Описание картины николая богданова-бельского «ученицы»

Богданов-Бельский Николай ПетровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Николай Петрович Богданов-Бельский – русский художник-передвижник, академик живописи. Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево.

Автопортрет, 1915, Луганский художественный музей
Крестьянский мальчик, Третьяковская галерея
Горе, 1909, Сумский художественный музей
Воскресное чтение в сельской школе, 1895, Русский музей, Санкт-Петербург

Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884–1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника».

В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов.

Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897).

В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Устный счет, 1895, Третьяковская галерея
За чтением письма, 1892, Сумский художественный музей
Ученицы, 1901 год, Саратовский художественный музей
Кондрашка, 1939, Государственный художественный музей Латвии
Новая сказка, 1891, Национальный художественный музей, БеларусьБудущий инок, 1889,

частное собрание

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года. В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

Дама с розами, Государственный музей искусств Казахстана, Алматы
Дети, 1910-е годы, Самарский художественный музей
Деревенские мальчики, 1936, Государственный музей Латвии, Рига
У дверей школы, 1897, Русский музей
Портрет девочки, 1910-е годы
Юный музыкант, 1920-е

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой. Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

По материалам Русского биографического словаря А.А. Половцова.

У больного учителя, 1897, ГТГ
В церкви, 1910-е годы, ГТГ
Дети за пианино, 1918, ГТГДама на балконе Кореиз. ПортретИ.А. Юсуповой (?), 1914, Омский

музей изобразительных искусств

Портрет А.К. Горчакова, 1904 год,Омский музей изобразительных

искусств имени М.А. Врубеля

Портрет М.С. Шереметевой, 1898,Национальный музей

Республики Беларусь

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/bogdanov-belsky.html

Богданов-Бельский Н.П

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1915

 Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Бельском уезде (впоследствии название родного уезда было присоединено к фамилии) Смоленской губернии. Он был внебрачным сыном батрачки.

Еще ребенком он вырезал фигурки из дерева, но в целом его детство мало чем отличалось от его деревенских сверстников. Перемены произошли с приездом в соседнее имение Татево московского профессора С.А.Рачинского, решившего заняться организацией сельских школ.

Вскоре профессор заметил способного ученика, взял его к себе и способствовал быстрому развитию мальчика. При содействии С.А.Рачинского Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив училище, молодой художник поступает в Петербургскую Академию художеств, где заканчивает класс у И.Е.

Репина. С 1890 года Н.П.Богданов-Бельский был постоянным участником выставок передвижников. Почти все его творчество было выдержано в духе этого направления. 

Одной из первых работ Н.П.Богданова-Бельского была картина «Будущий инок», которая сразу же принесла ему известность. Картина была приобретена Императрицей Марией Федоровной.

Художником был получен ряд заказов на повторение этой картины, в т.ч. от М.П.Третьякова.

В 1991 году одну из копий «Будущего инока» подарил Латвийскому Художественному музею бывший рижанин, прибалтийский немец Г.Карнавал. 

В начале ХХ столетия картины Н.П.Богданова-Бельского не только выставляются в крупнейших музеях России, но и приобретаются ими. Так, Третьяковская галерея приобрела картину «Трудная задача», музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.

Пушкина в Москве) приобрел «Соборование», «Воскресное пение в сельской школе». В это же время у Н.П.Богданова-Бельского раскрывается талант портретиста. Его кисти принадлежат портреты Николая II, великого кннязя Сергея Александровича, императрицы Марии Федоровны, приближенных царского двора.

Николай II покупает работы художника «Игра в шашки» и «Чтение в сельской школе».

За высокие заслуги в области живописи в 1903 году Н.П.Богданов-Бельский удостаивается высшей награды в художественном мире России — звания академика, а в 1914 году — звания действительного члена Академии художеств. Его картины успешно экспонируются в крупнейших зарубежных музеях.

Крушение монархии и приход к власти большевиков явились сильным потрясением для художника. Он покидает родину и в 1922 году поселяется в Риге. Живя и работая в Латвии, художник остался верен ранее избранным им темам. Он рисует близкие его сердцу сельские пейзажи, лица крестьянских детей.

Художнику полюбилась Латгалия. «Латвия вообще очень живописна, — отмечал Н.П.Богданов-Бельский, — и в особенности Латгалия. Природа ее очень мне напоминает северную часть Смоленской губернии, где я родился и провел свое детство». Н.П.

Богданов-Бельский (как и другие русские художники работавшие в Латвии) любил проводить лето в Резекненском уезде в имении Вощининых «Лоборж». Там он подружился с крестьянскими детьми, многие из которых стали его натурщиками.

«Наблюдательность, быстрое и вдумчивое умение схватить ускользающие черты лица, разгадать человека, определить его личность, выбрать краски, сделать прозрачное прозрачным, оживить мёртвый материал, заставить говорить и одушевить неодушевленные предметы — эта трудная задача художника и портретиста давно была разрешена Богдановым-Бельским так, как это может сделать только больщой мастер, как это бывает дано только опытному и проницательному психологу», — писал о нем Петр Пильский.

С 1922 по 1940 год в Латвии состоялись 7 выставок работ Н.П.Богданова-Бельского. Выставки его картин были организованы в Белграде, Праге, Копенгагене, Берлине, Гамбурге, Хельсинки, Осло, Таллине, Мюнхене, Торонто. В 1936 году художник был награжден высшей наградой Латвии — орденом Трех Звезд.

Среди картин написанных художником в Латвии наиболее известны: «Визит», «В школу», «Мечтатель», «Первый урок», «В гостях у читательницы» и др. Более двух десятков работ Н.П.Богданова-Бельского находятся в фондах Латвийского Художественного музея. Но большая часть его работ разошлась по частным коллекциям. В 1943 году в Риге вышел альбом работ Н.П.Богданова-Бельского.

В 1944 году тяжело больной художник вместе с женой (прибалтийской немкой) покидают Латвию. Н.П.Богданов-Бельский скончался в Берлине 19 февраля 1945 года и похоронен на православном кладбище.

*   *   *

Галерея (105 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/bogdanov-belskij-n-p

Главная тема в творчестве живописца Н.П. Богданова — Бельского.В тревоге о детях..

Это удивительный художник с удивительной судьбой: его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах, но многим россиянам остается неизвестным творчество Н.П.Богданова-Бельского (1868-1945).

Читайте также:  Описание картины матиаса грюневальда «распятие»

Большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский», характеризуя его творчество. Да, многие его произведения отмечены демократической направленностью, большой наблюдательностью и теплотой в изображении жизни сельской школы и крестьянских детей.

Есть у него одна картина, которую старшее поколение знали буквально с «младенчества». Угадали?

Вспомнили?

Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского.1895. ГосударственнаяТретьяковская галерея.
Картина эта имела огромный успех в Москве на 24 –й выставке передвижников в 1896 году. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.

Для современников, знавших жизненный путь живописца от нищеты крестьянского мальчика без отца, бедного пастушка до модного популярного художника, было ясно, что в главном герое картины запечатлел себя, создав обобщённый образ талантливого   крестьянского подростка. Какая собранность и сосредоточенность в его лице.

В окружении своих учеников учитель, над головой которого изображение Божьей Матери — символ Света и духовного просвещения.

Имя учителя – Сергей Александрович Рачинский, потомственный дворянин, имеющий достаток, профессор ботаники, бросивший университет, в 1872 году переезжает в родовое имение Татево Смоленской губернии и до конца жизни занимается народным просвещением.
    С. А.

 Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).Вот таким видел ученик своего учителя среди крестьян! Смотрите!

Изобразительному искусству Богданов – Бельский учился вначале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина, повышал свое мастерство Париже, бывал в европейских столицах и на Афоне.

Художник писал портреты аристократов, царскую фамилию, представителей творческой интеллигенции, « сильных мира сего», но изображение деревенских детей станет определяющим в его творчестве.

«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин»,- писал художник.

На пороге школы .1897, Государственный Русский музей

Новая сказка.1891.Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Ученицы.1901, Саратовский государственный художественный музей

Деревенские друзья.1913, Волгоградский музей изобразительных искусств

   По выпуску из училища Богданов — Бельский должен был предстать художником-пейзажистом, да и любил он этот жанр, но изнутри что-то указывало на другое. Накануне диплома он уезжает в Татево.

Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок», именно эту работу картина имела огромный успех: была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки К.Т.Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне.

Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины. Это был безусловно триумф!

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет.

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

В 1921 г. По понятным причинам переезжает жить в Ригу, очень много работает, участвует в выставках за рубежом, проводит персональные выставки в Рижском городском художественном музее (1921/1922,1923,1936,1940).В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Вот он русский тип человека — добрый, принимающий мир, с ангелом в душе!

Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Немцы тоже заказывают портрет фюрера известному художнику, по воспоминаниям современников художник этот заказ принял. В 1944 году по настоянию жены Н.П.

Богданов-Бельский уезжает в Берлин — необходима была операция. Отправленный багаж с архивом и художественными ценностями в пожаре войны погиб. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает.

Похоронен художник на православном кладбище в Берлине.

Школа, взрастившая Николая Богданова-Бельского Село Татево, теперь Тверская губерния

Могила художника. Кладбище Тегель, Берлин

Автопортет.

В церкви.Вариант.1939,Национальный художественный музей, Рига

Надо быть очень светлым человеком, чтобы с такой любовью и непосредственностью изображать детей. Душа художника болела за деток — что ждет их впереди? Какие люди встретятся на их пути?

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/798846.html

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: Великий мастер

Слайд 1

«…Я так полюбил детей за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин»

Слайд 2

Замечательный художник Н.П. Богданов-Бельский (1868-1945) родился в Смоленской губернии. Он учился ремеслу в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств. Со временем он станет академиком живописи, председателем Общества имени А.И.

Куинджи, будет заниматься педагогической деятельностью. В творчестве каждого знаменитого художника можно выделить тему, которая более всего волновала, была самой близкой его душе. От картин Н.П.Богданова-Бельского исходит «вселенская доброта» — главные герои полотен крестьянские дети и чаще всего — они за учебой в школе.

Есть в его работах светлая любовь к крестьянским детям. Вот главная тема в творчестве Николая Петровича — дети. Он рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его словам, «лишним ртом». Он не понаслышке знал, что такое обделенность . Переживания одинокой души ребенка воплотились во множестве картин, в которых живут дети.

Они сделали бессмертным художника в благодарность за его любовь.

Слайд 3

Н.П.Богданов-Бельский Ученицы. 1901 год. Холст, масло, 167х138 Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Слайд 4

Н.П.Богданов-Бельский . У дверей школы. 1897. Государственный Русский музей Санкт-Петербург. На первом плане перед нами Стоит крестьянский паренёк. Видна котомка за плечами – Был у подростка путь далёк, Который он прошёл в надежде Быть здесь, среди учеников. Стоит в изношенной одежде – Из самых, видимо, низов! — И прохудился зипунишко , И лапти на его ногах.

Снял головной убор парнишка И держит с палкою в руках. В окошко ярко солнце светит, Потоком света класс залит. Там пишут и читают дети. И робко паренёк стоит – Остановился у порога, Боясь за двери заглянуть, И кажется, что он немного Решил сейчас передохнуть, Слегка на палку опираясь И повернувшись к нам спиной, Ещё шаг сделать не решаясь. Но…

всё ж насмелится герой!

Слайд 5

Н.Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А.Рачинского 1895. 107 x 79 см ГТГ, Москва В школе девятнадцатого века Модный живописец написал Доброго, простого человека*, К коему в ученики попал, Было это сделать так непросто! Но приметил чуткий педагог — Есть талант у этого подростка! — И ему с учёбою помог.

Пастушок художником стал модным… В этом полотне изобразил Он детей с учителем народным И ему картину посвятил… Вот и сам стоит он, собран очень И в свои раздумья погружён. Видим мы, как он сосредоточен… Но пример пока им не решён. Все ученики в уме решают.

Близ учителя один стоит – Видимо, ответ уже он знает И тому на ухо говорит…

Слайд 6

Н.Богданов-Бельский «Визитеры» 1913 Холст, масло 150х120 Архангельский музей изобразительных искусств

Слайд 7

«Трое деревенских ребятишек». «Двое мальчиков, заглядывающих в сад». Какой из двух фрагментов кажется тебе более выразительным?

Слайд 8

Н. Богданов-Бельский. Дети за пианино. 1918 Холст, масло 106,5х135,7 Государственная Третьяковская галерея

Слайд 9

Н.Богданов-Бельский Новая сказка. 1891 Холст, масло 152,3 x 137,2 см Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Слайд 10

Сочинение. 1903. Холст, масло. 123х78,5. ГРМ

Слайд 11

Н. Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Холст, масло. 97 x 154 см ГРМ

Слайд 12

Дети ( c.1910) Масло Афины. Национальная картинная галерея и Музей Александра Соуцоз (Греция)

Слайд 13

Мальчик, изображенный на картине пришел в школу издалека, возможно, из отдаленной деревни.

Читайте также:  Описание картины виктора борисова-мусатова «весна»

Он обут в лапти, одежда его рваная, поношенная, потрепанная, в руках у него посох (на который удобно опираться в дороге), а за спиной вместо школьного портфеля у него матерчатый дорожный мешок.

Этот мальчик из очень бедной семьи и учиться ему будет очень трудно —родственники не смогут помогать ему из-за бедности и из-за отдаленности его родной деревни от места, где находится школа.

Слайд 14

В убранстве классной комнаты есть предметы, которые роднят её с современным классом. Это парты и классная доска, географическая карта, висящая на стене.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/03/velikiy-master

День рождения художника Николая Богданова-Бельского

20 декабря 1868 года родился русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский, выходец из крестьянской семьи деревни Шитики Бельского уезда Смоленской губернии. Он окончил Татевскую народную школу, основанную племянником поэта Е.А. Боратынского Сергеем Александровичем Рачинским (см.

здесь и здесь), поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова. Богданов-Бельский посвятил Татевской школе ряд живописных работ: «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», «Ученицы», «Воскресное чтение в сельской школе» и другие.

Здесь и далее работы Н.П. Богданова-Бельского

Важное значение в школе Сергея Рачинского, который содержал это учебное заведение и сам преподавал в нем, было отведено искусству. На занятиях, связанных с рисованием, инструментальной музыкой, пением открывались редкие таланты.

Так, например, ученики Тит Никонов, Иван Петерсон и Николай Богданов-Бельский, обладавшие незаурядными способностями в рисовании, были устроены Рачинским в иконописную школу Троице-Сергиевой лавры.

Сохранилось письмо Никонова к сестре Сергея Александровича, в котором рассказывается о приезде в монастырь Коли Богданова-Бельского:

«Сергиева лавра 1-го октября.

                                          
Многоуважаемая Варвара Александровна.

Приехавши от Вас в Лавру, мы явились к о. Симеону. Он принял Николю ласково. Назавтра Николе дали рисовать для испытания на грифельной доске, он значительные сделал успехи. Видя, что Николя рисует уже порядочно, наставники начали давать ему рисовать на бумаге контуром, а теперь Николя тушует головки и хорошо преуспевает! К порядкам нашим Николя очень скоро привык.

Так как пища наша не очень сытная и всегда постная, то я покупаю для нас с Николою молоко и иногда что-нибудь мясного. С Николею я устроился вместе в одной комнате. Он очень скоро нашел себе товарища из маленьких, живущих с нами учеников.

Хотелось бы мне пристроить его к нашему хору, но едва ли это удастся, ибо певчий он не из порядочных; регент мой все-таки обещал испытать его голос. Теперь относительно себя скажу вам, что я также понемногу в рисовании подвигаюсь вперед. Картину, мученика Севастиана, которую Вы видели у меня, я окончил, а теперь о.

Симеон дал мне рисовать другую картину, которая изображает воскресение дочери Иаира. По вечерам Николя рисует маленькие пейзажики, и я до сих пор рисовал с небольших оригиналов, а с понедельника начну рисовать с гипсу. Часто мы бываем у нашего знакомого Ивана Ивановича Соколова.

