Описание картины нико пиросмани «маргарита»

Миллион алых роз. Легенда о художнике, достойная быть правдивой

«Жил-был художник один, / Домик имел и холсты, / Но он актрису любил, / Ту, что любила цветы. / Он тогда продал свой дом, / Продал картины и кров / И на все деньги купил / Целое море цветов…» Мало кто знает, что знаменитый хит Аллы Пугачевой посвящен грузинскому художнику Нико Пиросмани и его любви к французской актрисе Маргарите де Севр, гастролировавшей в Тифлисе.

Нико Пиросмани. Фото: Фото из открытых источников

Место для чувств

Жизнь Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них — о страсти бедного художника к актрисе, подарившего ей миллион роз, — стала символом бескорыстной безответной любви. На самом деле эта история — очень в духе Пиросмани, которого считали человеком не от мира сего.

Ему сложно было найти свое место в обыденной жизни. Единственное, что ему нравилось, — рисовать. Он никогда не учился живописи, не знал анатомии и не имел представления о перспективе — впоследствии его назвали «примитивистом» и «представителем наивного искусства». Этих слов он тоже, разумеется, не знал.

Пиросмани просто рисовал как умел, как видел, как чувствовал, так, как рисуют дети — не рукой, а сердцем.

Нико родился в 1862 году в бедной крестьянской семье на востоке Грузии. Он сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался домой, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей — в нем просыпался художник.

После смерти родителей сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Опекуны забрали мальчика в Тифлис (нынешний Тбилиси). И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны — легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение.

Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали гостям творения приемного сына. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, а особенно пылкие — к старшей дочери Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И, когда ему исполнилось 27 лет, он решился открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки.

И тут стало ясно, что даже общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословных барьеров. Юноше дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… Отказ девушки глубоко ранил Нико. Он не мог больше оставаться в ставшем чужим доме среди людей, не желавших признать его ровней, и отправился куда глаза глядят.

С того дня он больше ни разу не виделся с Калантаровыми.

Один в толпе

Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему.

Тогда Пиросмани на все деньги открыл молочную лавку — правда, вести дела в ней он попросил давнего друга, а сам всецело отдался живописи.

Он без устали писал картины и продавал их часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску.

Снимок художника Мая Данцига стал лучшей художественной фотографиейЖители Тифлиса искренне полюбили художника, у него появилось множество друзей. Немногословный и довольно замкнутый, в кругу приятелей Нико преображался и был готов вести долгие беседы. Но иногда он вдруг замолкал, становился задумчивым, его взгляд устремлялся вдаль.

Потом он поднимался в мастерскую, где рождалось очередное творение.

Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальский сад — место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тифлиса. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине города.

Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь всей своей жизни и потерял голову.

Тифлис в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления многих европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на гастроли французского театра миниатюр «Бель вю».

«Изюминкой» представления было выступление прекрасной танцовщицы и певицы Маргариты де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Ортачальском саду, а затем они все вместе отправились в варьете. Нико вошел в зал… и замер.

На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Француженка сразила Пиросмани наповал. «Не женщина — жемчужина из драгоценного ларца!» — воскликнул он.

После концерта, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Убойная живопись. Похождения Караваджо отразились в его картинах

Душистый дар

Утром следующего дня Тифлис замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к гостинице, где жила Маргарита, охапки цветов. Подъехав к дому, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений мостовая превратилась в дивный цветистый ковер.

«Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник…

Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон.

Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», — так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти горожан, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя их все новыми подробностями.

Эволюция гения. Краткий гид по жизни и творчеству Пабло ПикассоПоследующие события рассказчики преподносят по-разному. Согласно версии, приведенной Паустовским, в то весеннее утро Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами, доносящимися с улицы, выглянула в окно и обомлела.

Она тут же сбежала вниз и замерла перед цветочным морем. Тут с другого конца душистого ковра к ней подошел человек с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и поцеловала в знак благодарности. Но любовь бедного художника не нашла отклика в ее душе.

Вскоре после этой единственной встречи Маргарита покинула Тифлис.

Крах мечты

Чтобы купить все цветы в городе для любимой женщины, художник продал свою лавку и стал нищим. Но его мечта о любви вновь рассыпалась в прах, а без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он скитался по улицам Тифлиса, ночевал у добрых людей, а иногда и вовсе на улице.

Художник начал сторониться людей и больше ни с кем не вел задушевных бесед. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое дело — Нико тяжело заболел. Пиросмани отвезли в больницу, где он и умер 5 мая 1918 года.

Похоронили художника как безвестного бедняка, могила его утеряна.

Кого из художников подделывают больше других?Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани вновь появилось из небытия. Хотя его работы и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей.

В 1959 году картины Пиросмани отправились в Париж, в Лувр.

Толпы любителей живописи стекались во дворец. Была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр.

Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день — она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам…

Ольга ГРАЖИНА

Источник: http://www.AiF.by/timefree/history/million_alyh_roz_legenda_o_hudozhnike_dostoynaya_byt_pravdivoy

Пиросмани

«ЖИЛ БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН» ИЛИ «МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ»   Реальная история, ставшая сюжетом  известной песни о судьбе бедного художника.

С легкой руки Аллы Пугачевой весь Советский Союз распевал песню про «миллион алых роз», в которые превратил свою жизнь художник ради любимой женщины.

А все началось с того, что в марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе.

Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!»Француженка сразила Николая наповал. «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» – воскликнул он.

