Описание картины николая рериха «гималаи. розовые горы»

Николай Рерих – жизнь и творчество художника — PORUSSKI.me

Многие знают Рериха как прекрасного, самобытного живописца, чьи полотна — это странный, красочный и манящий мир Востока, танцующие горные хребты, огненные переливы неба. Однако немногим известно, что его удивительная личность не исчерпывается художественными заслугами.

Художник серьезно занимался археологией и проводил экспедиции, был прекрасным мыслителем и писателем, основал собственный университет в Гималаях и активно занимался общественной деятельностью. По инициативе Рериха был утвержден Международный Договор об охране культурно-исторических памятников, называнный Пактом Рериха. В прошлом году Пакту исполнилось 80 лет.

Вместе со своей семьей живописец прошел через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, оставив богатейшее наследие в самых разных областях культуры.

Часть художественного наследия можно увидеть в рериховском зале Государственного Музея Востока, открывшего постоянную экспозицию «Наследие Рерихов» еще в 1977 году.

Гималаи. Розовые горы

Сострадание

Будущий художник появился на свет 9 октября 1874 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология и история и богатое культурное наследие России и Востока.

 По окончании гимназии Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую академию художеств, т.к. отец Рериха, известный нотариус, пожелал, чтобы сын продолжил его дело.

Он считал занятия искусством «увлечениями юности» и настаивал на Юридическом факультете Университета.

Перед поступлением в Академию перед Рерихом встал вопрос — к кому пойти учиться? Выбор пал на Куинджи и Репина, однако молодой художник никак не решался выбрать — оба были великими мастерами. Их характеры тоже были очень разные: Репин не скупился на похвалу, а Куинджи, напротив, был сдержан и строг.

Дальнейшую судьбу Рериха определил случай: у Репина не осталось мест в мастерской, и Николай принес свои работы в Императорскую Академию Художеств на суд Куинджи. Тот оказался строгим, но справедливым судьей: он взял Николая на обучение и стал для него мудрым наставником не только в живописи, но и в жизни.

Теплые воспоминания и признательность к нему Рерих пронес через всю свою жизнь. В 1897 году, при выпуске из Академии, 23-летний Николай представил свою дипломную картину «Гонец», которая по праву считается первой серьезной работой художника.

«Гонец» заслужил не только высочайшую оценку Комиссии, но и одобрения самого Третьякова, который приобрел работу для своей галереи.

Гонец. Восстал род на род

Помимо основной учебы в университете и Академии, Рерих посещал лекции по русской истории и археологии. Чуть позже, в студенческие годы, художник получил разрешение на проведение археологических раскопок, став почетным членом Русского археологического сообщества.

С 1892 года он провел археологические работы по старорусским губерниям: Петербурской, Псковской, Ярославской, Смоленской. Их результатом стала обширная коллекция археологических находок.

Спустя десять лет Рерих вновь посетит эти земли — уже в составе собственной экспедиции, в ходе которой будут созданы более ста русских архитектурных этюдов.

Старый Псков

Внутренний двор Печорского монастыря

Кострома. Терем бояр Романовых / Старый костел / Ростов Великий. Паперть

У любого великого мужчины есть своя муза. Для Рериха ею стала Елена Ивановна Шапошникова, известная как Елена Рерих.

От своего внучатого дяди, великого фельдмаршала Михаила Кутузова она взяла железный характер и жизненную мудрость, а от матери Екатерины Голенищевой-Кутузовой — глубокую девичью красоту.

Елена прошла с Рерихом рука об руку через всю жизнь, была верным компаньоном в долгих экспедициях, помогала в общественных делах. Все свои философские труды художник посвящал ей – «Елене, жене моей, другине, спутнице и вдохновительнице».

«Вдохновительница» родила Николаю двух прекрасных сыновей – Юрия и Святослава, которые впоследствии добились великих успехов. Юрий Рерих, старший сын Николая, стал ученым-востоковедом с мировым именем и владел более чем тридцатью языками и диалектами.

