Описание картины эдгара дега «урок танца»

Эдгар Дега (Edgar Degas), 1834-1917. Франция — Живопись. Сборник №2. Финансовые проблемы, 1874 — 1879

По окончании войны Дега побывал в Великобритании, затем посетил США, где проживали его родственники по материнской линии.

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872—1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников.

Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

В 1873 г. художник вернулся в Париж. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди.

Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.

Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами — Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года.

Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

1876 (ок)_Балет (Звезда) (Ballet. The Star)_58.4 х 42_бумага, пастель_Париж, музей д'Орсэ

.«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. Он действительно часто обращался к этой теме. Но совершенно неверно думать, что Дега был эротоманом. «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — говорил Дега.

 

1874_Балетная студия (с тростью балетмейстер Жюль Перро) (La classe de danse)_85.5 х 75_х.,м._Париж, музей д'Орсэ

Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

1874_Танцевальный класс (The Dance Class)_83.5 х 77.2_х.,м._Нью-Йорк, музей Метрополитен

Интересна запись из «Дневника» Эдмона де Гонкура, сделанная 13 февраля 1874 г.: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности, выбор не так уж плох. Все — белое и розовое; женское тело в батисте и газе — самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов… Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».

1876-1878_Балерины за кулисами (Dancers in the Wings)_69.2 х 50.2_бумага на картоне, пастель, гуашь и эссенция_Пасадена, музей Нортона Саймона

Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы, или оставленный кем-то бинокль, или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой.

Эдгар Дега воспринимал театр именно так. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.

В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло.

1874 (ок)_Репетиция балета на сцене (The Rehearsal Onstage)_53.3 х 72.4_бумага на монтировке, смешанная техника_Нью-Йорк, музей Метрополитен

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни.

Другие работы художника можно посмотреть здесь:

Живопись

Сборник №1. Начало, 1855 – 1873

vechnost7.blogspot.ru/2015/01/edgar-degas-1834-1917-1855-1873.html

Сборник №3. Личная жизнь, 1880 – 1890

http://vechnost7.blogspot.ru/2015/02/edgar-degas-1834-1917-3-1880-1890.html

Сборник №4. Поздний период, 1892 – 1910

http://vechnost7.blogspot.ru/2015/02/edgar-degas-1834-1917-4-1892-1910.html

Акварель и графика

Сборник №1

http://vechnost7.blogspot.ru/2016/05/edgar-degas-1834-1917-1.html

 

1874-1876_Прачки (Les blanchisseuses)_76 х 81.5_х.,м._Частное собрание

1874_Репетиция балета на сцене (Repetition d'un ballet sur la scene)_65 х 81_х.,м._Париж, музей д'Орсэ

1875 (ок.)_Две танцовщицы в студии (Танцевальная школа) (Two Dancers in the Studio (Dance School)_29,9 x 20,1_пастель_Частное собрание

1875 (ок.)_Мадам Жанто у зеркала (Madame Jeantaud au miroir)_76 х 85.5_х.,м._Париж, музей д'Орсэ

1875-1876_В кафе (Любительница абсента) (Dans un cafe)_92 х 68_х.,м._Париж, музей д'Орсэ

1875-1876_Певица в кафешантане_23.2 х 28.4_пастель_Частное собрание

1875-1877_Репетиция_пастель_Москва, ГМИИ им.Пушкина

1875_Площадь Согласия (портрет виконта Людовика-Наполеона с его дочерьми) (Place de la Concorde)_78.4 х 117.5_х.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

1876-1877_Женщина, вытирающаяся после купания (Woman Drying Herself After the Bath)_45.7 х 60.3_бумага, пастель по монотипии_Пасадена, музей Нортона Саймона

Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В самом деле, изображение танцовщиц на картинах Дега лишено эротического чувства или ощущения какого-либо личного человеческого контакта. Та же отстраненность наблюдается у Дега и в изображении обнаженной натуры.

Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей — и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи.

Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо, и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии описателя, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. 

1877_В кафешантане Амбассадор (Cafe Concert — At Les Ambassadeurs)_37 х 27_пастель_Лион, Музей изобразительных искусств

На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан.

Эти заведения были весьма разнообразны и встречались всюду, как в наши дни кинотеатры: на Монмартре, Страсбурском бульваре, на Елисейских полях и в пригороде.

Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах, иллюминированных белыми газовыми шарами.

Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.

1876-1877_Песня собаки (The Cafe Concert (The Song of the Dog)_55 х 45_гуашь, пастель_Нью-Йорк, Частное собрание

Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». И, тем не менее, сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики… 

У Дега не было предпочтений; он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты.

 

1876-1878 (ок)_Звезда_44.2 х 34.3_пастель_Филадельфия, Музей искусства

1876-1878_Прачки, несущие белье (Les blanchisseuses)_х.,м._Частное собрание

1876-1883_Танцовщицы за кулисами (Dancers Backstage)_24.2 х 18.8, общая 43.8 х 38.1_х.,м._Вашингтон, Национальная галерея

1876-1887_Гладильщица (Woman Ironing)_81.3 х 66, общая 99 х 82.5_х.,м._Вашингтон, Национальная галерея

1876-1887_На скачках (Le champ de courses. Jockeys amateurs pres d'une voiture)_65.2 х 81.2_х.,м._Париж, музей д'Орсэ

1877 (ок)_Балерины (Ballet Dancers)_29.7 х 28.9, общая 46.6 х 43.5_пастель и гуашь поверх монотипии_Вашингтон, Национальная галерея

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2015/01/edgar-degas-1834-1917-2-1874-1879.html?_escaped_fragment_&view=mosaic

Урок танца

Год создания: 1879 год

Картина одного из основателей импресионизма.

Оригинальный размер: 64.5 х 56.2 см.

Музей: Нью-Йорк, Метрополитен (Metropolitan Museum of Art, New York City)

Описание: Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима. Художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.

Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала.

Работая над циклом картин, посвященном хореографии, Дега рассказывает и об изнанке балетного мира. Он изображает балерин не только купающимися в лучах славы и в буре оваций, художник все чаще показывает их беспредельно уставшими, измученными долгими репетициями морально и физически.

Их позы некрасивы, ноги неестественно вывернуты, загримированные лица в свете рампы выглядят страшными масками. Изображая балерин с грустной иронией, художник вступает в конфликт с официальной живописью. За этого его называют пессимистом, очернителем и любителем грязного белья.

Критик Жорж Ревьер писал о картинах Дега: «Посмотрев эти пастели, вы не пойдете больше в оперу».

Что же заставляло художника снова и снова возвращаться к теме театральных подмостков? Может быть, судьба балерин напоминала ему собственную жизнь в искусстве, не всегда безоблачную и праздничную? И, будучи практически слепым стариком, художник лепит танцующие фигурки из темного воска? Но на картине полного сил, сорокалетнего Эдгара Дега, «Урок танцев» пока еще нет и тени тревоги. Юные балерины красивы, беззаботны, легки как бабочки и полны надежд на будущее.

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875; «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж; «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва; «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж).

Описание картины Эдгара Дега «Урок танца»

Дега известен миру как художник, передающий в своих картинах невероятное изящество и утончённость балерин. Многие исследователи считают, что именно в его картинах этот вид искусства отобразился по — новому. Художник с пониманием относится к тяжёлому труду порхающих танцовщиц и восхищается их гибкостью и мастерством.

Невозможно представить себе, какой это кропотливый ежедневный труд. Ведь необходимо каждый день выполнять бесчисленные па, учиться терпению, выслушивать объективную и необъективную критику. И всё это для того, чтоб блеснуть на сцене идеально выполненным танцем, от которого публика будет в полном восторге.

В картинах Дега юные балерины похожи на маленьких фей. Мастер подчёркивает лёгкость своих вдохновительниц, но не забывает указать на их лицах отражение усталости, от которой картины становятся естественнее.

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «триумф мардохея»

Художника всегда интересовали не только известные балерины, которые часто блистали на сцене, но и рядовые танцовщицы. Дега в каком — то смысле жил балетом. Ему было интересно всё: что делают балерины на репетициях, как готовятся морально, какие эмоции испытывают перед зеркалом, позируют ли они. Именно поэтому в картинах всегда присутствует дух естественности.

