Описание картины гвидо рени «крещение христа»

Картина «Крещение Христа»

Описание и аналитика работы великого Леонардо.

Вклад да Винчи в создание запрестольного образа «Крещение Христа» ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.

Крещение Христа

«Крещение Христа», написанное в 1470–1472 и 1475–1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.

Леонардо и Верроккьо

Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об «ангеле кисти Леонардо». Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа. Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?

Крещение Христа. Белинни. Этот запрестольный образ, вероятно, был создан под влиянием более ранних работ Пьеро делла Франческа и Верроккьо.

Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки.

В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры — Иисуса и Иоанна Крестителя, — оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам.

Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли. На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.

Верроккьо признает гений Винчи

К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо.

Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование. По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре. Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство.

Карло Педретти в книге «Леонардо» (1973) заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения.

Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо — классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.

Пропорции

В эпоху Леонардо мотив «Крещения Христа» был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне — «Крещение Христа» (1450) кисти Пьеро делла Франческа (1415–1492), хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций.

Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.

Пьеро делла Франческа (1450). Изображение точно следует геометрическим пропорциям, что характерно для всех работ мастера.

Три фигуры в левой части картины занимают треть общей площади полотна. Три ангела, символизирующие Троицу, расположены слева, они являются свидетелями Крещения Иисуса.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-kreshhenie-xrista.html

5 знаменитых картин о Крещении

“КП” в Украине” заглянула в мир живописи и отобрала шедевры, которые отображают все традиции этого праздника.

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи “Крещение Христа”. Примерно 1472-1475 год.

Первоначально заказ на картину от одного из монастырей получил скульптор и в то же время художник Андреа Вероккьо.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела, находящегося внизу слева). После этой картины и пошла легенда о том, что Вероккьо, увидев работу Леонардо, был поражен ее точностью и “забросил кисть”. Правда, затем он написал еще пару работ, но больше стал уделять внимания скульптурам. Как бы там ни было, картина хорошо передает само рождение этого светлого праздника, а многие любители искусств не смогут оторвать взгляд от плавных оттенков и тонкого изображения пейзажа за действующими фигурами. 

Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи “Крещение Христа”. Примерно 1472-1475 год.

Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”. Примерно 1450 год.

Это одна из немногих картин, которая передавала на те годы событие в более “человеческой” форме, нежели “божественной”. В центре неподвижно стоит Христос, рядом с ним Иоанн Креститель, который омывает голову Сына Божьего водой. За этим рядом наблюдают три ангела, а уже на фоне виднеется еще одна фигура человека, который снимает одежду перед своим крещением у реки Иордан.

Многих завораживает в этой картине передача цветов и геометрическая пропорция фигур и предметов. В подобной стилистике итальянский художник, теоретик Пьеро делла Франческа работал и над другими творениями. Говоря о его работах, эксперты отмечают, что в каждой из картин автор пытался передать торжественность, пропорциональность, а также сохранить композицию в каждом образе.

 

Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”. Примерно 1450 год.

Теодор Аксентович “Праздник Иордана (Благословение воды)”. 1893 год. 

Вспоминая работы польского художника армянского происхождения Теодора Аксентовича, современники обычно называют его портретистом.

Конечно, его портретные работы не зря удостоились отдельного места в польских музеях, но кто интересовался его творчеством, знает, что писал он не только лица – славу он получил и благодаря изображению жанровых сцен.

Теодор работал как над исторической тематикой, так и над “народной”. Одна из известнейших его работ в этом направлении картина “Праздник Иордана” 1893 года. Из-за прохладных оттенков передается ощущение утреннего мороза.

Укутавшись потеплее, жители небольшого поселка приходят к водоему, чтобы послушать праздничную литургию и набрать освященной воды. Казалось бы, картине больше века, а традиции в тихих и негусто населенных селах не изменились. 

Теодор Аксентович “Праздник Иордана (Благословение воды)”. 1893 год. 

Николай Грандковский “Купание после освящения воды шестого января”. 1903 год. 

Это еще одна картина, смотря на которую можно с восторгом воскликнуть: “За сто лет ничего не изменилось!” Название работы говорит само за себя – жители поселения собираются у проруби после освящения воды 6 января (19 января).

Николай Грандковский при жизни работал как над портретами, так и изображением динамичных народных сцен, поэтому его крещенское творение передало всю атмосферу праздника – раздетые люди ныряют в воду, омывая себя с ног до головы холодной водой, рядом стоит хорошо укутанная детвора, использующая сено в виде подстилки.

И только женщины наблюдают за всем со стороны… Правильно, негоже дамам в холодной воде плескаться – лучше дома, да водицей, нагретой на печке. 

Николай Грандковский “Купание после освящения воды шестого января”. 1903 год.

Борис Кустодиев “Крещенское водосвятие”. 1921 год. 

Да-да, художник Кустодиев на своих полотнах изображал не только пышнотелых красоток с розовыми щечками и губками. Борис Михайлович работал и над воплощением атмосферы народных гуляний, а также праздников. Созданием одной из самых ярких и живописных работ и послужил праздник Крещение. Работа затем так и вошла в историю под названием “Крещенское водосвятие”.

В ней он уделил внимание каждой мелочи – в самом низу у вырезанной в виде креста проруби стоят священники, недалеко видна вмерзшая и укутанная снегом лодка. На самой верхушке под блеск колокольни церкви и дымок из труб уже собралась огромная очередь из местных, которые, видимо, часами стоят на горке, ожидая возможности набрать воды.

Чем вам не праздничная атмосфера? 

Борис Кустодиев “Крещенское водосвятие”. 1921 год. Да-да, художни

СПРАВКА “КП” 

Крещение Господне является двунадесятым не переходящим праздником, поэтому каждый год его отмечают в один и тот же день – 19 января. Однако это дата для православных, католики празднуют его 6 января.

В 2017 году Крещение у православных выпадает на четверг. Крещение – завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла.

В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в возрасте 30 лет.

Источник: https://kp.ua/life/564140-5-znamenytykh-kartyn-o-kreschenyy

Евангельский сюжет в живописи: Крещение Господне

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв.

В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками;

Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду.

Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские;

Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17);

Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду.

На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «на миру»

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко:

“Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа.

Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета);

Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя.

Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31).

Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца.

Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы.

Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем;

Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне.

И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Икона “Богоявление”

Киево-Печерская Лавра. Фреска

источник о Крещении :текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

А Иванов.Явление Христа народу

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.

Русский музей, Санкт-Петербург

Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.[1]

Святой любви и страха полный,

В его евангельские волны,

Купель крещенья христиан,

Я погружался троекратно,

Молясь, чтоб и душа моя

От язв и пятен бытия

Волной омылась благодатно.

От оных дум, от оных дней,

Среди житейских попечений,

Как мало свежих впечатлений

Осталось на душе моей!

Они поблёкли под соблазном

И едким холодом сует:

Во мне паломника уж нет.

Во мне, давно сосуде праздном.

Краснею, глядя на тебя,

Поэт и труженик-художник!

Отвергнув льстивых муз треножник

И крест единый возлюбя,

Святой земли жилец заочный,

Её душой ты угадал,

Её для нас завоевал

Своею кистью полномочной.

И что тебе народный суд?

В наш век блестящих скороспелок,

Промышленных и всяких сделок,

Как добросовестен твой труд!

В одно созданье мысль и чувство,

Всю жизнь сосредоточил ты;

Поклонник чистой красоты,

Ты свято веровал в искусство.

В избытке задушевных сил,

Как схимник,[2] жаждущий спасенья,

Свой дух постом уединенья[3]

Ты отрезвил, ты окрилил.

В искусе строго одиноком

Ты прожил долгие года

И то прозрел, что никогда

Не увидать телесным оком.

Священной книги[4] чудеса

Тебе явились без покрова,

И над твоей главою снова

Разверзлись в славе небеса.

Глас вопиющего в пустыне[5]

Ты слышал, ты уразумел —

И ты сей день запечатлел

С своей душой в своей картине.

Спокойно лоно светлых вод;

На берегу реки — Предтеча;[6]

Из мест окрестных, издалече,

К нему стекается народ;

Он растворяет упованью

Слепцов хладеющую грудь;

Уготовляя Божий путь,

Народ зовёт он к покаянью.

А там спускается с вершин

Неведомый, смиренный странник:

«Грядёт он, Господа избранник,[7]

Грядет на жатву Божий Сын.

В руке лопата; придет время,

Он отребит своё гумно,

Сберёт пшеничное зерно

И в пламя бросит злое семя.

Сильней и впереди меня

Тот, кто идёт вослед за мною;

Ему — припав к ногам — не стою

Я развязать с ноги ремня.

Рожденья суетного мира,

Покайтесь: близок суд. Беда

Древам, растущим без плода:

При корне их лежит секира».

Так говорил перед толпой,

В недоуменье ждавшей чуда,

Покрытый кожею верблюда[8]

Посланник Божий, муж святой.

В картине, полной откровенья,

Всё это передал ты нам,

Как будто от Предтечи сам

Ты принял таинство крещенья.

30 июня 1858

Пётр Андреевич Вяземский

Крещение Господне (Богоявление)

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.

Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве

Крещенское водосвятие.

Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание

отрывок из стихотворениея…(…)

В России в это время года Стоят крещенские морозы. На реках толстый лед лежит, Под солнцем северным блестит. А накануне Дня Святого Во льду том прорубь прорубают «Крестом». В нем воду освящают И Иорданью называют. В Крещенье в Иордани может, Кто хочет, или окунуться, Или Воды набрать Святой И принести ее домой. И в церквях сию воду освящают.

Крещенская Вода- целебна, Свята и Богоявленна, Жилища ею окропляют. Святой водой священник крестит, Нисходит Дух Святой с небес. Крещеные- мы члены Церкви, Нас всех роднит нательный крест. Он от несчастий охраняет, Христос в нем с нами пребывает, С ним крестным мы идем путем, По жизни крест мы свой несём. Ариадна Лещинская, прихожанка Январь 2003г.

Написано для Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном Острове г. Санкт- Петербурга.

источник Русская Православная Община Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

Источник: https://obiskusstve.com/1071182027403037096/evangelskij-syuzhet-v-zhivopisi-kreschenie-gospodne/

Восемь итальянских художников, которые изменили мир

Среди идиллических пейзажей Апеннинского полуострова искусство расцветало долгие века. Здесь богатые и требовательные меценаты считали престижным покровительствовать искусству.

Ни в одном уголке света изобразительное искусство не играло настолько важной роли: оно воодушевляло людей стремиться к возвышенным идеалам, а не к материальным благам, и через картины формировало духовное мировоззрение.

Вот список самых значительных итальянских мастеров, которые подняли искусство на высокий уровень как в технике живописи, так и в художественном плане.

Фра Анджелико (1395–1455)

Его имя буквально означает «брат Блаженный Ангельский». Фра Анджелико осуществил переход от поздней средневековой живописи, которая больше напоминала иконографию, к классическому стилю. Когда он не был занят созданием заказов для своих богатых покровителей, он посвящал всё своё время росписи алтарей в монастыре Сан-Маркос (Фра Анджелико был доминиканским монахом).

Его стиль сильно отличался от устоявшейся манеры писания картин художников той эпохи: он изображал Марию и святых более похожими на людей, чем на божественных недоступных существ. Сдержанная палитра и расслабленные позы фигур придают его картинам немного сюрреалистичный вид.

Алтарь, Фра Анджелико, темпера по дереву, 1437–1440 гг., 177 см на 200, Музей св. Марка, Флоренция

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Леонардо да Винчи, ученик Андреа дель Вероккьо, вошёл в мир искусства с маленьким голубым ангелом.

В картине Вероккьо «Крещение Христа» молодой Леонардо получил задание написать маленького ангела в левом углу картины. Очаровательный маленький изящный ангел в голубой одежде отразил талант и утончённость Да Винчи, положив начало его карьере живописца.

Стиль Леонардо, способность уловить движение и настроение выделяли его среди других художников-современников.

Леонардо разработал технику многослойного нанесения краски для создания динамического и реалистичного эффекта, он умел наносить тончайшие слои. Он также создал приём под названием «сфумато», благодаря которому контуры приобретают нечёткие очертания, а фигуры выглядят, будто окутанные дымкой

Он постоянно совершенствовался и изобретал новые техники, которые вдохновляли его современников, и положили начало золотому веку итальянского искусства.

«Крещение Христа» [деталь], Андреа дель Вероккьо, фрагмент, написанный Леонардо да Винчи, масло на дереве, 1475 г., 175 см на 149 см, галерея Уффици, Флоренция, Италия

Микеланджело (1475–1564)

Микеланджело увековечил себя в своих скульптурах. Он возродил стиль античных статуй. Он научился рисовать в раннем возрасте в саду со статуями, где чувствовал себя особенно комфортно.

Вложив всю душу в один из своих самых первых заказов, он создал, наверное, самую прекрасную скульптуру в истории — «Оплакивание Христа» («Пьета»).

«Пьета», Микеланджело, мрамор, высота: 174 см, Собор Святого Петра, Ватикан

Рафаэль (1483–1520)

Совершив прорыв от традиционной христианской живописи в мир классицизма, Рафаэль расширил границы живописи до невероятных пределов.

Он успешно пошёл по стопам Леонардо да Винчи и Микеланджело, оба из которых изображены на фреске Рафаэля «Афинская школа».

Он считал расположение своих персонажей одним из самых важных аспектов. На своих картинах он создавал живое, трёхмерное пространство, позволяя зрителям заглянуть вглубь картины.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «положение во гроб»

Тициан (1485–1576)

К середине XVI века способы построения композиции использования цвета получили новое развитие. Стандартная треугольная композиция «Мадонны с младенцем» стала восприниматься как нечто устаревшее.

Тициан объединил все идеалы классической композиции. Нестандартный ракурс в картинах «Последняя вечеря» и «Мадонна Пезаро» дают ощущение движения и жизни в картине, что стало новаторским приёмом для того времени.

«Мадонна Пезаро», Тициан, масло на холсте, 1519–1526 гг., частная коллекция

Гвидо Рени (1575–1642)

Гвидо Рени популяризировал изображение фигуры, смотрящей в Небеса, которое впоследствии копировалось многими художниками. Считается, что он перенял многое у Рафаэля. Картины Гвидо Рени — воплощение театрализованного стиля художников эпохи барокко. Он использовал яркие, земные оттенки и часто создавал на картинах контрастное освещение.

Нестандартный художник, который не очень любил рисовать женщин, тем не менее, он был хорошо известен картинами с изображением Девы Марии. Одно из его самых знаменитых полотен — «Архангел Михаил, побеждающий Сатану».

Гвидо Рени, «Архангел Михаил, побеждающий Сатану», 1635. Рим.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770)

Придворный художник Джованни Баттиста Тьеполо завоевал репутацию одного из самых масштабных живописцев XVIII века. Переняв и творчески переосмыслив героический стиль Паоло Веронезе, Тьеполо создал свой уникальный почерк. Зрителям приходится задирать голову, чтобы рассмотреть его грандиозные по размерам полотна высоко в церквях и дворцах Италии.

В Вюрцбургской резиденции в Германии, которая была резиденцией епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау, можно увидеть одну из самых больших фресок в мире «Аллегория планет и континентов». Она была написана Тьеполо.

«Христос, несущий крест», Тьеполо, фреска, 449 см на 505 см, 1737–1738, Сант’Альвис, Венеция, Италия.

Антонио Канова (1757–1822)

Антонио Канова достиг вершины неоклассических идеалов, отточив до совершенства совершенный скульптурный стиль Древней Греции. Канова был одним из самых популярных скульпторов раннего Просвещения. Он обладал магической способностью превращать мрамор в плоть, запечатлевать человеческий дух в движении.

Среди его самых знаменитых работ — «Амур и Психея» и бронзовая статуя Наполеона в образе Марса.

«Танцовщица», Канова, мрамор, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Версия на английском<\p>

Источник: https://www.epochtimes.ru/vosem-italyanskih-hudozhnikov-kotorye-izmenili-mir-98919539/

Образ Иоанна Крестителя в иконописи и живописи

«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». (Описание по подлиннику Фартусова).

Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон игиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:

  • «Покайтеся приближибося царстие небесное»
  • «Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»
  • «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе».

Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:

  • Свиток в руках говорит о начале проповеди.
  • Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.
  • Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
  • Может быть заменена другой чашей, в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).
  • Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.
  • Горки, на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Мастерская Дионисия.
1502. Иоанн Предтеча

Иоанн Креститель (византийская икона, 14 в)

Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. икона 14 в. Великая Лавра на Афоне
Феофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIV
Андрей Рублев Святой Иоанн Креститель
Икона Крещение
Икона Св. Иоанна Предтечи Афон

В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох.

Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии.

Типичный пример подобного жеста можно найти на картине .

Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода кандрогинности и гомоэротизму.

Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-1308

Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473 – 1478


Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505


Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516

Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх.  1513-1516

Луис де Моралес. Иоанн Креститель, 1565


Рафаэль Мадонна с розой, 1518

Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519

Рафаэль Санти. Мадонна Альба, 1511

Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини, 1510

Рафаэль Санти. Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511


Рафаэль Санти. Мадонна дель Импанната, 1513-1514

Рафаэль Санти. Мадонна Диоталлеви, 1504

Рафаэль Санти. Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518

Рафаэль Санти. Проповедующий Иоанн Креститель, 1505

Рафаэль Санти. Святой Иоанн Креститель, 1516

Тициан Вечеллио. Иоанн Креститель, 1542

Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566

Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1577-79

Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель, 1553

Микела́нджело Меризи да Караваджо. Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608
Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1602
Микела́нджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1604
Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1610
Эль Греко. Иоанн Креститель, 1600-1605
Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660
Рени Гвидо. Иоанн Креститель. 1635-1640
Рени Гвидо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640
Бернардо Строцци. Святой Иоанн Креститель, 1620
Никола Пуссен. Иоанн. Креститель крестит людей, 1635
А. Иванов .Явление Христа народу 1836-1857 г
А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837—1857
Михаил Врубель. Иоанн Креститель, 1904

Источник

Источник: https://sretenie-portal.livejournal.com/51049.html

Искусство : Живописные впечатления: Легенда о «побежденном учителе»

Крещение Христа

Андреа дель Верроккио и Леонардо да Винчи   (~1470-1475) Дерево, темпера, масло.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Леонардо да Винчи сложился как художник в мастерской своего учителя – Андреа дель Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом.

Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда  не упоминал о своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

Будучи еще подмастерьем, Леонардо, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Первоначально заказ на картину “Крещение Христа” от одного из монастырей получил Андреа Вероккьо – скульптор и в то же время художник Тосканы. В работе художник руководствовался описаниями Крещения Христа в Евангелии (Матфей3.

3-17), но главным образом, в соответствии с ранними описаниями: Христос стоит в реке Иордан и Иоанн Креститель совершает крещение. Над ними парит голубь Святого Духа, выше руки Бога-Отца. Слева, один из двух ангелов держит одежду Христа.

На заднем плане пальма, дерево Рая, cимволизирует спасение и жизнь и как бы огораживает место. Ясные воды играют вокруг крутых утесов, на горизонте горы.

Правда, спустя долгие месяцы Андреа осознал, что никак не может завершить свою работу, и попросил помощи у своего ученика Леонардо да Винчи (из архивных текстов известно, что да Винчи завершал изображение некоторых элементов пейзажа и светловолосого ангела).

 «Верроккио поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И, хотя тот был юнцом, он выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккио». (Вазари-1550г)

Далее искусствовед Вазари добавляет, что учитель так был расстроен явным превосходством своего ученика над собой, что с тех пор не прикасался к кисти.

Нужно оговориться, что даже очевидцы иногда изобретают драматические коллизии, дабы придать нужную, по их мнению, остроту своему повествованию. Но дело не в том, бросил ли Верроккио писать или нет.

Дело в том, что ангел, созданный двадцатилетним Леонардо, носит в себе приметы новой живописи, еще невиданной по мягкости светотени, по обаятельности решения образа, по оригинальности и виртуозности рисунка. (И.Долгополов)

Конечно, не каждая деталь этой истории могла бы противостоять строгой экспертизе, однако, смелое утверждение, что Андреа дель Верроккио перестал рисовать после этого сотрудничество с учеником, возможно, не так неправдоподобно. Есть некоторые картины, которые могут быть приписаны Верроккио после картины “Крещения Христа”.

Возможно ли что мастер стоял в стороне, отдав рисовать часть большой картины ученику?
Новые исследования дают более точный ответ, чем простой анекдот, показывая, что ангел на левом краю картины, действительно, отличается по технике и стилю от других фигур.

Леонардо изобразил ангела, стоящего слева, но использовал не темперу, как учитель, а масляные краски, сохнущие дольше и позволяющие передать мягкую светотень, окутать образ легкой дымкой. Так родилась ставшая потом знаменитой леонардовская техника «сфумато».

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «портрет ольги в кресле»

Даже раньше исследователи уже указывали, что в положении становящегося на колени ангела, чувствуется движение: кажется, что он начинает вставать. Этот стиль типичен для Леонардо: поворот тела, направление головы, движение левого локтя, положении правой руки.

Кроме того, нежная штриховка тонов кожи лица ангела отчетливо отличается от более твердого стиля, обычного в работах Верроккио.

Ещё некоторые выводы могут быть сделаны на основании технических исследований: тело Христа было, очевидно, переделано маслом позже, штриховка кожи кажется более мягкой, чем на теле Иоанна Крестителя, нарисованного Верроккио с использованием немаслянных красок(tempera), пейзаж также имеет признаки того, что был переделан неоднократно более молодым живописцем.

Однако, если ангел в левом краю картины, переписанная фигуры Христа и часть пейзажа могут быть приписаны Леонардо, то полностью живопись алтаря и большинство деталей Андреа дель Верроккио выполнил сам.

Источник: https://nabiraem.ru/blogs/art/101143/

Картины Гвидо Рени

Это абсолютно великолепная картина Гвидо Рени — Святой Иосиф и Иисус. В Эрмитаже имеется 11 картин Гвидо Рени из которых лучшими могут считаться: «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Св. Закажите печать картин Гвидо Рени любого формата и размера, на ваш выбор.

Описание картины Гвидо Рени «Крещение Христа»

Популярность художника несколько уменьшилась в XIX веке. Беатриче Ченчи, Джакомо и их мачеха были казнены осенью 1599. фрески в равенском соборе. Он словно испытывает «ненасытную жажду античной красоты, подчиненной, однако, христианской морали» (Р. Память 22 ноября.

Только на острове Крит бык остановился и позволил девушке спуститься на землю. Наемный убийца (браво) зарезал старика Франческо в конце 1598. да Караваджо. Гвидо Рени нередко приходилось украшать росписями дворцы и соборы.

Андрея 1608 г. ), тремя фресками в Ватикане и относящейся к тому же 1609 г. знаменитой Авророй в казино Роспильози, фресками в домашней церкви Квиринала (1610 г. ) и несколькими фресками в капелле Боргезе в S. Maria Maggiore. Дело открылось и у обвиняемых под страшнейшими пытками были вырваны признания.

1 Странно именно то, что болонцы все переняли от предшественников, кроме главного – чисто технических приемов: картины их более почернели, нежели произведения непосредственных предшественников и даже художников, живших за 200, 300 лет до них.

Точно так же элемент примитивизма или какой-то романтики (недаром любимым его поэтом был Тассо) встречается у Альбани и в фигурах. В среднюю пору своего творчества Рени старался передавать более тёплое и нежное чувство и достигать красоты и грациозности, как, например, в «Авроре» палаццо Роспильози.

Это свойственно, например, такой его картине, как «Юность девы Марии» (1610-е), где Мария изображается в окружении других девушек, занимающихся обычным шитьем.

  • Гвидо Рени: жизнь и творчество художника
  • Итальянская живопись в и веках – Художники из Академии Караччи
  • Давид с головой Голиафа, Гвидо Рени, 1605
  • Картины и репродукции Гвидо Рени
  • Святой Себастьян – гомосексуализм и садомазохизм
  • Картины (живопись) : ГВИДО РЕНИ

В 1575 году в Италии родился талантливый художник Гвидо Рени. В XX веке из-за воображаемой «холодности», Рени, напротив, стали оценивать как живописца монотонного и приторного. Там же им написаны по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св.

Хотя большинство работ Рени было посвящено традиционным для раннего барокко эффектным и ярким сюжетам из античной и христианской мифологии («Оплакивание Христа» 1614-1618 «Аталанта и Гиппомен» около 1625), художник использовал лиричные трактовки многих образов, вводя в картины реальные бытовые мотивы, что делало его произведения более выразительными и привлекательными. Из его картин, кроме вышеупомянутых, наибольшей известностью пользуются: «Подвиги Геркулеса» (находится в луврском музее), «Се человек» (в Дрезденской галерее), «Клеопатра» (в палаццо Питти, во Флоренции), собственный портрет (в капитолийском музее) и женский портрет (в мадридском музее).

Цецилия, христианская святая католической церкви, жила в первой половине III века. Антоний и Павел отшельники». Петра» и знаменитый плафон «Аврора» в палаццо Роспильози.

Картины позднего Рени — «Аталанта и Гиппомен», «Венера и Амур», «Туалет Венеры» — поражают филигранностью исполнения и бесконечной грацией в движениях героев. Бенедикт в пустыне». Красавица Беатриче Ченчи родилась в 1577 году.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Область основной боковой панели
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Итальянский художник Гвидо Рени

Так, в эрмитажной картине «Юность девы Марии» (1610) он изображает Марию среди занятых шитьем миловидных девушек. Рени трудился над украшением капеллы св. К изнеженной и экзальтированной грации добавляется оттенок сентиментального благочестия.

В поздние годы его манера стала более тонкой, ускользающей колористическая гамма сократилась до немногих цветов и сделалась почти прозрачной, подобной дуновению, в котором смешались красота и меланхолия усиливается идеализация образов, увеличивается экзальтированность изящных фигур его персонажей их сентиментально-красивые лица с устремленными к небу глазами приобретают выражение благочестивости.

Некоторые его сопоставления желтых, синих и ярко-красных тонов коробят. Самое значительное произведение такого рода было создано художником в Риме. проживающего уже несколько лет на территории Италии. Петра» сейчас располагается в галерее Ватикана, а известный плафон «Аврора» до сих пор можно увидеть в палаццо Роспильози.

Святая Цецилия считается покровительницей духовной музыки. Но если у Карраччи весь плафон служит громадным живописным полотном, единым театром, в мощном порыве вместившим все действие сразу, то Рени использует сочетание отдельных картин, предвещая декоративные принципы классицистов XVIII века.

Однако броская манера Рени выдает в нем тягу к идеалам барокко. Ни того, ни другого отношения Гвидо не заслуживает. Гвидо посещал академию до 1598 года, пока не поссорился с профессором Карраччи. Одной из самых известных картин мастера считается «Похищение Европы» (The Rape of Europa).

Наконец, встречающиеся в его картинах постройки – опять-таки верх грации и изящества.

Это двойное влияние особенно характерно для ранних работ живописца («Мадонна на троне с тремя святыми»). В 1622г. К этому плану присоединились ее мачеха и брат, Джакомо Ченчи.

В 1596 году Рени отправился в Рим, там он занялся основательным изучением произведений Рафаэля. Затем Гвидо перешел в школу Лодовико Карраччи, а из неё – к Феррантини, чтобы усвоить технику фресковой живописи.

В итоге Европа родила Зевсу троих сыновей.

Кусочек ярко-синего залива на фоне алой и желтой зари в Авроре, пустынная долина позади Самсона (Болонская Пинакотека), Иерусалим среди равнины под грозовым небом в Распятии (там же), несколько легких силуэтов деревьев позади шествия св.

Гвидо Рени (1575 – 1642) родился в Кальвенцано, Эмилия-Романья, 4 ноября 1575. Дальнейшие работы Рени: «Рай» для церкви С. -Доменико, «Вознесение» для церкви С.

-Амброджио (в Болонье), «Распятие» для капуцинской церкви в Генуе (находится в болонской пинакотеке), «Собирание небесной манны» и др.

Написанная по заказу кардинала Боргезе картина «Распятие св. Вернувшись в родную Болонью Рени пишет «Избиение младенцев». «Академия для тех, кто делает успехи» была основана в 1582 году и является одной из первых в Италии.

Родился Гвидо Рени 4 ноября 1575 года в Больнье в семье музыкантов. Картины Гвидо Рени, написанные в Риме поражают возвышенностью человеческого духа.

Лонги). По своему духовному и культурному складу это характерный декадент. Андрея, ведомого на мученическую смерть (фреска в S.

Gregorio Magno в Риме), морской берег в Ариадне (Академия Сан-Лука там же) – вот, пожалуй и все, что можно назвать из пейзажных фонов в колоссальном творении этого продуктивного художника.

Папа Пасхалий I в 821 году положил ее останки в склепе церкви святой Цецилии в Риме.

К числу произведений Рени в том же роде относится, сверх «Избиения младенцев», о котором упомянуто выше, картина берлинского музея «Св. Его поздние мифологические и религиозные композиции приобретают мягкий серебристый тон, в образах усиливаются черты идеализации.

По возвращении Рени на родину из-под его кисти вышло «Избиение младенцев» (находится в болонской пинакотеке). Младший их брат был помилован, но имущество их папа все-таки конфисковал. О влиянии Караваджо свидетельствует прием контрастности света и тени в картине «Мечения апостола Петра» (1605).

Под конец своей жизни он предался игре, страсть к которой мало-помалу погубила его талант.

Поссорившись из-за денежных расчетов с казначеем папы, Гвидо удалился на время на родину (в этот период им, между прочим, создано Избиение младенцев, в Пинакотеке), но уже в 1613 г. мастер снова приглашен к папскому двору, где он был встречен самым торжественным образом.

Натуралистическое стремление Рени особенно ярко выразилось в ватиканском «Распятии», по своей концепции и по типам фигур очень схожем с изображениями пыток, обычными у итальянских художников того времени.

Также в болонскую школу входили Людовико Карраччи, Денис Калверт, Лавиния Фонтана, Доменикино и другие.

Даже можно сказать, что в XVII и в XVIII в. фресковая техника пошла вперед и достигла предела своего великолепия в творчестве Джордано, Бачиччии и Тиеполо. 2 Guido Reni, сын музыканта Даниеле Рени, родился в Кальваццано, близ Болоньи, 4 ноября 1575 г.

ученик Дениса Кальверта, а затем Академии братьев Караччи, отношения с которыми у Рени, по выступлении его в 1591 г. конкурентом Лодовико на конкурсе по украшению Palazzo Publico (по случаю въезда Климента VIII) испортились, что, впрочем, не помешало Гвидо принять позже участие в росписи дворика S.

Michеle in Bosco (1605 г. ), порученной Лодовико Караччи. Это фреска «Аврора» на плафоне палаццо Роспильози-Паллавичини, к работе над которой он приступил под впечатлением палаццо Фарнезе. Среди художников, бравших творчество Рени за образец, — Луиджи Муссини.

При этом художнику не были чужды и более интимные, лиричные трактовки образов.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/kartiny-gvido-reni/

Ссылка на основную публикацию