Описание картины кукрыниксы «бегство фашистов из новгорода»

Война глазами кукрынистов

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили художники Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-1990).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Всемирную известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи.

Карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетают в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику.

Военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы в июне 1941 года. 

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». Их политические карикатуры принадлежат к лучшим образцам этого жанра. Они понимались как орудие борьбы с политическим врагом. 

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты: «Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», «Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.

Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. 

Кукрынисты обличают фашизм.

«Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947-48, Государственная премия СССР, 1949.

Значительное место отводится теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны. В картине «Таня» (1942-1947) запечатлен подвиг Зои Космодемьянской. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. 

Вот что «говорят» о своей работе сами авторы (опубликовано в газете «Смена» №485, 1947г.):

Недавно мы закончили работу над новым вариантом картины «Таня» (Зоя Космодемьянская). Желание запечатлеть образ зверски замученной немцами советской девушки возникло у нас ещё в начале 1942 года, сразу же после того, как в «Правде» была опубликована корреспонденция П. Лидова «Таня».

Через три недели после её появления стало известно, что юная героиня-партизанка была московская школьница-комсомолка Зоя Космодемьянская. В ЦК ВЛКСМ нам предоставили возможность познакомиться с документами расследования, показаниями свидетелей и предложили совершить поездку в Петрищево.

Шёл апрель 1942 года. Машина с трудом продвигалась по изрытому Можайскому шоссе. Деревня Петрищево сохранилась, видимо, потому, что она в стороне от шоссе. Когда мы подъезжали к ней, стоял мутный, серый, почтя декабрьский день. Именно в такой день, по свидетельству очевидцев, была повешена Зоя.

Окна избы, в которой мы остановились, выходили на площадь, где была казнена Зоя. В центре площади из-под снега торчал кусок виселицы. Немцы, отступая, спилили её, а труп девушки с доской и куском верёвки на шее наскоро зарыли неподалёку у берёзы.

Трудно было сразу взяться за карандаш. Всё, что мы увидели и услышали от живых свидетелей, глубоко потрясло нас. Шаг за шагом прошли мы по следам Зои весь её путь. Мы были в избе, где немцы обыскивали и избивали Зою, шли по той дороге, по которой часовые вели в зимнюю стужу полуголую и босую девушку.

В избе Василия Кулика нам рассказали жуткую повесть о том, как глумились немецкие солдаты над Зоей и как потом её, полуживую, они вновь и вновь гнали на мороз.

Муки Зои становились для нас ощутимыми, и мы ясно представили себе, как шла она обмороженными ногами к виселице с поднятой головой, как говорила, прощаясь, на эшафоте: «Мне не страшно умереть, товарищи. Это счастье — умереть за свой народ!»

В Петрищеве мы сделали несколько этюдов, зарисовок маслом и карандашом.

В Москве мы познакомились с матерью Зои — Любовью Тимофеевной Космодемьянской. Она показала нам те немногие фотографии дочери, которые имела. Мы тщетно искали девушку, похожую на Зою.

Нам долго не везло, почти вою картину пришлось делать без натурщицы. Но однажды случайно в вагоне дачного поезда мы увидели девушку, внешность которой напоминала Зою.

Мы просили её помочь нам, и она согласилась.

Картина «Таня» была закончена и выставлена. Год спустя у пленных немцев были обнаружены фотографии, сделанные во время казни. Эти, сами по себе чрезвычайно выразительные документы, естественно, дополняли обстановку казни.

Подвиг Зои сделал её одной из популярнейших народных героинь. Мы почувствовали неудовлетворённость первоначальной трактовкой темы.

Картина не давала полного представление об отважной комсомолке-партизанке, главную тему заглушала другая — зверство немцев.

Всё чаще мы возвращались к этой мысли и, наконец, полностью творчески переосмыслив свой первоначальный замысел, решили переработать картину.

С 1942 года по 1947 год «Таня» выставлялась во многих городах Советского Союза. В свою мастерскую мы получили это полотно после возвращения его из Тбилиси. Нам предстояло значительно переработать картину.

Мы заново написали Зою, внесли поправки в композицию толпы и немцев, изменили тон неба, на горизонте изобразили зарево пожара, подчёркивающее близость фронта.

Убрали дома, заслонявшие горизонт, и дописали русский пейзаж.

Нам хотелось, чтобы вся вещь в целом выглядела строже. В новой трактовке мы старались изобразить Зою такой, какой она живёт в сердцах миллионов советских людей.

Картина «Конец» — вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем — это правда, правда искусства, основанная на глубоком знании жизни.

Кукрыниксы рассказывают, что мысль написать картину о крахе фашизма родилась у них в день победы. Нет сомнения, что победоносное завершение войны было сильным толчком, определившим тему произведения, которое отразило разгром злобной социальной силы, залившей кровью полмира и понесшей заслуженную кару.

И все же истоки картины «Конец» коренятся в тех трудных и славных годах борьбы с фашизмом, когда так много было пережито и передумано каждым советским патриотом. Картина стала итогом многих наблюдений, раздумий и предварительных поисков Кукрыниксов в области карикатуры и живописи.

Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет! Сколько раз предрекали советские карикатуристы конец кровавой авантюре, сколько раз отмечали «разваливание» рейха! Фюрер с тупостью маньяка вел страну и ее сателлитов к пропасти, карикатуристы с великолепнейшим мастерством и прозорливостью фиксировали каждый шаг этого позорного пути. И все же от карикатур до большого, монументального полотна дистанция огромного размера.
Исключительно важную роль в истории этой картины сыграли поездки художников в Берлин и на Нюрнбергский процесс. Международный трибунал в Нюрнберге провозгласил: «Развязывание агрессивной войны является не просто преступлением международного характера. Оно является тягчайшим международным преступлением, которое отличается от других военных преступлений только тем, что оно содержит в себе в сконцентрированном виде зло, содержащееся в каждом из остальных». Кукрыниксы задумали показать это зло «в сконцентрированном виде» и обрушить на него громы негодования. 

Для Кукрыниксов всегда чрезвычайно важна натура, те сильные и острые жизненные впечатления, которые вдохновляют их. И вот они спускаются в подземелье рейхсканцелярии, идут ее мрачными коридорами, видят своими глазами воронки от снарядов, выбивавших зверя из логова.

Они зарисовывают живых гитлеровцев, делают этюды, размышляют, обмениваются мыслями друг с другом, с бойцами и офицерами — героями боев, пишут портреты советских генералов, присутствовавших на церемонии капитуляции.

Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении.

Вернувшись в Москву, по живым следам своих наблюдений Кукрыниксы воссоздают в своей мастерской подобие гитлеровской приемной, которая должна была стать местом действия будущей картины.

Появлявшиеся в печати статьи, дневники, воспоминания участников боев за Берлин направляли мысль, будоражили воображение художников. Новые материалы углубляли собственные наблюдения, рождались первые наброски, черновые эскизы картины.

Место действия — подземная приемная Гитлера — определилось в сущности сразу, как и главное действующее лицо. Им должен был быть сам фюрер, в котором фашизм нашел наиболее отвратительное и комическое выражение.

Проблема комизма, сатирического разоблачения имела для Кукрыниксов очень существенное значение. Явная или скрытая, сатира должна была присутствовать в произведении, в котором подводились итоги последним дням Гитлера и гитлеризма.

Первые эскизы носили бытовой характер, как будто картина посвящалась определенному эпизоду, происшедшему в бомбоубежище. Художники повторяли одну и ту же ошибку: выдвигали Гитлера в центр и на первый план, приковывали внимание к нему, похожему то на помешанного, то на призрак с того света. Гитлер с блуждающим, диким взором «вызывал на себя» взгляды других персонажей картины.

Затем произошло существенное изменение в композиции, которое и решило судьбу картины. Гитлер убирается с авансцены, отодвигается несколько влево, во мрак, на порог приемной. Появление фюрера не производит теперь ни малейшего впечатления на его единомышленников. Никому из них на этот раз не пришло в голову вскочить и, выбросив привычным жестом руку, выкрикнуть: «Хайль Гитлер».

В окончательном варианте Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, он появляется, как привидение, на пороге убежища. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок.

В картине это фигура трагикомическая, Гитлер судорожно хватается за стену, чтобы не упасть, за ворот мундира, чтобы не задохнуться. Он при последнем издыхании. За ним маячит чуть видно голова Геббельса.

Главари фашизма сцеплены друг с другом, как хоровод мертвецов в пляске смерти, хотя никто из действующих лиц не смотрит друг на друга. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих!), громыхает советская артиллерия.

Надвигается заслуженное возмездие — полное торжество победителей, освобождающих мир от фашизма. Кукрыниксы рассказывают: «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено».

Вырвавшись из тьмы, Гитлер попадает в резкую полосу зеленоватого, мертвенного света.

Его страшная фигура отбрасывает тень на толстую дверь бомбоубежища; Гитлер и тень, повторяющая его судорожный жест, привносят в картину резкую ноту беспокойства и призрачности.

Смесь комического и зловещего—в этой внезапности появления, в резкой светотени, в зеленовато-фиолетовом холодном колорите, в беспорядке, который царит в бомбоубежище и выдает полную растерянность его обитателей.

Кукрыниксы рассказывали, как они впервые столкнулись с главарями фашистов в Нюрнберге: «Мы рассматриваем пока еще пустой зал суда, как вдруг из выдвижной двери боковой стены внезапно появляется знакомая фигура. И зачесанные назад с залысинами волосы, и бабье, с кусками румянца обрюзгшее лицо, и тонкий, широкий лягушечий рот, без нижней губы.

Даже бегающие оловянные глазки — все до мелочей знакомо нам. Это он — Геринг». Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное… сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом».

Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера.

