Описание картины николая крымова «летом на даче»

Русская дача, как феномен

  • Лето на исходе, но дачная страда — в разгаре. Поговорим о феномене дачи в нашей культуре? Иноземные словари выдают, что dacha (англ.), Datscha (нем.) или даже – dacia (итал.) – это русское загородное жилище, не являющееся, между тем, «домиком в деревне» и играющее в России особую социально-культурную, досуговую и – хозяйственную роль.

    То есть это такой же неповторимый феномен, как русский балет, русская интеллигенция или, скажем, «загадочная русская душа». Это нечто такое, что даже невозможно с точностью перевести на другие языки мира, ибо присутствует исключительно в русской жизни.

    Действительно, понятие «дача» знакомо иностранцам из-за популярности чеховских пьес во всех странах мира – пожалуй, ни один крупные театр не обошёл «Вишнёвый сад», где дачный вопрос стоит весьма остро.

    Негоциант Лопахин, «из новых», поучает беспечную, непрактичную барыню: «Вы будете брать дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут». Итак, в хрестоматийной чеховской пьесе мы замечаем интереснейшую подробность.

    Превращение имения в дачный посёлок. Точнее, замена имения на дачу. Или даже так – создание дачи по образу и подобию имения.

    • Константин Коровин «За чайным столом». Дача Поленовых.Разрушить старый образ, дабы создать его же новое прочтение. Но к этой теме мы ещё вернёмся. Итак, сам термин «дача» возник ещё в петровскую эпоху. Дача — это то, что даётся. Изначально это были места близ Петербурга, щедро даруемые Петром за заслуги перед Отечеством. Смысл дач – привязать аристократию к неуютной и мало устроенной питерской жизни. Но слово прижилось, хотя первоначально, как мы видим, имело другое значение. Во времена Пушкина дачей всё ещё именовалось именьице под Петербургом, а потом и под Москвой. Помните? «С восхищением глядел он на ясное, бледное небо, на величавую Неву, озаренную светом неизъяснимым, и на окрестные дачи, рисующиеся в прозрачном сумраке», — это строки из недописанной повести «Гости съезжались на дачу». Также дачей называлась петергофская Александрия, выстроенная в 1830-х годах по заказу императора Николая I для нежно любимой жены – Шарлотты Прусской (после крещения — Александры Фёдоровны). Но время шло – постепенно уходила Россия — поместная, Россия «дворянских гнёзд». Зато заявляла о себе буржуазия, появлялась прослойка состоятельных горожан – адвокатов, заводских управляющих, конторских начальников, …а также инженеров-путейцев, связистов, гимназических инспекторов, руководителей телеграфных пунктов и так далее.
    • Борис Кустодиев «На террасе».Как заявил Лопахин: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники». У них, разумеется, не было имений, зато был заразительный пример перед глазами – недосягаемая, непостигаемая аристократия. Итак, русская дача – это не что иное, как доступный «заменитель» барского поместья. Дачная жизнь заменяла адвокату или инженеру ту самую дворянскую дольче-вита, которую они знали по книгам или даже наблюдали в реальности. Почему именно в России возник этот феномен? Потому что, как сказал исследователь архитектуры Андрей Иконников (правда, по иному поводу): Для русского человека «…авторитетом привычного обладала традиционность. Особую привлекательность получила парадигма дворца, дворянской усадьбы». К 1880-1890-м годам дачников сделалось так много, что о них стали писать рассказы, фельетоны, а модные журналы советовали носить на даче просторную и практичную одежду, не лишённую, меж тем, изящества и прелести. Издания «Дамский мир» и «Модный магазин» в летние месяцы регулярно помещали раздел, посвящённый «дачным нарядам». Разумеется, это были именно наряды, а не надоевшая одежда, которую свезли на дачу с целью доносить и выбросить! Так, дамам советовали немного ослаблять корсеты, а мужчинам — носить канотье и пиджаки из чесучи.
    • Семья Тюляевых на даче Дмитрия Бахрушина.Дальше – больше. Вспоминаем всё того же Лопахина: «Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» Впрочем, дача, как сельхоз-феномен, получила своё развитие только в советские времена. Но об этом – позже. Пока на дворе русский Серебряный Век с его тоской по рифмам и томительным ожиданием не то революции, не то конца света, не то…приезда новой кафешантанной дивы из Парижа. Дача, как quasi-усадьба, как место идеального отдыха. Дача — это побег из города, и последняя попытка укрыться от губительных страстей городской жизни. Все описания дореволюционных дач похожи – это непременная речка, романтическая веранда, шум поезда в вечерних сумерках, палисадник, и — миленькая дачница. «Лёля NN, хорошенькая двадцатилетняя блондинка, стоит у палисадника дачи и, положив подбородок на перекладину, глядит вдаль. Всё далёкое поле, клочковатые облака на небе, темнеющая вдали железнодорожная станция и речка, бегущая в десяти шагах от палисадника, залиты светом багровой, поднимающейся из-за кургана луны».
    • Марк Шагал. «Окно на даче. Заольшье».Наиболее напряжённо и даже, более того, трагически, противопоставление города и дачи звучит в рассказе Леонида Андреева «Петька на даче». Помните? Мальчик-подмастерье, проводящий дни в настоящем аду, волею судьбы попадает на дачу. Это становится для него настоящим шоком – он никогда не был в таком райском месте. «В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху, и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку». Но ничто, увы, не бывает вечным – вскоре мальчик снова оказывается в своём привычном кругу – в замызганной дешёвой парикмахерской для непритязательного люда. Что характерно, «…про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено». Кстати, основой рассказа послужило воспоминание однофамильца писателя – модного и востребованного парикмахера Ивана Андреева , который вышел из самых низов общества, но к моменту написания рассказа слыл богатым и уважаемым человеком. Так что, не стоит так уж жалеть несчастного Петьку – его ждало блестящее будущее ( См.его парикмахерскую и дамскую причёску из его альбома). Итак, дачник сделался популярным персонажем литературы.
    • Дача Ляминых. Сокольники.Вот и знаменитая насмешница Тэффи иронически отмечала: «Дачник – происхождения доисторического, или, уж во всяком случае, – внеисторического. Ни у одного Иловайского о нем не упоминается. Несколько народных легенд касаются слегка этого предмета». Интересно, что воспоминание о той, старой, довоенной и дореволюционной дачной жизни иной раз прослеживается в произведениях русских, советских авторов 1920-1930-х годов. Совершенно прустовское звучание – в поисках утраченного времени. Возьмём таких непохожих авторов, как Владимир Набоков и Валентин Катаев. В набоковской «Машеньке» эмигрант, живущий в «каменном, сером мешке» равнодушного Берлина, вспоминает свою любовь. Разумеется, на фоне дачного бытия. «В сосновом перелеске, на шероховатых стволах, вечернее солнце лежало огненно-румяными полосками. Из дачных садиков доносился стук крокетных шаров…» Дача тут выступает, как зримый символ России, куда нет возврата. Напыщенный и – нищий Берлин тут остро и драматически противопоставлен старой даче; асфальтовая злая громада, пожирающая души – навсегда ушедшей романтике русских вечеров. И главный герой отказывается от встречи с Машенькой – она попросту не возможна в подобных декорациях.
    • Юрий Пименов «Женщина в гамаке».Но, что интересно, сугубо советский автор Валентин Катаев, певец революционных будней и прекрасной солнечной современности, всё-таки позволяет себе ностальгию по дачам давно ушедшего времени. «Утром под абрикосами был накрыт громадный стол, уставленный букетами полевых цветов. Середину его занимал сдобный крендель величиной с велосипед. Все дачники были приглашены под абрикосы к утреннему чаю. День, начавшийся так торжественно, продолжался в том же духе и закончился детским костюмированным вечером с музыкой и фейерверком…» Замечу, что среди приглашённых дачников было и семейство Бачей, где папа — прогрессивный интеллигент, а сын – лучший друг революционного босяка — Гаврика. Впрочем, повесть «Белеет парус одинокий» писалась в середине 1930-х, когда русские, точнее уже — советские люди снова почувствовали вкус дачных вишен. Тогда стало вновь актуально снимать дачу на лето или хотя бы на месяц. Так, во многих гайдаровских вещах есть упоминание о дачной жизни. Берём «Голубую чашку» и – читаем: «Только в конце лета я получил отпуск, и на последний теплый месяц мы сняли под Москвой дачу. Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи».
    • Кадр из фильма «Тимур и его команда».История повторяется, только уже на другом этапе. Сталинский СССР активно возрождал все имперские традиции – пролетарии срочно перенимали вкусы и смыслы у побеждённого и – уничтоженного класса. Так возник феномен советской дачи, которая имела тот же смысл, что и дача — дореволюционная. Парадигма дворянской усадьбы. Снова открываем томик Аркадия Гайдара. «Тимур и его команда». Дети, живущие летом на даче, не довольствуются купанием, играми и чтением хороших книг. Они помогают старшим и борются с «вселенским злом» в лице Мишки Квакина и его гнусного адъютанта — Фигуры. Более того, их борьба облачена в интереснейшую игровую форму. Тимуровский штаб был похож на романтическую каравеллу из приключенческих романов. «Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его веревками, фонарями и флагами – большим кораблем. Она же сама будет капитаном».
    • Кадр из фильма «Москва слезам не верит».В хрущёвские времена исполнилось пророчество чеховского Лопахина – дачник активно взялся за лопату. Возникло много садоводческих и огородных товариществ, которые были призваны, отчасти, решить продовольственную проблему. Сам вырастил – сам покушал. Вторая половина 1950-х – настоящий дачный бум. Тогда участки выделялись для конкретных крупных предприятий и раздавались лучшим работникам. Так в Подмосковье возникли товарищества с характерными названиями, вроде «Энергетик» — сразу видно, что от Мосэнерго. Забавно и – симптоматично, что эти садово-огородные участки, как юридически, так и фактически не были собственно дачами. Но люди их «парадигмой усадьбы» дружно принялись именовать свои «Энергетики» и «Подшипники» — дачными посёлками. Не в документах, конечно же, а между собой. Этой связи вспоминается характерная сцена из культового советского фильма «Москва слезам не верит». Жених Тоси везёт девушек на дачу, то есть, на такой вот огородный участок, полученный от производства. Однако ушлая модница Людмила, поняв, что им предстоит провести время не в роскошной «усадьбе» под липами, а, собственно, в домике, стоящем посреди картофельных плантаций, кричит: «Нет! Нам это не подходит!» Для неё это – не дача. Она же знает вкус жизни.
    • Кадр из фильма «Берегись автомобиля».Со временем, к 1970-м годам, и эти посёлки сделались едва ли не элитными, ибо участки давались в 30-40 километрах от Москвы. На этих 6-8 сотках выросли яблоневые сады, а дети и внуки огородников стали ощущать себя уже настоящими, подлинными, «чеховскими» дачниками. И всё вернулось на круги своя – гамак, велосипед, купание, шум вечерней электрички, ароматы луга, яблочное изобилие. В эпоху так называемого «застоя» была такая негласная формула советского благополучия: «Квартира – Машина – Дача». Дача – непреложно, причём лучше всего — поближе к границам города. Жаворонки, Внуково, Балашиха. У Владимира Солоухина есть характерная вещица – «Съезжались на дачу гости». Аллюзии всем понятны. Ну что, брат Пушкин? «В первом часу дня начали мало-помалу собираться гости на дачу в Мичуринце; некоторые по зеленой дачной улице с электрички, но большинство на машинах – ‘Жигулях’ или ‘Волгах’». Мичуринец – из той же серии, что и прочие «Энергетики», однако, к моменту написания произведения – место престижной дольче-вита. Опять же – популярные у обеспеченных советских граждан марки машин. В описании нет дешёвых «Запорожцев» или, скажем, «Москвичей» («не машина, а ведро с гайками»).
    • Девушки на даче. 1986 год.В конце 1980-х стало модно именовать свои дачи…«фазендами». Откуда это? Дело в том, что в 1988 году на наших экранах блеснула бразильская мега-звезда по имени «Рабыня Изаура». В самом первом «мыльном» сериале, заставлявшем трепетать сердца советских тружениц, постоянно звучало это сладкое, как тропические фрукты, название – фазенда. Шесть соток фазенды. В Можайском районе. Кстати, именно на рубеже 1980-1990-х годов начался очередной дачный бум – снова началась массовая раздача земель, но, как правило, в отдалённых районах. Как шутили тогда сатирики: «От центра Москвы далеко, зато к пригородам Калуги близко». 1990-е годы – время шикарных построек и кича. Возникали закрытые дачные посёлки с развитой инфраструктурой и крутолобыми охранниками у ворот. Богатые да хваткие спешили жить… Время идёт, а мода на дачную жизнь никуда не уходит, только лишь наполняется новыми трендами. Так, сейчас модно купить старую дачу (хотя бы и в «Энергетике», ибо сие уже — винтаж) и, не разрушая стен, сделать в доме основательный ремонт. Дабы не утратить аромата старины, так сказать. Потому что, как ни крути, а «парадигма усадьбы» — это в крови, никуда не денешься!
    Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «мадонна с щегленком»
  • Источник: http://yablor.ru/blogs/russkaya-dacha-kak-fenomen/3002779

    Тема урока: Описание картины А. А. Пластова “Летом”. Цели

    Тема урока: Описание картины А.А. Пластова “Летом”.

    Цели:

    • развитие речи учащихся;
    • научить полному описанию, изображенному на картине;
    • активизировать лексику учащихся по данной теме;
    • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова.

    Оборудование: репродукция картины А.А.Пластова “Летом”.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя

    Коротко рассказываю о художнике и его картинах, называю те работы, которые принадлежат его кисти – это “Витя-подпасок”, “Первый снег” и др.

    В ходе беседы указываю, что художника особенно привлекает лето- время года, когда вся природа находится в расцвете сил. В картине “Летом” (1954 г.

    ) художник показал все богатство и щедрость русской земли, отдых людей, уставших от сбора грибов и ягод.

    ^

    Чтобы повысить эмоциональность восприятия картины, пробудить активность учащихся, начинаю урок с беседы о лете.

    Вопросы:

    – Любите ли вы лето? (Да , очень!)

    Один из ребят написал четверостишие, посвященное лету:Здравствуй, лето теплое,Речка и лесок,Море светло-синее,Берег и песок!– Ходите ли вы в лес?– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?Выслушиваю ответы детей, и я предлагаю им обратиться к картине художника. Начинается коллективная работа с репродукцией в учебнике:

    – Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)

    – Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)

    – Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)

    – Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)

    – Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)

    – Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)

    – Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).

    – Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

    Говорю учащимся о том, что цвет в картине имеет большое значение.Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами.

    Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.

    – Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к.

    художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

    – Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)

    Учитель может дополнить ответы учащихся:– В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

    Читайте также:  Описание картины жана-оноре фрагонара «задвижка»

    ^

    Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленыйизумрудный, яркийослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)

    ^

    1. Слово о художнике.2. Описание картины:а) люди и собака;б) корзина, ведро, кувшин;в) поляна.3. Мое впечатление от картины

    ^

    Учитель говорит, что описать изображенное на картине можно и в другой последовательности.

    VI. Написание сочинения

    Приведу в пример одно из таких сочинений:

    Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.

    На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь.

    Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх.

    Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки.

    Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

    Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов.

    Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на Крайнем Севере, а все это живет на картине Пластова.”

    Источник: http://pochit.ru/turizm/904/index.html

    Календарь «Сплетника»: 10 лучших картин Станислава Говорухина

    Станиславу Говорухину сегодня, 29 марта, исполняется 78 лет. Поздравляем одного из крупнейших деятелей нашего кино и вспоминаем его самые яркие режиссерские работы.

    В 1966-м Говорухин вместе с Борисом Дуровым закончил картину «Вертикаль». Это драма об альпинистах, которые оказались в тяжелейшей ситуации во время покорения одного из кавказских пиков.

    Главную роль в ленте исполнил Владимир Высоцкий.

    У многих зрителей при упоминании этого фильма тут же в голове всплывают строчки «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (песня Высоцкого «Прощение с горами» — заглавная тема ленты).

    Кадр из фильма «Вертикаль»

    Спустя три года Говорухин вернулся к «горной» теме. Он снял фильм «Белый взрыв», на этот раз, исторический. Это история о подвиге советских альпинистов в годы Великой Отечественной войны. Главные роль в картине достались Армену Джигарханяну и Людмиле Гурченко.

    Кадр из фильма «Белый взрыв»

    В 1972-м Станислав Сергеевич взялся за экранизацию романа Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Так родилась лента «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» с Леонидом Куравлевым. Картина получилась рассчитанной, в первую очередь, на молодую аудиторию. В ней раскрываются такие аспекты романа как человеческая доброта, честность, которые могут сохраниться в любых условиях.

    Кадр из фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

    В 1979-м Говорухин снял, без преувелечения, один из лучших многосерийных фильмов советского времени. В основу картины лег роман братьев Вайнеров «Эра милосердия».

    В ленте «Место встречи изменить нельзя» многие сюжетные подробности, в том числе возраст главных героев и, собственно, финал истории, были изменены.

    Так что сериал получился не просто экранизацией, а со всех сторон самобытным произведением.

    Кадр из многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя»

    В 1980-х Станислав Сергеевич много работал для телевидения, впрочем, полным метром тоже занимался.

    Он адаптировал для советского экрана подряд три произведения Марка Твена, Жюля Верна и Агаты Кристи — создал многосерийные фильмы «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта» и полнометражную ленту «Десять негритят». Причем, режиссеру одинаково хорошо удалось воссоздать и фабулу приключенческих романов для молодежи, и леденящий душу детектив для взрослой аудитории.

    Кадр из сериала «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

    Кадр из фильма «Десять негритят»

    На сломе десятилетия, в 1990-м году, в своей ленте «Так жить нельзя» Говорухин попробовал исследовать кризис советского общества и его причины. Этот художественно-публицистический фильм получил три премии «Ника» (в том числе, в категории «Лучший документальный фильм»), а также был отмечен премией дирекции МКФ в Монреале.

    КОнец 1990-х увенчался для Станислава Сергеевича новым художественным высказыванием. Им стала драма «Ворошиловский стрелок» с великим Михаилом Ульяновым в главной роли (за эту работу он получил премию «Ника» и приз «Кинотавра»). Картина основана на повести Виктора Пронина «Женщина по средам» (она также издавалась под назвнием «Будет немножко больно» и «Ворошиловский стрелок»).

    Кадр из фильма «Ворошиловский стрелок»

    В 2003-м, отвлекшись от депутатской деятельности (с начала 1990-х режиссер активно занимался политикой), Говорухин снял фильм «Благословите женщину».

    Получилась пронзительная история отношений главных героев на фоне катастрофических исторических событий.

    Станиславу Сергеевичу стоит сказать «спасибо» еще и за то, что он открыл новую звезду — совсем молоденькую на тот момент Светлану Ходченкову.

    Кадр из фильма «Благословите женщину»

    Разумеется, это далеко не все фильмы, которые создал Станислав Сергеевич, а лишь небольшая часть. А какой фильм Говорухина вы любите больше других?

    Источник: http://www.spletnik.ru/buzz/calendar/49955-kalendar-spletnika-10-luchshikh-kartin-stanislava-govorukhina.html

    Высокое искусство — в легендарной «сталинской высотке»

    24 июня 2010 года Галерея Леонида Шишкина впервые проведет аукцион русского искусства в помещении гостиницы «Рэдиссон Ройал» («Украина»).

    91-й по счету аукцион в истории галереи станет первым на новом месте и в новом формате. Высочайший уровень выставленных на торги работ, безупречная репутация галереи, а также престиж новой площадки и техническое оснащение зала — все эти факторы делают аукцион 24 июня значительным событием для российского арт-рынка.

    Блестящая коллекция аукциона состоит из 110 лотов, среди которых живопись и графика самых знаменитых и дорогих русских художников XIX — ХХ веков.

    В каталоге представлены все основные направления в отечественном искусстве минувшего столетия: утонченный стиль представителей объединения «Мир искусства» Константина Сомова и Евгения Лансере, кубизм — в графике главного русского сезанниста, одного из основателей «Бубнового валета» Петра Кончаловского, неоклассицизм Александра Яковлева и Василия Шухаева и символизм Кузьмы Петрова-Водкина. Не забыты и советские классики — Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Павел Соколов-Скаля, Константин Вялов и Сергей Лучишкин.

    Русская живопись XIX века представлена картиной Николая Маковского «Улица в Каире» 1884 года (эстимейт 6–8 миллионов рублей). Она была написана по мотивам совместного путешествия братьев Константина и Николая Маковских по Египту.

    Обаяние Востока оказалось настолько велико, что оба художника в течение нескольких лет продолжали писать пейзажи и жанровые сцены, действие которых разворачивается на улицах Каира.

    В яркой, блестящей по живописи работе Николая Маковского прекрасно передан местный колорит, атмосфера шумного восточного города с тысячелетней историей.

    Один из шедевров предстоящего аукциона — полотно яркого пейзажиста, русского последователя Сезанна Николая Крымова. Его работа 1926 года «У озера» (эстимейт 7–9 миллионов рублей) является авторским повторением картины «Купальщицы» (1920) из собрания Новокузнецкого художественного музея.

    Этот сюжет появился в творчестве художника еще в начале 1910-х годов. В композициях с купальщицами Крымов выступает как превосходный стилист и импровизатор.

    Абсолютная случайность композиционного построения пейзажа напоминает современному зрителю кинематографический или фотографический кадр, а мягкость цветового решения заставляет вспомнить быстро сменяющиеся картинки сна.

    Еще один топ-лот аукциона — небольшой этюд кисти Константина Сомова, редкая ранняя его работа «Летом на даче», выполненная в 1897 году, в тот же период, когда художник написал свои знаменитые картины «Сумерки в старом парке» и «Купальщицы».

    По-видимому, этюд был создан в процессе подготовительной работы над полотном «Конфиденции» того же 1897 года из Третьяковской галереи. В обеих работах прослеживаются характерные для Сомова черты: необычный ракурс (персонажи показаны с высоты птичьего полета), женские фигуры на первом плане и уходящий вдаль пейзаж.

    Меланхоличный по настроению этюд «Летом на даче» оценивается в 2,8–3,2 миллиона рублей.

    Читайте также:  Описание декоративного панно михаила александровича врубеля «философия»

    Не менее интересна и ранняя графическая вещь Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт 1,5–1,8 миллиона рублей), выполненная в начале 1900-х годов под влиянием символизма и русского модерна.

    Акварель «Пролетающие птицы» относится к серии зарисовок, которые художник делал в период работы над своими неопубликованными литературными произведениями, однако она представляется собой не иллюстрацию, а образ, возникший в сознании автора в ходе создания литературного сюжета.

    Самое монументальное произведение из стринга советской живописи — полотно «Открытие Волго-Донского канала» (эстимейт 7–9 миллионов рублей), написанное знаменитым баталистом Петром Кривоноговым, одним из главных художников студии М. Грекова.

    Еще одно программное произведение не только для соцреалистической живописи, но и для советской истории — «Ленин на балконе Моссовета» кисти Дмитрия Налбандяна. По-видимому, это один из первоначальных вариантов знаменитой работы 1962 года «Выступление В. И. Ленина с балкона здания Моссовета в 1919 году».

    Шестиметровая картина долгие годы украшала стены здания Московского городского совета, ныне московской мэрии на Тверской улице, но в начале 1990-х она была снята и скатана в рулон. Выставленный на торги эскиз (эстимейт 3–3,5 миллиона рублей) был подписан автором в последние годы жизни, и, возможно, дата «1970», указанная художником на обороте картона, не верна.

    По живописной манере и характеру мазка работу можно датировать концом 1950-х — началом 1960-х годов.

    Однако большинство работ советского периода, которые будут представлены на аукционе, политически не ангажированы, это мастерски выполненные пейзажи, лирические натюрморты и точно подмеченные сцены из обычной жизни.

    Есть и театральные работы — например, эскиз декораций к «Даме с камелиями», выполненный Юрием Пименовым, автором культовой советской картины «Новая Москва».

    Сохранившийся эскиз «Бал у Олимпии» (эстимейт 6–8 миллионов рублей) Пименова к неосуществленной постановке «Дамы с камелиями» 1946 года в Театре Красной армии, позволяет составить представление о выразительности театральных решений художника, его таланте сценографа.

    Характеризуя его как театрального художника, актриса и режиссер М. О. Кнебель рассказывает: «Он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел».

    Работы выдающихся мастеров советского периода — это также перспективная область для инвестиций.

    Прекрасное подтверждение тому — картина советского классика Юрия Пименова «Похищение Европы», выставленная на русские торги Sotheby`s в Лондоне (июнь 2010) с оценкой 400–600 тысяч фунтов.

    Этот эстимейт в несколько раз превышает сумму, за которую произведение было продано два года назад Галереей Леонида Шишкина.

    Аукцион «Русское Искусство» состоится в четверг, 24 июня, в 19:00. Гостиница «Рэдиссон Ройал» («Украина»), Москва. Зал «Веранда 2», Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1

    Источник: https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100611_shishkin.html

    Русское Искусство

    Гостиница «Рэдиссон Ройал» («Украина»), Москва Колонный Зал, Кутузовский проспект, 2/1, стр.1

    Высокое искусство – в легендарной «сталинской высотке»

    24 июня 2010 года Галерея Леонида Шишкина впервые проведет аукцион русского искусства в помещении гостиницы «Рэдиссон Ройал» («Украина»).

    91-ый по счету аукцион в истории галереи станет первым на новом месте и в новом формате.

    Высочайший уровень выставленных на торги работ, безупречная репутация галереи, а также престиж новой площадки и техническое оснащение зала – все эти факторы делают аукцион 24 июня значительным событием для российского арт-рынка.

    Блестящая коллекция аукциона состоит из 110 лотов, среди которых живопись и графика самых знаменитых и дорогих русских художников XIX–ХХ веков.

    В каталоге представлены все основные направления в отечественном искусстве минувшего столетия: утонченный стиль представителей объединения «Мир искусства» Константина Сомова и Евгения Лансере, кубизм – в графике главного русского сезаниста, одного из основателей «Бубнового валета» Петра Кончаловского, неоклассицизм Александра Яковлева и Василия Шухаева и символизм Кузьмы Петрова-Водкина. Не забыты и советские классики – Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Павел Соколов-Скаля, Константин Вялов и Сергей Лучишкин.

    Русская живопись XIX века представлена картиной Николая Маковского «Улица в Каире» 1884 года (эстимейт 6–8 млн рублей). Она была написана по мотивам совместного путешествия братьев Константина и Николая Маковских по Египту.

    Обаяние Востока оказалось настолько велико, что оба художника в течение нескольких лет продолжали писать пейзажи и жанровые сцены, действие которых разворачивается на улицах Каира.

    В яркой, блестящей по живописи работе Николая Маковского прекрасно передан местный колорит, атмосфера шумного восточного города с тысячелетней историей.

    Один из шедевров предстоящего аукциона – полотно яркого пейзажиста, русского последователя Сезанна, Николая Крымова. Его работа 1926 года «У озера» (эстимейт 7–9 млн рублей) является авторским повторением картины «Купальщицы» (1920) из собрания Новокузнецкого художественного музея.

    Этот сюжет появился в творчестве художника еще в начале 1910-х годов, в своих композициях с купальщицами Крымов выступает как превосходный стилист и импровизатор.

    Абсолютная случайность композиционного построения пейзажа напоминает современному зрителю кинематографический или фотографический кадр, а мягкость цветового решения заставляет вспомнить быстро сменяющиеся картинки сна.

    Еще один топ-лот аукциона – небольшой этюд кисти Константина Сомова, редкая ранняя его работа «Летом на даче», выполненная в 1897 году, в тот же период, когда художник пишет свои знаменитые картины «Сумерки в старом парке» и «Купальщицы».

    По-видимому, этюд был создан в процессе подготовительной работы над полотном «Конфиденции» того же 1897 года из Третьяковской галереи. В обеих работах прослеживаются характерные для Сомова черты: необычный ракурс (персонажи показаны с высоты птичьего полета), женские фигуры на первом плане и уходящий вдаль пейзаж.

    Меланхоличный по настроению этюд «Летом на даче» оценивается в 2,8–3,2 млн рублей.

    Не менее интересна и ранняя графическая вещь Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт 1,5–1,8 млн рублей), выполненная в начале 1900-х годов под влиянием символизма и русского модерна.

    Акварель «Пролетающие птицы» относится к серии зарисовок, которые художник делал в период работы над своими неопубликованными литературными произведениями, однако она представляется собой не иллюстрацию, а образ, возникший в сознании автора в ходе создания литературного сюжета.

    Самое монументальное произведение из стринга советской живописи – полотно «Открытие Волго-Донского канала» (эстимейт 7–9 млн рублей), написанное знаменитым баталистом Петром Кривоноговым, одним из главных художников студии М. Грекова.

    Еще одно «программное» произведение не только для соцреалистической живописи, но и для советской истории – «Ленин на балконе Моссовета» кисти Дмитрия Налбандяна, по-видимому, это один из первоначальных вариантов знаменитой работы 1962 года «Выступление В. И. Ленина с балкона здания Моссовета в 1919 году».

    Шестиметровая картина долгие годы украшала стены здания Московского городского совета, ныне московской мэрии на Тверской улице, но в начале 1990-х она была снята и скатана в рулон. Выставленный на торги эскиз (эстимейт 3–3,5 млн рублей) был подписан автором в последние годы жизни, и, возможно, дата «1970», указанная художником на обороте картона, не верна.

    По живописной манере и характеру мазка работу можно датировать концом 1950-х – началом 1960-х годов.

    Однако большинство работ советского периода, которые будут представлены на аукционе, политически не ангажированы, это мастерски выполненные пейзажи, лирические натюрморты и точно подмеченные сцены из обычной жизни.

    Есть и театральные работы, например, эскиз декораций к «Даме с камелиями», выполненный Юрием Пименовым, автором культовой советской картины «Новая Москва».

    Сохранившийся эскиз «Бал у Олимпии» (эстимейт 6–8 млн рублей) Пименова к неосуществленной постановке «Дамы с камелиями» 1946 года в Театре Красной армии, позволяет составить представление о выразительности театральных решений художника, его таланте сценографа. Характеризуя его как театрального художника, актриса и режиссер М. О.

    Кнебель рассказывает: «Он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссерский замысел».

    Работы выдающихся мастеров советского периода – это также перспективная область для инвестиций.

    Прекрасное подтверждение тому – картина советского классика Юрия Пименова «Похищение Европы», выставленная на русские торги Sotheby`s в Лондоне (июнь 2010) с оценкой £400–600 тысяч.

    Этот эстимейт в несколько раз превышает сумму, за которую произведение было продано два года назад Галереей Леонида Шишкина.

    Ждем Вас на нашем аукционе!

    Источник: https://shishkin-gallery.ru/auction_20100624_page3.html

    Ссылка на основную публикацию