Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»
Чистая, наполненная светом и воздухом комната. Большой, накрытый белой скатертью стол усыпан детскими игрушками, сладостями, фруктами.
И прямо на столе, посреди разбросанных в художественном беспорядке предметов, сидит девочка лет девяти.
В белоснежном батистовом платье, с зеленовато-голубым бантом, двумя косичками золотисто-русых волос, она сама выглядит ожившей игрушкой – выдает ее только серьезный взгляд больших карих глаз. Это маленькая Варя Адоратская.
«Портрет Вари Адоратской» — одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. Написана она была в 1914 году по заказу ученицы художница, мецената Н. М. Сапожниковой, которой Варя приходилась племянницей.
Начав работу над портретом, художник несколько раз изменял композиционное построение картины. Варю усаживали в плетеное кресло у стола, переодевали несколько раз, прежде чем Фешин добился появления нужного образа и колорита.
Но девочка безропотно слушала мастера и терпеливо позировала, несмотря на неудобное положение, в котором у нее то и дело затекали и немели ноги.
Спорить с художником было невозможно – именно в такой позе, по его мнению, можно было передать естественную грациозность фигуры ребенка.
В «Портрете…» Фешину удалось применить новый, несколько экстравагантный композиционный прием – фигура девочки располагается не по центру полотна, а немного смещена от центральной оси. Передний план картины занимает проработанный в деталях натюрморт. Но при этом художнику, несмотря на асимметрию композиции, удалось создать одно из самых гармоничных своих полотен.
Гармония и равновесие, трогательный и беззаботный, открытый детский образ, нежная цветовая гамма роднят произведение Фешина с картиной В. Серова «Девочка с персиками». Их начали сравнивать сразу же, после первых появлений «Портрета…» на выставках. Действительно, картины схожи по настроению, выразительным средствам, образам и атмосферой счастья, присущей детству.
В совершенной форме воплощающий образ детства, «Портрет Вари Адоратской» занимает достойное место среди шедевров портретной живописи.
1914 г. Национальная художественная галерея «Хазинэ», Казань, Россия.
Картины Николая Фешина:
Пред. стр.: Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картиныСлед. стр.: Художник Павел Филонов. Картины и биография.
Источник: http://www.avangardism.ru/nikolaj-feshin-portret-vari-adoratskoj.html
Урок развития речи. Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской» 8класс
Цели урока:
- систематизировать приобретённые учащимися знания об описании;
- активизировать портретную лексику учеников;
- формировать умение наблюдать, выделять главное, особенное в описываемой личности, отличать описательный тип от других типов речи;
- формировать коммуникативные умения: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение выражать собственное отношение к герою;
- подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности
Оборудование: презентация
Подготовка к восприятию произведения живописи.
Словарная работа.
Художник, живописец, изобразил, краски, цвет, фон, передний план, задний план, рисунок, картина, полотно, живопись, этюд, репродукция, произведения живописи, композиция.
Что такое портрет?
(описание внешности человека(лица или всей фигуры)).
Учитель.
Наш разговор сегодня о внешности человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы, огорчение на лице учителя.
Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Но важно не только находить, но и уметь описывать свои наблюдения.
Приведём примеры описания внешности из художественных произведений.
“Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.
Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.
(А.С.Грин “Алые паруса”).
“Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается.
Девушка, которую он назвал своею сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена”.
(И.С.Тургенев “Ася”).
Сделать портрет можно красками, карандашом, фотографией, вылепить из глины, высечь из мрамора или вырезать из дерева.
Мы познакомимся сегодня с художником Н.И.Фешиным, который был мастером создания портрета.
Сообщения учителя
Фешин Николай Иванович (1881-1955) — академик живописи; действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916).
Родился Николай Иванович Фешин в Казани в семье владельца позолотно-столярной мастерской. Здесь реставрировали иконостасы. С малых лет он помогал отцу, составлял орнаменты для иконостасов, участвовал в выполнении различных заказов, ездил с ним по сёлам. Однако болезнь сделала маленького Николая отчуждённым от сверстников. Единственной отдушиной мальчика было рисование.
В 1895 году Фешин завершил учёбу в начальном училище и в этом же году поступил в Казанскую художественную школу, которую окончил в 1901 году.
Как один из лучших выпускников Казанской художественной школы, Фешин был принят в Высшее художественное училище при Петербургской академии художеств. Здесь он проходил обучение в мастерской известного живописца Ильи Репина. В картинах Фешина чувствуется яркий почерк мастера, он был его учеником.
Первый успех пришёл к нему после выполнения картины «Черемисская свадьба» (1908). Известны также картины этих лет «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой » и другие.
Щедрый дар живописца, природное чутьё, умение опоэтизировать человека породили искусство смелое, взволнованное, покоряющее зрителя глубиной и искренностью чувства.
В сферу его интересов входила не только живопись. Он был превосходным мастером рисунка, театральным декоратором, скульптором и резчиком по дереву. Быт народа, обычаи, обряды составляют сюжеты его картин.
Работы Фешина отличаются своеобразным колоритом. Цвет его полотен сдержан, приглушён и одновременно богат в оттенках.
В 1909 году была написана конкурсная картина «Капустница», за которую он получил звание художника. Картина посвящённая быту народов Поволжья и представляет собой праздничную обстановку семей, которые собираются для рубки капусты. За эту работу художник также был удостоен заграничной путёвки.
В 1908 году после поездки Фешин был утверждён Академией художеств в должности преподавателя Казанской художественной школы и преподавал здесь вплоть до 1923 года.
В период преподавания, художник совмещает и творческую, и педагогическую деятельность, а также успешно участвует в международных художественных выставках.
Одна из известных и прекрасных работ художника этого периода — это «Портрет Вари Адоратской». Есть и много других портретов — портрет отца, «Портрет архитектора П. Абрамычева», «Леди в розовом», «Портрет Н.М. Сапожниковой».
В 1916 году Н.И. Фешин собранием Императорской Академии художеств был удостоен звания академика живописи.
В 1923 году художник покидает Россию. Теперь его жизнь надолго связана с Америкой. Весьма важный творческий период его жизни связан с Нью-Йорком. Здесь он получил второе дыхание. Он имел успех, его признали и люди искусства, и публика. Шедеврами этого периода творчества стали картины «Ия с дыней» (Ия — это его дочь), «Мать и дочь» и другие произведения.
Таос — стал следующим пристанищем в жизни Фешина. Объездив Америку, семья остановилась в этом небольшом городке. Во-первых, из-за болезни художника, он был болен туберкулёзом.
Во-вторых, необычайная красота природы, местный колорит — индейцы, ковбои, испанская архитектура — всё это привлекало внимание многих художников.
Одна из картин художника этого периода называется «Танец кукурузы», также есть работы посвящённые индейцам.
Дом, в котором жила семья Фешиных, художник построил собственными руками по собственному проекту, украсив резьбой и скульптурами. Этот дом в 1979 году был внесён в Национальный Регистр Исторических мест в Соединённых Штатах Америки как памятник архитектуры.
В 1981 году здесь был основан Институт Фешина — с музеем и образовательным центром.
В настоящее время работы известного художника сосредоточены в фонде Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Его картины украшают залы Третьяковской галереи, Русского музея и других музеев России.
Последние годы жизни художник провёл в Лос-Анжелесе. Здесь он продолжил своё творчество, создавал картины, занимался декоративно-прикладным искусством: резьбой по дереву, керамикой, работой по металлу.
Николай Иванович Фешин умер в 1955 году в Лос-Анджелесе.
Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище.
2. Главным жанром в искусстве Н.И.Фешина является портрет. Портреты художника сочны и гармоничны по свету.
В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда.
Художник пишет небольшие портреты – этюды, написанные на ярком солнце, часто против света. Свет в таких работах создаёт мерцающее сияние вокруг головы, золотистым маревом наполняет этюд.
Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). Портрет этот вызывает в памяти лучшие детские образы русской живописи конца19 – начала 20 века. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны.
Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом.
Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты.
Беседа по картине.
Словарно-стилистическая работа.
- Что вы чувствуете и о чём думаете, когда смотрите на этот портрет?
- Что вы видете?
(Перед нами портрет девочки. По-видимому, автор с большой нежностью и любовью относился кдетям, поэтому от картины настроение светлое, радостное. Н.И. Фешин глубоко понимал духовный мир детей).
- Как художнику удалось передать такое настроение?
(Картина написана яркими, сочными красками).
(Нежно-голубая (цвет скатерти), светло-коричневая (горшочки цветов), жёлтая, золотистая (фрукты), нежно-розовая (щёки, губы). Картина вся наполнена солнечным светом, золотом).
- Что можно сказать об этой девочке?
- Какой, по-вашему, у неё характер?
(Эта девочка подвижная и озорная. Об этом говорят вещи, разбросанные на столе, возможно, оттого, что она всё время в движении, сама девочка тоже сидит на столе. Художник выбрал момент, когда девочка на какое-то мгновение остановилась, и ему захотелось запечатлеть её. Характер у неё настойчивый и решительный).
- Нравится ли вам эта девочка?
- Что привлекает вас в её портрете?
- Какова её внешность (лицо, волосы, взгляд, глаза, брови, нос, рот, одежда).
- Какие причастия можно употребить при описании? Какие прилагательные?
(Девочка привлекательная. В её портрете привлекает всё).
Лицо (сосредоточенное, круглое, румяное).
Волосы (аккуратно сплетены в две косички, искрящиеся на солнце).
Взгляд (устремлённый вдаль, сосредоточенный, восхищённый, остановившийся).
Глаза (широко раскрытые, широко расставленные, сияющие, светящиеся, карие).
Брови (редкие, дугообразные).
Нос (слегка вздёрнутый).
Щёки (пылающие, нежно-розовые).
Рот (плотно закрытый).
Губы (слегка припухшие, пухлые, нежно-розовые).
Одежда (легкое белое платье, подпоясанное большим бантом; на ногах носочки с разным орнаментом).
- На фоне чего изображена девочка?
(Стена комнаты, книжный шкаф, подоконник, цветы).
- Почему художник выбрал именно этот фон?
(Зелёный цвет – цвет жизни, молодости, место, где девочка проводит счастливые минуты за игрой).
- Что хотел показать Н.И.Фешин?
- Какова главная мысль?
(Н.И.Фешин показал на своей картине прелесть и чистоту ребёнка, беззаботность и неповторимость прекрасной поры в жизни человека – детства).
Составление примерного плана сочинения.
I. Вступление.
Тема картины и живописные средства её раскрытия.
II. Основная часть.
Образ девочки Вари.
1. Внешний облик:
а) черты лица (взгляд, глаза, брови, нос, губы, рот, волосы);
б) поза, фигура;
в) одежда.
2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героини).
3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.
III. Заключение.
Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине Н.И. Фешина “Портрет Вари Адоратской”, используя материалы урока
Источник: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-sochinenie-po-kartine-portret-vari-adoratskoy-klass-1401949.html
Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»
С самых давних времён Русская земля славилась своими талантами. Даже в самые сложные, чёрные дни российской истории не умолкали музы — но помогали творцам, вдохновляя их на новые свершения.
В истории России особое место занимает самое начало двадцатого века — сложное и страшное время, когда было свергнуто самодержавие, когда разрушались старые устои, а ничто новое ещё не было предложено.
Одновременно с Гражданской войной государство рвали на части солдаты Первой Мировой войны… Поистине страшные годы.
Однако первые опасения и тревоги возможных социальных потрясений и катаклизмов пришлись на несколько лет раньше, например, на 1914 год. Многие талантливые люди пытались осмыслить путь, которым идёт их родина, и стремились отыскать решение всех её проблем.
В это чудовищное время, когда смешалось новое и старое, особенно свежо смотрелись трогательные произведения искусства, не затрагивающие назревающую катастрофу.
Одним из прекраснейших произведений, созданных в дореволюционное время, становится написанный в 1914 году «Портрет Вари Адоратской» авторства Николая Ивановича Фешина.
Сам И. Репин, учеником которого станет талантливый живописец Фешин, скажет о нём немало положительного и даже назовёт его одним из величайших мастером своего времени. С этим трудно будет не согласиться.
Несмотря на все жизненные неурядицы, которые будут преследовать художника, он сохранит в душе лирический настрой и выплеснет всю свою нежность на свои полотна, лучшим из которых по праву будет считаться «Портрет…».
Картина была написана в Казани; моделью стала Варвара Адоратская, девятилетняя дочь академика Адоратского. С девочкой художника познакомила его ученица и близкая подруга, вхожая в дом академика. В её мастерской и было создано это потрясающее в своей невинности полотно.
По словам самой юной Вареньки, позировать ей не нравилось — поза была неудобная, затекали ноги. Николай Иванович, по признанию девочки, сам пересадил её с плетёного кресла на стол — и это оказалось удачным решением.
Он работал экспрессивно, импрессионистично. Накладывал быстрые неровные мазки, а затем отходил, чтобы взглянуть на работу, и продолжал писать портрет.
Без сомнения, именно это произведение обеспечило художнику бессмертие в веках.
С самых первых экспозиций изображение сравнивали с серовской «Девочкой с персиками». В «Портрете Вари Адоратской» видели ту же чистоту и невинность, что и в Вере Мамонтовой, модели В. Серова. Кое-кто даже сравнивал Вареньку с Алисой в Стране Чудес — до того приятно и нежно выглядел её облик на картине.
Н. Фешин помещает героиню в белоснежной комнате с простым убранством: в центре стоит лишь стол, покрытый белой скатертью, да виден уголок стула, на котором должна была, по первоначальной задумке, сидеть модель. Стены оформлены неброско: небольшой деревянный стенд с приколотыми к нему фотографиями, расположенный за головой девочки, да цветы в глиняных горшках, стоящие на подоконнике.
Варенька сидит прямо на столе, осторожно и изящно свесив ножки в чёрных лакированных туфельках без каблука. Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Она одета в короткое кисейное платьице с прозрачными рукавами из нежнейшего тюля, не прикрывающее тоненьких и остреньких колен девчушки.
В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами.
Солнечные лучи интересно отражаются от её макушки и высветляют пряди практически до белизны.
Талия Вареньки перехвачена длинным шёлковым поясом, выполненном в сине-зелёных тонах. Эта деталь практически не бросается в глаза. Возле колен модели лежит улыбающаяся кукла-японка в незабудковом кимоно.
На переднем плане картины размещён натюрморт: на столе небрежно разбросаны фрукты, сладости; стоит блестящий медный чайник над газовой горелкой, ваза с фруктами, блюдце и фарфоровая чашка — всё, что осталось от недавнего чаепития.
Интересно, что художник использовал экстравагантный приём и поместил героиню портрета прямо в зону натюрморта, мастерски им прописанного.
Само же изображение девочки приходится на оптически активную часть холста, однако сама композиция при этом остаётся ассиметричной. В этом полотне Н.И.
Фешин совместил черты академической и импрессионистической живописи, создав удивительно гармоничное, несмотря на свою нестандартность, сочетание.
Эта работа уникальна по меньшей мере потому, что художник изобразил девочку без прикрас. Он не стал менять её взгляд на более открытый, а сохранил серьёзность своей модели, передал её небольшую робость. Варя Адоратская выглядит трогательно, открыто и невинно. Это подчёркнуто цветовым решением полотна, для которого художник выбрал исключительно светлые пастельные тона.
Несмотря на царящую вокруг атмосферу напряжения, ужаса, художник передал лишь атмосферу детства, прекрасного в своей беззаботности и чистоте и — кратковременности. Н.
Фешин сумел захватить тот краткий миг жизни, когда ещё не волнуют никакие проблемы, не опасны невзгоды, есть только радость, игры и бесконечное счастье.
Именно этот трогательный эмоциональный посыл обеспечивает «Портрету Вари Адоратской» такую популярность и в наши дни.
Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-portret-vari-adoratskoj.html
Николай Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914
В продолжении темы о творчестве и творческих личностях — небольшой рассказ о Николае Ивановиче Фешине и одном из его наиболее известном произведении, опубликованном в блоге http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post326900470/
кликабельно Портрет Вари Адоратской. 1914.Фешин Н.И. холст, масло; Государственный музей изобразительных искусств РТ, Казань
«Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный».
Своим творчеством, особенно портретами, он подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».
Николай Иванович Фешин (26 ноября [8 декабря] 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани)
Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В.
Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня. На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей.
Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка.
«Это было в марте-апреле 1914 года в Казани… Я очень любила тетю Надю (прим. — Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика… Было решено, что Н.И.
будет писать меня у тети Нади в мастерской… Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться.
Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала. То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной.
Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Натюрморт он писал иногда без меня. Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей.
Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Кремлевкой (бывш. Воскресенская улица)Торговый дом Сапожникова со стороны ул. Рахматуллина, где располагалась мастерская Н.М. СапожниковойМастерская Н.М.СапожниковойН.Фешин в мастерской Н.М.Сапожниковой.
Эти воспоминания попали в музей спустя 40 лет после написания портрета, передала их сама В.В. Адоратская. В «Доме на Набережной» Варя жила со своими родителями. Сейчас в этом доме находится музей «Дом на Набережной».
Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни. Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В.
Адоратской.
В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.
Варя Адоратская с родителями
Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков. С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию.
Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ). Был действительным членом Академии наук СССР.
А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков). Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями. Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение. Их письма хранятся в фонде В.В.
Адоратского в архиве РГАСПИ – бывшего ИМЭЛ. В них – и о встреченных людях, о Крыме, Кавказе, окрестностях Казани, о новом доме отдыха «Сосны», и о книгах, театре, музыке, и о наводнении в Москве 1932 года… Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке.
Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году. В честь В.В. Адоратского названа одна из улиц города Казани.
В тексте использован материал статьи Татьяна Ивановны Шмидт, сотрудника музея «Дом на набережной».
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://boltologiy.ru/blog/43420845861
Художник Николай Иванович Фешин | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 04.09.2018 · Комментарии: 2 · На чтение: 12 мин · Просмотры:
Портрет дочери Ии
Художник Николай Фешин – русский и американский живописец, скульптор и график, резчик, яркий представитель русского импрессионизма и модерна.
Биография художника Николая Ивановича Фешина
Николай Фешин
Художник Николай Иванович Фешин родился в декабре 1881 года в семье известного резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, в городе Казани. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и две недели находился в коме – врачи посоветовали родителям молиться о чуде, поскольку медицина уже бессильна.
После болезни мальчик долгое время вынужден был находиться дома и от скуки Николай начал рисовать. В 6 лет он рисовал уже вполне прилично, а в возрасте 9 лет начал работать с отцом в мастерской – рисовал эскизы, а в последующем и исполнял некоторые из своих работ.
Иван Александрович Фешин, отец будущего художника, был действительно очень талантливым мастером, много раз удостаивался медалей и дипломов за свои работы. Но, старший Фешин оказался плохим предпринимателем, постепенно разорился и всё имущество семьи пришлось отдать для погашения долгов.
После разорения Иван Фешин начал ездить по деревням, чтобы заработать на кусок хлеба, а семейство оставалось в городе – жили Фешины чрезвычайно бедно. Тем не менее, Николай Фешин посещал публичную школу, а в свободное время пытался как-то заработать. Много лет спустя Николай Фешин вспоминал, что за чертёж иконостаса ему заплатили 10 рублей – на эти деньги был куплен первый школьный костюм.
В 1895 году, после открытия в Казани художественной школы, Николай Фешин стал учеником первого набора школы. В этом желании мальчика поддержал его отец.
Одако, к этому времени семья Фешиных уже распалась – супруга не выдержала жизни в нищете и уехала к родным в Кострому. Отец вскоре так же уехал из Казани.
И 14-летний Николай Фешин остался совсем один, жил впроголодь – иногда помощь племяннику оказывал живущий под Казанью старший брат отца.
В 1900 году, после окончания Казанской художественной школы молодой художник отправился в Санкт-Петербург с большим желанием поступить в Императорскую Академию художеств. И успешно свою мечту осуществил.
Будучи бедным студентом Николай Фешин питался в бесплатной столовой, перебивался случайными заработками – рисовал эскизы для афиш, пригласительных билетов, программок маскарадов и балов, на изготовление которых объявлялись конкурсы. С 1902 года художник начал сотрудничать с журналами как иллюстратор и карикатурист.
В 1903 году Николай Иванович поступил в мастерскую И.Е. Репина, часто выезжал в родные места, писал на родине портреты, занялся педагогической деятельностью – преподавал в местной иконописной школе.
В 1907 году И.Е. Репин, из-за конфликта в Академии, покинул стены учебного заведения и Николай Фешин был в числе тех 50 студентов, которые написали письмо в защиту великого художника и педагога. Фешин считал Репина величайшим педагогом:
При этом, что действительно вызывает удивление, Репин относился к Фешину очень прохладно, чтобы не сказать, что это была явная нелюбовь. Однако, эта личная неприязнь не помешала много лет спустя Репину назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев».
Да и сам Фешин, безмерно уважая великого живописца и педагога, не считал себя прямым последователем творчества Репина:
Уход Репина из академии стал отправным моментом для появления «фешинской индивидуальности» — когда педагога не стало, Николай Фешин начал много читать, экспериментировать с грунтами и красками, начал кроме кистей использовать мастихины. В результате родилась более широкая и свободная манера письма, которая стала индивидуальной особенностью творчества Фешина.
В 1909 году состоялась академическая выставка на которой картина Николая Фешина «Черемисская свадьба» была удостоена первой премии и в последующем эту картину Академия представила на международной выставке в Мюнхене. Впрочем, немецкая публика, а потом и российская интеллигенция картины не поняли и не приняли. Критик И. Евсеев писал:
Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного.
В общем, культурной общественности «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь».
В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в США, в Институте Канеги. Там картину увидел и приобрёл крупный американский финансист Уильям Стиммел, котрый с этого момента начал собирать коллекцию работ русского художника.
Черемисская свадьба
Удивительной для Фешина стала и судьба картины «Дама в лиловом». Художник выполнил учебную работу и эта работа, буквально случайно, попала на выставку в Мюнхен. И была на этой выставке удостоена малой золотой медали… Что не просто удивило, а поразило художника до глубины души.
Дама в лиловом
В 1908 году случился кризис в Казанской художественной школе – Императорская Академия художеств, в резкой форме потребовала от администрации казанского училища, повысить качество обучения. В этом же году заведующий школой Г.А. Медведев обратился к Николаю Фешину с предложением стать преподавателем Казанского художественного училища «с полным окладом и казённой мастерской».
Капустница
Выпускной работой Фешина стала «Капустница» — засол капусты на зиму на Воздвиженье. Эта работа получила золотую медаль, что давало художнику право на заграничную поездку за государственный счёт.
В ноябре 1909 года Николай Иванович был назначен штатным педагогом Казанской художественной школы. А весной 1910 года художник отправился в заграничную командировку, посетил города Германии, Италии, Австрии и Франции. Вот как сам Фешин описал своё путешествие:
Художник вернулся в Казань, обосновался в своей мастерской и с головой погрузился в работу, увлёкся живописным портретом – писал родных и знакомых. В этот период заказов на работы художника было очень мало. Писал художник и эскизы жанровых композиций – некоторые из этих эскизов в последующем получили своё дальнейшее развитие.
Работая в Казани художник не порывал своих связей с художественным миром столицы, регулярно принимал участие в выставках, стал участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок.
Потом случилась Первая Мировая война и Февральская революция – после революции в художественном училище отключили отопление, студенты и преподаватели работали в классах в пальто и варежках. А потом в школе случился пожар…
Много лет спустя художник писал о событиях того времени:
Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, писал, в рамках плана монументальной пропаганды, портреты политических деятелей, портреты композиторов для Центральной высшей восточной музыкальной школы, портретные миниатюры, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.
С 19121 года в Казани начала работу «Американская администрация помощи» и сотрудники этой организации начали заказывать у Фешина портреты, помогли связаться в американским финансистом и почитателем творчества художника У. Стиммелом.
В те времена США ещё не признали СССР и в стране не было американского посольства, выехать можно было только через Ригу. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. И художник тут же начал работать.
Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось.
Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать».
Художник включился в художественную жизнь Нью-Йорка, его работы включили в ежегодную выставку Национальной академии дизайна (в последующем художник получил приз за свои работы), потом удалось организовать персональную выставку в Чикаго.
В американском творчестве художника доминировал портрет. Фешин экспериментирует с пейзажами, выезжает на пленэры. В это время у художника начал открываться туберкулёз и семья, в поисках подходящего климата, объехала несколько американских штатов, но без особого успеха, пока не приобрели участок земли в районе Таоса, где художник начал строить дом.
В Таосе Фешин много писал, занимался резьбой и увлёкся керамикой – художник брал уроки у местной индейской мастерицы Марии Мартинес. В этот период художник создал несколько деревянных и гипсовых скульптур.
Художественная общественность Таоса тепло приняла семейство Фешиных в свои ряды, дочь Ия смогла получить приличное образование, художники помогли Фешину организовать сбыт своих работ и цена за них удвоилась.
А в 1934 году успешная жизнь Фешина дала трещину – жена Александра Ивановна, после 20 лет совместной жизни, потребовала развода. Она захотела стать самостоятельной личностью и выйти из тени великого мужа, решила стать писателем.
Четыре года Николай Фешин пытался восстановить супружеские отношения и вернуться в семейный дом (супруга потребовала, чтобы он её оставил), но Александра Николаевна была демонстративно холодна и продолжала твердить про своё желание быть самостоятельной.
В 1936 году И. Ильф и Е. Петров посетили США и совершенно случайно встретились с Александрой Фешиной, которая дала писателям интервью (в это время Ильф и Петров собирали материал для книги «Одноэтажная Америка»):
После развода с Николаем Фешиным, Александра осталась без средств к существованию, питалась в дешёвых ресторанах, а за еду отдавала работы своего бывшего мужа, которые остались в доме после того, как она выгнала Николая Ивановича из дома. Она смогла опубликовать, за свой счёт, одну книгу, состоящую из двух рассказов. Книга успеха не имела. Скончалась Александра Фешина в 1983 году в бывшем семейном доме в Таосе.
Николай Фешин вместе с дочерью Ией, дочь не захотела оставаться с фемениствующей матерью, жил в Нью-Йорке, Великая депрессия семью практически не коснулась – какие-то деньги у них были. А вскоре маленькое семейство перебралось в Лос-Анджелес, где художника ждал неожиданный материальный успех – Фешин начал преподавать в художественных классах для дизайнеров голливудских киностудий.
И работы художника начали продаваться. В результате Николай Иванович смог купить для себя и дочери дом в Голливуде, который обставил мебелью собственной работы и скульптурой.
Последние годы жизни художник провёл в одиночестве, переписывался с дочерью, которая иногда навещала своего отца, сбережения подошли к концу и старый художник снова начал давать уроки рисования, но полученных за эти уроки денег хватало только на самую простую дешёвую еду.
В октябре 1955 года художника не стало. В 1976 году дочь художника перезахоронила прах отца в Казани в соответствии с завещанием Николая Ивановича.
Николай Фешин назван национальным художником США.
Картины художника Николая Ивановича Фешина
Выход из катакомб после моления
Обливание
Натурщица
Натурщица
Ню
Обнажённая в ванной комнате
Ню
Ню
Стоящая обнажённая модель
Ню. Этюд
Зимний пейзаж. Таос
Пейзаж. Нью-Мексико
Малая вода в лагуне
Портрет В.И. Ленина
Портрет Н. М. Сапожниковой
Портрет Вари Адоратской
Портрет Ии
Моя дочь Ия (Ия с дыней)
Портрет Н.Н. Кротовой
Дама за маникюром
Автопортрет
Катенька
Дама в чёрном
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы
Принцесса
Ия Фешина
Девочка с острова Бали
Ия в кимоно
Старый индеец
Подсолнухи
Портрет девочки
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-nikolaj-feshin-russkij-i-amerikanskij.html
Николай Иванович Фешин. Штрихи биографии
В ноябре 2011 – декабре 2012 гг. в Казани состоялись мемориальные торжества памяти великого земляка нашего, большого художника Николая Ивановича Фешина, отмечалось 130-летие со дня его рождения. Международная конференция, выставка, поминальная служба в Варваринской церкви и захоронение праха дочери Николая Ивановича Ии на Арском кладбище.
Казалось бы, событие давно минувшее, стоит ли возвращаться к бывшему два с лишним года назад. Однако интерес к художнику, его творчеству, биографии не ослабевает. Сужу по числу посещений страниц блога, посвященных Николаю Ивановичу Фешину. Встретила на днях интервью с Галиной Тулузаковой, опубликованное на одном из Татарстанских сайтов в те дни.
Галина Петровна Тулузакова кандидат искусствоведения, ведущий специалист по творчеству Фешина, единственный российский искусствовед знакомый с закрытыми архивами семьи Фешиных. Вот уж кто может интересно и неформально рассказать о Фешине. Решила разместить здесь этот материал.
О происхождении Николая Ивановича, его национальности:
Семья Фешиных. 1890-е годы. Сидят (слева направо): П.И. Фешин (младший брат художника), И.А Фешин – отец, бабушка Фекла (по отцу), дядя (брат И.А. Фешина). Стоят: Н.И. Фешин, П.В. Фешина – мать художника, тетя(жена брата И.А. Фешина)
Казань в судьбе Фешина:
Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковойв её мастерской. 1916 год. Частный архив, Санкт-Петербург
Начало прошлого века – золотое время казанских живописцев.
Н.И. Фешин среди учеников художественной школы. 1910-е годы.
Дружба и поддержка Надежды Михайловны Сапожниковой
Надежда Михайловна Сапожникова
Меценат и друг
Портрет Н.М. Сапожниковой кисти Фешина
Жена Александра Белькович – главная модель художника
О совпадении темпераментов супругов Фешиных. Двадцать лет быть музой такого страстного человека и после развода в сорок два года остаться желанной для него и неповторимой – это особое совпадение в чем-то?
Распад семьи в Америке
Ия осталась с отцом
Портрет дочери Ии кисти Николая Фешена
Отец и дочь
Отъезд в Америку в 1923 г.
Жизнь в Америке
Но Казань осталась для великого художника, объединившего две мировые культуры, вожделенным местом. В 1976 году, через много лет после смерти отца, как только чуть-чуть приоткрылся железный занавес, Ия Николаевна перенесла его прах в Казань. Это было желание художника?
Прах Николая Ивановича перезахоронили на Арском кладбище тихо и на час раньше, чем было объявлено. Как Пушкина! Видимо, боялись толпы. Но пришли избранные казанцы: Фешин был в СССР под запретом, знали о нем единицы.
Ия Фешина с дочерью Никоэлой на перезахоронении праха
Николая Фешина на Арском кладбище Казани. 1976 год
Потом вся Казань стояла в очереди на грандиозную по количеству работ и первую в стране выставку Николая Фешина в Музее изобразительных искусств. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы.
Ия Николаевна стояла у казанских картин отца в длинной черной шелковой накидке, с идеальной прямой спиной балерины, красивая и не наша. Она говорила по-русски.
А рядом, не понимавшая ни слова из восторженных речей, с лицом камеи и ниткой крупного жемчуга на длинной шее стояла ее очень красивая дочка Никоэла. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется.
Варваринская церковь, где Ию крестили в 1913 году, а теперь отпевали, то же кладбище, и как-то трогательно, по-семейному, перевязанную лентой коробку с прахом положили под бок к отцу. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком.
Через 35 лет сюжет повторяется: Никоэла привезла прах матери Ии Фешиной на Арское кладбище. 2011 год.
Источник: http://foto-progulki.ru/feshin