На днях я нашел в газете «Русь» две статьи, написанные Сергеем Александровичем; прочтя их, я был в восторге, но не один я радуюсь этим прекрасным статьям, а почти каждый, кому попадались эти номера «Руси». Поражает еще всех подпись при статьях: «Сельский учитель С. Рачинский». В Татево мы с Николею пишем почти каждую неделю…»

Николай Богданов-Бельский, ставший впоследствии известным художником, с благодарностью отзывался о своем наставнике: «На дорогу меня вывел… Рачинский. Удивительный чело­век, учитель жизни. Я всем, всем ему обязан… В его присутст­вии в деревне ни один из нас не решится на какой-нибудь дурной поступок. Мы, ученики, при нем очищаемся от наших пороков».

Другой ученик Татевской школы, Иван Петерсон, обрусевший латыш, по окончании учебы в Троице-Сергиевой лавре был определен Рачинским на работу в сельскую школу имения А.И. Новикова Козловского уезда Тамбовской губернии, где стал преподавать иконопись.

По материалам моей книги «Край отеческий…» История усадьбы Боратынских» (СПб., 2006).

Источник: https://jan-pirx.livejournal.com/188114.html

Николай Петрович Богданов-Бельский

studiaprizАвтопортрет. 1915Художник Николай Богданов-Бельский относился к тем русским людям, которым удалось подняться с самого дна и занять достойное место в обществе. В конце 19 — начале 20 века таких людей в России было много…Он родился в 1868 году в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии.

Судьба с первых же дней его жизни не сулила мальчику ничего хорошего — незаконнорожденный сын бедной крестьянки-батрачки, которую из милости приютили в своем доме родственники, осыпавшие женщину и «пащенка», которого она «нагуляла», упреками и оскорблениями… Даже на фамилию своей семьи ребенок не имел права. Записали его Богдановым — т.е., родственничком, Богом данным.

Как только Колька подрос, его отдали в подпаски, чтобы не кормить лишний рот, и единственная карьера, которую он мог сделать, — стать в конце концов деревенским пастухом.Крестьянский мальчикНо мальчик хотел учиться, и две зимы, когда у пастухов не было пастьбы, ходил в соседнее село Шопотово, в церковно-приходскую школу, где учительствовал священник.

Позже, став художником, Богданов написал ряд автобиографических картин о своем нелегком пути к знаниям.У дверей школы. 1897Заметив у мальчика способности, священник помог Коле поступить в другую школу, где был более высокий уровень преподавания. Местный помещик, университетский профессор С.А.

Рачинский оставил кафедру и открыл в селе Татево народную школу, чтобы заниматься образованием крестьянских детей и просвещать взрослых.Устный счет. В народной школе Рачинского. 1895Рачинский стал для маленького Николая не только учителем, но и верным другом, и фактически опекуном… «…На дорогу меня вывел Рачинский, — вспоминал художник. — Учитель жизни.

Я всем, всем ему обязан…» Рачинский много дал сельскому пареньку в плане развития и воспитания, а заметив склонность Коли к рисованию, решил помочь ему стать художником. Тринадцатилетнего мальчика, не имевшего иной художественной подготовки, кроме школьных уроков рисования, удалось устроить в рисовальную школу при иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры.

Чтобы Коля не испытывал лишений, Рачинский стал выплачивать ему из собственных средств стипендию — 25 рублей. Это были большие деньги (горничная в состоятельном доме получала жалование 7-8 рублей и стол). Коля смог сосредоточиться на живописи и вскоре уже вполне профессионально писал иконы.

Но больше его интересовала работа над портретами людей, пусть монахов Лавры, лишь бы писать портрет с натуры.Воскресные чтения в сельской школе. 1897Через два года все заговорили о явном таланте мальчика, и Рачинский снова пришел ему на помощь. Он определил Богданова в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здесь молодой художник учился у таких мастеров, как Поленов и Маковский… Занимался он по классу пейзажа, и в качестве «выпускной картины», чтобы получить звание классного художника, обязан был написать и представить пейзаж. Но разговор с учителем навел его на мысль о другом сюжете.

Богданов быстро и вдохновенно пишет картину «Будущий инок» — о мальчике, слушающем рассказы богомольца и мечтающем посвятить себя Богу. Работал он настолько исступленно, что перед завершением замысла у него начались обмороки…Будущий инок. 1889Представить полотно на суд преподавателей художник боялся — ведь это было совсем не то, что от него ждали.

Его даже стала тревожить мысль — как было бы хорошо, если бы картина как-нибудь потерялась, и тогда хотя бы не будет позора… Картину погрузили в сани, Рачинский, в доме которого Николай работал, благословил своего воспитанника, и сани понеслись.Как ни странно, картина действительно потерялась — Николай задремал в санях и не заметил, как она выскользнула…

Но возница несколько раз возвращался, картину нашли и доставили к месту назначения. Неожиданно для самого художника она имела огромный успех. Картина не только получила высокие оценки экзаменаторов, но и сразу же на выставке выпускников училища была куплена коллекционером живописи, богатым купцом Кузьмой Солдатенковым. Однако и тут приключения не закончились…

Императрица Мария Федоровна, увидев картину у Солдатенкова, попросила уступить эту работу для ее коллекции. Солдатенков, естественно, уступил полотно государыне и тут же заказал художнику авторское повторение для своего собрания. И еще одно повторение Богданова попросили выполнить, чтобы экспонировать его на Передвижной выставке в январе 1891 года…

Нестеров, сам «разрабатывавший» тему религиозных мальчиков со светлыми глазками, после выставки писал родным: «…Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует»…

Читайте также:  Описание картины анри матисса «красная комната»

А девятнадцатилетний Коля Богданов, прибавивший к своей фамилии Бельский в честь родного уезда, где была его деревня (в целом получилось вполне артистически), с этого времени смог жить на собственные средства, став признанным мастером…Ученицы. 1901Богданов-Бельский теперь смог путешествовать.

Еще до начала Передвижной выставки, в 1890 году он  посетил Константинополь и Афон, где познакомился с юным Малявиным, занимавшимся там иконописью. Малявин поражается светской направленности картин бывшего иконописца. А Николай Богданов решает, что нужно продолжать учиться. В 1894 году он поступает в Петербургскую академию художеств и становится учеником Репина…

У больного учителя. 1897

Новая сказка. 1891

В 1894-1895 годах Богданов-Бельский  под руководством Репина совершенствовал в Академии художеств свои творческие навыки, вынесенные из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но у него был и большой интерес к современным течениям живописи, популярным в Европе. Удачно продав картину «Воскресные чтения в сельской школе» и несколько других работ, он уезжает в Париж, Мекку художников. Там Николай Петрович занимается в частных студиях Кармона и Каларосси и изучает европейское искусство. Потом он переезжает в Мюнхен, и наконец в Италию. Этот опыт обогатил палитру художника; многие исследователи считают, что его краски после европейского путешествия стали ярче, а живопись — импрессионистичнее.

Мальчик со скрипкой. 1897

Между тем, имя художника на родине становится все более и более громким. Вернувшись, он получает множество заказов, прежде всего — на портреты. Заказчики состоятельные — и знаменитости, и аристократы, и члены царского семейства, и даже сам государь мечтают получить портрет кисти Богданова-Бельского… Он работает, почти никому не отказывая.
Портрет княгини Марии Абамелек-Лазаревой, 1900-е годы (подробнее об этом портрете: http://eho-2013.livejournal.com/142074.html)
Дама с розами, 1900-е годы
Портрет князя А.К. Горчакова. 1904
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе

Со временем у знакомых стало возникать ощущение, что Богданова-Бельского знает весь Петербург. Когда он проходил по Невскому, то непрестанно с кем-то раскланивался и здоровался. Это были заказчики и покупатели его картин и портретов…

Но все же Богданов-Бельский больше любил не столицу с ее шумом и блеском, а родные места в Бельском уезде. Он устроил себе мастерскую в селе Татево, неподалеку от школы Рачинского, и подолгу жил здесь, не только выполняя заказы, но и занимаясь творчеством «для себя»… А главной его темой были и оставались деревенские ребятишки.
Портрет девочки. 1900-е года
Талант и поклонник. 1910
Крестьянские мальчики. 1910

«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Деревенские друзья. 1912-1913

Картины художника регулярно приобретаются прямо с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, в Третьяковскую галерею.

Богданов-Бельский становится передвижником, участвует в выставках Товарищества передвижников вплоть до 1918 года, и во множестве других выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911).

Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».

В 1903 году Николай Петрович Богданов-Бельский за творческие заслуги избран в академики живописи. Ему всего 35 лет, и главное в жизни еще впереди… Он продолжает напряженно работать, и в 1914 году, в 46 лет, становится действительным членом Академии художеств.
Визитеры. 1913
За книжкой. 1915

Порой его картины отличаются модной в начале 20 века социальной тематикой. Например, полотно «Новые хозяева»: патриархальное семейство разбогатевших крестьян, выкупивших дворянскую усадьбу у разорившихся владельцев, устроило чаепитие в гостиной, обживая новый дом.

Новые хозяева. 1914

Но начинается война, а следом за ней революция. Богданов-Бельский поначалу принимает изменения в стране, хотя его жизнь, налаженная ценой большого труда, практически рушится.

На полотне 1918 года мы видим вроде бы привычную картину — деревенских детей. Но сразу становится понятно, что детей окружают вещи, награбленные в помещичьей усадьбе — пианино, резное кресло, зеркальный шкаф красного дерева… На полу стоит грубая корзина, куда кое-как свалено «добро» — серебро и дорогой фарфор вперемешку с бутылками вина, а расписная чашечка с позолотой из барского сервиза уже валяется на полу, разбитая… И дети увлеченно бренчат по клавишам инструмента, который стал теперь «ихним»…
У пианино. 1918

Гражданская война, всеобщая жестокость, голод, вымоленные у новой власти пайки с пшенкой и ржавой селедкой, травля «старорежимных» художников… Все это делало жизнь невыносимой.

В 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова Богданов-Бельский переезжает в «буржуазную» Ригу. Его здесь знают, помнят.

Директор Художественного музея Пурвит, выпускник Петербургской академии художеств, помогает Богданову провести персональную выставку. Она имеет успех… Жизнь «эмигранта поневоле» начинает налаживаться.

Главным подспорьем для него по-прежнему остаются заказные портреты, а живописью для души — портреты деревенских детей. И дети России, которых художник пишет по воспоминаниям, и латышские дети появляются на его полотнах. Богданов-Бельский выполняет знаменитую серию работ «Дети Латгалии».

Латгальские девочки. 1920-е годы
Юный музыкант. 1920-е годы
Бывший защитник родины. 1924

Первое время художник старался сохранить связь с родиной и даже принял участие в выставке советских художников в Америке в 1924 году. Но родина все сильнее отгораживается от мира, железный занавес становится все прочнее…

Богданов-Бельский признан во всем мире, у него регулярно проходят персональные выставки — в Париже, в Праге, Нью-Йорке, Амстердаме, Берлине, Белграде, в других городах, и конечно же, неоднократно в Риге, ставшей вторым домом…

Но не в Ленинграде и не в Москве…

Весна. Портрет госпожи Баумане
Натюрморт с хризантемами. 1924

В 1928 году Н.П. Богданов-Бельский отмечает 60-летие. Множество поздравлений со всех концов света, и особенно приятное — от Репина из финской Куоккалы… Но не от советского правительства.

В гостях. 1930-е годы

В 1940 году Латвия вошла в состав СССР, и Богданов-Бельский стал мечтать о возвращении на художественные площадки своей страны. Весной 1941 года он послал на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка», надеясь, что тема деревенской детворы как всегда найдет своих почитателей в России.

В школу. 1941

Но вскоре началась война, Латвию быстро оккупировали немецкие войска, и это стало страшным ударом для пожилого художника. Ему было уже за семьдесят, бороться с бедами и невзгодами становилось все сложнее… Сразу кончились силы, ушло вдохновение, навалились болезни.

Когда Николаю Петровичу потребовалась сложная операция, сделать ее было негде, кроме как в немецкой клинике. Жена увозит тяжелобольного художника для лечения в Берлин, откуда в условиях войны вернуться в Латвию уже не получилось — советские войска перешли в наступление.

19 февраля 1945 года Богданов-Бельский умирает в Берлине во время бомбежки…

В церкви. 1939

Оригинал взят у eho_2013
в Николай Петрович Богданов-Бельский

http://eho-2013.livejournal.com/400952.html

Источник: https://to-priz.livejournal.com/89704.html

Ссылка на основную публикацию