Описание картины леона бакста «ужин» (вариант 2)

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин: Описание произведения

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане». На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал.

Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина?

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив.

Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.

«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея».

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.

При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.

Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан!

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).

А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.

Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях!

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита. Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение. При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты.

Чего стоят складки скатерти!

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.

То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.

Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали.

Источник: https://artchive.ru/artists/715~Lev_Samojlovich_Bakst_Leon_Bakst/works/374655~Uzhin

“Ужин” Бакста: почему художника обвинили в непристойности

В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе.

На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в.

«Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал.

Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи.

Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа.

Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов.

Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В.

Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В.

Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста.

Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами».

Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов.

Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

Источник: http://www.nationaljournal.ru/articles/2018-07-11/2832/

Леон Бакст Ужин

Леон Бакст
Ужин, 1902
На пятой выставке «Мира искусства» вокруг картины разразился скандал. Дескать, дама ужинает в одиночестве, что неприлично, и слишком чувственная. Но и это не главная претензия:)

Лев Самойлович Бакст (Леон Бакст) Ужин

1902, 150 x 100 см • Масло, Холст

Описание картины «Ужин»

На картине Бакста «Ужин» изображена жена Александра Бенуа Ася, в девичестве – Анна Кид. Кстати, сам Бакст эту работу предпочитал называть «Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане». 

На пятой выставке «Мира искусства» в феврале 1903 года вокруг «Ужина» разразился скандал. Даже великий князь Владимир Александрович с супругой укорили художника в скабрезности и неприличной игривости. Чем же эпатировала искушенную публику эта невинная по сюжету картина? 

Идеолог передвижников Владимир Стасов раскритиковал «Ужин» Бакста, камня на камне от него не оставив. Он назвал героиню «кошкой в дамском платье», а саму картину – невыносимой вещью.

«…ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея». 

Сравнение с Бердслеем вполне уместно, а оценочное суждение Стасова спорно. Леон Бакст действительно написал картину в стиле модерн. И кошачьей грации героине не занимать.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «бурное море»

При внешней сдержанности сюжета изображенная женщина действительно завораживающе чувственная и манящая. Да и сама обстановка может вызвать разные трактовки.

Это что же, она изволит в одиночестве в ресторане ужинать? Известно, что за девицы ходят одни в ресторан! 

Изысканный головной убор, богатый наряд, небрежно брошенная на спинку стула меховая горжетка – дама явно обеспеченная (и у благочестивого обывателя возникает вопрос, откуда ее обеспеченность).

А самое невыносимое – дерзкий взгляд! Ох и доставалось за него изображенным в одиночестве красивым женщинам. Будь речь о скандальной «Олимпии» Мане, или овеянной легендами «Неизвестной» Крамского, или бросающей вызов парижскому обществу женщине из кафе на картине Репина.

Всем авторам досталось за эти картины, а уж что говорилось о самих героинях! 

Помимо упреков в безнравственности Баксту пришлось выслушать много нелицеприятного и по поводу примитивного колорита.

Отставим в сторону вопросы морали, но однозначно опротестуем последнее утверждение.

При минимальном количестве использованных цветов Бакст проявил виртуозное владение колоритом, изобразив удивительно богатые переходы, переливы, оттенки и контрасты. Чего стоят складки скатерти! 

Были и положительные отзывы на «Даму с апельсинами». К примеру, критик и философ Василий Розанов пришел в восторг от картины. В героине он увидел стильную, тонкую декадентку «с улыбкой аля-Джоконда». Кстати, любопытный и забавный нюанс. Возможно, свою лепту в скандализацию «Ужина» внесли устроители выставки.

То ли случайно, то ли по чьему-то умыслу рядом с модерновой изящной дамой Бакста оказались «Три бабы» Малявина. Невольное сопоставление зрителями этих образов: крепких крестьянских баб и изящной декадентки – наводило на множество мыслей.

Такие разные! Такие ли разные? Так далеки друг от друга! Полно, да правда ли далеки? Эти рядом расположенные ипостаси женственности не могли не взволновать посетителей выставки, потому разговоры об «Ужине» долго не смолкали. 