В Тифлисе любили рассказывать историю несчастной любви Нико, и каждый излагал ее по-своему……«Нико пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала»,  – говорили пьяницы;

Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала!» – утверждали поэты;«Любил он одну актрису, но жили они отдельно», – пожимали плечами реалисты; «Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши», – разбивают в прах легенду скептики; Реальная история такова: Обычное летнее утро поначалу ничем не отличалось от других, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг. Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов — освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных — наполнили воздух. Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?

В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили.

Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег! Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей.

Однако любовь Нико не покорила Маргариту, вскоре она нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса. Такова история безответной любви бедного художника Нико Пиросмани к известной красавице – француженке Маргарите де Севр

 Продавец дров      

Отец и сын  

     Грузинский художник — самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его.

Для них в произведениях художника раскрылся особый мир, переданный непосредственно и по-своему глубоко философски. «Нико Пиросмани до того растворился в народе, что нашему поколению трудно уловить черты его индивидуальной жизни. Его будни так таинственны, что, пожалуй, ему придется остаться без обычной биографии…

» Эти слова были написаны в 1926 году, но они справедливы и по сей день. Пиросманашвили родился в кахетинском селе Мирзаани, в семье бедного крестьянина. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования.

Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков. Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, в 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге.

Но служба не привлекала его, и вскоре он сам становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески — настоящие натюрморты с кувшинами бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью.

Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои — крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники.

С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой». Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»).

Веселому крестьянскому празднику посвящает художник четыре картины, написанные в родной деревне. Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным

Дом Нико Пиросмани 

   Мать с детьми,идущая за водой

        
Жираф

колоритом — достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями. В портретах Пиросманашвили перед зрителем проходят разнообразные типы старого Тбилиси, в которых художник подметил и выявил самое характерное.

Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто, исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой, актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с рогом в руке и др. Особое место занимали на картинах Пиросманашвили разные звери, обычно по-человечески грустные, умные и добрые («Жираф», «Пасхальный барашек», «Раненый олень»).

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «муза»

Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью.

Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.Сейчас его картины стоят миллионы, а при жизни художник получал за свой труд смехотворно мало. Чаще с ним расплачивались вином и хлебом.

«Жизнь коротка, как ослиный хвост», – любил повторять художник и работал, работал, работал… Он написал около 2000 картин, из которых уцелело не более 300. Что-то неблагодарные владельцы выбросили, что-то сгорело в пожаре революции,   какие-то картины просто закрасили.     

На одном из аукционов «Сотбис» Холст известного грузинского художника Нико Пиросмани  «Арсенальская гора ночью» был продан за USD 1.600.000. 

Источник: http://pirosmani35.ru/pirosmani

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Нико Пиросмани – художник воистину легендарный. В первую очередь благодаря своим потрясающим самобытным работам в стиле примитивизма. Но также и потому, что о его жизни доподлинно известно мало. И факты, представленные в этом материале, собраны по крупицам.

Факт 1. Нико Пиросмани — сирота из грузинской глубинки

Николай Пиросманашвили родился в кафетинской деревне Мирзаани, в Тифлисской губернии, которая на тот момент принадлежала Российской империи. Годом его рождения считают 1862-й. Семья Пиросманашвили была крестьянской и бедной. Когда Нико, самому младшему ребёнку, было шесть лет, умер его кормилец-отец, а вскоре – мать и старший брат.

Нико сызмальства работал в семье работодателей покойного отца. С ними же мальчик переехал в Тифлис в 1870-м году, где научился читать по-грузински и по-русски, несколько месяцев обучался ремеслу в типографии. Также учился живописи у странствующих художников, вместе с ними рисовал вывески для лавок и духанов.

Но формального образования Пиросмани так и не получил.  

Факт 2. Нико Пиросмани – неудачливый коммерсант

После неудачного опыта работы тормозным кондуктором на железной дороге Нико Пиросмани вместе с товарищем Димитрой Алугишвили начали собственное дело: открыли молочную лавку. Пиросмани сам рисовал для неё вывески, расписывал стены.

Но коммерческая жилка у художника так и не проявилась. Да и окружающие считали его странным, безответственным и «не от мира сего».

В 1900-м году Пиросмани решил зарабатывать на жизнь исключительно тем, что любил и делал с удовольствием – живописью.

Факт 3. Сегодня Нико Пиросмани назвали бы графическим дизайнером

Главным источником заработка Нико Пиросмани было создание вывесок для разного рода торговых заведений. Этот вид декоративного искусства был чрезвычайно популярен в то время в Тифлисе.

Художник создавал насыщенные, привлекательные, аппетитные и порой причудливые натюрморты и сложные композиции для магазинов, духанов, пивных и закусочных. Надписи на вывесках делал по-грузински и по-русски.

В последнем случае – часто с ошибками.

Факт 4. Нико Пиросмани писал на клеёнке

Краски для вывесок и декоративных панно Пиросмани готовил самостоятельно, так как покупать готовые было невиданной роскошью. Холстов или других специальных материалов также было не сыскать. Поэтому художник использовал то, что было всегда под рукой – клеёнки со столов заведений, для которых он работал.

Большая часть этих клеёнок были чёрными, что служило глубоким фоном для его самобытных работ, а также самостоятельным цветом, который затруднялись разгадать и определить даже профессиональные художники.

«Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», — рассказывал писатель Константин Паустовский.