В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Кукрыниксы запомнили, как «фюрер, задыхаясь в бесконечных речах, рвется к власти, как, захватив ее, неистово торжествует, лихорадочно строит планы разгрома мира… потирает руки и притопывает ногами». Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. «…

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «портрет сестер шишмарёвых»

Перед зрителем на фоне бронепоезда — окруженная усиленной охраной, согбенная фигура Гитлера в длинном черном плаще, из-под которого робко высовывается левая рука для рукопожатий, правая после покушения не действует». Эти фильмы помогли художникам так убедительно изобразить Гитлера с его резкой жестикуляцией, с его искаженной страхом физиономией.

Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ.

Удачно найти сюжет — половина дела для мастера жанровой или исторической картины. Политическая зрелость мышления Кукрыниксов, партийное понимание классовой борьбы сказались и в выборе ими сюжета. Художники нашли такую сюжетную ситуацию, которая позволила им показать фашистскую клику в каменном мешке изолированной от немецкого народа.

Фашизм рушится на глазах — таково основное ощущение зрителя. Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Еле держится на ногах фюрер, качаются на стене сдвинутые с места картины, болтается бездействующая телефонная трубка, вверх ножками торчит опрокинутый стул. Генерал на первом плане парализован страхом.

Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом.

Выспренные речи гитлеровских заправил о чести, о великой Германии развеяны в прах, их никто теперь не вспоминает.

Тупо и бессмысленно уставился генерал в пространство, уцепившись руками за стол и за спинку кресла. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон.

Голова его запрокинута, мундир расстегнут, рука повисла в бездействии — этот тоже отвоевался. Перед третьим фашистом — фигурой зловещей и готовой к реваншу — недопитый бокал вина; он что-то замышляет и машинально барабанит по столу отвратительными, хищными пальцами.

Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях. Все идет прахом. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников.

Характеристики действующих лиц, чрезвычайно яркие и исчерпывающие, подчинены основной идее картины.

Кукрыниксы нашли очень точный прицел, чтобы показать не сатирические портреты главарей и не один из заключительных эпизодов войны, а позорный крах преступного режима. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение.

Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом.

Комизм положения фюрера, как, впрочем, и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху, идет последнее, решающее сражение.

Типичные представители военной гитлеровской машины во главе с фюрером поставлены художниками в обстоятельства, при которых банкротство фашизма выступает в убийственно комическом виде. В этом скрытом комизме — существенная особенность картины.

Момент вынужденного ухода с исторической арены немецких фашистов раскрыт Кукрыниксами в полном соответствии с исторической правдой — трагикомически. Известно, что главари фашизма, приговоренные к смертной казни международным трибуналом, не сумели встретить приговор с достоинством.

Они кричали, плакали, упирались, симулировали сумасшествие. Даже Геринг просил о помиловании.

Картина «Конец» — свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Картина сохраняет непосредственность живых ощущений художников, свежесть и красоту живописи.

Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Живопись пастозна, материальна, красива. Ее мрачный колорит богат.

Резкость светотени, нарочитая мертвенность общего тона соответствуют мрачности темы, содержанию характеристик.

Прекрасно взаимодействуют и поддерживают друг друга чуть приглушенные краски вишневого ковра, блестящая фактура полированного коричневого стола, старое золото рам, коричневато-зеленый, прорезанный тенями фон. Световые удары (лица, руки) дают возможность зрителю быстро схватить существенное в психологическом рисунке образов, не упуская при этом основного узла композиции.

Театральная «жилка», уменье придумать и развить литературный сценарий произведения и его подтекст (что так характерно для Кукрыниксов-иллюстраторов) в полной мере проявились в работе над картиной «Конец».

Куприянов, Крылов и Соколов с увлечением рассказывают, как они входили в роль действующих лиц, как одевались в мундиры и сообща искали выразительные позы и жесты.

Художники прибегали даже к гриму, чтобы лучше войти в роль; они вылепили фигурки из пластилина и пользовались ими в поисках наиболее выразительного решения светотени в композиции.

 В 1967 году было написано полотно «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)».

Источник: http://www.la-fa.ru/master110.html

Источник: http://pamyat1945.ucoz.ru/publ/zhivopis_o_vojne/vojna_glazami_kukrynistov/2-1-0-12

Описание картины Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода»

Кукрыниксы — псевдоним, связавший трех живописцев. Название сложено из начальных слогов фамилий Михаила Куприянова и Порфирия Крылова, включая заглавные буквы имени и фамилии Николая Соколова.

Художники трудились сообща, однако каждого характеризовала своя творческая индивидуальность. Куприянов, к примеру, много работал над пейзажами, Крылов писал портреты и живописные панорамы Европы, а Соколов с трогательной нежностью выписывал красоту природы родных мест и повседневные сцены Московской жизни.

Известность творческое трио получило благодаря многочисленным карикатурам, среди которых были серии книжных иллюстраций, политические шаржи, агитационные и антинацистские плакаты и листовки.

Кукрыниксы, по праву, были классиками политической карикатуры, в частности создали несколько картин и пастельных рисунков, посвященных Отечественной войне.

Одна из лучших картин – «Бегство немцев из Новгорода». Авторы правдиво и ярко изобразили город в январе 1944 года.

Прибыв в освобожденный город, Кукрыниксы своими глазами увидели страшную картину вандалистского разрушения, которую затем продуманно и наглядно перенесут на полотно.

Картина была вдохновлена, с одной стороны, ненавистью к врагу, а с другой – любовью к Родине и восхвалением советского патриотизма.

Примечательно, что центральными фигурами выступают не люди, а незыблемые творения русского зодчества. Величественный Софийский собор, стены и купола которого испещрены выбоинами, гордо сияет за спиной отступающих немцев.

Враги в панике мечутся с факелами в руках, трусливо поджигая обломки, в попытке остановить наступление советских солдат. В снегу хаотично разбросаны обломки монумента «Тысячелетие России», беспощадно и целенаправленно распиленного фашистами.

Одна из бронзовых фигур с протянутой рукой выдвинута на передний план, взывая к отмщению.

Национальные святыни, таким образом, воплощают собой силу и несокрушимость русского народа. Освещенный теплыми лучами солнца, собор одновременно соединяет в себе трагичность и величие культурного наследия.

Несмотря на отблески пожара на заднем фоне, клубы дыма движутся в сторону убегающего врага. Стены собора белоснежны и сияют, а за его стенами светлеет проясняющееся от клубов гари небо.

Общая напряженность и драматичность сюжета передана цветовыми контрастами и сакральными символами в образах полотна, усилив тем самым его эмоциональное звучание.

Сложная оригинальная композиция вместе с актуальностью сюжета и идейным содержанием привлекают и делают понятной картину для всех поколений. Глубоко патриотичное и народное творчество сделало данную работу Кукрыниксов одной из наиболее значительных работ военного времени.

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kukryniksy-begstvo-fashistov-iz-novgoroda/

Читать

Всеобщая история искусств. Том 6.

От редакционной коллегии

Введение

Искусство народов СССР

Искусство России

Русское искусство конца 19 — начала 20 века

Введение

Живопись и графика

Скульптура

Архитектура

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 — начала 20 века

Советское искусство

Введение

Живопись

Скульптура

Графика

Декоративно-прикладное искусство

Архитектура

Искусство Европейских Социалистических стран

Искусство Германской Демократической Республики

Искусство Польши

Искусство Венгрии

Искусство Румынии

Искусство Болгарии

Искусство Югославии

Искусство Албании

Искусство социалистических стран Азии и Латинской Америки

Искусство Монголии

Искусство Китая

Искусство Корейской Народно-Демократической республики

Искусство Демократической Республики Вьетнам

Искусство Кубы

Библиография

Общие работы

Книга первая

Архитектура капиталистических стран

Искусство Франции

Искусство Великобритании

Искусство Бельгии

Искусство Нидерландов

Искусство Германии

Искусство Австрии

Искусство Федеративной Республики Германии

Искусство Швейцарии

Искусство Италии

Искусство Греции

Искусство Испании

Искусство Скандинавских стран и Финляндии

Искусство Дании

Искусство Норвегии

Искусство Швеции

Искусство Исландии

Искусство Финляндии

Искусство Соединенных Штатов Америки

Искусство Канады

Искусство Латинской Америки

Общие работы

Искусство Аргентины

Искусство Бразилии

Искусство Венесуэлы

Искусство Гаити.

Искусство Колумбии

Искусство Мексики

Искусство Парагвая

Искусство Перу

Искусство Пуэрто-Рико

Искусство Уругвая

Искусство Чили

Искусство Австралии

Искусство стран Азии и Африки

Искусство Японии

Искусство Индии

Искусство Цейлона.

Искусство Индонезии

Искусство Бирмы

Искусство Турции

Искусство Афганистана

Искусство Арабских стран

Искусство Эфиопии

Искусство Западной Африки

Книга вторая

Искусство России

Русское искусство конца 19 — начала 20 века

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении, Азербайджана конца 19 — начала 20 века

Советское искусство.

Общие работы

Живопись

Скульптура

Графика

Декоративно-прикладное искусство

Архитектура

Искусство Германской Демократической Республики.

Искусство Польши

Искусство Чехословакии

Искусство Венгрии

Искусство Румынии

Искусство Болгарии

Искусство Югославии

Искусство Албании

Искусство Монголии

Искусство Корейской Народно-Демократической Республики

Искусство Китая

Искусство Демократической Республики Вьетнам

Искусство Кубы

Всеобщая история искусств. Том 6.

Книга вторая. Искусство 20 века

От редакционной коллегии

Вторая книга VI тома посвящена искусству конца 19 — середины 20 в. стран, вставших в 20 столетии на путь социализма.

Научная редакция раздела, включающего искусство России и советское искусство, — Б. В. Веймарна. Научная редакция раздела, посвященного искусству зарубежных стран социализма, — Ю. Д. Колпинского и Б. В. Веймарна.

Авторами глав второй книги VI тома являются:

Введение — Б. В. Веймарн.

Русское искусство 19 — начала 20 в. — Н. И. Соколова (введение, раздел о B. А. Серове, скульптура, архитектура), М. Б. Милотворская (живопись).

Искусство Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Литвы, Грузии, Армении и Азербайджана конца 19 — начала 20 в. — Е.М.Костина.

Советское искусство — О. И. Сопоцинский (введение и живопись); Е. М. Костина (театрально-декорационная живопись); Р. Я. Аболина (скульптура); А. Ю. Нурок (графика); декоративно-прикладное искусство — И. М. Бибикова (1917 — 1945 гг.), И. М. Рязанцев (1945 — 1965 гг.); В. П. Толстой (архитектура).

Искусство Германской Демократической Республики — И. П. Горин.

Искусство Польши — Л. М. Уразова (изобразительное искусство); С. О. Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский (изобразительное искусство); C. О. Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Венгрии — Л.С.Алешина (изобразительное искусство); С.О.Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Румынии — М. Т. Кузьмина (изобразительное искусство); С. О. Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Болгарии — Е.П.Львова (изобразительное искусство); С.О.Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Югославии — Н. Я. Яворская (изобразительное искусство); С. О. Хан-Магомедов, О. А. Швидковский (архитектура).

Искусство Албании — А. Н. Тихомиров.

Искусство Монголии — О. С. Прокофьев.

Искусство Китая — Н. А. Виноградова.

Искусство Корейской Народно-Демократической Республики — Н. А. Виноградова.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «мать пикассо»

Искусство Демократической Республики Вьетнам — О.С.Прокофьев.

Искусство Кубы — В. М. Полевой.

Подбор иллюстративного материала осуществлялся Л. С. Алешиной, Н. А. Виноградовой, В. М. Макаревич, О. С. Прокофьевым и редакторами тома. Макет альбома иллюстраций выполнен научными редакторами тома. Список иллюстраций подготовлен Л. С. Алешиной, В. М. Макаревич. Указатель составлен Н.

Н. Банковским и М. И. Безруковой. Библиография по обеим книгам VI тома подготовлена по материалам, представленным авторами соответствующих глав, Н. А. Виноградовой. В подготовке текста тома к печати принимали участие Л. С. Алешина, Н. Н. Банковский, М. Б. Милотворская.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным. В книге использованы фотоматериалы Научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева, фотографии А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, Е. А. Никитина, Н. А. Крацкина. Помимо этого использованы фотоматериалы О.

А. Швидковского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, предоставление фотографий и т. п. — редакционная коллегия приносит благодарность Третьяковской галлерее, Русскому музею, Эрмитажу, Музею искусства народов Востока, Музею изобразительных искусств имени А. С.

Пушкина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории, истории и перспективных проблем архитектуры Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и персонально В. Н Белоусову, Р. А. Кацнельсон, Б. Б. Келлер, Н. Л. Крашенинниковой, Н. А. Самойловой, А. А. Стригалеву, И. В.

Эрн, а также директору Словацкой национальной галлереи в Братиславе профессору И. Вацулику, доктору И. Шетлику, доктору Б. Шегликовой, директору Национальной галлереи в Будапеште профессору Г. Э. Погань, доктору К. Вайднеру, сотрудникам Научно-исследовательского института истории искусств Академии наук Социалистической Республики Румынии, директору Народного музея в Белграде Л.

Трифу-новичу и научному сотруднику того же музея Н. Кусовой, заместителю директора отдела изобразительных искусств Югославской Академии наук и искусства Ж. Грум.

Введение

Б. Веймарн

В искусстве 20 в. резко и непримиримо сталкиваются силы, борющиеся за различные, противоположные по своим целям и задачам пути развития мировой художественной культуры.

Порожденная империализмом реакционная буржуазная идеология направляет искусство на путь, враждебный реализму, связанный с отказом от великих традиций прошлого и в конечном счете от самих принципов искусства, на путь упадка, ухода в субъективизм и патологию.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=204607&p=44

Кукрыниксы. Плакаты и карикатуры 1942 года в борьбе с врагом

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.

1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929).

Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). 

В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: «Фашистский сумрачный калиф, Кальян душистый закурив, Велел войти с докладом Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад И прочитал ему доклад: «Один немецкий пулемет Разбил сто тысяч дотов И триста тысяч девятьсот Семнадцать самолетов! Два «мессершмитта» на лету Забрали в плен Алма-Ату с воздушным загражденьем, С луной и затемненьем…».

Калиф прервал его доклад, Прикрыв плотнее двери: «А каковы, Шехеразад, Немецкие потери?» Калиф, ты задал мне вопрос Весьма замысловатый, Я на советский счет отнес Немецкие утраты!»

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.

Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.

), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60).

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941).

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк — от острого графического гротеска до лирически-живописных образов.

Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др.

произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики.

Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе — в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Все врут календари

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Молниеносную войну Он обещал в июне, И целый час метал слюну, Беснуясь на трибуне. Он говорил: — Исход войны Решу я в две недели! — И дураки его страны В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек, Бессовестный оракул Двухмесячный назначил срок, А Геббельс «хох!» проквакал. То к ноябрю, то к рождеству, То первого апреля Грозился фюрер взять Москву, А месяцы летели … «Не думать о конце войны!» — Таков приказ последний. «Немедля сдать в казну штаны!» — Гласит приказ соседний.

Уже листков календаря Не остается, кроме Сорок восьмого мартобря На стенке в желтом доме…

Фашистская унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла

Гитлер, стремясь взвалить ответственность за поражение под Москвой на отдельных высших военачальников, уволил в отставку командующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича и ряд других генералов и, будучи верховным главнокомандующим, принял на себя также командование сухопутными войсками германской армии.

Скорбная помощь

После поражения немецко-фашистских войск под Москвой Гитлер начал смещать генералов и фельдмаршалов с занимаемых ими постов, имели место случаи отдачи под суд и разжалования.

Дело преступной шайки

Грязное белье Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Две прачки хмурые Лаваля жмут и трут: Правительство Виши они скрутили в жгут. Хоть мало совести и чести у Лаваля, Но этакий нажим он выдержит едва ли. А прачки жмут, и трут, и крутят, как белье, Лаваля грязного, Дарлана, Дорио.

Упоминаемые в стихах имена: Дорио — главарь одной из самых прогитлеровских фашистских организаций во Франции.

Золотые руки (после расстрелов в Лионе)

В апреле 1942 г. по настоянию Берлина премьер-министром коллаборационистского правительства во Франции (Виши) стал Лаваль, зарекомендовавший себя как активный сторонник широкого, в том числе и военного, сотрудничества с фашистской Германией. По его распоряжениям чинились расправы над французскими патриотами.

Фашистская банда — сельскохозяйственная команда «По приказу немецкого штаба в оккупированный район назначается сельскохозяйственная команда под начальством лейтенанта Вебера.

В команду входят 5 унтер-офицеров полевой жандармерии, унтер-офицер и 11 солдат артполка, подходящий санитарный чин, повар, бухгалтер, мотоциклист… Подпись: Гюнтцель. Верно: Гауптман.

» (Выписка из немецкого документа).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сельскохозяйственные пушки, Жандармы вместе с артполком Ведут осаду деревушки, Где пахнет козьим молоком. От канонады небу жарко. Гремят орудья, как гроза. Окружена одна доярка. Осаждена одна коза. Как видно, козье молоко Дается немцам нелегко!

Молодец среди овец, против молодца — сам овца

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Фон-Драппе, офицер немецкий. Примерным был штурмовиком. Он мог ребенка молодецки Пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые Смирили буйство наглеца И обнаружили впервые, Что он — не Драппе, а овца. Теряя облик человечий. Полковник задал лататы И вдруг заблеял по-овечьи. Скрываясь в ближние кусты.

Гитлер и смерть: осмелюсь доложить — линия фронта выправлена «За время с 9 по 22 января на Северо-Западном и Калининском фронтах немцы потеряли убитыми свыше 17000 человек. За время с 16 по 25 января на Западном фронте немцы потеряли убитыми свыше 12000 солдат и офицеров».

(Из сообщений Совинформбюро) В ходе Московской битвы (30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.) в январе-апреле войска Западного, Калининского, Брянского, и других фронтов нанесли поражение противнику и отбросили его на 100-250 км.

Зимний фриц (обмен опытом)

Фриц прошлогодний сегодняшнему: «Прошлой зимой нам Гитлер тоже обещал новое обмундирование».

Новая кукольная комедия в постановке театра Виши

«По сообщению германского информационного бюро, Лаваль назначается главой правительства Виши. Петен остается «главой государства», а Дарлан — руководителем армии, флота и авиации». (Из газет). Карикатура сопровождалась стихами С. Маршак. 

Недаром помнит вся Россия про день Бородина В начальный период Московской битвы решительное сопротивление было оказано противнику на Можайской линии обороны. Успешные бои происходили и около Бородино на месте знаменитого сражения 1812 года. В начале весны 1942 г. советско-германский фронт временно стабилизировался.

Героический труд советских людей обеспечил быстрое увеличение военного производства. Больших успехов достигла внешняя политика СССР. К лету 1942 г. в составе антифашистской коалиции насчитывалось уже 28 стран. Однако фашистская армия продолжала оставаться грозной силой.

Неудачный для советских войск исход операций в районе Харькова и на Керченском полуострове в мае 1942 г. крайне осложнил обстановку на южном крыле советско-германского фронта. В июле началось широкое наступление немецко-фашистских войск.

Противник прорвал фронт советских войск, вышел в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. 17 июля развернулось оборонительное сражение под Сталинградом, продолжавшееся до середины ноября 1942 г. Оно положило начало великой Сталинградской битве.

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «арлезианка»

На юге советские войска в тяжелых оборонительных боях между Доном и предгорьями Главного Кавказского хребта, в горах Кавказа и на Черноморском побережье измотали немецко- фашистские войска и в начале ноября остановили их наступление.

19 ноября советские войска начали мощное контрнаступление под Сталинградом, в ходе которого была окружена, а в начале февраля 1943 г. ликвидирована более чем трехсоттысячная группировка противника.

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом явился важнейшим военно-политическим событием второй мировой войны, ознаменовавшим начало коренного перелома как в ходе Великой Отечественной войны, так и всей второй мировой войны.

О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня

В отличие от плана «Барбаросса», предусматривавшего стратегическое наступление немецко-фашистских войск в 1941 г. на всех основных направлениях, план летней наступательной кампании 1942 г.

, разработанный после поражения под Москвой, имел более ограниченные масштабы.

Южное направление советско-германского фронта становилось главным и, по существу, единственным, где вермахт предполагал осуществлять свои крупные наступательные операции.

Весенняя посевная на Украине «…В западных областях Украины уже создано 570 больших помещичьих имений… Обыкновенный честный трудящийся крестьянин земли от немцев не получает и не получит… Им не нужны украинские крестьяне, а нужны рабы, которые бы кормили своим трудом немецких панов». (Из газет).

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Везут фашисты из Германии Рассаду к посевной кампании. Рядами на кровавой грядке Под сенью пушек и штыков Сажают сотни и десятки Помещиков-крепостников. Полей немецкий пан не вспашет, Барон не станет боронить… Свободной Украины нашей Крепостникам не полонить!

Подлую тварь — на фонарь!

В сентябре 1942 г. возглавляемое Лавалем правительство Виши ввело обязательную трудовую повинность для снабжения немецкой промышленности рабочей силой: все французы в возрасте от 19 до 50 лет могли быть направлены на работу в Германию. За время пребывания Лаваля у власти (до августа 1944 г.) на принудительные работы в Германию было отправлено 750 тыс. французов.

Чернильная оборона

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Берлинские лжецы Палят чернильные зенитки В Берлине сутки напролет — Они «сбивают» Наш боевой воздушный флот. Но пусть услужливые перья Трещат и день и ночь подряд. Чернильницы — не артиллерия, А клякса — это не снаряд! Лжецам бесстыдным из Берлина Мы слово твердое даем, Что ими «сбитые» машины Мы снова в Пруссию пошлем!

Дойная корова «Ежегодно переиздается книжка Гитлера «Моя борьба», которую каждый немец вынужден выставлять напоказ у себя в квартире. На одной этой сделке Гитлер наживает миллион марок». (Из газет)

Плакат сопровождался стихами С. Маршака: У этой жилистой доярки И день и ночь из-под руки Струятся золотые марки Дождем в открытые мешки. Наполнил ливень этот звонкий Карманы, сейфы, погреба…

А кличка золотой буренки — «Майн кампф», или «Моя борьба». «Свою борьбу» доярка доит Вовсю, волнуясь и спеша. Она-то знает, что не стоит Ее буренка ни ipouia.

Настанет скоро день суровый, Давно назначенный судьбой, Когда доярку и корову Народ погонит на убой.

Под лаваленым сапогом

Паразит на паразите (руки по вшам)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: Сверкая глазами, полковник-барон Скомандовал: «Руки по швам!» Но видя, что чешется весь батальон — Скомандовал: «Руки по вшам!»

У разбитого корыта

Разгром 8-й итальянской армии под Сталинградом, а затем поражение итальянских и немецких войск в Северной Африке вызвали резкое обострение внутриполитического положения Италии. Нарастал острый кризис и в руководстве фашистской партии Италии. Потеря колониальных владений в Африке значительно сужала социальную опору режима Муссолини, делая бесперспективным его союз с крупной буржуазией.

Есть на Волге утёс

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА ЛИЦА…). 1942 Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.

«Никто не знает, как долго еще продлится война», — сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. «Поход против России, — сказал он, — длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат». (Из газет)

Блиц-грипп

Пятна крови «Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего — пишет она, — если они испачканы в крови, их можно выстирать». (Из газет)

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака: — Мой Фриц, сокровище мое, Пиши нам о своем здоровье. Пришли нам теплое белье, Хотя бы залитое кровью. Его могу я постирать. Оно малютке пригодится… Так пишет женщина и мать, Достойная подруга Фрица. Когда устраивал погром Фашист, клейменный смертным знаком, Незримо с ним врывалась в дом Она — с кошелкой и рюкзаком.

Гиммлер, кровавая собака Гитлера

Речи бессвязные, взоры усталые

После ошеломляющего поражения немецко-фашистской армии под Москвой, невиданных ранее потерь в живой силе и технике в высшем военно-политическом руководстве третьего рейха царило заметное уныние.

В ряде публичных выступлений зимой 1941 — весной 1942 гг. Гитлер довольно пессимистично оценивал сложившееся положение. 30 января 1942 г.

, выступая в Берлинском дворце спорта, Гитлер вынужден был открыто признать, что не знает, как будет вести войну в 1942 г. и сумеет ли ее выиграть.

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/vtoraja-mirovaja-voina/kukryniksy-plakaty-i-karikatury-1942-goda-v-borbe-s-vragom.html

Презентация «Искусство в годы Великой Отечественной войны»

Инфоурок › История › Презентации › Презентация «Искусство в годы Великой Отечественной войны»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайд Описание слайда:

Искусство плаката «Все для фронта, все для победы!»- эти слова стали девизом жизни и работы советских людей в годы войны. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»   

3 слайд Описание слайда:

Куприянов, Крылов,   Николай Соколов

4 слайд Описание слайда:

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска.

 Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд Описание слайда:

Живопись в годы войны К.Ф. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942)

10 слайд Описание слайда:

А. А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»

11 слайд Описание слайда:

А.А.Дейнека «Оборона Севастополя» (1943)

12 слайд Описание слайда:

С. В. Герасимов «Мать партизана» (1943)

13 слайд Описание слайда:

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».   

14 слайд Описание слайда:

А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942

15 слайд Описание слайда:

Б. М. Неменский «Мать» (1945) Ф. С. Богородский «Слава павшим героям».    

16 слайд Описание слайда:

Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода» 1944-1946

17 слайд Описание слайда:

Интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям проявился в картинах на историческую тематику П.Корин «Александр Невский»

18 слайд Описание слайда:

В.Мухина «Портрет партизанки» Е.Вучетич «Портрет И.Черняховского»

19 слайд Описание слайда:

Музыка на войне В блокадном Ленинграде композитор Д.Д. Шосткович тушил пожары и написал своё выдающееся произведение 7-ю симфониею — «Ленинградской».  9 августа 1942 симфония прозвучала  произведение прозвучала в блокадном Ленинграде.

20 слайд Описание слайда:

Через день после начала войны, композитор А.В. Александров  написал ставшую знаменитой песню «Священная война» на слова поэта В.И. Лебедева-Кумача

21 слайд Описание слайда:

В Великую Отечественную артисты составили фронтовые бригады — это почти целая армия – 45 тысяч артистов, 4 тысячи бригад и 1,5 миллиона концертов, по 10 каждый день. Маршал Ерёменко А.И.

 в своих воспоминаниях писал: «Во время войны мне довелось командовать десятью фронтами, я всегда на всех фронтах встречал артистов, которые своим бесстрашием, самоотверженным трудом поднимали моральное состояние воинов, играя спектакли и концерты в прифронтовой полосе, иногда и прямо на передовых позициях…

Артисты умели зажечь сердца бойцов, вдохнуть в них волю, умели иногда посмешить их, что способствовало поднятию их морального состояния».

22 слайд Описание слайда:

И.С.Козловский у минёров.

23 слайд 24 слайд Описание слайда:

Песня на войне «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне» Песни не просто поднимали боевой дух армии. За «Синий платочек» в атаку шли. «Синий платочек впервые исполнила на фронте» К.И.Шульженко. 

25 слайд Описание слайда:

«Платочек» Шульженко настолько всех впечатлил, что Клавдии Ивановне оказали высшие фронтовые знаки внимания — два стакана спирта, два стакана клюквы и даже торт. А военные говорили: «Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление». 

26 слайд Описание слайда:

Еще один солдат войны — Лидия Русланова. «Гвардии народная артистка», так ее окрестили на фронте, который для Руслановой начался в 41-м под Ельней: 1 120 концертов за 1 418 дней войны. 

27 слайд Описание слайда:

Во время войны Л.Русланова подарила армии две батареи «Катюш»

28 слайд Описание слайда:

«Валенки не подшиты, стареньки», как говорила Русланова, «до самого Берлина прошагали».

29 слайд Описание слайда:

Л.О.Утёсов Во время Великой Отечественной войны Утёсов на средства своего джаз-оркестра «построил» три самолета, названные с разрешения Сталина «Веселые ребята», самолеты были переданы в подарок Военно-воздушным силам.

Песня «Мишка-одессит» в исполнении Утёсова была одной из самых популярных на фронте, и Главпур армии и флота разослал пластинку с этой песней в воинские части и на боевые корабли. Утёсов с оркестром побывал на многих фронтах.

  «Песня старого извозчика» в годы войны служила радиомаяком для одного из авиационных полков.

30 слайд 31 слайд 32 слайд 33 слайд Описание слайда:

Киноискусство в годы войны Хронико – документальный жанр Драмы и трагедии Комедии Инсценировки Работали кинорежиссёры: — В. Пудовкин, С. Юткевич, Г. Козинцев, М. Донской, С. Герасимов, Г. Александров, И.Пырьев, Л.Луков.

34 слайд 35 слайд Описание слайда:

Марк Бернес Борис Андреев

36 слайд Описание слайда:

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново И обязательно указать интернет – ресурсы, которые использовались для создания шаблона: http://i82.beon.ru/35/50/965035/62/51382562/hjiio.jpeg

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-iskusstvo-v-godi-velikoy-otechestvennoy-voyni-1470711.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector