Описание картины николая ге «ахиллес оплакивает патрокла»

Ге Н.Н

Для увеличения – нажмите на изображение

Ярошенко Н.А. Портрет художника Николая Николаевича Ге

«Я художник. Этот дар дан не для пустяков, для удовольствия, для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни».

  «Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».  Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека, стоящий в центре искусства Ге, призывал к переустройству жизни на началах справедливости: «Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание – все от людей». Николай Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, умерла его мать. Вскоре отец, внук французского эмигранта и отставной офицер, вместе с семьей переехал в Киев. Позднее семья перебралась в Подольскую губернию, где отец купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня, которые оказали влияние на его душевный склад. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей. С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. По окончании Киевской гимназии в 1847 году Николай поступает учиться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он – студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником. В 1850 году он поступил в Академию художеств. Будучи учеником профессора Васина, Ге фактически воспитывался на живых образцах творчества Брюллова. Впоследствии Ге отметил, что дало ему изучение живописи Брюллова: «Он ввел у нас живой рисунок, т.е. поглощение всех общей формой. В этой общей форме могло проявиться живое движение характера фигуры. Этого прежде не было. Он ввел также у нас рельеф, тесно связанный с рисунком. Предметы стали отделяться от фона. Он внес необходимый для картины свет. Это оживило фон и сделало его отсутствующим, как в природе». В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге удостоен Малой золотой медали. Итогом же академической учебы Ге была его картина «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856), за которую он получил Большую золотую медаль. В этой картине Ге использовал многие приемы Брюллова. Он сумел передать душевное потрясение, большие человеческие чувства. Картина дала художнику право на поездку за границу. Весной 1857 года вместе с молодой женой А.П. Забелой он выехал за границу. «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, – туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии – довольно, больше нельзя выносить», – вспоминал художник. Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на несколько лет поселился в Риме. В первых итальянских работах Ге по- прежнему сильно влияние Брюллова: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки». «Разрушение иерусалимского храма». Реакционная пресса усмотрела в картине Ге грубость лиц, «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить ее. Но прогрессивные деятели встретили ее восторженно. И.Е. Репин писал: «Не только у нас в России, можно смело сказать – во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи». За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств. В 1863–1869 годах, живя во Флоренции, Ге продолжает создавать произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Вестники воскресения» (1867) и «В Гефсиманском саду» (1869). Тогда же Ге пишет пейзажи – «Флоренция» (1864), «Оливковая роща в Сан-Теренцо» (1867), «Карарская каменоломня» (1868). Появляются и редкие в его творчестве жанровые композиции – «Кольцов в степи», «Моя няня», «Игры детей». В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще – «Портрет А.И. Герцена». Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена. Строгий по своей художественной форме портрет дает превосходный реалистический образ великого мыслителя и публициста. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез портрет через границу. В петербургский период (1869–1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Не случайно появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). В семидесятые–восьмидесятые годы художник много работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени. Ге создает портреты Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Пыпина, Антокольского, лепит бюст Белинского. Выразительны, интеллектуальны, прекрасны лица, написанные художником. В середине семидесятых годов художник переживает глубокий душевный кризис: «Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало казаться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы составить мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе». Воспитание подраставших сыновей требовало денег. Появились первые долги. В 1876 году художник с семьей переселяется из столицы на Украину, в степной хутор Ивановский Черниговской губернии. До 1879 года художник почти не работает. Любопытный случай из украинского периода жизни художника приводит в своей книге А.В. Лазарев: «Ге неохотно позировал для портретов. Особенно же не хотел позировать Репину, о котором шла нехорошая слава, что все написанные им люди вскоре после этого умирают. Репин же, напротив, очень хотел написать портрет Ге и даже специально приехал к нему на Украину. – К чему это? – принялся увиливать тот от предложения Ильи Ефимовича. – Это, знаете ли, пренеприятно – будто примериваются тебя хоронить, подводют, так сказать, человеку итог. – Ну, вы, милый мой, совсем как дикарь! – возмутился Репин. – Дикарям тоже жить хочется, – проворчал под нос Ге». Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину “Милосердие” (1880) он уничтожил. Картина же “Выход с тайной вечери” (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «”Что есть истина?”. Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. “Повинен смерти!”» (1892) на академическую выставку не допустил президент Академии художеств. Картину “Голгофа” (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант “Распятия” (1892) он уничтожил. Еще один вариант “Распятия” в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире. Умер Ге скоропостижно на своём хуторе 1 (13 июня) 1894 года.

*   *   *

Галерея (49 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм “Николай Ге. Что есть истина” (Из коллекции “Тайники русского музея” видеостудии “Кварт”)

Год выпуска: 2008

Продолжительность: 00:26:04
Формат: avi
Размер: 175 Мб

Режиссер: Г. Иванова

В фильме авторы рассказывают о драматической судьбе выдающегося русского художника Николая Николаевича Ге.

