Описание картины Ивана Крамского «Портрет И. Е. Репина»
Художник Крамской был выдающимся портретистом. Секрет его успеха был в том, что он стремился запечатлеть не только внешнее сходство, но также раскрыть, угадать и передать скрытые, глубинные черты индивидуальности.
Также Иван Николаевич придавал своим работам личное отношение к изображаемому человеку, давал субъективную оценку его натуре. В действительности тонкое психологическое видение редко подводило мастера. Тесное знакомство с Репиным, их частая переписка создала предпосылки для того, чтобы сделать из простого портера зерцало души.
Крамской видел в своем единомышленнике возвышенность мыслей и чувств, большой ум и чуткость. Ему удалось изобразить благородный облик художника без прикрас и без помощи собственного додумывания. Он видел ее так же четко, как видел интеллигентные черты лица живописца. Автор писал не просто человека, а некий этический идеал, которым и считал дорогого друга.
Репин изображен стоя по пояс. Вьющиеся русые волосы красиво обрамляют лицо. Его губы под усами остаются неподвижными, но глаза будто бы улыбаются. Взгляд художника мягкий и дружелюбный.
Создается впечатление, будто не зритель смотрит на героя портрета, а герой на зрителя. При этом он знает, какой-то секрет и ласково улыбается этому про себя.
Наверное, так отражается ощущение теплой дружбы и согласия, царившие между творцами.
Гамма оттенков полотна преимущественно темная. Это черные, серые, темно-коричневые цвета, дополняющие друг друга. Светлые краски используются только для написания кожи и белоснежного воротничка рубашки.
Физического сходства художник кропотливо достигал путем тщательного прописания рельефа головы, формы лица, а также искусного приема светотени – мягкого и более выраженного контраста, полутонов и плавных переходов светлых и темных оттенков.
Современники свидетельствовали о редкостном сходстве графических портретов Крамского с моделью. Художник достигал этого благодаря точному рисунку, тщательно проработанному рельефу головы и лица, лепке формы светотенью — контрастами, полутонами, еле уловимыми переходами светлого и темного.
Особенно наглядно проявилось органично присущее Крамскому свойство — он умеет увидеть в изображаемом человеке возвышенное, благородное, даже героическое, но не привнесенное со стороны, сочиненное и надуманное.
Достижением физического сходства далеко не исчерпывается задача художника-портретиста. Крамской утверждал необходимость того, чтобы в портрете была выражена „мысль“ художника об изображаемом человеке, авторское суждение о нем.
Поэтому в лучших произведениях Крамского вдумчивое длительное изучение модели, создание художником концепции образа портретируемого предшествовало работе на холсте.
Крамской стремился к выявлению сложной духовной жизни человека, к раскрытию наиболее существенных, глубинных, не лежащих на поверхности свойств личности портретируемого.
Главное для него — выражение этического идеала
Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-kramskogo-portret-i-e-repina/
Штрихи к портрету: 10 веселых и грустных историй об Айвазовском
Он устроил хаос в Ватикане, был принят в Петербурге за маляра, не верил в существование земли без моря, рисовал этикетки для шампанского, кружил головы великолепным женщинам и был почитаем крымским Робин Гудом. Жизнь Ивана Айвазовского порой кипела, как волны на его картинах.
У Айвазовского имелись свои представления о географии, и такой абсурд как суша без моря в них не укладывался. В восьмилетнем возрасте услышав от отца, что есть такие места, где одна земля, а моря вообще нет, категорически отказался верить в реальность эдакого кошмара.
Быть такого не может по трем причинам: а) потому что не может быть никогда; б) а корабли как же тогда передвигаться будут? Кораблю без моря никак! в) и еще важнее — человеку в этом всём как жить? Человеку без моря тем более никак…
Когда Ованес Гайвазовский вырос и стал именоваться Иваном Айвазовским, он побывал и сам в тех краях, где сплошь земля, а моря нет: учился в Петербурге, странствовал по заграницам, путешествовал степными районами Украины. Но своему правилу «человеку без моря — никак» не изменил, бросил всё и уехал в Феодосию.
В Италии Айвазовский создал такой «Хаос», что даже Папа Римский оказался впечатлен. Речь о великолепном полотне в нехарактерном для Айвазовского мистическом жанре. Вдохновившись библейской строкой «и Дух Божий носился над водою», он воплотил ее на холсте. Картину пожелал приобрести Папа Римский Григорий XVI.
Не один день мастерскую Айвазовского посещали бесконечные процессии, состоящие из прелатов, кардиналов и прочих высокопоставленных особ. Не замеченные до той поры в особом пристрастии к русскому искусству, все эти комиссии не смогли отыскать в работе изъяны, которые бы сделали ее недостойной галереи Ватикана.
Папа приобрел картину, а Айвазовского наградил Золотой медалью, что утвердило его славу как чудотворца кисти.
Гоголь, с которым Айвазовский сдружился в Риме, отлично скаламбурил по этому поводу: «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…»Великий живописец, покоритель Европы, гордость Отечества, обладатель всевозможных почестей и медалей? Малярам сдавать жилье не велено! Летом 1844 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург из заграничного турне. За время своих странствий он прославил и свое имя, и русское искусство. Он признан в Италии, Голландии, Англии, Франции, Испании, а в Петербурге ему собираются дать звание академика (и ведь дадут), а также причислить к Главному Морскому штабу первым живописцем. Художник ищет мастерскую. Средств у него хватает, поэтому помещение он желает просторное, в самом центре. Находит подходящий вариант на улице Караванной, не торгуясь, соглашается на назначенную цену, собирается оставить задаток… И эта щедрость кажется подозрительной дворнику, показывавшему помещение. Он требует назвать род занятий потенциального постояльца, и услышав ответ «живописец Айвазовский», отнюдь не просит автограф, а отказывает художнику в сдаче квартиры («фатеры»). На удивленный вопрос Айвазовского отвечает: «Хозяйка строго-настрого запретила пущать в дом мастеровых. Еще вчера портному отказала!». Никакие аргументы насчет «известного художника» не сработали. Дворник упорно стоял на своем: «Понимаем мы это, а все же, значит, мастеровые по малярному цеху. Фатеру загрязните так, что после и не очистишь. Нет уж, извините, а сдать фатеру не могу-с».Айвазовскому довелось ночевать в комнате-музее Байрона на острове Святого Лазаря в Венеции. Брат художника Гавриил выбрал церковный путь. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему на остров святого Лазаря, его поселили в комнате, в которой останавливался Байрон. Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта. Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения лазаритов. Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика. В чем-то это справедливо: Айвазовский мог быть мистиком, мог — реалистом, но природа его таланта очевидно романтическая. Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате Байрона, и утренней долгой беседы с братом художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.Айвазовский был очень хлебосольным хозяином. Он любил принимать гостей у себя дома, радовался визитерам, с восторгом их встречал. Что примечательно, гости у него бывали самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий. Как-то одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский напрочь отказался знакомиться. Впрочем, гости всех рангов и сословий могли столкнуться с тем, что через несколько дней за обедом приветливый хозяин сообщал, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что гости надоели. Просто ему жизненно необходимо было работать, писать, а для этого надо уединение и минимум отвлекающих факторов. Есть подозрение, что гости в такие моменты не очень комфортно себя чувствовали.Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приемов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, к которому маэстро питал слабость. Ему было не лень на место фабричной этикетки наклеить собственноручно изготовленную. Как правило, на этикетках «от Айвазовского» оказывались какие-то особо «бурлящие» марины, чаще всего «Девятый вал».
На пятидесятилетие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский встал и произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.
Кстати, в русской живописи был и настоящий кондитер. Василий Тропинин учился мастерству приготовления сладостей В Петербурге. Не по своей воле, а по распоряжению хозяина, ведь Тропинин до 47 лет оставался крепостным — вот и приходилось баловать господ пирожными и суфле.
Айвазовский первым обратил пристальное исследовательское внимание на холмы в окрестностях Феодосии и Керчи. Ему показалось, что у них явно искусственное происхождение. На собственные средства он организовал раскопки, а после выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок были обнаружены интересные находки.
В частности, в одном из имений Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая. Впрочем, окончательно не было доказано, что могила Мамая находится именно в этом месте, и сенсации, сообщающие, что вот теперь-то она найдена по-настоящему, появляются и поныне.
Тем не менее, на месте возможной могилы ордынского темника Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни». Подтверждая эту бренность, в 1917 году имение вместе с беседкой сгорело.
Современные исследования показали, что поселение Шейх-Мамай входило в состав античной хоры Феодосии с 60-х годов III века до нашей эры. Сейчас это село называется Айвазовское.
Перед женой Айвазовского преклонил колено крымский Робин Гуд. Есть легенда, что в выстроенной Айвазовским беседке на месте раскопок в селе Шейх-Мамай ему довелось угощать кофеем крымскую инкарнацию Робин Гуда, знаменитого разбойника Алима Айдамака.
В песнях и сказаниях Айдамаку приписывают подвиги, аналогичные деяниям героя английских баллад: у богатых отнять, бедным раздать. По некоторым версиям, не обошлось без женщины — якобы батрак Алим засматривался на хозяйскую дочку, за что и пострадал.
Если верить легендам, разбойник посетил художника, любовался его картинами, имел приятную беседу, в том числе узнал о скорой женитьбе Айвазовского на молодой Анне Саркизовой.
Настал день свадьбы. Праздничный кортеж остановила шайка разбойников.
Гости переполошились, но предводитель разбойников спрыгнул с лошади, опустился на колено перед невестой и вручил ей роскошную восточную шаль. Некоторые источники утверждают, что эта история имела место во время женитьбы Айвазовского на Юлии Гревс.
В пользу такой версии свидетельствуют легенды, согласно которым в 1849 году Алимов был пойман, получил шесть тысяч палок, после чего его сослали в Сибирь, так что во время женитьбы на Анне в 1882 году художник не мог с ним встречаться.
Против этой версии такие нюансы: женившись на Юлии, Айвазовский только переехал в Феодосию, а археологией заниматься начал с 1853 года, и беседка, в которой они с Алимом якобы пили кофе, к женитьбе на Юлии Гревс еще не построена. Но главное даже не это: крымский Робин Гуд явно таким элегантным образом почтил не только художественные таланты, но и грандиозные заслуги «отца города», которых к женитьбе на Анне накопилось куда больше.
На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях», что не совсем справедливо. С Александром I он не успел побывать ни в каких отношениях, а с остальными действительно находился в достаточно хороших. Велика вероятность, что это было значительно проще делать именно из Феодосии, а не оставаясь в Петербурге.
Монархи нередко ревнивы, а Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского». К счастью, он был не обделен и светским тактом, что позволило не противопоставлять себя императорам, а демонстрировать, что всё, что делается, — делается во благо империи. Собственно, это так и было.
Кстати, на средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент Александру III. Таким образом художник выразил благодарность за согласие императора строить в Феодосии торговый порт, что стало серьезным экономическим рывком для города. Неизвестно, как бы складывались отношения с царствующими особами, не покинь Айвазовский Петербург.
Ведь, к примеру, Николай I в свое время был близок к тому, чтобы совсем юного художника отправить в опалу.
Юный Айвазовский помогал приближенному ко двору французскому маринисту Таннеру. Француз сразу оценил талант помощника и использовал его более чем активно.
Когда же на выставке оказались работы Айвазовского, и их оценили значительно выше, чем манерные марины Таннера, тот взбеленился и, используя близость к императору, оклеветал молодого Айвазовского.
