Описание картины михаила врубеля «садко на берегу ильмень-озера»

Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков»

Конспект открытого урока в 5 классе.

Тема: Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Н.А.Римский – Корсаков

Цель урока:

— познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

Задачи урока:

— сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);

— развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;

— воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.

Тип урока: изучение нового материала.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Юрий Кушак «Снежная баба»

Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; презентация; карточки с заданием.

Ход урока:

Учащиеся под музыку входят в класс

Учитель: Давайте поприветствуем друг друга.Посмотрите на партнера по лицу и партнера по плечу. Дайте пять партнеру по плечу, и слегка ударьтесь кулачками. Молодцы! Ребята, присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке? (Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно. Мы говорили о том, как влияла музыка на творчество поэтов и писателей. О каких поэтах мы говорили?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Какие произведения слушали мы на прошлом уроке и кто их написал? (Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно. А что общего в этих произведениях?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно. Это – фортепианная музыка.

Сейчас мы проведем РЕЛЛИ ТЕЙБЛ , в которой партнеры по лицу будут работать записывая свои ответы на одном(на двоих) листе бумаги. Итак, вопрос: Перечислите, какие жанры фортепианной музыки вы знаете, и дайте им определения?

Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим об опере. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока)

История возникновения театра.

История возникновения оперы в Италии

Просмотр видеофрагмента.

Слайд 2

Учитель: Ребята, что вы увидели, услышали в этом видеофрагменте оперы?(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно. А сейчас я хотела бы познакомить вас с таким понятием, как либретто. Либретто – это краткое изложение сюжета оперы, балета, мюзикла.

Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто — основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Композитор — человек, сочиняющий музыку на текст оперного либретто, певцы её исполняют.

Ария — главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта — маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо — в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто — искусство прекрасного пения.

Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво.

Речитатив — полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.

Хор — важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.

Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов — певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.

Балет — в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами.

Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу.

Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля.

Антракт — перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями.

Слайд 3

Учитель: В основе оперы — былина о Садко, новгородском певце — гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика — с настоящими бытовыми сценами (Рисунок 1).

Слайд 4

Идея оперы — прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (1844-1908).Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко.

В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень — озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны — Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».

Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы «Садко» имеет народный характер.

Садко — гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы — особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами.

Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр? (Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Молодцы!В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.

Давайте посмотрим на экран и прочитаем, как начинается былина.

Кто прочитает вслух?

Чтение отрывка из былины

Учитель: Опера открывается увертюрой — оркестровым вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».

Обсуждение прослушанной музыки.

Учитель:

— Какую картину рисует музыка? (музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря).

— С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря? (Звучание низких струнных инструментов, повторении мелодии, появлении деревянно-духовых инструментов)

— Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Вступление » Окиан-море синее» рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины.

Основным приемом развития вступления является повтор(моря), определяющий вариационность построения, где главную тему повтора исполняют низкие струнные инструменты, а в завершении вступления звучат деревянно-духовые инструменты английского рожка и двух кларнетов, придавая оттенка сказочности, намекая на чудеса.

Давайте, прочитаем следующие слова: «Как пошел Садко к Ильмень-озеру…». Кто сможет прочитать дальше?

Чтение отрывка из былины

Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты?

(Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

Далее события разворачиваются следующим образом. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень — озеру.

— Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован).

— Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Какую песню будет петь Садко, после того, как купцы прогнали его с пира и, оказавшись на берегу Ильмень — озера? (грустную, печальную). (Выслушивание ответов учащихся)

Учитель: Хорошо. А теперь давайте посмотрим видеофрагмент песни Садко.

Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».

Учитель: Итак, мы с вами просмотрели видеофрагмент. А теперь мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента.

(мелодия распевная, выразительная, написана в характере лирической народной песни).

— Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?

— Какой голос (академическое пение) у главного героя?

(Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях, голос — высокий мужской, тенор).

— Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей (в симфоническом оркестре — звучание арфы).

Слайд 5

Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек, и возникает образ Морской царевны — фантастического существа.

В последующей сцене Садко и Морской царевны много ансамблевых и сольных номеров. «Кто же ты, девица?» — спрашивает Садко. Морская царевна ему отвечает: » Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень — озера. Сёстры мои позаслушались, пуще их всех позаслушалась я — позаслушалась, пригорюнилась.

Вот и вышла — повышла я с сёстрами на зелен луг да на крут бережок. О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой. Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут». Песня Садко пробудила в Морской царевне человеческое участие.

По её просьбе Садко поёт песню «Заиграйте, мои гусельки»

Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство.

Что же будет дальше, вы прочитаете дома самостоятельно.

Слайд 7

Учитель: Обратите внимание на экран, перед вами картина М.

Врубеля «Волхова» Внимательно посмотрите на картину и одновременно послушайте еще один отрывок из оперы, когда Морская царевна пропоет колыбельную песню прощаясь Садко , чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны. (При прослушивании колыбельной попробуйте про дирижировать характермузыки (legato)- плавно).

Просмотр картины М.Врубеля «Волхова»

Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельной Волховы».

Учитель: Дайте характеристику живописному образу Морской царевны. (Выслушивание ответов учащихся)

Какой предстаёт перед нами Волхова — образ фантастический или человечный? (Выслушивание ответов учащихся)

  1. Закрепление нового материала.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «на миру»

А сейчас мы проведем музыкальную разминку, МИКС ПЭА ШЭА

Звучит музыка, под которую все учащиеся смешиваются, образовывают пару, когда музыка прекращается, учитель задает вопрос, учащиеся отвечают, при этом не забывают поблагодарить своего напарника.

Вопросы:

— Что такое либретто?

— Назови имя композитора, написавшего оперу «Садко»

— Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

— Что такое — Ария?

— Что такое – Речитатив?

Слайд 8

Фрагменты оперы «Садко» Н.А. Римского — Корсакого, которые вы сегодня смотрели и слушали, исполнили артисты Мариинского театра, одного из старейших и ведущих театров России. В последние годы новое поколение артистов Мариинского театра под руководством дирижёра Валерия Гергиева завоевало широкое международное признание.

Слайд 9

Василий Дамаев, лирико-драматического тенор начала XX века, родившегося в кубанской станице Отрадной. Больше двух десятилетий Василий Петрович блистал на подмостках Москвы, Петербурга, Парижа, Лондона, Вены, Берлина. Трижды полнозвучный, звонкий тенор Дамаева покорял слушателей «Русских сезонов» Сергей Дягилева, называвшего его русским «Карузо».

Две самые любимые партии В. Дамаевым роли: Садко в одноимённой опере Римского — Корсакого и Герман в «Пиковой даме» Чайковского. Их, как и весь репертуар, он разучивал поразительно быстро: дома, за чаем. Брал клавир и камертон и без аккомпанемента, с листа пел всю партию. Таким выходил на сцену кубанец В.Дамаев в опере Н.А. Римского-Корсакого «Садко» .

  1. Вокально – интонационная работа.

Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню в преддверии нового года «Снежная баба» Ю.Кушака, которая поможет поднять настроение.

Исполнение хором песни Юрия Кушака «Снежная баба»

Учитель: Молодцы!

Итог урока.

Учитель: Вот и подошёл концу наш урок.

– Сделать книжки-малютки с либретто придуманной вами оперы.

— Повторить разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы.

— В учебнике на стр.55, 54 даны картины. Подберите литературные фрагменты из былины к каждой из них. Какие фрагменты из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакого созвучны этим изображениям? Какие средства художественной выразительности картин музыки раскрывают характеры главных героев оперы «Садко»?

— Прочитать до конца былину «Садко».

Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov

Читать «Римский-Корсаков»

На своем веку Римский-Корсаков несколько раз испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и мудростью природы. Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки», потом во время работы над оперой «Садко».

Он готов был молиться кривому, вывороченному из земли пню, вековому дубу, лесному ручью, озеру и даже большому кочану капусты, черному барану, петушиному звонкому крику.

Ему чудилось тогда, что животные, птицы, даже просто деревья и цветы более сведущи, чем люди, что им понятнее язык природы. В эти минуты восторга мир казался ему ближе.

Он был великим сказочником. Не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский-Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде — забытый смысл, в забытом поверье — красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках.

И еще одно поразительное явление: музыкальные тональности он воспринимал зрительно. Одна была темно-синей, сапфировой. Другая — розовой, цвета утренней зари. Третья приводила на память зеленый вешний наряд берез.

Одна напоминала ясный свет дня, другая — багряный отсвет пожара. Были тональности мрачные, серо-свинцовые, были серовато-зеленые и серовато-фиолетовые. Определенные представления связывались с последовательностью аккордов.

Река, лес, город имели как бы своих выразителей в мире звуков. «Все тональности, строи и аккорды для меня лично встречаются в самой природе», — однажды сказал он.

В изменении цвета закатных облаков, в игре лучей и световых столбов северного сияния он слышал двойную музыку: звука и цвета. Невнятный для иных язык становился ему внятен. Как поэту и мыслителю Гёте, по слову Баратынского,

Была ему звездная книга ясна,

И с ним говорила морская волна.

Тихвин, где родился и провел детские годы Николай Андреевич Римский Корсаков, — город вольного русского Севера. К середине XIX века за его плечами лежит уже почти пятисотлетняя бурная и увлекательная история. Его строили и берегли смышленые, стойкие люди — предприимчивые купцы, мастеровитые ремесленники, властные и воинственные особы духовного звания.

Тихвинцев жаловал сам царь Иван Васильевич Грозный, устроивший здесь Богородицкий (или Большой) монастырь, окруживший его крепкими стенами и отдавший ему в подчинение весь город. Таких монастырских городов, куда не имели доступа государевы воеводы, не много было на Руси. А Тихвин более двухсот лет находился под рукой у монастырских старцев. Не сказать, что рука была легкой.

Восставали против старцев закрепощенные крестьяне, рвались из-под монастырского гнета посадские люди. В XVII–XVIII веках широкой волной разлилось в Тихвине и прилегающих местах старообрядчество, проникнутое лютой враждой к монастырским порядкам.

Но и преимущества у тихвинцев были в своем роде немалые: меньше, чем в обычных посадах, приказной волокиты, раболепия и чванства, красочнее обряды, поэтичнее обычаи. Да и народ был здесь самостоятельный, бойкий на язык и скорый на расправу. С давних времен тихвинцы поддерживали сношения с Новгородом и Архангельском, с балтийским побережьем и Москвой, ездили даже в Стекольну (Стокгольм).

С великой честью выдержали они войну со Швецией в начале XVII века. Память о шведском разорении и об осаде, успешно отбитой тихвинским Большим монастырем, долго жила в народной памяти.

При Петре I в Тихвине появился в качестве полномочного начальника отпрыск старинного, чешско-литовского по происхождению, рода Корсаковых, одна из ветвей которого получила наименование Римских Корсаковых.

Некоторое время спустя малолетний племянник тихвинского коменданта Воин Яковлевич Римский-Корсаков был послан Петром во Францию в порт Тулон учиться военно-морскому делу.

Возвращение в Петербург и столкновение юного франтика с суровой прозой большой государственной стройки забавно и не без яда изображены в пушкинском «Арапе Петра Великого», где вертопрашеству Корсакова противопоставлена сила чувства и дельность Ибрагима Ганнибала Таким образом, прадед Пушкина сведен в романе с прадедом композитора[1].

Дальнейшая судьба щеголя была, впрочем, весьма счастлива То ли благодаря энергии, проявленной в морском деле, то ли благодаря светской обходительности и приятной внешности, привлекшей внимание императрицы Елизаветы Петровны, Воин Яковлевич без труда дослужился до адмиральского чина и открыл своим потомкам доступ на военно-морское поприще.

В первой половине XIX века завершено было строительство Тихвинской судоходной системы. С открытием навигации стали теперь появляться на Тихвинке сотни груженых барж, шедших из Кронштадта и Петербурга в Нижний Новгород. Тихвин приосанился. «Жили там… бойкой широкой жизнью.

Строились лодки, нагружались и перегружались суда, торговали в постоялых дворах и лавках… — вспоминал позднее один из горожан.

 — У всякого почти мещанина была резвая лошадка-«шведка», которыми тихвинцы щеголяли и в праздники ездили наперегонки по главным улицам города… Еще более бойкой жизнью жили, конечно, помещики.

