Описание картины михаила александровича врубеля «видение пророка иезекииля (1906)»

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

?Михаил Врубель – Демон поверженныйМихаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. Он получил юридическое образование, в его семье не было никого, кто был связан с живописью. В этом отношении его история очень напоминает жизненный путь Винсента ван Гога.

Тот долгое время был проповедником, но стал художником для того, чтобы донести суть христианства до простых людей. Врубель, в отличие от Винсента, был болен не Библией. В живопись его привел Иммануил Кант.Ох уж эти немецкие философы! Сколько они сделали для русской культуры. Куда мы без Канта, Гегеля, Шопенгауэра? Про Карла Маркса вообще молчу.

Его философию те, кто родился в Советском Союзе, впитывали с молоком матери. Итак, у Врубеля был Кант. Его художник читал по-особенному. В теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией – работой в сфере между природой и свободой – признавалась только в области искусства.

А кто в 24 года не ощущает себя гением? Выбор был очевиден: из всех видов искусства живопись нравилась Михаилу Врубелю больше всего.

Михаил Врубель – Царевна-ЛебедьМихаил Врубель – УтроМихаил Врубель – ПанМихаил Врубель – Сирень

Врублю повезло. Несмотря на то, что будущий художник прошёл в Академию только вольнослушателем, он стал заниматься в мастерской легендарного Павла Петровича Чистякова частным образом.

Чистяков, по сути дела, был учителем практически всех звезд русской живописи конца XIX века. Среди его воспитанников были Репин, Суриков, Поленов, Васнецов, Серов.

У всех у них был абсолютно разный стиль, но все они в один голос единственным своим настоящим учителем называли Чистякова.Врубель обучался у лучших мастеров, конфликтовал с именитыми коллегами (чаще всего нападал на Илью Ефимовича Репина).

Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину:”А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете!”

Михаил Врубель – Сошествие Святого Духа на апостоловМихаил Врубель – Пророк Моисей (1884)Михаил Врубель – Надгробный плач (графика)

Чистяков рекомендовал Врубеля Адриану Викторовичу Прахову, который в тот момент занимался реставрацией Кирилловской церкви в Киеве. Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд. Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер.

В них не было ни слова о реставрации памятников XII века.Все было бы хорошо. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. В жизнь художника пришла любовь – бич и вдохновение возвышенных натур.

Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал. Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него.

Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче.

Михаил Врубель – Гадалка

Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину “Моление о чаше”.

В одном из писем к сестре мастер писал:”Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, – вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды.

“Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего “Демона”.

Демон сидящий (1890)Михаил Врубель – Демон летящий (1899)

“Демон” стал визитной карточкой художника. Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова – первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все.Демон у художника – не дух зла. Он – душа самой природы и самого мастера.У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие.Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление – “Демон сидящий”, битва – “Демон летящий” и поражение – “Демон поверженный”.

Михаил Врубель – Демон поверженный (1902)

Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года.

Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.

Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть. Картина и сейчас эффектна.

Но это только бледная тень того, что было раньше.

Михаил Врубель – Видение пророка Иезекииля (1906)Михаил Врубель – Шестикрылый серафим (1904)

“Поверженный Демон” принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу. Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп.Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра. Это “Шестикрылый серафим” и “Видение пророка Иезекииля”. Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали. Художнику казалось, что религиозность и соблюдение строгого поста помогут ему исцелиться. Не помогли.А в обществе слава живописца все росла. В 1905 году его сделали академиком живописи. Ни на одном заседании Врубель не был, но в почетном статусе в Академии все-таки появился.В день смерти художник поднялся с кровати и сказал своему слуге, опекавшему его в больнице:”Собирайся, Николай, поедем в Академию!”И поехали. На следующий день там был выставлен гроб с телом Врубеля.

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Источник: https://lovers-of-art.livejournal.com/64395.html

Демоны и графика Михаила Врубеля (1856 -1910)

17 марта 160 лет назад родился гениальный русский художник Михаил Александрович ВРУБЕЛЬ. О нем и его жизни я писала уже (http://my.mail.ru/community…

), и сегодняшний пост считайте продолжением, частью второй. Частей предвидится еще, надеюсь, много – к каждому дню рождения по теме творчества маэстро. Сегодня о его знаменитых ДЕМОНАХ.