На этом карьера лучшего российского мариниста могла и закончиться, но протекции прославленных художников того времени и, главное, учителя рисования у царских дочерей профессора Александра Зауервейда помогли смягчить гнев Николая I. Айвазовский же убедился в справедливости строк Грибоедова «минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
Все женщины Айвазовского, о которых известно общественности, чем-то да необычны. Первая жена — гувернантка Юлия Гревс. Сам Айвазовский к тому времени был одним из самых завидных женихов Санкт-Петербурга. Вторая жена Анна Саркизова младше его почти на 40 лет. Но была еще одна женщина, которая тоже достойна упоминания.
Балерина Мария Тальони, старше Айвазовского на 13 лет. История их отношений, по сути, зиждется на легендах, но до чего красивы эти легенды. Мария Тальони помогла подняться Айвазовскому, когда, задетый ее экипажем, он упал на дороге. Во вторую встречу он получил билет на ее представление.
После представления Мария бросила ему один из букетов, которыми ее осыпали поклонники. Когда он приехал в Италию, две картины на его выставке купила Мария… И оставила билет на свое представление. Наконец личная встреча, долгая прогулка, завершившаяся дома у Марии, и — много счастья, любви, живописи, балета.
Он мечтал быть всегда рядом, предлагал Марии руку и сердце. И получил отказ — она не хотела ни для него стать со временем обузой, ни в своем сердце отдать кому-то такое же место, какое там занимал балет. Но если верить легендам, на память о первой возлюбленной у Айвазовского на всю жизнь осталась ее розовая балетка.
Когда художник умер, его жена Анна первым делом сожгла эту балетку.
Заглавная иллюстрация: Алексей Тыранов. Портрет Ивана Айвазовского (фрагмент), 1841. Третьяковская галерея, Москва
Источник: https://artchive.ru/publications/1792~Shtrikhi_k_portretu_10_veselykh_i_grustnykh_istorij_ob_Ajvazovskom
Иван Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.
Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.
Портрет Ивана Айвазовского
Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки.
В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей.
В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.
К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки.
Иван рос смышленым и мечтательным ребенком.
С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.
Картина Ивана Айвазовского «Черное море»
Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой.
Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался.
С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.
В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста.
Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев.
Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.
Иван Айвазовский в молодости
В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина.
Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве.
Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.
При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом.
В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки.
Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.
Иван Айвазовский за работой
В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.
Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.
Живопись
В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского.
Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности.
Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.
Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»
Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе.
Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин.
В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.
Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).
Картина Ивана Айвазовского «Радуга»
Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Босфоре»
В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.
Картина Ивана Айвазовского «Лунная ночь на Капри»
После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим.
Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам.
Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.
Картина Ивана Айвазовского «Хаос»
Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу.
Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря.
Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.
Картина Ивана Айвазовского «Буря»
Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи.
Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника.
Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.
Картина Ивана Айвазовского «Чесменский бой»
Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.
Личная жизнь
Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.
Иван Айвазовский с первой женой и дочерьми
В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.
Иван Айвазовский с внуками
На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание.
Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто.
С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.
Анна Никитична Саркизова
Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».
Смерть
Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».
Лучшие картины
- «Девятый вал»;
- «Кораблекрушение»;
- «Ночь в Венеции»;
- «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
- «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
- «Лунная ночь на Капри»;
- «Лунная ночь на Босфоре»;
- «Хождение по водам»;
- «Чесменский бой»;
- «Лунная дорожка»
- «Босфор в лунную ночь»;
- «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
- «Радуга»;
- «Восход солнца в гавани»;
- «Судно посреди шторма»;
- «Хаос. Сотворение мира;
- «Штиль»;
- «Венецианская ночь»;
- «Всемирный потоп».
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/4816-ivan-aivazovskii.html
Иван Айвазовский — штрихи к портрету. 10 веселых и грустных историй о художнике..
lyarderЖизнь Ивана Айвазовского (29.07.1817 — 02.05.1900 год) порой кипела, как волны на его картинах. Он устроил хаос в Ватикане, был принят в Петербурге за маляра, не верил в существование земли без моря, рисовал этикетки для шампанского, кружил головы великолепным женщинам и был почитаем крымским Робин Гудом.
Чумаки в Малороссии. Иван Константинович Айвазовский 1880-е
У Айвазовского имелись свои представления о географии, и такой абсурд как суша без моря в них не укладывался.
В восьмилетнем возрасте услышав от отца, что есть такие места, где одна земля, а моря вообще нет, категорически отказался верить в реальность эдакого кошмара.
Быть такого не может по трем причинам: а) потому что не может быть никогда; б) а корабли как же тогда передвигаться будут? Кораблю без моря никак! в) и еще важнее — человеку в этом всём как жить? Человеку без моря тем более никак…
Алексей Тыранов.
Портрет Ивана Айвазовского (фрагмент), 1841Когда Ованес Гайвазовский вырос и стал именоваться Иваном Айвазовским, он побывал и сам в тех краях, где сплошь земля, а моря нет: учился в Петербурге, странствовал по заграницам, путешествовал степными районами Украины. Но своему правилу «человеку без моря — никак» не изменил, бросил всё и уехал в Феодосию.
В Италии Айвазовский создал такой «Хаос»,
что даже Папа Римский оказался впечатлен. Речь о великолепном полотне в нехарактерном для Айвазовского мистическом жанре. Вдохновившись библейской строкой «и Дух Божий носился над водою», он воплотил ее на холсте. Картину пожелал приобрести Папа Римский Григорий XVI.
Не один день мастерскую Айвазовского посещали бесконечные процессии, состоящие из прелатов, кардиналов и прочих высокопоставленных особ.
Хаос. Сотворение мира. Иван Константинович Айвазовский.
