Описание картины микеланджело буанарроти «эритрейская сивилла»

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Сикстинская капелла в Ватикане больше всего известна за две вещи. Во-первых, в прошлом домовая церковь папы римского, а сегодня Сикстинская капелла — место Конклава, собрания кардиналов, избирающих нового папу. Во-вторых — великолепная роспись потолка, сделанная Микеланджело. Хотя и другие художники тоже внесли свой вклад.

Микеланджело расписал около 1100 кв.м. потолка в период с 1508 и 1512 гг. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись!

Здесь мы собрали все фотографии этого великого шедевра с пояснениями.

29 фото

Роспись потолка заняла целых 4 года. Это сказалось на здоровье Микеланджело: работая на спине, большое количество краски попало ему в легкие. Но, безусловно, результат стоил таких усилий.

После окончания работы в 1512 году Микеланджело переключился на создание скульптур, забросив живопись до 1536 года.

Центральная часть потолка показывает сцены из Книги Бытия. С обеих сторон несколько библейских пророков и несколько сивилл: женские пророки с древних времен, которые предсказали пришествие Иисуса.

Среди пророков присутствуют все основные: Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил. В люнетах над окнами изображены некоторые предки Иисуса, в том числе и Боаз. В углах потолка изображено спасение израильтян.

Схема росписей потолка:

Потолок в Сикстинской капелле:

Бог создал Адама — Картина в Сикстинской капелле:

Верхнее изображение: Отделение света от тьмы. Внизу: Иона. Вверху слева: Иеремия. Вверху справа: Ливийская Сивилла. В правом нижнем углу: Моисей. В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. Эта часть потолка была закончена около 1511 года, когда Микеланджело было 59 лет:

Потолок Сикстинской капеллы. Верх изображения: Отделение Земли от Воды. Низ изображения: Сотворение Солнца, Луны, и Планет. Закончено в 1511 году:

Верх изображения: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет. Низ изображения: Сотворение Адама — центральная часть потолка:

Верх изображения: Ной и его семья приносят жертву Богу за их спасение от Великого потопа. Низ изображения: падение и изгнание из райского сада, 1509 год:

Верх изображения: Ной пьян и унижен. Низ изображения: Великий потоп:

Потолок Сикстинской капеллы. Вверху по центру: Заэрья. Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа. Внизу справа: Иаков и Иосиф. Внизу слева: Элиза и матан:

Сикстинской капелла, задняя стенка, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимается вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески).

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей… мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:

Центр «Страшного Суда». Здесь главная фигура — Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.

Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:

Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Ливийская Сивилла, Даниила, Сивилла из Кумы, Исаии, и Дельфийская Сивилла:

Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Сивилла, Иезекииль, Персидская Сивилла, Иеремия:

Сикстинская капелла, северная стена — «Крещение Иисуса» (Пьетро Перуджино, 1482).
В середине: крещения Иисуса. Справа: Иоан Креститель. В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:

Сикстинская капелла, северная стена — «Искушения Иисуса» (Боттичелли, 1481—1482гг.)
Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост.

Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих».

Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:

Сикстинская капелла, северная стена — «Призвание первых учеников» (Доменико Гирландайо, 1481—1482гг.)

Призвание Петра и Андрея — первых последователей Христа — показано в двух сценах.

Сикстинская капелла, северная стена — «Нагорная проповедь» (Козимо Росселли, 1481—1482). В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами. Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:

Сикстинская капелла, северная стена — «Вручение ключей» (Пьетро Перуджино, 1481 —1482гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:

Сикстинская капелла, северная стена — «Тайная вечеря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)
Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом. Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы.

Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса.

Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие:

Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей путешествует по Египту». (Пьетро Перуджино, 1482г.)

Справа: сын Моисея Элиэзер. В центре: Моисей остановлен ангелом, в общих чертах напоминающим Бога.

Сикстинская капелла, южная стена — «Несколько сцен из жизни Моисея». (Боттичелли, 1481—1482гг.) В правом нижнем углу Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.

