Описание картины франсуа буше «мадам де помпадур»

Описание картины Франсуа Буше «Мадам де Помпадур»

Описание картины Франсуа Буше «Мадам де Помпадур»

Франсуа Буше – весьма многогранный французский художник.

Основу его творчества составляют картины с мифическими и библейскими сюжетами; любил он также изображать повседневную деятельность жителей Парижа и пасторальные сценки, часто брался за портреты.

Фаворитка Людовика Пятнадцатого маркиза де Помпадур являлась его преданной почитательницей и подругой; Буше занимался украшением ее резиденции и написал несколько парадных портретов маркизы. Настоящее имя Помпадур – Жанна-Антуанетта Пуассон.

В течение почти двадцати лет она имела огромное влияние как на короля и принимаемые им решения, так и на государственные дела и жизнь королевства. Король подарил Жанне-Антуанетте усадьбу Помпадур и даровал титул маркизы, после чего она получила официальный развод от своего мужа.

Живопись была предметом особой страсти этой женщины, она задавала моду всей Европе, ее именем назывались прически, интерьеры, костюмы. Любимым стилем фаворитки был рококо, и она покровительствовала не только Буше, но и всем представителям этого направления.

Франсуа Буше всегда писал маркизу в серебристых, синих и зелено-оливковых тонах. Судя по всему он не стремился в точному портретному сходству – на портретах других художников де Помпадур выглядит немного иначе, грубее и жестче.

Буше идеализировал и отчасти обожествлял свою покровительницу и подругу, воспроизводя модный в то время стандарт женской красоты – кукольное фарфоровое личико, огромные миндалевидные глаза, небольшой носик и маленький пухлый рот, капризное выражение лица.

Сама Жанна-Антуанетта часто отмечала, что Буше рисует ее “очень красивой, но не очень похожей”. Все изображения маркизы отличаются от других портретных работ автора – им присуща некоторая интимность, камерность, отчасти чувственность.

Однако практически всегда он изображал фаворитку короля в одной и той же позе, чаще с книгой в руке – менялись только наряды. Лица на портретах тоже почти не отличаются – такое ощущение, что за десять с лишним лет женщина совсем не постарела.

Самый знаменитый портрет маркизы де Помпадур – в сине-зеленом платье с легким серебристым отливом, украшенном бледными розами. Маркиза полулежит на полосатой кушетке, задумчиво глядя вдаль, в ее правой руке – раскрытая книга. Можно не сомневаться, что наряд Жанны-Антуанетты – квинтэссенция моды тогдашнего времени.

Розовые с серебром кружева, бант на шее из того же нежного материала, множественная нитка белого жемчуга на запястье, цветы в аккуратной прическе. Маркиза выглядит немного вычурно – многие в Париже смеялись над ее мещанской манерой одеваться, но что удивительно, проходило несколько месяцев – и снова копировали ее стиль.

Буше прекрасно передает ощущение чистоты и свежести, исходящее от де Помпадур. Именно маркиза ввела во Франции моду мыться чуть ли не ежедневно – до того времени дамы заглушали неприятные запахи собственного тела, с головы до ног поливаясь духами.

Аромат во время балов стоял ужасающий. Фаворитка же короля благоухала розами, выгодно отличаясь от прочих женщин – и постепенно мода на ежедневное мытье наповал сразила весь Париж.

На данном полотне маркиза изображена уверенной и спокойной, слегка задумчивой и мечтательной; несмотря на некоторые известные огрехи в реалистичности, художнику удалось схватить суть ее характера.

Именно благодаря этим чертам своей натуры маркиза фактически правила страной в течение двух десятков лет, предоставив королю возможность бесконечно развлекаться и праздновать.

(No Ratings Yet)
← Описание картины Василия Бакшеева «Житейская проза»Описание картины Ильи Репина «Женский портрет» →
Едоки Картофеля

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fransua-bushe-madam-de-pompadur/

Пост 111. Буше и Помпадур. Почему маркиза на постарела?

Франсуа́ Буше́ (1703 – 1770) – французский живописец, гравёр, декоратор, родился в семье художника. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской. Первым его учителем был Франсуа Лемуан. В семнадцать лет Буше ушел к гравёру Жану-Франсуа Карса, начал зарабатывать на жизнь и обзаводиться  знакомствами.

Густав Лундберг,портрет Франсуа Буше

 В  1722—1723 годах Франсуа участвовал в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто. Так он познакомился с работами художника.

В 1723 году Франсуа Буше получил Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, но съездить в Рим ему удалось лишь в 1727 году.

В 1733 году тридцатилетний Буше женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, которую он писал как нимфу на многих своих картинах.

Буше был необыкновенно разносторонним художником: иллюстратор, оформитель спектаклей, миниатюрист… Из-под его пера и кисти вышли картоны для шпалер, рисунки для фарфоровых фабрик…

Урок музыки, по рисунку Буше,  фарфор, Челси, Англия

В 1730—1740-х годах он получает заказы на росписи  королевских апартаментов. Видимо, тогда же он привлек внимание фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур, для которой он тоже выполнял росписи ее покоев.

Мадам стала его поклонницей. Буше писал ее портреты не один раз, с интервалом 3-4 года. Что в них бросается в глаза – некоторое однообразие поз и почти полное подобие лиц, разница разве что в нарядах.