Нико Пиросмани. «Продавец дров»

Факт 5. У животных на картинах Нико Пиросмани – одно лицо

Анималистические сюжеты – одни из любимых для Пиросмани, наряду с изображением крестьян. Что характерно для многих художников-примитивистов, животные на картинах Пиросмани мало похожи на свои прототипы их реального мира. Зато у них совершенно одинаковый взгляд – грустный и уже ничего не ждущий. Взгляд самого художника.

Нико Пиросмани. «Чёрный лев»

Нико Пиросмани. «Жираф»

Факт 6. Нико Пиросмани, возможно, актрису любил — ту, что любила цветы

Существует версия, что Нико Пиросмани был безответно влюблён в актрису-француженку Маргариту ле Севр и потратил все свои скудные сбережения, дабы усыпать мостовую перед её домом цветами. Эта полулегенда-полубыль вдохновила Андрея Вознесенского и Раймонда Паулса на написание популярной песни «Миллион алых роз».

Нико Пиросмани. «Актриса Маргарита»

Факт 7. Сухой закон отобрал у Нико Пиросмани хлеб

В середине 1914-го года, с началом Первой мировой войны в Российской империи был введён сухой закон, большинство заведений общественного питания в Тифлисе закрылись. Нико Пиросмани потерял большую часть клиентов и, соответственно, заработка.

Факт 8. Нико Пиросмани пировал лишь на картинах и умер в бездомной нищете

На картинах Пиросмани часто видим сцены, где грузинские мужчины беззаботно пируют, где вино льётся рекой, а столы ломятся от закусок. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко.

В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. В очередной раз, несколько дней к ряду, в беспамятстве коченея в подвале на Молоканской улице, организм художника не выдержал голода и лишений.

Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Ему было 56 лет. Похоронен был в общей могиле для бедняков.

Нико Пиросмани. «Праздник»

Факт 9. Настоящий успех к Нику Пиросмани пришёл посмертно

Художника Пиросмани поддерживало Общество грузинских художников, а также  футуристы, выставлявшие его работы на своих коллективных выставках и готовивишие о нём искусствоведческие материалы. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели.

Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. Из картин, сделанных на деревянных досках, владельцы в трудные времена делали стенки для печей.

Познакомиться с уникальным наследием Нико Пиросмани можно в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственном музее искусства народов Востока и  Третьяковской галерее в Москве, а также в доме-музее художника в деревне Мирзаани.

Кроме того, репродукциями картин Пиросмани можно полюбоваться в большинстве кафе и ресторанов грузинской национальной кухни.

Нико Пиросмани. «Крестьянка с детьми, идущая за водой»

Нико Пиросмани. «Натюрморт»

Нико Пиросмани. «Красавица»

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Niko-Pirosmani-9-faktov-o-golodnom-gruzinskom-hudozhnike.aspx?ID=3965

Нико Пиросмани: «Актриса Маргарита.» — Журнал «Культурная Столица»

Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › ЖивописьНико Пиросмани: «Актриса Маргарита.»

Автопортрет.Нико Пиросмани.

Героиня прекрасной легенды, вдохновившей Андрея Вознесенского на написание хита «Миллион алых роз», актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр. В начале 1900-х она гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце бедного художника Нико Пиросмани.

Тогда и произошла эта чудесная история с цветами, которую спустя десять лет после смерти Нико записал со слов тифлисцев Константин Паустовский. В Тифлисе он влюбился в картинки Пиросмани и рассказал о бродячем грузинском живописце в своей книге «Повесть о жизни».

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии… Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен… Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам.

Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за плечи и прижалась к нему. — Почему, — спросила Маргарита, — почему ты подарил мне эти горы цветов? Я ничего не понимаю, Нико. Пиросмани не ответил.

Но Маргарита поняла и без его ответа силу его любви и крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей — жителей тифлисского квартала Сололаки.

Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу.

Потому что все знали, что Пиросмани любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь»…

Дом художника. Государственный музей Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.

Он родился в 1862-м, в крестьянской семье. Его родина — маленькое село Мирзаани в Кахетии. Мальчик рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Разве могли они знать, что угловатый грузинский подросток, малевавший вывески, работавший кондуктором и торговавший в лавке, станет великим художником?..

Интерьер комнаты в Государственном музее Нико Пиросманишвили в селе Мирзаани.

Но слава пришла к Нико очень поздно. Живописец умер в полной нищете. Лишь в 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» напишет: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Пиросмани принадлежит всему человечеству».

Впрочем, многие искусствоведы и по сию пору недоуменно пожимают плечами: что в нем?.. Картины писаны на клеенке… композицию не выдерживает… колорит разрабатывает не по правилам…

И все же — когда в Лувре открылась его выставка, французская пресса в течение полутора месяцев сравнивала Нико то с Джотто, то с Анри Руссо…

Ладо Гудиашвили.Смерть Нико Пиросмани.

Многие факты биографии Пиросманашвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти. И одна из них, история о его любви. Вся его жизнь была страшным испытанием.Но в его жизни была и большая любовь. Это в первую очередь страстная любовь к живописи.

Он нигде и никогда не учился. Его учителями были странствующие маляры-художники, которые расписывали в селах и городках духаны. В начале XX века он был просто бродячим художником, неустанно и увлеченно писавшим картины и не смущался, что берут их на вывески для лавок, трактиров и винных погребов…

Он был так беден, что покупать холсты ему не мог себе позволить – рисовал на старой клеенке из столовых и магазинов, которую отдавали ему духанщики. Он был высок и худ, с волосами, подернутыми ранней сединой. Лицом приятен — потому что «имело оно выражение мягкости и спокойствия…».