Используя архивные материалы, воспоминания друзей, размышления самого Ге – разберутся в хитросплетениях его жизни и сложных, мучительных творческих исканиях.
Он пережил победы и провалы, создавая свои картины, ломал традиции и искал новые формы выражения, новое осмысление вечных тем.

Скачать для ознакомления: Николай Ге. Что есть истина

Источник: http://gorenka.org/index.php/ge-n-n

«Распятие» Н.Н.Ге / Страсти Христовы

В Петербурге, перед открытием, выставку посетил Александр III. Говорят, что, взглянув на «Распятие», государь сухо произнёс: «Это – бойня!» Картину повелели снять в первый же день, но те, кто всё же успел её увидеть, были потрясены.

Не зная ещё, что «Распятие» стало «лебединой песнью» художника, говорили, что это именно то, на что он и получил свой талант.

Когда Николай Николаевич вез эту картину на передвижную выставку в феврале 1894 г., он сначала показал ее Толстому в Ясной Поляне.

Ге разместил ее в отдельной комнате, а сам вышел и стал ждать, сидя на стуле.

Когда писатель вышел к Николаю Николаевичу через некоторое время, его лицо было в слезах, они долго сжимали друг друга в горячих дружеских объятиях, художник смог затронуть самые тонкие чувства Толстого, он полностью оправдал его ожидания.

В первый день выставки картина «Распятие» была запрещена к экспонированию. Ге выставлял эту картину у своих знакомых. Огромное количество людей приходило посмотреть именно на эту картину, а Николай Николаевич неустанно с каждым зрителем разговаривал о ней, горячо объяснял, что он хотел выразить, впечатление от картины было невероятным. Его обнимали, целовали, жали руку, а он растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал».

«Распятие» – вариант. Н.Н. Ге / Утеряно
Камнем преткновения стал именно разбойник. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. «Я побежал туда. – рассказывал Николай Николаевич. – Убийца был в избе. Стоял в углу. Почему-то совершенно голый, вытянувшись, о топтался на месте и ноги держал как-то странно – пятками врозь. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы…» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Художник намеренно удалил, отрезал второго разбойника с полотна, чтобы сосредоточить внимание на одном, который тянется к тому человеку, который в минуту смерти дал ему прощение, но земная жизнь Христа уже заканчивается. Разбойник зовет его, но тот уже умирает. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало.

Оба “Распятия” были закрыты для публичного просмотра – Совет Третьяковской галереи решил хранить эти работы в отдельном помещении за закрытыми занавесями. В 1900 году они были возвращены Ге-младшему и увезены заграницу.

В 1903 году “Распятия” были показаны на выставке в Париже, а затем в Женеве. Одна из картин в итоге оказалась в коллекции музея Орсэ, а следы другого полотна размером 196 / 245 см. затерялись на просторах 20 века.

Быть может, когда-нибудь в Европе, разбирая рухлядь в кладовке старого дома, кто-то обнаружит свернутое полотно кисти неизвестного художника…».

Голова распятого Христа (1893 г., холст, масло). Этюд к картине “Распятие” (1894 г., нахождение неизвестно).
Христос и разбойники (1893 г., холст, масло). Этюд к картине “Распятие” (1894 г., нахождение неизвестно).
Голова Христа (1893 г., бумага, соус, растушевка). Этюд. Из коллекции ГТГ. Приобретено в 2011 году при поддержке ОАО “Банк ВТБ” у К. Больмана (Женева) / Фрагмент
Распятие (1886 г. (?), картон желтый, тушь, графитный карандаш). Эскиз.

“Искусство поднимает душу от земли к небу.” (Ге Н.Н.)

Тайная вечеря. 1863.

Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении.

Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов – каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом.

А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Н.Н. Гё).

Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век».

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад
Два года работал Ге над картиной «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1888-1889 гг.). Глубокая трагичность в застывшей фигуре Христа, устремившего свой взгляд в ночное небо. Медленно уходят ученики. Их лиц не видно – все закутаны в хитоны. Они уходят в тень, унося тяжкий груз разрыва с учителем. Фантастическая гармония природы и настроения людей. Фигура Христа озарена лунным сиянием – он один будет нести свой крест.

Читайте также:  Описание картины гвидо рени «крещение христа»

Ге написал множество натурных ночных пейзажей, обобщенных в деталях, но великолепно передающих мерцающий и постоянно меняющийся полумрак южной ночи. Тихо и печально удаляются ученики, обернулся к двери Иоанн, Христос застыл, глядя в небо.

Здесь нет изображения самого моления, но в особом душевном томлении и тишине, разливающейся по всему холсту, — предчувствие трагичности, эпохальности и непостижимости для человеческого разума последующих событий, предощущение приближения времени исполнения от века сокрытой Божьей тайны.

«Христос в Гефсиманском саду». 1869.