Юрий возглавил Университет Урусвати, основанный семьей Рерихов в 1928 году в Западных Гималаях. Младший Святослав нашел себя в живописи, продолжив дело отца.

Творческий тандем старшего и младшего Рерихов можно увидеть на круглогодичной выставке «Рерих — отец и сын» в Международном центре-музее им. Николая Рериха.

Сердцем творчества Рериха стали его образы Гималаев. Зимой 1923 года он приехал в Индию. Здесь Рерих жил в долине Кулу, где позже им был основан университет «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды».

Николай долго и с нетерпением ждал встречи с Гималаями, потому что считал их священным местом концентрации духовной силы.

Наконец — чудо! — она случилась, и он, зачарованный безмолвной красотой индийских гор, спрашивал самого себя: «Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» Рерих писал Гималаи на протяжении многих лет.

Основная часть гималайского собрания была создана во время Центрально-Азиатской экспедиции. Её походные условия определили формат работ: все они написаны темперой на небольших форматах. Их художник чаще всего делал горизонтальными, чтобы подчеркнуть протяженность и бескрайность горных хребтов.

Изображения Гималаев стали своего рода путевым дневником, где вместо записей роль заметок играли живописные этюды. Виды гор на картинах Рериха настолько панорамны, будто бы художник писал их с натуры, находясь на одной из вершин, а не внизу.

Они поражают буйством и богатством цвета: от небесно-лазуревых, синих, белоснежных до малиново-багряных, пурпурных. «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи.

Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением», — писал Рерих. Некоторые работы из гималайской серии можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее.

Кришна. Весна в Кулу

Канченджанга

Красные кони

Канченджанга

Несмотря на то что большую часть жизни Рерих провел вне России, его по праву можно считать исконно русским художником: мысль о возвращении на Родину сопровождала его всегда.

Читайте также:  Описание картины карла брюллова «портрет сестер шишмарёвых»

Истинную привязанность к Родине отражает рериховский живописный стиль, возникший и окрепший на русской народной основе.

Большие яркие пятна цвета и четкие контуры напоминают зрителю древнерусские фрески, а постановка фигур роднит полотна с православными иконами.

Художник считал наследие Востока намного ближе русской культуре и ратовал за сближение традиций. Ему удалось воплотить его в своей живописи, соединив восточные образы и русский колорит. Рерих остался верен своему стилю до конца творческого пути.

Его неизмеримая любовь к Роcсии отражена в строках: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились.

Ему несем знания и достижения».

Источник: https://porusski.me/2016/05/19/011-zhizn-i-tvorchestvo-hudozhnika-nikolaya-reriha/

История одного шедевра: «Розовые горы» Рериха

Previous Entry | Next Entry

turokturОригинал взят у vakin в История одного шедевра: «Розовые горы» РерихаГималаи. Розовые горы. 1933Холст, темпера. 74 x 118 смМузей Н. К. Рериха, Нью-Йорк, США

Кликабельно — 1800px × 1132px

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Так 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин описал в бортовом журнале свои впечатления во время полета.Центральным объектом творчества Рериха были Гималаи, им он посвятил ни много ни мало более 2 тыс. полотен. Видимо, лучше гор могут быть только горы. С Гималаями в жизни Рериха связано многое: он провел там треть жизни, открыл университет, организовал исследования, конечно, творил. Есть различные домыслы о том, чем на самом деле семья Рерихов занималась в регионе – приписывают им связи с масонами и работу в интересах большевиков. Как бы то ни было, горы на картинах действительно завораживают.
СюжетНаблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.«Гора Ленина», 1925 — 1926К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счет розовых и нежно-сиреневых красок неба. Кажущаяся простота рисунка, цветовая чувственность и строгость замысла на уровне линий и композиции — с помощью этих средств художник символически передает состояние той самой Шамбалы.

Контекст

Картина написана в 1933 году — незадолго до начала Маньчжурской экспедиции, в которую Рерих отправился под эгидой кампании по сбору семян для американского министерства сельского хозяйства.