 «Когда я пишу падших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни – это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех».

Кто-то сказал, что люди на картинах Пиросмани имеют выражение «тайной радости и большого удивления». Это правда. И эти чувства очень заразительны — обычно зрители отходят от полотен Нико именно с такими лицами: радостными и удивленными. Так действуют его неповторимые полотна на всех — на министра культуры или простого каменотеса.

Француженка  и его единственная любовь — Маргарита. Разве могла она понять, кто бросает к ее ногам розы?! Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал его портрет — из воображения, им ведь не довелось встретиться. Это была, скорее, фантазия на тему «великий Нико». Он умер, как беспризорный, и похоронен, как неизвестный.

Бродячий художник, признанный гением, спит вечным сном на планете Земля…

В одной из больниц для бедняков 5 мая 1918 года умирал бедный художник Нико Пиросмани. Днём раньше соседи ,узнав, что Нико вот уже неделю не появляется на людях, выломали дверь в коморке, где ютился художник.

Пред ними предстала картина: Нико лежал в глубоком голодном обмороке, у него не было сил даже на то, чтобы открыть глаза.Умирающего отвезли в больницу, надеялись что произойдет чудо, но увы…
На следующий день Пиросмани скончался.

Перед самой кончиной он на несколько минут пришёл в себя, но не молвил ни слова, и только скупая мужская слеза тихонько сползла на щеку…

Нико Пиросмани. Актриса Маргарита.

«Актриса Маргарита» остаётся жить в веках, она свидетель прекрасной любви. Эта картина одно из лучших творений Пиросмани. Портрет актрисы Маргариты одна из тех загадок, которые невозможно разгадать до конца.

Говорили,что когда в Лувре на выставке примитивистов экспонировались   картины Пиросмани, к картине «Актриса Маргарита» каждый день приходила одна старая женщина. Гид выставки заметила сходство её глаз с глазами на портрете, подошла к ней.Женщина назвала себя. Это была Маргарита де Севр.

Эта история легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского «Миллион алых роз»…

В популярной песне про «миллион-миллион-миллион алых роз» допущена невинная, но досадная ошибка. Именно белые розы подарил Пиросмани актрисе — Нико считал идеалом красоты белые розы.

Это маленький подвальчик под лестницей, дворницкая, где жил и умер великий примитивист Нико Пиросманашвили.  Размер комнатушки  около 6 квадратов. Музей был открыт в 1982 году.
Тбилиси, на ул. Пиросмани, 29.

Я — диез на нотном стане.

Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/niko_pirosmani_aktrisa_margarita/42-1-0-978

Нико Пиросмани: жизнь, любовь, картины. Репродукции работ любимого художника от Арт Холст

Нико Пиросманашвили (Пиросмани) – грузинский художник-примитивист, чье творчество продолжает вызывать горячие споры. Художник – самоучка прожил трагическую жизнь, умер голодной смертью, а признание получил лишь в последние годы.

О нём известно немного: точно не установлена дата его рождения, сохранилось лишь три его фотографии, не более трёхсот работ из более чем двух тысяч, не уцелела ни одна настенная живопись.

Зато более века по всей стране и за ее пределами рассказывается история о его трагической любви, о поступке, который оказал огромное влияние на всю его и без того непростую судьбу.

Читайте также:  Описание картины александра самохвалова «девушка в футболке»

Нико Пиросмани

Песня «Миллион алых роз» — практически реальная история из жизни художника, легенда, которая вдохновила А. Вознесенского на написание всем известных строк. Как же было на самом деле?

Жизнь до…

Родившись в бедной семье в небольшой маленькой кахетинской деревне Мирзаани, еще ребёнком был отдан в услужение в богатую тифлисскую семью, после была работа на железной дороге и торговля в молочной лавке. На протяжении всего этого времени Нико много рисовал, расписывал вывески для духанов, а картины дарил своим покупателям и друзьям.

Денег на холсты не было, поэтому в ход шло всё, что было под рукой: трактирные клеенки со столов, жестяные листы и доски. Странный выбор материалов во многом определил стиль его живописи, например, знаменитая картина «Черный Лев» была написана на чёрной клеенке.

Чёрный лев

Его работы – это природа, животные, весёлые застолья, повседневная жизнь Грузии и её жителей, как она представлялась простому торговцу из народа.

Праздник, 1906 г.

Свадьба в Кахетии, 1916 г.

Женщина с кружкой пива, 1905 г.

Рыбак в красной рубахе, 1908 г.

Нико и Маргарита

Маргариту де Севр – французскую актрису и певицу, которая приехала с гастролями в Тифлис в начале ХХ века, Пиросмани впервые увидел на афише и по легенде уже тогда влюбился в нее.

Её расположения добивались самые богатые и влиятельные люди, но даже для них она оставалась недоступной, что уж говорить про нищего художника.

Нико часто подстерегал ее у гостиницы, всячески искал с ней встреч, но его любовь была в тягость для актрисы.

Маргарита де Севр

История про невероятный поступок Пиросмани обросла легендами и догадками, мы расскажем самую распространённую версию событий.

Актриса Маргарита, 1909 г.

В память о девушке художник написал ее портрет. «Актриса Маргарита» — девушка с белым лицом, в белом платье с букетом белых цветов …

Ходит красивая легенда о том, как на выставке картин Нико Пиросмани в Лувре в 1968 г. перед портретом актрисы часто подолгу стояла пожилая женщина…та самая Маргарита де Севр.

Жизнь после Маргариты

Чтобы покорить сердце любимой, Нико пришлось продать свою лавку и всё, что он имел. Пиросмани становится бродячим художником, работающим за еду и кров.

Художник уже был достаточно популярным в городе, ему предлагали официальную работу и жилье, но он постоянно отказывался, продолжая расписывать стены и рисовать картины для духанов, принимая в качестве вознаграждения обеды и ужины, небольшие деньги для оплаты ночлега и покупок красок.

Пикник

Друзья Бегоса

Кутёж во время сбора винограда, 1906 г.

Признание

Славу о художнике за пределами города и страны разнесли братья Зданевичи и Михаил Ле-Дантю. Неудивительно, что народное творчество художника было замечено ими в одном из городских трактиров.

Именно они впервые заговорили о художнике, после чего к нему пришло признание, но, к сожалению посмертно.

Его работы выставлены в музеях, в честь него названо вино и улицы в разных городах, а его прекрасный поступок для любимой стал легендой, которая вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, писателей и простых людей по всему миру.

В современной Грузии любят и помнят Пиросмани: репродукциями его картин украшают стены в заведениях, его имя используют знаменитые бренды и производители, а история его любви – красивая легенда для туристов, которую так любят рассказывать местные жители.

Лев и Солнце

Источник: https://art-holst.com.ua/niko-pirosmani

Нико Пиросмани и его шедевры за еду

Нико Пиросмани — честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду

Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят «Да я бы сам не хуже нарисовал». Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.

За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.

AdMe.ru восхищается талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. И надеется передать часть своего восхищения и вам.

Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно.

Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения — 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани.

В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил — потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.

Вывеска для пивной «Закатала»

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины.

Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости — клеенки со столов.

Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов виноград и мясо, он начал писать людей. И даже придумывать странные названия для своих «клиентов» — например, «Одному не надо пить».

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал — «Актриса Маргарита».

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР — «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

Бездетный миллионер и бедная с детьми

У каждого свое несчастье и мерило для него, считал Пиросмани.

Счастье — это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет.

Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время — никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости.

Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели.

Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.

Белая свинья с поросятами

Через два года после смерти художника к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.

Со стен десятков галерей и музеев на людей смотрят простые грузинские крестьяне и человеческие глаза животных кисти художника с примитивными картинами и таким сложным сердцем.

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/niko-pirosmani-i-ego-shedevry-za-edu-542855/

Лекцию о любви Пиросмани прочитали рижанам

История любви Нико Пиросмани к француженке-актрисе положена в основу знаменитой песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», стихи и музыку к которой написали Андрей Вознесенский и Раймонд Паулс

Колумнист Sputnik Латвия побывала на лекции писателя и историка Игоря Оболенского в Риге, где он расказал о прекрасной и трагической любви художника Нико Пиросмани – любви, превращенной в цветы и песню.

«Когда речь заходит о Грузии, Нико Пиросмани и царицу Тамару вспоминают чаще других. Они – символы этой страны, – начал рассказ Игорь Оболенский. – В Сванетии я встретил старика, в чьем доме хранилась древняя икона царицы Тамары.

Ему даже в голову не приходило прятать ее от чужих глаз – разве кто-то может покуситься на святыню?! А Пиросмани – он никогда не учился рисовать, но стал великим, стал брендом. Его картины известны всем.

Если есть в каком-то городе грузинский ресторан, его обычно называют в честь этого художника».

© photo: Sputnik / РИА Новости

Известнейший грузинский художник Нико Пиросмани

Грузинскому самородку Оболенский посвятил книгу «Сказки Пиросмани». В ее основу легли беседы с Мирель и Валентиной Зданевич – дочерьми художника Кирилла Зданевича, первого коллекционера работ Пиросмани.

Свой гений

У каждого города есть свой гений. В Тбилиси это, несомненно, Нико Пиросмани. Выходец из кахетинской деревни, он творил так же естественно, как дышал. Его наивные, добрые, безыскусные картины спасительно действуют на чувства, возвращают доверие к миру и детскую веру в волшебство.

Герои Пиросмани в Тбилиси повсюду – они глядят на нас с музейных оригиналов и с репродукций, украшающих стены кафе и ресторанов. В честь шедевра Пиросмани «Черный лев» назван модный ресторан на левом берегу Куры. На одной из улиц старого Тбилиси стоит бронзовый дворник в человеческий рост, навеянный персонажем другой его известной картины.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Репродукция картины «Свадьба в Кахетии». Художник Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили) (1862-1918). 1913 год. Клеенка, масло.

Пиросмани начал писать картины в Тифлисе в 90-е годы XIX века: рисовал вывески и расписывал стены местных духанов. Героями его работ были колоритные жители Тифлиса и трогательные звери с человеческими глазами, а самыми популярными персонажами – поэт Шота Руставели и царица Тамара, «лики» которых продавались лучше других.

Родился вовремя, но был чужим

Сам того не ведая, Пиросмани совпал с европейской модой на примитивизм, зародившейся на рубеже 19-20 веков.

Желая вырваться из плена цивилизации, художники искали тогда отдушину в общении с природой, в естественности и простоте. Поль Гоген сбежал из Парижа на Таити, чтобы жить и рисовать среди тропических красот.

Вернуться к природе призывал и французский наивист Анри Руссо, с которым нередко сравнивают Пиросмани.

В 1912 году братья Кирилл и Илья Зданевич открыли миру творчество Пиросмани, познакомив с его работами сначала русскую, а затем и европейскую публику. Увы, это не принесло грузинскому гению при жизни ни состояния, ни громкой славы. Он прожил в бедности и умер в полной нищете, зато сейчас его работы стоят миллионы.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Мои любимые художники Нико Пиросмани и Анри Руссо Медь,выколотка 2009г

В среде тифлисских художников Пиросмани чувствовал себя чужим. Окружающие вообще считали его человеком не от мира сего.

По словам Игоря Оболенского, художник не задерживался ни на одном месте работы, поскольку был слишком добрым: в молодости, работая кондуктором на железной дороге (к слову сказать, среди его коллег был молодой Федор Шаляпин), он позволял многим ездить зайцами, а позже чуть не привел к разорению собственную молочную лавку, раздавая продукты в долг. Компаньон Пиросмани по молочному бизнесу даже платил ему по рублю в день, чтобы тот не появлялся на работе.

К ногам любимой – цветы и жизнь

В 1905 году, будучи зрелым человеком, Пиросмани влюбился во французскую певицу и актрису Маргариту де Севр, выступавшую с гастролями в тифлисских увеселительных заведениях. Он написал ее портрет в окружении золотых птиц.

Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни «Миллион алых роз», был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич.

Чтобы покорить Маргариту, Пиросмани распродал все свое имущество, купил на вырученные деньги море цветов (не роз!) и послал их к дому возлюбленной.

Впечатленная француженка встретилась с художником, но любви, увы, не получилось – между ними была пропасть.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Картина «Актриса Маргарита», художник Нико Пиросмани

Дальнейшая судьба Пиросмани складывалась печально: после истории с цветами он окончательно обнищал, переселился в духаны. Рисовал там на чем придется – на стенах, на жестянках, картоне, столовых клеенках.

Выразительный черный цвет на многих его картинах – это просто незакрашенная клеенка, обрамленная несколькими цветовыми штрихами.

Часто сюжеты для картин Пиросмани подсказывали посетители духанов – например, на одном из пейзажей по просьбе маленького мальчика он написал и луну, и солнце одновременно.

История с «миллионом роз» получила продолжение через пятьдесят лет после смерти Пиросмани.

В 1968 году, когда в парижском Лувре проходила выставка его картин, смотритель музея опознала в пожилой француженке, ежедневно приходившей к портрету Маргариты, госпожу де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая Маргарита позирует рядом с портретом кисти Пиросмани.

Не потерян – спасибо

Парижский след в истории с Пиросмани связан и с другими, более громкими именами. Большую роль в популяризации творчества грузинского гения на Западе сыграл его первооткрыватель, поэт-футурист Илья Зданевич, эмигрировавший во Францию после революции и прославившийся там под псевдонимом Ильязд.

Судьба Зданевича напоминала увлекательный авантюрный роман. Он вращался в кругах французских и русских авангардистов, дружил с Пабло Пикассо, даже вдохновил его на создание портрета Пиросмани.

Ильязд был трижды женат, и в первый раз – на модели из дома Chanel Аксель Брокар, причем Коко Шанель заказывала ему эскизы для тканей и была крестной матерью его старшей дочери Мишель.

Второй женой Зданевича была нигерийская принцесса, третьей – дама из высшего общества, художница по керамике Элен Дуар-Маре.

Алена Савельева

Картина Игоря Терентьева — Портрет Валишевской-Зданевич на фоне «Льва» Пиросмани

Брату Ильи Зданевича – Кириллу, оставшемуся в советском Тбилиси, – повезло меньше. В 1949 году он стал жертвой сталинского террора и восемь лет провел в лагере в Воркуте.

Принадлежавшие ему работы Пиросмани были распроданы или переданы в музеи, но каждой из своих дочерей он успел подарить по одной картине этого великого художника-примитивиста.

Старшей – Мирель – достался знаменитый «Черный лев».

Вокруг этого шедевра развернулась настоящая детективная история: в 1993 году вооруженные налетчики похитили его из дома Карамана Кутателадзе – сына Мирель. Картина была объявлена в международный розыск и в 2011 году вдруг всплыла в антикварном салоне в Москве.

Говорят, новый владелец выкупил картину у наследников Зданевича на законных основаниях. На родину, в Тбилиси, она пока не вернулась.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20170618/236342460/Lekciju-o-ljubvi-Pirosmani-prochitali-rizhanam.html

Алкогений №84: Пиросмани

Самый известный из грузинских художников – Николай Пиросманишвили (Пиросманашвили) был сумасшедшим, нищим, бездомным и непризнанным. Все как полагается. Обитал он в тифлисских трактирах-духанах, там же на черных клеенках писал свои наивные шедевры. Духанный живописец, воплотивший дух грузинского народа, – так говорили о нем позже.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «садко на берегу ильмень-озера»

Чудаковатый пьяница «маляр Нико» всегда был готов за еду и выпивку расписать вывеску, разрисовать тачку или просто покрасить стенку. Работал он быстро, никогда ничего не исправляя.

Утверждал, что видит святых, а его кисть пишет сама, чем также не усугублял серьезного к себе отношения. Его более амбициозные проекты – художественная мастерская, работа кондуктором, партнерство в молочной лавке – успешно проваливались.

Призванием Нико было рисование. Грузинские застолья и животные – любимые темы гениального самоучки-примитивиста.

С именем Пиросмани связана легенда о художнике и актрисе, знакомая всем по песне «Миллион алых роз», изначально описанная Паустовским в «Книге о жизни»: «Прислонившись к дверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту…

» Все закончилось поцелуем. По другой версии, в Тифлис действительно приезжала актриса варьете француженка Маргарита. Пиросмани ухаживал за ней долго и тщетно. Маргарита в итоге сломалась и прислала ему записку, назначив встречу. Но художник в это время пировал с друзьями и, прочитав записку, лишь вознес рюмку…

«Пиросманашвили все мог преобразить в высокое искусство, даже этикетку со спичечного коробка», – пишет его биограф Эраст Кузнецов. Внимание московских художников Зданевича и Ле-Дантю привлекли его вывески. С огромным трудом они разыскали самородка, которому уже перевалило за пятьдесят.

Зданевич застал его за очередной вывеской, подпирающим правую руку левой, чтобы не так дрожала. Но ни заказы портретов, ни статьи о нем, ни даже выставки в Москве и Тифлисе не изменили судьбу Пиросмани и его привычки. Он отказывался торговаться или вовсе не брал денег. Как-то, придя для очередной сессии портретирования, Зданевич обнаружил Пиросманишвили пьяным и спящим.

Проснувшись, Нико ответствовал: «У меня талант устал, я вас ожидал утром, вы опоздали».

«Как пчела пьет утреннюю росу, так он утром обходил духаны», – вспоминал виноторговец Месхишвили. «Работал, чтобы пить. Пил, чтобы работать», – вторил ему духанщик и близкий друг Бего Яксиев.

Алкоголь вдохновлял Нико, пока не свел в могилу, место которой неизвестно.

Выставка в Лувре, портрет кисти Пикассо, 1 600 000 долларов за «Арсенальскую гору ночью» на «Сотбисе» – все это случится несколько позже…

Гений против употребления

1862–1882 Рано потеряв родителей, попадает на воспитание в другую семью. Из деревни приезжает в Тифлис. Много рисует.

1883–1889 Тщетно пытается освоить профессию типографа. Открывает живописную мастерскую, желая заработать изготовлением вывесок. Предприятие быстро разваливается из-за отсутствия заказов.

1890–1899 Устраивается кондуктором на железную дорогу. Подвергается штрафам то за опоздание, то за неявку, то за появление в пьяном виде. Часто просит начальство об отпуске «по состоянию здоровья». Наконец увольняется, чтобы слоняться по городу, пить вино или рисовать. Попытка жениться заканчивается катастрофой.

1900–1904 Открывает молочную лавку на паях, но все время проводит в трактире. Однажды, поскандалив с компаньоном, надолго исчезает из города. Возвращается в лохмотьях.

Бывший компаньон выдает ему в день по рублю, который немедленно пропивается. Подрабатывает носильщиком, ночует на вокзале. Собутыльники водят его по духанам, говоря хозяевам: «Налейте ему, он хороший художник».

За еду и вино Пиросмани расплачивается рисунками.

1905–1911 Поселяется в кладовке у духанщика Бего Яксиева и превращает ее в мастерскую. Создает множество картин и вывесок для кабаков. Скитается по Грузии.

1912–1916 Художники Зданевич и Ле-Дантю знакомятся с Пиросмани, приобретают его работы, публикуют о нем статьи. Его творчество вызывает не только восхищение, но и насмешки.

Увидев карикатуру на себя, художник уходит в запой. «Не раз он заговаривал сам с собою, чему-то смеялся или плакал, не обращая внимания на людей вокруг», – пишет биограф Эраст Кузнецов.

Но в его картинах «ничто не выдает слабеющего, теряющего силы человека».

1917–1918 Опускается все ниже. Спьяну теряет ящик с красками.Больной и голодный, ночует на булыжном полу в подвале. Однажды спускается туда мертвецки пьяный, его находят два дня спустя в беспамятстве. Нико отвозят в больницу, далее его следы теряются.

Источник: https://www.MaximOnline.ru/longreads/photogallery/_article/pirosmani/

Нико Пиросмани, художник: биография, картины :

Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. На него мало обращали внимания. Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев.

Поэтому биография Пиросмани обросла вымыслами, и нам ничего не остается, как следовать по легендарному абрису. Стиль его работ называется примитивизм. Уничижительного значения в этом слове нет. Оно просто означает «первичный».

Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети.

Вывеска

Посмотрим на один из шедевров Пиросмани. Художник нарисовал вывеску для пивной «Закатала». Она написана маслом по клеенке в неизвестное время. Произведение полно неясного очарования.

То ли за счет колорита, то ли благодаря фаэтону и повозке с пассажирами, запряженными лошадками на первом плане, а, может быть, из-за самой крупной надписи, выполненной красными выпуклыми буквами на белом фоне.

По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа. За ними разливается как озеро белый фон надписи. В отдалении на фоне гор едет крестьянская тележка, в которую впряжены волы, еще дальше виднеется джигит на коне.

И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно.

Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске.

Что мы знаем о детстве и юности Нико

Перевернув все архивы, искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Нико был самым младшим из четырех детей. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем – мать и старший брат. Возможно, в живых остались две сестры.

Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии.

Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. У бродячих художников он учился обращаться с красками и расписывать вывески духанов и лавок. А еще посещал зоопарк. Посмотрим, как работал Пиросмани. Художник часто рисовал животных. Есть у него царь зверей, благородный олень на фоне пейзажа, простая петушиная семейка в деревне, чистенькая свинка с поросятами.

За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу.