Судоходные и красивые реки Тихвинка и Сясь, при близком их расстоянии от Петербурга, послужили к водворению на них целого ряда дворянских гнезд старинных фамилий… По большим дорогам, ведущим в город… днем и ночью следовали вереницы экипажей и ямских троек, обозы подвод».

Но по-прежнему центром местной жизни остается мужской монастырь с нарядными башнями и мощами крепостными стенами, со златоверхим Успенским собором, со звучными хорами певчих внутри и хорами нищих на паперти, с разнообразными звонами — благовестом и набатом, праздничным веселым трезвоном, искусным «малиновым» и унылым похоронным Летний праздник Тихвинской божьей матери, «покровительницы земли русской», ежегодно собирал чуть ли не со всего русского Севера досужих странников и усердных богомольцев. Зоркому глазу было тут на что насмотреться, чуткому уху — наслушаться.

В сенокосную пору монахи разъезжали верхами по городу, сзывая народ себе на подмогу, с упоением выводя характерный напев клича:

Тетушки, матушки, красные девицы!

Пожалуйте сенца пограбить для божьей матери!

Древняя языческая старина была жива и сплеталась с христианским обрядом.

Масленица — мокрохвостка,

Поезжай долой со двора,—

пели тихвинцы, провожая весной соломенное чучело Масленицы, и мотив был на удивление схож с напевом панихидного пения.

Под красочной внешностью устойчивого народного быта, за резными наличниками и расписными ставнями таились тревоги, темные страсти, брожение умов. Россия шла к катастрофе Крымской войны и глубокому кризису строя. И здесь, на северной окраине, веяло неблагополучием.

Множились тайные раскольничьи скиты. В селе Колодне случайно вырыли гроб с останками неведомой девушки. Поползли слухи, что она была замучена помещиком, а по смерти удостоилась святости и нетления.

Говорили, что, не удовлетворившись этим, покойница стала являться в снах окрестным крестьянам и предрекать скорую волю. К праху новой «святой», получившей в народе имя «Настасья-пастушка коров пасла», началось паломничество.

Встревоженная полиция приказала зарыть гроб под церковью. Жажда чуда разливалась в народе, глухо ропщущем и нетерпеливо ждущем перемены.

Источник: http://litlife.club/br/?b=231556&p=31

Садко смотреть онлайн

Первое музыкальное воплощение былина о новгородском гусляре Садко в творчестве Римского-Корсакова получила еще в 1867 году, когда появилась одноименная музыкальная картина для оркестра. Второе — три десятка лет спустя, оперу-былину «Садко» композитор закончил в 1896 году.

За два года до этого, летом 1894 года, Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н.Ф. Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко» и даже предложил вариант либретто. Римский-Корсаков проявил к этой идее интерес, который поддержали его друзья, в первую очередь Владимир Стасов.

Практическую работу по написанию либретто взял на себя филолог и специалист по русской старине В.И. Бельский. Первый опыт сотрудничества был успешным — впоследствии Бельский написал либретто для «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше — чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное купанье. «Помнится, что местом сочинения часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, — вспоминал Римский-Корсаков.

— Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой — раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о Садко». Следующее лето композитор провел там же, и теперь работа над «Садко» шла безостановочно.

Читайте также:  Описание картины эдуарда мане «расстрел императора максимилиана»

Картины писались одна за другой — по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без третьей картины, которая появилась позже.

Полностью опера была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М.П. Беляев. Сочинение было предложено дирекции Мариинского театра, но реакция бала весьма прохладной; Николай II вычеркнул ее из репертуара.

Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова в Рождество 1897 года и прошла с большим успехом (автор декораций — Константин Коровин).

Не в последнюю очередь популярность оперы обязана исполнителям: в партии Волховы блистала Надежда Забела-Врубель, а Варяжского гостя пел Федор Шаляпин.

Знакомство певицы и композитора произошло в это время. Впервые Римский‑Корсаков услышал ее 30 декабря 1897 года как раз в партии Волховы. «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения оказались преувеличенными.

После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение». Римский‑Корсаков после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую Царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении…

» Вскоре Забелу‑Врубель стали называть «корсаковской певицей». Она стала главным действующим лицом в постановке таких шедевров Римского‑Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».

В богатых палатах на пире новгородских купцов Садко поет о дальних землях и морях, куда он мечтает донести славу Великого Новгорода. Не по нраву пришлись дерзкие речи купцам, прогоняют они Садко. На берегу Ильмень-озера Садко поет печальную песню.

Вдруг появились прекрасные лебеди и обратились в красных девиц, а самой прекрасной была Волхова — дочь царя морского, своей песней Волхова зачаровала Садко. Околдованный Садко возвращается в Новгород, но, услышав колокольный звон, решает пойти искать обещанное Волховой богатство и счастье.

Предсказания сбываются, гусляр стал богат и, послушав заморских купцов, отправляется в путешествие, на двенадцать лет. На обратном пути остановились корабли без ветра — царь морской дань потребовал. Жребий выпал Садко, встал он на дубовую доску посреди моря, и сразу наполнились ветром паруса корабельные.

Ударил он в гусли, расступилось море, и оказался гусляр в подводном царстве. Стал играть Садко для морского царя, да так красиво, что тот решил женить его на Волхове. Начался пир свадебный, а когда гусляр играть начал, все морское царство в пляс пустилось. От пляски этой началась буря великая, корабли тонуть стали.

Но появился тут богатырь Старчище, выбил гусли из рук Садко и объявил конец власти царя морского. А дочери его Волхове назначил стать рекою.

Подводное царство пропало, а Садко с Волховой в раковине, касатками запряженной, отправились к Новгороду. На берегу озера убаюкала Волхова Садко песнею, а сама рассеялась туманом и в реку превратилась.

Плач жены Садко Любавы Буслаевны разбудил гусляра и беседовали они до рассвета, когда туман рассеялся, и все увидели, как по реке Волхове плывут от моря к Новгороду корабли с дружиной Садко.

Дивились все, слушали рассказ о чудесных приключениях, славили гусляра, реку Волхову и Великий Новгород.

Вскоре после премьеры в Москве «Садко» появился на сценах Народного дома в Петербурге, театра Музыкальной драмы, Мариинского театра.

В 1906 году опера впервые прозвучала в Большом театре и затем ставилась здесь еще несколько раз (в 1906-м — с декорациями Васнецова, в 1914-м — Билибина, в 1935-м — Федоровского). В 1949 году оперу поставили режиссер Борис Покровский, художник Федор Федоровский и дирижер Николай Голованов.

Садко пел Георгий Нэлепп, Волхову — Наталья Шпиллер, Варяжского гостя — Павел Лисициан, Индийского гостя — Иван Козловский. Постановка была награждена Сталинской премией.

Опера «Садко» всегда считалась одной из интереснейших для художника-декоратора. Перед ним открывается возможность воплотить картины древнего Новгорода со всем своеобразием его архитектуры, пленительные картины русской природы и бескрайней шири моря-океана, уже не говоря о фантастическом разнообразии материала для создания костюмов и гримов.

Русский быт и подводное царство, корабельщики, иноземные гости и морские чудища. Федоровский использовал мотивы старинной русской архитектуры в декорациях древнего Новгорода, в оформлении сцены у Ильмень-озера отразил красоту русской природы и поэзию русских народных сказок.

Удались ему и картины бескрайней морской шири, и, конечно, он смог продемонстрировать всю палитру волшебных образов в оформлении подводного царства.

Источник: https://www.culture.ru/movies/894/sadko

Кунин Иосиф Филиппович — Римский-Корсаков

Раскинувшееся над самым озером именье Вечаша, где Корсаковы снимают барский дом с большим садом, необыкновенно по душе композитору. Много раз он будет приезжать сюда на летние месяцы; пять опер, целиком или частично, здесь напишет. Неподалеку лежит еще одно сразу приглянувшееся Корсакову место — Любенск, где ему суждено провести последние два лета своей жизни.

Есть у композитора причина особенно любить эти уголки озерного северного края. В Вечаше отомкнулись его уста. После долгих лет скованности он вновь заговорил на своем родном оперном языке. Здесь, летом 1894 года, написал он в наброске «Ночь перед Рождеством», положив начало последующей, уже непрерывной оперной деятельности.

В те же месяцы в записной книжке композитора появились первые эскизы оперы «Садко». Музыка симфонической картины на тему новгородской былины должна была дать ему основу для всех «водяных» и «подводных» сцен. Трудность заключалась в том, чтобы перевести музыку в совсем иной — вокальный и сценический — план.

То, что не получалось в «Младе» и не совсем получилось в «Ночи перед Рождеством», осуществилось в «Садко». Исключительно полезны оказались советы и сценарные варианты Стасова, позволившие Корсакову преодолеть инерцию чисто оркестровой картинности. И еще два человека помогли рождению новой оперы.

Василий Васильевич Ястребцев помогал главным образом своим безграничным энтузиазмом к его сочинениям и сердечной любовью к нему самому. В том и другом Корсаков, несомненно, нуждался, а в ту пору — особенно.

Ястребцеву мы обязаны сверх того несколько наивными, но в высшей степени ценными по материалу, обширными воспоминаниями о Римском-Корсакове. Другой — Владимир Иванович Вельский, человек большой культуры, любитель и знаток русской старины и новой русской музыки, — принял участие в работе над либретто «Садко».

В нем неожиданно обнаружились задатки превосходного либреттиста.

«…Вам, а не кому другому, я обязан, что «Садко» таков, каков он есть», — написал композитор Вельскому в 1898 году, а в своих воспоминаниях отметил: «В этом скромном, застенчивом и честнейшем человеке с виду невозможно было и предположить тех знаний и того ума, которые выступали наружу при ближайшем с ним знакомстве». Работа над крупной по размерам оперой стала быстро подвигаться вперед.

«Вы удивляетесь, что я оперы, как блины, пеку. Рубинштейн, Чайковский Вам вспоминаются. Может быть, и так; но прежде послушайте, а потом судите, — делится Римский-Корсаков раздумьями с Кругликовым.

 — Я чувствую себя в роли ленивого ученика, зубрящего изо всех сил перед экзаменами. А экзамен этот есть возможность отправиться на тот свет, когда идет шестой десяток от роду.

Мало делал, много ленился, много потерял времени по-пустому, пора подумать о душе, то есть написать побольше, что можешь и к чему способен. Ну вот я и пишу».

Со времен «Снегурочки» он не знал еще такого восторженного чувства, такого, что ли, вдохновения (он не любил этого слова). После светлых жарких дней прохладные туманы окутывали берега озера и неслышно плыли, задевая тростники и прибрежные кусты. Их клочья сбивались там и сям в неясные фигуры.

Темнели сумерки, начинали бесшумный полет летучие мыши, огромный красный серп месяца казал сквозь облако острые рожки. Композитор ловил легкий шепот набегающего порывами ветра. В его сознании начинала смутно вырисовываться гибко скользящая мелодия. Она плавно покачивалась, как ладья на волне.

Светят росою медвяною косы твои, Словно жемчужным убором блестят!

Такой увидал молодой гусляр Морскую царевну, вышедшую из Ильмень-озера. Такой слышит сейчас царевну Николай Андреевич, полузакрыв глаза, боясь неосторожным движеньем спугнуть очарование.

Утром нетерпенье гнало его к письменному столу.

Размерный напев былинного сказа, жалобно-певучие причитания олонецких или архангелогородских воплениц, жаркое сверканье оркестра в момент превращенья улова в золотые слитки, ровное, величавое движение волн, упоительные зовы Морской царевны, могучие хоры вольных новгородцев — все теснилось в его воображении, прояснялось, получало внутреннюю связь и, покорное власти художника, ложилось на нотные страницы.

Приходила осень, а с ней — Петербург, привычные городские заботы, затяжные дожди и пронизывающий до костей ветер с финского залива. Но вечерами в кабинете на Загородном проспекте весело трещали дрова в печке и спорилась работа.

Сочиненное летом принимало окончательную форму, округлялось, в ходе инструментовки все яснее обозначалось целое. Автор перелистывал свою юношескую музыкальную картину «Садко», строго сличал заново сочиненную музыку со старой, ища и не находя швов, и, удовлетворенный, опять брался за перо.

И вот поставлена последняя точка. Он мог быть доволен собою. Сказано новое веское слово в русской музыке.

А между тем с постановкой оперы возникли трудности. Еще в 1895 году неблагополучно прошла на Мариинской сцене «Ночь перед Рождеством». Причина, в сущности, была пустяковой.

Молодой царь, Николай II, сперва разрешил вывести на оперную сцену царицу, в которой было трудно не узнать Екатерину II, потом под давлением возмущенных великих князей легко взял свое слово назад. Пришлось наскоро заменять в либретто царицу князем Потемкиным и меццо-сопрано — баритоном.

Простить композитору этот конфуз директор императорских театров был неспособен. Представленная ему опера «Садко» была встречена с той ледяной вежливостью и той уклончивостью, какие не сулили ничего хорошего.

После Нового года волокита и оттяжки кончились: на очередном докладе директора театров Ивана Александровича Всеволожского государь император не соизволил утвердить к постановке на казенной сцене оперу господина Римского-Корсакова.

«Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее», — сказал монарх.

Из дирекции театров композитор вышел хмурый и гневный. Что-то исконно корсаковское, прямое и непоклонное, поднималось в нем. Что-то, от чего брови чуть сдвигались и спина выпрямлялась, как натянутая струна. «Ну, это еще посмотрим! Последнее слово не сказано и, верно, еще не скоро скажется, но будет оно за мною».

Читайте также:  Описание иллюстрации ивана билибина «василиса прекрасная»

Вечером следующего дня появился на Загородном Стасов.

— Ну, вот вам, Владимир Васильевич, и вся история. Возвращаться к ней не будем, — закончил короткий рассказ Римский-Корсаков. — Одно могу сказать с уверенностью: больше я опер в дирекцию не ношу. Захотят ставить, пусть просят. Не захотят — как хотят. А пока нашему «Садко» жребий — лежнем лежать в ящике письменного стола.

— Лежнем? Ни в коем случае! — немедленно взорвался Стасов. — Да и не может того статься! Капитальную оперу написали, за нее вам в ножки поклониться надо бы.

У вас тут дух вечевой вольности, дух наших северных народоправств веет не менее, чем в «Псковитянке».

Глядите, мол, на что русский человек способен без приказной избы и казенной опеки, какие дива дивные на дне океана сыщет, какие пути в заморские страны проложит!

Источник: https://fanread.ru/book/12511581/?page=21

Описать картину садко

ГлавнаяКартиныОписать картину садко

Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.

На создание картины автора вдохновила известная в народе былина о Садко, новгородском купце, славившемся своей игрой на гуслях. Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Подводному владыке настолько понравилась игра музыканта, что он решил удержать Садко при себе. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей.

Именно этот момент и изображен на полотне. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны. Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Но Садко они совершенно

не интересуют, он смотрит на простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу.

Картина «Садко» отличается своей глубиной. Она показана с помощью вереницы морских царевен, проходящих мимо героя. Девушки на переднем плане прорисованы довольно четко и детально, можно без труда рассмотреть черты их лиц и детали одежды. Фигуры же на заднем плане размыты, конец же этого строя невест теряется где-то в глубине, его не видно из-за толщи воды.

С удивительным мастерством и тщательностью прорисована морская вода. Чтобы добиться максимальной реалистичности, Репин посещает аквариум, который недавно открылся в Берлине. Художник использует разнообразные оттенки зеленого цвета – от светло-зеленого до насыщенного малахитового, почти черного.

Удалось Репину показать и фантастичность подводного мира, его неземную красоту. На полотне мы видим разнообразных обитателей морских глубин: морскую звезду, причудливых рыбок, кораллы и водоросли.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 21:38:13

opisanie-kartin.iusite.ru

«Садко»: описание, герои, анализ былины

Былина «Садко» — одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

История

По версии историков, первой основой древней  былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець.

Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде.

Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера.

Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство.

Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр.

Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира.

Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Главные герои

Садко

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Морской царь

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского,  в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера.

Уникальность произведения  — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца).

Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» — уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода – вот что оказывается выше всего для Садко — патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность – в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Описание картины Михаила Врубеля «Садко на берегу Ильмень-озера» Картины художников

Описание картины Михаила Врубеля «Садко на берегу Ильмень-озера»

Ответ:

Врубель, как никто, умел изображать на своих полотнах сказку. Его фантазия не имела границ, его творчество не терпело банальности. Он беспробудно пил, много гулял, играл в азартные игры. Под конец жизни художник и вовсе сошел с ума. Образ жизни сгубил автора, но сделал его шедевры еще более странными и непостижимыми.

В 1899 году свет увидела картина Врубеля, к тому времени уже прославленного художника-символиста, «Садко на берегу Ильмень-озера». Необычна не только сама форма произведения, но и использованные при создании материалы. Картина выполнена на картоне овальной формы при помощи красок с серебряным и золотым эффектом. Картина

напоминает скорее блюдо или тарелку. Выполнена она была на заказ, для известного богача С. Мамонтова. Он приобретал и многие готовые работы автора.

Сюжет пропитан тайной и волшебством. Центральной образующей частью композиции является синее озеро с бушующими волнами. Вода напоминает лицо старца или морского чудовища. Берег водоема покрыт крупными раковинами-рыбами, замыкающими озеро в круг.

На самом краю, на переднем плане расположилась обнаженная красавица. Это прекрасная царица озера. Ее тело имеет легкий голубоватый оттенок, а фигура безупречна. Девушка не лишена украшений, на ее голове сияет великолепный кокошник.

Верхняя часть произведения содержит схематичное изображение самого Садко.

Взгляд на картину оставляет двоякое впечатление и странное послевкусие. С одной стороны, видение художника крайне любопытно, но с другой произведение откровенно странное.

Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-08 22:23:52

opisanie-kartin.iusite.ru

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/opisat-kartinu-sadko.html

Врубель Михаил Александрович(1856-1910). 191 работа

Torrent name

Врубель Михаил Александрович(1856-1910). 191 работа.torrent

Torrent description

Infohash: 2cc6c2acb93682471574f3db3df3a1a27a99956e, 191 files in the torrent, total 153.42 MB, created at 2017-11-02 01:39:17.

Ads

Download torrent(Magnet link)

magnet:?xt=urn:btih:2cc6c2acb93682471574f3db3df3a1a27a99956e&dn=Врубель Михаил Александрович(1856-1910). 191 работа

Latest search

The Nest Is The Best277DCV-105EuroSexPartiesSMD-136star-792NSPS-606BBAN-181kawd-696pred 096STAR-921

Download infomation

The torrent has been downloaded 1699 times, the speed is very fast, the latest downloading time at 2018-10-24 22:46:59.

You may be interested in:

Torrent Contents (191 files)

Портрет З.А.Штукенберг. 1882.jpg2.11 MB

Кресло черного дерева в стиле Ренессанс.Эскиз. 1899.jpg2.06 MB

Античное панно. 1881-82.jpg2.06 MB

+Show all files

Copyright tips

We DO NOT store any content of the torrent ,Our DHT-ROBOT functionally gather and store the metadata such as the name ,size, infohash or file-list of a torrent from the DHT network. Please pay attention that we are not responsible for the authenticity and legality of the torrent.

Torrents of Child pornography and Infringement Takedown:
We believe that producers and distributors of child pornography should be hunted down and castrated. Sick bastards who watch child pornography should be sent to psychiatric evaluation.

At TorrentSearchWeb we have implemented a range of filters to prevent such torrents to be indexed. However, no automated filtering is perfect and sometimes (rarely) these torrents get picked up by robots. If you find any torrent of child pornography please let us know via [email protected].

We would be very grateful. For copyright owners please remember that TorrentSearchWeb is just a «search engine» — automated information location robot, your content is not hosted here. Please only provide URLs containing info_hash values. (Ex: https://torrentsearchweb.

cc/2cc6c2acb93682471574f3db3df3a1a27a99956e) and send us the URLs via [email protected] .Thanks.

Execution time:0.010333061218262 seconds; Generated at 2018-10-26 13:04:37 by torrentsearchweb; User IP: 18.204.199.97; User UA: ; Memory Usage:600.35 KB

#website#torrentsearchweb#website#infohash#2cc6c2acb93682471574f3db3df3a1a27a99956e#infohash#

Источник: http://torrentsearchweb.pw/2cc6c2acb93682471574f3db3df3a1a27a99956e/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector