Картина Мане «Расстрел Императора Максимилиана», ее варианты и эскизы
Национальная галерея Лондона начиная с 17 января демонстрирует в трех музеях Англии шедевр Эдуарда Мане «Расстрел императора Максимилиана», картину на военную тематику, что довольно редко встречается у импрессионистов.
Божьей милостью и волей народа, Император Мексики Максимилиан
Картина, написанная в 1868 году, изображает последние минуты австрийского эрцгерцога Фердинанда Максимилиана Иосифа фон Габсбурга, младшего брата австрийского императора Франца Иосифа. В течение трех лет с 1864 по 1867 австрийский эрцгерцог под именем Максимилиана I при поддержке императора Франции Наполеона III был императором Мексики.
Французы сначала помогли придти к власти Максимилиану, а потом отозвали свои войска из Мексики, лишив его поддержки. Максимилиан отказался покинуть Мексику с французскими войсками, сказав что «Габсбурги не покидают места, доверенного им Провидением».
После чего участь Максимилиана была предрешена.
Максимилиан с остатками своей армии был окружен республиканцами во главе с Хуаресом, взят плен, и приговорен вместе с оставшимися до конца ему верными генералами Мигелем Мирамоном и Томасом Мехиа к расстрелу.
Новость застала художника Мане на Всемирной выставке в Париже. Мане, будучи убежденным республиканцем, был возмущен расстрелом императора. Он работал более года над этим сюжетом. Результатами этой работы стали: этюд маслом, литография, запрещенная цензурой, и три больших полотна. При жизни Мане не мог ни выставлять картины, ни продать их, даже после падения империи.
Этюд маслом находится сегодня в Копенгагене, первая версия картины — в Бостоне.
После смерти художника в 1883 году самая большая картина была разрезана на фрагменты. Эдгар Дега собрал все сохранившиеся фрагменты и вновь их соединил на одном холсте. Теперь эта картина принадлежит Национальной галерее в Лондоне.
В первой версии картины, находящейся в Бостоне, стреляющие солдаты изображены в форме республиканцев. В финальной версии Мане одел «палачей» в униформу французской императорской армии. Тем самым продемонстрировав свое отношение к данному событию, что это Франция убила Максимилиана. В это время пресса также обвиняла Наполеона III, в том, что он предал Максимилиана .
Картина Мане «Расстрел императора Максимилина» будет представлена в трех региональных музеях Великобритании.
В Доме искусства и знаний в городе Кентербери с 17 января по 16 марта 2014 года.
В музее Bowes в городе Барнард Касл с 22 марта по 18 мая 2014 года.
В центре искусств города Ковентри с 27 сентября по 06 декабря 2014 года.
Источник: Nationalgallery.org.uk
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана, 1868. Национальная галерея, Лондон(Разрезанная картина, вновь сшитая Эдгаром Дега в 1883 году)Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана, 1867. Кунстхалле, Мангейм, ГерманияЭдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана, 1867. Музей изящных искусств (Собрание Макомбер), БостонЭдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана. Этюд маслом, 1867. КопенгагенЭдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана. Лиография, 1867Казнь императора МаксимилианаПервое изображение этого события. Рисунок в Нью-Йоркском журнале Harper’s Weekly от 10 августа 1867 года.Оригинальная подпись: «Execution of Maximilian, Mejia, and Miramon at Queretaro, Mexico (June 19, 1867)».
Источник: http://eaculture.ru/gallery/1692
Эдуард Мане
На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.
Портрет Эдуарда Мане
Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.
Детство и юность
23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.
Родители Эдуарда Мане
В 1839 году они отдали отпрыска в пансион аббата Пуалу. По причине абсолютного равнодушия к учебе Огюст перевел наследника в колледж Роллена, в котором тот обучался в период с 1844 по 1848 годы. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, отец был против того, чтобы сын, нарушив семейную традицию, стабильной работе предпочел творческую самореализацию.
Неизвестно, как бы сложилась судьба импрессиониста, если бы брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в Эдуарде тягу к искусству, не оплатил племяннику посещение курса лекций по живописи, на которые мальчишка ходил после занятий в школе.
Эдуард Мане в молодости
Из-за академических стандартов, которые лишенные образности мысли преподаватели считали основой художественной самобытности живописца, уроки рисования не вызвали у Мане ожидаемого интереса. Копированию гипсовых изваяний он предпочитал рисование портретов своих товарищей.
Понимая, что сын даже под страхом смерти не свяжет жизнь с рутиной государственной службы, Огюст выбрал меньшее из двух зол, позволив отпрыску заняться мореплаванием. В декабре 1848 года Эдуард в качестве юнги поднялся на борт корабля. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио-де-Жанейро перевернуло его мир с ног на голову.
Автопортрет Эдуарда Мане
Родившийся под дымчатым небом Парижа и воспитывавшийся в буржуазной среде парень открыл для себя красоту солнечных просторов и сияние красок окружающей его действительности.
Мане понял, что хочет в совершенстве овладеть навыком переноса увиденного в реальной жизни на холст.
Когда 13 июня 1849 года амбициозный юноша сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит карандашными зарисовками.
После круиза он с 1850 по 1856 годы обучался живописи в мастерской популярного в то время художника Тома Кутюра. Однако в этих занятиях сразу проявился сильный антагонизм: трудно найти что-то более несочетаемое, чем стремление Мане к живому искусству и поклонение Кутюра жанровым и стилистическим канонам рисования.
Художник Эдуард Мане
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.
Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.
Живопись
В самом начале творческого пути каждый художник, желающий обрести популярность, должен был выставляться на официальной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Мане много раз подавал свои картины на рассмотрение жюри, но то было слишком консервативным, чтобы выставлять его работы.
В 1859 году вместе с друзьями он пытался выставить свои полотна в проходящем раз в два года Салоне. Тогда его творение «Любитель абсента» было отвергнуто. Однако в 1861 году критики благосклонно приняли два других произведения Эдуарда – «Портрет родителей» и «Гитареро».
Картина Эдуарда Мане «Нана»
В начале 60-х в работах Мане преобладали морские и испанские мотивы («Лола из Валенсии», «Кирсаджа», «Испанский балет», «Алабамы»), пленэрные сцены («Бега в Лонг-шане»), темы современной истории («Расстрел императора Максимилиана»), а также религиозные сюжеты («Мертвый Христос»).
В 1863 году император Луи Наполеон повелел выставить отвергнутые произведения официального Салона в расположенном рядом Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название «Салон отверженных». Подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда «Завтрак на траве».
Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
За ней последовала «Олимпия», на которой натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати.
В последующее десятилетие Мане явил своим соратникам блистательный пример творческой энергии. Он писал портреты, цветочные натюрморты и сцены на скачках. Если где-то происходило важное событие, он отправлялся туда и изображал его.
Картина Эдуарда Мане «Олимпия»
В 70-х годах живописец создал самые светлые свои работы: «Железная дорога», «В лодке» и «Аржантей». Отражением его тяжелых мыслей, навеянных болезнью, является написанная в 1881 году картина «Самоубийство».
Личная жизнь
В 1849 году в жизни художника появилась Сюзанна. Женщина, в которую живописец влюбился с первого взгляда, работала учительницей и преподавала фортепианную грамоту младшим братьям автора картины «Нана» – Эжену (1833–1892 годы) и Гюставу (1835–1884 годы).
В январе 1852 года Сюзанна родила сына, которого назвали Леоном. Примечательно, что отцовство было приписано не Мане, а некому Коэллу. Эдуард же стал крестным папой новорожденного. Биографы, изучающие жизнь и творчество именитого импрессиониста, по сей день не могут дать точный ответ по поводу родства Леона и Эдуарда.
Жена Эдуарда Мане Сюзанна на картине «Мадам Мане на голубом диване»
На этот счет существует две официальные теории: первая гласит, что настоящим отцом мальчика был Огюст Мане, который положил глаз на двадцатилетнюю учительницу еще в момент появления ее в их доме. Сторонники второй версии предполагают, что Леон – сын Эдуарда, которого боявшийся осуждения и порицания живописец не захотел признавать.
Примечательно, что отношения с Сюзанной портретист не придавал огласке вплоть до свадьбы. За время тайного романа гравер пополнил свою амурную копилку парой-тройкой имен.
Эдуард Мане
Известно, что у художника была интрижка с натурщицей Викториной Меран. Девушка пленила живописца своей естественной красотой и тем, что благодаря своей природной артистичности, легко меняла образы. Их любовная история закончилась, когда Викторина пристрастилась к алкоголю, и от ее былого шарма не осталось и следа.
Спустя 11 лет с момента рождения Леона, 28 октября 1863 года, импрессионист женился на Сюзанне. После состоявшейся церемонии бракосочетания барышня стала жить вместе с мужем, его матерью и сыном под одной крышей.
Сын Эдуарда Мане на картине «Портрет Леона Леенхоффа»
Известно, что Манерегулярно изменял супруге, которая, к слову сказать, была в курсе его частых интрижек.
Еще до свадьбы влюбленные заключили между собой негласное соглашение: Сюзанна не закатывала избраннику истерик по поводу его романов, а Эдуард, в свою очередь, не оставался на ночь у любовниц и каждый вечер возвращался домой, продолжая играть роль верного мужа и любящего отца.
В 1868 году в Лувре создатель шедевров «Олимпия» и «Завтрак на траве» познакомился с художницей Бертой Моризо. Впечатленный самобытной красотой женщины, он при первой же встрече уговорил ее позировать.
Берта Моризо на картине Эдуарда Мане «Балкон»
В общей сложности Эдуард написал не менее 10 портретов Берты («Балкон», «Отдых. Портрет Берты Моризо», «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок», «Берта Моризо с веером»).
Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы. В момент их встречи Мане был уже связан узами брака.
Берте оставалось отпускать язвительные замечания в сторону супруги художника и довольствоваться их общей с Эдуардом страстью к живописи.
Смерть
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии – болезни, при которой вследствие поражения головного мозга нарушается координация движений.
Официальное признание Эдуардполучил за год до своей смерти.
В 1882-ом живописец закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х–80-х годов прошлого века – «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона.
Картина Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»
Мане скончался через одиннадцать дней после ампутации пораженной гангреной ноги 30 апреля 1883 года. Могила создателя картины, написанной под влиянием Франса Халса и Диего Веласкеса, – «Музыка в Тюильри» – располагается на кладбище Пасси в Париже.
Могила Эдуарда Мане
На траурной церемонии прощания, помимо родственников, присутствовали друзья импрессиониста – Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер Ренуар.
Произведения
- 1859 – «Мальчик с вишнями»
- 1864 – «Скачки в Лоншане»
- 1864 – «Срезанные белые пионы и секатор»
- 1867 – «Олимпия»
- 1868 – «Расстрел императора Максимилиана»
- 1869 – «Балкон»
- 1874 – «Аржантей»
- 1874 – «Берег Сены близ Аржантея»
- 1877 – «Самоубийца»
- 1878 – «Кабаре Райхсхоффена»
- 1880 – «В кафе-шантан»
- 1882 – «Бар в Фоли-Бержер»
- 1881 – «Весна»
- 1882 – «Портрет мадам Мишель-Леви»
- 1883 – «Букет сирени»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/5076-eduard-mane.html
Биография Эдуарда Мане
Опубликовано: 28.01.2018 — 20:52
Эдуард Мане (1832-1883) – французский художник и гравёр, считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Многие его картины стали украшением самых прославленных музеев мира – «Белые пионы», «Бар в «Фоли-Бержер», «Олимпия», «Завтрак на траве», «Лола из Валенсии», «Нана», «В оранжерее», «Музыка в саду Тюильри», «Железная дорога», «В лодке», «Сливовица».
Детство
Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.
Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году.
Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе.
В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.
Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.
Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.
Портрет родителей Эдуарда Мане
Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей.
В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.
Образование и раннее увлечение живописью
Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе.
В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.
ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?
Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.
Начать тест
Единственное, что привлекало юного Мане, — это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством.
Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр.
Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски.
Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.
Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы.
Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда.
В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.
Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.
Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.
Путешествие через Атлантику
Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.
Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.
В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом.
А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.
В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души.
Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни.
Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал.
Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.
Нелёгкий путь к искусству
Просмотрев рисунки сына, которые он привёз из путешествия, отец перестал сомневаться в его художественном призвании. Он посоветовал Эдуарду поступить на учёбу в школу изящных искусств Парижа.
Но молодой Мане побоялся, что, как и на факультативных уроках рисования в коллеже Роллена, преподавание будет скучным, академическим и жёстким.
Поэтому в 1850 году начал брать уроки живописи в мастерской модного на тот период французского художника-академиста Тома Кутюра.
«Нана»
Через несколько лет обучения между Мане и Кутюром стали возникать разногласия. Эдуард категорически не хотел принимать буржуазную направленность стиля в живописи, которая господствовала тогда во Франции. Кутюр предпочитал стилистические и жанровые каноны рисования, а Мане привлекало живое искусство. В 1856 году он покинул мастерскую художника и занялся самообразованием.
Он часто посещал Лувр, где изучал картины известных художников. Также Эдуард много путешествовал по Европе, в результате чего увлёкся старой живописью.
В Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии он обошёл все художественные музеи, после которых пытался скопировать работы великих мастеров (так поступает любой начинающий художник).
Особенно влияние на его подход к творчеству оказали Тициан, Рембрандт, Веласкес.
К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Он стал вхож в различные салоны, где завёл знакомства с представителями высшего общества. Особенно доверительные отношения завязались у него с поэтом Шарлем Бодлером.
«Гитарреро»
В 1859 году Эдуард принял решение выставлять свои картины в Парижском салоне. Но тогда его произведение «Любитель абсента» отвергли.
Лишь спустя два года критиками благосклонно были приняты две работы Мане «Гитарреро» и «Портрет родителей». Не меньший успех картины имели и у публики. Такое признание принесло художнику неплохие деньги, славу, а самое главное, похвалу отца.
Ещё до выставки Огюст Мане гордо показывал гостям картину, где сын изобразил своих пожилых родителей.
Творчество
В 1860-х годах в творчестве Эдуарда преобладали испанские мотивы:
- «Алабамы»;
- «Лола из Валенсии»;
- «Мёртвый тореадор»;
- «Испанский балет»;
- «Кирсаджа».
Обращался он к религиозным сюжетам («Мёртвый Христос») и к тематике современной истории («Расстрел императора Максимилиана»).
В 1863 году картины, которые были отвергнуты критиками от участия в официальном Салоне, были выставлены в соседнем Дворце промышленности. Это мероприятие назвали «Салон отверженных», а его главной сенсацией стала работа Мане «Завтрак на траве». Это теперь полотно считается шедевром импрессионизма, а тогда оно снискало скандальную славу.
«Завтрак на траве»
Критики возмущались представленной на картине обнажённой женщиной. Мало того, что она сидит в компании одетых мужчин, ведущих беседу, так ещё и бесстыдно смотрит на зрителей, не стесняясь своей наготы. Такие отзывы не обидели художника, а, наоборот, раззадорили. В том же году он написал картину «Олимпия», которая вызвала ещё больше споров. Критики назвали её вульгарной и непристойной.
После такой травли живописец сменил творческую тематику и стал писать портреты, сцены на скачках, натюрморты, какие-то важные происходящие события:
- «Чтение»;
- «Голова Христа»;
- «Портрет Захарии Аструка»;
- «Женщина перед зеркалом»;
- «Букет в хрустальной вазе»;
- «Большой канал в Венеции»;
- «Бегство Рошфора»;
- «Пучок спаржи»;
- «Бега в Лонг-шане».
«Железная дорога»
В 1870-х годах художник создал свои самые светлые полотна:
- «Натюрморт с лососем»;
- «Завтрак в мастерской»;
- «Молодая женщина в неглиже»;
- «Миндаль, смородина и персики»;
- «Пионы и секатор»;
- «Женщина с попугаем»;
- «В кабачке папаши Латюиля»;
- «Дом в Руйе»;
- «Мальчик, чистящий грушу».
«Бар в Фоли-Бержер»
В 1882 году Мане закончил работу над одним из самых значимых произведений европейской живописи – картиной «Бар в «Фоли-Бержер». Он получил за неё орден Почётного легиона.
Личная жизнь
В 1863 году Эдуард сочетался браком с голландской пианисткой Сюзанной Леенхофф. Они познакомились, когда Сюзанна преподавала уроки музыки его младшим братьям.
Их роман длился больше десяти лет, в результате которого в 1851 году родился мальчик Леон. Существует ещё одна версия, согласно которой Сюзанна была любовницей отца Мане и именно от него родила сына.
Как бы там ни было, а Эдуард действительно женился на ней, только когда умер отец.
«Мадам Мане на синей софе»
Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна.
Смерть
В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма.
При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений).
Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.
Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.
Источник: http://stories-of-success.ru/eduarda-mane
Эдуард Мане
Другие известные художники
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать, урожденная Фурнье, была дочерью дипломата. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков.
В восемь лет Эдуард поступил в учебное заведение Пуалу в Вожираре, где оставался в течение трех лет. В десять лет он начал заниматься в гимназии «Коллеж Роллен». Эдуард не самый прилежный ученик, ему больше нравится рисовать.
Отец противится желанию юноши стать художником. По его настоянию Эдуард сдает в 1848 году экзамены в Мореходную школу, но безуспешно. В декабре он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана.
В ходе плавания он делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей.
В 1849 году Эдуард снова проваливается на вступительных экзаменах в Мореходную школу, и семья дает-таки согласие на то, чтобы он стал художником.
Тогда же Эдуард знакомится с голландской пианисткой Сюзанной Ленхоф, которая была старше его на два года. Сюзанна приходила в дом Мане в качестве учительницы музыки. Плодом их тайной связи стал сын, родившийся 29 января 1852 года. Официально мальчик значился под именем Леона-Эдуарда Коэлла. На Ленхоф Мане женится только в 1863 году.
Пользуясь поддержкой родителей, Мане неоднократно выезжает за границу. Он посетил Голландию, Германию, Италию, Прагу и Вену. В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард учился в мастерской известного тогда салонного живописца Т. Кутюра.
Рисунок, штудии с натуры, умение построить большую композицию — такова была основа работы в его ателье, основа неплохая сама по себе. Однако отношения между учителем и учеником обострялись, став потом откровенно враждебными.
Мане уничтожил все картины, которые создал за это время, но, как заметил Сезанн, Мане многим обязан Кутюру. В то же время Мане самостоятельно изучал и копировал в Лувре произведения Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи, Делакруа.
Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.
Огюст и Эжен Мане, родители художника, Мане, 1860, музей Орсе, Париж
Уйдя от Кутюра, Мане вместе с художником Альбертом де Баллеруа снял мастерскую.
С весны 1856 года до Салона 1859 года Эдуард написал картины «Мальчик с вишнями», «Мальчик в красной куртке», «Мальчик с ягненком», «Женщина с собаками», «Женщина с кружкой», портрет аббата Юреля.
На Салон 1859 года молодой художник послал картину «Любитель абсента» в темном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, около ног бутылка. Эту картину, своеобразное прощанием с романтизмом, жюри Салона отвергло.
В 1862 году Мане пишет картину «Мадемуазель Виктория в костюме тореадора», где ему впервые позирует Викторина Мёран.
Ее вскоре можно будет увидеть в знаменитых картинах художника «Завтрак на траве» и «Олимпия».
Мане познакомился с ней случайно, встретив утром в толпе перед Дворцом Правосудия, и был очарован ее живостью, светлой кожей, теплым цветом волос.
История жизни Эдуарда Мане
«В картине «Завтрак на траве» (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем — к реальной действительности, — отмечает М.Т. Кузьмина.
— В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащаво-идеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики.
Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване, Лувр, Париж
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. «Олимпии» действительно сильно досталось от критиков «Толпа теснится, как в морге, перед Олимпией господина Мане, отдающей душком» (П.
де Сен-Виктор), «Тон тела грязный и никакой моделировки» (Т. Готье), «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа… Вся эта мешанина разрозненных красок, невозможных форм притягивает к себе наши взгляды, смущает и ошеломляет нас» (Ф. Дерьеж).
Викторина Мёран, по-видимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе — «Флейтист» (1866).
Новаторские приемы искусства Мане, которые вызывали ожесточенное сопротивление публики, в то же время притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей.
Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение приемами живописной и графической техники.
«Любитель абсента», 1858—1859, Новая глиптотека Карлсберга
В 1865 году Мане побывал в Испании. Он считал, что самое большое счастье «увидеть Веласкеса, живописца из живописцев».
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В предисловии к каталогу можно найти слова, свидетельствующие об его стремлении быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления». К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол.
В конце шести десятых годов Мане создает такие известные картины, как «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя».
Портреты, написанные Мане, служат неоспоримым доказательством его тончайшего психологизма.
В основном художник писал своих близких актера Фор, поэтов Бодлера и Малларме, журналистов Астрюк, Дюре, А. Пруста, художников Мура, Гиса, Эву Гонзалес, Берту Моризо.
«Музыка в Тюильри», 1862, Национальная галерея, Лондон
В 1870-1871 годах художник участвует в обороне Парижа, осажденного прусскими войсками. В мае 1871 года он делает зарисовки расправы версальцев над коммунарами. Все виденное вызывает у него глубокую депрессию.
В конце августа истощенные нервы Мане сдали. Доктор Сиреде настоятельно советует ему как можно скорее покинуть Париж и постараться обрести покой. Художник прислушивается к его мнению и едет вместе с семьей в Булонь.
Позднее он напишет «Расстрел коммунаров».
В январе 1872 года коллекционер Поль Дюран-Рюэль покупает картины Мане «Натюрморт с семгой» и «Булонский порт при лунном свете», а затем еще около 30 картин — всего на 53 тысячи франков.
«Олимпия», 1863, Музей Орсе, Париж
В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. Он едет в Аржентей, где работает с Моне и Ренуаром.
Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы.
Появляются картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке» (1874).
«Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни.
Так, «Нана» (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого «покровителя».
Однако изящная легкость подвижных ритмов картины, противопоставление строгой вертикали высокой подставки зеркала гибкости фигурки полуодетой женщины, перед ним стоящей, пушистость матово мерцающих золотистых волос, тусклый блеск зеркала, бездумная оживленность ее больших сияющих глаз — полны очарования.
Несколько иронический прием срезывания рамой фигуры покровителя, показанного как бы между прочим, придает особый, чуть насмешливый оттенок этой столь незначительной по сюжету и столь тонкой в своей наблюдательности картине.
Эдуард Мане. Испанский гитарист (Гитарреро). 1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную легкой радостности и свежести картину», — пишет Ю.Д. Колпинский.
В поздних произведениях Мане — «В оранжерее» (1878), «У папаши Латюиля» (1878), «Блондинка с обнаженной грудью» (1878) — модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте.
Одна из последних картин художника — «Бар в Фоли Бержер» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Тут и внимание к личности человека, и эффектное построение композиции, и тончайшая передача вибрации света, форм предметного мира.
Э. Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана. 1867 г., Кунстхалле, Мангейм
В Салоне 1881 года Мане выставляет «Портрет Пертюизе» и «Портрет Рошфора». За них художник получает медаль второй степени и теперь может посылать свои работы на выставку «вне конкурса». В том же году Мане награждают орденом Почетного легиона. К тому времени художник тяжело болен ревматизмом. Приступы его становятся все сильнее.
Лето 1882 года Мане проводит в Рюэйе. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется. Когда осенью он вернулся в Париж, друзей встревожило его состояние. Зима не принесла улучшений. Вначале 1883 года силы начали заметно покидать художника, и он вынужден был слечь в постель.
Э. Мане. Белые пионы. 1864 г. Музей Орсэ, Париж.
30 апреля 1883 года Мане скончался.
Могила на кладбище Пасси
Источник: http://tunnel.ru/post-ehduard-mane
Эдуард Мане, или Кого называли «предшественником импрессионизма»?
Всякого начинающего художника тогда можно было увидеть в Лувре. Копирование картин старых живописцев считалось обязательным для воспитания вкуса. Копировал их и Мане, и не только в Лувре. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Его интересовали разные мастера прошлого, но особое внимание привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.
Мане хотелось восстановить традиции, идущие от искусства XVI—XVII вв.еков, и использовать их для обновления современной живописи. Подобно мастерам прошлого, он искал приметы современности в лицах людей, их манере держаться.
Своеобразным прощанием с романтизмом стала картина «Любитель абсента», созданная в конце 1850-х годов. В темном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, около ног бутылка. Его социальную принадлежность понять невозможно.
Во всем чувствуется какая-то отрешенность, что и сумел гениально передать художник.
Серия картин Мане начала 1860-х годов связана с испанской темой: «Гитарреро», «Викторина Меран в костюме эспада» и «Лола из Валенсии».
Картины отразили его интерес не только к живописи старых испанских мастеров, но и увлечение искусством танцоров и певцов Испании, гастролирующих в то время в Париже. Так в полотнах Мане счастливо встретилось старое и новое.
Их соотношение всегда различно, но это долгое время определяло стиль его искусства.
В 1863 году Мане пишет картины «Завтрак на траве» и «Олимпия». Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. В «Завтраке на траве» он стремится «осовременить» темы старых картин: обнаженная натурщица сидит среди одетых в современные костюмы мужчин, еще одна женщина видна у берега.
Открытие Парижского Салона 1865 года ознаменовалась грандиозным скандалом. Толпы посетителей, бегло осмотрев залы, устремлялись к одной-единственной картине. Они хохотали, возмущались, размахивая тростями и зонтами. Картину едва не разорвали на части.
К ней приставили военный караул, но и это не помогло. Тогда ее поместили в самый последний зал высоко над дверью. И все равно люди шли на выставку только с одной целью — увидеть ставшую уже знаменитой «Венеру с котом» Э. Мане, впоследствии названной «Олимпией».
«Непристойность!», «Цинизм!» — это было еще не самой грубой бранью в его адрес.
Мане был в ужасе. Он мечтал о славе, но не о скандальной известности. Парадоксальность этого человека в том, что его талант был выше его личности.
Бунтарь и революционер в живописи, Мане был заурядным человеком — респектабельным, не чуждым тщеславия.
Три года назад он нарвался на скандал в Салоне Отверженных, выставив свой «Завтрак на траве», и, надеясь взять реванш, опять натолкнулся на яростное неприятие своего искусства.
Он не понимал, чем не угодил публике. Его картины были связаны с искусством Старых мастеров. «Завтрак на траве» был парафразом «Сельского концерта» Джорджоне, а «Олимпия» — воспоминанием о «Венере Урбинской» Тициана, «Венерах» Джорджоне и Веласкеса.
Мотив негритянки, стоящей рядом, использовал Рубенс в «Вирсавии», его любили в старых романтических жанрах, там часто присутствовали экзотические персонажи. Да и пресловутый кот еще более усиливал сходство с «Венерой Урбинской» — у ее ног была собачка.
Но публика возмущалась неспроста. В этом традиционном мотиве «ню» ощущалась острая нотка современности, которая создала новоявленной «Венере» совсем иной контекст.
Перед зрителями предстало юное, но уже поблекшее существо с бесстрастным выражением лица и глазами, «которым не дано ни горечи, ни нежности».
Бархотка на шее, розовый бант в рыжих волосах, сережки, браслет, домашние туфельки — эти едва уловимые детали создавали образ женщины, которая вряд ли могла ассоциироваться с богиней.
А изогнувшийся черный кот (персонифицирующий эрос) намекал на то, что на полотне изображена женщина сомнительной репутации. Увы, этот скандал был далеко не последним в жизни Мане. Все 20 лет до самой смерти травля и насмешки не оставляли его. Мане упорно пытался пробиться в Салон, а жюри с той же последовательностью не принимало его работы. Так были отвергнуты «Флейтист», «Ласточки» «Бал-маскарад в опере».
Но его живопись любили молодые мастера: Дега, Базиль, Клод Моне, Писсаро. Его картинами восхищались Бодлер и Золя. Отвергнутый жюри Салона и официальной критикой, он нашел понимание и участие в кругу друзей-художников.
Собираясь в кафе Гербуа на рюде-Батиньоль, они постепенно сплотились в своеобразную группу, получившую название «Батиньольская школа». Из «батиньольцев» вышли почти все будущие импрессионисты. И хотя Мане разделял их программу лишь отчасти, он всегда оставался признанным лидером и главой нового течения.
В чем-то ученики были радикальнее своего учителя и пошли дальше его. Но искусство Мане было тем переломом, с которого началась совершенно новая эпоха — эпоха новейшей живописи.
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В предисловии к каталогу он пишет «я хочу быть самим собой и правдиво передавать свои впечатления».
К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол. Произведение доказывает, что Мане волновали многие политические события.
Полиция запретила демонстрацию картины и выпуск ее литографии.
Искусство Мане не было чуждо политической злободневности. Недаром его имя значилось в официальных Бюллетенях Парижской коммуны, а сам художник был заочно выбран в состав Комитета федерации художников. В мае 1871 года Мане, вернувшись в Париж из Бордо, застал гибель Коммуны и написал несколько картин, посвященных этой теме.
В конце 1860-х годов Мане создает такие известные картины, как «Флейтист», «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя» — дань признательности писателю, который страстно защищал искусство Мане.
В 1874 году открылась первая выставка художников-импрессионистов. Она свидетельствовала о крупных переменах в искусстве Франции.
Мане отказался участвовать в ней, но творчество ряда импрессионистов вызывало его симпатии.
Мане скончался в 1883 году. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.
По инициативе художников была организована подписка для приобретение государством картины «Олимпия», которую хотели продать в Америку. Когда полотно было приобретено, его вывесили в зале рядом с произведениями Энгра.
Так Лувр принял искусство Мане, которое ценилось теперь уже на уровне признанных мастеров.
О картинах Мане с уважением отзывались крупнейшие художники. В России интерес к его творчеству проявляли И. Репин и В.
Серов, а во Франции творчеством Мане интересовались крупнейшие мастера ХХ века Матисс и Пикассо. Эдуард Мане остается примером преданного служения искусству.
Его влюбленность в красоту окружающей действительности, в человека — главное свойство большого искусства, им разделенное и прочувствованное.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/26904/