1841 Не замеченные до той поры в особом пристрастии к русскому искусству, все эти комиссии не смогли отыскать в работе изъяны, которые бы сделали ее недостойной галереи Ватикана. Папа приобрел картину, а Айвазовского наградил Золотой медалью, что утвердило его славу как чудотворца кисти.
Гоголь, с которым Айвазовский сдружился в Риме, отлично скаламбурил по этому поводу: «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…»
Автопортрет. Иван Константинович Айвазовский 1892
Великий живописец, покоритель Европы, гордость Отечества, обладатель всевозможных почестей и медалей? Малярам сдавать жилье не велено!
Летом 1844 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург из заграничного турне. За время своих странствий он прославил и свое имя, и русское искусство. Он признан в Италии, Голландии, Англии, Франции, Испании, а в Петербурге ему собираются дать звание академика (и ведь дадут), а также причислить к Главному Морскому штабу первым живописцем.
Художник ищет мастерскую. Средств у него хватает, поэтому помещение он желает просторное, в самом центре. Находит подходящий вариант на улице Караванной, не торгуясь, соглашается на назначенную цену, собирается оставить задаток… И эта щедрость кажется подозрительной дворнику, показывавшему помещение.
Он требует назвать род занятий потенциального постояльца, и услышав ответ «живописец Айвазовский», отнюдь не просит автограф, а отказывает художнику в сдаче квартиры («фатеры»). На удивленный вопрос Айвазовского отвечает: «Хозяйка строго-настрого запретила пущать в дом мастеровых. Еще вчера портному отказала!».
Никакие аргументы насчет «известного художника» не сработали. Дворник упорно стоял на своем: «Понимаем мы это, а все же, значит, мастеровые по малярному цеху. Фатеру загрязните так, что после и не очистишь. Нет уж, извините, а сдать фатеру не могу-с».
Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции.
Иван Константинович Айвазовский 1899
Айвазовскому довелось ночевать в комнате-музее Байрона на острове Святого Лазаря в Венеции.
Брат художника Гавриил выбрал церковный путь. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему на остров святого Лазаря, его поселили в комнате, в которой останавливался Байрон. Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта.
Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения лазаритов.Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика.
В чем-то это справедливо: Айвазовский мог быть мистиком, мог — реалистом, но природа его таланта очевидно романтическая.
Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате Байрона, и утренней долгой беседы с братом художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.
Дом Айвазовского в Феодосии. Фото из альбома, хранящегося в фондах Феодосийской картинной галереи.
Айвазовский был очень хлебосольным хозяином.
Он любил принимать гостей у себя дома, радовался визитерам, с восторгом их встречал. Что примечательно, гости у него бывали самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий. Как-то одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский напрочь отказался знакомиться.
Впрочем, гости всех рангов и сословий могли столкнуться с тем, что через несколько дней за обедом приветливый хозяин сообщал, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что гости надоели. Просто ему жизненно необходимо было работать, писать, а для этого надо уединение и минимум отвлекающих факторов.
Есть подозрение, что гости в такие моменты не очень комфортно себя чувствовали.
Фотография Ивана Айвазовского 1893 года со вставленной в раму настоящей, написанной маслом, картиной . Это фото, «инкрустированное» живописью, предназначалось Галусту Гульбенкяну, британскому финансисту и коллекционеру.
Сейчас снимок с сюрпризом хранится в Метрополитен-музее
Айвазовский умел удивить гостей десертом.
Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приемов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, к которому маэстро питал слабость. Ему было не лень на место фабричной этикетки наклеить собственноручно изготовленную. Как правило, на этикетках «от Айвазовского» оказывались какие-то особо «бурлящие» марины, чаще всего «Девятый вал».
На пятидесятилетие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский встал и произнес:«Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.
Кстати, в русской живописи был и настоящий кондитер. Василий Тропинин учился мастерству приготовления сладостей в Петербурге. Не по своей воле, а по распоряжению хозяина, ведь Тропинин до 47 лет оставался крепостным — вот и приходилось баловать господ пирожными и суфле.
Крымский вид.
Иван Константинович Айвазовский
Айвазовский первым обратил пристальное исследовательское внимание на холмы в окрестностях Феодосии и Керчи.
Ему показалось, что у них явно искусственное происхождение. На собственные средства он организовал раскопки, а после выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок были обнаружены интересные находки. В частности, в одном из имений Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая.
Впрочем, окончательно не было доказано, что могила Мамая находится именно в этом месте, и сенсации, сообщающие, что вот теперь-то она найдена по-настоящему, появляются и поныне.Тем не менее, на месте возможной могилы ордынского темника Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни».
Подтверждая эту бренность, в 1917 году имение вместе с беседкой сгорело. Современные исследования показали, что поселение Шейх-Мамай входило в состав античной хоры Феодосии с 60-х годов III века до нашей эры. Сейчас это село называется Айвазовское.
Анна Никитична Бурназян-Саркизова, вторая жена И. К. Айвазовского.
Иван Константинович Айвазовский.
1882
Перед женой Айвазовского преклонил колено крымский Робин Гуд.
Есть легенда, что в выстроенной Айвазовским беседке на месте раскопок в селе Шейх-Мамай ему довелось угощать кофеем крымскую инкарнацию Робин Гуда, знаменитого разбойника Алима Айдамака. В песнях и сказаниях Айдамаку приписывают подвиги, аналогичные деяниям героя английских баллад: у богатых отнять, бедным раздать.
По некоторым версиям, не обошлось без женщины — якобы батрак Алим засматривался на хозяйскую дочку, за что и пострадал. Если верить легендам, разбойник посетил художника, любовался его картинами, имел приятную беседу, в том числе узнал о скорой женитьбе Айвазовского на молодой Анне Саркизовой.Настал день свадьбы.
Праздничный кортеж остановила шайка разбойников. Гости переполошились, но предводитель разбойников спрыгнул с лошади, опустился на колено перед невестой и вручил ей роскошную восточную шаль. Некоторые источники утверждают, что эта история имела место во время женитьбы Айвазовского на Юлии Гревс.
В пользу такой версии свидетельствуют легенды, согласно которым в 1849 году Алимов был пойман, получил шесть тысяч палок, после чего его сослали в Сибирь, так что во время женитьбы на Анне в 1882 году художник не мог с ним встречаться.
Против этой версии такие нюансы: женившись на Юлии, Айвазовский только переехал в Феодосию, а археологией заниматься начал с 1853 года, и беседка, в которой они с Алимом якобы пили кофе, к женитьбе на Юлии Гревс еще не построена.
Но главное даже не это: крымский Робин Гуд явно таким элегантным образом почтил не только художественные таланты, но и грандиозные заслуги «отца города», которых к женитьбе на Анне накопилось куда больше.
Прием императорской семьи в Судаке. Иван Константинович Айвазовский. 1867
На веку Айвазовского сменилось пять императоров.
Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях», что не совсем справедливо. С Александром I он не успел побывать ни в каких отношениях, а с остальными действительно находился в достаточно хороших. Велика вероятность, что это было значительно проще делать именно из Феодосии, а не оставаясь в Петербурге.
Монархи нередко ревнивы, а Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского». К счастью, он был не обделен и светским тактом, что позволило не противопоставлять себя императорам, а демонстрировать, что всё, что делается, — делается во благо империи. Собственно, это так и было.
Кстати, на средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент Александру III. Таким образом художник выразил благодарность за согласие императора строить в Феодосии торговый порт, что стало серьезным экономическим рывком для города.Неизвестно, как бы складывались отношения с царствующими особами, не покинь Айвазовский Петербург.
Ведь, к примеру, Николай I в свое время был близок к тому, чтобы совсем юного художника отправить в опалу.Юный Айвазовский помогал приближенному ко двору французскому маринисту Таннеру. Француз сразу оценил талант помощника и использовал его более чем активно.
Когда же на выставке оказались работы Айвазовского, и их оценили значительно выше, чем манерные марины Таннера, тот взбеленился и, используя близость к императору, оклеветал молодого Айвазовского.
На этом карьера лучшего российского мариниста могла и закончиться, но протекции прославленных художников того времени и, главное, учителя рисования у царских дочерей профессора Александра Зауервейда помогли смягчить гнев Николая I. Айвазовский же убедился в справедливости строк Грибоедова
«минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
Все женщины Айвазовского, о которых известно общественности, чем-то да необычны.
Источник: https://lyarder.livejournal.com/15926.html
«Айвазовский — это художник, чей инстаграм мы можем смотреть долго»
В русской живописи у нас есть набор непреложных правил. Русский лес лучше всех изображал Иван Шишкин, ужасы войны − Василий Верещагин, а море — конечно, Иван Айвазовский.
«Девятый вал», «Волна», «Радуга», а также целая серия морских закатов — всё это знакомо нам чуть ли не с начальной школы. Но иногда на общепризнанные вещи стоит взглянуть под новым и неожиданным углом.
В этом «Мелу» помогла Вера Бодунова — научный сотрудник Третьяковской галереи и сокуратор выставки к 200-летию художника, которую за месяц посетили уже более 150 тысяч человек.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
За что мы любим Айвазовского
Иван Айвазовский, романтик по натуре, не просто писал стихию, а персонифицировал её, наделял море различными психологическими состояниями. В этом и заключён смысл его пейзажей. Море для Айвазовского — это начало всего живого, метафора жизни в целом. Он не пишет море в реалистической манере, а передаёт эмоцию, которую ощущал.
Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова, 1841 год
Для романтизма было очень важно сопряжение человека с мирозданием, всепоглощающей природой. Море — это такая гештальтная вещь.
Для каждого оно своё и на каждого действует одинаково сильно, не оставляя равнодушным. Неслучайно, когда люди приезжают на море, они не могут удержаться от многочисленных фотографий моря на рассвете и при закате солнца.
Художник тоже чувствует момент постоянно изменчивой стихии в разном световом состоянии дня и ночи, от штиля к урагану.
Девятый вал, 1850 год
Недавно я была на Озернинском водохранилище и, наблюдая закат над водой, обнаружила: вот где Айвазовский! Сознание отдыхает и легко считывает эти сюжеты. Если для восприятия творчества Серова нужно быть подкованными, чтобы понять, чем отличается портрет Юсуповой от портрета Орловой, то для Айвазовского это не нужно.
В этом смысле Айвазовский — универсальный художник для всех времен и поколений. Современное искусство, прежде всего, обращается к нашему подсознанию и на языке символических связей говорит «Найди смысл сам», выбирает для этого язык компьютерных технологий, Айвазовский же добивался того же эффекта красками на холсте.
Своим творчеством он предвосхитил тенденцию культа простоты в нашем обществе.
Предпоказ выставки «Иван Айвазовский» в Третьяковской галерее
Инстаграм, возможно, самое яркое следствие этого культа. Он позволяет человеку выражать себя посредством личного восприятия окружающего мира.
Все мы знаем о патологиях этого приложения, когда многие аккаунты засорены спамом или бесконечным множеством одинаковых фотографий еды, собственной персоны, детей, животных. Но есть и такие аккаунты, на которые приятно посмотреть: ты зашёл на секунду, погрузился и остался там на полчаса.
В этом и есть Айвазовский! Он художник, чей инстаграм, чьё пространство измерения и постижения красоты мы можем смотреть долго.
Волна, 1889 год
Ивана Айвазовского у нас знают все. Это народный художник. Алексей Боголюбов почему-то не так известен, хотя тоже признанный художник-маринист.
Очень важную роль в жизни Айвазовского сыграла удача: в русском искусстве до него не существовало жанра марины, он стал первым. Как следствие, его произведения оказались интересны императору Николаю I, позднее и папе римскому Григорию XVI.
Отсюда — вал заказов и широкая известность уже в 1840-е годы не только в России, но и за рубежом.
Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 год
Большинство людей Ивана Айвазовского воспринимают довольно одномерно — только как художника-мариниста, который умел запечатлеть море так, что оно чуть ли не выливается из холста, а также художника, который заканчивается на этом море. Но это только база, начальный этап, через который Айвазовский постигал технические возможности воспроизведения на холсте вечно подвижной стихии. Такие иконографические сюжеты — море в разном его состоянии — у нас представлены в самом начале выставки.
Предпоказ выставки «Иван Айвазовский» в Третьяковской галерее
Мы нарочно избежали прямой хронологии в структуре выставки и предложили зрителю разные разделы, так как хотели показать всё многообразие творчества художника, дополнить представление о нём.
По-новому можно взглянуть на различные способы выражения водной стихии. Так, даже в сухопутных произведениях, связанных с итальянскими или турецкими путешествиями художника, атмосфера моря выражается в небе.
Новой стороной для зрителя раскрывается Айвазовский-портретист и его произведения на библейские сюжеты.
16 самых запоминающихся картин Ивана Билибина
Например, картина «Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и Каспийское море» из Ярославского художественного музея. Есть версия, что в центре полотна изображён Шамиль, потерпевший поражение в битве за крепость в Темир-Хан-Шуру.
Мы можем это знать, а можем не знать, но в любом случае видим потрясающий пейзаж, построенный очень искусно.
Как точно Айвазовский предвосхитил те виды, которые сейчас мы можем наблюдать из иллюминатора самолёта! Но что есть облака в физическом смысле? Это та же вода.
Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и на Каспийское море, 1869 год
На выставке также представлены модели кораблей, и это неслучайно: в мастерской художника они занимали важное место. С ними Айвазовский тщательно сверялся, чтобы не допустить оплошности. Все его произведения в качестве главного художника Морского штаба точны по всем параметрам.
Можно ли считать Айвазовского ремесленником
Иван Айвазовский написал шесть тысяч произведений, которые ему ставятся в вину: мол, слишком много работал на рынок, работал слишком быстро (на картину небольшого формата уходило один-два часа).
Почему художка может навредить талантливому ребёнку
Есть люди, которые считают, что художник копировал сам себя, штамповал свои произведения. Но он совершенно не ремесленник, хотя какая-то доля ремесла, несомненно, была, так как он зарабатывал деньги только написанием картин, а заказы были неизбежны.
Маринист даже не делал подготовительных этюдов, все его произведения − самоцельные и законченные. Но в картинах разных лет мы ясно видим эволюцию тех или иных сюжетов и композиционных мотивов.
Достаточно взглянуть на «Бурю» из Национальной галереи Армении, написанную в 1872 году, и сравнить её с «Радугой» 1873 года и «Бурей у мыса Айя» 1875 года, чтобы понять путь художника в разработке этого типа кораблекрушения.
Мог ли обыкновенный ремесленник, который пишет на заказ одни и те же композиции, так подходить к поиску оптимального композиционного решения?
Буря, 1872 годРадуга, 1873 годБуря у мыса Айя, 1875 год
Айвазовский не был нацелен на преувеличение собственных богатств.
Сколько вырученных от продажи картин денег уходило на благотворительность! В 1843 году он писал одному из своих покровителей Алексею Романовичу Томилову: «Все эти успехи в свете — вздор, меня они минутно радуют и только, а главное моё счастье − это успех в усовершенствовании, что первая цель у меня».
Чем вызван музейный бум
Мне кажется, такой интерес к классическому искусству связан с тем, что людям не хватает иной формы эстетического переживания. Кино уже наскучило, Голливуд сейчас тиражирует одни и те же сценарии, и человек хочет получать эмоцию иного свойства. Это не может не радовать.
Гибель корабля «Лефорт» (аллегорическое изображение), 1858 год
Сейчас сложно строить планы насчёт количества зрителей. Конечно, в первую очередь хочется, чтобы не было нервного накала. Мы сами очень переживали за всё, что происходило на выставке Серова, и страховались на этот раз. Будем надеяться, что новая система предпродажи билетов и сеансов будет намного удобнее для зрителей.
Источник: https://mel.fm/prosveshcheniye/9547863-aivazovskiy
Секретные краски бессмертия. 29 июля. 200 лет назад родился Иван Айвазовский :: Флот — 21 век
Секретные краски бессмертия. 29 июля. 200 лет назад родился Иван Айвазовский2017-07-26 16:50 Маринистика |
В местной армянской церкви Святого Саркиса его крестили и в соответствующей книге записали Ованесом… История вполне хрестоматийная – обедневшая и, конечно же, многодетная семья; ее глава, разорившийся купец, в свое время покинувший родные места и оказавшийся в Феодосии после вынужденных скитаний.
Сам город, хотя и невеликий, но южный, портовый и потому невероятно романтичный. И окружающие, колоритные и милейшие в большинстве своем люди, и волшебная природа – море, степи, курганы, не перестающая питать сердца даже, казалось бы, привыкших к ней местных жителей.
Разве это не идеальные условия для того, чтобы ощутить в себе дар, ниспосланный свыше?!
На тот момент Геворк Айвазян, происходивший из галицийских армян, уже добровольно «русифицировался» всей семьей и подписывался как Константин Гайвазовский. А со временем и первая буква отпадет, и мальчик Ованес станет известен миру как Иван Айвазовский.
И в десять лет он уже работает в греческой кофейне, потому что родительских денег семье не хватает. А в свободные минуты перед работой он прибегает к утреннему морю, здоровается с ним, старается почувствовать, какое сегодня у моря настроение. Почему-то для мальчика это важно.
Почему-то для него вообще важны эти минуты, когда так хорошо играется на скрипке, которую ему отдал случайный посетитель кофейни, а азы игры показали на базаре бродячие музыканты.
Но однажды мальчик, аккуратно отложив скрипку, начинает рисовать на песке.
Он рисует то, что видится ему невдалеке, и на песке появляется какой-то новый мир, родившийся из настоящего, уже волнующий будущим и увлекший бы в это будущее прямо сейчас, если бы не море, которое вдруг возвращает мальчика к реальности, слизывая с песка его рисунок. И мальчик плачет. Но с этого момента рисует на более надежных поверхностях.
В том числе согласно преданиям и на стенах беленых феодосийских домиков. Наверняка не к радости их обитателей. Но как бы тогда городской архитектор Яков Христианович Кох заметил талант мальчика? Именно он подарил Ованесу-Ивану карандаши, краски и бумагу, дал несколько первых уроков. У каждого гения в начале пути должен быть такой человек, ведь правда же?..
…А похоронен Иван был в 1843 году. Он совершал морское путешествие, как сказали бы теперь, «по работе», и в Бискайском заливе его корабль попал в бурю. В европейских и петербургских газетах появились сообщения о гибели прославленного живописца.
Однако у судьбы были иные планы на Ивана Константиновича. Да и согласно народным поверьям оплаканный ошибочно живет потом долго.
Так оно и получилось: Айвазовский прожил 82 счастливых года, рисуя до последнего дня, когда он, работая над картиной «Взрыв турецкого корабля», утомился, прилег отдохнуть и больше уже не проснулся…
Алексей Тиранов. Портрет Ивана Айвазовского, 1841 год |
Об Иване Константиновиче Айвазовском и его творчестве – а это около шести тысяч работ – известно почти все. К счастью, достаточно известно и о людях, которые сопровождали судьбу великого художника.
Яков Кох, например, искренне желал юному дарованию больших успехов и, будучи человеком доброй души, не присвоил себе роль единственного учителя и наставника, а представил парня феодосийскому градоначальнику.
Действительный тайный советник Александр Иванович Казначеев в свое время был ординарцем Кутузова, участвовал в Бородинском сражении и других битвах, положивших начало крушению Наполеона I. В дальнейшем в мирной жизни стал, как сказано выше, градоначальником Феодосии, затем губернатором Таврии.
А со временем и сенатором, курирующим строительство храма Христа Спасителя в Москве. С легкой руки Коха, Александр Иванович сразу оценил талант мальчишки, еще недавно мывшего посуду в греческой кофейне. Он подарил ему первые в жизни художника акварельные краски. Взял на полное содержание и поселил в своем доме.
И, главное, покровительствуя ему всемерно, сначала содействовал его поступлению в Симферопольскую гимназию, а затем и зачислению в Императорскую академию художеств Санкт-Петербурга. Дружеские отношения Казначеева и Айвазовского сохранялись всю жизнь. Благодарный художник написал несколько портретов Александра Ивановича, на свои средства и по собственному проекту возвел в Феодосии красивый неординарный фонтан памяти Казначеева…
Еще о людях, сопутствующих судьбе таланта. Людях или добрых ангелах? Когда Айвазовский 13-летним симферопольским гимназистом жил в семье губернатора, у него появились новые благодетельницы.
Светские дамы Наталья Федоровна Нарышкина и Варвара Аркадьевна Башмакова (родная внучка полководца Суворова!), женщины умные и решительные, отправили в Петербург своим очень влиятельным друзьям письмо с рисунками Вани, сопроводив их пророческими строчками: «Примите его под свое покровительство. Как знать, быть может, он сделает честь России…» Влиятельные друзья отнеслись к просьбе подобающим образом, и вскоре еще один ценитель искусств «высочайше повелеть изволил: 13-летнего сына армянина из Феодосии Ивана Гайвазовского принять в Академию художеств пенсионером Его Величества и привезти сюда на казенный счет».
В академии Айвазовский сначала попал в пейзажный класс профессора Максима Никифоровича Воробьева. Тонкий лирик, он также блестяще владел скрипкой, ощущая невыразимую связь музыки и живописи, что духовно роднило с ним молодого Айвазовского.
Воробьев сразу заметил склонность юноши к изображению морских пейзажей и старался ее развивать. Затем Иван был определен помощником к приезжему французскому маринисту Филиппу Таннеру, который, впрочем, прохладно отнесся к юному художнику и поручал ему лишь копирование видов Петербурга.
А в дальнейшем был класс батальной живописи профессора Александра Зауервейда.
Таланты притягиваются, и в Санкт-Петербурге Айвазовский приятельствовал с Жуковским, Крыловым, Глинкой, Брюлловым, Пушкиным, которые не могли не обратить внимания на его пронзительную одаренность. «Эти морские волны запали мне в душу», – говорил Пушкин о ранних работах Ивана.
Общение, несомненно, творчески обогащало каждого из них, хотя, как засвидетельствует через много лет Антон Чехов, отобедавший с живым классиком, Пушкина Айвазовский не читал. Да и вообще, со слов Чехова, читал он крайне мало, говоря: «Зачем мне читать, когда у меня есть свое мнение?».
То ли Чехова подвело его пенсне, то ли 80-летний Айвазовский так по-стариковски подшучивал над модным гостем… Хотя можно в это поверить: художник «выдавал» в среднем по 92 картины в год, когда уж тут читать?!
Зато Айвазовский очень любил рассказывать историю о своем турецком происхождении. Дескать, его прадед, сын турецкого военачальника, в малолетстве очутившись на поле брани, был спасен от смерти добросердечным армянином.
И не только спасен, но взят в семью, взращен и воспитан. Документальных подтверждений этой легенды вроде бы нет.
Однако это не основание полагать, что все в ней плод богатой фантазии художника… Что ж, турок по происхождению, армянин по воспитанию, русский по духу… гремучая смесь, питающая талант.
Слава и успех полюбили Ивана Константиновича рано. И навсегда. Наверняка это была взаимная любовь.
Но что такое слава? Нескончаемый спрос на картины или утомительное обилие знаменитых друзей-приятелей? Нет, все-таки слава – это когда на празднование десятилетия творчества Айвазовского к нему, двадцатидевятилетнему, всего два года назад назначенному живописцем Главного морского штаба России, в Феодосию прибывают шесть военных кораблей Черноморской эскадры во главе с флагманом, красавцем линкором «Двенадцать апостолов» под командованием прославленного Владимира Алексеевича Корнилова. Эскадра, стоя на рейде, салютовала орудийными залпами.
Участие Айвазовского в морских походах и даже иногда в сражениях снискали ему уважение среди известных флотоводцев и простых моряков.
Не в светских салонах, а на борту боевых кораблей познакомился он с Лазаревым, Нахимовым, Истоминым.
А высочайшее повеление причислить академика Айвазовского к Главному морскому штабу отражает то обстоятельство, что он уже сам выбрал себе стезю летописца российского флота.
Похоже, слава и талант Айвазовского не давали покоя многим его современникам.
Например, Крамской писал Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные…» Айвазовскому всегда работалось легко и вдохновенно.
«Я не могу месяцами корпеть над картиной», – признавался он. Однако Достоевский со скрипучей иронией сравнивал эту легкость в работе с писательской «скорострельностью» Александра Дюма.
И еще о судьбоносных для гения людях… Николай Павлович Романов, больше известный как император Николай I, лично разрешал конфликт в Академии художеств, разгоревшийся между Айвазовским и его горе-наставником Таннером. Причем разрешил его не в пользу многообещающего соотечественника.
Целых полгода висела над Айвазовским перспектива быть отчисленным из академии. Но через пару лет император, явно благосклонный к таланту художника, приобрел его картину. В дальнейшем – еще несколько, при этом заявив: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною».
А на одной из совместных морских прогулок Николай I, преодолевая шум волн и ветра, кричал Айвазовскому: «Я – царь земли! Ты – царь моря!».
«Царь моря» работал в мастерской, окна которой выходили во двор. Из них вида на море не было. Да этого и не требовалось. Айвазовский считал бесполезным писать с натуры сверкание молнии, порыв ветра, всплеск волны. Море он никогда не «срисовывал», а создавал на полотне свое море, полагаясь на почти фотографическую память и фантазию.
С натуры он делал лишь наброски, впитывая игру стихии, ощущая и запоминая. А возвращаясь в мастерскую, переносил эти ощущения на холст. «Мое воображение сильнее восприимчивости действительных впечатлений, – говорил он.
– Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью…»
Молодая красавица Анна Саркизова, которую 65-летний живописец встретил в Феодосии, вскоре стала его женой. Для обоих это был второй брак, а разница между супругами составляла 40 лет. Это не мешало счастью. Они много и с удовольствием путешествовали, но каждый раз поторапливались вернуться в милую сердцу Феодосию.
Член пяти академий художеств и кавалер почетных орденов многих стран Айвазовский уже давно решил окончательно обосноваться здесь (к неудовольствию двора оставив столицу) и как меценат и попечитель очень много делал для родного города. Даже говаривали, что без его ведома в городе ничего не предпринимается.
Указом уже третьего на своем веку императора Иван Константинович первым удостоился звания почетного гражданина Феодосии. Горожане с любовью называли его душой города.
Когда Иван Константинович упокоился с миром, его провожал в последний путь весь город. Под звон колоколов и с воинскими почестями. Вдова Анна Никитична установила на его могиле надгробие из белого мрамора, с надписью на древнеармянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». И в знак траура 25 лет не покидала их дома.
Просмотреть все комментарии к новости
Последние публикации | |
Флот: события и факты
|
НАТО готовит учения в Азовском море и обвиняет Россию в эскалации
Европарламент одобрил проект резолюции с требованием ужесточить антироссийские санкции в случае обострения ситуации в Азовском море. Брюссе >>> |
Порошенко поблагодарил ЕС за принятие резолюции по Азовскому морю
Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил Европарламент за принятие резолюции по Азовскому морю. Соответствующее сообщение он опублик >>> |
Европейский парламент считает ситуацию в регионе Азовского моря нестабильной. Депутаты Европарламента считают, что ситуация может перерасти в открытый конфликт
|
Европарламент приготовил резолюцию по Азовскому морю
Европарламент (ЕП) подготовил проект резолюции, в которой призывает к ужесточению санкций Евросоюза (ЕС) против России в случае обострения ситуации >>> |
Корабли НАТО рвутся в Азовское море. Генсек альянса путает боевые корабли и торговые суда
Генсек НАТО Йенс Столтенберг сегодня заявил, что ситуация в Азовском море вызывает обеспокоенность Североатлантического альянса. >>> |
ВМСУ: ДРЕЙФ В АЗОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
Происходящее на Украине, несмотря уже чуть ли не на ставшую привычной сюрреалистичность сюжетных линий и экстравагантность действий зачастую в >>> |
Флот: события и факты
|
ПУБЛИКУЕМ БЕЗ КУПЮР: Украина рассчитывает получить от США три фрегата типа «Оливер Перри»
Украина рассчитывает получить от США три фрегата типа «Oliver Hazard Perry». Об этом со ссылкой на свои источн >>> |
В Турции заявили о всемерной поддержке Гагаузии. Что сообщали турецкие СМИ о визите Эрдогана в Молдавию
Из Молдовы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вернулся домой с высшей государственной наградой – орденом Республики, а также с орденом Га >>> |
Источник: http://blackseafleet-21.com/news/26-07-2017_sekretnye-kraski-bessmertija-29-ijulja-200-let-nazad-rodilsja-ivan-ajvazovski