Описание картины эдуарда мане «музыка в тюильри»

Презентация по истории изобразительного искусства «Эдуард Мане»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по истории изобразительного искусства «Эдуард Мане»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЭДУАРД МАНЕ (1832 – 1883) Автор презентации: Калабун Алена Витальевна – преподаватель МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

2 слайд Описание слайда:

Имя Эдуарда Мане на протяжении всей карьеры было связано со скандалами, ссорами и спорами об искусстве, однако знаменитый художник не мыслил творчества без собственных идей и независимого восприятия.

Вдохновляясь мастерами классического искусства, Мане стал одним из родоначальников одного из самых новаторских направлений в живописи – импрессионизма.

И, в конце концов, его работы были признаны творческим сообществом, а сам он возведён в ранг одного из важнейших художников XIX века.  Эдуарда Мане «Автопортрет с кистями»

3 слайд Описание слайда:

Э. Мане Портрет господина и мадам Мане 1860 Отцом Эдуарда Мане был глава Министерства юстиции Франции Огюст Мане – он настоял на том, чтобы отпрыск учился на юриста. Впрочем, молодой Эдуард не разделял энтузиазма отца и не проявлял к учёбе никакого интереса, желая стать художником. В этом портрете Мане делает уступки буржуазной добропорядочности.

Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. Во время написания полотна отец уже был в отставке и тяжело болел. Возможно, поэтому настроение в картине печальное, подавленное. Мать изображена с корзинкой в ​​руке, берет клубки. Разноцветные нити и голубые ленты чепчика матери — самые яркие цвета среди темноватых, серых и черных красок полотна.

4 слайд Описание слайда:

В 1848 году Эдуард Мане учился в мореходной школе и отправился в учебное плавание на парусном судне. В ходе этого путешествия 16-летний Эдуард посетил Бразилию, буйство красок которой лишь усилило стремление юноши реализовать себя в искусстве.

Увлечение живописью стало поводом для целого ряда путешествий Мане. Он посещал голландские музеи, отправился в Венецию и Флоренцию, познакомился с работами мастеров Возрождения, картинами Веласкеса и других художников. .

 Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают посещать различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества.

Молодого художника часто приглашали в различные салоны, где он завязал ряд знакомств и сдружился с о скандально известным поэтом Шарлем Бодлером. Кроме того, Мане регулярно посещал Лувр и оттачивал навыки, рисуя копии известных картин.

5 слайд Описание слайда:

Э. Мане «Любитель абсента», В этот период Мане решил, что его обучение завершено, однако его картина «Любитель абсента», которую он отправил для Парижского салона, была отвергнута жюри. Среди основных претензий было отсутствие дальних планов, несогласованность перспективы и теней, а также отсутствие полутонов. Этот отказ надломил художника, и на время он потерял вдохновение.

6 слайд Описание слайда:

Эдуард Мане, «Гитарреро», 1861 год Двумя годами позже Мане предпринял ещё одну попытку принять участие в Парижском салоне. На этот раз жюри одобрило картину «Гитарреро», за которую художник помимо прочего получил премию, вместе с которой к нему пришли первые заработки и признание публики.

7 слайд Описание слайда:

Э. Мане «Музыка в саду Тюильри» 1862 Вдохновившись первыми успехами, Эдуард Мане в 1862 году написал инновационную картину «Музыка в Тюильри». Особенностью работы стало то, что лица персонажей полотна были написаны мазками и были различимы лишь на отдалении, в то время как с близкого расстояния превращались в размытые абстрактные формы.

8 слайд 9 слайд Описание слайда:

«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год Для следующего Парижского салона Мане отобрал ещё ряд картин, однако те снова не были одобрены жюри.

Вместе с другими художниками, которым было отказано в участии, Мане принял участие в альтернативной выставке – «Салон отверженных».

Одна из его работ – «Завтрак на траве» — на этой выставке была поднята на смех, стала одним из символов «Салона отверженных» и приобрела скандальную славу.