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890, ГТГ

Это самое, пожалуй, знаменитое живописное произведение Врубеля. Но сегодня я хочу показать его графические работы: рисунки и акварели.

Демон сидящий.1890, эскиз, акварель

А еще его демонов и его иллюстрации к Лермонтову, Пушкину, Гёте. Врубель был хорошим графиком (замечательным), он довел до совершенного мастерства чистяковскую систему рисунка, которой обучался в Академии художеств, и в равной мере владел всеми графическими материалами. Начнем с иллюстраций к поэме М.Ю.Лермонова “Демон”

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего

Припомнить не имел он силы!

Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья, Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. В листе «Демон в келье Тамары» выражением таинственного покоя овеяно ясное и непроницаемое лицо героини.Иллюстрации к «Демону» – вершина мастерства Врубеля-графика. Они создают впечатление красочности, хотя исполнены черной акварелью. Лист «Пляска Тамары» удивителен своей цветистостью, переливчатым узором. Художник без помощи красок передал эффект расписных ковров, цветных галунов, сверкания восточной пляски. Это достигается богатством тональных переходов в пределах черно-белой шкалы и верно найденными отношениями.

Танец Тамары. 1890-1891

Переходы у Врубеля от темного к светлому прерывисты: каждый фрагмент тени или света имеет собственное очертание, внутренний контур. Костюм пляшущего черкеса испещрен мельчайшими деталями, каждая имеет свою силу тона – все вместе они создают ощущение многоцветных градаций темного и светлого.

Демон, смотрящий в долину. Черная акварель

Подобные эксперименты Врубель называл поисками «техники», но в этом понятии сосредоточено не просто высокое умение. Волшебная техника Врубеля давала возможность воплотить его видение Природы. В замечательном рисунке «Несется конь быстрее лани» автор захватывающе передал стремительный бег коня.

Несется конь быстрее лани, Храпит и рвется, будто к брани; То вдруг осадит на скаку, Прислушается к ветерку, Широко ноздри раздувая; То, разом в землю ударяя Шипами звонкими копыт, Взмахнув растрепанною гривой, Вперед без памяти летит.

Читайте также:  Описание картины леона бакста «ужин» (вариант 2)

На нем есть всадник молчаливый! Он бьется на седле порой, Припав на гриву головой. Уж он не правит поводами, Задвинул ноги в стремена, И кровь широкими струями На чепраке его видна.

Скакун лихой, ты господина Из боя вынес как стрела, Но злая пуля осетина Его во мраке догнала!

Отрывистыми штрихами он подчеркнул динамику бега: горные уступы изображены стремительно летящими в обратном направлении. Но вернемся к демону Лермонтова:

Привычке сладостной послушный, В обидель Демон прилетел. Но долго, долго он не смел Святыню мирного приюта Нарушить. И была минута, Когда казался он готов Оставить умысел жестокой, Задумчив у стены высокой Он бродит: от его шагов Без ветра лист в тени трепещет. Он поднял взор: ее окно, Озарено лампадой, блещет; Кого-то ждет она давно!

Демон у ворот монастыря

Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, — я у ног твоих! Тебе принес я в умиленье Молитву тихую любви, Земное первое мученье И слезы первые мои.

О! выслушай — из сожаленья! Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом. Твоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом; О! только выслушай, молю, —

Я раб твой, — я тебя люблю!

Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала, Белей и чище покрывала Был томный цвет ее чела. Навек опущены ресницы…

Но кто б, о небо! не сказал, Что взор под ними лишь дремал И, чудный, только ожидал Иль поцелуя, иль денницы? Но бесполезно луч дневной Скользил по ним струей златой, Напрасно их в немой печали Уста родные целовали… Нет! смерти вечную печать Ничто не в силах уж сорвать!

В пространстве синего эфира Один из ангелов святых Летел на крыльях золотых, И душу грешную от мира Он нес в объятиях своих.

И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Издалека уж звуки рая К ним доносилися — как вдруг, Свободный путь пересекая, Взвился из бездны адский дух.

Он был могущ, как вихорь шумный, Блистал, как молнии струя, И гордо в дерзости безумной Он говорит: «Она моя!»

Демон и Ангел с душой Тамары

К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглуша, Тамары грешная душа. Судьба грядущего решалась, Пред нею снова он стоял, Но, боже! — кто б его узнал? Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца, — И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Демон поверженный. 1902. Эскиз акварелью

Стихийного, отдельного от формы цвета у Врубеля не было. Он пишет цветом переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы: цветовые массы у него являются элементами, строящими форму. Вот что писали о графическом мастерстве Врубеля его современники: Н.П.Ге: «Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники. Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?» Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета – все дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет». Созданное редко удовлетворяло художника. Он часто бросал работы незаконченными, переписывал до неузнаваемости. Как было в его работе над полотном «Демон поверженный».

Эскиз

Демон поверженный Эскиз 1901  г ГРМ

Демон поверженный 1902, ГТГ

После бешеного всплеска энергии наступила катастрофа. Художник оказался на пределе сил. Каждый день вступал в борьбу с «духом зла», стараясь одолеть его, подчинить своей воле. Увы, на «Демоне поверженном» оборвался дух художника. Его художественной миссией было служение красоте, а девизом – «Истина в красоте». Врубель мучительно раскаивался в том, что связал свое творчество с «духом тьмы». Ему хотелось вернуться к себе, «с душой, открытой для добра». Поэтому его концепция «художника-пророка» далека от эстетизма. «Художник достоин пророческой миссии, только приобщившись к человеческим страданиям и тревогам».Пророк. Акварель.Слава пришла к художнику в самый тяжкий момент его жизни. Работами сумасшедшего Врубеля стали восхищаться. Возникавшие вокруг художника бесчисленные легенды сыграли свою роль в том, что он стал знаменит.Голова Демона, 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова.Каждый день с раннего утра Врубель переписывал своего «Демона». Были дни, когда «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении его лица глубокая грусть и новая красота…

Голова Демона, 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон

Способность к творчеству не покидала художника, но приняла гипертрофированные формы. Врубель переписывал ежедневно огромный холст, и посетители выставочного зала воочию могли видеть, как за ночь менялся Демон. Как в этой безумной битве мелькали и исчезали, чередуясь с ожесточенными и страшными, облики необыкновенной красоты. «Демон» оказался мощным катализатором и ускорителем безумия мастера.
Последним всплеском озарения в творчестве художника стала тема Пророка, навеянная стихотворением А.С.Пушкина. Вначале был сделан выразительно экспрессивный рисунок головы Пророка. Затем автор посвятил ей картину, на которой Пророк потрясен явлением ангела, вырастающего в сиянии крыл. В картине «Азраил» шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в руках изображен без. Пророка. Из зелено-лиловых переливов возникает лик ангела смерти. Художник придает ему сходство с собой в рисунке «Голова Пророка» и в композиции «Шестикрылый серафим», но врубелевский Пророк бессилен, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Голова пророка. 1904-1905

Лично пережитое и всеобщее слилось у Врубеля в теме пушкинского Пророка, ставшей его лебединой песнью. Оно претворилось в тему трагической судьбы художника.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.


Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.


И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.


И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

М.Врубель. Серафим. 1904–1905

В мировой литературе Врубеля привлекало только возвышенное и серьезное: он любил Гомера, Шекспира, Данте, Гете, Лермонтова, Пушкина, русский эпос, Библию. Надо отметить, что в его творчестве очень мало произведений, не имеющих литературного источника.А тема темных сил и грешных душ интересовала его давно:

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896

О рисунках Врубеля последнего периода прекрасно написал художественный критик Н.Пунин: «Пусть строгому и острому взгляду кажется, что, начиная с 1902 года, линии в рисунках Врубеля сбиваются, теряют свою гибкость и свою чистоту, начинают иногда лепетать почти по-детски. Может быть, действительно, во всех работах, сделанных мастером после первого приступа безумия, нет уже больше той твердой сдержанности и той схемы до конца продуманного стиля, которые придают суровость и четкую строгость прежним работам Врубеля. Но, нам кажется, что никогда прежде художник не достигал той силы выразительности и страстности, которая скрыта во всех этих спутанных и обезумевших космах, в этих лаконических штрихах…» Художник был одинок в искусстве: ни к какой группе он не примыкал, не имел учеников или последователей

Видение пророка Иезекииля. 1906

В творческих поисках и находках мастера отсутствовало подражание природе и имитация цвета и формы, а высочайший интеллект, талант и мастерство сочетались с независимым и гордым духом. К сожалению, гений Врубеля не поняли даже коллеги-художники из «Мира искусства». А.Бенуа в книге о русской живописи упрекал Врубеля в «вывертах» и нарочитом гениальничании, но и ретроспективизм и иронические стилизации Сомова и Бенуа были совершенно чужды мощи Врубеля, устрашавшего своим гением эстетов «мирискусников». 
Умер Михаил Врубель 14 апреля 1910 года в больнице, где провел последние годы. Гроб  с его телом  был установлен в Академии художеств. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску.   Похороны состоялись на Новодевичьем  Новодевичье_кладбище_(Санкт-Петербург) кладбище в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс  Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». Родился Михаил Врубель  17 марта 1856 года. Первый «Демоном сидящий» был написан в 1890 году.

Автопортрет. 1883

Автопортрет 1905 года.

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43403673596

Творческие поиски Михаила Александровича Врубеля Особенности его метода

Творческие поиски Михаила Александровича Врубеля. Особенности его метода.

• Врубель Михаил Александрович (1856– 1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880– 1884) у Павла Петровича Чистякова; уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Читайте также:  Описание картины джона уотерхауса «одиссей и сирены»

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты)

• Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы.

• В 1874 году Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию. Именно в этот период продолжается увлечение любительским рисованием.

Образцами для подражания служили не произведения «большого искусства» , а образы и стилистика журнальной репродукционной гравюры. Отсюда – пристрастие к иллюстрированию популярных литературных произведений, а в формальных приемах – театрализованная патетика и щеголеватый штрих, имитирующий движение резца по металлу.

Например, в исполненном пером рисунке Свидание Анны Карениной с сыном (1878). Свидание Анны Карениной с сыном, 1878

• Уже здесь, в этом раннем произведении есть то, что будет отличать сочинения Врубеля всегда: любовь к подробностям, вкус к сочинению «околичностей» .

Закрученные в орнаментальный узор с ломкими гранями складки одеяния, смятая драпировка на стуле, брошенные на ковер зонтик и перчатки образуют мастерски исполненную натюрмортную постановку, где предметы кажутся наэлектризованными энергией мятежных страстей, они выражают их даже более красноречиво, чем устрашающие, но при этом достаточно банальные позы, жесты и лица участников сцены. Свидание Анны Карениной с сыном, 1878

• Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель усердно исполнял анатомические штудии, рисунки композиций на античные темы. В пристальном разглядывании натуры ему открывалась настоящая пещера сокровищ.

Это чувствуется в акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса» . Учебная постановка ставила задачи постижения формы, цвета, фактуры. Но она стала для молодого художника священнодействием: он утопал в созерцании тяжелой парчи, матового гобелена, золотых вышивок, обнаженного тела натурщицы.

Натурщица в обстановке Ренессанса, 1883

• Врубель чеканил и огранивал поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов.

В акварели «Натурщица в обстановке Ренессанса» сформировался его художественный почерк, придающий произведениям мастера пластичность. В ее основе лежало наблюдение природных форм и метод их анализа.

Врубель превратил со временем «кристаллизацию» в орнаментальное средство преображения природы. Натурщица в обстановке Ренессанса, 1883

Чистяков Павел Петрович (1832 -1919) • Своим становлением Врубель обязан академической школе, взрастившей его редкостное дарование. В первую очередь это было заслугой Чистякова П. П. Его рационалистический метод оказался близок романтику Врубелю. Мастер видел в натуре не контуры и не цветовые пятна, а «формы» . Он учил расчленять предмет на планы.

А в живописи не отделять рисунок от цвета, каждым мазком краски фиксировать определенный план формы. Глаз Михаила Врубеля безошибочно улавливал плоскости, на которые членится форма. Для него «гранение» формы оказалось чем-то большим, чем начальная стадия работы, он стремился сохранить ее и в законченном произведении.

Поэтому предметы на его картинах напоминают кристаллы.

• Весной 1881 года художник едет в Киев, где и начинается его творческая жизнь. В Киеве Врубель руководил реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Именно там появляются его первые серьезные работы. Здесь же рождается и воплощенная в последующие времена демоническая тема.

• На стенах церкви он написал новые фигуры композиции взамен утраченных и образа для иконостаса. Художник создал фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Оплакивание» . Работая над ними, мастер не копировал старинные образцы древнего стиля, а проникал в его дух.

Сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок повлияла на собственные искания Врубеля. «Сошествие Св. Духа на апостолов» , 1885 «Оплакивание» , 1887

• Композиция «Оплакивание» еще традиционна. В ней фигуры развернуты на плоскость и решены графическими приемами.

Врубель считал, что «главный недостаток художника, возрождающего византийский стиль, заключается в том, что складки одежды, в которых византийцы проявляют столько остроумия, он заменяет простыней. Византийской живописи чуждо понятие рельефа.

Вся суть в том, чтобы при помощи орнаментального расположения форм усилить плоскость стены» . Врубель не любил «простыни» : он предпочитал орнаментальные ритмические построения.

В «Сошествии» художник идет на компромисс с «рельефом» , а в «Оплакивании» строго выдерживает плоскостной стиль. Здесь уже есть неповторимый врубелевский лиризм, скорбь в сочетании с торжественным покоем. «Сошествие Св. Духа на апостолов» , 1885 «Оплакивание» , 1887

• Переливающийся цвет в полотнах Врубеля, их кристаллическая фактура родственны мозаике. В больших холстах он приглушает многоцветие, подчиняя его общему колориту. С 1890 -х годов у него доминирует лиловый цвет сумерек с оранжевыми вспышками догорающего заката. Колорит Врубеля в эту пору символизировал мироощущение мастера.

Идеалом художника была удивительная многогранность мастеров эпохи Возрождения. Врубель пробовал свои силы в монументальных панно, декоративной скульптуре, витраже, декоративном искусстве, в архитектуре. К универсализму его подтолкнуло активное участие в деятельности мамонтовского кружка в Абрамцеве.

«Рыцарь» Витраж, 1896

• Для нас «популярный» Врубель начинается с 1890 года, когда в Москве были созданы иллюстрации к произведениям Лермонтова в юбилейном издании к 50 -летию со дня смерти поэта. • Врубель довел до совершенного мастерства чистяковскую систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами.

Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М. Ю. Лермонтова. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Иллюстрации к «Демону» – вершина мастерства Врубеля-графика. Они создают впечатление красочности, хотя исполнены черной акварелью. Иллюстрация к произведениям Лермонтова.

Демон летящий, 1890

• В листе «Демон в келье Тамары» выражением таинственного покоя овеяно ясное и непроницаемое лицо героини. Мастерство Врубеля непостижимо. Форма лица осязаема, как в скульптуре, сделано это легкими касаниями кисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкими штрихами. «Демон в келье Тамары» , 1890

• Лист «Пляска Тамары» удивителен своей цветистостью, переливчатым узором. Художник без помощи красок передал эффект расписных ковров, цветных галунов, сверкания восточной пляски. Это достигается богатством тональных переходов в пределах черно-белой шкалы и верно найденными отношениями.

Переходы у Врубеля от темного к светлому прерывисты: каждый фрагмент тени или света имеет собственное очертание, внутренний контур. Костюм пляшущего черкеса украшен мельчайшими деталями, каждая имеет свою силу тона – все вместе они создают ощущение многоцветных градаций темного и светлого.

«Пляска Тамары» , 1890

• Подобные эксперименты Врубель называл поисками «техники» , но в этом понятии сосредоточено не просто высокое умение. Волшебная техника Врубеля давала возможность воплотить его видение Природы. В замечательном рисунке «Несется конь быстрее лани» автор захватывающе передал стремительный бег коня. Отрывистыми штрихами он подчеркнул динамику бега.

У Врубеля цвет подчинен рисунку. Чувство самоценной красоты цвета было у него в высочайшей степени развито. Тем не менее, его постоянно мучила идея создания эквивалента многоцветности в монохромной гамме – от темного к светлому. Стихийного, отдельного от формы цвета у Врубеля не было. Он пишет цветом переход одного тона в другой, твердо устанавливая границы.

«Несется конь быстрее лани» , 1890

• В 1890 году, Михаил Александрович исполнил около 30 рисунков к данному собранию, большая часть которых отражала поэму. Наиболее известными картинами, которые художник в будущем перенес на холст, были «Демон сидящий» , «Демон летящий» и «Демон поверженный» . 1. 3. 2. 1. 2. 3. «Демон сидящий» , 1890 «Демон летящий» , 1899 «Демон поверженный» , 1901 -02

• В начале 1890 -х годов Михаил Александрович так же работал над панно для дома Дункера. Для произведения он выбрал тему из античной мифологии – «Суд Париса» , но решил ее в ренессансном стиле. Он не всегда сопротивлялся искушениям «моды» ; спешил, переписывая сделанное, ухудшая первоначальный замысел. «Суд Париса» Триптих, 1893

«Фауст» Триптих, 1896 • В декоративных панно из цикла «Фауст» беглость порой заменяет филигранную технику. Монументальный дар Врубеля проявляется в его панно, эскизах, станковых картинах и акварелях для Владимирского собора. Увы, они не были осуществлены: в эпоху Врубеля оказалась утерянной культура художественных ансамблей, и не возникли условия для ее возрождения.

• Для нижегородской ярмарки Врубель пишет монументальные панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» . Композиция первого проникнута удивительной музыкальностью, а сюжет последнего был заимствован из русской былины. «Принцесса Грёза» , 1896

«Микула Селянинович» , 1896

• В конце 1890 -х годов Врубель создает выдающиеся произведения портретного жанра. Прежде всего – «Портрет К. Д. Арцыбушева» . Это наиболее традиционная из врубелевских работ по композиции и по живописи. Художник не ищет в Арцыбушеве черты легендарной личности.

Он пишет интеллигентного делового человека – в его кабинете, возле полки с книгами, за письменным столом. Приподнятость над обыденностью, которая так характерна для произведений выдающегося портретиста Врубеля, присутствует и здесь. «Портрет К. Д.

Арцыбушева» , 1897

• В портрете С. И. Мамонтова он передал ярко выраженный, заряженный энергией, властный характер. В нем автор использовал иное стилевое решение и возвел индивидуальное начало в монументальное. Этим портретом художник гордился. Он писал: «Портрет С. И.

действительно как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво – красочно и звучно. . .

Цорну далеко до моего портрета, а у Серова нет твердости техники: он берет верный тон, верный рисунок; но ни в том, ни в другом нет натиска, восторга» . «Портрет С. И. Мамонтова» , 1897

• Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен.

Читайте также:  Описание картины алексея даниловича кившенко «военный совет в филях (1812)»

В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым.

Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения.

• Изощренная техника позволила ему создать очередной шедевр «Жемчужная раковина» . Для Врубеля природа воспринималась как пещера сокровищ, и в переливах раковины он увидел разлитое в природе волшебство. «Жемчужная раковина» , 1904

• В 1904 году Врубель создает портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березовой рощи.

Художник использовал в портрете серо-зеленый фон с длинными вертикалями берез, сгущающийся книзу до темно-зеленого, голубая кофточка – неуловимый тон, напоминающий синеву воды, бледность лица, розовые цвета на шляпе и тщательно написанные на груди.

Затем Врубель выполнил пастелью портрет жены, названный им «После концерта» . Портрет Н. И. Забелы. Врубель на фоне березок. , 1904 После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника, 1905

«Видение пророка Иезекииля» , 1906 • Печальная заключительная страница открывается весной 1905 года, когда художник ощутил симптомы приближения недуга. Уехав в Москву в «санаторий» , Врубель пишет «Видение пророка Иезекииля» , сделал несколько портретов.

• Портрет Брюсова (1906) делался по заказу. Сначала он был написан на фоне темного куста сирени, из которого лицо выступало рельефно и живо. Брюсов был в восторге от портрета, но художник не считал его законченным и продолжал сеансы.

Брюсову нужно было уехать на две недели в Петербург; по возвращении он увидел, что весь фон с сиренью оказался стерт. Художник принялся за новый фон, но успел нанести на полотно только предварительный набросок, где едва различаются намеки на изображение.

На том работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику.

«Автопортрет» , 1906 • Был ли Врубель художником модерна, можно ответить, что он совпадал с модерном по касательной, в целом же его творчество этим понятием не покрывается.

И не потому, что модерн — декадентский стиль: просто высшие искания Врубеля лежали вне его рамок.

• То, что Врубель одновременно и принадлежал и не принадлежал к “новому стилю”, не должно удивлять: великие художники редко умещаются в границах определенного направления или стиля, даже если стоят у его истоков как основоположники.

• В лучших его работах нет плоскостной орнаментальности и изломанной изысканности модерна, но есть «культ глубокой натуры» . Художник поднял на новую ступень духовное наследство старых мастеров. В его творчестве гениально трансформировался опыт предшествующих культур.

Его неповторимая фантазия и мастерство превратили искусство в вечно живой источник познания мира. Он неистово углублялся в тончайшие детали, «планы» , формы, отчего природа представала в его работах фантастически преображенной.

Пристальное созерцание постоянно наталкивало Врубеля на фантастические образы, отвечавшие его духовному складу.

Источники: • Астахов, Ю. А. 50 великих русских художников/ Ю. А. Астахов. – М. : Белый дом, 2008. – 88 с. ; • http: //vrubel-world. ru/ • http: //biography. artyx. ru/books/item/f 00/s 00/z 0000002/st 006. s html • http: //5 sec. info/kartiny/mixaila-vrubel-demon-sidyashhij/

Источник: http://present5.com/tvorcheskie-poiski-mixaila-aleksandrovicha-vrubelya-osobennosti-ego-metoda/

Рождение шедевра: Эскиз, этюд, картина

До 05.10.2014 в основном здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской Галереи позволит зрителю рассмотреть в исторической перспективе процессы, которые происходили в творчестве различных поколений художников на пути от рождения замысла до его воплощения на полотне.

В экспозиции можно проследить этапы становления идей прославленных картин, в числе которых «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Демон поверженный» М.А. Врубеля, «Похищение Европы» В.А. Серова. Около 200 эскизов, этюдов и набросков раскрывают особенности работы отдельных мастеров и богатство их индивидуальностей.

Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну А.А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, ГТГ).

Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника, «целая жизнь» которого «была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета» (А.И. Герцен).

Из представленных на выставке произведений первой половины XIX века особое внимание привлекают шедевры композиционного академического рисунка – эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни, связанные с созданием знаменитых живописных полотен «Последний день Помпеи» (1830–1833, ГРМ) и «Медный змий» (1841, ГРМ).

Во второй половине XIX века станковая картина стала доминировать над всеми видами изобразительного искусства, а в графике особую роль приобрел подготовительный эскиз.

Новое поколение художников решало в эскизах принципиально важную творческую задачу – «сочинение» такой четкой и лаконичной композиции, в которой ясно был бы обозначен сюжетный стержень картины.

Многие из этих листов по степени завершенности, мастерству исполнения и художественной выразительности не уступают своим живописным аналогам.

Мастера исторических композиций использовали все разнообразие типов подготовительной графики. На выставке представлены образцы беглых набросков (И.Е. Репин. «Иван Грозный», 1882), упрощенных композиционных схем (В.И. Суриков.

«Меншиков в Берёзове», 1883), виртуозно исполненных рисунков (В.Д. Поленов. «Христос и грешница», 1888), экспрессивные фантазии (Н.Н. Ге. «Суд синедриона», 1892), листы-вариации известных картин (И.Н. Крамской.

«Неутешное горе», 1870 – начало1880-х).

Значительную роль в истории пейзажной живописи сыграло увлечение художников-передвижников этнографическими мотивами. Так, из серии документально точных натурных зарисовок, почти научных карандашных «штудий», исполненных В.В.

 Верещагиным во время второго путешествия по Туркестану (1869–1970), родился живописный этюд «Развалины театра в Чугучаке» (1869–1870, ГТГ). Красочные, залитые светом акварели, привезенные из египетских путешествий, подсказали К.Е.

Маковскому тему картины «Перенесение священного ковра в Каире» (1876, ГРМ).

Специальный раздел выставки посвящен знаменитым этюдам, которые стали такой же важной частью истории русского искусства, как и произведения, к которым они были созданы. Это «Голова Христа» Н.Н. Ге для картины «Голгофа» (1893, ГТГ), работы М.А.

 Врубеля – акварель «Роза» к «Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» (1905, ГРМ) и рисунки углем: «Платье» к пастели «После концерта» (1905, ГТГ), «Голова пророка» к композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ).

«Жемчужиной первой величины» справедливо считают этюд старшей дочери А.Д. Меншикова к картине В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883, ГТГ).

Все они отличаются художественным совершенством, мастерством исполнения и, перерастая рамки этюда, превращаются в совершенно самостоятельные произведения.

На рубеже XIX–XX веков переосмыслялась роль этюда и эскиза, размывались границы между ними. Примером соединения специфики этюда и эскиза можно назвать акварель В.А. Серова «Портрет Г.Л. Гиршман» к ее живописному портрету (1907, ГТГ) и карандашный «Автопортрет» М.А.

 Врубеля, созданный в процессе работы над акварельным «Автопортретом» (1905, ГРМ). Рисунок углем М.А. Врубеля «Раковина» весьма условно может быть назван этюдом к знаменитой «Жемчужине» (1904, ГТГ). Он лишь часть цикла натурных рисунков, итогом которого является эта знаменитая композиция.

Возникновение жемчужины Врубель воссоздает как процесс рождения формы – от фрагмента к целому, от пустоты чистого листа к «перлу» – шедевру.

Этюд В.Э. Борисова-Мусатова «Осень» (1904–1905) – натурное впечатление, лежащее в основе сразу нескольких его произведений – «Куст орешника», «Осень» (оба – 1905, ГТГ).

Интереснейшие комплексы представляют собой материалы, связанные с созданием картин «Демон поверженный» (1902, ГТГ) М.А. Врубеля и «Реквием» (1905, ГТГ) В.Э. Борисова-Мусатова.

Своеобразие художественной системы каждого из них определяет уникальность творческого метода и практики подготовительной работы художников.

Уже в 1870–1880-х годах, когда эскизы и этюды стали экспонироваться на выставках, они начали привлекать внимание коллекционеров. Значение этих видов графики понимал и П.М. Третьяков.

Отдавая приоритет в собирательстве живописи, он, однако, ценил рисунок как неотъемлемую часть художественного процесса. Третьяков считал своим долгом собирать и сохранять свидетельства творческих поисков живописцев.

Эта традиция продолжается и в настоящее время при формировании коллекции Третьяковской галереи.

Басин П.В. «Смерть Плиния» 1820-е Эскиз неосуществленной картиныБруни Ф.А. «Медный змий» 1839 Окончательный эскиз одноименной картины (1841, ГРМ)Брюллов К.П. «Последний день Помпеи» Один из первых эскизов одноименной картины (1830-1833, ГРМ)Иванов А.А. «Дрожащий мальчик» 1833-1840-еИванов А.А. «Явление Христа народу» Середина 1830-х Эскиз композицииИванов А.А.

«Явление Христа народу» Середина 1830-х Эскиз композицииПеров В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду» Эскиз одноименной картины (1866, ГТГ)Васнецов В.М. «С квартиры на квартиру». Эскиз одноименной картины (1876, ГТГ)Репин И.Е. «Запорожцы» 1878 Эскиз. Первая мысль композиции картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 — 1891, ГРМ)Васильев Ф.А.

«Заброшенная мельница» Эскиз-вариант одноименной картины (1871-1873, ГТГ)Левитан И.И. «У омута» 1891 Этюд для одноименной картины (1892, ГТГ)Левитан И.И. «У омута» Эскиз-вариант одноименной картины (1892, ГТГ)Суриков В.И. «Старшая дочь Меншикова» Этюд для картины «Меншиков в Березове» (1883, ГТГ)Суриков В.И.

«Боярыня Морозова» 1885 Эскиз одноименной картины (1887, ГТГ)Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком» Эскиз левой части композиции одноименной картины (1895, ГРМ)Серов В.А. «Портрет Г.Л. Гиршман» 1906. Эскиз живописного портрета 1907 года (ГТГ)Врубель М.А. «Голова пророка» 1904-1905 Этюд для композиции «Пророк» (1906, ВМП).Сомов К.А.

«Этюд для картины «Осмеянный поцелуй» (1908, ГРМ)Борисов-Мусатов В.Э. «Портрет дамы в голубом платье» Этюд для композиции «Летняя мелодия» (1904-1905, местонахождение неизвестно)Кустодиев Б.М. «Император Николай II с цесаревичем. 1905» Эскиз картины «Парад в манеже по случаю столетия лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года» (1906, ГЭ)Кустодиев Б.М. «Портрет Л.С.

Бакста. 1910 Этюд для неосуществленного группового портрета художников «Мира искусства»

Информация (на 29.05.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54

Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Источник: http://cultobzor.ru/2014/05/rozhdenie-shedevra-gtg/

Ссылка на основную публикацию