Описание картины фернана леже «курильщики»

Кубизм /сubisme

от /фр./ cubisme, от cube – куб (1907-1920-е годы)

Модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века. Термин “кубизм” появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака “кубическими причудами” (фр. bizarreries cubiques).

Между 1908 и 1911 годами, кубизм был лабораторией, в которой ставили интенсивные опыты два человека: Пабло Пикассо и Жорж Брак. Художественная концепция кубизма строилась на попытке найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, в которых выразились бы вся сложность и многообразие жизни.

По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур. Свои истоки он брал в живописи П.Сезанна – прием пассажа (система зрительного перехода от одной хроматической и предметной зоны к другой, добиваясь эффекта симультанности) и африканской скульптуре, под влиянием которой появились знаменитые «Авиньонские девицы» П.

Пикассо (1907), ознаменовавшие рождение кубизма. В живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: “сезанновский” (1907—1909), “аналитический” (1909—1912) и “синтетический” (1913—1914) кубизм.

Для первого периода были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Второй период отличается более мелкой деталировкой предмета изображения. Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы».

Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж, и портрет). Основным приемом “синтетического” периода стал коллаж. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры).

Художник не воспроизводил действительность, а зримо воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет. Кубизм открыл путь многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века и, прежде всего, абстракционизму, реди-мейд и дадаизму.

Художники: Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque), Александр Архипенко (Alexander Archipenko), Хуан Грис (Juan Gris), Фернан Леже (Fernand Leger), Альбер Глез (Albert Gleizes), Жан Метценже (Jean Metzinger), Раймон Дюшан-Вийон (Raymond Duchamp-Villon), Андре Лот (Andre Lhote).

Выставки: 1908, галерея Канвейлера, Брак; 1910, Мюнхен, галерея Тангейзера, “Брак и Пикассо”; 1911, 1912, 1913, Париж, Салон независимых;1912, Париж, галерея Ля Боэти, “Золотое сечение”; 1913, Нью-Йорк, Армори-шоу, 1936, Музей современного искусства “Кубизм и абстрактное искусство”.

Тексты: А.Глез, Ж.Меценже. “О кубизме”, 1912; Д.-А.Канвейлер. “Рождение кубизма”, 1931; А.Г.Барр-младщий “Кубизм и абстрактное искусство”, 1936.

См. также статьи: Примитивизм, Папье-колле и коллаж, Орфизм.

Описание некоторых произведений:

Жорж Брак “Дома в Эстаке”, 1908. Холст, масло. Берн, Художественный музей. В Эстаке Брак покончил с фовизмом и серией пейзажей открыл прекубистический преиод. В пейзажах воплотились уроки Сезанна, несомненно усвоенные на большой выставке Осеннего салона в Париже (1908), посвещенной мастеру – импрессионисту. Брак упрощает дома до элементарных кубических объемов.

Пейзаж подчиняется строгой геометрической схеме, в свою очередь, подчиненной динамике, обусловленной несколькими точками зрения. Деревушка с домами, слепленными, как соты среди зелени, изображена сверху.

Цвет наделен конструктивной функцией: написанные охрой фасады приобретают объем благодаря коричневым, зеленым и серым теням, прописанным длинными направленными мазками и точечными ударами кисти.

Жорж Брак “Дома в Эстаке”, 1908

Хуан Грис “Натюрморт (скрипка и склянка чернил)”, 1913. Холст, масло. Дюссельдорф, К 20, Художественные собрания земли Северная Рейн-Вестфалия. Этот натюрморт входит в серию композиций с изображением музыкальных инструментов – постоянного мотива в иконографии кубизма.

“Синтетический” метод Гриса был противоположен фигуративности аналитического кубизма. “Я начинаю с организации картины в целом, – объяснял он, – затем намечаю предметы… Я конкретизирую то, что по началу абстрактно.

Иду от общего к деталям, то есть, отталкиваясь от отвлеченного понятия, прихожу к реальному предмету”.

Источник: http://artuzel.com/content/kubizm-subisme

Фернан Леже. Неторопливая гуманизация метода

Странные все-таки люди – xудожники. Наxодят красоту там, где, с точки зрения обычного человека, ее и быть-то не должно. Ну, вот что тут красивого?

Орудийный замок

Xотя, с другой стороны, лаконичная, функционально оправданная форма. Ничего лишнего. Особенно венец с тремя дырками xорош. Но, опять же, если с третьей стороны зайти – это же элемент орудия убийства.

Леже – он же не какой-нибудь футурист, войной никогда не восxищался, гигиеной мира ее не объявлял.

Ну, а с четвертой стороны, разве не лишены изящества и какой-то рационально-xищной красоты эти орудия убийства? Какой-нибудь парабеллум, скажем.

Пистолет Парабеллум «Люгер» P-08

Одним словом, где-то в промежутке между августом 1914 и сентябрем 1916 Фернана Леже (1881-1955) посетило такое вот видение. Тогда он служил сапером, воевал боша – и под Верденом, между прочим, тоже, где был благополучно отравлен газами и, после долгого пребывания в госпитале, демобилизован.

А до этого он родился в Нормандии, в семье животновода. Потом учился у арxитектора, работал чертежником, служил в армии. В 1903 году Леже приеxал в Париж и поступил в Высшую школу декоративного искусства.

Как xудожник в это время Леже представлял из себя мало чего интересного. Да и фовизм, как раз в это время вxодивший в силу, прошел мимо него.

Леже наxодился под влиянием позднего импрессионизма и писал такие вот картинки:

Сад моей матери

Все изменилось в 1907, когда Леже посмотрел посмертную выставку Сезанна. Как всякого приличного молодого французского xудожника того времени, Сезанн шараxнул его по мозгам и заставил полностью пересмотреть фундаментальные основы своей жизни.

Леже перееxал в La ruche (Улей) – знаменитый комплекс дешевыx мастерскиx на тогдашней окраине города, где сразу попал в центр передовой xудожественной жизни* – там жили и тусовались Липшиц, Арxипенко, Сутин, Шагал, Аполлинер, Делоне, Сандрар и т.д.

Вся эта публика бредила тогда кубизмом, и Леже со всей страстью неофита бросился в его по-xорошему нечеловеческие объятия.

Обнаженные в лесу

Как и положено правильно мыслящему радикальному кубисту, Леже разлагает на простейшие объемы все, что можно разложить, ну, и в цвете сдержан, конечно. Отличие его от большинства другиx кубистов в том, что он заполняет этими простейшими объемами все поле картины как бы бессистемно, как бы ничего не компануя.

В результате работа выглядит как случайный фрагмент какого-то огромного пространства – этот прием он будет использовать долго – заполненного месивом из простейшиx объемов, непонятно кому или чему принадлежащиx – то ли обнаженныx людей разложили, то ли лес.

Такой антигуманизм был свойственен раннему авангардизму – ему, в общем, было по фигу, что деформировать – человека, дом или гитару. Все это был совершенно равноценный материал, в котором запечатлевались те или иные представления о том, каким должно быть искусство.

Но как раз Леже в смысле деформации отдавал предпочтение человеку и любил с ним работать – здесь отстраивание от традиционной живописи было резче и сильнее – в традиционном-то искусстве человек был высшей ценностью.

Курильщики

Свадьба

Ну, а потом началась война. Если смотреть на нее с позиций искусства, сквозь прицел авангардизма, ее можно назвать «кубисты против экспрессионистов» – слишком много xудожников/поэтов было в окопаx по обе стороны фронта.

Разные они оттуда вынесли впечатления и разные сделали выводы, но чтоб вот такие: «Война обрушилась на возникший мир – мир, который тверд, ясен и точен. Нет больше пейзажа, натюрморта, портрета. Есть предмет, есть предметное изображение.

Среда современности – это, конечно, предмет механический, сфабрикованный, он медленно побеждает округлости женского тела, фрукты, нежные пейзажи». Все-таки, xудожники – люди по-xорошему невменяемые, особенно – радикальные. Вернувшийся из госпиталя Леже начинает работать по-другому:

Город

«Индустриальное» становится главным качеством мира. Палитра высветляется, цвета делаются ярче, в работаx появляется эмоция – радость. Может, это – свет, цвет и радость – тоже результат войны.

На войне-то, в общем, все грязно и блекло, свет и цвет только во время взрывов бывают, т.е. нечасто, а радость вообще редка – это когда врага убил. Некоторые так и уезжают с войны, ни разу ее не испытав, бедные.

Люди на картинкаx теперь легко различимы, но равны любым меxанизмам и конструкциям до степени взаимозаменяемости.

Меxаник

Самое интересное, что Леже был убежден, что по-прежнему, как и в начале карьеры, следует традициям импрессионизма. Его лишь не устраивало в нем отсутствие конструктивной силы, которую он «пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм».

В 1924 году новые представления об своем искусстве Леже закрепил в фильме «Меxанический балет».

Меxанический балет. Часть I

Меxанический балет. Часть II

Вместе с «Андалузским псом» Бунюэля- Дали и «Антрактом» Рене Клера «Меxанический балет» вxодит в число классическиx работ киноавангарда. Смотреть его скучно, т.е., с точки зрения авангардизма, он круче «Пса» и «Антракта».

Снят он принципиально без сценария, актеры в нем ведут себя как меxанизмы, а меxанизмы – как актеры, причем, в главныx роляx. Этот опыт опять весьма положительно сказывается на работаx Леже – в ниx появляются крупные планы.

Аккордеон

Мона Лиза с ключами

В поздниx работаx Леже люди становятся, все-таки, главными действующими лицами и перестают быть поxожими на меxанизмы.

Надя Леже. Автопортрет

Как потом писал Леже, после женитьбы на Наде он впервые понял, что такое любовь. Что, конечно, сказалось на его последниx работаx – счастье-то его длилось всего около треx лет.

В этиx поздниx работаx, помимо любви к человеку и вполне выносимой радости бытия, есть еще какая-то совершенно фантастическая свобода, которая довольно часто появляется у старыx мастеров. Это когда xудожник может делать все, что угодно и как угодно, совершенно не заботясь ни об общепринятыx законаx, ни о теx, которые он придумал сам для себя. А получается все правильно и офигенно.

Две женщины с цветами

Вот тут – контуры будто сделаны одним небрежным движением кисти, об анатомии говорить не приxодится, цвет живет вообще сам по себе, никак не привязанный к изображению. А все – xорошо.

Кроме как в живописи и кино, Леже проявил себя в разныx другиx областяx. Он делал витражи:

Витраж в университете Каракаса

мозаики:

Церковь в Плато-д’Асси, арxитектор Морис Новарина

Цветок-солнце

монументальную скульптуру:

Шагающий цветок

и керамику:

Детский сад

Ну, а еще Леже прославился тем, что, его куртку донашивал Сергей Довлатов***.

* Еще одним центром в это время был несколько более знаменитый  Bateau-Lavoir на Монмартре. Там ночевали Пикассо, Бранкузи, Модильяни, Грис, ван Донген и пр. Но в смысле быта там было xуже. К примеру, на весь пятиэтажный дом был всего один кран. И сквозило.

** Жен из России, вообще, было довольно много в авангардистской среде.

У Луи Арагона была Эльза Триоле, у Матисса – любовница Лидия Делекторская, Пикассо среди своиx многочисленныx жен-любовниц имел Ольгу Xоxлову, Джорджо де Кирико был женат на Раисе Гуревич, Елена Дьяконова (Гала) сначала служила женой Элюару, потом перешла к Дали. У русскиx xудожников, живущиx в России, в этом смысле, конечно, было больше возможностей.

*** Сергей Довлатов. Сборник рассказов «Чемодан». Рассказ «Куртка Фернана Леже».

Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/02/17/86286.phtml

Леже ФернанКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Леже Фернан (Leger Fernand), французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже.

Читайте также:  Описание картины александра бубнова «утро на куликовом поле»

Две женщины с цветами,

1954, Галерея Тейт, Лондон

Ныряльщики на желтом фоне,

1941, Институт искусства, Чикаго

Акробат и его партнерша,

1948, Галерея Тейт, Лондон

Обнаженные в лесу, 1910, Музей

Крёллер-Мюллер, Оттерло, Голландия

Курильщики, 1911-1912, Музей

Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Солдат с трубой, 1916, Собрание

земли Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф

Начиная с 1910 года, Леже – активный участник салона des Independants. Его ранние картины (“Обнаженные в лесу”, “Сидящая женщина в доспехах”) написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ.

В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. “Город” – одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.

Строители с алоэ,

1951, ГМИИ, Москва

Кружка пива, 1921,

Галерея Тейт, Лондон

Пересечение железных дорог,

1919, Институт искусства, Чикаго

Женщина в синем, 1912,

Художественный музей, Базель

Три женщины, 1922, Музей

современного искусства, Нью-Йорк

Печатник, 1919,

частная коллекция

В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма.

В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. “Большой Парад”, одна из его последних картин – монументальный пример этого оригинального стиля.

Фернан Леже скончался 17 августа 1955 года в городке Жиф-сюр-Иветт в историческом регионе Иль-де-Франс во Франции.

Город, 1919,

Музей искусств Филадельфии

Женщина с кошкой,

1921, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мать и дитя, 1922,

Художественный музей, Базель

Мона Лиза с ключами, 1930 год, Музей Фернана Леже, Биот, ФранцияСидящая женщина в доспехах,

1914, частное собрание

Пропеллеры, 1918, Музей

современного искусства, Нью-Йорк

Источник: http://smallbay.ru/leger.html

попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник,  считаются вместе с Браком и

Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.

Между прочим, интересный портрет дамы с кошкой.

Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания.

Парочку я объясню , чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.

Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,

значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.

Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не толькопри Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо.

Пикассо вступил в ФКПчерез два месяца после освобожденияПарижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.И в этом же году стал коммунистом.Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате.

Никто особенно не

стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.

Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы “Обнажённые в лесу”. Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.

Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossingВот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.Дадаизмбыл и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.

Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую

Механик, 1920

Леже, Фернан; (1881—1955)Леже пришел к другим результатам.Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машини таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.Начиная с этой работы, “Механик” Леже стал писать индустриальное,

малоэмоциональное человечество.

Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.И даже их кожу он написал как искусственную.Это стало новым искусством Леже.Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи

и перестать быть субъектом. Это он и делал.

Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки–“Физики шутят”.  Здесь–“Художники шутят”

Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA

Это тоже удачная работы на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.

Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить.Она примерно называется–Моряк, который работает на барже.–Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу,на которой этотморяк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.Вы видите как это просто.

Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим морякана барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то спец стальными когтями.Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра.Вполне возможно.

То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО.Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.

Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края.

Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?

Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927

Леже был поздний. Он начал по-настоящему учитьсятолько после армии. Поэтому он сталсамостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился наархитектора. В 1920-м году Леже

познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.

Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделалинтерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.

В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.

Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921

Fernand Leger, Still Life with a Beer MugЖена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихонькувыпускать на пару дней за границу, она, Черкасова, побывала в Париже и привезла (она дружилас матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах,и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка,он её берёг, но тем ни менее носил везде.Но Довлатов, как и мы, вырос, в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в

мировой живописи. Довлатов всё это, описал, в рассказе–“Чемодан”–почитайте.  Хорошо читается.

Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.

Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно.
Наверное, потому что ему не нужно было.

Сад моей матери. 1905.Это работа, которую Леже сделал до наступления в его душе тубизма. До начала кубизма, то есть до того что сделали Брак и Пикассо в 1907 году,было ещё два года.Мы видим чуть изменившийся к тому времени, и наверное всё ещё модный, стиль по имени “Пуантилизм”. От слова ТОЧКА. Балерина стоит на ПУАНТах, наодной точке этих тапочек. Вводная картина на самом верху страницы моего блога на ЖЖ, — три обнажённые модели художника,— есть одна из самых

классических работ в пуантилизме, созданнная основателем этого стиля, которого звали Жорж-Пьер Сёра. Классная штука.

Фернан Леже Три Сестры

Fernand Leger Строители. The Builders

Это вторая работа–“Строители”. Как и та первая, она оказала заметное влияниена советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы “СТРОИТЕЛИ” большеповлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но путиГосподни и пути товарища Суслова, неисповедимы.

Всё! Дочитывайте сами.

Солдат с трубкой.

Печатник

Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Самой дорогой работой Леже, был этот “Печатник” проданный за больше чем 22 миллиона  американских долларов.
Но с тех пор, в 2008 году “Этюд женщины в голубом” был продан за больше чем 39 млн. долларов. Я её не помещаю. Нужно разговаривать, а у меня нет сил на такое дополнение.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Legerумер 17 августа 1955 года.

Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев

.

Фернан Леже и его искусство, стали предтечей ПОП-АРТ.ПОП-АРТ это не поп-культура. Не путайте сами себя. Нажмите

у меня в метках— Поп-арт— и прочтите статью с иллюстрациями.

Вениамин.

Источник: https://sergej-manit.livejournal.com/439050.html

ЛитВек – Скачать бесплатно без регистрации – Самиздат – Книги читать онлайн

определяют стоимость вашей картины, однако они делают ваши картины чертовски разными…»

После Осеннего салона 1912, который был одной из наиболее значительных выставок современного искусства до Первой мировой войны, вдохновившись творчеством Делоне и футуристов, художник создал полотно «Конюшни», основанное на геометрических принципах, с преобладанием прямоугольных форм.

Убеждения Марка базировались на пантеизме, он верил, что животные обладают душевной чистотой, которую человек уже утратил. «Конюшни» — последняя картина на его излюбленную тему.

В течение этого года живопись Марка становится все более абстрактной, если раньше лошади были центром изображения, то теперь они являются лишь частью целого.

Их фигуры едва различимы в общей композиции, они уплощены и интегрированы в геометрическую структуру, практически превращены в цветовые пятна.

После объявления о начале войны, 1 августа 1914, был отдан приказ о всеобщей мобилизации, Марк и его друг Аугуст Макке незамедлительно пошли в армию добровольцами.

В письмах к жене Марии художник высказывал мнение, что Европа была больна и лишь война может излечить ее от этого. Только кровавая жертва, по словам живописца, способна очистить мир.

Но вскоре его отношение меняется, и он говорит, что война — это «жесточайшая ловушка, в которую мы попали по собственной воле».

Марк погиб при артобстреле 4 марта 1916, так и не успев демобилизоваться.

Пит Мондриан (1872–1944) Натюрморт с горшком I 1911-1912. Холст, масло. 65,5×75

За более чем десять лет после окончания художественной школы в 1897 Пит Мондриан создал множество реалистических пейзажей и натюрмортов, отражающих влияние голландской живописи XVII века, реализма, импрессионизма и символизма.

В 1909 он увлекся теософией, мистическим философским течением, стремившимся постигнуть сущность мироздания, и даже вступил в нидерландское теософское общество.

Осенью 1911 художник посетил выставку Пикассо и Брака в Амстердаме и осознал, что кубизм способен приблизить его к разрешению проблемы «осмысления и воплощения anima mundi» (с латинского — «мировая душа»).

В 1912 «философ с кистью в руке», как сам называл себя Мондриан, приехал в Париж и начал писать в новом для него стиле кубизма. Вскоре его работы привлекли Гийома Аполлинера, художественного критика и теоретика кубизма.

Перед зрителем — работа переходного периода, здесь, опираясь еще на метод Поля Сезанна, живописец разделяет предметы на грани цвета, но они еще остаются вполне целостными и узнаваемыми.

Читайте также:  Описание композиции микеланджело «опьянение ноя»

В следующем «Натюрморте с горшком II» (также Музей Гуггенхайма), написанном почти сразу после данного, очевиден уход в абстракцию, зритель может распознать лишь голубой горшок в центре, все остальные предметы распадаются на грани и плоскости, цветовая гамма становится более сдержанной и монохромной. Художник стремится показать как бы «саму суть» вещей.

Фернан Леже (1881–1955) Курильщики 1911–1912. Холст, масло. 129,2×96,5

1912 год ознаменован окончанием периода аналитического кубизма в творчестве Пабло Пикассо и Жоржа Брака и «созреванием» собственного кубистического стиля Фернана Леже. Все трое были вдохновлены творческим методом Поля Сезанна, искавшего возможность наиболее достоверно изобразить трехмерный предмет на плоскости.

Темы работ Леже, связанные с современной городской жизнью, расширили «репертуар» кубизма. Мастер был положительно настроен к индустриальному обществу. Он говорил: «Поскольку живопись является частью видимого мира, она неизбежно становится отражением внешних условий, а не психологического состояния.

В каждом произведении живописи должны содержаться и ценности современной жизни, и общие ценности, которые утверждают его обоснованность, даже независимо от времени его создания».

Эта тема была представлена художником еще до появления динамических работ футуристов, хотя аналитическая фрагментация, достигнутая в его работах, создана благодаря стилистическим приемам кубизма. Леже использовал контраст поднимающихся клубов дыма и неподвижность архитектурного пейзажа.

Он писал: «Я беру зрительное впечатление от округлых масс дыма, поднимающихся между строениями, и перевожу данное впечатление в пластические формы. Это лучший пример применения принципа саморазвивающихся, многогранных физических измерений».

Марк Шагал (1887–1985) Солдат пьет 1911–1912. Холст, масло. 101,1×94,5

В 1910, получив скромную сумму от петербургского покровителя Максима Винавера, Марк Шагал оказался в Париже. Там он поселился в квартире знакомого соотечественника — своей первой мастерской на Монмартре.

Этот поворот судьбы выбил живописца из колеи, в воспоминаниях он писал, что «только огромное расстояние, отделявшее мой родной город от Парижа, помешало мне тут же сбежать домой».

Постепенно молодой художник начал открывать для себя мир искусства, он посещал галерею Дюрана-Руэля, где познакомился с работами импрессионистов, в галерее Бернхейма впервые увидел творения Гогена и Ван Гога, их колорит просто ошеломил его. В 1911 Шагал предпринял первые попытки освоить кубизм.

Он пытался экспериментировать над взаимодействием мотивов, сочетая впечатление от происходящих событий и воспоминания из жизни в родном Витебске. Абстрактные структуры создают единое полотно. Позже художник писал, что в его памяти возник этот солдат царской армии, расквартированной в 1904–1905 после Русско-японской войны.

Над его головой парит фуражка, одной рукой он отдает честь, а другой указывает на чашку. В нижней части картины зритель видит пляшущую пару, возможно, того же воина и его девушку. Но все внимание сконцентрировано на фигуре солдата у самовара, кажется, будто время остановилось и существует только то самое мгновение, запечатленное Шагалом.

Фернан Леже (1881–1955) Контраст форм 1913. Мешковина, масло. 98,8×125

К 1913 Фернан Леже выработал свой собственный художественный язык, строящийся на четкой и конструктивной манере письма, лишенной психологизма. Реальные наблюдения трансформируются в декоративные образы. Здесь нет непосредственного изображения человека, однако тема его взаимодействия с цивилизацией звучит вполне отчетливо.

Часто повторяющийся мотив полукруга несет в себе идею колеса — олицетворения скорости и стремительности изменений, происходящих как в обществе, так и в промышленности. Мастер считал, что современный человек все больше подчиняется господствующему геометрическому порядку и этот единый геометрический закон охватывает весь предметный мир, созданный им в XX веке, от машин до произведений искусства.

В «Контрасте форм» видно отражение данного всеобщего закона.

Художник стремится привести в равновесие разнонаправленные формы, подчеркивая, с одной стороны, единство групп синим и красным, но, с другой стороны, эти два контрастных цвета, вступая во взаимодействие, усиливают друг друга и вызывают ощущение беспокойного движения.

Скупость колорита свойственна раннему периоду творчества живописца, чуть позже его палитра существенно обогатится, однако цвет будет использоваться по-прежнему локально. Мастер мечтал о том, чтобы его произведения можно было увидеть на стенах домов и школ. Масштабность и монументальность полотен Леже, а также ясность его пластических решений созвучны пространству современной архитектуры.

Лучшее тому подтверждение — огромное количество гобеленов, выполненных по картинам художника, украшающих современные интерьеры.

Александр Порфирьевич Архипенко (1887–1964) Медрано II 1913–1914. Жесть, дерево, стекло, ткань. 126,6×51,5×31,7

Александр Порфирьевич Архипенко — представитель так называемого трехмерного кубизма. Его работы перевернули представления о скульптуре и дали ей импульс для дальнейшего развития. Сын профессора механики Киевского

Источник: https://litvek.com/br/356514?p=9

Жозеф Фернан Анри Леже

?aristotel_by (aristotel_by) wrote,
2017-02-04 23:57:00aristotel_by
aristotel_by
2017-02-04 23:57:00

Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Léger; 1881—1955) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.

Леже Фернан (Leger Fernand), французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910 года, Леже – активный участник салона des Independants.

Его ранние картины (“Обнаженные в лесу”, “Сидящая женщина”) написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ.

В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. “Город” – одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.

В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции.

“Большой Парад”, одна из его последних картин – монументальный пример этого оригинального стиля.

Биографию убрала под кат (подробная, много букв)

Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.1890—1896 Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре.1897—1899 Учится у архитектора в Канне.1900—1902 Едет в Париж; работает чертежником у архитектора.1902—1903 Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале.1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.1904—1907 Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году.1908—1909 Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо — Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.1910 Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение».1911 Вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета.1912 Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера.1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни.1914—1916 В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом.1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы.1918—1919 Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон».1920 При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых».1921 Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом.1922 Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре.1923 Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых».1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной.1925—1927 С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам.1928 Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже.1929 Вместе с Озанфаном открывает Современную академию.1930 Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером.1931 Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля.1932 Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена.1933 Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь».1934 Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни».1935 На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго.1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства.1937 Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто.1938—1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме.1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии.1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси.1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.1952 В феврале женится на Наде Ходасевич, двоюродной сестре поэта, с 1924 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюр-Иветт. В апреле — выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Биеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе.1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре.

Читайте также:  Описание картины василия сумарева «мой дом»

1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.

Произведения

«Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;«Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель;«Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия;«Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Биот;«Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва;мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).

Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).

Большой парад. Мозаика, 1953—1958
Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Сочинения

Fonctions de la peinture, P., 1970.Выбрала несколько понравившихся картин.

Источники 1, 2 и 3.

Дополнительно почитать и посмотреть картины можно посмотреть тут и тут.

Главная / Фейсбук / Твиттер / ВКонтакте

Источник: https://aristotel-by.livejournal.com/258770.html

8 классических картин с курильщиками, которые Минздрав может запретить в любой момент. Картина курильщик

ГлавнаяКартиныКартина курильщик

Картина принадлежит кисти Поля Сезанна, который жил и творил одновременно с импрессионистами. В то же время художественные поиски Сезанна и художников-импрессионистов (типа Моне, Сера) очень отличались.

Творца «Курильщика» не интересовала необходимость передачи непосредственного впечатления от предмета. Он также не ограничивался исключительно вопросами цветового оформления полотен, устремляя свои опыты на поиски новых способов изображения. И «Курильщик» отразил эти поиски.

В позднем своем творчестве Сезанн не раз рисовал статичные фигуры людей. Эта традиция пошла еще от художников XVII века, которые создавали портреты игроков карты и курильщиков. Однако на полотне Сезанна нет сюжетности, занимательности, которая так была свойственна старым мастерам.

Не наблюдается здесь и характерных бытовых деталей, несмотря на очевидную обыденность избранной Сезанном темы. В этом нет ничего удивительного, ведь «Курильщик» (как, впрочем, и многие другие полотна французского художника) отмечен влиянием модернизма. Художника вовсе не интересовал характер модели; куда более важной для него представлялась ее форма, а также цветовое оформление.

Сезанн, словно скульптор, создает шаг за шагом фигуру курильщика, придавая ей черты величавой монументальности. Точно так же он поступает с тем, что окружает курильщика, – в том числе и собственным натюрмортом, помещенным на заднем плане полотна.

Основной мотив картины – отрешенность от повседневных, суетных дел, стремление художника абстрагироваться, отойти от постылой конкретики. Этот мотив проявляется в детально не прорисованных глазах персонажа, что только уменьшает степень жизнеподобия картины, делая ее очень интересным для исследователей образцом «пластической» живописи Сезанна.

opisanie-kartin.com

8 классических картин с курильщиками, пока Минздрав их не запретил

Спешим поделиться с вами 8 классическими картинами, увековечившими курильщиков. Ведь высок риск, что Минздрав их вот-вот запретит!

Ван Гог, «Череп с сигаретой»

Картина написана в 1886 году в Голландии. Чтобы восполнить технические недостатки от отсутствия подобающего художественного образования, Ван Гогу приходилось снова и снова рисовать скелеты и черепа.

Наличие сигареты искусствоведы объясняют попыткой художника высказать свое несогласие с незыблемыми правилами Академии искусств, где он проучился меньше года. Дело в том, что академия была категорически против каких-либо лишних деталей на «тренировочных объектах».

Так что сигарета на черепе, безусловно, покоробила бы бывших преподавателей Ван Гога.

Пабло Пикассо, «Женщина с сигаретой»

Картина создана в 1901 году. Меланхоличное настроение творчества того периода связано с тяжелым душевным состоянием художника: недавно умер его близкий друга Карлос Касагемас. По мнению искусствоведов, сигарета в руке дамы символизирует жизнь, которая то тлеет, то разгорается от порыва ветра. А потом и вовсе тухнет.

Эдуард Мане, «Цыганка с сигаретой»

Данная работа основоположника импрессионизма произвела в 1862 некое подобие фурора. Дело в том, что в цыганке современники Мане без труда узнали образ чопорной, сухой и добродетельной матроны. Таким образом, сигарета в ее губах становится символом свободы: при каждой тяге обжигает и таит в себе удовольствие и опасность одновременно.

Петр Заболотский, «Девушка с папиросой»

Лучше всего у Петра Заболотского получались правдивые портреты. В 1830 году, когда художник был в расцвете творческих сил, был создан как раз один из таких портретов — «Девушка с папиросой». Папироса в одной руке и зажженная спичка в другой подчеркивают ощущение чистоты и наивности модели, а также придают картине легкомысленное настроение.

Сальвадор Дали, «Автопортрет»

Это первый автопортрет Сальвадора Дали, написанный еще в 1921 году, в возрасте 17 лет: мрачный юноша с трубкой во рту пренебрежительно оглядывается через плечо. Ощущение, что сейчас он выдохнет в лицо зрителя дым, дав тем самым понять, насколько он выше безликой толпы.

Петр Кончаловский, «Портрет В. Э. Мейерхольда»

Работа над картиной была начата в 1938 году, когда Мейерхольд уже впал в немилость у власти. Несмотря на кажущуюся веселость картины — пестрые краски и замысловатые узоры ковра, — она создает у зрителя тревожное настроение. По мнению некоторых искусствоведов, картина должна была передать напряженность мыслительного процесса интеллигента. А какой мыслительный процесс без сигареты?

Макс Бекман, «Автопортрет в форме санитара»

Один из лучших немецких портретистов XX века написал первый автопортрет в 13 лет. А на этом автопортрете, созданном в 1915 году, Бекману уже 31 год. «Автопортрет в форме санитара» появился вскоре после демобилизации художника с фронта. Психика Бекмана была сломлена войной. Разумеется, в тот период он не расставался с сигаретой.

Эдвард Мунк, «Автопортрет с зажженной сигаретой»

Один из самых депрессивных живописцев в истории черпал вдохновение для своих темных картин в собственной биографии.

Жизнь подкидывала ему одно испытание за другим: садистская религиозность отца, смерть одной сестры, заболевание шизофренией другой, собственное психическое расстройство, невеста, все время угрожавшая ему самоубийством…

В общем, неприятностей у Мунка хватало. Неудивительно, что он курил. Даже на собственном автопортрете 1895 года.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-kurilcshik.html

Ссылка на основную публикацию