На самом же деле, Николай Константинович полагал, что в середине 1930-х должен начаться процесс «единения Азии». Художник хотел быть в центре событий, а потому организовал экспедицию на американские деньги.

Николай Рерих и участники Маньчжурской экспедицииВ основу же сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет.

О той поездке немало рассказов, что ее целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей. Советское правительство через Николая Рериха надеялось установить связь и заручиться поддержкой и могуществом Шамбалы.

Судьба художника

Рерих написал несколько тысяч картин. Не десятков, не сотен, а тысяч. Помимо этого он был этнографом, археологом, просветителем, переводчиком, философом, писателем и поэтом (написал порядка 30 томов), общественным деятелем и просто увлеченным путешественником.

Отец Николая Константиновича — нотариус — настаивал на том, чтобы сын возглавил семейное дело. Не желая расстраивать папу, Рерих, с ранних лет увлекавшийся живописью и литературой, поступил одновременно и в Академию художеств, и на юрфак Петербургского университета.

Николай Рерих в ИндииНа рубеже веков творческая интеллигенция была увлечена Востоком, поисками русской самостийности и жаждой перемен, свежего дыхания. Все смешалось. Молодой Рерих, оказавшийся в центре этого идейного котла, успевал все: и искусством заниматься, и на археологические раскопки ездить, и личную жизнь настраивать.

Сложно объяснить, как у него все так славно получалось.Рериха часто связывают с масонами и большевиками. Его экспедициям приписывают помимо географического и культурологического интереса еще и различные религиозные мистические и шпионские цели. Восток — дело тонкое, что и говорить. Был ли он чьим-либо тайным агентом, неизвестно.

Как бы то ни было, объем проделанной им работы колоссален. Не стоит и удивляться, если спустя какое-то время мы узнаем, что Николай Константинович и ракеты проектировал.

Источник — Дилетант

Источник: https://turoktur.livejournal.com/225017.html

Гималаи – Николай Рерих — купить репродукции картин на заказ в СПб, доставка по РФ. Спец-цены

Николай Рерих известен по всему миру не только как гениальный художник, но и как мистическая личность.

В отличие от всех творцов 19 века он путешествовал по местам, куда не ступала нога человека, забирался в горы, был археологом, совмещал написание картин с общественной деятельностью.

Интересный факт, доказано, что Николай Константинович Рерих создал более 7000 картин, которые находятся в лучших галереях мира, издал порядка 30 томов литературных трудов.

Гималаи – Николай Рерих

История создания «Гималаи. Розовые горы» Николая Рериха

Картина «Гималаи. Розовые горы» написана в 1933 году в Нью-Йорке. Сегодня полюбоваться творением автора можно в собрании Музея Николая Рериха в этом же городе. Главным источником вдохновения для него всегда были небо и горы.

Если внимательно изучить полотна Рериха, то не трудно убедиться в том, что скалистая местность была главным символом художественной системы и мировоззрения. Реальность картин удивляет.

Создается ощущение, что автор боится пропустить хотя бы малейшую деталь, упустить суть и не достаточно звонко задеть струны души.

Существует мнение, что погоня за передачей духовного через физическое Рерих унаследовал у народа Индии, где проживал длительное время. Эта страна стала для него плодотворным на картины местом.

Он старался изобразить Гималаи как можно скрупулезнее, передать настроение и состояние гор. Каждая картина обладает уникальной энергетикой.

Гималаи видятся Рерихом многоликими, величавыми и разнообразными.

Читайте также:  Описание серии картин винсента виллема ван гога « два срезанных подсолнуха»

Обратите внимание на название картины — «Гималаи. Розовые горы».  Важность цветовой палитры подчеркивается настолько сильно, что невольно начинаешь присматриваться в поисках нежно-розовых оттенков.

Рерих уделял большое внимание цвету. Гималаи всегда изображались с нежной поволокой синего цвета, оттенка чувственности.

На рассматриваемой картине можно заметить ту грань, когда первые лучи касаются заснеженных верхушек гор, прорываясь через густую пелену тумана.