На картине изображена маленькая девочка, занимающаяся возле перекладины. По лицу видно, что она невероятно устала, но если вглядеться, можно увидеть упрямство и готовность заниматься дальше. При этом художник представляет её, как неоперившегося птенца. Она некрасива ещё, не так опытна, но вскоре изнуряющие занятия закончатся, и перед нами предстанет дива — лебедь.

Музыкант кажется замечтавшимся, его мысли скользят где — то вдалеке. А девочка старательно выводит элементы и повторяет па, неотрывно глядя на него, словно пытаясь угадать его мысли.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Urok_tantsa1/

Эдгар Дега

Вдохновение и одиночество

Рожденный в богатстве, Дега впоследствии вынужден был продать свой дом и большую часть имущества, чтобы расплатиться с долгами, оставшимися после смерти отца. Выросший в большой семье, он умер в полном одиночестве.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара, Рене Иле-ром де Га. (Тот эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.

) Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать.

Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами.

Предприняв несмелую попытку стать юристом, Эдгар решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью.

Его первым учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот, фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто.

Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени, и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.

В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.

Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников.

В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.

Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.

После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание Дега начал уделять картинам на исторические темы.

Это были сложные, большие полотна, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Однако уже в начале 1860-х годов он вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

В 1861 году, во время своей поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми.

В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

В своих портретах Дега отошел от изображения самого себя и членов своей семьи и начал писать других людей, интересовавших его как художника. Его картины время от времени выставлялись в Салоне, однако Дега редко продавал свои работы, предпочитая оставлять их у себя.

Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии.

Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, — это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой.

Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги.

Дела покойного оказались в полном беспорядке, и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.

Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Некоторые выставки он помогал организовывать.

Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

 

В отличие от остальных импрессионистов у него никогда не возникало трудностей с продажей своих картин. Это свидетельствует о том, что, будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался кратковременным, и уже к 1880 году он стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусства.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения.

Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния.

Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.

Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже почти ничего не писал.

В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.

В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста.

Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.

Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

 

«Ария собаки» 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

«Звезда» 1877 Музей д'Орсе, Париж

«Певица с перчаткой» 1878 

«Абсент» 1876, Музей д'Орсе, Париж

«Ванная» 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

«Причесывающаяся женщина» 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Мисс Лала в цирке Фернандо» 1879, Национальная галерея, Лондон

«Семья Беллелли» 1858

Ранний период. 1854-1861

«Хлопковая биржа» 1866-1868

«Мадам Валпинсон с хризантемами»

«Портрет мисс Кэссет» 1878 

«Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа»

» Эдмон и Тереза Морбилли» 

«Рысаки у трибуны» 1866-1868

«Гладильщица»

«Интерьер (Изнасилованная)» 1869

«Магазин дамских шляп»

«У модистки»

«У модистки»

«На скачках»

«На скачках в Каунтри»

«На пляже»

«На балете»

«Оркестр»

«Оркестровая яма»

«Эдмон Дуранти»

«Балерина и женщина с зонтом» 1882

«Четыре танцовщицы» 1884

«Кабаре «Амбассадор»» 1876

«Туалет» 1885

«Женщина в ванне» 1885

Читайте также:  Описание картины константина васильева «князь игорь»

«Женщина, моющая спину» 1886

«Женщина, выходящая из ванны»

«Причесывающаяся женщина» 1887-1890

«После купания» 1885

«Женщина, вытерающаяся после умывания»

«Женщина за туалетом»

«После умывания» 1884

«Прима» 1877

«Балерины на поклонах» 1885

«Арлекин и Коломбина» 1886

«Балетный класс мадам Кардиналь»

«Балетная школа» 1877

«Финал арабеска» 1877

«Отдыхающая танцовщица»

«Танцавщица с тамбурином» 

«Танцовщицы»

«Танцовщицы на подмостках. Поклоны»

«Пейзаж с танцовщицами»

«Танцовщица в зелёном»

«Класс»

«Три танцовщицы в репетиционном зале» 1873

«Танцовщицы»

«Урок танца» 1872

«Танцовщица у станка» 1880

«Репетиция на сцене»

«Танцовщицы, занимающиеся у станка»

«Две юные танцовщицы «

«Балет на сцене парижской Оперы»

«Балетная сцена»

«Две танцовщицы» 1898-1899

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»

«Репетиция»

«Сидящая балерина» 1879-1880

«Три русские танцовщицы»

«Танцовщица» Эрмитаж

«Танцовщицы в розовом» 1880-1885

«Балетная репетиция»

Эдгар Дега «Побережье в Эббе»

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега)

Море и горы 1890г.