Когда фараон услышал об убийстве, Моисей бежал в землю Мадиамскую. Там он отгонял пастухов, которые преследовали дочерей местного священника, Етро.

Ему было разрешено жениться на одной из дочерей Етро — Сепфоре:

Сикстинская капелла, южная стена — «Пересечение Красного моря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)
Моисей ведет свой народ через море Рид. Его преследуют египетские воины, но море поглощает их и спасает израильтян. На коленях рядом с Моисеем его сестра, пророчица Мириам.

Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей со сводом законов» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)
Моисей получает свод законов от Бога на горе Синай. Спящий молодой человек — Джошуа. Слева на переднем плане: Моисей и Иисус вернулись и показывают людям законы:

Сикстинская капелла, Южная Стена — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» (Боттичелли, 1482г.)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых забросать камнями Моисея.

В центре: на Аарона нападают люди, которые оспаривают его духовенство. Слева: Моисей призывает Бога наказать мятежников.

Сзади: Триумфальная арка Константина, построенная около Колизея в Риме:

Сикстинской капеллы Южная стена — «Последние действия Моисея и его смерть» (Лука Синьорелли, 1481- 1482гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе.

Слева: он передает его лидерство Джошуа. В центре: Моисей на горе Нево. Ангел показывает ему землю обетованную, которой он никогда не достигнет.

Слева: люди оплакивают его смерть:

Сикстинская капелла, вид на алтарь:

Сикстинская капелла, лицом к входу:

Сикстинская капелла, вид снаружи:

Папа Бенедикт XVI встретился в Сикстинской капелле с художниками со всего мира:

Источник: http://loveopium.ru/fotografiya-2/sikstinskaya-kapella.html

Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески, скульптуры и биография. Michelangelo Buonarroti

Микеланджело Картины и биография Микеланджело БуонарротиМикеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475-14), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.

В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

Читайте также:  Описание картины густава климта «древо жизни»

Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д.

Гирландайо (1488-1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.

Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.

Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св. Петра, Рим).

В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы.

Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534),Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент)Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Дельфийская сивиллаМикеланджело Буонарроти Ливийская сивиллаМикеланджело Буонарроти Эритрейская сивиллаМикеланджело Буонарроти Кумская сивиллаМикеланджело Буонарроти Персидская сивиллаВ которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными.

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека.

В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв. м площади) собственноручно.

В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”,Фреска «Страшный Суд»”Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др.

По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разумуФреска «Отделение света от тьмы»Человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.

Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образыпророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтическиДеталь росписи «Сотворение Адама»Одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу.

Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест.

Фрескам плафона СикстинскойФрагмент Росписи свода Сикстинской капеллыСтрашный Суд (фрагмент)Сикстинская капелла Развернутая панорама росписи Микеланджело Буонарроти свода капеллыКапеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви,ДавидМоисейПьетаМадонна с младенцем А также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер.

Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи – в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни.

Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550).Сотворение ЕвыГрехопадениеВсемирный потопЖертвоприношение НояПророк ДаниилПророк ЗахарияПророк ИезекиильПророк ИеремияПророк ИоильПророк Исайя К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-14, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная.

Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти).

Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей.

ВакхУмирающий рабВечер (Сумерки)Утро (Аврора)Скованный рабПобеда В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве.

При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.

Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело.

В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия.

Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко. Примечание. 1.

Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.

История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Качественные Фрески от производителя Affresco.

Источник: http://www.nitpa.org/mikelandzhelo-buonarroti-kartiny-freski-skulptury-i-biografiya-michelangelo-buonarroti/

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе». Описание картины микеланджело

Главная » Микеланджело картины » Описание картины микеланджело

Глядя на великолепные фрески Сикстинской капеллы, на ее величественные образы, нельзя уже в который раз не поразиться гениальному мастерству, многогранному таланту и непревзойденной фантазии Микеланджело Буанаротти.

Изумляют не столько сами библейские сюжеты, а их доскональное исполнение и внимание к мельчайшим деталям любой фрески, какую ни возьми. А о буйстве красок и говорить не приходится, поскольку видя все это вокруг себя на стенах и потолке капеллы, понимаешь. что художник добился того, чего хотел. А именно, что эти цвета так и тянет назвать неземными.

Что касается фрески “Отделение Света от Тьмы”, то, по замыслу Микеланджело, от нее должна была исходить энергия, поистине непередаваемой силы. А как же, ведь в центре сюжета – Саваоф, созидающий небесные светила, Свет, Тьму и затем отделяющий их друг от друга, таким образом являя миру день и ночь.

Могучий старец, парящий в пустом доселе пространстве, наделяет его космическими телами, создает материи и сущности, творя все это с помощью божественной энергии и высшей любви, что совсем не по нраву Хаосу, пытающемуся помешать Создателю и, естественно, терпящему поражение.

Не случайно Буанаротти представил Высший Разум в виде человека, вероятно, доказывая, что и люди способны отделять в себе свет от тьмы, создавая духовные Вселенные, полные мира, любви и понимания. У Саваофа впереди еще очень много работы – создание и отделение моря от суши, создание Ада и Рая, но начало положено, и отныне день и ночь сменяют друг друга, как солнце и луна.

Читайте также:  Описание картины александра иванова «вирсавия»

Изучая работы Микеланджело, приходит осознание истинного масштаба творчества этого художника, поэта, архитектора и скульптора, которого в любом из своих произведений интересовал, в первую очередь, человек и его место в окружающем и таком сложном бытие.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Эритрейская сивилла»

Пятая сивилла – это Эритрея. По-другому ее называли Герофила. Ее родителями были Лами и Апполон. Она не раз упоминается в книгах Моисея. Эта сивилла предсказала грекам Троянскую войну, что город Троя будет захвачен, судьбу Энея, известного основателя Рима, будущее его потомков и пришествие Христа.

Называется свила Эритреей, потому что она родилась в селении Эритрон. У нее было много имен, все ее называли по-разному: Сицилийской, Сардинской, Гергифой, Родосской, Ливийской, Левкадской и даже Самией. Существовала она за 483 года до того как взяли Трою. Она прожила более 1000 лет.

В своем творчестве Микеланджело удалось максимально точно передать образ этой цветущей и уравновешенной особы. Опирался он на всем известные факты о сивилле. Например, было известно, что она писала различные книги и пророчества о Боге, Сыне Божием, о Спасителе, о движение человеческих членов.

Также она сочинила много пророческих гимнов, стихов и изобрела инструмент треугольной формы, похожий на арфу. Не зря на своем фреске Микеланджело изобразил Эритрийскую сивиллу, перелистывающую страницы древнейшей книги, в таком ракурсе, чтобы любой смог заметить ее красоту, обворожительный взгляд и силу ее телосложения.

Историк Джорджо Вазари описал ее следующими словами: “.

свою книгу сивилла держит подальше от себя и, положив ногу на ногу, собирается перелистнуть еще одну страницу, при этом она сосредоточенно обдумывает, о чем же написать дальше, в тот момент, когда стоящий позади нее пути разводит огонь, чтобы зажечь светильник. Фигура этой красавицы необычайна и по выражению лица, и по одежде; и по прическе; таковы же и ее обнаженные руки”.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Буанарроти «Обращение Савла»

Предпоследней работой легендарного художника и архитектора Микеланджело стала «Обращение Савла». Картина выполнена в качестве фрески для одного из монастырей. Она состоит из двух частей.

Первая часть показывает Иисуса Христа, направляющего праведный огонь на отряд Савла. Он окружен полуобнаженными ангелами, которые либо рассматривают его действие, либо удаляются по поручениям. Некоторые из них имеют на теле алые плащи, другие – зеленые и бирюзовые платья.

Вторая часть картины отображает небольшой отряд, посреди которого лежит сам Савл. Удар Иисуса выбивает его из седла, и он падает на землю. Его воины разбредаются кто куда. Некоторые пытаются ему помочь.

Савл – известный гонитель христиан. Его цель была заключена в сборе мощного отряда, который выгонит всех христиан со своей земли. Савл был беспощаден, и уничтожал целые поселения праведных людей. Но однажды, в одном из своих походов он получил сокрушительный удар по голове. Поблизости не было никого. Но после он понял, что происходит, так как сверху раздался голос Иисуса.

На картине мы видим удивленного Савла, устремившего свой взор ввысь. На него с небес смотрит Иисус, по бокам которого находятся ангелы. Лицо Иисуса выражает гнев, а движения направлены на полное уничтожение отряда. Но все-таки, он дает Савлу шанс.

Отряд Савла разбредается кто куда. По удивленным лицам, изображенными Микеланджело, кажется, что они не понимают, что происходит. Один из верных воинов Савла схватил щит и направил его вверх, дабы прикрыть своего командира. Какая-то часть отряда спасается бегством. Не оборачиваясь, они бегут в сторону от происходящего.

Справа видно, как убегает лошадь Савла, которую пытаются остановить его воины. Но у них ничего не выходит, и лошадь лишь раскидывает людей в разные стороны.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Ужин в Эммаусе»

Живописец Караваджо написал в период с 1599 по 1606 года две картины на один и тот же евангельский сюжет – после воскрешения Иисус является двоим ученикам. Клеопа и еще один мужчина, имя которого неизвестно, после казни учителя Христа направлялись из Иерусалима в местечко Эммаус.

По пути встретили ученики загадочного путника, разговорившись с ним о недавних нашумевших событиях. Постепенно свечерело, поэтому они предложили новому знакомому остаться с ними в постоялом дворе до следующего дня.

На полотне художника изображен момент ужина в гостинице, а конкретнее – секунда узнавания апостолами в попутчике своего умершего наставника, Сына Бога. Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи.

Клеопа (сидящий спиной к смотрящему) от неожиданно всколыхнувшихся сильных эмоций – смеси удивления, испуга и радости схватился за ручки сидения и привстал с места. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны.

Третий персонаж – хозяин дома, не видит ничего сверхъестественного, так как не понимает беседы своих гостей.

Все в полотне пронизано глубоким символизмом. Приготовленная дичь на белой скатерти и темные плоды винограда являют собой знак смерти. Белый виноград и гранаты – положительные символы жизни и воскресения. Яблоко – напоминание о грехе первых людей и его искуплении пришедшим Мессией. Хлеб с вином – евхаристические объекты. Ракушка на одежде ученика – символ пилигрима.

Уникальность изображения в не иконописном образе Христа: лицо без бороды и полноватое. В остальном, живописец художественными средствами пытался сделать сюжет реалистичным, чтобы смотрящий почувствовал себя участником этого ужина и божественного явления. Ценители творчества Караваджо признают, что задуманное мастером удалось осуществить.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/mikelandzhelo-kartiny/opisanie-kartiny-mikelandzhelo.html

Сикстинская капелла микеланджело

Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Римский папа одобрил затею, призвал к себе Микеланджело и повелел тотчас начинать эту работу.

Все соперники и недоброжелатели злословили по поводу того, что такой труд поручили Микеланджело Буонаротти, которому было тогда всего 33 года — для художника это совсем молодые годы. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.

Вот тогда и будет на нашей улице праздник». Сам Микеланджело брался за эту работу неохотно, потому что никогда до этого не занимался стенной живописью. Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю.

Но папа решил, что именно Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, и потому не слушал никаких возражений.

Постройку строительных лесов для росписи потолка папа Юлий II поручил Браманте, но тот подвесил платформу на веревках и во многих местах из-за этого потолок был пробит. Микеланджело долго размышлял, каким же образом будут заделаны эти дыры, когда нужно будет расписывать эти места.

Донато Браманте на это ответил, что по-другому сделать было невозможно, а о дырах в потолке можно будет подумать в свое время. Но Микеланджело велел снять эти жалкие сооружения и построил не касающиеся стен подмостки, лежа на которых и приступил к работе.

Свои мысли Микеланджело выразил в таких стихах:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу

(Так пучит кошек мутная вода,

В Ломбардии — нередких мест беда!)

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»

Да подбородком вклинился в утробу.

Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,

Полез к горбу, и дыбом борода;

А с кисти на лицо течет бурда,

Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот;

А зад, в противовес, раздулся в бочку;

Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед.

А сзади складкой выточена в строчку,

И весь я выгнут, как сирийский лук.

Он выписал из Флоренции некоторых своих товарищей, которые были более привычны к фресковой живописи, чтобы иметь помощников в таком ответственном предприятии. Хотя некоторые и утверждали, что сделал он это из-за незнания техники фресковой живописи. Однако Микеланджело остался недоволен работой своих учеников и уничтожил все, что они сделали.

По словам его биографа, он сам растирал краски, приготовлял известковый раствор, приходил в капеллу с рассветом и уходил ночью, довольствуясь лишь легким обедом. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы.

Еще свежие краски вдруг стали покрываться плесенью, причины которой сначала никто не мог понять. Потом, правда, установили, что виной всему стало плохое качество римской извести, и что Микеланджело употреблял свой раствор слишком сырым.

Когда все было исправлено, он с прежним жаром принялся за дело и в 20 месяцев без всяких препятствий выполнил половину работы.

Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Однако Юлий II был у него несколько раз, и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса.

Он был нетерпелив до предела, и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, поэтому не пускал Юлия II.

Иногда папа проникал в капеллу тайком, и тогда Микеланджело бросал сверху доски, которые обращали в бегство взбешенного старика. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение, и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу.

Юлий II ничего не хотел слышать, и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта.

Весь Рим бросился сюда, все в немом восторге, не исключая бывших завистников и соперников, смиренно склонили головы перед великим гением.

Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и сивилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой, окружен особым орнаментом. Успех был громадный, а злые намерения Браманте только послужили к большей славе Микеланджело.

По прошествии некоторого времени Микеланджело принялся за роспись второй части свода — более обширной. И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. Микеланджело хотел на несколько дней съездить в родную Флоренцию и пошел просить у папы денег. Но тот спросил:

– Когда же ты окончишь мне капеллу?

– Как успею! —ответил Микеланджело.

– Да я сброшу тебя с подмостков! — воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом.

И тогда Микеланджело вернулся домой, привел в порядок свои дела и только приготовился уехать, как папа прислал к нему своего любимца Аккурзио с извинениями и пятьюстами дукатами.

– Не мешало бы прибавить фигурам позолоты, — сказал папа, — а то моя капелла покажется очень бедной.

– Те, кого я написал тут, — возразил Микеланджело, — были все люди бедные.

И никаких изменений вносить не стал.

«Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы.

Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.

Измученные и объятые ужасом люди с пожитками поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети.

Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.

Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее.

Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.

Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще остается надежда на спасение отчаявшихся людей.

А дальше расположена фреска «Сотворение Адама», которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи. («И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его» («Книга Бытия», I, 27).

Об этом шедевре искусствовед В.Н. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.

Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.

Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление…

Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство.

И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого».

Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью…

А потом последовали фрески с библейскими пророками:

«Пророк Исайя»

«Пророк Захария»

«Пророк Иона»

и другие), а также мифологическими сивиллами:

«Дельфийская сивилла»

«Эритрейская сивилла»

и другие.

Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы.

Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя»)

до божественного совершенства…

Все это правильно, но ни одно толкование не исчерпывает полностью содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы.

Источник: http://historylib.org/historybooks/Nadezhda–Ionina_100-velikikh-kartin/11

Ссылка на основную публикацию