Основная идея картины «Гималаи. Розовые горы» Н.Рериха

Картина «Гималаи. Розовые горы» признана уникальной. Она не похожа на типичное изображение гор того времени. Здесь прослеживаются образы, далекие от привычного взгляда снизу.

Рериху удается уйти от привычных художественных координат. Он наполняет картину идеей духа.

Уровень чувства позволяет нам ощутить не только знакомые черты Гималаи, но и открыть иной смысл, который гораздо значимее величества горный массивов.

Необычное чувство рождается благодаря световому эффекту. У зрителя создается эффект возвышенности, приближения к небу, которое отливается розово-лиловым светом. Картина невероятно напоминает сон, такой же парящий и завороженный туманом. Легкие очертания уводят зрителя от ощущения бытия, оставив острые черты вдалеке.

Критики отмечают, что полотно «Гималаи. Розовые горы» Рериха пронизано символами. Эта работа выполнена в трехмерной технике, наполнена пейзажем-символом. Как и все работы Николая Рериха эта картина отличается сложностью. Иными словами эту работу можно назвать  открытым пространством времени и застывшим ощущением вечности, отраженном на уровне ощущения света.

Популярные художники

В нашей галерее представлено более 4000 картин известных художников. Вы можете заказать репродукцию, портрет, шарж, стилизацию под живопись, оформление в багет любой понравившейся картины (даже если ее нет в нашей галерее). Если Вы не нашли нужного Вам изображения, свяжитесь с нами по телефонам в рабочее время или в любое время отправьте онлайн заявку и менеджер обязательно перезвонит вам, мы сделаем все возможное, чтобы найти нужное изображение. Вы можете заказать картину, полностью соответствующую Вашим желания и стилю. Если Вы затрудняетесь с выбором произведения-основы — посоветуйтесь с нами, выбор огромен, мы всегда рады вам помочь, чтобы облегчить выбор — ниже представлены 10 художников чьи картины пользуються неизменным успехом у наших заказчиков. Ждем ваших звонков и заявок.

Источник: http://www.ArtAriya.ru/gimalai-nikolay-rerih/

О рерихе

?Оригинал взят у tvsher в О рерихеЧто собственно мы знаем о Рерихе Николае Константиновиче? Что он русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Казалось бы много знаем, но если вникнуть, то о Рерихе довольно мало известно.Предупреждаю сразу поклонников творчества и идей Н.К.Рериха.

В статье содержатся довольно нелицеприятные факты из жизни художника, но, как говорится — из песни слов не выкинешь, факты вещь упрямая и с ними бороться и спорить бесполезно. Но горы он рисовал просто здорово…
Рерих Н.К. «Гималаи. Розовые горы.

«

Оригинал взят у leninka_ru в Рерих неизвестный (восстановленная публикация)

С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха
в тибетском одеянии. 1933

Николай Константинович Рерих (Рёрих) действительно всё ещё — неизвестный, хотя над изучением его биографии и творчества работают культурные центры, общества и музеи его имени в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве.

На различных этапах нашей истории мы, сами того не зная, были верными последователями старых рериховских идей. Мы ратовали «за мир во всём мире», не догадываясь, что сам термин (по-английски «world реасе») появился впервые в 1929 году в США в знаменитом «Пакте Рериха».

А начиналась американская биография великого художника в начале 1920-х с неожиданного превращения автора одной из лучших наших исторических картин «Гонец. “Восста род на род”», созданной в конце прошлого века, но логически связанной с пацифизмом 1930-х.

Рерих вдруг стал творцом несметного количества гималайских пейзажей. Объёмы гималайского творчества были таковы, что недоброжелатели художника стали говорить об «индустрии Рерихов». Эти пейзажи безумно нравились американцам, спрос на них был огромный.

Но Рерих был не просто модный художник — дело в том, что его живописи стали приписывать целебные свойства. Известная оперная певица Мэри Гарден никогда не расставалась с любимым пейзажем, считая его залогом здоровья и удачи.

Успех и слава Николая Константиновича в Америке зависели и от его биографии — русский художник, сбежавший от большевиков, — и от его имиджа.

Н.К.Рерих. Гонец. «Восста род
на род». 1897. ГТГ

Рерих носил тибетское одеяние, считался гуру, хилером, к нему шли советоваться о болезнях, неприятностях, пропавших людях. От него ждали утешений, исцелений, предсказаний. Наверное, Америка тех лет немного напоминала сегодняшнюю Россию если не уровнем жизни, то «образовантским» характером культуры и отсюда потребностью в своих прорицателях и ясновидящих.

Музей Николая Рериха
в Нью-Йорке, 1929

В Нью-Йорке в 29-этажном небоскребе на деньги главного спонсора Рерихов предпринимателя Л.Хорша был открыт первый рериховский центр, где были и выставочные залы, и издательство, и школа искусств для детей. Спонсоров было несколько, среди них — глава инженерной фирмы Ч.Р.Крейн, глава департамента сельского хозяйства Г.Уоллес.

Связи «наверху» оказались весьма полезными, когда у рериховского центра вдруг начались налоговые неприятности. История эта потом была забыта, но в американской финансовой системе Рерих оставил свой след, о чём современные американцы скорее всего и не знают.

Этот «след» можно увидеть на оборотной стороне однодолларовой банкноты, где находится изображение Большой государственной печати — лицевой её стороны в виде орла и оборотной в виде пирамиды с глазом на вершине. Если лицевая сторона печати существует уже в шестом варианте, то её «оборотка» сохранилась неизменной со времени утверждения печати Конгрессом в 1782 году.

Авторство приписывается генералу Джорджу Вашингтону, позже ставшему президентом. Пирамида, стоящая на широком основании, — символ устойчивости, и с этим значением она содержится в нескольких системах символов, в том числе восточных.

Несмотря на вполне американское происхождение оборотной стороны Большой печати, Рерих, подавший идею украсить доллар пирамидой, Уоллес, «озвучивший» эту идею, и некоторые сотрудники казначейства после появления в 1935 году доллара с пирамидой прославились как сторонники некоего эзотерического и каббалистического культа.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «автопортрет»
Эскиз оборотной стороны банкноты номиналом
1 доллар, 1935 г.
Современная банкнота номиналом 1 доллар,
оборотная сторона

Взаимоотношения Рериха со спонсорами содержат много такого, чему было бы небесполезно поучиться современному обнищавшему творческому работнику. Он был от них всецело зависим, но пользовался влиянием, авторитетом, уважением.

И самое главное — его спонсоры ничего не знали о существовании друг друга. И все вместе они долго не догадывались о том, что в 1926 году у их гуру чуть было не появился новый покровитель в лице советского правительства.

Летом этого года Рерихи втайне от американских друзей, прервав путешествие по Центральной Азии, через Омск направились в Москву.

В подарок наркому иностранных дел Г.В.Чичерину Рерих привёз ларец со священной для индийцев гималайской землей, а наркому просвещения А.В.Луначарскому — горный пейзаж с изображением гигантской фигуры Майтрейи — так буддисты называют божество будущего. Лицу божества были приданы черты сходства с Лениным.

Н.К.Рерих. Явление срока (Гора Ленина). 1926 или 1927

И друзья и враги Рерихов сходятся в одном вопросе: Рерих всегда стремился вернуться на Родину и никогда эмигрантом себя не признавал.

Никогда он не писал и не говорил о том, что в 1918 году в Петербурге были варварски уничтожены его работы, предназначенные для украшения Казанского вокзала в Москве, что его коллекция картин западноевропейских художников была национализирована (несколько картин сейчас находятся в Эрмитаже).

Разрешения на посещение Советского Союза Рерих добивался очень долго. Но встреча с Родиной после восьмилетней разлуки ничего, кроме разочарований, не принесла. Рерих не общался с учёными, художниками. Никто из вышеназванных наркомов не пожелал видеть художника, который в Штатах был принят в домах, близких к семье президента.

Деятельность Рериха была одобрена, но реальной поддержки, кроме двух браунингов, небесполезных в экспедиции, он не получил. Вопрос о возвращении на Родину так и не был решён. Такое отношение, может быть, навлёк сам художник, рискнувший изложить большевистским властям свои религиозно-философские воззрения.

Рерих проповедовал неизбежность сближения христианства с буддизмом, за что получил прозвище «полубуддиста-полусоциалиста». Всё это было абсолютно чуждо большевикам, не допускавшим возможности существования какой-либо иной религии, кроме собственной — квазирелигиозного марксизма.

Кроме того, они не очень доверяли человеку, который почти шесть лет прожил в США в качестве театрального художника, проводя отпуск в экспедициях по Центральной Азии. Визит в Россию продолжался примерно полгода, после чего Рерихи вернулись в экспедицию. В Индию они переехали окончательно только в 1936 году и тоже с большим трудом: Индия была колонией Великобритании, а по мнению английских спецслужб Рерих был советским шпионом.

Н.К.Рерих. 1930-е годы

Возможно, посещение Советского Союза связано с одним малоизвестным эпизодом из биографии Николая Константиновича — его причастностью к торговле картинами из музейных и частных собраний России. В начале 1930 года в нью-йоркском рериховском центре состоялся аукцион картин. О происхождении своего «товара» сам Рерих нигде не упоминал.

Благожелательно настроенные биографы предполагают, что большевики вернули Рериху часть его собрания и что он продавал свои картины. Так это или нет, мы пока не знаем. Однако среди живописных работ, которыми торговал петербуржец, перед революцией активный член Общества охраны памятников искусства и старины, были две московские картины.

В опубликованной выдержке из описи проданного прежде всего бросаются в глаза сравнительно низкие цены на произведения Рубенса, Эль Греко, Ван Дейка. Естественно предположить, что это копии, но слово «копия» опущено.

Может быть, «Битва амазонок» Рубенса — это та самая копия с картины (находящейся в Британском музее), которая была вывезена в музейный фонд из здания Московского скакового общества в 1919 году и после этого навсегда исчезла. Но большим риском было выставить на торги маленькую картину «Поклонение волхвов», автором которой значился Босх.

Подлинник этой картины (триптих) был создан в XV веке и с XVII века находится в Мадриде в музее Прадо. Работ Босха, этого «фрейдиста XV века», средневекового «сюрреалиста», в России никогда не было.

Тем бо́льшую ценность и интерес представляла единственная в России копия центральной части триптиха, копия очень хорошая, сделанная в Нидерландах в 1605 году и принадлежавшая князьям Куракиным.

Она была привезена в Москву после национализации имения Куракиных в Орловской губернии в 1918 году вместе с прекрасными портретами владельцев этой картины. В годовщину октябрьской революции в бывшем доме Берга на Арбате (дом 26, ныне театр имени Е.

Вахтангова) состоялась выставка лучших произведений искусства, отобранных у владельцев при национализации. Тогда-то куракинские сокровища приобрели известность, а «Поклонение волхвов» стало украшением выставки. Этой картине была посвящена статья известного искусствоведа Т.Ф.Трапезникова в журнале «Среди коллекционеров» (1922. № 3), где были приведены сведения обо всех копиях с центральной части знаменитого триптиха. После выставки «Поклонение волхвов» должны были передать в Румянцевский музей.

И.Босх. Поклонение волхвов. Около 1510.
Музей Прадо (Мадрид)
Центральная часть триптиха

На аукционе были проданы также работы Хосе де Риберы, Пюи де Шаванна (кстати, любимый художник молодого Рериха), полотна Фрагонара, Курбе, Гогена, Ренуара*.

Эта маленькая сделка (было продано 172 картины) совсем затерялась на фоне гигантских аукционов «искусства из России», давших начало нескольким американским собраниям. Выручка составляла 114 465 долларов.

А на что ушли эти деньги — на покупку тракторов для советских машинно-тракторных станций или на организацию очередной экспедиции Рерихов — мы не знаем.

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1571587.html

Ссылка на основную публикацию