Описание картины джованни тьеполо «пир клеопатры»

Клеопатра, царица Египта: биография. Интересные факты :

Многие согласятся с тем, что нет в истории более знаменитой женщины, чем Клеопатра.

Мир знал много великих правительниц, мудрых и жестоких, роковых красавиц, знаменитых актрис, легендарных спортсменок и представительниц мира искусства. Но царица Древнего Египта Клеопатра затмила всех.

Она была исключительной – последняя из правителей великой страны, расположенной по берегам Нила, женщина удивительной красоты и обаяния.

Клеопатра, царица Египта (биография краткая и описание внешности) – в центре внимания этой статьи.

Родословная

Великая правительница принадлежала к династии Птолемеев, основанной одним из полководцев Александра Великого. О рождении и детстве Клеопатры сведений крайне мало.

Известно, что она была одной из дочерей египетского правителя Птолемея XII Авлета. Источники тех лет говорят, что у царя была только одна законная дочь, Береника. Скорее всего, Клеопатра, царица Египта в будущем, была рождена в 69 году до н. э.

от наложницы Птолемея. Впрочем, сам царь тоже был незаконнорожденным.

Правление династии никогда не было спокойным из-за постоянной борьбы за власть. Клеопатра, царица Египта, биография которой хранит много тайн, в детстве стала свидетелем изгнания из страны своего отца.

Правительницей Египта становится ее сестра Береника. Когда при помощи римского консула Габиния Птолемей вернулся на родину, он начал репрессии против тех, кто способствовал его отстранению от власти.

Первой жертвой его гнева стала Береника.

Клеопатра, последняя царица Египта, вынесла из случившегося свой урок. В будущем она старалась устранить все помехи на своем пути в лице возможных соперников. Не останавливали ее и кровные узы: смерть одного из братьев-соправителей царицы, по мнению исследователей, – дело ее рук.

Начало правления

Клеопатра, царица Египта, пришла к власти законным путем в 51 году до н. э. Ее вместе с младшим братом Птолемеем XIII провозгласили наследниками Птолемея Авлета, согласно завещанию последнего. Ей было примерно 17-18 лет, а мальчику и того меньше – около 9.

Молодой царице пришлось в одиночку постигать азы правления и дипломатии. Сначала ей удалось отстранить от руководства государством младшего брата, но тот сумел нейтрализовать старшую сестру. Клеопатра была смещена с трона и изгнана из страны.

Власть во дворце сосредоточилась в руках евнуха Потина, главнокомандующего Ахилла и учителя юного царя Теодата.

Молодая царица не смирилась и начала собирать войско против своего брата. Птолемей, узнав об этом, вышел с армией навстречу, чтобы преградить Клеопатре дорогу в страну.

Клеопатра, царица Египта, и Цезарь: история отношений

Пока брат и сестра боролись за власть в Египте, в Риме шла кровопролитная гражданская война, возглавляемая Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем. Последний бежал в Египет, где намеревался заручиться помощью Птолемея, отец которого был обязан троном римскому сенатору.

Советники юного царя решили, что помощь Помпею усугубит положение Египта. Ему отправили дружественное письмо с обещанием поддержки. На деле же решено было после высадки Помпея убить его.

В этом акте страшного вероломства приняли участие люди из ближайшего окружения юного царя, а он смотрел на убийство римлянина, стоя на берегу. Совершая это злодеяние, Птолемей со своими временщиками хотел показать Цезарю свою преданность.

Голову римского сенатора и его кольцо Теодат преподнес Гаю Юлию, когда тот через несколько дней прибыл в Александрию. Как сообщают древние историки, великий полководец не одобрил того, как поступили с его врагом.

Цезарь приказал Клеопатре и Птолемею распустить свои армии и прибыть к нему для разбирательства. Для царицы попасть во дворец без опасения быть убитой врагами не представлялось возможным. Тогда она пошла на хитрость. Преданный ей человек пронес ее в покои Цезаря в бельевом мешке. Позднее встречу Клеопатры и великого полководца приукрасят, а неромантический мешок заменят ковром.

Цезарь был очарован юной царицей, и вскоре между ними завязались отношения. Несмотря на сопротивление Птолемея, он объявил его и Клеопатру соправителями, напомнив александрийцам о завещании их отца. Евнух Потин не собирался так просто упускать власть из рук. С момента прибытия Цезаря в Александрию он настраивал народ против римлян.

Ему удалось поднять восстание. Египетская армия, насчитывавшая 20 тысяч воинов, двинулась на дворец Цезаря. Эта война получила название Александрийской. Римскому полководцу пришлось биться во главе небольшого войска на тесных улочках города. Вернуться на корабли он не мог – не было возможности оторваться от наседавших на римлян александрийцев.

Тогда Цезарь приказал сжечь флот противника, чтобы открыть своему войску путь по морю. Надеяться он мог только на свои легионы, спешащие на помощь из Сирии. Когда они, наконец, прибыли, в состоявшейся битве Птолемей погиб. Как именно это произошло, неизвестно.

Участники сражения видели, что лодка, на которой пытался спастись юный царь, была перегружена и перевернулась.

Так Клеопатра, царица Египта, биография которой необычайно увлекательна, стала единовластной правительницей. Она сочеталась браком со своим вторым братом, Птолемеем XIV, поскольку, по закону династии Птолемеев, женщина править не могла. Но фактически вся власть в стране была сосредоточена в ее руках.