«Жираф»

Художник мечтал предоставить всем волю, и жирафа он написал без клетки. Как тут не вспомнить Н. Гумилева.

Где-то далеко-далеко на озере Чад бродит изысканный жираф. Он строен и грациозен. Шкура его украшена волшебным узором. Только луна осмеливается с ней равняться, когда она дробится и покачивается в водах глубоких озер.

Печален, грустен и полон немого вопроса взгляд больших глаз жирафа Пиросмани. Художник написал, что он помнит про запах немыслимых трав, про свой плавный и радостный бег среди них – этот цветной корабль саванн.

Одно лишь лазурное небо напоминает пойманному и посаженному в клетку жирафу его родину.

Самостоятельные заработки

Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Его звали Алеша Пешков. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории.

Так и появился в печати «Макар Чудра», и родился большой русский писатель. Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Ему дали выходное пособие, и вместе с другом начинающий художник, еще полностью не нашедший себя, открыл лавку по продаже молока.

В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю.

Наконец, он насовсем забросил торговлю и стал делать то, к чему тянулась душа – заниматься живописью. Это произошло в 1900 году.

Свободный художник

Наступила долгожданная, пусть и полунищая свобода для Пиросмани. Картины, которые он быстро рисовал для духанщиков, он продавал очень дешево. Всего за тридцать рублей, иной раз за обед, ужин или просто за рюмку чачи.

Чаще всего он рисовал для Бего Яксиева. У него он жил несколько лет.

Позже Пиросмани напишет картину «Компания Бего» – пир за накрытым столом. По одному из предположений, человек, который высоко поднял рыбу – это автопортрет.

Для сына духанщика «Эльдорадо», который стоял в большом парке развлечений, Нико Пиросмани написал на черной клеенке великолепного льва.

Черный царственный лев

Он поражает величием и сдержанностью красок. Их немного: всего четыре-пять. Черная клеенка служит фоном, а белилами выполнены все оттенки сияющего в закатных лучах солнца царя зверей. Живописец от Бога понимал цвет не хуже художников, закончивших академии.

Налитое нерастраченной мощью бронзовеющее тело, грозные клыки, великолепная грива, и при этом самые печальные глаза. Эта картина – шедевр Пиросмани, связана в наши дни с кражами и скандалами, исками в суд наследников. Пока она еще находится в Москве.

Когда она вернется на родину, неизвестно, а по аукционным оценкам она стоит не один миллион долларов. Вот какой был дар у Пиросмани. Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более – понимал.

Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже.

Фантастическая история любви

В 1905 году, а может быть, в 1909 в Тифлис на гастроли приехала красавица француженка Маргарита де Севр. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. Это исторический персонаж. Сохранились ее фотографии, афиши. Правда, в современной Франции о ней ничего не знают.

Предполагают также, что красивую историю любви к ней Пиросмани придумал романтик К. Паустовский. Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Но, так или иначе, придется рассказать эту историю, похожую на прекрасный сон, пробуждение от которого было трагичным.

Пиросмани посетил представление Маргариты. Он был потрясен. Где он взял деньги, неизвестно, но на утро вся мостовая и тротуар перед домом, где жила Маргарита, были завалены цветами всех видов: сиренью, акацией, анемонами, маками, пионами, лилиями, жимолостью, бегониями, боярышниками.

Пораженная Маргарита отправила поклоннику записку и билет на представление, а беспечный художник прогулял весь вечер с друзьями. Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Песня Паулса «Миллион алых роз» – тоже красивая вариация на эту тему, не более.

Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. А рядом стоит немолодая женщина, которая пришла в Лувр в 1969 году на выставку Пиросмани, чтобы увидеть свой портрет. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива.

Известность и признание

К 1912 году все лавки и духаны были завешаны работами Пиросмани. Художник написал более двух тысяч картин. За годы войны и революции их количество сократилось до трехсот. Художники Кирилл Зданевич и его брат Илья стали первыми, кто им заинтересовался как исследователи и коллекционеры.

Перед вами портрет Ильи, написанный Пиросмани. В 16-м году братья устроили небольшую выставку из его картин. Художник сразу размечтался о постройке большого дома, где можно собираться, пить чай и разговаривать об искусстве.

Суровая действительность

Мечтам было не суждено сбыться. Наступил голодный и холодный 1918 год. Художник жестоко простудился, провел полуживой три дня в подвале, где его случайно нашли, и умер в больнице. Он был похоронен в общей могиле для бедняков, и место его упокоения неизвестно.

Творчество художника

Живопись Пиросмани – это гимн постоянному празднику, который он создавал изо дня в день вопреки своему полуголодному существованию. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках. Большое место в его творчестве занимают изображения животных.

Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. У всех образов печальные глаза самого художника. Во всех картинах присутствует черный фон, поскольку художник использовал не холст, а черную клеенку, часто снятую со стола в духане, где он работал.

Дом-музей Пиросмани

Он находится в селе Мирзаани в доме, который построил сам художник. Это одноэтажное здание имеет террасу и погреб. В нем выставлено 13 ранних работ мастера.

Неподалеку в Кахетии располагается краеведческий музей в Сигнахи, где экспонируется 15 картин Пиросмани.

Третье крупное собрание картин живописца находится в Тбилиси в музее искусств. Его работы перенесли в филиал на проспекте Руставели в Голубую галерею. Здесь находятся самые известные картины мастера.

Источник: https://www.syl.ru/article/296619/niko-pirosmani-hudojnik-biografiya-kartinyi

Ссылка на основную публикацию