Художник двух континентов. Фешин Николай Иванович (1881 — 1955 г.г.)
«Автопортрет» (1920)
Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.
Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т.
Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».
Николай Фешин — художник, мастер живописи и графики, представитель импрессионизма и модерна.
Он родился в Казани 26 ноября (8 декабря) 1881 в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Учился в Казанской художественной школе (1895-1900), а затем в петербургской Академии художеств (мастерская И.Е.Репина), которую окончил в 1909. Был членом «Товарищества передвижников».
С 1909 жил в Казани и преподавал в местной художественной школе.
Николай Фешин автор динамичных по живописной лепке, красочных картин, посвященных быту народов Поволжья (Капустница, 1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; Черемисская свадьба, 1908, Институт Карнеги, Питтсбург; Обливание, 1911, Музей изобразительных искусств Татарстана, Казань).
«Капустница»
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений — «Черемисская свадьба» и «Дама в лиловом».
«Черемисская свадьба»
«Дама в лиловом (портрет неизвестной)»
«Обливание»
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. «Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой».
«Портрет художника К.М.Лепилова» (1909)
«Женский портрет» (1907)
Задачу композиционного портрета художник решает в «Даме в розовом»: поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.
«Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской)» (1912)
«Рыжие волосы». (1914)
«Портрет студентки Маши Быстровой». (1917)
Импрессионистический раздельный мазок в его полотнах укрупнился, соединившись с масштабной ритмикой модерна, порой — с элементами протоэкспрессионизма (Бойня, 1910-е годы). Писал и портреты, проникновенно соединяющие острую экспрессию с живописностью (Варя Адоратская, 1914; Отец художника, 1918;).
«Отец художника»
«Портрет Е.М.Конуриной»(1917)
«Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)» (1917)
Получив предложение преподавать в Нью-Йорке, уехал в США (1923). Отъезд Фешина в США был во многом подготовлен влиятельным американским коллекционером Уильямом С. Стиммелом, приобретшим еще до революции несколько работ Фешина.
По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен.
В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода.
Портрет «Негритянка с апельсином» стал первой работой Фешина в Америке.
«Негритянка с апельсином»
В том же году проводит персональную выставку в Художественном институте Чикаго и участвует в выставке русских живописцев и скульпторов в Бруклинском музее. Его сразу признали и публика, и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.
Вскоре добился известности как портретист: частные заказы позволили отказаться от преподавания. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д.Д.
Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н.Н. Евреинова, В.П. Фокиной и других.
«Ия с дыней»
«Портрет Веры Фокиной»
«Русская певица (портрет Е.И. Хатаевой)»(1924)
Жена художника Александра была главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.
«Мать и дитя (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью)» (1914)
«Александра Фешина с дочерью»
«Портрет Ии» (1923)
«Лето (портрет А.Н. Фешиной с дочерью Ией)»
«Ия» (1923—1926)
«Ия в кимоно» (Кон.1930-х)
«Ия Фешина»
Николай Фешин жил в Нью-Йорке, а с 1927 — в Таосе (шт. Нью-Мексико), где выстроил по собственному проекту дом-студию, украсив его «неофольклорной» резьбой. С 2002-го здесь располагаются фонд его имени и музей.
Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует.
Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Отец для Ии был всем миром.
С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела.
Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.
После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.
В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.
«Девочка с острова Бали» (1938)
«Храмовая танцовщица» (1938)
«Девочка с острова Бали» (После 1938)
Художник путешествовал по Японии, побывал на о.Ява. В поздний период переселился в район Лос-Анджелеса. Плодотворно работал в разных жанрах, оставив большой цикл ярких этнографических зарисовок, которые часто переводил в литографию. Имел сенсационный успех как светский портретист.
Однако эти элегантные работы существовали как бы на обочине большого искусства, представляя цветистые наборы салонных комплиментов. Более серьезен и драматичен в образах людей искусства (портреты Д.Д.
Бурлюка и его жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.
Параллельно рисуночным штудиям в живописи у Фешина развивается жанр ню. Чувственная красота плотного, осязаемого тела, усложненность поз или взятых ракурсов проявляют виртуозность отточенного мастерства.
« Ню» (1920-е)
«Купальщица» (Не ранее 1913)
«Маргаритки»
Умер Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.
В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.
«Ия в крестьянской рубахе». (1933)
Внучка художника — Никоэла Доннер. Девочка на портрете — её мать Ия Фешина-Бренхам.
«Подсолнухи»
«Маленький ковбой»
Эта картина является одним из самых блестящих портретов Николая Ивановича.
Образ ковбоя — это не просто дань американской среде. Он знал не понаслышке о жизни ковбоев, которые время от времени ему позировали.
Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.
Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном.
И это говорит о Фешине, как о потрясающем колористе, который может из трех основных цветов получить всё богатство вибрирующих оттенков игры со светом.
Он любил писать детские портреты. Его не пугали даже проблемы, возникающие при работе с юными натурщиками.
«Портрет Катеньки». (1912)
«Мальчик»
«Мальчик» (После 1936)
«Индейская девочка»
«Мануэлита» (После 1938)
«Мексиканская бабушка» (После 1936)
«Портрет Коненковой»
«Портрет Коненкова»
«Александра» (1927-1933)
«Ия» (Сер.1930-х)
«Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,
что люди не должны покидать своей страны.
Весь духовный фундамент человека закладывается
с самого детства и растет вместе
с окружающим до самого конца.
В чужой стране он существует только физически,
находясь в постоянном одиночестве»
Н.И.Фешин
«Автопортрет».
……………….
Источники.
http://www.taosartmuseum.org/fechin.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2779
http://graphic.org.ru/feshin.html
http://honeytn.blogspot.com/2013/09/blog-post.html
Графика:
http://ziggyibruni.livejournal.com/35996.html
Дом-музей Николая Фешина в Таосе:
http://www.ryltat.ru/v_mire_prek_feshin.htm
http://www.artsait.ru/art/f/feshin/art1.php?m=0
Музеи, Библиотеки & Архивы
http://www.pv-gallery.ru/author/1430/Feshin-N-I/
Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).
(wikipedia.org)
Музеи: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Художественный музей Фрай (Сиэтл), Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис).
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42221481780/page
Живопись Николая Фешина
Живопись Николая Фешина.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's «Important Russian Art».
Автопортрет. 1920.
1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.
Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum. Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!
Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как «Bearing away the bride. 1908». Эстимейт — 3,000,000-5,000,000 USD
www.sothebys.com
О непростой жизни и творчестве Николая Фешина
Творчество Николая Ивановича Фешина (1881 — 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.
Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: «Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина «Христос» и два его пейзажа.
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Зимний пейзаж (1900-е)
Распутица (1900-е)
Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: «…Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое… В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее…»
Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской — отмеченный академическим советом первой премией «Выход из катакомб после моления». Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, — отсутствие главного героя.
Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:
1905 год на заводеИскусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.
Неудачная шутка (1911)
Обливание (1914)Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений — «Черемисская свадьба» и «Дама в лиловом».
Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке «Черемисская свадьба» была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с «Дамой в лиловом» была послана на выставку в Мюнхен.В 1908-09 годах — последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, — Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.
Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)
Портрет художника К.М.Лепилова (1909)С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. «Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой».
Портрет жены (1918—1922)Задачу композиционного портрета художник решает в «Даме в розовом»: поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства — одно из самых гармоничных созданий художника.
Портрет Вари Адоратской (1914)С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: «Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой… В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать…»Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.
Портрет В.И.Ленина (1918)
Портрет Карла Маркса (1918)Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала «Бойня» (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.
Бойня (1919)Последние эскизы — «Голод», «Восстание в тылу Колчака», близки по настроению к «Бойне». Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.
Голод. Эскиз (1921)
Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)»…В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом…». Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.Портрет «Негритянка с апельсином» стал первой работой Фешина в Америке.
Негритянка с апельсином (1923)В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский. Лучшие полотна этого времени — «Ия с дыней (1923)», «Лето (1924)», «Мать и дочь (1923)».
Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)
Ия (1923—1926)
Портрет Ии (1923)
Портрет Веры Фокиной (1923—1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос — небольшой город на севере штата Нью-Мексико.
Ранчито (1927—1933)
Таос (1927—1933)
Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.
Девочка с острова Бали (1938)
Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как «Temple Dancer. 1938». Эстимейт — 200,000-300,000 USD.Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.
Более подробно об этой стороне творчества Николая Фешина: art-tourism.livejournal.com
Текст по книге Г.П. Тулузакова. Николай Фешин. «Золотой век». Санкт-Петербург. 2007 г.
Источник: https://art-links.livejournal.com/2131128.html
Художник Николай Фешин. Женский портрет
Николай Фешин — талантливый русский живописец, портретист. Никола́й Ива́нович Фе́шин (26 ноября [8 декабря] 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани) — русский и американский художник. Писал жанровые картины.
Занимал значительное место в русской портретной живописи начала 20 века. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета.
Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга.
Ия спящая 1913г.
Портрет Н.Н.Кротовой 1923г.
M-lle Сапожникова (в шали) (1908)
Принцесса (1940-е)
Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы. Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом.
1915-1916гг.«Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н .И. Фешиным
Портрет студентки Маши Быстровой (1917)
Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.
Ия (1928) Золотые волосы
Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец».
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)
Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция.
Портрет девушки (Екатерина Антропова) (1910-е)
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)
Портрет дочери Ии 1919г
Ия в крестьянской рубахе (1933)
Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909)
принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе.
Портрет Е.Ф.Ошустович (1916)
Таосита (1927—1933)
Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной) (1913)
Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом.
Друзья пригласили его в Нью-Мексико, в Таос, где в то время обитала целая плеяда американских художников, в том числе знаменитая Джорджия О`Киф и выходец из России Леон Гаспар. Творческая атмосфера, сухой климат и своеобразная красота этих мест пришлись по душе Фешину.
В 1927 году он переезжает в Таос с женой и дочерью ( дочь — Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)). И к 1933 году в Таосе вырос дом, при первом взгляде на который вспоминаешь Абрамцево. Ия с дыней 1923г.
Дама в черном (Портрет А.Н.Фешиной) (1924)
Лето. Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией. 1924г.Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой) (Ок.1924)
Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной) (1923—1926)
Дама в синем (1923—1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)
Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд) (1917)
Однако когда было завершено строительство — в 1933 году, жена Фешина — Александра — подает на развод. После развода Николай Иванович уехал с дочерью Ией в Нью-Иорк, где прожил всего год, а затем вместе с дочерью переехал в Калифорнию. Искусствоведы считают «таосский» период творчества Фешина наиболее ярким и плодотворным.
Художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Мощную, неистовую и парадоксально гармоничную живопись Фешина можно сравнить разве что с полотнами Сутина. Во всяком случае, движение кисти мастера едва ли не физиологически передает зрителю заряд живописной энергии.
Старый индеец 1933г.
Джой с барабаном 1927-1933гг
Таосский вождь 1927-1933гг
Ия (1928)
Портрет Александры (1927—1933)
Гадалка 1934-1955ггС 1936 года Фешин много путешествовал, побывал в Мексике, на острове Бали. Мексиканская бабушка 1927-1933ггВ 1947 году он купил дом в лос-анджелесском районе Санта-Моника. Там 5 октября 1955 года он тихо скончался во сне.
Согласно его завещанию дочь в 1976 году перевезла его прах на родину — в город Казань. Николай Фешин оставил после себя огромное наследие (около 2000 картин). Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто.
Фешин часто дарил или обменивал свои работы, и в каких коллекциях они теперь находятся, не знает никто.
Портрет М.В.Евлампиевой (1914)
Ия Фешина (Кон.1930-х)
Портрет жены архитектора Сидорченко (1915)
Известно, что наибольшее число работ находится на родине художника — в Казани — в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Там собрано около 200 его работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ.
Полотна Фешина также хранятся в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.
Портрет Веры Фокиной (1923—1926)
Американцы считают Николая Фешина «своим» художником.
Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери, всегда говорил, что самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился. Жизнь самого Фешина и его творчество являются несомненным тому подтверждением.
Источник: https://natalyaworobei.blogspot.com/2016/07/blog-post.html
Стихи о Фешине Николае Ивановиче
«Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина
Разброшены предметы по столу.Неаккуратность свойственна девчонке,Которая затеяла игру
С игрушками любимыми ребенком.
Ведь дети, даже очень повзрослев,Весьма привязаны к своим игрушкам.Придя из школы, наскоро поев,
Спешат играть к друзьям любимым и подружкам.
Блестящий чайник, кукла и стакан:Перемешались на столе предметы.И яркий апельсин в ее руках,
И ваза с апельсинами приметны.
Сидит девчушка на краю стола.На вид, быть может, лет ей восемь-девять.Совсем не детские ее глаза.
Глаза ее, несвойственные детям.
Они так выражают глубинуТех мыслей, что у взрослого хранятся,Что в этом взгляде можно утонуть.
И взгляду нужно только удивляться.
Но в образе девчушки также естьИ беззаботность, детская наивность,ИгрЫ и шалости лихая смесь,
И чистота, и девичья невинность.
Одета в платье белое она,А волос светлый заплетен в косички.На краюшке стола, что у окна,
Сидит, играя с куклой по привычке,
Придя из школы и перекусив.Она сама игрушка средь игрушекВесь вид ее весьма красноречив:
Застыла среди детских безделушек.
Ханин Борис
*****
«Дама в розовом» Николая Фешина
Красивое лицо, вид томныйУ женщины, что в розовом убранстве.И волос вьющийся и темный
Находится здесь в общем резонансе.
У ней для поцелуев губы,Да и глаза ее милы, прекрасны.Курносый нос. В улыбке зубы
Видны. Взгляд острый и к тому же страстный.
Изгиб руки ее приятен.Приятно смотрится и вся фигура.Глядится розовое платье.
Красива также у волос фризура.
На вид она аристократка.Ведь на руке богатое убранство:Два перстня с камнем для порядка.
Простые символы ее богатства.
Прекрасна у нее осанкаИ голову так гордо задирает.По темпераменту — южанка.
А в прочем, этого никто не знает.
В картине множество оттенковЦветов, других теней, рожденных кистью.Всем восхищая у шатенки,
И наполняя ее образ жизнью.
Ханин Борис
*****
«Негритянка с апельсином» Николая Фешина
Негритянку с апельсиномМожно ли считать красивой?Но она мила, бесспорно.
И характер непокорный
В занимаемой ей позеВиден. Не совсем серьезенВид курчавой негритянки.
Черная американка,
Независима, игрива,Молода и незлоблива,Держит апельсин в ладони.
Он, большой, ладонь заполнил
Черную, с отливом светлым,С переходом неприметнымВ шоколадные оттенки
Негритянской уроженки.
На лице белки сверкают,Зубы белые сияют.А в руке, как сердца пламень,
Словно драгоценный камень,
Апельсин, что цветом манит,Запахом своим дурманит.Ярко-желтый и лучистый,
Золотистый и душистый,
Оттеняет девы кожу,Что на шоколад похожа.Прелести поймешь не сразу:
Непривычна дева глазу.
Ханин Борис
*****
«Дама в лиловом» Николая Фешина
Игра цветов волнующих оттенков:Лиловых и коричневых тонов.И четкий профиль виден у шатенки.
Портрет для восприятия готов.
Изгиб ее руки сюда прибавим,Что опирается на венский стул.И пальцы тонкие ее расправив,
Художник показал всю красоту
И притягательность у этой дамы.Ее достоинства, что так виднЫ:Целеустремленность, сквозь взгляд упрямый
Ум, благородство, чем черты полны.
Она одета очень элегантно.Небрежность легкая в прическе есть,Но, в тоже время, даже импозантной
Ее необходимо все же счесть.
Видны в ней: горделивая осанкаИ тонкий профиль нежного лица,Чуть смуглого, присущих для славянки.
Рассматривать холст можно без конца.
Все буйство складок платья этой дамы,В контрасте с гладкостью лица ее,Наполнило пленительностью славной
Весь образ, словно чашу, до краев.
Скромна в картине цветовая гамма:Фон серебристый, почти белый шарф,Светло-лиловая одежда дамы,
Волос каштановых известный шарм.
И кажется, что высечена в цвете,В движении она на полотне.В лиловом дама эта на портрете.
С ней хочется побыть наедине.
Ханин Борис
*****
«Маленький ковбой» Николая Фешина
Здесь лошадь на картине не видна,Но есть незримое присутствие ее.В руках ребенка вожжи. В них она
С покорностью команду от ковбоя ждет.
Страсть у ребенка к верховой езде.Наследник древних пастухов — ковбоев он.Надежно держит лошадь здесь в узде
И с жизнью пастухов не на словах знаком.
Какая жизнь ковбоя-пастуха:Следить необходимо как пасется скот,И охранять все стадо от греха:
Вдруг если кто скотину в поле уведет.
Тяжелый очень у ковбоя хлеб.Весь Божий день верхом скакать на лошадях,Чтоб скот пасти, устраивать ночлег
В открытом поле, своей жизни не щадя.
Мальчонка как большой ковбой одет:Рубашка белая на нем, комбинезон,Из ткани джинсовой, на пару лет,
А также в яркий, красный шарф наряжен он.
Лицо у парня темное притом,Сосредоточенные черные глаза,С курносым носом, пухлым детским ртом.
С большим желаньем свою удаль показать.
С умением в холсте подобраны цвета.Художник, как прекрасный колорист,Использует три главных цвета. Неспроста
Мы понимаем, что портрет лучист.
Ханин Борис
Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-feshine-nikolae-ivanoviche/
Фешин Николай Иванович — знаменитый русский живописец: энциклопедия на сайте ARTLOT24 по продаже старинных предметов
Фешин Николай Иванович
знаменитый русский живописец
Фешин Николай Иванович (1881-1955) – выдающийся русский живописец, соединивший в своем творчестве традиции импрессионизма и модерна, достигший непревзойденного артистизма и мастерства исполнения в жанре портрета.
Николай Фешин был мастером рисунка, великолепным художником жанровой картины и замечательным педагогом. Он был членом «Товарищества передвижников», в 1909 году вернулся в Казань, где до 1923 жил и работал, преподавал рисунок и живопись в местной художественной школе.
В 1923 году получив предложение преподавать в Нью-Йорке, художник покинул Россию, уехал в США. Его отношение к советской власти было неоднозначным, хотя Октябрьскую революцию Н. И. Фешин принял с воодушевлением и сотрудничал с сатирическими журналами, иллюстрировал работы В.
Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого, А. Луначарского.
Н. И. Фешин родился в Казани в 1881 г. в семье ремесленника. В 1895-1900 годах учился в Казанской художественной школе, а затем в петербургской Академии художеств, которую окончил в 1909 году. После учебы в АХ много путешествовал по Европе, знакомится с творчеством старых мастеров и современных художников. Николай Фешин был учеником самого И.Е.
Репина, что во многом определило его творческую судьбу. Он был талантливым учеником и много работал, целиком посвящая себя искусству, постигая секреты мастерства великого гения.
В поисках живописной выразительности и в развитии импрессионистической манеры, Фешин шел своим путем, но академическая школа всегда была для него той замечательной базой, которая придавала уверенности и точности его кисти.
Николай Иванович увлекался развитием сюжета в картине, неслучайно, что для раннего творчества характерны жанровые произведения: «Обливание» 1911, «Капустница» 1909, «Хоровод» 1910-е., «Черемисская свадьба» 1908. Этнографический характер работ здесь явно преобладал. Н. Фешина очень интересовали обряды народов Поволжья с их первозданным очарованием, праздничным колоритом и языческими традициями, неразрывной связью человека и природы.
В историю искусства Н. И. Фешин вошел как мастер портрета. Он создал свой яркий неповторимый стиль. Его портреты отличались великолепным знанием натуры, остропсихологической трактовкой образа, экспрессивностью изобразительного языка и богатством палитры. Импрессионистические дробные мазки в его картинах укрупнялись, создавая выразительный ритм цветовых пятен.
Необычайная живописность его произведений рождала гармоничные, раскованные образы, индивидуальность которых выражалась в артистичном цветовом решении. Знаменитый этюд 1908 года – «Портрет неизвестной. Дамы в лиловом» – стал одним из шедевров раннего творчества художника. Женские образы Н. И. Фешин раскрывал особенно ярко, писал проникновенно, экспрессивно, живописно: «Дама в розовом.
Портрет Н. Подбельской», «Портрет Вари Адоратской», «Русская певица. Портрет Е.И.Хатаевой», «Миссис Крэг», «Портрет Глендоры Роллинс» и многие другие. С середины 1930-х годов художник много времени проводил в путешествиях, его картины отлично продавались, он стал известным светским портретистом, заказчиков было много. Н.
Фешин участвовал в выставках русских художников эмигрантов, а также устраивал персональные выставки. Среди его работ много портретов друзей, коллег известных личностей, всех тех, с кем он общался, жил и работал. Ему блестяще удавались и драматические образы, сосредоточенные, психологические, в которых обнажался характер героя: «Портрет Д.Д. Бурлюка» «Портрет Н.Н.
Евреинова», «Портрет В.П. Фокиной», «Портрет П.А. Радимова», «Портрет художника Виталия Гавриловича Тихова».
Главными моделями художника были жена и дочь Ия. Своим самым любимым персонажам он посвящал много часов живописи. Он писал их постоянно, в разные годы, в разное время суток и каждый раз с новым настроением.
Высшим достижением в рисунке Николая Фешина была обнаженная натура, где его талант живописца раскрылся в полную силу. Он умел подчеркнуть трепетную красоту модели, виртуозно передавал светотеневые нюансы, выплескивал на полотно все богатство красочной палитры. Н.
Фешин был непревзойденным мастером в изображении женской грации, в передаче сложных, интересных ракурсов и в знании эффектных цветовых решений.
Творчество Николая Фешина многогранно, его художественное наследие огромно, его имя получило мировую известность. Его работы хранятся в крупнейших музеях и частных собраниях.
Источник: https://artlot24.ru/article/feshin-nikolaj-ivanovich-204