После отбытия Цезаря в Рим она родила ему сына, Птолемея Цезаря. Великий полководец не забыл очаровательную царицу и через некоторое время вызвал ее с братом в столицу. Поселили Клеопатру на одной из вилл Цезаря. Их отношения вызывали раздражение у римлян. Слухи о том, что он собирается жениться на египтянке и перенести столицу в Александрию, ускорили подготовку заговора против него.

Через месяц после убийства Цезаря Клеопатра, царица Египта, возвратилась на родину. Вскоре после этого умирает ее соправитель, Птолемей XIV. Скорее всего, он был отправлен по ее приказу, после рождения сына не желавшей ни с кем делить власть. Царица хорошо помнила, что случилось с ее отцом.

Марк Антоний. Десятилетний роман с римским консулом

С гибелью Цезаря в Риме вновь началась борьба за власть. Клеопатра, как единовластная царица Египта, в этом противостоянии применяла всю свою хитрость и изворотливость. Консул Марк Антоний, затеявший на Востоке поход против парфян, остро нуждался в деньгах.

Он посылает за египетской царицей, намереваясь обвинить ее в помощи убийцам Юлия Цезаря. Клеопатра, разузнав от прибывшего римского офицера о привычках и характере консула, тщательно подготовилась к встрече. Зная о его тяге к роскоши и тщеславии, она отправилась к Антонию на богато убранном корабле.

Царица оделась Афродитой, а служанки изображали нимф.

Пригласив консула к себе на ужин, она отвергла все обвинения в измене. Антоний легко в это поверил, очарованный красотой и обаянием царицы. Так начался один из самых известных романов в истории. Длились отношения Антония и Клеопатры десять лет.

Сейчас сложно судить, была ли это действительно большая любовь. Точно известно, что союз был выгоден им обоим: консулу нужны были деньги, а Клеопатре — могучий покровитель.

Она родила Антонию троих детей, что говорит, по крайней мере, о длительности и стабильности их отношений.

Война с Октавианом

Знакомство с Клеопатрой стоило Антонию сначала политической карьеры, а потом и жизни. Любовь к ней оказалась для римского консула роковой.

После знакомства с царицей он был очарован ею настолько, что отправился с Клеопатрой в Александрию. Здесь Антоний провел зиму в развлечениях и пирах.

Пока он праздно проводил время, Рим лишился Сирии и части Малой Азии в результате наступления парфян. Только тогда Антоний покинул царицу.

В течение последующих лет он воевал с парфянами, а Клеопатра благодаря его победам практически восстановила империю Птолемеев. В Риме зрело недовольство тем, что Антоний все дальше отходит от римских традиций. Многие видели угрозу для Рима в сильном влиянии Клеопатры на консула.

Этим воспользовался Октавиан, приемный сын Цезаря. Антоний был его соперником в борьбе за власть. Узнав от перебежчиков о завещании консула, Октавиан его публично огласил. В нем Антоний объявляет египетскую царицу своей законной женой и признает ее детей своими.

Это известие окончательно дискредитировало консула в глазах соотечественников. Началась война между Римом и Египтом. В 31 году до н. э. в морской битве при Акциуме Клеопатра, не выдержав напряжения, бежала, бросив флот Антония без поддержки.

Он последовал за возлюбленной, а сухопутные войска, оставшиеся без командования, сдались.

Гибель царицы

Весь год после этого Клеопатра и Антоний проводили время в пирах, ничего не предпринимая против Октавиана. Он весной 30 года до н. э. уже был под стенами Александрии. 1 августа Антонию сообщили о том, что царица покончила жизнь самоубийством.

Консул, придя в отчаяние от этого известия, пытался заколоться мечом, но лишь нанес себе глубокую рану. Через несколько часов его, истекающего кровью и умирающего, подняли в забаррикадированные покои Клеопатры. Вечером того же дня он умер у нее на руках.

Царица попыталась очаровать и Октавиана, как в свое время Цезаря и Антония. Будущий император Рима пришел к ней в покои, и она бросилась к нему в ноги в одном хитоне, умоляя о пощаде. Однако слова Клеопатры, царицы Египта, как и ее женские чары, не произвели на Октавиана впечатления. Он лишь приободрил ее и вышел.

Позже царица узнала от римского офицера, что через несколько дней ее ждет участь быть провезенной по Риму во время триумфа Октавиана. Клеопатра написала письмо и велела передать ее победителю Антония. В нем она завещала похоронить ее вместе с мужем.

Царицу Египта и двух прислужниц люди Октавиана нашли мертвыми 12 августа 30 года до н. э. Существует легенда, что для самоубийства Клеопатра воспользовалась ядовитой змеей, которую пронесли в ее покои в корзине с инжиром. Эта версия кажется сомнительной, поскольку укусить сразу троих людей змея не в состоянии.

По второй, более правдоподобной легенде, царица отравила себя и служанок ядом, хранившемся в полой шпильке.

Октавиан исполнил волю Клеопатры – их с Антонием тела были забальзамированы и упокоились в одной могиле.

Легенды о внешности знаменитой правительницы: историческая правда или вымысел?

Клеопатра, царица Египта, фото которой, конечно, не существует, на протяжении многих веков считалась удивительной красавицей.

Как иначе можно было объяснить ту легкость, с которой она завоевала сердца великих полководцев, Цезаря и Антония? Но если изучать сведения о ней Плутарха, с удивлением можно узнать, что красавицей ее современники вовсе не считали.

Но при этом отмечалось ее обаяние, очень красивый голос и ум. Клеопатра, без сомнения, обладала шармом и притягивала к себе мужчин, даже не будучи яркой прелестницей.

Немногие дошедшие до наших дней изображения царицы на монетах и мраморный бюст из Шершелл показывают женщину с волнистыми волосами и носом с горбинкой. По современным меркам, подобная внешность не считается невероятно красивой, скорее — обычной.

Учеными были сделаны попытки реконструкции облика царицы на основе существующих изображений, но их достоверность вызывает большие сомнения.

Египетская правительница в искусстве

История Клеопатры, царицы Египта, вдохновляла деятелей искусства на протяжении тысячелетий. В художественной литературе ей посвящено немало произведений, наиболее известные из которых – трагедия Шекспира и пьеса Бернарда Шоу. Но больше всего образ великой правительницы представлен в изобразительном искусстве.

Женщина удивительной красоты и ума – такой была Клеопатра, царица Египта. Картины, посвященные этой удивительной женщине, писали многие знаменитые живописцы. На каждом полотне царица представлена в том образе, какой ее рисовали в своем воображении художники.

У Микеланджело она изображена не с европейскими, а, скорее, с негроидными чертами лица. Эжен Делакруа изобразил ее сидящей в задумчивости.

На картине Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» царица предстает одетой в платье европейского покроя (фото выше). В подобном же наряде ее можно увидеть и на другом полотне художника – «Встреча Антония и Клеопатры».

Но самым любимым мотивом в живописи стала смерть Клеопатры.

Читайте также:  Описание композиции микеланджело «опьянение ноя»

Актрисы, сыгравшие роль великой правительницы

Кинематограф внес в романтизацию образа Клеопатры свою лепту. Ей посвящено более 20 картин, в которых знаменитую царицу сыграли самые красивые актрисы мира. Среди них были Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Моника Белуччи.

Клеопатра, царица Египта – биография для детей и младших школьников

История последней правительницы великой страны на берегах Нила будет интересна и маленьким любителям истории. Для них подойдет небольшой рассказ о Клеопатре – к какой династии она принадлежала, кто покровительствовал царице и где сейчас находится ее захоронение.

Тайна гробницы великой правительницы древнего мира будет интересна детям, любящим все неизведанное и необычное. Ученым неизвестно, где похоронили Клеопатру и Антония.

Если их захоронение когда-нибудь будет найдено, по значимости это открытие можно будет сравнить только с находкой гробницы Тутанхамона.

Источник: https://www.syl.ru/article/197009/new_kleopatra-tsaritsa-egipta-biografiya-interesnyie-faktyi

Тьеполо Джованни Баттиста (1696 — 1770)

Расцвет итальянского искусства наблюдается 18 веке только в Венеции, сохранившей свою независимость вплоть до неаполитанского нашествия.

Конечно, Венеция перестала в этот период быть полновластной владычицей Средиземного моря, утратив роль в международной торговле. Она потеряла многие богатства, и прежде всего свои восточные владения.

Но при всем том она избежала разорений от руки чужеземных наемников и сохранила республиканский строй.

Венеция 18 века была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия. Венеция славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста.

Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции 18 века.

В этот период был высокий спрос на декоративные росписи дворцов венецианской знати и картины. Продолжаются традиции барочного искусства. Известны имена таких венецианских художников, которые работали в это время: Себастьян Риччи, Джованни Батиста Пьяцетта, Джузеппе Креспи, Алессандро Маньяско.

Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем 17 века, был Джованни Тьеполо, последний представитель барокко в европейском искусстве.

Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Аифитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны.

Тьеполо — автор гигантских росписей, как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток.

У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая культура колорита, как правило, вообще присущая венецианским художникам.

В одном из полотен для палаццо Дольфино в Венеции «Триумф Сципиона» особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия, праздничную толпу, разрабатывая при этом только десяток фигур, а все остальные намечая одной сплошной массой.

Тьеполо — не исторический живописец. Обращаясь к таким сюжетам, он не стремился передать точностью деталей достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа.

Его роднит с ренессанскими мастерами то, что он работает во всех жанрах, и в разных техниках.

Одна из знаменитейших его картин — «Триумф Амфитриты» изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре («Пир Клеопатры»), и в его Венерах, и в Данаях.

Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески «Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры»), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753).

Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

Последние восемь лет жизни Тьеполо жил и работал в Мадриде, где написал плафон Тронного зала королевского дворца и несколько алтарных образов для церквей. Тьеполо оставил множество блестящих по артистизму рисунков; так же плодотворно он занимался гравюрой в технике офорта и оказал определенное влияние на графику Гойи.

Источник: http://cvetamira.ru/tepolo-dzhovanni-battista-1696-1770

Встреча Антония и Клеопатры (Пир Клеопатры). 1745—1748 гг. Палаццо Лабиа, Венеция

дворцовых построек Одно из зрелых произведений Тьеполо — роспи­си Большого зала палаццо Лабиа в Венеции (1745—1748 гг.).

Компо­зиции «Встреча Антония и Клеопат­ры» и «Клеопатра и Марк Антоний входят на корабль» расположены в простенках между окнами. Их обра­мляют многочисленные архитек­турные детали, как реальные, так и нарисованные.

В этих фресках, по­вествующих о встрече древнерим­ского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры, впо­следствии ставшей его женой, собы-

тия разворачиваются на фоне ве­личественных сооружений, в них участвует масса персонажей. Коло­рит и фактура росписей яркие, лёг­кие. Живописец стремится не столь­ко показать историческое событие, сколько создать ощущение празд­ника.

Роспись резиденции архиеписко­па-курфюрста Франконии в городе Вюрцбурге художник выполнил вме­сте с сыновьями в 1750—1753 гг. В здании, построенном знаменитым немецким архитектором Бальтазаром Нейманом в стиле барокко,

*Курфюрсты (от нем. Kurfursten — «князья-избира­тели») — в Священной Рим­ской империи светские и духовные правители, с XIII в. получившие право избирать императора.

**Франкония — историче­ская область на юге Герма­нии (большая её часть ото­шла к современной Баварии).

Тьеполо расписал тронный зал и ве­стибюль парадной лестницы. Фрес­ки тронного зала, посвященные бракосочетанию императора Свя­щенной Римской империи в XII в. Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской, по стилю переклика­ются с живописным ансамблем па­лаццо Лабиа.

В вестибюле, на потолке площа­дью около шестисот пятидесяти квадратных метров, художник поме­стил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги (на Олимпе, самой высокой горе Греции, согласно древнегреческой мифологии, обитали боги) нахо­дятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят

в бесконечном пространстве.

В изо­бражениях аллегорий четырёх час­тей света и их многочисленной сви­ты фантазия живописца поистине беспредельна: причудливые одеж­ды, экзотические атрибуты, персона­жи разных рас и национальностей вызывают у зрителя захватываю­щий интерес. Особенно хороша Америка — индианка, восседающая на огромном крокодиле. Многолюд­ный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству ми­ра небесного.

Позднее Тьеполо успешно повто­рил подобный приём в росписях королевского дворца в Мадриде (1764—1766 гг.), сделав небо «глав­ным героем» композиций.

Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 1109;

Источник: https://poznayka.org/s17331t1.html

Тьеполо ДжованниКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Тьеполо Джованни Баттиста (Tiepolo Giovanni Battista, 1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер.

Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде.

Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях).

Царица Пальмиры Зенобия передимператором Аврелианом, 1717,

Музей Прадо, Мадрид

Триумф императора Аврелиана,1718, Галерия Сабауда,

Турин, Италия

Сципион Африканский освобождаетМассиву,1719-1721, Музей

Уолтерса, Балтимор

В дальнейшем стиль итальянского художника приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов.

Царица Зенобия обращается ксвоим солдатам, 1725-1730 годы,

Национальная галерея, Вашингтон

Битва у города Верчелли,1725-1729, Музей искусств

Метрополитен, Нью-Йорк

Агарь в пустыне, 1726-1729,Архиепископский дворец,

(Палаццо Arcivescovile), Удине

Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).

Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).

Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.

Ангел Исмаил, спасающий Агарь,1732, Скуола Гранде ди Сан-Рокко,

Венеция

Триумф Зефира и Флоры,1734-1735, Палаццо Ca 'Rezzonico,

Венеция

Юнона и Луна, 1735-1745,Музей изобразительных искусств,

Хьюстон

Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов. В процессе поиска собственной манеры интерес венецианского художника вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты.

Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты.

Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

Семейная гармония
Добродетель, венчающая Честь
Щедрость, раздающая дары

Эти три фрески созданы Тьеполо в 1734 году на вилле Лоски Зилери близ Монтевиаля в Италии

Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом.

Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками.

Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство.

Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.

Александр Великий и Кампаспа вмастерской Апеллеса, около 1740,

Музей Гетти, Лос-Анджелес

Ринальдо, очарованный Армидой,1742-1745, Институт искусств,

Чикаго

Империя Флоры, около 1743,Музей изящных искусств,

Сан-Франциско

В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два – в Художественно-историческом музее Вены; два – в Метрополитен-музее).

В серию росписей, созданных художником, входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории – победами над турками в начале столетия.

Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства.

В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.

Пир Клеопатры, 1743-1744,Национальная галерея Виктории,

Мельбурн, Австралия

Вакх и Ариадна, 1743-1745,Национальная галерея искусств,

Вашингтон

Благородство и Добродетельпобеждают Невежество, 1744-1745,

Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры».

Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти, воплощая его в величественном ярком живописном спектакле.

Читайте также:  Описание иконы андрея рублева «вознесение господне»

Представленные в венецианских костюмах 16 века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного венецианского празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам, привнося в действие атмосферу театральной травести.

Современников Тьеполо восхищало умение художника создавать грандиозные фресковые ансамбли, как любая барочная роспись, вовлекающие в действие зрителей.

Святая Екатерина Сиенская, 1746,

Музей истории искусства, Вена

Встреча Антония и Клеопатры, 1747

Национальная галерея, Эдинбург

Нептун предлагает богатство моря

Венеции, 1748-1750, Дворец Дожей

В 1730-1740-е годы Тьеполо были созданы многочисленные алтарные образы в венецианских церквах (Сан Альвизе, около 1740; деи Джезуати, 1748) и скуолах (филантропические братства: Гранде ди Сан Рокко, 1732; Гранде деи Кармине, 1740-1743).

Даже в наиболее драматических сюжетах происходящие события смягчены воспроизведением характерных подробностей, живой мимикой лиц персонажей, свободой поз, красочностью костюмов.

Наряду с образами легендарной истории венецианский живописец создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории.

С легкой, изысканной грацией исполнены в манере венецианских виртуозов аллегории в росписях плафона центрального зала виллы Корделлина-Ломбарди в Монтеккьо Маджоре около Виченцы (1743-1744), венецианского палаццо Реццонико (1743), плафонов залов виллы Лоски Дзилери около Виченцы (1734), панно «Венеция принимает дар Нептуна» (1745-1750) для зала Четырех дверей Дворца дожей.

Сцена из античной истории, 1750,

Национальная галерея, Вашингтон

Святая Цецилия Римская, 1750-1760,

Национальный музей Каталонии

Смерть Гиацинта, 1752-1753, Музей

Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Писавшие о художнике современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом.

В 1756 году Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 года художник работал в основном вне Италии.

Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-1753).

Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К.Ф. фон Грейфенклау.

Святые Фиделий Сигмарингенскийи Иосиф из Леонессы, 1752-1758,

Национальная галерея, Парма

Риналдо и Армида в саду, 1753,Галерея Резиденции Вюрцбург,

Бавария

Аполлон и Дафна, 1755-1760,Национальная галерея искусств,

Вашингтон

После цикла в Вюрцбурге этапным произведением явились росписи виллы Вильмарана около Виченцы (1757). Художник работал здесь вместе с сыном Дж. Доменико, сам украсил фресками атриум, четыре зала виллы и садовый павильон (форестерию), где исполнил лишь одну фреску «Олимп».

Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы.

Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана. В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства.

Сюжеты отвечали восприятию мира итальянским художником, позволяя обратиться к традиционному жанру пасторали, проявить силу воображения.

Моряк и девушка с кувшином,около 1757, Национальная

галерея, Лондон

Аполлон и Диана, 1757,Вилла Вальмарана в Винченцо,

Венето, Италия

Меркурий, явившийся к Энею, 1757Вилла Вальмарана в Винченцо,

Венето, Италия

Период 1762-1767 годов Тьеполо провел в Испании, где по приглашению короля Карлоса III вместе с сыновьями Дж. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде, исполнил семь алтарных образов для церкви св. Паскаля в Аранхуэсе (эскизы – Прадо, Мадрид; замок Аранхуэс).

Сцена «Триумф Испанской монархии» во фреске плафона Тронного зала композиционно повторяла роспись потолка парадной лестницам вюрцбургского дворца. У иллюзорного карниза так же были помещены группы исторических и аллегорических персонажей.

В несколько тяжеловесных фигурах, которыми перегружена композиция, ощутимы черты, предвосхищающие закат великой традиции «большого стиля». Эскизы для церкви были исполнены свободным динамичным мазком, но с ориентацией на колорит живописи испанских мастеров. Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам.

Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770 году. Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века.

Святая Фекла Иконийская, спасшая

город от чумы, 1759, Собор Эсте

Непорочное зачатие,

1767-1769, Прадо, Мадрид

Явление трех ангелов Аврааму,

1770, Музей Прадо, Мадрид

С венецианским изяществом, театрализацией, декоративной энергией Тьеполо передавал в своем искусстве особый колорит венецианской культуры века Просвещения. Тьеполо был и прекрасным рисовальщиком, занимался гравюрой, создав свой неповторимый графический стиль.

В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века.

Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (около 1740-1770) с их загадочными сюжетами до сих пор заставляют исследователей спорить об аллюзиях мастера, заниматься расшифровкой содержания листов.

В традиции венецианского каприччо Джованни Баттиста Тьеполо соединяет воедино элементы аркадийского мироощущения и постепенно вытесняющих его неоклассицистических эстетических воззрений, воплощая свои мысли в персонажах, скрытых под гротескно аллегорической маской – как бы особом временном измерении, присущим видению художника века Просвещения.

Источник: http://smallbay.ru/tiepolo.html

Джованни Баттиста Тьеполо. Встреча Антония и Клеопатры (Пир Клеопатры). Фрагмент. 1745—1748 гг. Палаццо Лабиа, Венеция

*Аллегория (греч. «иноска­зание») — изображение от­влечённой идеи, понятия в виде конкретного художе­ственного образа.

Джованни Баттиста Тьеполо.

Фридрих I Барбаросса и архиепископ Геральд. 1750—1753 гг. Резиденция архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург.

Джованни Баттиста Тьеполо.

Свадьба Фридриха I Барбароссы. 1750—1753 гг. Резиденция архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург.

Джованни Баттиста Тьеполо. Олимп и четыре части света. Фрагменты. 1750—1753 гг.

Резиденция архиепископа-курфюрста Франконии, Вюрцбург.

Джованни Баттиста Тьеполо.

Меценат представляет императору Августу свободные искусства. Около 1745 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Знатный римлянин Гай Цильний Меценат, живший в I в. до н. э, покровитель­ствовал поэтам и художни­кам (впоследствии его имя стало нарицательным).

Картины на исторические сюжеты Тьеполо стремил­ся сделать такими же мас­штабными по духу, как и фрески, но добивался этого другими средствами. Персонажей мало, однако их позы, движения, одежды очень эффектны.

Колорит более насыщенный, на первый план выступают красные и жёлтые пятна. Фоном служат сооружения, напоминающие венециан­ские постройки XVI в.

ПОРТРЕТ

Жанр портрета всегда привлекал внимание итальянских живопис­цев, не были исключением и мастера XVIII в. Целиком посвятил себя этому жанру Витторе Гисланди (1655—1743).

Его герои — люди со сложным внутренним миром и противоречивыми хара­ктерами. Например, в работе «Неизвестный в треуголке» (начало XVIII в.

) художник передаёт душевную тонкость, неуверенность в себе, замкнутость героя, которые тот тщетно пытается скрыть за показной торжественностью.

С очаровательными, изысканными пастельными портретами ве­нецианки Розальбы Карьерра (1675—1757) в живопись Италии во­шёл стиль рококо. В характерах людей её интересовало прежде всего эмоциональное начало.

Аристократы и люди искусства, хо­рошенькие молодые женщины, пожилая монахиня, сама худож­ница — все они способны на сильные и нежные чувства. Женские лица на её портретах часто полны глубокого внутреннего трепе­та, мужские открыты и энергичны, и в этом источник их обаяния.

Не идеализируя модель, художница делала выразительным и кра­сивым любое лицо независимо от возраста и внешних данных. Прекрасно изучив особенности пастели, она работала главным образом в нежной и мягкой цветовой гамме, пользуясь тонкой све­тотенью.

Портреты Розальбы Карьерра приобрели большую по­пулярность в европейских странах, особенно во Франции. Они повлияли на живопись французского рококо.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/40318.html

Клеопатра в искусстве

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я — Клеопатра, я была царица, В Египте правила восьмнадцать лет. Погиб и вечный Рим, Лагидов нет, Мой прах несчастный не хранит гробница. В деяньях мира мой ничтожен след, Все дни мои — то празднеств вереница, Я смерть нашла, как буйная блудница…

Но над тобой я властвую, поэт! Вновь, как царей, я предаю томленью Тебя, прельщенного неверной тенью, Я снова женщина — в мечтах твоих. Бессмертен ты искусства дивной властью, А я бессмертна прелестью и страстью: Вся жизнь моя — в веках звенящий стих.

Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

https://www.youtube.com/watch?v=ue1d9urOKTQ

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не устояли два великих римских полководца — Цезарь и Антоний.

Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:

«Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли. По другой Клеопатра отравилась ядом.Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.

Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)
Гвидо Рени: «Мария Магдалина» (1635) Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине «Мария Магдалина» (1635) — та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Guido Cagnacci: Смерть Клеопатры (1658)Guido Cagnacci изобразил молодую девушку, почти подростка, мирно скончавшуюся среди слуг, хотя Клеопатре в момент смерти было почти 40 лет.Gerard Lairesse: Банкет Клеопатры (c.1680)Giovanni Battista Tiepolo: Пир Клеопатры (c.

1744)Lairesse и Tiepolo показывают Клеопатру как типичного правителя, принимающего у себя во дворце иностранных гостей. Интересно, что архитектура не имеет ничего общего с той эпохой. А у Lairesse Клеопатра даже в «экзотическом наряде», который больше подходит для 18-го века. У Tiepolo все персонажи одеты по фактической моде его эпохи.

Это говорит не о способностях художников, а о полном безразличии к исторической правде.Jean-Baptiste Regnault: Смерть Клеопатры (1796/1799)По сравнению с Tiepolo кажется, что Jean-Baptiste Regnault ближе к исторической достоверности. Но только на первый взгляд. Для сравнения посмотрите на портрет Жозефины Богарне Пьер Поль Прюдон (1805).

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.Jean-Lеon Gеrоme: Клеопатра перед Цезарем (1866)Большие изменения становятся очевидными в картине Jean-Lеon Gеrоme. Нам представляется, ну ещё Цезарю, конечно, молодая красивая женщина с великолепным телом в одеждах, экзотичность которых подчеркивает черный нубийский раб.

Цезарь же, пожилой человек, уже на стадии облысения, как бы исчезает в тени. В отличии от своих предшественников Jean-Lеon Gеrоme в своей картине ставит в центр внимания именно исторический момент.Jean André Rixens: Смерть Клеопатры (1874)Здесь обнаженное тело сладострастной женщины представлено превосходно освещенными.

С возросшей популярностью ориентализма в то время экзотическая мечта стала в большой моде. Клеопатра предстает как Одалиска.Hans Makart: Смерть Клеопатры (1875)Hans Makart: Клеопатра, Охота на Ниле (1876)Картины Hans Makart почти как регресс на барокко, где главное художественные узоры.

В отношении оформления он делает разумные усилия для некоторых исторической точности, но всё равно картины представляют собой просто зрелище.

Frank Bernard Dicksee: Клеопатра (1876)Lawrence Alma-Tadema: Антоний и Клеопатра (1885)Frank Bernard Dicksee и Lawrence Alma-Tadema рисуют уже шоу с Клеопатрой, где она предстает как уверенный в себе правитель, но обязательная нагота присутствует и здесь. Невозможно отказаться от восточной экзотики в украшениях и нарядах.

Alexandre Cabanel: Клеопатра, Тестирование ядов на осужденных (1887) В живописи Alexandre Cabanel снова доминирует зрелищность. Красивая, но жестокая Клеопатра холодно и бесстрастно исследует эффект действия яда на бедных заключенных. Художник приложил большие усилия к созданию экзотического платья на Клеопатре и фона египетской архитектуры.

Frederick Arthur Bridgman: Клеопатра на террасах Филе (1896)В картине Frederick Arthur Bridgman архитектура играет важную роль. Он большое внимание обратил на свет и пейзаж. Художник сам ездил в Египет и использовал свои впечатления для создания серии картин с историческими мотивами. Клеопатра здесь не та уж важна. Она является лишь поводом, чтобы представить красивую женщину на египетском фоне.Таким образом, можно констатировать, что использование экзотического восточного антуража в живописи, которое началось в середине 19-го века, становилось все частым, пока не превратилось в основную цель.Gyula Benczúr: Смерть Клеопатры (1911)Картина Gyula Benczúr на фоне этой тенденции производит большое впечатление. Он возвращается не только к традиционной (барокко) позе, но показывает, как художник, страдания уже постаревшей женщины.

Читайте также:  Описание картины александра самохвалова «девушка в футболке»

Art Deco

Leyendecker (1920)Рольф Армстронг (1939)Генри Клайв, 1946. С успехом современного искусства пришел собственно и конец этой истории в живописи. Ни один художник не может больше фантазировать, чтобы показать образ настоящей Клеопатры . Ар-деко использовал эту историю как знак, символ. Клеопатра была преобразована из исторической фигуры в образ соблазнительной женщины, в образ вечный роковой женщины в двадцатых годах прошлого века.