10 слайд Описание слайда:

«Олимпия», Эдуард Мане, 1863 год Картины Мане подверглись резкой обструкции в обществе, тем не менее какое-то время его работы выставлялись как в официальном Парижском салоне, так и в «Салоне отверженных». Сам же художник не стремился отказываться от найденного направления и написал картинку «Олимпия», которая спровоцировала грандиозный скандал и настоящую травлю Мане.

11 слайд Описание слайда:

«Железная дорога», Эдуард Мане, 1873 год В этот период Мане сблизился с другими молодыми художниками, среди которых были будущие звёзды импрессионизма В начале 1870-х он бок о бок работал с Клодом Моне, однако выставкам коллег предпочитал официальные Салоны. Впрочем, стремившись к признанию, Мане не отходил от выработанного стиля. В результате очередная его работа – «Железная дорога» — снова вызвала антипатию жюри.

12 слайд Описание слайда:

Лишь несколькими годами позже жюри признали работы Мане. В 1979 году картины «В оранжерее» и «В лодке» были приняты к участию. Публикой они тоже были встречены весьма тепло, что позволило художнику покончить с чередой скандалов и критики. «В оранжерее», Эдуард Мане, 1874 год

13 слайд Описание слайда:

В 1879 году у Мане случился первый приступ ревматизма, и вскоре выяснилось, что художник болен нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, но Мане продолжал писать многочисленные натюрморты и акварели. «В лодке», Эдуард Мане, 1874 год

14 слайд Описание слайда:

«Бар в «Фоли-Бержер», Эдуард Мане, 1882 год Несмотря на болезнь, Мане удалось создать ещё одно масштабное полотно –«Бар в «Фоли-Бержер». Художник изобразил парижское кафе, в котором он любил бывать вместе с друзьями.

В этой картине прекрасно переданы шум толпы, блеск огней, богатство и роскошь парижской жизни. Эта картина стала последней большой работой художника и удостоилась высоких оценок даже тех, кто постоянно выступал против работ Мане.

В 1882 году в возрасте 50 лет Эдуард Мане, наконец, получил то признание, к которому стремился всю жизнь.

15 слайд Описание слайда:

В апреле 1883 года художнику ампутировали левую ногу, а через одиннадцать дней – 30 апреля – он умер в страшной агонии. Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени. Церемония прошла в присутствии всей творческой интеллигенции Парижа.

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-izobrazitelnogo-iskusstva-eduard-mane-2513006.html

Эдуард Мане

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Читайте также:  Описание памятника «родина мать» в киеве

Родители Эдуарда Мане

В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.

Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.

Эдуард Мане в молодости

Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.

Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.

Автопортрет Эдуарда Мане

Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности.

Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст.

Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.

После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.

Художник Эдуард Мане

Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.

Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.

Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Живопись

В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.

В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».

Картина Эдуарда Мане «Нана»

В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).

В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.

В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.

Картина Эдуарда Мане «Олимпия»

В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».

Личная жизнь

В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).

В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.

Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине «Мадам Мане на голубом диване»

На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.

Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.

Эдуард Мане

Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.

Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.

Сын Эдуарда Мане на картине «Портрет Леона Леенхоффа»

Известно, что Манерегулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек.

Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.

В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.

Берта Моризо на картине Эдуарда Мане «Балкон»

В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»).

Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака.

Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.

Смерть

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений.

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»

Официальное признание Эдуардполучил за год до своей смерти.

В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.

Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»

Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.

Могила Эдуарда Мане

На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.

Произведения

  • 1859 – «Мальчик с вишнями»
  • 1864 – «Скачки в Лоншане»
  • 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
  • 1867 – «Олимпия»
  • 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
  • 1869 – «Балкон»
  • 1874 – «Аржантей»
  • 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
  • 1877 – «Самоубийца»
  • 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
  • 1880 – «В кафе-шантан»
  • 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
  • 1881 – «Весна»
  • 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
  • 1883 – «Букет сирени»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5076-eduard-mane.html

Мане Эдуард | Kramskoy

В 1863 году французское общество задохнулось от возмущения — в Салоне была выставлена картина Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Она была разнесена критикой в пух и прах. Работа была сочтена попросту недоделанной, однако сейчас большинство знатоков искусства считают, что это полотно произвело революцию в живописи, став первой работой в стиле импрессионизма.

Картина «Музыка в Тюильри» полна движения, многочисленные герои не позируют, они увлеченно беседуют, не обращая внимания на зрителя. А при этом работа — это групповой портрет, на котором Мане изобразил многих своих друзей и родственников.

Здесь и родители художника, и его младший брат, его возлюбленная Сюзанна, его друг Шарль Бодлер, критик Захария Аструк, художник Альбер де Бальруа и многие другие представители столичного бомонда.

Мастер стремился передать атмосферу шумного веселья, с которым толпа парижан ожидает начала еженедельного концерта в саду Тюильри.

«Музыка в Тюильри» написана быстрыми мазками, композиция наполнена резкими контрастами светлых и темных пятен, часть силуэтов четко прописаны, в то время как остальные персонажи картины лишены светотеневой моделировки и кажутся расплывчатыми. Эта идея, что форма не должна быть стабильна, была в дальнейшем подхвачена импрессионистами.

Художник, изменивший ход истории живописи, Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец был главой департамента Министерства юстиции, мать — дочерью дипломата.

Родители были против художественного поприща для своего сына, и под давлением отца он поступает в мореходную школу в 1847 году, где не смотря на с треском проваленные экзамены, ему предоставляют возможность отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Это путешествие еще больше убедило Мане в его призвании, и, вернувшись из плаванья, он поступает в школу художника Тома Кутюра.

Через шесть лет обучения Эдуард Мане покидает школу, устав от рамок академизма. Теперь его обучение — копирование работ старых мастеров из коллекции Лувра. Первая известность пришла к художнику уже в начале 1850-х годов, но стремление «показать жизнь как она есть» принесло ему скандальную славу.

Лишь в начале 1880-х его взгляд на живопись получил безусловное признание. Но к этому моменту Эдуард Мане был тяжело болен. В апреле 1883 года ему ампутировали ногу, а через одиннадцать дней он скончался.

Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени. 

Источник: http://mkram.ru/ru/2017/04/20/eduard-mane/

Почему Эдуард Мане гениальный художник, но плохой фотограф

Фотография позаимствовала у живописи многие приемы – правила композиции, способы освещения. Но главное, что взяли фотографы у художников – не технические инструменты. Художники-импрессионисты показали фотографам пример того, как можно изучать окружающую жизнь, документировать ее и находить темы для работ буквально на каждом шагу.

Как уже было описано в другой записи, основы документальной фотографии и идей импрессионизма заложил Шарль Бодлер. А Эдуард Мане был первым, кто воплотил в живописи идеи Бодлера.

«Музыка в Тюильри»

«Музыка в Тюильри», Эдуард Мане, 1862

В 1862 году Мане рисует картину «Музыка в Тюильри». Действие происходит в саду Тюильри возле Лувра. В момент написания картины этот парк только открыли и пускали туда людей только в определенные дни.

Соответственно, так как парк был королевским, то и находиться в нем могли не бедные люди, поэтому на картине изображены высшие слои общества. Мы видим пейзаж довольствия и буржуазии. Мы видим виртуальное море людей.

Хорошая картина, плохая фотография

По композиции каждая часть картины «Музыка в Тюильри» одинаково интересна и не интереса. Человеческий глаз движется по картине без определенного направления, так как его нет, так как картина фрагментарна, чем напоминает фотографию. Но это плохая работа с точки зрения профессионального фотографа, ведь каждую фотографию строят по принципу выделения главного предмета.

Если смотреть на работу Мане как на фотографию, то можно предположить, что фотограф Мане захотел сфотографировать узор. Повторяющиеся элементы в фотографии – частный прием. Но на картине Мане нельзя выделить узор, его нет.

Другими словами, такую фотографию вряд ли бы взяли на передовые статьи парижские издания или бы помесили на выставку. Из всех правил композиции в фотографии в работе Мане выполнена только одна – правило третей.

Но как картина работа Мане великолепна. Все описанные недостатки с точки зрения фотографии были использованы художником в картине просто гениально. До Мане парижскую толпу и вообще толпу так никто не рисовал.

Определенно сказать, кто является центром картины «Музыка в Тюильри» нельзя. Для фотографии это плохо. Для картины это также плохо, но не в случае Мане.

Живая картина

Как фотография картина создает впечатления неорганизованности и отсутствия композиции. Каждый профессиональный фотограф заметит это и забракует работу.

Но Мане преднамеренно создавал такую композицию. Люди как бы движутся на картине и мы видим лишь короткий момент общего движения. Если представить, что мы на миг отвернемся от сцены на картине, а потом снова обернемся – то персонажи изменят свое местоположение. Создается ощущение того, что картина живет своей отдельной жизнью.

Так картина напоминает плохую фотографию, но только потому, что это уникальная картина, которая нарушает правила не только фотографии, но и живописи.

Кто написан на картине

Подсчитать количество людей на картине не возможно, это толпа из сотен персонажей. Но толпа, которую изобразил Мане, на самом деле не однородна и не безлика. Это друзья Мане, его почитатели, члены семьи.

Почти в центре картины изображен брат Мане в высокой шляпе, белых штанах и черном фраке. Шарль Бодлер, который сформировал Мане как художника, изображен в тени в высокой шляпе и трубкой в левой части картины.

Кто на картине «Музыка в Тюильри» играет музыку

Если учесть название картины, то мы можем понять, что люди на полотне Мане собрались для прослушивания музыки. Но мы не видим музыкантов, а только толпу слушателей.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «положение во гроб»

Мане написал картину так, что зритель находится на месте музыкантов, а потому и не видит самих исполнителей музыки.

Шок технический и шок моральный

Мане и в дальнейшем будет использовать приемы, показанные в «Музыка в Тюильри». Он будет ставить зрителя в интересное место на картине, делать его очевидцем событий.

Но если «Музыка в Тюильри» была провокационной и скандальной только в техническом исполнении, то другие работы Мане станут шоком для общественности с точки зрения вопросов морали, которые поднимет художник.

Таким образом Эдуард Мане покажет документальным фотографам пример для подражания, когда художник использует свое искусство для изучения проблем общества.

Что может позаимствовать фотограф у Эдуарда Мане

Фотография, конечно же, не сможет взять на свое вооружение технический арсенал Мане – так как в фотографии важно выделение главного предмета, компоновка, резкость картинки, общая целостность. Там где художник добавляет на своем полотне мазки, фотограф в реальной жизни старается убирать лишнее из кадра.

Но фотография может взять духовный пример у живописи, общую цель импрессионистов, Эдуарда Мане и начать исследовать окружающий мир.

Источник: https://www.kirilltigai.com/pochemu-eduard-mane-plohoj-fotograf/

Эдуард Мане. Биография и картины

Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883

Французский художник, один из основателей импрессионизма. Биография и картины.

Не думал и не гадал судья департамента Сены Огюст Мане, что его первенец, гордость отца, Эдуард вовсе не захочет быть продолжателем семейного дела, предпочтя уважаемой профессии сомнительное дело художника с неопределёнными перспективами. Но именно Эдуарду Мане будет суждено стать одним из родоначальников импрессионизма, создать совершенно новую эстетическую ценностную шкалу, изменив, таким образом, мировое изобразительное искусство.

Против семьи навстречу прекрасному

Определяющую роль в судьбе Эдуарда Мане сыграл его дядя Фурнье – именно он поддержал юношу, который бестолково учился в лучших заведениях Парижа, но оживал и расцветал, когда речь заходила об искусстве. Дядя и племянник провели много времени в залах Лувра, знакомясь с творчеством выдающихся предшественников. Именно Фурнье, закрыв глаза на протесты родного отца, стал оплачивать уроки живописи Эдуарда.

Ссоры с отцом закончились достижением компромисса  — Мане было предложено выбрать любую профессию, кроме художественного поприща. Юноша выбрал морское дело. Вряд ли догадывался суровый Огюст, что этот выбор ещё больше толкнёт его сына в объятия искусства – первый и единственный круиз привёл его только к одной мысли: я буду художником и точка.

Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.

Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения, и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.

В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.

Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков, и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. Обе работы были приняты в Салон.

В 1862 году Мане под влиянием философии Бодлера создаёт своё первое крупное произведение – «Музыка в Тюильри», целью которой стала попытка с помощью средств выразительности изобразительного искусства претворить в жизнь искусство музыкальное – этакие звучащие краски.

В том же году автор увлекается написанием портретов, заведя новое правило – написать натурщицу всего за один сеанс. Мане полагал, что только такая быстрая работа позволит ухватить мгновение, отобразив самое главное. Портреты Мане были приняты публикой с большим воодушевлением.

Скандальный автор  с великим наследием

Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были  в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако, именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство.

К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.

  Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».

Но времена менялись и вокруг смелого художника с необычной манерой письма стали собираться творческая интеллигенция, стремящаяся низвергнуть старые принципы, расширив тем самым рамки художественного искусства.

Моризо, Дега, Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Сезанн, Писсаро, Золя и ряд других писателей образуют вокруг Мане «Батиньольскую школу», выбрав местом встреч и дискуссий кафе «Гербуа», где эту необычную компанию именовали просто – «бандой Мане».

После того, как Салон всё чаще отказывается принимать полотна Мане и его единомышленников даже к рассмотрению, художник решается выстроить свой собственный павильон. Персональная выставка не принесла автору ожидаемого успеха, но ничуть не сломила — после провала он создаёт ярчайшие картины «Балкон», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской».

Вдохновитель импрессионизма и импрессионистов

На протяжении 10 лет, с 1870 по 1880 гг. Мане считался вдохновителем импрессионистов, хотя творчество самого Мане было значительно шире и многограннее. В 1872 году художника, наконец, настиг успех – его картина «Кружка пива» не только была принята восхищённо зрителями и воспета критиками, но и размножена на репродукции, которые стремительно раскупались.

1874 год был ознаменован любопытнейшим союзом – Моне и Мане отправляются летом в «Аржантёй», чтобы искать новые сюжеты и экспериментировать с техникой. Здесь были созданы «Клод Моне в лодке»,  «Аржантёй», «Берег Сены близ Аржантёя», «В лодке».

Когда красочные  картины были приняты Салоном, Мане снова ощутил всю остроту насмешек – работы ругали за яркость и неопределённость сюжета.

И снова Мане убегает от злых языков и насмешек, на этот раз в Венецию, которая также вдохновила художника на ряд замечательных поэтичных работ.

В последние годы жизни Мане много работал, превозмогая недомогание – атаксия разрушала его изнутри, приводя к разкоординации движения и отмиранию мозга. Но и даже в этот период Мане не впал в уныние, его спасало ремесло. Самое значительное полотно этого периода «Бар в Фоли-Бержар».

Оптимизм никогда не покидал Мане: он не смог больше ходить к друзьям — зато принимал их у себя в мастерской, тяжело давались большие полотна – принялся за миниатюры, постоянно убеждая себя, что самочувствие его в норме.

В 1883 году Мане не стало, но остались его чудесные работы, как отражение глубокого и яркого внутреннего мира, а биография его по праву может считаться примером беззаветного служения искусству, веры в собственные силы, и громадного мужества, с которым автор встречал и все критические нападки, и смертельную болезнь.

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/mane.htm

Ссылка на основную публикацию