Описание картины ильи глазунова «голгофа»

Великая Пятница на картинах Ивана Глазунова и Василия Верещагина — Православный журнал «Фома»

Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем.

Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».

Великая Пятница  на картине «Распни его!» современного русского художника Ивана Глазунова и полотне «Ночь на Голгофе» русского живописца второй половины XIX века Василия Верещагина.

В Великую Пятницу Церковь вспоминает осуждение Христа на смерть и Его распятие. Схватив Спасителя в Гефсиманском саду, воины повели Его на суд членов синедриона — высшего судебного органа Древней Иудеи, в который входили первосвященники и книжники (знатоки Закона).

Но судьям нужны были формальные свидетели, способные подтвердить, что Иисус призывал народ не соблюдать иудейский Закон. Однако убедительных доказательств этому не нашлось.

 Наконец, потеряв терпение, первосвященник Каиафа, в доме которого проходило это судилище, воскликнул: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф 26:63).

Иван Глазунов. Распни Его

Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф 26:64–66).

Но чтобы привести приговор в исполнение, его должен был утвердить римский наместник (прокуратор) провинции Иудея — Понтий Пилат. Тот же, не видя явных доказательств вины осужденного и узнав, что Иисус родом из Галилеи, отправил Его на суд к галилейскому правителю Ироду Антипе. Однако и он не нашел причины для казни.

Но первосвященники настаивали, настроив против Пилата и Христа жителей Иерусалима. Пытаясь усмирить толпу, прокуратор предложил народу самому сделать выбор, кого помиловать по случаю праздника Пасхи: Христа или также осужденного на казнь отъявленного разбойника Варавву.

 И толпа выбрала Варавву, а Иисуса потребовала распять.

Василий Верещагин. Ночь на Голгофе

Тогда Пилат утвердил приговор, и римские воины повели Христа к месту казни. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его.

И была надпись вины Его: Царь Иудейский (Мк 15:21–26).

На картине Ивана Глазунова «Распни его!» запечатлен момент предания Христа на смертную казнь.

1

Христос в багрянице — символе царской одежды — и терновом венце. Перед вынесением Иисусу окончательного приговора римские воины издевательски сплели для Него венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам (щекам. – Прим. ред.) (Ин 19:2–3).

2

Брошенная пальмовая ветвь. За пять дней до казни, когда Христа восторженно встречали в Иерусалиме пальмовыми ветвями как царя-победителя, та же толпа ликующе кричала: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9).

3

Пилат, который показывает народу уже избитого (иными словами, как бы наказанного) Христа, говоря «се Человек!», то есть утверждая, что Он не царь, а значит, невиновен. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся (Ин 19:6–8).

 После этого Пилат, заподозрив, что дело этого обвиняемого сложнее, чем ему представили иудеи, увел Иисуса в преторию (свою резиденцию) и попытался выяснить, откуда Он на самом деле. Но Тот не ответил.

Свиток в руках Пилата — письмо его жены Клавдии Прокулы, в котором она просит не предавать Христа смерти: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф 27:19).

 Оно еще больше укрепило уверенность прокуратора в том, что Христа нужно отпустить.

 Но подстрекаемая первосвященниками толпа кричала: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин 19:12), правителю Римской империи, и прокуратор уступил, опасаясь, как бы его не обвинили в попустительстве государственному преступнику.

4

Сотник (центурион) Лонгин. Именно он руководил казнью и отрядом воинов, следивших, чтобы распятых не сняли с креста. Обычно от такой казни умирали в течение нескольких дней, но Христос уже через несколько часов «испустил дух».

 Чтобы удостовериться в Его смерти, сотник, по свидетельству присутствовавшего при этом евангелиста Иоанна, копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34).

А другой евангелист добавляет: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий (Мф 27:54). По преданию, после воскресения Спасителя Лонгин проповедовал христианство и принял за это мученическую смерть.

5

Слуга, держащий книгу со сводом законов. Пилат знал, что по римским юридическим нормам Христос невиновен, и хотел доказать это иудеям.

6

Иудеи, кричащие «Распни его!». Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:23–25).

7

Иудей, опускающий большой палец вниз — отсылка художника к гладиаторским боям, во время которых император позволял толпе решать участь проигравшего. Если люди поднимали большие пальцы, гладиатор оставался жив, если опускали — его убивали.

8

Саддукей — представитель влиятельной религиозной партии в Древней Иудеи. Саддукеи, в отличие от фарисеев, признавали только законы, данные в Пятикнижии (Торе), отвергая все иные иудейские обычаи. Они считались самыми непримиримыми врагами Христа.

9

Римские воины, пытающиеся усмирить разъяренную толпу. Возможно, Пилат предал Христа на распятие еще и потому, что боялся бунта.

10

Претория — служебная резиденция римского наместника Иудеи, в которой проходил суд Пилат над Христом. Захватив Иерусалим в 63 году до нашей эры, римляне построили в северо-западной части города крепость.

В ней располагался римский гарнизон, здесь же на время иудейских праздников, чтобы лично следить за порядком, останавливался прокуратор.

В обычное же время он жил в городе Кесария Палестинская, расположенном на берегу Средиземного моря.

11

Штандарт с изображением римской богини плодородия Цереры — символ власти прокуратора.

На картине Василия Верещагина «Ночь на Голгофе», которая хранится в Третьяковской галерее, запечатлена погребальная процессия с телом Христа. 

В Церкви этот момент воспроизводится на богослужении вечером Великой Пятницы, когда верующие троекратно обходят храм с плащаницей — большой иконой умершего Спасителя.

1

Тело Христа несут Никодим и Иосиф Аримафейский, который дерзнул попросить у Пилата разрешения забрать его, чтобы похоронить. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу (Мк 15:44–45).

2

Иосиф Аримафейский был иудейским старейшиной и членом синедриона, однако в суде над Спасителем не участвовал. Он сам был тайным учеником Христа, и тело Спасителя положили именно в его новую гробницу.

3

Апостол Иоанн Богослов. Он единственный из апостолов, который был со Спасителем во время распятия, пока остальные в страхе разбежались.

Перед самой смертью Господь соединил его судьбу с судьбой Своей Матери: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26–27).

4

Никодим — еще один член синедриона и тайный ученик Христа. Его разговору со Спасителем о том, зачем Он пришел в этот мир, евангелист Иоанн посвятил почти целую главу (Ин 3:1–21).

Никодим, выступая на собраниях фарисеев — сам будучи одним из них, — вступался за Христа (Ин 7:50–53).

 И именно он принес на погребение Учителя состав из смирны и алоя, литр около ста(Ин 19:39), которым обычно помазывали тела только очень богатых людей.

5

Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, которые будут приготавливать тело Христа к погребению.

6

Скорбящая Мария. В Евангелии почти не говорится о том, какие чувства испытала Богородица, видя своего Сына на кресте. Лишь евангелист Лука, повествуя о Сретении Господнем, когда Его на 40-й день после рождения принесли в Иерусалимский храм, приводит обращенные к ней пророческие слова праведного Симеона: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2:35).

7

Разбойник, распятый по левую руку от Спасителя (вместе с Ним распяли двух преступников). И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен (Мк 15:28). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). В Церкви его принято называть безумным разбойником, хотя предание сохранило и его имя — Гестас.

8

Крест, на котором распяли Христа. Распятие считалось самым позорным и мучительным видом казни. К нему приговаривали самых отъявленных злодеев, да и то, если они не были римскими гражданами. Обычно распятый долго и мучительно умирал от удушья и истощения.

Читайте также:  Описание картины жана беро «виктория»

9

Благоразумный разбойник. По преданию звали его Дисмас.

Услышав, как безумный разбойник ругается на Христа, он сказал ему: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41).

А затем обратился к Спасителю: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42–43).

Когда Христос умер, воины перебили голени двум другим распятым (что привело к мгновенной смерти): об этом члены синедриона специально просили Пилата, сообразив, что, поторопившись расправиться с Иисусом, загнали себя в ловушку — ведь наступала иудейская Пасха, которую нельзя было осквернять казнью.

10

Распятие Христа сопровождалось природными катаклизмами: солнце померкло и сделалась тьма по всей земле (Лк 23:44).

В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк 15:34–37). А в сам момент смерти Христа произошло землетрясение, настолько сильное, что камни расселись (Мф 27:51).

11

Потерянная кем-то накидка. Когда Христа распяли, собравшиеся поглазеть на зрелище злословили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:40–43).

Однако увидев, как реагирует на смерть Христа сама природа, люди в ужасе бросились по домам, бия себя в грудь (Лк 23:48). Они поняли, что предали на смерть Праведника.

Источник: https://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kartinah-ivana-glazunova-vasiliya-vereshhagina.html

Илья Глазунов. Избранные картины

Илья Глазунов. Несение креста. Холст,масло.

Вклад народов СССР в мировую культуру ицивилизацию 1980 Холст, масло.

  250 на 500
Предложение ЮНЕСКО  русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого международного признания его творчества.

Но как решить столь сложную проблему — в одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих территорию бывшей Российской империи, а тогда СССР, раскинувшейся на шестой части Земли? Как известно, по решению ЮНЕСКО ежегодно отмечаются юбилейные даты, связанные с именами наиболее выдающихся творцов мировой цивилизации. И художник, представив узнаваемые хрестоматийные образы великих ученых, деятелей литературы и искусства разных национальностей, а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена, создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия.Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: «Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости».Международная критика отметила необычность колорита, смелость решения и поистине новаторскую подачу столь трудного по выражению содержания.Французские критики отметили, что ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.

Великий эксперимент. 1990. Холст, масло. 250 х 500.

Мистерия XX века. 1999. Холст, масло. 300 х 800. Картину «Мистерия XX века» по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы.

ее первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма.

Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.

Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду!

Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников «Мистерию XX века», несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку.

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/13925616/

Илья Глазунов: «Я с радостью уничтожал унылую советчину, пахнувшую 1937 годом». Фото

Когда решили возродить Кремль, объявили конкурс, и Павел Павлович [Бородин — управляющий делами президента Российской федерации с 1993 по 2000 годы] обратился ко мне. Я сделал эскизы. Часть эскизов вы можете видеть и в книге «Кремль», она издана, и в моих монографиях.

Помню, мне Бородин позвонил и сказал: «Сергеевич, поздравляю!» Я говорю: «С чем, Павел Павлович?» — «Борис Николаевич шел мимо форэскизов разных авторов и говорил: дерьмо, дерьмо, а потом: О! А я про себя думаю: молодец Сергеевич».

И вышло так, что это мои эскизы все были, они были безымянные.

Я не люблю все, что сделано после 1917 года, потому что наши культурные традиции были прерваны. Я действительно снес бы без всякого сожаления эту уродливую стеклянную коробку, построенную при Хрущеве, именуемую Кремлевским дворцом.

Помню, когда нам поставили задачу переделать 14-й корпус [Кремля], все ликовали, потому что задача была очень необычная, для меня лично радостная — истребить обкомовский дух в кремлевском здании. Дух — это что значит? Были панелями обиты стены, столы конторские тяжелые.

Но я с радостью уничтожал унылую советчину, пахнувшую 1937 годом.

Когда я победил на конкурсе, я, учитывая опыт 14-го корпуса, попросил Павла Павловича выпустить приказ №1 — мне надоело сражаться с архитекторами, которые не думали, как я, и всячески пытались исказить мой творческий замысел — что без моего разрешения гвоздя вбито не будет. Я не буду говорить, как ничтожно мало мне за все это заплатили… Я лучше скажу, что иногда и даром можно работать за великую честь участвовать в этом возрождении Кремля, сердца России, поэтому я нисколько не жалею, хотя отдал этому шесть лет своей жизни.

Борис Николаевич Ельцин еще хотел, чтобы я в одном из залов повесил свои работы. Среди которых была «Голгофа», «Иван Грозный» и «Два князя».

Но перед торжественным открытием пришла Наина Иосифовна и сказала: «Попросите Илью Сергеевича эту картину на пейзаж заменить, что же Иван Грозный рубит голову? Это будут намеки на Бориса Николаевича». Также она попросила заменить на пейзаж и мою работу «Христос на Голгофе».

Мне передали, что она сказала: «Ну что же это такое, Христос в красном. Многие могут подумать очень мрачно, что это Россия на Голгофе». И картины были убраны, заменены на пейзажи.

Когда у меня был юбилей, приехал Владимир Владимирович. Для меня было большой радостью видеть, с каким вниманием он рассматривал многие мои картины.

Задержался у «Вечной России», глядя на изображение Льва Толстого, обсуждали «о непротивлении злу силою» и многое другое в русской истории. Мне было очень интересно.

А когда на третьем этаже он проходил мимо моей картины «Князь Олег и Игорь», на секунду остановился и спросил: «А меч не короток?»

Источник: http://www.forbes.ru/forbeslife/347599-ilya-glazunov-ya-s-radostyu-unichtozhal-unyluyu-sovetchinu-pahnuvshuyu-1937-godom

Валентин Новиков — Илья Глазунов. Русский гений

Антихристову мораль исповедовали не только эти отъявленные головорезы, сделавшие убийство своим ремеслом. Но и те, кому в руки отдано было насаждение нового просвещения.

Вот что провозглашал погромщик русской культуры Луначарский: «Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами. Они проявляют любовь к ближнему и сострадание… Долой любовь к ближнему! То, что нам нужно, – это ненависть.

Мы должны уметь ненавидеть; только тогда мы можем победить вселенную».

Все эти погромщики и расстрельщики, как и большинство других главарей коминтерновской банды, завоевавшей, по словам их главного предводителя – Ленина, Россию, были не только идейными последователями, но и единоплеменниками Маркса. Конечно же, прав художник, говоря, что у сатанистов нет национальности, что революцию делали выродки разных народов.

Но как же относиться тогда к многочисленным назойливым заявлениям очень уж многих представителей Марксова племени вроде следующего «Сыны Израиля! Час нашей конечной победы близок. Мы стоим накануне мирового господства.

То, о чем ранее мы могли лишь мечтать, теперь превращается в действительность… Мы совершили все, чтобы подчинить русский народ еврейскому могуществу и заставить его, наконец, стать перед нами на колени…» Издавна повторяемые в разных вариациях, настойчиво звучащие и сегодня, не дают ли подобные заявления повод иным людям к серьезному осмыслению предсмертного пророчества духовного философа Константина Леонтьева и пророчеств известных церковных иерархов, что «антихрист должен быть еврей»?

Читайте также:  Описание картины алексея денисова-уральского «лесной пожар»

Но возвратимся снова к картине. Происходящее в храме трагическое действо свершается на фоне евангельских сюжетов, запечатленных на стенах оскверняемого храма. Слева – огромная сцена Страшного суда.

Здесь мы видим Иуду, сидящего на коленях у сатаны; руку, взвешивающую на весах дурные и добрые дела; фигуру человека, привязанного к столбу, которого не берет ни рай, ни ад, ибо он, по равнодушию своему, не совершил ни добра, ни зла; далее – сцены воскрешения Лазаря, суда над Христом, представшим перед Понтием Пилатом, просветляющий образ Воскресения Господня…

Земное в картине перекликается с небесным, и эта перекличка заставляет глубже вдуматься в происходящее, соотнести прошлое с нашими днями, задуматься о будущем. Нынешнее время ведь тоже ознаменовано ожиданием пришествия антихриста. Каким может быть его облик? Не проглядываются ли его черты в нашей действительности? Проглядываются, да еще и как.

Причем в поразительной схожести с теми, которые особенно отчетливо привиделись многим в период октябрьского переворота. Сейчас уже не вызывает удивления, что на страницах разных изданий устойчивое место занял термин «оккупация России», осуществленная лицами, которые у всех на слуху.

Что страна находится в таком положении – темпы сокращения населения «каждый год – шесть Хиросим».

Беды, постигшие Россию в конце XX века, всем известны. И самое ужасное – не материальные лишения, на которые обречен народ, а пытки нравственные, которым он подвержен со всех сторон. Да, сейчас не взрывают, как прежде, храмы, а напротив – восстанавливают.

Но как бы под снисходительно-издевательским попущением: хотите восстанавливать и строить свои храмы – делайте; хотите даже восстановить монархию – дадим вам монарха. Но все это вы получите из наших рук.

А в это время в расплодившихся сатанинских сектах приносятся кровавые человеческие жертвы, в манеже совершается кощунственное глумление над православными святынями, подобное тому как когда-то Мейерхольд, изображавший в своих спектаклях русских безобразными дикарями, погрязшими в свинстве, топтал на репетиции икону ногами, показывая, как это надо делать на публичном представлении. Чудовищное по цинизму глумление свершается в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Потомки психически ненормальных детоубийц типа Гайдара, разворовавшие страну, ограбившие стариков и лишившие русских детей перспективы, называют тех, кто сопротивляется невиданному в истории геноциду, харями. Открыто проповедуется ненависть к русскому народу.

Итак, картина Глазунова заставляет задуматься о прошлом, которое отражается в ней новыми гранями; обращена к настоящему, в котором мы живем, и к тревожному будущему.

Пришел ли срок исполнения мрачных прогнозов о пришествии того, чей жуткий облик все настойчивее заявляет о себе? Еще апостол Павел предостерегал, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих…».

«Удерживающий теперь» – вот одно из опорных понятий, составляющих тайну не только нашего времени. В разные эпохи ее разгадывали по-своему. Известный православному миру Феофан Затворник считал удерживающим началом царскую власть.

«Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, тогда антихристу откроется простор для действования».

Но другим удерживающим явлением считалось и то, что «еще не взяли перевес неверие и нечестие, еще много веры и добра в роде человеческом».

И в том, что такое состояние человеческого рода сохранилось до наших дней, – немалая заслуга Глазунова. Практически каждый день его жизни – подвиг служения России.

Это выражается не только в его творчестве, но и в педагогическом деле. У него замечательные ученики, его последователи.

В созданной им Российской академии живописи, ваяния и зодчества молодым талантам предоставлены все условия для творческой работы.

И эта картина не является его лебединой песней. «В моей душе живут стаи не выпущенных лебедей, – как-то сказал он, – и я только начинаю реализовывать свои новые замыслы». Да, он не подвержен губительному для многих натиску времени. Без малого полвека его голос звучит набатом, пробуждая наше национальное самосознание, поднимая с колен.

Со свойственной ему энергией он продолжает творить, несет свет добра, истинной духовности, безграничной любви к Родине, которые так необходимы нашему больному обществу. Поистине, такая энергия дается человеку от Бога, когда его труды направлены на благое дело.

И каждая новая его картина, создаваемая будто рукой ангела, открывает новые духовные дали, обогащая наши представления о божьем мире и о самих себе.

К историко-философскому циклу близки работы художника евангельской тематики. Трогающие проникновенной трактовкой образа Христа Спасителя, говорящего о глубоком православном чувстве художника, они обогатили религиозную живопись России и Европы.

Естественно, что его творчество, у которого, по фискальному выражению советской критики, едва ли не в каждой картине подозрительно просматривался лик Христа, вызывало озлобление видевших в нем подрывателя основ, равно как и жгучую ненависть приверженцев авангарда. А с другой стороны – оно обретало еще большую популярность и любовь в стране и за ее пределами.

И действительно, образ Христа часто присутствует на полотнах Глазунова. Именно к Нему, как и у Достоевского, направлено духовное движение героев, ищущих и находящих в Нем ответы на «проклятые» вопросы жизни.

И если говорить о корневых проблемах русского национального самосознания, звучащих в творчестве Глазунова, то и здесь без Него, как высшего идеала, никак не обойтись, ибо русский народ, по Федору Михайловичу Достоевскому, это народ-Богоносец.

Сергей Булгаков, анализируя роман Достоевского «Бесы», заключает, что все им написанные книги в сущности – о Христе, «любимом и желанном русской душою». Мы с основанием можем сказать то же самое и о творчестве Глазунова. Касается ли это признанных классическими иллюстраций к книгам Достоевского или любого другого произведения классики.

И размышляя об отношениях Христа и бесов (по Евангелию), С. Булгаков приводит то место, где говорится, что Он мучит Собою духов зла и ими одержимых. Точно так же мучит собою и художник своих критических бесов.

Образ Христа в картинах Глазунова – это воплощение высшего идеала, к которому должно быть направлено духовное движение народа. В самые тяжелые времена коммунистического засилья художник неустанно напоминал о боге в душе, о спасительном значении православия, как это делал его великий предшественник Ф.

Достоевский в своих произведениях: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он видит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во Имя Христово. Вот наш русский социализм!.. Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего.

Мало того, тот не может и любить народа русского…»

В романе «Идиот» описывается, какое тяжелое впечатление произвела на князя Мышкина копия картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос», где Спаситель изображен таким, что трудно поверить в Его Воскресение.

Такая картина рождает мысль, что миром правит «темная, наглая и бессмысленная сила, которой все подчинено».

В картине Глазунова «Голгофа», входящей в цикл иллюстрации к «Братьям Карамазовым», Христос изображен в кровавом рубище и терновом венце, несущим крест, на котором будет распят, но исполненным свечением внутренней силы, предвещающим победу над смертью, торжеством грядущего Воскресения, одоления тьмы. Сила эмоционального воздействия этого образа, достойного занять место в ряду лучших классических произведений, необычайно велика, ибо идея жертвенности во имя высших целей, особенно ярко проявляющаяся в переломные моменты истории, всегда жива в народном сердце.

Глубочайшим проникновением в суть извечного конфликта добра и зла отличается картина «Великий инквизитор» (также входящая в цикл иллюстраций к «Братьям Карамазовым»), раскрывающая драматизм столкновения Христа и Великого инквизитора.

Источник: https://profilib.org/chtenie/43620/valentin-novikov-ilya-glazunov-russkiy-geniy-38.php

Глазунов, Илья Сергеевич. Био от Русские художники

Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер “Золотой медали Пикассо” награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Илья́ Серге́евич Глазуно́в — народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», монархист.

Илья́ Серге́евич Глазуно́в — народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», монархист.
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна.

Читайте также:  Описание картины константина васильева «князь игорь»

Пережил блокаду Ленинграда. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женится на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (изображение отступающей советской армии), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ.

В 1981 году — организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

С 1987 года — ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества

Семья

Вдовец. Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933—1986). Сын — Глазунов Иван Ильич, художник.

Дочь — Вера Ильинична Глазунова.

Искусство Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет (1988). Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине (циклы «Русь», 1956, «Поле Куликово», 1980 и др.) Автор серии работ на темы основных произведений Ф. М.

Достоевского Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж). Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» (см. С.Перевезенцев. «Россия. Великая судьба». — М. — 2005 — с.38.

) Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов).

Автор серии работ «Чили» и «Аргентина». Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.

) Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.

Триптих «Легенда о Великом Инквизиторе».

Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Великий Инквизитор. Левая часть триптиха. Голгофа. Центральная часть триптиха. Достоевский. Ночь. Правая часть триптиха.

Великий Инквизитор. Притча из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Общественная деятельность В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован. В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города.

Вместе с единомышленниками создал альбом, посвященный «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС.

Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.

Политические взгляды

Илья Глазунов — сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.

Звания, награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»: Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Орден Трудового Красного Знамени (1985) Народный художник СССР (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997) — за реставрацию Московского Кремля. За большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования награждён знаком отличия «За заслуги перед Москвой» Орден преподобного Андрея Рублева I степени РПЦ (4 декабря 2010 г.

) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения. Почетный член Историко-патриотического Объединения «Русское Знамя» (1989) Бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997). «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999).

Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру». Действительный член Российской академии художеств (2000). Интересные факты

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил галерею художника Глазунова и поздравил его с 79-летием.

Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил «хороший глазомер» главы правительства. ссылка

Источник: https://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/tribune/112591

Отошел ко Господу православный художник Павел Рыженко

Утром, 16 июля 2014 года, на 44-м году жизни скоропостижно скончался (инсульт) замечательный православный художник,  заслуженный художник РФ, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова Павел Рыженко. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в управлении культуры Министерства обороны.

Панихида по Павлу Рыженко состоится в воскресенье (22 июля) в 12:00 в Храме Всех Святых в Красном селе, по адресу: г. Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7. Похороны пройдут в тот же день под Калугой, на Ждамировском кладбище (деревня Ждамирово) в 17:00.
Также сообщается, что 25 июля на выставке Павла Рыженко в Калуга EXPO Конгресс, по адресу г.

Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а состоится вечер памяти Художника.

Павел Рыженко

Павел Рыженко родился в 1970 году в Калуге. В 1982 году поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова, а по ее окончании в 1990 году — в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова.

С 1999 года преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества на кафедре композиции. В 2007 году Павел Рыженко начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. В 2012 году Рыженко было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

В последние годы Павел Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, прп. Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II. За годы работы в студии им было создано порядка шести масштабных диорам, не раз показанных широкой публике.

«Молитва», 2001 г.

«Прощание с конвоем» (№1 из Триптиха «Царская Голгофа»), 2004 г.

«Александровский дворец» (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение), 2004 г.

«Ипатьевский дом. Расстрел» (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2), 2004 г.

«Муравейник» (№3 из Триптиха «Покаяние»), 2004 г.

«Благословение Сергия», 2005 г.

«Ослябя», 2005 г.

«Молитва Пересвета», 2005 г. (другое название картины – «Молитва перед боем»)

«Победа Пересвета», 2005 г.

«Поле Куликово», 2005 г.

«Царский Указ. Малюта Скуратов», 2005 г.

«Преподобный Серафим», 2006 г.

«Страшный суд», 2007 г.

«Выбор веры. Святой мученик Георгий Победоносец»

«Патриарх Алексий II»

«Сергий», 2013 г.

Творчество Павла Рыженко глубоко патриотично. Автор десятков монументальных полотен на темы русской истории, на своем официальном сайте писал о своих картинах так: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом».

Диорама «Стояние на Угре», последняя работа мастера, была создана для Калужской Свято-Тихоновой пустыни, ее открытие планируется в сентябре 2014 года.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1183680

Ссылка на основную публикацию