Кино

Реальным наследником исторической живописи стало кино. И если вы посмотрите на снимки Клеопатры в кино, вы увидите на этих фотографиях образы, созданные под влиянием исторической живописи, главным образом 19-го века..

Theda Bara as Cleopatra in 1917.

Открыт паноптикум печальный Один, другой и третий год. Толпою пьяной и нахальной Спешим… В гробу царица ждет.

Она лежит в гробу стеклянном, И не мертва и не жива, А люди шепчут неустанно

О ней бесстыдные слова.

Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво — Навек забыть, навек уснуть… Змея легко, неторопливо Ей жалит восковую грудь… Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз, Пришел взглянуть на профиль важный

На воск, открытый напоказ…

Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый, Но, если б гроб твой не был пуст, Я услыхал бы не однажды Надменный вздох истлевших уст: «Кадите мне. Цветы рассыпьте. Я в незапамятных веках Была царицею в Египте.

Теперь — я воск. Я тлен. Я прах». —

Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою! Я был в Египте лишь рабом, А ныне суждено судьбою Мне быть поэтом и царем! Ты видишь ли теперь из гроба, Что Русь, как Рим, пьяна тобой? Что я и Цезарь — будем оба

В веках равны перед судьбой?»

Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит. Но грудь колышется едва И за прозрачной тканью дышит… И слышу тихие слова: «Тогда я исторгала грозы. Теперь исторгну жгучей всех У пьяного поэта — слезы, У пьяной проститутки — смех».

Александр Блок

Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,Уже на коленях пред Августом слезы лила…И предали слуги. Грохочут победные трубыПод римским орлом, и вечерняя стелется мгла.

И входит последний плененный ее красотою,Высокий и статный, и шепчет в смятении он:«Тебя — как рабыню… в триумфе пошлет пред собою…»Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.А завтра детей закуют.

О, как мало осталосьЕй дела на свете — еще с мужиком пошутитьИ черную змейку, как будто прощальную жалость,

На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова

Источник: painting-history.com

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/886568.html

Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» открылась в Москве

«Можно не любить XVIII век вообще, но даже и в этом случае трудно избежать очарования Венеции XVIII века». Точность этого наблюдения Павла Муратова, посвятившего и Венеции, и «веку маски», в частности, отдельный цикл глав в легендарных «Образах Италии», можно оценить на выставке, открывшейся в ГМИИ им. А.С.Пушкина «От Тьеполо до Каналетто и Гварди».

Кажется, только недавно — всего лишь год назад Венеция «рулила» в столице России — и блистательная выставка Тициана, Тинторетто, Веронезе собирала в ГМИИ им. А.С.Пушкина поклонников итальянского Ренессанса XVI века.

В этом году музей вновь приглашает в Serenissima, Светлейшую республику — но в век осьмнадцатый. Трудно придумать более увлекательное приключение. Чтобы это путешествие через века и страны стало возможным, объединили свои усилия музеи России и Италии. Среди 57 работ, представленных в экспозиции, — 25 из ГМИИ им. А.С.

Пушкина, 23 — из Городского музея Палаццо Кьерикати в Винченце (один из популярнейших музеев Италии, он принимает семь миллионов посетителей в год) и 9 из собрания банка Интеза Санпаоло (Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Винченце). В октябре выставка будет показана в палладианском дворце Кьерикати в Винченце.

Украденные картины Ренуара и Рубенса найдены на севере Италии

Венеция XVIII века — это эпоха Вивальди и Скарлатти, время соперничества сказочника графа Гоцци (это его «Принцесса Турандот» вдохновит Мейерхольда) и Карла Гольдони, писавшего нравоучительные комедии, эпоха «честных авантюристов» (если вспомнить пьесу Гольдони) и Казановы, находчивых шарлатанов и …первых туристов. Недоросли из благородных семейств северных стран, прежде всего Англии и Германии, отправлялись в Италию в просветительский гранд-тур, чтобы взирать через лорнет на античные развалины Рима и палаццо Венеции, вступая, как в гранд-приключение, в ее нескончаемый карнавал.

Именно благодаря им жанр ведуты расцветает, городские виды кисти Каналетто и Белотто идут нарасхват, а картины блистательного Тьеполо-старшего и его сына покупают прямо в мастерской для русских аристократов.

Речь, в частности, о князе Николае Юсупове, который в своем Архангельском вздумал соперничать с собранием Екатерины II в Эрмитаже.

До 1831 года у него в усадьбе был отдельный зал Тьеполо, который украшали «Пир Клеопатры», «Встреча Антония и Клеопатры»… Среди пятисот произведений в его коллекции были раритетные «Смерть Дидоны» Джамбаттисты Тьеполо и «Возвращение блудного сына» кисти Джаноменико Тьеполо, его сына…

Нынешняя выставка объединяет венецианцев XVIII века из коллекции ГМИИ им.А.С.

Пушкина, где есть, например, ведуты Каналетто, а также его племянника Бернардо Беллотто с видами Дрездена и Пирны, — в частности, из знаменитой дрезденской коллекции графа Брюля, купленной для Екатерины II, и живопись из итальянских музеев. Так, в Москву привезли «Экстаз святого Франциска» Джамбаттисты Пьяцетты и жанровые сценки Пьетро Лонги, чьих работ нет в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Эрмитаж начал подготовку к выставке шедевров голландских мастеров

Как Венеция была в плену карнавала, как минимум, полгода, так живопись была в плену у сценографии.

Идет ли речь о виде древних развалин, картине на мифологический сюжет или жанровых городских сценках, всюду преобладает ощущение роскошной театральной постановки.

Причем даже трагические сюжеты в интерпретации художников эпохи рококо обретают легковесную праздничность.

Скажем, история о бедном Актеоне, неосторожно засмотревшемся на нимфу и превращенном богиней Дианой в оленя, на полотне Джованни Баттиста Питтони «Диана и нимфы» (1725) выглядит деталью пейзажа на заднем фоне, а вовсе не поводом для трагедии.

Да, собаки охотника вдали, на берегу извилистой речки, терзают странное существо с головой оленя, но кого же это волнует? Точно не порозовевшую нифму, сидящую к нему спиной и заслоняющуюся рукой от солнца! И тем более не златокудрую полуобнаженную богиню с полумесяцем в волосах.

На первом плане — именно ее триумф. В окружении нимф Диана будто парит на голубом покрывале, спускающемся в ручей, как на синем облаке. Зрителю даровано удовольствие, за которое поплатился юный охотник: он может чувствовать себя в безопасности, но не забывать об участи Актеона.

Прелестная борзая на первом плане — лучшее тому напоминание.

Живописные пейзажи волшебного города на лагуне напоминают роскошную театральную постановку

Неопределенность границы между театральной сценой и городской площадью ощутима даже в пейзаже с древними развалинами. Нагромождения античных руин на полотне «Перспектива с руинами и фигурами» (1720-е), совместный труд двух Ричи — Себастьяно и его племянника Марко — лишены, кажется, всяческой меланхолической интонации.

Каменотесы на заднем плане деловито пускают в дело мрамор гробниц, молодая мать с двумя малышами гуляет среди развалин, как в городском саду, а воин с пикой невесть зачем взбирается на постамент к безголовой античной статуе… От полноты  жизненных чувств, надо полагать. В чудесный летний день, похоже, тут всем есть чем заняться.

Жизнь кипит. Монументальный живописный вид обретает нежданно черты жанровой сценки, едва ли не пьесы в духе Гольдони. Если учесть, что Марко Ричи (считается, что он отвечал за пейзажный фон) работал сценографом в Венеции и Лондоне, то эффект театральной декорации, скорее всего, не случаен.

Картина все больше тяготеет к спектаклю.

В Италии открылась выставка ожившей истории авангардного Петербурга

Что уж говорить о городских жанровых сценках кисти Пьетро Лонги! На выставке представлены работы из коллекции Интеза Санпаоло.

Обморок молодой дамы и игра в горшок (его надо было разбить палкой с завязанными глазами, чтобы добыть сладости внутри), шарлатан, без особого успеха втюхивающий прохожим чудодейственный эликсир, миниатюрный театр внутри деревянного ящика или огромный черный слон на помосте, которого зарисовывает молодая дама, подняв ради такого случая маску… Все забавы и разнообразные радости жизни венецианцев XVIII века увидены Лонги с поэтической проницательностью драматурга. «Лонги верно понял верно понял главный художественный «нерв» тогдашней венецианской жизни — красоту маски», — замечает Муратов, давая подробнейшее описание «баутты», состоявшей из белой атласной маски и широкого черного плаща. Перед нами то ли картинки нравов, то ли сценки комедий Гольдони, запечатленные с наблюдательностью, шутливой иронией и мастерством живописца. Джованни Карло Федерика Вилла не зря сравнивает эти работы Лонги с сериями Хогарта и Гойи.

Этот праздничный венецианский мир тем не менее к концу века не то, чтобы мрачнеет, но его театральность обретает тревожные обертона, динамизм, настроение надвигающейся бури. У зрителей есть редкая возможность сравнить «архитектурные фантазии» Франческо Гварди из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и коллекции Интеза Санпаоло.

От его городского вида с разрушенной готической аркой и пейзажа с сельским домом и всадником — рукой подать до немецких романтиков, сказок Гофмана и, может быть, даже…Тёрнера.

Свет, ветер и воздушная громада облаков оказываются среди главных героев его полотен, на которых маленькие фигурки людей обречены оставаться в роли прохожих иль странников.

Прямая речь

Джованни Карло Федерико Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы:

Идея была в том, чтобы, объединив работы из собрания живописи XVIII века ГМИИ им. А.С.Пушкина и из итальянских музеев, рассказать историю венецианской живописи XVIII века.

Мы хотели представить как самые известные сегодня имена, в частности, Тьеполо и Каналетто, так и те, что блистали в Европе три века назад, например, Себастьяно Риччи или Джованни Баттиста Питтони.

Если Риччи работал при разных дворах, в том числе Франции и Англии, то Питтони был очень авторитетен в Германии, он заметно повлиял на развитие немецкого искусства того периода. Эти художники были звездами европейской живописи в тот момент.

Цель нашего совместного проекта — представить главные имена в живописи Венеции той эпохи, основные темы и жанры: от религиозной живописи до жанровой, от мифологических сюжетов — до ведут.

Художники XVIII века смогли вернуть светлый колорит, живописность работ своих предшественников — Тициана, Веронезе, Тинторетто. По сравнению с барокко работы Риччи и Тьеполо отличают ясность живописного пространства.

На их картинах распахиваются небеса, они освобождают композиции от нагромождения архитектурных сюжетов. Это живопись, исполненная счастья.

И конечно, для нас очень важно было, что картины Тьеполо из коллекции князя Николая Юсупова были заказаны и куплены в XVIII веке. Это было очень важно для нас — показать, что связи между Россией и Италией, взаимный интерес наших стран имеют многовековую традицию.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Источник: https://rg.ru/2018/07/25/vystavka-ot-tepolo-do-kanaletto-i-gvardi-otkrylas-v-moskve.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector