Карл Брюллов «Последний день Помпеи»: разбор картины, история создания и судьба произведения
Карл Брюллов. Автопортрет. 1836
23 декабря 1799 года родился Карл Павлович Брюллов.
Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни.
«Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.
История создания
Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.
Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.
В 1748 году военный инженер Рокке деАлькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.
Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.
Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники.
«Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину».
Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.
На стыке классицизма и романтизма
В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.
Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.
В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.
Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.
В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках.
А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас.
Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам.
Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».
В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.
В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.
Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.
Триумфальное шествие картины
Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.
Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.
В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.
Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с заказчиком работы, графом Владимиром Петровичем Давыдовым, в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.
11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи.
Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.
«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.
Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.
Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.
Искусства мирные трофеиТы внес в отеческую сень.И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! —
Лекция «Под воспаленным прахом»
написал о картине поэт Евгений Боратынский.
Александр Пушкин также посвятил ей стихи:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.
Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.
А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут.
Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза.
Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».
Источник: https://www.culture.ru/materials/75604/drevnerimskaya-tragediya-stavshaya-triumfom-karla-bryullova
Сочинение по картине Брюллова Автопортрет
С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь.
В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом, это создает впечатление, что человек вот-вот заплачет, но он держится, оставляя слезы внутри.
Веки глаз немного припущены, брови и лоб нахмурен, но не злобно, а в серьезной задумчивости. Видны мешки под глазами, такие, которые обычно возникают у людей при болезнях почек и проблемах с водным обменом в организме.
У автора портрета красивый ровный нос, высокий умный лоб, на худых, впалых щеках виднеется небольшой румянец.
Губы человека находятся в полуоткрытом состоянии, но не так, когда человек хочет что-то сказать, а когда он глубоко задумался, или быть может, у него проблемы с дыханием.
Нижняя челюсть выдвинута вперед, что говорит о том, что человек находится в настроении сражения с чем-то, преодоления каких-то трудностей.
Волосы у человека волнистые и длинные, они не уложены аккуратно и выглядят так, как будто их давно не мыли, а потому они стоят густой копной, как будто дыбом.
Это придает человеку вид некоторой небрежности и не ухоженности, но в то же время это делает мужчину каким-то необычным и от этого привлекательным.
По картине видно, что за своим усам и бороде мужчина уделял гораздо больше внимания, чем волосам на голове, поэтому они выглядят ухоженными и делают его похожим на одного из храбрых и отважных мушкетеров или рыцарей.
Автор облокотился на ручку кожаного, почти красного кресла и мы можем разглядеть его красивую руку, худую, с длинными пальцами и крупными, выделяющимися через тонкую кожу венами.
Нельзя не обратить внимания на ногти человека, они выглядят красивыми, чистыми ухоженными.
По ним можно сказать, что этот человек никогда не занимался тяжелым физическим трудом, но общий вид художника говорит о его большом уме и неординарности.
По данной картине легко можно понять, что человек этот болеет и находится в состоянии глубокой печали. Эта картина манит к себе, призывает зрителя погрузиться в те раздумья, в которые погружен автор, смотрящий на нас с полотна этого произведения искусства.
Описание 2
Карл Павлович Брюллов — выдающийся русский художник, автор многих замечательных портретов, с раннего детства был очень болезненным ребенком. Несмотря на это, он с помощью отца, обучался живописи, осваивал навыки необходимые для рисования.
По увещеваниям врачей живописец продолжительное время был прикован к постели. В четырех стенах вынужден был обитать Брюллов, и никому не разрешали нарушать его покой.
Однажды, в яркий весенний день, когда на улице всё оживает, веет приятным, теплым ветром, недуг, так долго мучивший Карла Брюллова покинул его. Живописец немедленно потребовал мольберт и краски, получив последнее, он воодушевленно принялся творить свой портрет. Современники говорят что сотворил портрет художник всего за каких-то пару часов. Картина словно подводится итог жизни Брюллова.
Долго сдерживаемый творческий потенциал во всей красе отразился в портрете. Было передано состояние сильнейшего вдохновения, видна вся красота, недюжинные способности, так долго ждавшие своего проявления.
На картине художник сидя, опирается рукой на кушетку из красной ткани.
Красный цвет тут не случайно, он являлся любимым цветом художника, помимо этого благодаря цвету создается некий контраст, между стареющим и увядающим стариком, и полным энергии красным цветом, символизирующем яркие краски жизни.
На картине мы видим грустные глаза выражающее утомление, кричащие об усталости и страданиях. Невообразимая печаль отражается в умных глазах художника. Волосы кудрявые и взъерошенные. Болезненное, восково-бледное лицо, истощенная рука в бессилии лежащая на кушетке, напряженные, утомленные веки — детали, ярко характеризующие Брюллова в тот период.
Прожил талантливый живописец всего полстолетия. Этот портрет, который по праву можно назвать вершиной его творчества — завершение его жизни, сравниваемой со свечой, которая угасла в 1952 году.
Описание настроения картины Автопортрет
Популярные сегодня темы
- ПоленовРодители художника были очень образованными людьми, они много занимались со своими детьми, особенно мать. К живописи тяга у Василия Поленова была с раннего детства.
- Сочинение по картине Левитана Владимирка описаниеХудожественное творение живописца посвящено пути, по которому двигались на каторжные работы в Сибирь приговоренные к наказанию.
- Сочинение по картине За чаепитием Морозова (Коваленко) 8 классНа картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе
- Сочинение по картине Первая зелень Никонова 7 классПервая зелень – очень красивая картина известного во всём мире художника Никонова Владимира Глебовича. Эта картина как – будто веет свежестью, весной
- Сочинение по картине Письмо дедушке Поповича 5 классНа картине озорной мальчуган сидит перед портретом старого и уважаемого мужчины в котелке. Рядом с мальчуганом уселся не менее озорной рыжий кот, хитро поглядывающий на хозяина.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/bryullov/avtoportret
Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим»
Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией.
В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками.
Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».
Автопортрет. К. Брюллов, 1834 год.
Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.
В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет.
Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии.
Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.
Итальянский полдень. К. Брюллов, 1827 год.
Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини. К. Брюллов, 1842 г.
В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины.
Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П.
Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.
В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.
Последний день Помпеи. К. Брюллов, 1830-1833 гг.
Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.
Последний день Помпеи. Фрагмент.
Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.
Последний день Помпеи. Фрагмент.
В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.
Вирсавия. К. Брюллов, 1832 год.
Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.
Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.
Всадница. К. Брюллов, 1832 год.
Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина К. Брюллова «Всадница». Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.
источник
Источник: http://xochu-vse-znat.ru/interesnoe/samye-izvestnye-polotna-bryullova-za-kotorye-ego-prozvali-karlom-velikim.html
Русский «итальянец» Карл Брюллов
Биография, самые известные картины и стиль Карла Брюллова.
на фото: картина Карла Брюллова, Автопортрет
Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге 23 декабря 1799 года.
Мать Карла – Мария Шрёдер – немка, отец – Павел Брюллов – обрусевший француз, художник и преподаватель орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств.
Карл и его пять братьев и сестёр росли в атмосфере любви и понимания искусства. Один из братьев Карла, Александр, впоследствии тоже стал художником.
С детства, несмотря на слабое здоровье, Карл по настоянию отца осваивал азы живописи. В 10 лет его зачислили в Императорскую Академию художеств, где он учился на протяжении 12-ти лет. Обучение давалось молодому человеку легко, и он даже помогал делать задания старшеклассникам за небольшую плату.
Как раз в то время в России на молодого художника обратило внимание только что созданное меценатами Общество поощрения художников (ОПХ).
По их заказу Карл выполнил несколько работ, за это получил финансирование поездки в Европу для совершенствования своего мастерства, во время которого он вместе с братом Александром посетил Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью.
Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребёнка (1831)
В свой итальянский период Карл Брюллов отошёл от мифологической тематики, более вдохновляясь колоритной современностью Италии, которая отражалась в его новой жанровой живописи. Изменяется и техника художника – он всё чаще работает акварелью, с помощью ярких, контрастных пятен изображая бьющую ключом южную жизнь.
Эти работы сильно впечатляют петербургскую публику, и даже самого императора Николая I. За работу «Итальянское утро», подаренную ему ОПХ, он пожаловал Брюллову перстень с бриллиантом и заказал художнику парную к ней работу.
Спустя четыре года Карл Брюллов представил императору работу «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград»). Но императору она не понравилась, его мнение поддержало и ОПХ.
С этого момента сотрудничество Карла Брюллова и ОПХ прекратилось.
Карл Брюллов. Работы «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827)
Новым этапом в творчестве Карла Брюллова стало создание портретов итальянской и русской знати, что принесло Брюллову не только международную славу, но и финансовую независимость.
Карл Брюллов. Портреты Струговщикова (1840) (слева) и Ланчи (1851)
Творчество Карла Брюллова, подпитанное соками яркой итальянской культуры и согретое тёплым южным климатом, стало вершиной позднего русского романтизма. А монументальное полотно «Последний день Помпеи», где вместо знатных особ изображён целый народ во время стихийного бедствия, произвело фурор в России и породило множество подражаний.
«Последний день Помпеи»
Но всё равно самой известной картиной Карла Брюллова считается «Последний день Помпеи» – полотно площадью в 30 квадратных метров, над которым художник работал три года, посещая раскопки Помпей и Геркуланума, делая эскизы с натуры.
Тематика картины была достаточно актуальна – в 1828 году произошло извержение вулкана Везувия. Кроме того, в это время в обществе живым огоньком горел интерес к археологии. Картина произвела фурор как в России, так и в других странах.
Изобразить в таких масштабах целый народ во время стихийного бедствия было новаторством. Картина получила первую премию на парижском Салоне в 1834 году.
Увидев «Последний день Помпеи», император приказал Карлу Брюллову возвращаться на родину.
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» (1830-1833)
В 1936-м году Карл Брюллов после небольшого путешествия по Малой Азии прибыл в Петербург. Это был триумф. В честь художника устраивались балы и приёмы.
А саму работу «Последний день Помпеи» её заказчик Демидов подарил Николаю I, тот поместил её в Эрмитаж, а потом подарил Академии художеств. Сегодня она хранится в Русском музее в Петербурге.
О её безусловно сильном влиянии на развитие русской живописи говорят все искусствоведы и критики.
Карл Брюллов. Работы «Всадница» (1832) и жанровый портрет спутницы художника Юлии Самойловой (1842)
В Петербурге Брюллов работал как модный портретист, создавая портреты выдающихся современников – В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.Н. Струговщикова и других.
В 1843 году Карл Брюллов совместно с другими живописцами приступил к росписи Исаакиевского собора. В 1848 году были завершены эскизы, но долго поработать нас самой росписью художнику не довелось. Через постоянное нахождение в сыром помещении ухудшилось и без того слабое здоровье Брюллова.
В 1949 году Брюллов отправился лечиться на остров Мадейра. Затем вернулся в Италию, бывал в Испании и Португалии. Продолжал писать «итальянские сценки».
Карл Брюллов. «Сон бабушки и внучки» (1829)
11 июня 1852 года Карл Брюллов ушел из жизни в городке Манциана возле Рима, где лечился минеральными водами. Тело его покоится на протестантском кладбище Монте Тестаччо.
Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Russkij-italyanec-Karl-Bryullov.aspx?ID=3150
История одной картины .Брюллов.Последний день Помпеи. | Волшебная сила искусства
Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ,но подробно мы её не рассматривали.Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.
К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833
ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.
В 1827 году молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.
От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.
В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.
Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.
В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.
ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ.
Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое мы увидим на картине.
Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.
Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох.
Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то — на улицах города, кого-то — уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.
Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.
Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.
Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя — выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший — погиб во время извержения в Помпеях.
Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами — Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом — показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.
ОПИСАНИЕ.
Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.
Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.
Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.
Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.
Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!
Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.
А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.
Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.
Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.
Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое — ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.
Её мы можем увидеть и в других образах.Это и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
Юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.
Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.
Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.
Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.
Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.
«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.
Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.
Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.
ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.
Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.
В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».
Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».
Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
Источники.
http://artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=11&foa=f&list=1
http://www.art-portrets.ru/artists/posledniy-den-pompei.html
http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18a0c2ea-bcb1-49dc-8f7a-e2f9ca6597b7/Bryullov.Posledniy_den_Pompei.htm
Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/4964526
Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов
В очередной раз обращаясь к картине Карла Брюллова “Всадница”, мы ставим несколько иные задачи, чем наши предшественники. Во многих источниках о картине рассказывается очень подробно, весьма интересно и познавательно, приведены подробности личной жизни и девочек изображённых на полотне – Джованнины и Амацилии Паччини, и их опекунши – Юлии Павловны Самойловой.
Целью настоящего повествования будет лишь краткий рассказ о картине, небольшая подтема обзорной экскурсии по Государственной Третьяковской галерее. Так же важно кратко познакомить слушателей с самим Карлом Брюлловым, связать рассказ о его картинах с предыдущей подтемой (Кипренский) и сделать логический переход к продолжению экскурсии.
Портретная линия в русском искусстве, блестяще представленная Орестом Кипренским, продолжается в искусстве Карла Павловича Брюллова. К.Брюллов и А.Иванов – это два имени, которые составили славу русской художественной школы в Европе. Брюллов – очень успешный художник. Редко кому из живописцев при жизни выпадала слава и признание (это касается не только русской, но и европейской школы).
“Блестящий Карл…, Карл великолепный… “- так публика называла мастера. Эти эпитеты, которые очень часто сопровождали имя Брюллова. Основную славу художнику как в отечестве, так и за рубежом, принесло огромное полотно “Последний день Помпеи”. В ГТГ выставляются только несколько эскизов, само же произведение хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Но в Москве находится замечательная коллекция портретов художника. Эти работы Брюллова – явление очень интересное, явно выходящее за рамки жанровой специфики, за пределы портретного жанра. В этих композициях присутствует некая интересная сцена, чаще всего сочинённая, прекрасное зрелище с участием нескольких персонажей.
То есть картины Брюллова – это нечто среднее между жанром и подлинно портретом. Специалисты назвали это явление ПОРТРЕТ-КАРТИНА.
К этому жанру относится и знаменитая “Всадница”, где художник по просьбе графини Ю.П.Самойловой изобразил её воспитанниц – сестёр Джованнину и Амацилию Паччини. Самойлова была хорошей знакомой художника. Действие происходит на даче княгини в Милане.
Типологически Брюллов продолжает тему портретов-прогулок, которые были очень распространены и в Европе, и в России. Для русского искусства характерен императорский конный портрет.
Но для XIX века в целом конный портрет был обозначением аристократического круга, образа жизни, ментальности человека, почему этот жанр пользовался спросом у заказчиков. В творчестве Брюллова портрет – это, в первую очередь, красивое зрелище, сочинённая сцена, иногда даже с несколькими персонажами.
Если не знать название картины “Всадница”, то мы не сразу поймём, кого в первую очередь хотел изобразить художник. Это портрет всадницы, или её сестры, то ли это повод написать красивых животных, а, может быть, это просто предгрозовой пейзаж.
Но на самом деле это юная амазонка только что проскакала по парку и у террасы дома резко останавливает коня. Ещё развивается изумрудный шарф на шляпе, воспоминанием о стремительной скачке вертится вокруг коня запыхавшийся пёс, но движение всадницы уже остановлено.
Её маленькая сестрёнка с восхищением смотрит на старшую девушку и даже протягивает свою руку, чтобы дотронуться до неё и приоткрывает ротик от восторга. В свою очередь на маленькую девочку смотрит собачка-левретка. Пёсик чудный, с бубенчиками на красном ошейнике, розовым носиком и стройными лапками, и, даже, можно представить, что бубенчики ещё позвякивают от бега. (Милая и смешная подробность: на ошейнике спаниеля написано имя “заказчицы” – “Samoylo”.)
Всё на картине очень восторженно, красиво и даже парковый пейзаж и предгрозовая погода вторит общему восторгу, триумфу красоты в мире людей.
Николай Васильевич Гоголь точно определил суть портретов Брюллова: “Человек только для того появляется в его портретах, чтобы показать всё верховное изящество своё, всю изысканность своей натуры”.
Все предметы на картинах Брюллова связаны своей изысканностью и в это втягивается и зритель.
Действительно, у Карла Брюллова человек – это всегда гимн красоте, гимн молодости, великолепию мира, жизни природы.
Важное уточнение читателя Александра, (его комментарий найдёте ниже) “Кстати, у спаниеля надпись полная читается как Samoyloff – это русский спаниель, охотничья собака, на ошейнике фамилия хозяина – первого мужа Самойловой.
Его собачка! Но это только версия….
Зато какая! Откуда там спаниель взялся и чей он? А может сам хозяин стоит рядом с нами – за пределами картины, отчего и Джованнина так себя ведет перед незнакомым русским генералом? Красуется, однако!”
На этом рассказ о творчестве Карла Брюллова может быть окончен, как обязательный показ лучше остановиться на “Всаднице”. Если позволяет время, то можно показать и другие работы мастера, например, “Вирсавию”.
Вирсавия – жена израильского полководца Урии. Во время купания её увидел царь Давид, влюбился в красавицу немедленно и послал её мужа на верную смерть. Сам же женился на Вирсавии. Среди прочих детей, родившихся от этого брака был царь Соломон.
Но исторический сюжет интересует Брюллова в последнюю очередь. Эпоха романтизма в искусстве, это время, когда мастера расширили границы сюжетов и поняли, что мир не ограничивается одной Европой. Появился интерес к экзотическим сюжетам, восточным мотивам. Для художника полотно – возможность эффектно представить обнажённую натуру и показать пряность Востока.
На картине не очень видно маленькую деталь – над поднятыми руками Вирсавии изображена стрекоза (dragon-fly). За то, как Брюллов изобразил это насекомое и передал прозрачность её крыльев, его считали виртуозным мастером.
И ещё Брюллова ценили за способность дать силуэт модели плавной, непрерывной линией. Ради этого художник даже не делает поправки на преломление предметов при изображении их в воде.
(Голень Вирсавии и колени черной рабыни находятся в бассейне; если смотреть на них сквозь воду, то должен возникать эффект преломления (refract, refraction) предметов в воде, здесь этого нет).
Идеально белое тело героини современники связывали с благоухающий лилией. Обратите внимание на контраст белой кожи Вирсавии, и темно-коричневой, почти черной,кожей служанки. Изображение на картине черной девушки в контрасте с холеным белым телом царицы создаёт эффект восточной экзотики.
Продолжить рассказ о наследии Карла Брюллова можно показом картин “Осада Пскова”, “Автопортрет”, “Портрет Микельанджело Ланчи”.
Переход к творчеству Александра Иванова можно сделать, упомянув о том, что Брюллов и Иванов – это плоть от плоти Петербургской Академии Художеств.
Оба они были детьми профессоров Академии, знали её систему, жизнь изнутри. Но оба вступили на путь реформаторства этой системы.
Материал написан на основе лекций методистов ГТГ.
Источник: https://kraeved1147.ru/k-bryullov-vsadnitsa-virsaviya/
Сочинение по картине Карла Брюллова «Автопортрет»
Созданная еще в первой половине XIX века, а именно в 1848 году, картина легендарного русского художника Карла Брюллова «Автопортрет» стала вершиной его портретного творчества и эта картина ничуть не уступает в том числе не менее легендарной картине «Последний день Помпеи», которая в свое время принесла Брюллову всемирную славу и известность.
Процесс создания этой картины был весьма недолгим.
Для того, чтобы ее написать, Брюллову хватило всего несколько часов, и это даже несмотря на то, что он писал эту картину после продолжительной болезни, которая длилась больше семи месяцев.
Многие критики и знатоки искусства говорят о том, что именно этот автопортрет стал своеобразным итогом его жизни его творческого пути после пятидесяти лет пребывания в этом мире.
Сам вид художника сразу же наталкивает на мысль о том, что совсем недавно этот человек перенес тяжелую и продолжительную болезнь и теперь выражение его лица и сама его фигура преисполнены чрезвычайно сильной и глубокой усталости.
Об изнурительной и тяжелой болезни говорят в том числе тяжелые утомленные веки уже немолодого художника, рука, которая бессильно лежит на подлокотнике кресла, да и сама поза Брюллова, которая будто бы говорит зрителю о том, что этот человек очень сильно устал от этого мира, и что сил у него почти нет.
Но внешняя усталость мнима, потому как внутренняя сила художника, сокрытая в его глазах и необыкновенно одухотворенном лице говорят о том, что он готов к новой борьбе, к новым творческим свершениям и эти свершения четко заметны в том огне, которым наполнены его глаза. Благородство внешнего вида художника удачно подчеркнуто невероятно напряженной внутренней борьбой со всеми невзгодами, которые навалились на его плечи.
Искусствоведы утверждают, что в этой картине Брюллов хотел показать процесс борьбы художника с продолжительным недугом, стремление побороть невероятной силой воли слабеющую плоть и снова получить заряд вдохновения для своего дальнейшего труда и для дальнейшей жизни. Не исключено, что эта картина была написана как раз в то самое время, когда художник наиболее остро ощущал свои потери и неумолимый бег времени, который все больше сказывается на его здоровье и на его творческом потенциале.
И в этом плане «Автопортрет» можно с уверенностью определить как своебразную исповедь художника, которая настолько глубока и настолько искренняя, что эта работа словно магнитом привлекает к себе зрителя такой невероятной характеристикой.
(No Ratings Yet)
Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-karla-bryullova-avtoportret.html