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Leon_Bakst_Ujin/

Творчество Льва Бакста

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф,  книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг.  В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н.

Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения “Мир искусства” (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала “Мир искусства”.

В оформлении журнала сформировался  характерный стиль Бакста:  изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях“Русских сезонов” Дягилева.

“Клеопатра” (1909), “Шехерезада” и “Карнавал” (1910), “Видение розы” и “Нарцисс” (1911), “Синий бог”, “Дафнис и Хлоя” и “Послеполуденный отдых фавна” (1912), “Игры” (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями.  В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств,  но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.

Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.

27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.

По словамМаксимилиана Волошина,  “Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к “Ипполиту” и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни”.

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: “Мир Искусства”, “Золотое Руно”, “Аполлон” и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах “Жупел”, “Адская почта” и “Сатирикон”. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его “Императрица Елизавета Петровна на охоте” (1903), “Коппелиус” (1909), очень интересно написанный “Ужин” (1903) и два панно: “Осень” (1906) и “Элизиум”, эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках;  по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Костюм к балету «Нарцисс»

К балету «Нарцисс»

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш

Декорации к балету “Шехерезада” 1910

Портрет Зинаиды Гиппиус 1906

Танцовщица из балета “Жар-птица”. 1910. 25 x 18 см. Акварель.

Карнавал

Карнавал

Ужин. 1902

К балету “Садко”

Декорации к балету “Дафнис и Хлоя” 1902

Древний ужас

Бакст Л.С. Автопортрет 1906

Балет “Шехерезада”

Костюм к балету “Шехерезада”

Костюм к балету “Шехерезада”

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь

Костюм Тамары Карсавиной

Султан

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Эскиз к балету “Елена Спартанская”

Декорации “Дафнис и Хлоя”

Декорации “Дафнис и Хлоя”

Эллизиум. 1906

Портрет Александра Бенуа. 1898

Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906

Портрет герцогини с собакой 1924

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя “Нос”

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43714395770

О выставке леона бакста словами ее куратора

Сходив в ГМИИ имени Пушкина на выставку «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения» и впечатлившись, мы решили поговорить с куратором экспозиции, директором Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии Джоном Э. Боултом и выяснить, почему юбилейная выставка выглядит именно так

Чтобы показать творчество Леона Бакста исчерпываюше, Пушкинский музей позвал курировать проект одного из самых известных специалистов по западному искусству Джона Боулта. Тот, в свою очередь, представил практически неизвестные у нас парижский и американский периоды жизни художника.

Ранние портреты, театральные костюмы и их эскизы, включая знаменитые наброски к «Русским сезонам», ткани и пейзажи — всего 250 произведений графики, фотографии, архивные документы и книги — описывают творчество Бакста, чья жизнь пришлась на смену веков и стилей и, по мнению Джона Боулта, характеризует это неопределенное время как ничто другое.

Джон Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, США, куратор выставки:

«Бакст продолжает оставаться популярным и в Европе, и в Америке. Он появляется на аукционах, ему посвящают выставки — как собственные, так и те, темой которых становится русский балет, — они обязательно случаются раз в два-три года.

Конечно, Бакст на Западе не забыт, но его знают в основном как театрального художника: на последних выставках в Нью-Йорке и Париже сделан акцент на театр.

Это хорошо, но в его работе были и другие аспекты — и поэтому мы рассказываем обо всей его карьере.

Нескромно звучит, но на нашей выставке будет полная панорама творчества Леона Бакста: сначала ранние вещи, петербургские, когда он был книжным иллюстратором, потом портреты, которые играют большую роль в его биографии. Иногда портреты выглядят как салонные, но все равно представляют собой очень интересные и красивые работы начала века.

Читайте также:  Описание картины василия худякова «стычка с финляндскими контрабандистами»

Затем начинается его серьезная карьера у Дягилева для «Русских сезонов». Парижская фаза у нас представлена не только эскизами декораций и костюмов, но и самими костюмами. Он долго жил в Париже и работал и в театре, и для домов моды, и на нашей выставке есть несколько платьев, дизайнером которых был Бакст.

Он посещал Америку два раза, в 1922 и 1924 годах, где выступал не только портретистом, рисуя богатых американцев и даже скорее богатых американок, но и как текстильщик. Частный магазин заказал ему эскизы тканей для платьев и, например, подушек для диванов, всяких буржуазных интерьеров.

Этих эскизов было очень много, в Пушкинском музее мы показываем 8 штук и тем самым хотим сказать, что Бакст даже на склоне лет работал с разными темами. Будучи в Америке, он обратил внимание на этнографический акцент страны, искусство индейцев, ацтеков и мексиканцев.

Он говорит в одном интервью, что американские художники не должны ориентироваться на Европу, а лучше интересоваться работами своих локальных мастеров.

А дальше он обнаружил для себя кино и даже говорил в одном письме, что хочет переехать в Голливуд и работать над кино. В последние дни он действительно туда отправился и вел переговоры в Голливуде, но после этого уехал в Париж, где и умер. Этот его интерес к кино меня очень волнует, однако, к сожалению, от него ничего не осталось.

Роль Бакста в мировом искусстве в конце концов театральная. Он действительно совершил революцию на сцене и понял, что главный элемент в театре — балете, драме или любом спектакле — это человек. А человек — это значит тело. И движение. Поэтому Бакст в своих костюмах и декорациях подчеркивает кинетику и динамику и вот почему он раскрывает тело.

Неслучайно то, что многие его костюмы основаны на напряженности между раскрытым телом и закрытым: его не интересовала нагота и полное платье, только этот интервал между нагим телом и телом в одежде. Если вы обратите внимание, то увидите, что его костюмы держатся на полупрозрачных материалах — шарфах, ожерельях, шароварах.

Тело видно совсем чуть-чуть, а он добавляет эти штучки — шарфы и вуали — чтобы подчеркнуть движение: когда тело начинает двигаться в этих нарядах, то элементы продолжают свое движение в воздухе. Именно из-за этого мы и помним Бакста как революционера на сцене: в девятнадцатом веке тело было довольно суровым элементом.

Конечно, существовал академический балет, но все в нем танцевали очень четко, все было под контролем. А он освобождает тело — и в этом его заслуга.

Размышляя о мировом контексте творчества Бакста, конечно, следует вспомнить искусство Обри Бердслея — его Бакст особенно ценил за книжную иллюстрацию. А что касается театра, есть известный французский театральный художник Жорж Барбье, который почувствовал влияние Бакста.

Из русских художников, которые работали в Европе и Америке, я могу вспомнить Николая Колмакова, Семена Лисина, Бориса Белинского — это целая плеяда молодых художников, работавших в 20-е, 30-е, 40-е. Бакст очень сильно чувствуется в их работах.

А синтетическоое искусство, о котором говорит Бакст, было важно для всего, что было потом. Он, собственно, говорил, что в театре есть разные элементы, но все они равны: музыка и декорация, слово и жест, движение тела.

Это те элементы, которые он старается объединить — и другие художники после него тоже это почувствовали.

Лично я очень люблю Серебряный век и начало века — я всю жизнь увлекаюсь этим сюжетом, а Бакст для меня — особенно важная фигура. Есть что-то апокалиптическое в его искусстве, какая-то сумрачность. Это еще не двадцатый век и уже не девятнадцатый, а что-то между ними, что-то, что всегда волнует. Это видно, например, в его портретах, которые никогда не закончены.

Если посмотрите на его пастельные и акварельные портреты Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, то поймете, что они не окончены, и это очень интересно. Это не Репин и не Суриков, где все окончено, красиво и все хорошо. Бакст как-то волнует этой незаконченностью, что и отражает неопределенный момент начала века до 1917 года, когда было больше вопросов, чем ответов.