В 1869 году Ге принялся за большой холст «Христос в Гефсиманском саду». Теперь уже не столкновение, не конфликт, не сложные образно-логические связи влекут творческую мысль художника. Человек наедине с самим собой, с болью, страхом и… бархатная тишина прекрасной южной ночи, пятна лунного света на земле, деревьях, фигуре.

Лицо Христа, живущее напряженной жизнью, выражает не мольбу, а решимость и твердость. Картину встретили холодно. Один из критиков писал, что Ге делает Христа похожим на всякого человека, и даже заключал, что такой Иисус мог бы собрать заговорщиков. Современники опять увидели на полотне то, чего, казалось бы, там не изображалось. У всех были живы в памяти неудавшееся покушение Д. В.

Каракозова на Александра II, прогремевшее в 1866 году на всю Россию, массовые аресты революционеров из «Земли и воли». Помнили и о том, как десятилетие назад итальянец Орсини пытался убить французского императора. Европейским государям было тревожно. А тут – высвеченное лунным светом неумолимое лицо на аскетической по цвету картине.

Что сказали бы критики художника, знай они, что моделью для лика Спасителя послужил флорентийский гарибальдиец Сони.

Совесть” (Иуда). 1891.

Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины.

«Иуда мне представляется предателем, первообразом предательства при прогрессе, часто при совершенствовании, а оно есть у всякого желающего быть человеком. Старые низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека, и вот он по слабости уступает – вот и предательство. Я сделал так.

Христа повели и ведут с факелами; группа эта очень далеко и скоро исчезнет; за ней бегут Петр и Иоанн. В большом расстоянии идет тихо Иуда. Он не может бросить, должен идти, но вместе с тем ему нельзя идти, и вот эта нерешительность выражается вполне в этой одинокой фигуре, идущей по той же дороге.

Он и дорога залиты лунным светом, а группа удаляющегося Христа вдали по дороге освещена факелами. Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина.

Сегодня окончательно устроил; и все, и я сам чувствую, что правдиво, просто и вероятно…» – писал Николай Ге своему знакомому в конце января 1891 года, работая над картиной в уединении на своем хуторе.

Суд синедриона. «Повинен смерти!». 1892.

В картине „Повинен смерти“ Ге хотел изобразить Христа, который мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они „не ведают, что творят“. Он изображен стоящим в углу картины, прислоненным к стене и рукой придерживающим бороду. Мимо него проходит синедрион во всем своем величии.

Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозя ему. Другой плюет ему в лицо. За ними — открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо Судьба картины полна превратностей, сказавшихся на ее состоянии.

По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки.

После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. В 1897 году Н.Н.Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее.

Очень недолго она входила в экспозицию, что подтверждают фотоснимки 1898 года, а затем была перенесена в фонды Галереи. В ХХ веке полотно Н. Н. Ге мало выставлялось уже не из-за цензуры, а в силу плохой сохранности.

«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.Картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задает Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Христос изображен на фоне стены монолитно, как колонна или ствол дерева, а лежащие на полу концы веревок будто его корни. Фигура Пилата на освещенном солнцем полу выглядит неустойчивой, она кажется языческим идолом. Героев разделяет яркая полоса света. Л.Н.Толстой восторженно писал о картине: “Мира не может быть между Христом и миром…” и “…это верно исторически, и верно современно”«Это первый Христос, которого я понимаю», – написал Лесков.

Впервые Гё написал картину-притчу. Здесь все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном – «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры.

«Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Холст был вскоре запрещен.

Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

Голгофа. 1893.

Картина осталась незаконченной, может, и вовсе – была эскизом, огромным, почти двухметровым по высоте. Гё утверждал, что размер произведения не есть вещь произвольная – «размер перевести на язык слов будет: сказать громко на площади или сказать тихо двум-трем приятелям».

Тогда колоссальный эскиз – даже не крик на площади – это мощный, оглушающий набат. Гё не выставил его, понимая, что создал нечто такое, что выходило за все рамки.

Художник буквально выдирал сюжет из плена привычных затертых форм, новаторски переосмысливал все слагаемые художественного образа – и все это ради остановки внимания зрителя. Чтобы тот не в сотый раз узнал, а заново увидел. Темпераментная резкая линия подчеркнула экспрессивность образа.

Мазки стремительны и резки, как на полотнах импрессионистов. Лицо мученика, но не Бога, а человека. Телесные и духовные страдания исказили благообразное лицо Иисуса. Таким его еще никто не писал.


“Вестники Воскресения”. 1867.
Работать над картиной художник начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».Судьба главного творческого свершения Николая Николаевича Ге – библейского, так называемого “Страстного” цикла, над которым он работал более тридцати лет, сложилась драматически. Одна из самых значительных картин “Вестники воскресения” была запрещена для экспонирования на выставке в Петербургской Академии художеств. Другое важное произведение “Что есть истина” – было личным распоряжением Александра III снято из экспозиции, и дальнейший его показ запрещен. Следующий скандал разразился в феврале 1892 года. Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович запрещает экспонирование на выставке картины “Суд Синедриона”. Наконец, в марте 1894 года по личному распоряжению Александра III не допущена на выставку картина “Распятие”. К сожалению это был последний год жизни художника: Николай Николаевич Ге скоропостижно скончался 1 июня 1894 года.В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина?», «Голгофа», «Суд Синедриона». В 1903 г. Н.Н.Ге-сын подготовил художественный альбом картин своего отца, но и там не упоминались эти полотна. Также Ге-сын в 1897 г. передал Третьяковской галерее 10 эскизов и 8 полотен художника, но отношение к этим картинам было неоднозначное. Н.Н.Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л.Н. «Чем люди живы». В 1912 г. он принял французское гражданство. Он берег работы отца, иногда устраивал выставки, его знакомая состоятельная дама мадам Беатрисса де Ватвилль разместила его рисунки в своем замке недалеко от Женевы. Ге-сын умирает в Женеве в 1938 г., все работы он завещает мадам де Ватвилль, но в 1952 г. после ее смерти замок продается с молотка, в том числе работы Ге за крайне ничтожную сумму. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. «Распятие» 1894 г. попало в частные руки. В середине XX века ее предлагалось купить СССР, но Министерство культуры смутило ее религиозное содержание. Сейчас местонахождение картины неизвестно. Эскизы Ге ждала не менее драматическая судьба: швейцарский архитектор и коллекционер Кристоф Больман однажды увидел их на блошином рынке в Женеве, он не имел представления, кто их автор, сами эскизы были в плохом состоянии, но он купил их, потому что они произвели на него ошеломляющее впечатление. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л.Н. до сих пор неизвестна.В заключении хотелось бы отметить, что Ге стал своего рода предтечей русского экспрессионизма: он был не понят современниками, материалисты не могут понять идеалистов.

Источник

Источник: https://alex-kopein.livejournal.com/275333.html

Николай Ге: биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника

О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». Но путь к виртуозному мастерству Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.<\p>

От математики к живописи

Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем, в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника — Матвей Ге — эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев.

Николая и его братьев могла ждать та же участь, но крепостные отнесли детей в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья — крепостная женщина.

Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а Николай с детства любил рисовать.

Николаю стали выдавать листы бумаги, чтобы на них он мог рисовать «святые вещи». Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году Николая отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.

Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже — масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.

Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи — в частности, о работах Карла Брюллова.

«Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России), — вспоминал художник, — в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было.

Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю».

Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице Николай первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» — и не мог наглядеться», — вспоминал Николай Ге.

В Петербурге Ге поступил в университет, и снова — вопреки собственным предпочтениям — на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Николай проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств.

Обучение в Академии художеств

В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников. Но главным для него была возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил.

Читайте также:  Описание картины ильи машкова «натюрморт»

Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах. «Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге.

— Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания — как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, — все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали.

В годы студенчества Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромную плату.

Однажды ему удалось купить фрак, и это приобретение для Ге было невероятно удачным: юный художник мечтал попасть в Эрмитаж, а в те годы в музей без фрака не пускали. Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам.

Трое из них жили в его комнате, другим Николай позволял носить свою парадную одежду, и поэтому зачастую проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет.

В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль. А через два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.

Поездка в Европу и «Тайная вечеря»

Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».

Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова, и под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с похорон Христа».

Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом — «Смерть Ламбертации» — не продвигалась дальше наброска.

Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии».

Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию.

«И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».

Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели.

Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге», а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему».

Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.

Работы последних лет

В Петербурге Ге участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок». Для первой выставки он написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую еще в мастерской приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.

В петербургский период Николай Ге создавал картины на исторические темы — «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», а также написал портреты многих своих современников: Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова, Михаила Салтыкова-Щедрина.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге.

Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора. Работы Николая Ге хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

10 фактов из истории художников-передвижников.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8230/nikolai-ge

Ге Николай Николаевич-презентация по мировой культуре

Презентация «Ге  Николай Николаевич»  продолжает тему «Реализм в русской живописи» и знакомит с творчеством замечательного русского живописца с французской фамилией.

Ге Николай Николаевич – русский художник с французскими корнями

Дед художника Иосиф Ге эмигрировал в конце XVIII века из Франции, женился на дочери полтавского помещика. Его сын Николай Иосифович храбро сражался в рядах русской армии с Наполеоном, участвовал во взятии Парижа.

Николай Николаевич Ге мог бы стать известным учёным математиком и философом, но не закончив обучения ни в Киевском, ни в Петербургском университетах, предпочёл занятия живописью. На решение стать художником сильно повлияло знакомство с творчеством Карла Брюллова.

Влияние любимого живописца очевидно в его первых произведениях, созданных в Академии.

Картина «Ахиллес оплакивает Патрокла» принесла Николаю Ге Малую золотую медаль, а «Аэндорская волшебница» была оценена Большой золотой медалью и дала возможность совершить пенсионерскую поездку в Италию.

Исторические драмы

Вернувшись из-за границы, Ге буквально потряс прогрессивного зрителя новой трактовкой популярного сюжета. «Тайная вечеря» Николая Ге поразительно реалистична. Эта картина сделала художника профессором Академии художеств. По четвергам у поселившегося на Васильевском острове Ге собирались интересные личности.

В спорах и разговорах об искусстве, литературе, живописи родилась идея Передвижных выставок. Николай Николаевич, предложивший эту идею, стал членом правления и казначеем общества. На первой передвижной выставке Ге показал свою новую работу «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Затем последовали «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» и «Пушкин в Михайловском».

Ге не разделял увлечения передвижников жанровыми сюжетами. Он стремился передать глубину мыслей и переживаний своих героев, отдавая предпочтение историческим и евангельским картинам. Художник был уверен, что его живопись должна решать морально-этические проблемы.

Одушевлённые портреты

Николай Ге был замечательным портретистом. В портретах кисти художника нет ярких деталей и вычурных поз. Он стремится показать внутренний мир своих героев через выражение глаз, лицо. Эти одушевлённые портреты акцентируют внимание зрителей на выражении лица, настроении, характере человека.

Страсти Христовы

После многолетнего перерыва в работе, вызванного душевным кризисом, поисками смысла жизни, художник возвращается к творчеству. Последние годы жизни Ге посвящает теме страстей Христа. Эту тему он трактует настолько своеобразно, что официальная церковь запрещает показ картин на выставках. Ге вынужден показывать их на частной квартире.

Надеюсь, уважаемый мой читатель, тебе понравится фильм из серии «Библейский сюжет», посвящённый творчеству и судьбе Николая Николаевича Ге.

Реализму в творчестве русских художников я посвятила презентации «Павел Андреевич Федотов» и «Василий Васильевич Верещагин».

На сайте Gallerix.ru можно увидеть картины Ге.

Удачи!

Источник: https://jauchitel.ru/ge-nikolay-nikolaevich-prezentaciya-po-mhk/

Искусство

Сложно поверить, что эти замечательные картины написал еще совсем юный художник, а именно Киерон Уильямсон в возрасте тринадцати лет. Современные искусствоведы заслужено назвали мальчика «маленьким Моне»…

  Евгений Бурмакин родился в 1951 году в Москве. Член творческого союза художников России. Член международной федерации художников. Картины Евгения Бурмакина были представлены и высоко отмечены на различных российских и международных фестивалях, персональных выставках, которые проходили во…

Творчество Игнасио Руис де Олано, отражающее традиции, обычаи и трудовые будни жителей страны Басков. Биографии некоторых художников, оставивших в истории мирового искусства яркий след, бывают иногда полны «белых пятен»…

  Император Карл VI   Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская — принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, супруга императора Карла VI и титулярная императрица Священной Римской империи германской нации…

«Пьеро русского неоклассицизма»: русский живописец Василий Иванович Шухаев (1887 — 1973) Событий его жизни хватит на многотомную эпопею и несколько киносценариев.  Его благодарные ученики прославлены на весь мир…

  Американский художник Роланд Ли стал знаменитым благодаря своим прозрачным акварелям, на которых он изображает пейзажи юго-запада США и деревенские сцены. Роланд закончил Brigham Young University. Сейчас он живёт и работает в своей студии в историческом районе Сент-Джордж в штате Юта…

  Тан Вей Мин родился в 1971 году, в городе Юн Чжоу, провинция Хунань, Китай. В 1991 году окончил художественный факультет колледжа “Arte de Hunan Norma College”, где специализировался на живописи маслом…

Краски осени Олег Тимошин – талантливый московский художник, его картины наполнены светом и радостным ощущением жизни, в них много солнца, игры цвета и тени, они покоряют позитивным взглядом на окружающий мир…

  Обычно предмет искусства рассматривают с точки зрения развлечения – он радует глаз, может поднять настроение или развлечь человека. Но искусство также способно произвести реальные изменения в мире…

  Прогуливаясь по просторам интернета, частенько наталкиваешься на работы художников современности, которые полностью окунулись в русский классический реализм и черпают оттуда и технику, и тематику живописцев прошлой эпохи…

  Джованни Антонио Каналетто 18/28 октября 1697 Венеция – 19/20 апреля 1768 Венеция.    Для того, чтобы получить достоверное представление о Венеции, нет необходимости совершать тур в Италию. Вероятно так, считали по всей Европе и в XVIII веке, заказывая картины у одного из ее самых…

  Ивонн Харри – художница-самоучка из Британии. Ивонн не планировала стать художником, она преподавала экономику в школе в Ноттингемшире. Однако любовь к природе и садоводству, а также уроки рисования сделали свое дело…

Дмитрий  Лёвин  замечательный  художник – пейзажист.   Представитель  русской  реалистической  школы. Важнейший источник его искусства – привязанность к природе, которую он нежно любит. Картины художника участвуют во многих отечественных и зарубежных выставках и пользуются заслуженным успехом…

  Яркие краски золотой осени! Закружилась листьев стая И осела у воды. Это ветер заметает Желтой осени следы. Евгения Зих

Они смотрят отстраненно или высокомерно, они погружены в себя или случайно заметили в толпе зрителя и ответили ему открытым взглядом. Они смотрят на нас через века. Но кем были женщины, которых художники избрали своими музами?   «Портрет Марии Лопухиной», Владимир Боровиковский Надменной…

Яблоко   Андрей Анатольевич Левитин родился в 1947 году в Ленинграде. Сын художников Анатолия Левитина и Майи Копытцевой. В 1972 году окончил ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им…

Художник-поэт Владимир Колбасов, создает фантастические городские пейзажи, живопись акварелью придает картинам особую легкость и прозрачность Даже не верится, что все сказочные городские пейзажи, живописно нарисованные художником, имеют точный адрес, и их с легкостью можно найти в Санкт-Петербурге…

Китайский художник пишет реалистичные картины в лучших традициях европейской живописи. Сейчас все чаще и чаще в сетях интернета можно увидеть работы китайских художников, которые полностью отошли от традиционной живописи своей страны и пишут в духе европейских мастеров…

      Вeata Gugnacka – молодая польская художница. Пишет в основном пейзажи в технике акварели. Её работы отличает чистота и нежность колорита, воздушность, прозрачность, изящность и реалистичность манеры письма…

Жан Леон Жером ФеррисПоединок между Черной Бородой и лейтенантом Мейнардом     В чем разница между пиратами, флебустьерами и корсарами? Все эти три слова обозначают в сущности одно и то же понятие – морских (или речных) разбойников, в некотором смысле джентльменов удачи, пытающих счастье…

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43357040408/next

Ге Николай Николаевич — русский художник

Русский художник Ге Николай Николаевич . Автор картин: А. С. Пушкин в селе Михайловском; Автопортрет. 1892; Аллея в старом парке; Ахиллес, оплакивающй Патрокла; Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила; и многих других.

Ге Николай Николаевич (1831-1894)

Крупнейший русский живописец Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне.

Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет. В Академии молодой художник занимался под руководством П.

Басина.

Время учебы Ге пришлось на последние мрачные годы правления Николая I — эпоха “безвременья”, когда угнетение человеческого достоинства стало нормой во всех областях жизни России. Обучение в Академии в то время велось при активном участии царя и его дочери, которая была президентом Академии.

Молодые художники воспитывались в традициях классицизма, но руководство ведущих профессоров-преподавателей не было очень требовательным, сам учебный процесс был каким-то неопределенным, учащиеся в основном были предоставлены сами себе, получая основные знания и навыки от общения друг с другом.

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «дом суриковых в красноярске»

Причиной этой так называемой полусвободы, в которой воспитывались художники, было то, что классицизм здесь уживался с эстетикой романтизма, которой были привержены профессора-преподаватели.

Своим настоящим учителем Ге считал К.Брюллова, творчество которого очень любил, а его знаменитую “Помпею” считал идеалом.

Он никогда не встречался с мастером, но изучал его картины, всегда пользовался его советами, которые слышал от натурщиков, работавших с мастером.

Сюжет его первой картины “Хаджи-Абрек”, написанной под влиянием одноименной поэмы Лермонтова, близок с сюжетами картин Брюллова. Свою любовь к Брюллову Ге сохранил до своей смерти, хотя и совершенно отошел от его манеры.

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу “Ахиллес оплакивает Патрокла” в 1855 г. малую золотую медаль. За картину “Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула”, в написании которой Ге использовал многие из приемов Брюллова, он был удостоен большой золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг.

Художник вместе со своей молодой женой отправился за границу не дождавшись выдачи медали и причитающихся ему денег. Он посетил Швейцарию, Мюнхен и Париж, побывал Салоне 1857 года и на посмертной выставке П.

Делароша, который оказал огромное влияние на содержание его картин и на их техническое исполнение. (По совету Делароша Ге писал свои картины с восковых фигурок).

Выставка произвела на Николая Николаевича колоссальное впечатление.

Затем художник прибыл в Италию, где ему пришло понимание принципов творчества Брюллова, стремления мастера к правде в изображении природы и человека. В произведениях конца 1850-х годов художник отразил свои впечатления об этой красивейшей стране.

В это время Ге работает над эскизами своих будущих исторических картин, которые он, являясь пенсионером Академии художеств, обязан был ей предоставить. Ге изучает колорит старых мастеров и в то же время интересуется пленэром, который был самой актуальной проблемой в искусстве в то время.

В Италии художник понял необходимость поисков нового направления своего искусства: “Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем, живом размере и смысле, и вот, может быть, начало того, что называется чувством “реального в искусстве!””

В Риме он познакомился с А.

Ивановым и увидел его картину “Явление Христа народу”, которая не произвела на него особенно сильного впечатления, но благодаря которой художник впоследствии обратился к теме последних дней жизни и смерти Христа. Тогда же он был увлечен произведениями Микеланджело, писал портреты и эскизы: “Смерть Виргинии” (1857), “Любовь Весталки” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храма” (1858).

Большое значение в творчестве Ге имел пейзаж, которым он увлекся в Италии. Природа Италии оказала огромное влияние на творчество художника и свои чувства к ней он отразил в этюдах: “Горы. Вико”, “Залив Вико близ Неаполя”, “Виноградник в Вико”, созданных в 1858 году во время своего пребывания с семьей близ Неаполя.

В пейзажах 1860-х годов , которые были написаны художником во Флоренции: “Закат на море в Ливорно”, “Вид из Сан Теренцо на Леричи ночью”, “Ливорно. Морские дали (Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно)” чувствуется увлечение художника элементами освещения.

Ге пишет эскиз “Смерть Ламбертации” (1860), но его постигает разочарование. Художник находился в таком состоянии, что решает даже бросить искусство. Ге с детства был религиозным человеком, и этот тяжелый для него момент он обратился к религии, к Евангелию, в котором нашел ответы на мучающие его вопросы.

В художнике опять пробудилась жажда творчества.

Во второй половине XIX века в искусстве образовались два направления: историческое и религиозное. Н.Ге был представителем исторического направления, его картинам присуще точное изображение природы, быта, архитектуры и интерьеров того времени.

Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была картина “Тайная Вечеря” (1863), которую Ге, по возвращении в Россию выставил на выставке в Петербурге осенью 1863 года. Творчество художника отличается новизной трактовки евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем.

Картина написана согласно его настроению и пониманию евангельской истории. Художник не идеализировал образ Иисуса Христа, а показал его как реального человека, совершившего подвиг во имя человечества. Главной в этой картине стала для художника тема раскола в кругу единомышленников.

Основной принцип картины — это принцип психологизма, которому соответствуют и композиционное и колористическое решения. “Тайная Вечеря” получила признание официальных кругах, художнику было присвоено звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Картина была приобретена царем.

Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты: “Христос и Мария, сестра Лазаря”, “Братья Спасителя” и другие. Несмотря на то, что художник стремился овладеть методом критического реализма, он все еще обращался к романтизму. Следующей его работой была картина “Вестник Воскресения”, написанная именно в этом стиле.

Картины 1864 года уже соединяют пейзаж и бытовые мотивы, фигуры людей становятся более значимыми. От них как бы веет покоем, гармонией и умиротворением. В этот период были написаны: пейзаж “Флоренция”, эскиз “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом”.

Художник писал пейзажи до конца своего пребывания в Италии, некоторые из них послужили этюдами для последующих картин, например “Дубовая роща в Сан-Теренцо” и “Оливковая роща в Сан-Теренцо” были использованы художником для картины “Христос в Гефсиманском саду”.

Кроме пейзажей Н.Ге исполнил много портретов. Это были в основном портреты близких знакомых, портреты его жены и детей.

В 1867 году во Флоренции Ге знакомится с А.П.Герценом и пишет его портрет, который был задуман для того, чтобы увековечить имя великого писателя и общественного деятеля. Портрет А.П.

Герцена считается самым лучшим из всех написанных им портретов, и одним из лучших в живописи XIX века. В этом же году Ге написал портрет доктора-физиолога Морица Шиффа.

В 1868 году — портрет воспитателя детей Герцена Иосифа Доманже.

В картинах и эскизах того времени можно проследить тенденцию изменения образа главного героя. Художник по-новому осмысливает образ Христа, обращает пристальный интерес к его внутренней жизни. Если в “Тайной Вечере” Христос предстает перед нами обреченным и бездейственным, то в картине “Христос в Гефсиманском саду” мы видим гордого, сильного духом человека.

В 1867 г. Ге оканчивает свою картину “Вестники Воскресения” и посылает ее на выставку Академии Художеств, но ему отказывают в ее приеме.

Друзья художника выставляют ее в художественном клубе, но и здесь картина не имеет никакого успеха.

Та же участь постигла и картину “Христос в Гефсиманском саду” как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с “Вестниками Воскресения”.

В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. После десяти лет, проведенных в Италии обновленная Россия поразила художника. Он писал: “Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения задумал свою картину “Петр I и царевич Алексей”.

” На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил эту картину и она произвела сильное впечатление на публику и вызвала сильные споры в газетах. Салтыков писал о картине: “Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”.

Государь заказал художнику повторение этой картины для себя.

В 1874 г. Ге выставил новую картину “Екатерина II у гроба Елисаветы”, которая успеха не имела. В 1875 г. им была написана картина “Пушкин в селе Михайловском”, которая тоже не произвела никакого впечатления (приобретена Некрасовым).

Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты Антокольского, Н.И. Костомарова, И.С.Тургенева, M.E.Салтыкова, Н.А.Некрасова, Пыпина, В.А.Серова, Т.П. Костомаровой, А.А.Потехина и мн. др. Тогда же он вылепил бюст Белинского.

В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и поселился в Черниговской губернии, где он купил небольшой хутор. Он совсем отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали, занимал различные должности по выборам. В своих записках он пишет, что нельзя торговать искусством, надо жить сельским трудом.

Но совсем отказаться от искусства художник не в силах. У себя в деревне он пишет портреты соседей и родных, а через четыре года начинает новую картину “Милосердие или не Христос ли это?” изобразив Христа в образе нищего. Картина была выставлена в 1880 г. в Петербурге, но успеха не имела. Ге уничтожил эту картину.

Это обстоятельство опять оторвало художника от искусства.

С 1862 г. Ге сблизился с графом Л.Н.Толстым и всецело подпал под его влияние. Они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство”. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л.Н.Толстого.

Художник обращается к современному ему обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи, в связи с этим сделал 10 рисунков к рассказу “Чем люди живы?”.

Тогда же он исполнил ряд картин на религиозные сюжеты “Выход с Тайной вечери” (1889), “Что есть истина?” (1890), “Иуда” (Совесть) (1891), “Синедрион” (1892) и, наконец, “Распятие” в нескольких вариантах.

В этих картинах, отмеченных глубоким драматизмом, художник в широкой экспрессивной манере изображает духовные и физические страдания человека. Значительная роль здесь отведена резким контрастам света и тени.

В то же время Ге пишет портреты Лихачевой, Костычева, автопортрет, портрет Н.И.Петрункевича. Тогда же художник занимался и скульптурой, лепил бюсты В.Г.Белинского и Л.Н.Толстого.

Последние произведения Ге вызвали разнообразные споры, во всех газетах разгорелась полемика по их поводу. Картины “Что есть истина?” Синедрион” и “Распятие” были запрещены и сняты с выставки. Первая была вывезена в Европу и в Америку одним из поклонников художника, но она не произвела там впечатления, та же участь постигла и вторую.

“Распятие”, снятое с выставки передвижников, было выставлено на частной квартире, а затем увезено в Лондон. Эта картина поразила видевших ее людей безжалостной правдой свирепой казни. “Самая история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее обличающее людей значение” — писал Толстой.

Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашел себя.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения своего идеала, он считал, что главное в картине — мысль, он придавал большое значение сюжету, религиозно-этической проблеме, которую он хотел решить; форма сделалась для него второстепенной. Под влиянием Толстого, он даже на время бросил краски и иллюстрировал карандашом “Отче наш”.

Н.Н.Ге — яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров. Его произведения дышат горячей искренностью и благородной убежденностью.

Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них “лежит отражение благородной души их автора” (Александр Бенуа ).

Он успел сделать все, что задумал, успел окончить главный труд последних лет “Распятие”, завершить задуманный им цикл, посвященный страданиям и подвигу Иисуса Христа.

Николай Николаевич Ге скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству.

Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: “Киевская первая гимназия в сороковых годах” (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); “Встречи” (“Северный Вестник”, 1894, книга 4); “Жизнь русского художника шестидесятых годов” (“Северный Вестник”, 1893, книга 3).

Картины художника

А. С. Пушкин в селе Михайловском

Автопортрет. 1892

Аллея в старом парке

Ахиллес, оплакивающй Патрокла

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

В Гефсиманском саду

Вестники Воскресения

Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью

Возвращение с погребения Христа

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад

Голгофа

Дорога в лесу

Дубы в горах Каррары

Екатерина у гроба императрицы Елизаветы

Закат на море в Ливорно

Каррара. Погрузка мрамора

Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом

Морской залив в Ливорно. Закат солнца

Мост в Вико

Мраморная пильня в Карраре

Облака Фраскати

Перевозка мрамора в Карраре

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Портрет А.В.Олсуфьева

Портрет А.М.Олсуфьевой

Портрет А.Н.Пыпина

Портрет В.А.Кочубей

Портрет В.Н.Ростовцевой

Портрет Иосифа Доманже

Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Портрет О.П.Костычевой

Портрет Шестовой с дочерью

Портрет Я.П.Меркулова

Портрет историка Николая Ивановича Костомарова

Портрет неизвестной в голубой блузе

Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.И.Лихачевой

Портрет писателя Александра Ивановича Герцена

Портрет писателя Алексея Антоновича Потехина

Портрет писателя Е.Салтыкова-Щедрина

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Портрет поэта Н.А.Некрасова

Портрет ученого П.А.Котычева

Портрет физиолога доктора Морица Шиффа

Разрушение Иерусалимского храма

Смерть Виргинии

Совесть (Иуда).

Суд царя Соломона

Тайная вечеря

Христос в синагоге

Христос и Никодим. Эскиз

Христос перед Анной

Христос с учениками входит в Гефсиманский сад

Царь Борис и царица Марфа. Эскиз неосуществленной картины

Что есть истина». Христос и Пилат

Источник: https://wearts.ru/ruartist/64

Ссылка на основную публикацию