 Франсуа Буше, маркиза де Помпадур, 1750, 65х45 см, Лувр, Париж, Франция

Франсуа Буше, портрет мадам Помпадур, 1756,  212х164 см,  Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

 Франсуа Буше, Мадам де Помпадур, 1756, 40х46 см, Шотландская национальная галерея, Англия

Франсуа Буше, портрет мадам де Помпадур, 1759, 91х68 см,  WallaceCollection, Лондон, Англия

Маркиза де Помпадур прожила 43 года и скончалась в 1764 году. На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем – 38.

Но  лица практически не отличаются! Естественно предположить, что это было пожелание мадам: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо.

Есть еще одно подозрение: на самом первом портрете она приказала ему омолодить ее.  

Голова мадам Помпадур на портретах разных лет

Мало того, два портрета – 1756 и 1758 годов написаны «под копирку»:

Портреты 1756 и 1758 годов

На портрете 1758 года изменился фон, исчез подсвечник со столика, цвет платья стал синим (кому-то понадобилась уменьшенная копия?).

Так она старела или нет? Ответ однозначный – да, старела. Сохранился портрет «Мадам Помпадур за вышивкой», написанный в 1763 году Франсуа Хубертом Дрюисом (François-Hubert Drouais).

Франсуа Хуберт Дрюис, Мадам Помпадур вышивает, 1763,  217х157 см,  National Gallery, Лондон, Англия

Вполне приличный второй подбородок,  припухшие глаза. На портрете, действительно, сорокалетняя женщина.

В других творениях Буше не был настолько однообразен, в них бушуют краски, буйствует природа, обнажаются и буйствуют тела.

Франсуа Буше, Геракл и Омфала,  1735, 90х74 см, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия

Пристрастие  Франсуа к соблазнительной плоти не у всех встречало одобрение. Например, Дени Дидро (энциклопедист, философ, писатель) был весьма категоричен в характеристике творений  художника: «…его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

Прошло  больше 200 лет. Мало кто знает, кто такой Дени Дидро, еще меньше людей знакомы с его сочинениями. А картины Буше радуют глаз  красками, красотой природы и женского тела.

Что же касается мадам Помпадур – Буше оставил нам портреты фаворитки французского короля с неувядающей прелестью  кукольного личика.

Источник: https://noseenprob.blogspot.com/2016/07/111.html

Буше и Помпадур. Почему маркиза не постарела?

В 1722—1723 годах Франсуа участвовал в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения Антуана Ватто. Так он познакомился с работами художника.

В 1723 году Франсуа Буше получил Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, но съездить в Рим ему удалось лишь в 1727 году.

В 1733 году тридцатилетний Буше женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, которую он писал как нимфу на многих своих картинах.

Буше был необыкновенно разносторонним художником: иллюстратор, оформитель спектаклей, миниатюрист… Из-под его пера и кисти вышли картоны для шпалер, рисунки для фарфоровых фабрик…

В 1730—1740-х годах он получает заказы на росписи королевских апартаментов. Видимо, тогда же он привлек внимание фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур, для которой он тоже выполнял росписи ее покоев.

Мадам стала его поклонницей. Буше писал ее портреты не один раз, с интервалом в 3−4 года. Что в них бросается в глаза — некоторое однообразие поз и почти полное подобие лиц, разница разве что в нарядах.

Маркиза де Помпадур прожила 43 года и скончалась в 1764 году. На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем — 38. Но лица практически не отличаются! Естественно предположить, что это было пожелание мадам: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо.

Есть еще одно подозрение: на самом первом портрете она приказала ему омолодить ее. Мало того, два портрета — 1756 и 1758 годов, написаны «под копирку»: на портрете 1758 года изменился фон, исчез подсвечник со столика, цвет платья стал синим (кому-то понадобилась уменьшенная копия?).

Так она старела или нет? Ответ однозначный — да, старела. Сохранился портрет «Мадам Помпадур за вышивкой», написанный в 1763 году Франсуа Хубертом Дрюисом (François-Hubert Drouais). Вполне приличный второй подбородок, припухшие глаза. На портрете, действительно, сорокалетняя женщина.

В других творениях Буше не был настолько однообразен, в них бушуют краски, буйствует природа, обнажаются и буйствуют тела.

Пристрастие Франсуа к соблазнительной плоти не у всех встречало одобрение. Например, Дени Дидро (энциклопедист, философ, писатель) был весьма категоричен в характеристике творений художника: «…его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».

Прошло больше 200 лет. Мало кто знает, кто такой Дени Дидро, еще меньше людей знакомо с его сочинениями. А картины Буше радуют глаз красками, красотой природы и женского тела.

Что же касается мадам Помпадур — Буше оставил нам портреты фаворитки французского короля с неувядающей прелестью кукольного личика.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/63081/

Художник Франсуа Буше – картины с названиями, биография и интересные факты :

Картины Франсуа Буше заказывали король Франции, его фаворитка и вся придворная знать. Этот художник — один из ярких представителей эпохи рококо, который в 18 веке заслуженно считался законодателем различных искусств в Париже и за его пределами.

Семья и обучение живописи

Родился знаменитый живописец в 1703 г. в Париже в семье художника, занимающегося разработкой узоров для вышивки. С самого детства, разглядев неординарные способности сына к рисованию, Николя Буше отдал сына для обучения в мастерскую Лемуана, который считался видным мастером живописи во Франции.

По характеру Франсуа был трудолюбивым и прилежным, вызывая восторг у учителей своим послушанием и талантом. Он постепенно освоил различные виды искусств: в качестве декоратора создает узоры для обоев, с успехом пробует себя в работе с гравюрами и талантливо создает живописные произведения.

В 16 лет он начинает работать над своим первым заказом от издательства на оформление книги «Французская история» Даниэля, а спустя год получает академическую премию за одну из живописных картин.

Одна из страниц биографии Франсуа Буше — создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца.

Начиная с 22 лет картины художника Франсуа Буше активно представляются на выставках, где и публика, и критики воспринимали их всегда с восхищением. Четко понимая, чего от него требуют заказчики, он создавал работы с помощью своего запаса живописных приемов и набора сюжетов, которые были продиктованы модой того времени и вкусами аристократии.

Читайте также:  Описание иллюстрации ивана билибина «василиса прекрасная»

Получив стипендию Академии, в 1727 г. он совершил учебную поездку в Италию, где не только учился, но и получал дополнительные заказы на живописные работы от богатых клиентов.

Творчество Франсуа Буше

После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.

Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.

Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.

С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики.

Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство.

Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.

Портреты Маркизы де Помпадур

В 1756 г. к художнику приходит большая слава: он получает заказ от французского короля на портрет его фаворитки мадам де Помпадур и с блеском его выполняет.

Описание картины Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур» можно сделать с точки зрения эпохи и статуса дамы в качестве фаворитки короля. Ее имя стало нарицательным еще при жизни.

Любовницей короля она была только 5 лет, однако и после этого, сохранив дружбу монарха, участвовала в управлении государством еще многие годы.

Отношение к ней придворных было различным: одни считали ее корыстной и мстительной, другие ценили за ум, красоту и ученость. Обладая хорошим вкусом, она активно участвовала в разработке интерьеров и отделке королевских дворцов, покровительствовала многим художникам.

Художник написал ее с книгой в руках, сидящей на кушетке в своей комнате.

Одета она во все самые модные предметы туалета той эпохи: платье, отделанное розочками и кружевами, туфельки без задника (которые вошли в моду благодаря ей). Все олицетворяет состояние свежести и чистоты.

Поза маркизы излучает спокойствие и уверенность, книга в руке и шкаф позади нее обращают внимание на ее высокую образованность.

Сама маркиза де Помпадур отозвалась об этом портрете, как «об очень похожем, но слишком красивом», с присущей ей прямотой и умом. Впоследствии Буше еще не один раз писал с нее портреты, став придворным художником и декоратором.

Картины мифологической и библейской тематики

В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.

Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.

Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей.

Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.

Франсуа Буше: картины с названиями на библейские сюжеты

Это следующие работы:

  • “Аврора и Кефал”.
  • “Геркулес и Омфала”, 1730-е годы.
  • “Венера просит Вулкана оружие для Энея”.
  • “Юпитер и Каллисто”, 1744.
  • “Леда и Лебедь”.
  • “Купание Дианы”, 1742.
  • “Туалет Венеры”;
  • “Венера, утешающая Амура”, 1751.
  • “Жертвоприношение Гидеона” и др.

Пейзажи Ф. Буше

Одно из направлений творчества художника — создание декораций и шпалер, для которых он писал пейзажи, рисуя окрестности Парижа и Бове. В картинах Франсуа Буше описание природы и сельской жизни французской провинции представлено в виде пасторальных сценок с молодыми селянками, которые расположились на отдыхе или выясняют любовные отношения.

Такую тематику имели и декорации, которые Буше рисовал для оформления спектаклей, работая в театрах Франции.

Интересные факты из жизни Ф. Буше

Картины Франсуа Буше многие годы считаются «зеркалом, отражающим придворную жизнь Франции при короле Людовике 15-м».

Художник с помощью своего мастерства и филигранной техники смог отобразить в живописи вкусы публики 18-го в.

Особое восхищение у ценителей искусства вызывают его колористическое решение картин и умение создать на полотне особый сияющий свет, который позднее найдет отражение в стиле импрессионистов.

Он мастерски мог создавать праздничную и разнообразную по жанрам живопись, применяя свои таланты и в других произведениях искусства. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер.

По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др.), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.

Последние годы жизни

Закат творчества Франсуа Буше происходил постепенно, по мере вхождения в моду нового стиля в искусстве — классицизма. Интерес к работам художника у публики стал снижаться, а после смерти Маркизы де Помпадур он лишился поддержки королевского двора, однако по-прежнему оставался на посту директора Королевской академии живописи и скульптуры.

Последние годы жизни Ф. Буше прошли в тишине и покое. Умер он в 1770 году, оставив после себя около тысячи живописных картин и других произведений, прославившись как великий живописец эпохи рококо.

Картины Ф. Буше выставлены в знаменитых музеях Франции, США и других стран.

Источник: https://www.syl.ru/article/323048/hudojnik-fransua-bushe—kartinyi-s-nazvaniyami-biografiya-i-interesnyie-faktyi

Портрет маркизы Де Помпадур Франсуа Буше Работу

Портрет маркизы Де Помпадур Франсуа Буше { Работу выполнили ученицы 8 класса «А» МАОУ «Гимназия» Степаненко Кристина, Панасюк Мария, Фильчакова Анастасия.

В 1756 году Франсуа Буше пишет второй “Портрет маркизы де Помпадур”, официальной фаворитки короля Франции Людовика XV. Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Размер картины 201 x 157 см, масло, холст. Стиль рококо.

Не заметить этот портрет мадам де Помпадур в музее сложно даже на бегу. Дама на портрете спокойна, но сам портрет цепляет взгляд. И заметив и остановившись, невозможно от него оторваться, отвести глаза, а хочется смотреть и вникать в детали.

И поэтому об этом портрете мадам де Помпадур упоминала сразу после посещения Старой Пинакотеки, но хотелось бы более подробно и внимательно рассмотреть фрагменты, чтобы понять из каких именно деталей создавала маркиза свой имидж и как они взаимосвязаны между собой: не только платье, но все – от туфелек до книг и прически, макияжа с маникюром. Сюжет картины прост. Молодая дама раздумывает над прочитанным, подняв глаза от книги. Вряд ли кто-то прервал ее чтение и потревожил покой. Беспокойства во взгляде ее нет. Спокойно занималась в своем кабинете: читала, писала письма, снова читала, задумалась, облокотившись на подушку и опустив книгу.

Маркиза полулежит на софе, установленной у зеркала, в котором отражается книжный шкаф с часами наверху и немного ее прическа сзади.

У ног ее сидит собачка, на паркетному полу лежат живые розы, которые любила маркиза больше других цветов и свитки рукописей.

Рама картины несколько напоминает раму зеркала на самой картине. Простой паркет без украшений

На мадам туфельки без задника и на каблуках, именно она ввела их в моду, а раньше обувь на каблуках носили только мужчины.

Цвет розовых туфелек типа сабо гармонирует с цветами по подолу платья.

Подол платья в приглушенных тонах цвета морской волны расшит розами. Мне кажется, что те фотографии, на которых платье маркизы кажется более насыщенных цветов передают реальные цвета картины неверно.

Пышное платье и складки на нем.

Подол платья расшит матерчатыми розами и кружевами.

Книга, которую держит мадам, читана не раз, что видно по загнувшимся от использования страницам. Хозяйка ведь покровительствовала искусству и литературе во Франции, и художник хочет это подчеркнуть.

Жанна-Анттуанетта, таково было ее имя, не только много читала, но часто и много писала, поскольку состояла в переписке с известными философами и писателями того времени, встречалась не только с Вольтером и Дидро, а и со многими другими. Простой серебряный подсвечник и печатка для воска, чтобы запечатывать письма.

На обеих руках жемчужные браслеты, а рукава платья украшены кружевами.

Прекрасные руки маркизы ухожены и чисты, и это не фантазия или комплимент художника знатной даме. Маркиза мылась каждый день и часто принимала ванну. В отличие от других дам, от нее нежно пахло розами, а не потом и сильными духами, как от остальных дам французского королевского двора.

Версаль встретил мадам де Помпадур запахами пота, мочи и пыли, а также блохами и вшами, и, хотя изменить привычки двора она не могла, сама мыться не перестала, что способствовало возникновению слухов, что она “смыла здоровье”.

Болезненность мадам окружающие непосредственно связывали с ее привычкой к чистоте.

Лицо маркизы подрумянено и губы подкрашены в тон к одежде.

На шее она носит розовый бантик.

Из одного материала сделаны бантики на шее и декольте.

И на рукавах аналогичные бантики.

А также по корсажу.

Итак, бантики на рукавах, декольте и по корсажу сделаны из одного и того же материала, в одном и том же стиле, но различаются по размеру.

В прическу маркизы де Помпадур вплетены цветы. Вот тут не поняла, живые они или искусственные.

Такие же цветы расположены и на декольте сбоку.

Здесь можно лучше сравнить и убедиться, что цветы в прическе и приколотые к платью – одинаковые по структуре, но различаются, конечно, по размеру.

Благодаря тому, что маркиза сидит спиной к зеркалу, можно рассмотреть ее прическу сзади.

И, последнее, на что хотела бы обратить внимание: маркиза употребляет косметические средства очень осторожно и в небольших количествах в отличие от своих современниц, которые не смывали макияж, пока слои пудры и румян не отвались с их лиц кусками. Конечно, это очень удобно и требует меньше времени, чем краситься каждый день. Зато ее одежда не была постоянно в пыли от пудры и румян, как у них.

Источник: http://present5.com/portret-markizy-de-pompadur-fransua-bushe-rabotu/

Портрет мадам де Помпадур

Франсуа Буше (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Картина «Портрет мадам де Помпадур»

Не заметить этот портрет мадам де Помпадур в музее сложно даже на бегу. Дама на портрете спокойна, но сам портрет цепляет взгляд. И заметив и остановившись, невозможно от него оторваться, отвести глаза, а хочется смотреть и вникать в детали.

Читайте также:  Описание картины альбрехта дюрера «мария с младенцем»

Образ Помпадур двоится. Те, кому она перешла дорогу, считали её корыстолюбивой, мстительной и циничной. Те же, кому она покровительствовала, наоборот, превозносили её за учтивость и тонкий ум.

Буше, безусловно, принадлежит к числу вторых. Маркиза приблизила его к себе около 1748 года.

Буше занимался оформлением её покоев, через неё получал заказы, с её же подачи через несколько лет возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов.

Мадам де Помпадур и Буше всю жизнь сохраняли тёплые, дружеские отношения и всегда старались поддерживать друг друга. Кроме того, она была поклонницей таланта художника. Буше сделал несколько её портретов, хотя портретистом не был.

С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент.

А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур.

Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов.

И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит.

А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем.

Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.

Если в чем-то Буше и можно упрекнуть за этот портрет, то это сделала в частных письмах сама маркиза: «Он рисует меня красивой, но не слишком-то похожей». Что ж, холодный и трезвый ум – это именно то, что позволило мадам де Помпадур остаться в истории. Светская бездельница точно может управлять государством.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Portret_madam_de_Pompadur/

Женские секреты маркзы де Помпадур

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1756

Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон (29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе. Ведь фаворитки век недолог – за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше

Мадам Помпадур была фавориткой Людовика XV с 1745 по 1764 год при дворе в Версале.Из  всех любовниц Людовика только маркиза де Помпадур обладала способностью развеять скуку короля. Она старалась быть по-новому привлекательной и часто придумывала для Людовика XV новые развлечения.

Она пела и играла специально для короля или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. А когда какой-нибудь министр надоедал Людовику докладами, что, естественно, раздражало короля, она старалась быстрее выпроводить докладчика.

Например, если это был Морепа: “В вашем присутствии король прямо желтеет. Прощайте, господин Морепа!”

Портрет Людовика XV в 1760-е годы, художник Луи-Мишель Ван Лоо

Маркиза де Помпадур гуляла с Людовиком по роскошным садам летних замков Версаля и постоянно сопровождала его из Версаля в Кресси, а оттуда в Ла Сель, а оттуда в Бельвю, а потом в Компьен и Фонтебло.

На Святой неделе она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама.

А когда она играла на сцене в театре Этиоля или Шантемерле у госпожи де Вильмур, ей удалось пленить Людовика своим исполнительским искусством, и она даже создала в Версале в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей небольшой театр, названный “Камерным театром”.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1755

Секреты любви маркизы де Помпадур

Секрет ароматный. Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.

Секрет кулинарный. Любовница короля изобрела рецепт риссолей — маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона — фарша, нарезанного маленькими кусочками.

Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии — причудливые блюда из нежных прелестей барашка.

А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.

Секрет стратегический. Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

 Маркиза де Помпадур, художник Франсуа Буше, 1759

И без того неглупая и образованная женщина, для того, чтобы удержать короля как можно дольше, совершенствовалась, развивалась и занималась самообразованием до конца своих дней. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Женские уловки мадам Помпадур, конечно, действовали на Людовика.

Маркиза де Помпадур, художник Карл Ван Лоо

Современники утверждают, что мадам Помпадур внесла немалый вклад в развитие культуры. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря.

Моцарт у мадам де Помпадур, M. V. de Parédès , “Monde illustré” 1857

Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и энциклопедию,но могла отправить в тюрьму три десятка писателей за нелестные высказывания о ее особе. Вольтер восхищался ею, хотя, в тоже время, подсмеивался над ее мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с нею никакого дела.

Маркиза де Помпадур, пастель Кантена де Латура, 1755
  • Бриллианты, огранка которых называется “маркиз” (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки.
  • Шампанское разливается либо в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV – именно такой формы была грудь мадам де Помпадур.
  • Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожи – тоже ее изобретение. Она ввела в моду высокие каблуки и высокие прически, потому что была маленького роста.
  • Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который маркиза сажала, где только могла, со временем были названы “розами Помпадур”.
Мадам Помпадур, художник Александер Розлин

Двадцать лет продержалась маркиза у трона, хотя ее положению часто грозили опасности. Она не была жизнерадостным человеком, хотя и хотела казаться им. На самом же деле Помпадур обладала холодным рассудком, честолюбивым характером и к тому же железной волей, что удивительным образом сочеталось с ее слабым, уставшим от тяжелого недуга телом.

Маркиза Помпадур в образе Дианы-охотницы, художник Жан-Марк Наттье

Умерла маркиза де Помпадур в возрасте 43-х лет. В день, когда гроб с ее телом перевозили из Версаля в Париж, шел проливной дождь. Людовик XV не нашел в себе сил последовать за кортежем. Он наблюдал за процессией через окно дворца, и как утверждают очевидцы, произнес фразу: «Какую же отвратительную погоду Вы выбрали для последней прогулки, мадам»…Кстати, в надгробной эпитафии было написано: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет – шлюxой, а 13 лет – сводницей»…

Последний прижизненный портрет маркизы де Помпадур, художник Франсуа Друа

Высказывания Маркизы де Помпадур

  • Любовь – это страсть мужчин…
  • Амбиции большинства женщин состоят в том, чтобы нравится…
  • Смерть одного человека часто меняет судьбу других…
  • Сердце мужчины имеет большие ресурсы…
  • После нас хоть потоп…
  • Нужно быть очень способной, чтобы суметь влюбить в себя…
  • Счастливы те, кто не любит…
  • Политика – не хороша для женщин, ибо умные мысли приходят лишь с возрастом…
  • Любовь – это удовольствие на один сезон, дружба – на всю жизнь…
  • Грусть утомляет и способствует старению…
  • Легче сделать вид, чем изменить свою суть…
  • Красивая женщина боится окончания молодости больше, чем смерти…
  • Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других…
  • Надо иметь ум, чтобы делать добро, дураки на это не способны…
  • Искусство политика состоит в том, чтобы соврать в подходящий момент…
  • Если Вы хотите иметь безукоризненных друзей, ищите их среди ангелов…
  • Ежь бы отказался от своих колючек, если бы у волка не стало зубов…
  • Политика и война – это не для красивых женщин…
  • Даже женщины могут быть правы и давать хорошие советы…
  • Великие не должны совершать маленьких ошибок…
  • Не сожалейте о мертвых, сожалейте о тех, кто остался жив…
  • Смерть – это освобождение…

 

Бюст Маркизы де Помпадур, Жан-Бартист Пигалль, 1951
Комната мадам де Помпадур в Версале

Источник: http://blogwgolb.blogspot.com/2010/11/blog-post_05.html

Франсуа БушеМаркиза де Помпадур

Эта женщина оказала колоссальное влияние на историю Европы в XVIII веке.

Она была не просто фавориткой французского короля Людовика XV, но по сути — вела все государственные дела своего монарха на протяжении почти 20 лет…

Парижанка от рождения, она не могла похвастать длинным рядом аристократических предков.

Её отец, Франсуа Пуассон, спекулировал на финансовых операциях, потерпел крах и бежал из страны, бросив жену и детей, когда Жанне-Антуанетте было всего 3,5 года.

Девочка росла в семье приёмного отца и благодаря ему получила великолепное образование, подобающее супруге аристократа, несмотря на своё происхождение из третьего сословия. Отчим же и выдал её замуж за своего племянника и наследника. Так в 20 лет Жанна-Антуанетта Пуассон стала Жанной-Антуанеттой д’Этьоль.

Муж, хоть и нелюбимый, дал ей положение и возможность общаться в высшем свете. Ещё больше взаимное отдаление усугубилось тем, что единственная дочь супругов д’Этьоль родилась очень болезненной девочкой, а все последующие дети умирали буквально сразу после рождения или при родах.

Казалось, сама судьба уготовила Жанне-Антуанетте встречу с высоким покровителем: она молода, красива, умна, образованна и не обременена особо семейными хлопотами…

В 23 года она попадает на королевский бал-маскарад по случаю бракосочетания дофина (наследника престола). И… как в сказке про Золушку! В незнакомку в маске страстно и безумно влюбляется… нет, не принц, а сам король!

Через пару месяцев мадам д’Этьоль заняла вакантное к тому моменту место официальной фаворитки монарха. А ещё через пару месяцев король подарил ей усадьбу Помпадур в области Лимузен вместе с титулом маркизы. Именно после этого муж дал ей развод.

И вот она не просто свободна, не просто фаворитка. Она — любимая женщина стареющего Людовика XV! Именно ей он поручает все свои бумаги, переговоры и даже деловые приёмы. По сути — она выполняет при короле роль доверенного секретаря-референта (как бы мы сказали сейчас).

Читайте также:  Описание картины екатерины сыромятниковой «первые зрители»

Вся эта идиллия продолжалась 5 лет, после чего по настоянию придворного врача Жанна-Антуанетта перестала делить с королём его ложе.

Но вот что удивительно: все предыдущие фаворитки любвеобильного Людовика исчезали с королевского горизонта сразу после своей отставки. Но маркиза не просто осталась при должности, она продолжала вести все дела своего господина с тем же размахом и успехом.

Влияние этой женщины на политику Франции и всей Европы продолжалось ещё почти 15 лет! Она была в буквальном смысле этого слова вездесуща, успевая и на государственном, и на светском поприще…

Маркиза ведала всеми придворными приёмами и увеселениями, лично подбирала юных любовниц для короля, курировала строительство новых зданий в Версале и другой королевской резиденции — Фонтенбло, покровительствовала писателям и энциклопедистам. Сам Вольтер ею восхищался, хотя и не без иронии.

Любимым стилем мадам де Помпадур было рококо. Она покровительствовала Франсуа Буше и другим представителям этого направления — живописцам, скульпторам, краснодеревщикам.

И даже внешне маркиза всегда старалась соответствовать канонам данного стиля — тонкая талия, шелка, кружева, рюшки, бантики, драгоценности, живые цветы в причёске. Мягкие пастельные цвета в декоре туалетов и интерьеров, мебель на гнутых ножках…

Именно ей приписывают моду на высокие каблуки и высокие же парики (валики), ибо Жанна-Антуанетта была настолько миниатюрна (150 см в полном облачении

Источник: http://krasa-club.com/fransua-bushe-markiza-de-pompadur/

Живопись Франсуа Буше. Людовик XV, маркиза де Помпадур и другие..

Франсуа Буше. Людовик XV, маркиза де Помпадур и другие…

Превратив скромную красавицу мадам Этиоль во всесильную , маркизу де Помпадур разлучив ее с законным мужем и сделав любимой наложницей, король считал, что сделал все, что мог, и должен был — кем была бы Помпадур без Версаля и любви короля, несмотря на ее ум, шарм, способности?

Луи Мишель ван Лоо.Портрет короля Людовика XV, 1763 

 Маркиза де Помпадур

Долгие годы она изо всех сил она, как могла скрашивала досуг короля, не позволяя ему даже зевнуть, хотя рядом с ней королю явно не спалось — эти бесконечные остроумные театральные постановки, маскарады, супы, сваренные лично маркизой из овощей ее собственного огородика….

François Boucher (18th century). Madame de Pompadour (detail)

Ее фантазия поистине неисчерпаема, но молодые женщины — это тот лакомый кусочек, от которого трудно отказаться, даже обладая незаурядной Помпадур!
И она знала это…

— Я больше не интересна королю! — маркиза де Помпадур закрыла лицо руками. Мадам Оссе нежно обняла ее за плечи. — Все обойдется, мадам. — Мне скоро сорок, мой организм уже не выдерживает ни любовных возлияний, ни абортов.

Людовику нравятся молодые женщины, а здесь в Версале любая девица норовит прыгнуть к королю в постель! Неужели мне стоит воплотить мою давнюю задумку, Олений парк? — Олений парк? — спросила мадам Оссе удивленно. — Я что-то о нем не слышала.

 

— Королю надо развлекаться. — ответила Помпадур.

Франсуа Буше. Мадам де Помпадур (деталь), 1746

 Критерии отбора девушек для развлечений короля были таковы: красота и полное отсутствие ума.

François Boucher. Figura de Moça

Маркиза знала, что государь любит остроумных и интересных, а если она еще и красива, то это опасно — он может увлечься серьезно, надолго, и тогда….

Отныне в зону внимания Помпадур попадали юные эффектные, аппетитные пустышки и дурочки, желательно дворянского происхождения, но позволялось и рангом ниже, незамужние, со склонностью барышни — ” наживки ” к любовным авантюрам.

Boucher Francois

«Олений парк» располагался в окрестностях Версаля, и представлял собой красивый особняк, утопающий в зелени, ухоженный и привлекательный.
Маркиза позаботилась и о богатой роскошной обстановке, и бесшумных и молчаливых слугах, и появляющихся из большого люка деликатесах с охлажденным шампанским и ароматными цветами, и о широком удобном любовном ложе….

Заинтригованной прелестнице говорили, что ею заинтересовался некий высокопоставленный польский вельможа, и за ночь любви она получит солидненькую сумму — выгодная сделка!

Девушке закрывали глаза, и везли в особняк, где она находила и дорогие платья. и вкусные кушанья, и пенную душистую ванну с травами, и любые развлечения.

Madame de Pompadour (1750)

А ночью пред девушкой представал высокий, статный незнакомец в маске, которую он мог снять по своему желанию, и дать себя узнать.

Утром одалиска получала обещанные деньги, подарки и ее возвращали обратно — возможно, до следующего визита, это зависело от короля.

В любом случае девушка не оставалась в убытке, ведь потом ее выдавали замуж, маркиза через своих агентов подыскивала женихов, чтоб девушка осталась довольной, счастливой, и с подарками.

Francois Boucher. Toaleta, 1742

Позже, девушек одевали согласно фантазиям короля — это тоже было плодом усилий маркизы, и хотя поползли слухи, что в загадочном парке тратятся огромные суммы, в том числе и казенные, а также растлевают малолеток, трудяга — маркиза обращала внимания на это мало.

Франсуа Буше. Завтрак, 1739.

Однажды ее агенты показали ей картину ” Одалиска”, выполненную любимцем Франции Франсуа Буше, изображающую юную девушку красивого и соблазнительного сложения.

  «Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая.

Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего.

Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица. „

Джакомо Джироламо Казанова “История моей жизни»

Говорили, что романтичный, тонко чувствующий Буше выбирает для своих Диан и Венер простых девушек, которых видит в церквях или на рыночных площадях…

Франсуа Буше. Девушка с букетом роз 

Его известная мастерская, где рождались шедевры, была наполнена хорошенькими гризетками, которым знаменитый художник помогал делать хорошую карьеру, являя миру на своих полотнах.

 Маркиза навела справки — Мария Луиза О, Мерфи, ирландского происхождения, натурщица, 15 лет от роду, приехала в Париж с родней из Руана, одна из сестер подает надежды как артистка.

Она соответствовала критериям — обладала миловидной наружностью, пикантным телом, спокойным нравом, и ее не опекали родные.

François Boucher. La Odalisca (фрагмент)

Отец, Даниэль О, Мерфи, бывший солдат, некогда явившийся во Францию за лучшей долей, скончался в Руане, а оставшаяся без средств мать с остальными дочерьми, приехала в Париж, и сразу поняла, что ее красавицам дочкам здесь найдется место, и пятеро барышень О, Мерфи работали актрисами и натурщицами, помогая матери, торгующей подержанными вещами, но не слишком следящей за тем, как ее дочки проводят свой досуг.

Francois Boucher (1703-1770). Shephers girl

Одна из сестер, Виктуар, впоследствии стала ведущей актрисой парижской Комической оперы.
Семье требовались деньги, и когда Мария Луиза получила предложение нанести визит в ” Олений парк”, раздумывала недолго.

François Boucher. The Four Seasons: Summer ,1755

Но все сразу пошло не так. Ирландская болтушка оказалась слишком интересной и веселой для короля — давно он так не смеялся над ее шуточками и россказнями!

Маркиза каждый день выслушивала тайные донесения о том, что Людовику больше не нужны новые девушки, он вовсю развлекается с Луизой О, Мерфи под носом у всесильной маркизы!

PICOT, Franзois-Edouard. Brown Odalisque. 

Помпадур приходилось уходить с головой в работу, дабы не сойти с ума от ревности, и она постоянно ловила себя на мысли, что слушая донесения послов, или танцуя на маскараде, думает об этой ирландской нахалке.

Francois Boucher. Vertumnus and Pomona (detail ), 1749  

А потом весь двор заговорил о том, что у новой любовницы короля будет ребенок.
Сама маркиза так и не смогла осчастливить Людовика плодом их любви, у нее была лишь дочка Александрина от мужа Ленормана Этиоль.

  Франсуа Буше.Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога,1750, Лувр

Вопреки злорадному желанию маркизы, Луиза вовсе не оказалась неповоротливой, грубой и безвкусно одетой ” девкой”, которой в пору торговать селедками.

 François Boucher. Hermitage Museum

Новые дорогие шикарные платья сидели на Луизе, как влитые, а ее мягкая и несколько фривольная улыбка, ясные глазки, свежая кожа молочного цвета, и детская непосредственность были ее лучшей рекламой.

Francois Boucher

И хотя красотка не стремилась в политику, мало интересовалась делами страны, и не представляла угрозу для маркизы, все ждали развязки, Людовик не был верным и постоянным влюбленным.
Маркиза проигрывала Луизе в молодости.

Людовик все реже заходил к маркизе, она оказалась словно в вакууме, и по привычке с полнейшим спокойствием воспринимала разговоры о родившемся ангелочке Агате Луизе, юной маме, и потерявшем голову от счастья, стареющем монархе — ей не привыкать к жестокости двора!

Потом Луиза забеременела, и хотя двор сомневался в отцовстве Людовика, его страсть к ирландской натурщице великого Франсуа Буше не угасла, он два года держал маркизу на расстоянии, деля ложе с Луизой, с присутствием которой в жизни мужа смирилась и добрая королева Мария Лещинская, хотя с большей симпатией относившаяся к маркизе де Помпадур.

Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742, Лувр

Но Луиза сама погубила себя.
Привыкнув к вседозволенности, она захотела все таки большего — выгнать маркизу де Помпадур из Версаля.

Отвыкший от важных государственных дел, которыми занималась маркиза, и питавший нежность и благодарность к ней Людовик на этот раз не выполнил просьбу молодой наложницы.
Двор загудел о переменах, о новом возвращении забытой де Помпадур, о новых фаворитках, более осторожных…

Маркиза вернулась победительницей — король без нее не мог! Но и Луиза не осталась в накладе, ее сосватали богатому дворянину при условии удалиться подальше от двора.

Ей пришлось подчиниться.

Франсуа Буше, Ринальдо и Армида, 1734 

Впоследствии она выходила замуж еще два раза.
Одним из них был Жак де Бофранше, граф де Айя, видный и популярный человек. С Луизой у них был сын.


Пережив и Людовика XV, и маркизу, Буше, и многих своих друзей и злопыхателей, Луиза вновь оказалась при дворе, возобновила прежние связи, и активно вела светскую жизнь — от былой натурщицы остались лишь воспоминания, Луиза была настоящей ” львицей”, праздной и величавой….

Распробовав шикарную жизнь, Луиза уже не смогла приобщиться к новой, вне Версаля.

С приходом к власти Робеспьера, Луизу неожиданно арестовали за роялистские убеждения, жалость к королевской молодой чете, и прочим ” подозрительным”. Но удача пока еще была на стороне О, Мерфи.

Она получила свободу, пережила годы потрясений, не покидая Францию, и когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, возобновила свои выходы в свет.

В Париже все знали молодую душой, гостеприимную и веселую Луизу.

..

Она умерла в 1814 году, в Париже.

«Portrait of Marie-Louise O'Murphy — Ruhendes Mädchen.» Boucher 1751, oil on canvas(59.5 x 73.5 cm)

Ее сын от брака с Жаком де Бофранше де Айя, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерала.
Его сестра Агата Луиза, внебрачная дочка короля Людовика XV, возможно, посвятила себя церкви, но данные сомнительны. Скорее всего, она прожила незаметную жизнь, не оставила заметного следа в истории….

Франсуа Буше. Аллегория живописи, 1760

 Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: http://filov.mypage.ru/jivopis_fransua_bushe_ludovik_xv_markiza_pompadur_i_drugie.html

Ссылка на основную публикацию