Аделаида Де Га

Всадники.1862

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43632141738/prev

Эдгар дега 1834 — 1917. биография дега рoдился в 19 июля 1834 г. в париже, в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения огюста де га и селестины. — презентация

1 ЭДГАР ДЕГА<\p>

2<\p>

3 БИОГРАФИЯ Дега рoдился в 19 июля 1834 г. в Париже, в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был cтаршим из пятерых детей. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега. Дега получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра. Много копировал старых мастеров в Лувре, где встретился с Мане, а также в Неаполе, где подолгу жил в годах. Но интересы начинающего художника этим не ограничивались. Он увлекался японской гравюрой, новыми открытиями в области фотографии. В ранний период творчества Дега писал портреты. Самый значительный из них — «Портрет семьи Беллели» (1860). Занимался также исторической живописью. Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной «Сцены из жизни Средних веков». В середине 1860-х годов Дега сближается с будущими импрессионистами, посещает кафе Гербуа, их постоянное место встреч. Обращается к современной тематике: в Салоне 1866 г. показывает картину «Раненый жокей», а в Салоне 1868 г. — «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник»»» — свою первую балетную сцену. С тех пор художник все чаще обращается к сюжетам их жизни балерин, изображает скачки, музыкантов оркестра. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени.<\p>

4 БИОГРАФИЯ Начиная с 1870-х годов Дега много пишет пастелью. В 1880-е годы создает серии: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом». В этот период он участвует во всех выставках импрессионистов, за исключением одной года. Но Дега лишь отчасти принадлежал к импрессионизму. Его искусство ближе к постимпрессионистической живописи. В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре. Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.<\p>

5 РАННИЙ ПЕРИОД Портрет семьи Беллели.<\p>

6 РАННИЙ ПЕРИОД Женщина с хризантемами<\p>

7 ИПРЕССИОНИЗМ Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия», около 1875; «Абсент», 1876). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», 1877, «Гладильщицы», около 1884); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно- праздничный дух театра («Звезда», 1878,), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца», 1880).<\p>

8 ИПРЕССИОНИЗМ Рысаки у трибуны<\p>

9 ИПРЕССИОНИЗМ Абсент 1876<\p>

10 ИПРЕССИОНИЗМ Звезда 1877<\p>

11 ИПРЕССИОНИЗМ Мисс Лала в цирке Фернандо 1879<\p>

12 ИПРЕССИОНИЗМ Прима 1877<\p>

13 ИПРЕССИОНИЗМ Балетная школа 1877<\p>

14 ИПРЕССИОНИЗМ Дега принял участие в семи из восьми выставок, организованных импрессионистами, и играл ведущую роль во всем их движении. Однако работы самого Дега можно назвать импрессионистскими только в определенном смысле. Его мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился, в отличие от своих товарищей, запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени. Можно сказать даже больше, как художник Дега вырос на традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов, например для того же Моне. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом. Надо сказать, что Дега, как никому другому, удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX века.<\p>

15 ИПРЕССИОНИЗМ Прачки с бельем<\p>

16 ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы»). В конце 1880-х начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.<\p>

17 ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, однако они отражают только одну сторону многогранной творческой натуры Дега, поскольку в творческих поисках он выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины.<\p>

18 ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Голубые танцовщицы<\p>

19 ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Женщина, моющая спину 1886<\p>

20 «Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой жизни», — так писал о Дега Эдмон Гонкур, сам будучи выдающимся писателем, одним из братьев, именем которых названа самая престижная во Франции ежегодная литературная премия.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/815064

Балет Здгара Дега

На этот пост о балете меня подтолкнул выпуск «Нереальной политики» с Тиной Канделаки, Андреем Колесниковым и главное, гостьей программы, Анастасией Волочковой.Эдгар Дега.Репетиция балета. 1873. Холст, масло.45,8 x 61.Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга.

Балет Эдгара Дега

Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. Он увлекся балетом в 70е годы и до конца дней оставался его поклонником.«Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции- все эти пути были испробованы Дега для новых и новых воплощений завладевшей им темы».

Балет для Дега- это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять. Балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами.

«Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение.

Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, sourire de la danseuse, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».

Любопытны записи, сделанные Эдмоном де Гонкуром в 1874 году: «Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из их арабесок.

И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».Одна из самых ранних работ балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872). В просторном танцевальном зале идет репетиция балета.

Три танцовщицы расположились у станка, в левом углу, среди группы балерин справа, находятся хореограф и скрипач. Передний план пуст, лишь деревянный стул заполняет пространство, чуть левее молодая танцовщица, она замерла в ожидании указаний и советов хореографа.

Между этой одинокой фигуркой и преподавателем танца возникает некое напряженное пустое пространство, оно усиливает чувство одиночества и страха, ведь сейчас все внимание обращено только на нее, сейчас она не должна ошибиться. Но, не смотря на живописные группы танцовщиц, все же центром композиции является пустое пространство, и взгляд зрителя сосредоточен на зеркально-гладком полу.

Интересен колорит картины, спокойные бежево-серые тона стен прекрасно сочетаются с воздушными белоснежными нарядами балерин. До блеска начищенный пол будто сливается с арочным зеркалом в стенной нише.

«Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872)В «Танцевальном классе» 1874 года, из музея Метрополитен в Нью-Йорке, – небольшое помещение, с низким потолком и деревянным полом, составленным из многочисленных досок.

Возможно, могло бы создаться ощущение тесноты и невыносимой летней духоты, если бы не зеркало, которое отражает в себе огромное окно, светлое небо и две призрачные фигурки балерин (будто возникающих из ниоткуда и ненаблюдаемых больше нигде в пределах картины).

Вдоль зеленой стены рассредоточены фигуры юных балерин, каждая изображена в особой позе, кто-то старается показать все свое мастерство, кто-то, устав от репетиции, просто отдыхает, прислонившись спиной к стене, на заднем плане можно разглядеть дам в шляпках, возможно, они зашли полюбоваться танцем своих дочерей, а возможно, это фрейлины, сопровождающие своих послушниц и беспрестанно наблюдающие за бедняжками…Одинокая фигура справа, чуть в стороне от всех – великий мастер романтического балета Жюль Перро, облаченный в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает за танцующей перед ним юной балериной, вероятно, спустя мгновение он вынесет свой вердикт…Существует еще одна версия «Танцевального класса», но 1873–1875 года, из парижского музея Орсэ. Все тот же зеленый, но слегка измененный зал, зеркало обрамлено темными, будто малахитовыми колоннами. Две танцовщицы на первом плане изображены в другом ракурсе, одна из них, пытается прийти в себя, ее голова запрокинута назад, а рука тянется к уставшей спине, чтобы хоть немного привести в рабочее состояние позвоночник и мышцы. Другие же, будто, парят с необыкновенной легкостью над темным полом, под зорким взглядом балетмейстера, изображенного в той же самой позе, что и на нью-йоркской картине.»Танцевальный класс» 1873-1875.В этих девочках еще можно разглядеть всю ту хрупкость и изящность, присущую только юному возрасту. В более поздних работах Дега изящества будет все меньше и меньше, его работы будут отражать всю трагическую историю балерины: «вот она – еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе-упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы»».Картина «Репетиция балета на сцене» из музея Орсэ, 1874 года скорее напоминает фотографию, благодаря своим колористическим особенностям. Мы, словно, наблюдаем откуда-то сверху за репетицией балета. В то время как одна группа балерин отрабатывают свои пируэты, другая группа, располагающаяся в левом углу, отдыхает. Вот, девушка присела на скамейку, она сидит спиной к зрителю и почесывает спину. А другая, лениво потягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то просто стоит, умирая от скуки и невыносимости нескончаемого дня. Невозможно различить лица балерин, они неотличимы друг от друга, в них нет никакой индивидуальности, невозможно представить, что спустя какое-то время эти изможденные девушки перевоплотятся в дивных принцесс и крылатых фей, будут порхать над сценой Гранд Опера и сводить с ума поклонников.«Репетиция балета на сцене» 1874.В «Репетиции на сцене» 1874 года из музея Метрополитен, появляются два новых персонажа – бурно жестикулирующий балетмейстер и вальяжный, почти сползающий со стула мужчина. Фигуры балерин далеки от сложившихся в 20 веке балетных канонов. Они приземисты и коренасты, их шеи коротки, их лица грубы, в них полностью отсутствует какое-либо вдохновение, им чужд восторг, и кажется, что только лишь мечта о славе может сподвигнуть их на продолжение занятий.«Урок танца», 1879 года из Метрополитена, дает нам четкое представление о несчастной судьбе совсем еще юного существа, не понимающего, зачем она здесь и кому это нужно. Она стоит у станка, уставшая и бесконечно одинокая, в воздушной газовой пачке, с повязанным на боку белоснежным атласным бантом, ее наряд, будто, весь соткан из тысячи бликов. Девочка скорее напоминает заводную куклу, запрограммированную на определенные действия, она, словно марионетка, призванная служить своему кукольнику, а он, беспрестанно следит за каждым ее движением. Ее взор обращен на него, но для нас он невидим, и только печальный скрипач, наполняет танцевальный зал прекрасной мелодией. Здесь воздух пропитан разобщенностью человеческих душ, здесь исчезают понимание и доброта, здесь будет забыто еще одно детство и незаметно промелькнет еще одна жизнь.»Урок танца» 1879.В работе «Танцовщицы у палки», 1876–1877, две балерины, неловко закинувшие ноги на палку, разрабатывают суставы и кости. Они посвящают себя беспросветным дням бесконечных репетиций, мечтая о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.«Танцовщицы у палки» 1876–1877.И вот, одна из них уже танцует на большой сцене – «Звезда» 1876-1877г. Художник запечатлел ее в момент грациозного па, и кажется, что счастье переполняет ее в этот миг, и что теперь значат испытанные в танцевальных классах муки, по сравнению с мигом славы? Ее наряд сияет в свете рамп, черная ленточка на шее изящно развевается и вторит летящим движениям танца. «Здесь художник, работая пастелью, словно соревнуется в виртуозности со своей героиней. Его штрихи- то тонкие и протяжные, то густые и отрывистые – переливаются перламутровыми оттенками в облачном сгустке многослойного муслина. Особенно великолепно мгновенные касания красного, падающие цветочной россыпью на тюнику балерины. Стремительный танец руки, долгие скольжения и быстрые броски пастели как будто внушены мимолетностью балетных образов». А где-то на заднем плане ожидают своего выхода остальные балерины и за декорацией можно разглядеть фигуру режиссера в черном костюме, но сейчас они второстепенные герои, и лишь та, которая танцует в праве зваться царицей сего действа.«Звезда» 1876-1877.«Балерина с букетом цветов» предстает перед зрителем в глубоком реверансе. Сегодня она блистала на этой сцене и скромный букет цветов, преподнесенный ей одним из поклонников, сулит ей невиданный успех. А на заднем плане изображены танцовщицы с веерами, две из них присели под соломенный зонтик, грациозно склонив, друг к другу головки, балерина в алом венке отдыхает, опершись на основу зонта, четвертая балерина, чуть выставив ножку вперед, собирается прошествовать в другую часть сцены. Как интересно распределяет Дега живописные группы танцовщиц, если в правой части балерины тонки и изящны, то в левом углу мы найдем лишь грубых, коренастых девушек. И, кажется, что кто-то совершил нелепую ошибку, облачив этих безликих существ, в столь прекрасные воздушные наряды, украсив их волосы чудесными цветами. А где-то вдали, виднеется голубое небо и горы и, глядя на них, совершенно забываешь, что это всего лишь декорации и традиционная уловка театрального художника.»Балерина с букетом цветов» около 1877.В картине «Балерина у фотографа» 1875 года из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина невероятно насыщенный колорит становится доминирующим началом картины. Танцевальный зал скорее напоминает некое подводное царство, старый древесный пол будто устлан морскими травами, а сквозь огромное окно, омытое прозрачными водами, виднеется, окутанный синей дымкой призрачный город. Посреди зала, в несколько нелепом па застыла молодая танцовщица, она позирует невидимому фотографу, ее руки воздеты над чуть запрокинутой головой, а полупрозрачная пачка не может скрыть от любопытного зрителя далеко не изящные ножки, скованные тугими пуантами. «Острота и гротескность женской фигуры, в которой больше животного, нежели человеческого, смягчена нежной туманностью, насыщенной голубовато-морской гармонией, а холодная монотонность последней изящно оживлена пикантностью кораллово-алых губок балерины и бутоньерки, приколотой к ее поясу…» Дега постоянно сопоставляет природною красоту с человеческим несовершенством. «Этот контраст красоты вещей, красоты природы, города, света и воздуха и некрасивых. В ЧЕМ-ТО ДУШЕВНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ ПРЕСЛЕДУЕТ Дега повсюду»…«Балерина у фотографа» 1875.Совершенно иное ощущение вызывает картина «В театре», 1880 года из Парижа. Прежде всего, в глаза бросается пестрота театральных костюмов танцовщиц, взгляд зрителя устремляется в глубину сцены, на которой танцуют балерины, а разноцветных нарядах, оранжевых, голубых, желто-зеленых, схожих с красочным оперением, какой-нибудь диковинной птицы. И лишь спустя миг взгляд падает на терракотовые перила ложа, на которые манерно опирается женская рука в белой перчатке, держащая бинокль. В правом углу фрагментарно изображен веер из павлиньих перьев. Нам не дано видеть сидящую даму, и мы можем только догадываться, кто является обладательницей этих прекрасных аксессуаров. Танцующие балерины, будто не подозревают о чьем-то присутствии в верхней ложе и о том, что в любой момент их могут начать разглядывать в бинокль, словно какую-нибудь пеструю бабочку, оказавшуюся под микроскопом.Пастель «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица»), ок.1880, поражает, прежде всего, мастерски выполненным, вертикально вытянутым форматом. Фигуры трех танцовщиц буквально взмывают вверх, их летящие бирюзовые пачки, обрамленные по краям каймой лучистых искорок, прекрасны и невесомы, будто крылья стрекоз. Руки танцовщицы, находящейся в центре композиции распростерты и ее левая рука, кажется, сливается с поднятой ножкой невидимой балерины, стоящей чуть ниже, в свою очередь ее правое колено плавно переходит в рисунок пачки иллюзорной танцовщицы, скрывшейся за пределами картины. По контрасту с «зеленой» группой балерин, на заднем плане сияют в пламенных одеяниях девушки из кардабалета, причем, в отличие от зеленых танцовщиц они расположены строго по горизонтальной линии. «Раздвижное», распахивающееся веером пространство великолепно передает динамику сходящихся и расходящихся балетных группировок».«Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица») ок.1880.Существует несколько иная версия «Танцовщицы на сцене» из Художественного музея в Далласе, 1882–1884 гг. Практически то же построение композиции, что и в предыдущей работе, но здесь доминирует четкая перспективная вертикаль и полностью отсутствует горизонтальное начало. Вереница переплетенных рук и сливающихся полупрозрачных тканей балетных нарядов тянется от нижнего правого края картины и постепенно растворяется в иллюзорном пространстве верхней части картины.Около 1898 года была написана одна из лучших картин Эдгара Дега – «Голубые танцовщицы» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Своеобразный, крупный план, срезанные фрагменты лиц и платьев, безусловно, напоминают фотографию. Работа выдержана в глубоких, насыщенных тонах. Несмотря на то, что действие происходит на сцене, как и в «Танцовщице у фотографа» создается впечатление некоего водного пространства, но если изображенное в прежней работе ассоциировалось с морскими или даже океанскими безднами, то в «Голубых танцовщицах» распознается мотив заросшего кувшинками пруда.«Голубые танцовщицы» ок. 1898.Фосфоресцирующий синий цвет платьев придает всему происходящему некоторый мистический оттенок. «Голубые танцовщицы», словно прекрасные неземные создания, кружатся в чарующем танце воды. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с иллюзорным небом и водой.

Случайность и фрагментарность изображаемого события становятся главными художественными принципами Эдгара Дега.

Спасибо сюда. Проиллюстрировано мной.

Много репродукций Дега.

Источник: https://art-shmart.livejournal.com/12310.html

Ссылка на основную публикацию