Сам бы я, наверное, не смог себе позволить купить ни одну работу Бакста, но если бы мне предложили подарить, то я бы выбрал «Ужин». Странная женщина сидит и смотрит на вас, как будто бы Джоконда со своей полуулыбкой.

Она декадентка, сидит в кафе, ждет своего человека. Трудно сказать, почему, но в этой работе есть какой-то мистицизм — это прекрасный образец стиля ар-нуво и модерн — со всеми этими волнистыми линиями.

Непонятно, ни кто она, ни где, это такая блоковская незнакомка. А я очень люблю загадки».

Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/o-vystavke-leona-baksta-slovami-ee-kuratora.html

Леон Бакст: биография, творчество, картины художника и дизайнера

Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.

Учитель рисования в императорской семье

Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг.

Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре.

С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Леон Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст.

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа.

В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства».

Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».

«Париж подлинно пьян Бакстом»

В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов.

Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол».

Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

В том же году художник женился — на Любови Третьяковой. Павел Третьяков дал согласие на брак с одним условием: Бакст должен был сменить вероисповедание. Художник принял лютеранство. В 1907 году супруги расстались, и Бакст — теперь это была его официальная фамилия — вновь принял иудаизм. За это его выслали из Петербурга: в те годы не все евреи имели право жить в столице.

Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.

С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».

По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн.

Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров.

Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».

Читайте также:  Описание картины олега поповича «не взяли на рыбалку»

Модный дизайнер, известный всему миру

Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров.

Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.

Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».

В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада».

Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке.

Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.

В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Он стал для сценографа последней крупной постановкой. В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. Леона Бакста похоронили на парижском кладбище Батиньоль.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9331/leon-bakst

Волшебник сцены: непревзойденный Бакст

Лейб учился в одной из лучших гимназий города. Он увлекался литературой, запоем читал книги. Вместе с тем довольно рано у ребенка стала проявляться страсть и незаурядный талант к рисованию. Отец, ортодоксальный еврей, считал увлечение Лейба живописью делом богопротивным. По его мнению, профессия художника обрекала сына на нищее существование.

Однако мальчишеское увлечение стало для Лейба целью всей его жизни. Со временем отец смирился с этим, более того, через общих знакомых он обратился за авторитетным суждением к известному скульптору Марку Антокольскому. Рисунки юноши заслужили похвальный отзыв мастера, и по его рекомендации в 1885 году Лейба Розенберга приняли в Академию художеств.

Эскиз женского платья

Первое время юный студент учился с большим усердием. Огромное влияние на его творчество оказал Валентин Серов. Знакомство с ним переросло в дружбу. Профессора Академии художеств придерживались классических канонов живописи, Лейб же увлекался новейшими направлениями европейского искусства. Это послужило причиной того, что после четырех лет учебы в Академии художеств он бросил её.

Уже ранние работы Лейба Розенберга привлекали внимание искусствоведов. Заметной вехой в его творчестве стала первая персональная выставка, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1889 году. В это же время молодой художник взял себе псевдоним Леон Бакст (укоротил фамилию своей бабушки — Бакстер).

Как любого художника, Леона Бакста тянуло в Париж — Мекку мировой живописи того времени. В 1893 году он отправился туда, где продолжил своё образование в известной Академии Жюлиана. Огромное впечатление на молодого художника произвело творчество импрессионистов.

Жизнь в Париже складывалась непросто. Приходилось зарабатывать продажей картин, которая большого дохода не приносила. Леон писал приятелю: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж. Продавец моих картин нахально забирает гроши за мои лучшие этюды».

Ужин

Прожив шесть лет в Париже, Леон Бакст возвращается в Санкт-Петербург. Он сближается с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым, собравшими вокруг себя кружок молодых талантливых художников, исповедовавших новые идеи. Леон Бакст становится активным участником общества «Мир искусств», выпускавшего одноименный журнал. Его редактором был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Леон.

Неутомимая жажда творчества дала свои результаты. Благодарный отклик ценителей живописи вызвала коллекция великолепных работ, созданных Бакстом.

Его кисти принадлежат портреты Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Исаака Левитана, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Айседоры Дункан, Иды Рубинштейн и других видных деятелей культуры.

Эти полотна с успехом экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге и международных вернисажах. Они принесли Леону Баксту известность. Искусствоведы признали его одним из крупнейших художников-портретистов ХХ столетия.

Незаурядный талант Леона Бакста проявился и в его первой театральной работе. Всеобщее восхищение вызвало оформление им балета «Фея кукол», поставленного в Мариинском театре в 1903 году.

Эскиз костюма Царевны к балету «Жар-птица»

Леон Бакст много и плодотворно работал. Известного художника пригласили в качестве учителя к детям великого князя Владимира Александровича. На него обратили внимание коллекционеры.

Появилось много заказов, в том числе и от императора Николая II. Картины Леона Бакста приобрел миллионер Павел Третьяков, собиратель русской живописи, создавший свою знаменитую галерею.

Бакст был также прекрасным книжным иллюстратором.

В этот период произошли перемены и в личной жизни художника. Он познакомился и полюбил дочь Павла Третьякова — Любовь Павловну. Однако её отцу, известному меценату и коллекционеру, не нравилось еврейское происхождение художника.

Ради своей любви Бакст перешел в христианство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Но брак был недолгим. Через два года супруги расстались, после чего Леон возвратился в иудаизм и до конца жизни соблюдал еврейские традиции.

Несмотря на широкую известность, Бакста как еврея в 1910 году высылают из Санкт-Петербурга. Он уезжает в Париж и во французской столице возобновляет тесное сотрудничество с Сергеем Дягилевым.

Становится креативным театральным художником, участвует в оформлении знаменитых «Русских сезонов» прославленного мецената.

Апофеозом творчества Леона Бакста стали выполненные им невероятной красоты декорации и великолепные сценические костюмы для балетов «Шахерезада», «Дафнис и Хлоя», «Клеопатра», «Жар-птица», «Нарцисс», «Карнавал», «Послеполуденный отдых фавна».

Эскиз костюма Синей султанши к балету «Шахерезада»

Знаменитый сценограф оформлял спектакли не только в Париже, но и в Лондоне, и в Риме. Каждая его работа очаровывала и завораживала зрителей своими красками и экзотическими образами.

В них он стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное, фантастическое зрелище, которому аплодировал Париж.

Александр Бенуа отмечал: «В этой области Леон Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

В России художник бывал только наездами. Во время одного из них Академия художеств удостоила его почетного членства, что давало ему право жить в Санкт-Петербурге. Бывая там, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Е. Н. Званцевой. Среди его учеников был Марк Шагал.

Одна из страниц творческой биографии Леона Бакста связана с Соединенными Штатами Америки. В начале 1920-х годов он приехал в Нью-Йорк и вскоре органично вписался в театральную жизнь города.

Он успешно сотрудничал с труппой знаменитой балерины Иды Рубинштейн и оформил балет «Иштар», где она исполнила главную партию. Как декоратор Леон Бакст создал серию эскизов, декораций и сценических костюмов и для других театров.

И каждый раз он изумлял нью-йоркских зрителей своим особенным стилем.

Леон Бакст был активным участником выставки в Нью-Йорке, проходившей с 23 января по 4 марта 1923 года в залах престижного Бруклинского музея. На ней экспонировалось большое количество сценографических работ художника.

Всеобщее восхищение любителей изобразительного искусства вызывали произведения Леона Бакста, которые демонстрировались на выставке «Русское искусство», проходившей в марте 1924 года в помещении Grand Central Palace в Манхэттене.

После нескольких лет жизни в США Леон Бакст вернулся в Париж. У него было большое количество заказов. Ему приходилось напряженно работать до полного изнеможения. В результате переутомления его сердце не выдержало, и Леон Бакст скончался 27 декабря 1924 года. Весь театральный Париж провожал в последний путь великого сценографа. Он был похоронен на кладбище Батиньоль.

Сегодня работы Леона Бакста можно увидеть в крупнейших музеях мира.

Давид Мельцер

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/3307357.html

Ссылка на основную публикацию