вспоминала Вера.
Но тогда в жизни самого Саврасова еще ничто не предвещало грозы. Художник с головой окунулся в культурную жизнь Москвы. Он был очень дружен с Перовым, одним из инициаторов создания Товарищества передвижных выставок. На чашку чая к Саврасову заходили Третьяков, Боткин, Пукирев.
Весной 1862 г.
, благодаря работе в Обществе любителей художеств, Саврасов впервые отправился за границу. Лондон, Копенгаген, Берлин, Дрезден, Париж, Мюнхен — Алексей Кондратьевич наслаждается работами ведущих английских и немецких мастеров, а заодно и рисует.
Однако привезенные им из-за границы картины — «Озеро в горах Швейцарии» и «Вид в Швейцарских Альпах» — не имели успеха у критиков.
Рисуя красоты других стран, Саврасов все-таки оставался прежде всего поэтом русской природы.
Его «Лосиный остров» в 1870 г. был удостоен первой премии на конкурсе московского Общества любителей художеств. «Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника», — писали о картине в прессе.
«Лосиный остров» принес Саврасову не только славу, но и деньги: полотно сразу же было приобретено Третьяковым.
Это позволило художнику поправить пошатнувшееся материальное положение и воплотить свой давний замысел: отправиться на Волгу.
Вот где истинно российские пейзажи! Саврасов принялся за работу, как голодный за еду. Рисовал все: широкие панорамы Волги и бабьи хороводы, тихие пристани и сценки из жизни бурлаков.
Но в столице его уже ждал удар, от которого художник не скоро смог оправиться: «вследствие малого числа учеников, изучающих пейзажную живопись», его лишили казенной квартиры. Истинная причина, конечно, была не в количестве студентов.
Саврасову не простили подписи под дерзким письмом, направленным в Совет художественного общества. Речь в нем шла об устаревших методах преподавания в Училище живописи.
Вслед за этим в семье Саврасовых начались постоянные ссоры. За 600 рублей жалованья в год снимать квартиру и кормить детей было невозможно.
«Железная» Софи снова, как в девичестве, принялась давать уроки. Жизнь постепенно налаживалась, но рана в душе Саврасова так и не зажила. Он начинает пить, и заботливая жена увозит его от беды в Ярославль.
Смена обстановки и тихая провинциальная жизнь действительно возымели благоприятное действие на художника.
Он успокоился, здоровье пошло на поправку. Здесь Алексей Кондратьевич много рисует, постоянно путешествует.
Весна, любимое время года художника, принесла ему вдохновение.
Родилось полотно, сделавшее Саврасова знаменитым, — «Грачи прилетели» (1870 г.).
Но на московской выставке Общества любителей художеств в 1871 г. полотно осталось почти незамеченным. И лишь на экспозиции Товарищества передвижных выставок в Петербурге «Грачи» стали событием. Правда, передвижники, высоко оценивая картину, отнеслись к ней с некоторым снисхождением. Ведь здесь не было идейности, изображения тяжелого положения народа.
Лишь немногие смогли по достоинству оценить это замечательное полотно.
Нужно, как всегда, оказалось Третьякову. Он купил «Грачей», опередив саму императрицу, которой досталась лишь копия шедевра.
Жизнь Саврасова постепенно вошла в прежнее русло. Он снова преподает, пишет Волгу Его работы отличает романтическое восприятие природы и в то же время глубокое знание реальной жизни.
Каждое полотно наделено особым настроением.
Зачастую — мрачным. Ведь судьба, преподнося Саврасову редкие подарки, особенно не скупилась на беды. К этому времени он уже потерял троих детей. Печальной повестью называют его картину «Могила на Волге», замысел которой связывают со смертью в 1871 г. его новорожденной дочери. Семейная жизнь художника по-прежнему не ладилась.
Несмотря на славу и признание, денег не хватало.
Не выдержав полуголодного существования, «железная» Софи сломалась. Она забрала детей и уехала к сестре в Петербург. Потеря семьи стала началом конца художника. Он снова начал пить, совсем опустился, его уволили из Училища живописи.
Больной и неухоженный Саврасов жил в меблированных комнатах, перебиваясь продажей рисунков, написанных нетвердой пьяной рукой. За них известному художнику давали порой не больше, а то и меньше, чем в детстве купеческому сыну. Круг его знакомых теперь составляли бродяги да горемыки, такие же, как и он, талантливые неудачники.
В последние годы жизни у Саврасова появляется новая спутница, Евдокия Моргунова, ставшая его гражданской женой и матерью двоих детей. Но нищета и пьянство делали свое дело: художник терял зрение. Едва различая форму предметов, он все же продолжал рисовать и даже достиг больших успехов в графике.
К 50-летию творчества Саврасова был издан альбом его рисунков, ставший для художника последним напоминанием о минувшей славе.
О н умер поздней осенью 1897 г., когда до его любимой весны было так далеко… Улетали грачи, унося с собой душу «одного из самых глубоких русских живописцев».
Рекомендательная литература:
1. Артемов В.В. Русские художники.- Москва: Росмэн- пресс, 2003.- 384 с.: ил.
2. Кисилева Е. Мир высокой поэзии. Творчество А.Саврасова // Уроки литературы.- 2000 — №2
3. Беспалова И. Саврасов Алексей // Смена – 2000 — № 12 — с.134 – 152.
Источники изображений: tphv.ru, www.wikiart.org, art-assorty.ru, opisanie-kartin.com, www.artcyclopedia.ru
Третьяковка. Бесценный дар А. Саврасова
Источник: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-vzroslykh/item/349-mir-volshebnoj-zhivopisi-aleksej-savrasov-yubilej-khudozhnika
Алкогений: Алексей Саврасов
Он пьет запоем и украшает за водку и обед кабинеты в трактирах.
Из книги «О русских художниках»
Русский художник Алексей Саврасов знаменит не только хрестоматийными грачами, которые прилетели, но и своим увлечением спиртным, оставившим печать на его творчестве. Неслучайно в среде искусствоведов приняты термины «трезвый Саврасов» и «пьяный Саврасов», означающие периоды творчества до и во время алкоголизма.
Творить художник начал раньше, чем пить. Уже ранние пейзажи Алексея пользовались коммерческим успехом, что убедило его отца, Кондратия Соврасова (так раньше было принято писать их фамилию), отдать сына в Московское училище живописи. К двадцати семи годам одаренный юноша уже заведовал пейзажным классом в своей альма-матер.
Преподавательская деятельность нравилась Саврасову. Ученики, в числе которых были, кстати, Левитан и Коровин, боготворили наставника.
Увы, передовые методы обучения и полная свобода действий, предоставляемая ученикам, постепенно осложняли отношения Саврасова с администрацией училища.
Тридцатилетнего живописца, успевшего обрасти женой и детьми, лишили, например, казенной квартиры, что вызвало скандал в семье.
От стычек с начальством и ссор с женой живописец спасался привычным для русского человека способом. Постепенно от любимых пейзажей Саврасов переходит к винным натюрмортам. Пьяным его видят уже круглосуточно, даже на посту.
В 1882 году художника исключили из училища, после чего от него ушла жена, забрав дочерей. Для Саврасова начался период скитаний по злачным местам тогдашней Москвы.
Помимо водки художник упивается своей отверженностью: не принимает помощь меценатов, в том числе знаменитого Третьякова, не хочет жить у друзей.
В дешевых ночлежках в закоулках Хитровского рынка академик живописи за 30-копеечную бутылку водки снова и снова рисует пейзаж с грачами…
К несчастью, стремительно развивающаяся глазная болезнь даже такой способ выживания делает невозможным. 8 октября 1897 года Алексей Кондратьевич умирает в отделении для бедных 2-й городской больницы.
1844—1861 Учеба, а затем и работа в Московском училище живописи. В 1854 году по заказу великой княгини Марии Николаевны пишет картины с видами Петергофа, за которые удостаивается звания академика живописи. Выпивкой не интересуется, однако картины пишет запоем.
1862—1874 Активную преподавательскую деятельность совмещает с частыми поездками на Волгу, где пишет лучшие из своих пейзажей, среди которых запечатленный в 1871 году прилет грачей.
Картина вызывает всеобщий восторг и одобрение критиков. Однако в жизни художника трагедия: во младенчестве умирает четвертый ребенок. Лекарством от депрессии пока еще служит живопись.
Полотно «Могила на Волге» создается в память об умершей дочери.
1876—1882 После успеха «Грачей» критики придирчиво оценивают дальнейшее творчество Саврасова, позволяя порой крайне едкие замечания.
Это, а также козни училищного начальства и недовольство жены отсутствием денег толкают художника к алкоголю.
Пьянство становится формой защиты от жизненных неурядиц и приводит сначала к уходу жены, а потом и к исключению из училища, в котором Алексей Кондратьевич проработал 25 лет. Запои учащаются.
1883—1895 Саврасов становится человеком без определенного места жительства. Питается и ночует у случайных знакомых или в дешевых ночлежках. За постель и выпивку расплачивается чаще всего быстрыми набросками, в которых угадываются пейзажи, принесшие художнику славу.
Вот цитата из Гиляровского: «Я заявил владельцу магазина, что видел эту картину у Саврасова. «Это не она, а повторение, — ответил он. — Та картина давно продана, но Алексей Кондратьевич делает повторения. Да это уж далеко не то.
Совсем старик спился… Оденешь его — опять пропьет все».
1895—1897 Вступает в гражданский брак. Новая жена рожает сына. За два года до смерти полностью прекращает пить, однако подорванное здоровье приводит к печальной развязке. На похоронах присутствуют двое: бывший ученик Левитан и меценат Третьяков.
«За перегородкой раздался громкий голос Неврева: — Да вставай же, Алеша! Пойдем в трактир! Никакого ответа не было слышно. Я прошел за перегородку. На короткой кровати, подогнув ноги, лежал на спине с закрытыми глазами большой человек с седыми волосами и бородой, как у библейского пророка. В комнате пахло винным перегаром.
На столе стояли две пустые бутылки водки и чайный стакан. По столу и на полу была рассыпана клюква. — Пойдем, — обратился ко мне Неврев, — делать нечего. Вдребезги. Видишь, клюквой закусывает, значит, надолго запил… Уж я знаю. Потормошил еще — ответа не было.
Вынул из кошелька два двугривенных и положил на столик рядом с бутылками:
— Чтобы опохмелиться было на что, а то и пальто пропьет…»
Источник: https://www.MaximOnline.ru/guide/maximir/_article/alcogenius-savrasov/
Волга в живописи
Абрам Архипов.
«На Волге».
1889.
– РА – бог солнца у древних египтян. Но река ВОЛГА называлась РА, рекой Солнца, не в Египте, а у нас!
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел.
* * *
Александр Яковлевич Головин.
«Берег Волги».
Эскиз декорации первого акта постановки драмы А. Островского «Гроза».
1916.
Геродот называл Волгу рекой РА (возможно, от купцов слышал или от странников), и жители ее берегов называли реку так же.
Когда же река СОЛНЦА превратилось в совершенно безликую ВОЛГУ (буквально, Бегущая Влага или вообще Влага)? Кто переименовал? Кто из обожествленного символа сделал примитив, достойный неразвитых языков малых, полудиких народов или совершенно диких аббревиатур послереволюционной перестройки?
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Волга близ Городца».
1870.
Волга, река в Европейской части СССР, самая длинная и многоводная в Европе. Длина около 3700 км. Берёт начало на Валдайской возвышенности в Калининской области, впадает в Каспийское море, образуя обширную дельту с 80 рукавами. Питание главным образом снеговое и грунтовое.
Ледостав с конца ноября до начала апреля (в верховьях). Главные притоки Волги: слева – Унжа, Ветлуга, Кама; справа – Ока, Сура, Свияга. Регулярное судоходство от Ржева до устья.
На реке – Волжское («Московское море»), Угличское, Рыбинское, Горьковское, Куйбышевское, Волгоградское водохранилища и ГЭС: Иваньковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Волжская им. Ленина, Волжская им. XXII съезда КПСС.
Волга соединена искусственными водными путями: с Балтийским морем – Волго-Балтийским водным путём; с Белым морем – Северо-Двинской водной системой и Беломоро-Балтийским каналом; с Азовским и Чёрным морями – Волго-Донским судоходным каналом им. Москвы.
Основные грузы: лес, нефть, стройматериалы, хлеб, соль, фрукты. В Волге обитает до 75 видов рыб, из них около 40 промысловых (вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь). На Волге крупные города – Астрахань, Волгоград, Саратов, Куйбышев, Ульяновск, Казань, Горький, Ярославль, Рыбинск, Калинин.
Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Бурлаки на Волге».
1871.
Волга (древнее – Ра, в средние века – Итиль), река в Европейской части СССР, крупнейшая в Европе. 3530 км. Начинается на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя дельту (19 т. кв. км). Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные – Кама и Ока.
На реке – каскад ГЭС с водохранилищами [крупнейшие ГЭС – Волжская им. В. И. Ленина, Волжская им. 22-го съезда КПСС; строится (1981) Чебоксарская ГЭС]. Регулярное судоходство от Ржева.
Волга соединяется с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём, с Белым морем – Северо-Двинской водной системой и Беломоро-Балтийским каналом, с Азовским и Чёрным морями – Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой – каналом им. Москвы.
На Волге – крупные города – Калинин, Ярославль, Горький, Казань, Ульяновск, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань.
Советский энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1982 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Могила на берегу Волги».
1871.
Бату-хан сказал в кругу своих приближенных, где он милостиво разрешает мне присутствовать, такое слово:
«Я не допущу, чтобы существовали другие великие столицы. Будет только одна „столица столиц“ — моя боевая ставка Кечи-Сарай на великой реке Итиль. Из Кечи-Сарая будут вылетать молнии моих повелений, которые заставят трепетать и повиноваться все народы вселенной!».
В. Ян. «К последнему морю».
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Разлив Волги под Ярославлем».
1871.
Важен был для России и край приволжский, но значение его оставлялось ещё будущим временам, нижняя часть его была при Михаиле Фёдоровиче ещё очень мало заселена.
Начиная от Тетюшей вниз берега широкой реки были пусты, только три города – Самара, Саратов и Царицын – представлялись путнику, плывшему по Волге; эти города были заселены исключительно стрельцами и были скорее сторожевыми острожками, чем городами. Оседлых земледельцев в этом крае не было.
Встречались кое-где только временно проживавшие рыбаки, приманиваемые необыкновенным изобилием рыбы в Волге. В ущельях гор, окаймляющих правый берег реки, гнездились воровские казаки и, при удобном случае, нападали на плывущие суда. Самое опасное в этом отношении место было в Жигулёвских горах, около впадения реки Усы в Волгу, где оба берега значительно высоки и были покрыты дремучим лесом.
Поэтому плавать по Волге было возможно только под прикрытием вооружённых людей. В описываемое время от Нижнего до Астрахани и обратно ходили так называемые караваны – вереницы судов, плывших в сопровождении стрельцов, которые находились на передовом судне.
Караваны сверху в Астрахань проходили весной, а снизу из Астрахани – осенью, и привозимые в Нижний восточные товары развозились уже с наступлением зимнего пути на санях. Плавание вверх по Волге было очень медленно, и, в случае противного ветра, гребцы и рабочие выходили на берег и тянули суда лямкой; кроме судов, отправлявшихся с караваном, некоторые смелые хозяева пускались отдельно на своих стругах и носадах, но нередко платились достоянием и жизнью за свою смелость.
Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург». «Весь». 2005 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Рыбаки на Волге».
1872.
В последние годы царствования Петра в разных городах учреждены были (6 апреля 1722 года) вальдмейстеры для сбережения лесов.
Главное внимание обращено было, как и прежде, на окрестности больших рек и озёр, в особенности на линии от устья Оки вниз по Волге и по рекам, впадающим в Волгу; во всех дачах, чьи бы они ни были, запрещалось владельцам рубить лес даже для собственных нужд.
После тяжёлых пеней за две последовательные порубки лесов, за третью следовало наказание кнутом и ссылка на галеры на 20 лет.
Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург». «Весь». 2005 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«К концу лета на Волге».
1873.
В трудах греков Волга упоминается под названием Рха и Ра.
Н. Членова. «Арии – это андроновцы». «Чудеса и приключения» №10 1994 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Могила на Волге. Окрестности Ярославля».
1874.
Между тем голод и побеги приводили к размножению разбоев. Летом 1722 года дошло до царя, что на Оке и на Волге разбойники убивают хозяев, грабят товары, а наёмные работники на купеческих судах не только не обороняют своих хозяев, но ещё сами подговаривают разбойников.
Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж. Берег Волги».
1874.
В 1737 году… предпринято было заселить нижние берега Волги и берега рек Иловли, Хопра и Медведицы – донскими казаками и малороссиянами.
Тогда было положено из таких переселенцев основание казацкому волжскому войску под начальством атамана Персидского.
Приказано было составить опись землям юго-восточной России, начиная от Саратова вдоль Волги до Царицына и до Дона, а от Дона по Хопру вверх до Саратова. Явно было намерение наполнить жителями этот плодоносный край.
Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Старый погост на берегу Волги».
1874.
А разбойники в следующем 1738 году самым безобразным способом давали о себе знать на Волге и на Оке; они грабили плававших по этим рекам торговцев, нападали на помещичьи усадьбы и мучили жестокими истязаниями владельцев и их дворовых, не давали спуска также и казённым таможням и кабакам, убивали целовальников и голов и забирали казённые сборы. Они как будто не сознавали большого греха в своих поступках: жертвовали в церкви материи, награбленные у купцов, покупали колокола и нанимали священников служить панихиды по умерщвлённым на разбоях. На низовьях Волги обязанность ловить разбойников, плававших в лодках и грабивших встречные купеческие суда, возложена была на волжское казачье войско, а ограбленные купцы обязаны были платить казакам по 3 процента со 100 за возвращённые товары. И в других краях империи велась борьба с разбойниками. В 1739 году появились их шайки в уездах Кексгольмском и Олонецком; указано было преследовать их оружием и пойманных отсылать в Выборг, где казнить смертью. В том же году дозналось правительство, что толпы русского народа убежали в Польшу из провинций Великолуцкой, Псковской и Новгородской, с намерением составить в чужой земле разбойничью шайку и явиться в российских пределах: отправлен был в Великие Луки полк – не пропускать из-за границы русских беглецов.
Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«На Волге».
1875.
В публикации профессора Ф. И. Кнауэра «О происхождении имени народа Русь» высказана интереснейшая гипотеза, ссылок на которую я не встречал. Автор пишет, что в древнеиндийских гимнах «Ригведы» упоминается мифическая река Rasa, «великая матерь», текущая на дальнем северо-западе, на старой родине.
А в «Авесте», священной книге древних персов, приписываемой самому Заратустре, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии.
Скрупулезным филологическим анализом исследователь доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги — Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян.
Последними топонимами были названы многочисленные северо-западные реки на новых местах расселения народа, вышедшего в глубокой древности на свои исторические пути с Волги, так же как другие древнеиндоевропейцы, переселившиеся с нее на дальний юго-восток, назвали один из притоков Инда именем той же реки-прародительницы Rasa.
Автор считает, что «имя народа „русь“ чисто славяно-русского происхождения» и «в точной передаче слова означает не что иное, как «приволжский народ» (Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899. М., 1902, названная статья, с. 1-19).
Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985. Т. 4.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Волга. Дали».
Первая половина 1870-х.
Огромные стаи болотных птиц проносились над густыми камышами. — Где устье Итиля? — крикнул араб.
— Великий Итиль имеет семьдесят устьев, — отвечал рулевой. — Надо найти главное из них. Пройдя в неверное устье, корабль затеряется между островами в камышах и завязнет на отмелях…
В. Ян. «К последнему морю».
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Волга. Пейзаж».
Первая половина 1870-х.
Сейчас в нашей стране так много сказано о загрязнении великой русской реки.
А мне часто думается: когда же началось это экологическое бедствие, которое лучше именовать всенародным? И тут, годами перелистывая книги о героической обороне Сталинграда, я, кажется нащупал первоначальные истоки нашей беды.
Очевидцы тех дней — летних дней 1942 года — свидетельствуют нечто ужасное: весло в речной воде было тогда не повернуть, ибо вода в нашей кормилице-Волге была наполовину перемешана с загустевшей нефтью… Вот результаты бомбежек!
Валентин Пикуль. «Площадь Павших Борцов».
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«На Волге».
Первая половина 1870-х.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Вид Волги под Юрьевцем».
1870-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Волга».
1870-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Волга. Дали».
1870-е.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Спасский затон на Волге».
1893.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Ледоход на Волге».
Андрей Рябушкин.
«Поход против Стеньки Разина. Привал стрельцов на берегу Волги».
Архип Иванович Куинджи.
«Волга».
1890-1895.
Иван Константинович Айвазовский.
«Волга».
1887.
Иван Константинович Айвазовский.
«Волга у Жигулёвских гор».
1887.
Иоганн-Готлиб Георги.
«Волжские рыбаки».
Исаак Ильич Левитан.
«Волжский пейзаж. Лодки у берега».
1877-1878.
Исаак Ильич Левитан.
«Волга с высокого берега».
1887.
Исаак Ильич Левитан.
«На Волге».
1887-1888.
Исаак Ильич Левитан.
«Вечер на Волге».
1888.
Исаак Ильич Левитан.
«Вечер на Волге».
1888.
… 2
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
Источник: http://aria-art.ru/0/V/Volga/1.html
Волга на картинах русских художников
03.03.2016
Нет в Европе реки длиннее и полноводнее Волги. И хотя в России есть свои рекордсмены по этим показателям, например Лена и Обь, но нет для русского человека более родной реки, чем матушка Волга. Эта любовь нашла свое отражение в творчестве отечественных живописцев 19 века, во время расцвета жанра русского пейзажа.
Конечно, при упоминании Волги на ум приходит картина И. Репина «Бурлаки на Волге» (1870-1873), в которой великая река не более чем пейзаж для основного действа – непосильной работы артели бурлаков. Кстати, мало кто знает, что картина с аналогичным названием есть и у А. Саврасова. Именно в его творчестве Волга занимает важное место.
Это можно понять хотя бы по названию его работ: «Волга. Дали» (1870-е), «Спасский затон на Волге» (1893), «Ледоход на Волге», «Волга», «Вид Волги под Юрьевцем», «На Волге», «Волга. Пейзаж», «Пейзаж. Берег Волги», «Могила на Волге», «К концу лета на Волге» (все 1870-е) и некоторые другие. Это восхищение этой рекой он передал своему ученику И.
Левитану.
Архип Куинджи, известный своей любовью к Днепру («Лунная ночь на Днепре»), также не обошел вниманием Волгу. На его картине «Волга» (1890-1895), спокойная водная гладь с узкой полоской другого берега словно является отражением точно такого же спокойного и темного неба.
Несколько раз изображал на своих полотнах эту реку и маринист И. Айвазовский. Эти работы «Волга» (1887), «Волга у Жигулевских гор» (1887) отличаются тем, что река на них больше напоминает море.
Возможно, это сделано художником по привычке, но хочется верить, что таким образом Айвазовский сравнивает волжские дали с бесконечными морскими просторами.
Нельзя говорить о Волге, не упомянув творчество И. Левитана. Когда в 1888 году художник совершил путешествие по Волге, он открыл для себя небольшой городок Плёс, где им было выполнено более 200 пейзажей. Бесспорно, самый известный из них – это «Над вечным покоем» (1894).
Прекрасно передает настроение погожего летнего дня на реке другая его картина «Свежий ветер. Волга» (1895). По своему прекрасны картины «Волга с высокого берега», «Вечер на Волге», «На Волге», «Осень. Мельница. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Баржи.
Волга», каждая из которых несет частичку величия и спокойствия реки.
В 1870 году, компанию И. Репину во время путешествия по Волге (для работы над этюдами к «Бурлакам…», составил художник Ф. Васильев, для которого эта река стала неиссякаемым источником впечатлений.
Больше всего живописца поразило спокойное величие реки. Его волжские картины «Вид на Волге.
Барки», «Волжские лагуны», «Приближение грозы», «Перед грозой» запоминаются буквально фотографическим совершенством.
Не мог не любить Волгу уроженец Астрахани Б. Кустодиев. Правда, река в его работах предстает в разных ипостасях. Например, на картине «На Волге» (1922) – высокий берег реки представляется идеальным местом для свидания, полотно «Гуляние на Волге» словно иллюстрирует пьесу Н.
Островского «Бесприданница», на картине «Волга.
Радуга» (1925) река показана как труженица и кормилица, полотно «В низовьях Волги» вызывает в душе щемящее чувство одиночества и единения с природой, а на портрете «Девушка на Волге» река символизирует противоречивую, но спокойную русскую душу.
Безбрежным простором представляет реку Н. Дубовской на картине «На Волге» (1892). При своей кажущейся простоте, это полотно чем-то очаровывает зрителя, заставляя подолгу смотреть на него.
Не зря современники называли эту картину «симфонией в лиловом». Среди работ других художников этой эпохи стоит отметить «Волга под Симбирском» (1881) М. Клодта, «Вид Саратова с Соколовой горы» (1888) А.
Боголюбова.
Источник: https://8-poster.ru/onenews/925/
О. Добровольский — Саврасов
«Контора больницы уведомляет, что находившийся на излечении в больнице отставной надворный советник Алексей Кондратьевич Саврасов умер 26 числа сентября месяца с/г».
Этот документ был направлен в Совет Московского художественного общества. Так в училище живописи, ваяния и зодчества стало известно, что бывший младший преподаватель пейзажной живописи академик Саврасов покинул сей мир.
Хоронили его 29 сентября. Было пасмурно, шел мелкий дождь. Гроб поставили в маленькой церкви во дворе больницы. Там должно состояться отпевание. У входа в церковь собралась в ожидании панихиды небольшая кучка людей, явившихся проводить Саврасова.
Несколько художников, группа учеников училища живописи, ваяния и зодчества и других художественных школ. Пришел и старик Плаксин, бывший сторож пейзажной мастерской, а теперь швейцар училища. Люди оживленно разговаривали.
Говорили о Саврасове, его болезни и смерти, но больше о том, что не имело отношения к печальному событию, — о плохой погоде, о картинах и выставках.
Одним из последних приехал Левитан. Он уже был безнадежно болен, жить ему оставалось менее трех лет. Поздоровавшись с художниками, он отошел в сторону, стал задумчиво смотреть вдаль.
С высокого места открывалась широкая панорама: внизу Москва-река, слева видны лесистые склоны Воробьевых гор, а впереди, на другом берегу, раскинулся огромный город, серый, хмурый в этот дождливый осенний день, дома, колокольни, фабричные трубы… Смерть Саврасова глубоко опечалила Левитана.
Он потерял учителя, которому был стольким обязан. И сейчас думал о нем. Свои мысли, свои чувства, свою любовь к Саврасову он выразит через несколько дней в статье, напечатанной 4 октября в «Русских ведомостях».
Он скажет о том, что означает эта утрата, о том, что совершил Саврасов и какова его роль в русском искусстве. Сколько лет прошло с тех пор, но ни одно его суждение, ни одна оценка не были поколеблены. Вот что он напишет:
«Не стало художника А. К. Саврасова, не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. Конечно, не в газетной заметке можно дать характеристику такого большого художественного явления, каким был покойный Саврасов.
Это — дело историка русской живописи, а мне, как его ученику и поклоннику, хотелось бы хоть кратко определить то значение и влияние, какое имел Саврасов в русском пейзаже. Расцвет его таланта принадлежит, главным образом, к семидесятым годам. За последние 15-20 лет он уже не являлся на выставках, и о нем как бы забыли.
Здесь не место разбирать те причины, в силу которых он ушел с арены живописи, скажу одно: жизнь его за последние 45-20 лет была беспросветна и трагична.
До Саврасова в русском пейзаже царствовало псевдоклассическое я романтическое направление; Воробьев, Штеренберг, Лебедев, Щедрин — все это были люди большого таланта, но, так сказать, совершенно беспочвенные: они искали мотивов для своих картин вне России, их родной страны, и, главном образом, относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.
И в самом деле, посмотрите на лучшие из его картин, например, «Грачи прилетели»; каков ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Какая простота!
Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу, возьмите вы его же другую картину — «Могила на Волге». Широкая, уходящая вдаль могучая река с нависшей над ней тучею; впереди одинокий крест и облетевшая березка — вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии.
Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, в эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества. Было бы крайне желательно, чтобы в возможно скорейшем времени была устроена посмертная выставка только что скончавшегося художника. Тогда бы всем стало ясно, какого талантливого и самобытного художника мы лишились».
После заупокойной литургии гроб вынесли из церкви и поставили на катафалк. Пара вороных лошадей в мокрых попонах, с темными траурными султанами, медленно тронулась в путь, зацокав по булыжнику. Ритуал был соблюден. Хоронили ведь все-таки академика и надворного советника…
Выехав из ворот больницы, свернули налево, по Калужской улице, а потом уже двинулись по Большой Садовой, через мост, до Кудринской площади, в оттуда к Ваганьковскому кладбищу. Путь был неблизок.
В ту пору все уже возвратились в город с летних дач. Начинался сезон осенних удовольствий и развлечений.
В театре Омона шла опера Лекока «Чайный цветок». Был открыт ресторан «Стрельна» и зимний сад. На скаковом ипподроме был проведен Большой аукцион чистокровных лошадей. В Петровском парке начал работать ресторан «Эльдорадо».
Подписной ужин в Русском охотничьем клубе. Балет Нижинского. Грандиозный концерт-монстр. В ресторане гостиницы «Континенталь» — полученные из-за границы тюрбо и устрицы. Отовсюду лезет реклама — курите папиросы «Фру-фру». Покупайте живых омаров.
Французский хрусталь. Саксонский фарфор…
Смерть Саврасова в этой веселой трескучей суматохе городской жизни, как ни странно, не осталась незамеченной. Газеты поместили некрологи, где воздавалось должное художнику, который так обогатил своим творчеством русский пейзаж, внес в него столько нового. В училище живописи, ваяния и зодчества в день похорон были отменены занятия.
А назавтра, 30 сентября, там состоится панихида, и перед ее началом произнесет речь директор училища князь А. Е. Львов. Он будет говорить о Саврасове как художнике и учителе, отметит его педагогические способности. Напомнит, что покойный академик вышел из того же «рассадника русского искусства», который дал немало художников, составляющих гордость России.
Несколько напыщенные, но справедливые слова. Только сказаны они поздно. Слишком поздно.
А тем временем катафалк остановился у входа на Ваганьковское кладбище. Гроб понесли на руках и, не дойдя до расположенной за воротами церкви Вознесения с колоколенкой, свернули налево, на боковую аллею. Дождь все моросил. Земля была усыпана облетевшими с деревьев листьями. За малочисленной процессией брела желтая тощая собака.
Люди столпились у разверстой могилы, втаптывая в грязь опавшие листья кленов. Слышались гудки паровозов и свистки с железной дороги, проходившей неподалеку от кладбища. Два часа дня. Туман давно уже рассеялся, но небо беспросветно серо. Дождь не переставал.
Быстро вырос холмик мокрой земли. Установили приготовленный заранее простой деревянный крест.
Аллею, где похоронен художник, теперь называют саврасовской. Все прошло, все минуло. Радости и печали, боль и тревога, страдания и надежды, человеческие слабости и волнения. Искусство осталось. Картины. Остался порыв гениального вдохновения. Свет редчайшего таланта. Он не померк. И не померкнет никогда!
1830, 12 мая — В Москве, в Гончарной слободе, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова родился сын Алексей.
1844 — Поступает первый раз в Московское училище живописи и ваяния, но вынужден менее, чем через год, уйти из училища из-за болезни матери.
1846, 31 октября — Умирает мать Прасковья Никифоровна.
1848, январь — Саврасов вновь поступает в училище живописи и ваяния. Занимается в пейзажном классе под руководством К. И. Рабуса.
Рисует гипсовые головы, фигуры, копирует «оригиналы», картины и эстампы известных художников-пейзажистов, пишет эскизы и этюды с натуры. Сближается с К. И.
Рабусом, бывает на вечерах в его доме, где собираются московские художники, студенты, литераторы, ученые, музыканты.
1849 — Совершает летом первую поездку на Украину, в Харьков, Киев, Одессу и в Крым для писания «видов с натуры».
1850 — Оканчивает училище живописи и ваяния и за картину «Вид Московского Кремля при луне» получает звание неклассного художника.
1851 — Пишет картину «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», вызвавшую благожелательные отклики в прессе.
1852 — Вторая поездка на Украину. Пейзажи «Степь днем» и «Рассвет в степи».
1854 — По приглашению президента Академии художеств вел. кн. Марии Николаевны едет в Петербург и в течение трех месяцев работает на ее даче Сергиевское, между Петергофом и Ораниенбаумом. Создает большую серию рисунков с видами Финского залива, побережья, картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».
1854 — За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» удостаивается звания академика.
1854-1857 — Работает в окрестностях села Кунцева, Архангельского, пишет многочисленные пейзажи, запечатлевшие природу Подмосковья.
1857 — Становится преподавателем перспективной и ландшафтной живописи в Московском училище живописи и ваяния. Подает докладную записку, в которой подробно излагает свои педагогические взгляды.
1857 — Женится на Софье Карловне Герц.
1859 — Картина «Пейзаж с рекой и рыбаком».
Источник: https://profilib.org/chtenie/139242/o-dobrovolskiy-savrasov-52.php
Саврасов Алексей Кондратьевич — русский художник
Русский художник Саврасов Алексей Кондратьевич . Автор картин: Аллея; Бабья лямка; Берег реки; Болото вечером; Бурлаки на Волге; и многих других.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.
Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса.
Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.
В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла.
Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год).
Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.
Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”.
И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.
В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.
Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.
В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов.
Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).
Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870).
Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину.
Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом.
В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.
В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И.
Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.
С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.
Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.
В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.
Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи.
Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.
Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России.
Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства.
“Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.
Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.
Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки.
После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.
Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.
Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения.
Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов.
Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков.
Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.
Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.
В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами.
Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер.
Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).
Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.
В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу.
Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871).
К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.
Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871).
Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.
Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А.
Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.
К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками.
Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова.
Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.
Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).
Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.
Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять.
Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873).
Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).
Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).
Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”.
Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер.
Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках.
В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.
Картины художника
Аллея
Бабья лямка
Берег реки
Болото вечером
Бурлаки на Волге
В парке
Весенний день
Весна 1
Весна. На большой реке
Весна. Огороды
Весна
Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду
Вид на Московский Кремль. Весна
Грачи прилетели
Дворик. Зима
Деревья у озера
Домик в провинции
Дубы на берегу
Дубы
Закат над болотом
Зима 1
Зима
Зимний пейзаж
Зимняя ночь
Лосиный остров в Сокольниках
Лунная ночь. Болото
Оттепель. Ярославль
Пейзаж с рекой и рыбаком
Печерский монастырь под Нижним Новгородом
Привал обоза чумаков в степи. Рисунок из альбома
Проселок
Радуга
Разлив Волги под Ярославлем
Ранняя весна. Половодье
Распутица
Сельский вид
Сосны на берегу озера
Старый дуб у обрыва над рекой
Степь днём
Сухаревская башня
У ворот монастыря
Источник: https://wearts.ru/ruartist/197