Описание картины ореста кипренского «портрет д. н. хвостовой»

Кипренский Орест Адамович ( 1782 — 1836 ). Романтизм

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду.

После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание.

Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение.

В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни.

На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег.

Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось…

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду.

Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия.

К тому же он сильно простыл и заболел.

В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме, где на средства русских художников установлена памятная стела.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию — 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался , частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой «Кипренский»)

Источник: http://cvetamira.ru/kiprenskiy-orest-adamovich-1782-1836-romantizm

Кипренский : Мир искусства

Июнь 4, 2012

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – крупный портретист первых десятилетий XIX века – родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, близ Копорья Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии, в имении, принадлежавшем помещику А.С.

Дьяконову. В метрической книге копорской церкви будущий художник записан как внебрачный сын крепостной крестьянки Анны Гавриловой, через год после появления на свет сына выданной замунч помещиком за его дворового человека Адама Швальбе.

В 1788 году Кипренский был определен в Воспитательное училище при Академии художеств и через девять лет поступил в класс исторической живописи, куда обычно попадали обнаружившие способности ученики. Его учителями были профессор исторической живописи Г. И. Угрюмов и мастер плафонной и декоративной живописи Г.-Ф. Дуайен.

Первую золотую медаль художник получил в 1805 году за историческую картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ). Однако не историческая живопись принесла художнику известность.

Еще в 1804 году художник создает одно из самых талантливых произведений – портрет отца, Адама Карловича Швальбе (ГРМ).

Портрет поражает удивительной зрелостью, глубиной проникновения в человеческую натуру, мастерством, достигнутым молодым художником в самом начале творческого пути.

Перед нами волевой человек, преисполненный силы духа и достоинства. Портрет написан в теплых тонах, свободным, широким мазком, построен на контрастах света и тени.

Блестящее исполнение этого портрета поразило современников. В 1830 году он экспонировался на художественной выставке в Неаполе и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал».

К ранним произведениям художника принадлежит и «Автопортрет» (1808, ГРМ). В непринужденности, приподнятости, особой вдохновенности образа, в своеобразии живописного и композиционного решения отчетливо проявились черты нового отношения к задачам портретной живописи.

Личность и творческий путь художника были проникнуты духом свободолюбивых первых десятилетий XIX века. Он – художник-романтик, первый из портретистов, уловивший веяние времени, опоэтизировавшийценность и красоту духовного богатства человека. «Кто говорил, что чувства нас обманывают!» – записывал Кипренский в альбоме рисунков.

В 1808 году начинается дружба О. А. Кипренского с известным коллекционером и меценатом А.Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века.

К этому времени относятся написанные художником портреты А.Р. Томилова (1808, ГРМ), И. В. Кусова (1808, ГРМ), А. И. Корсакова (1808, ГРМ), «Автопортрет» (ок. 1809, ГТГ) и другие.

27 февраля 1809 года О.А. Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И.П. Мартосу для завершения работы над памятником Минину и Пожарскому, уезжает в Москву. Здесь расширяются связи художника. В салоне Ф.В. Растопчина, в доме Е.Ф. Муравьевой Кипренский встречается с К. Н. Батюшковым, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, С. П. Мариным, с Денисом и Евграфом Давыдовыми.

Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф.В. Растопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, Ван Дейка, Тинторетто и др.), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца.

Читайте также:  Описание картины альбрехта дюрера «мария с младенцем»

Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», – писал Ф.В. Растопчин конференц-секретарю Академии художеств А.Ф. Лабзину.

К лучшим портретам московского периода 1809–1812 годов относятся портреты А.А. Челищева (1810–1811, ГТГ), Е.П. Растопчиной (1809, ГТГ), Е.В. Давыдова (1809, ГРМ). В парадном портрете-картине Е. В.

Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года, награжденного за подвиги золотой шпагой, художник стремится показать человека передовых взглядов, настроений, знаменовавших пробуждение общественных сил России.

Портрет Давыдова привлекает благородством, достоинством, эмоциональной приподнятостью.

В марте 1812 года Кипренский возвращается в Петербург. За группу портретов – Е. В. Давыдова, принца Ольденбургского, И. А. Гагарина, А. И. Кусова и других – ему присуждается звание академика портретной живописи.

Расцвет портретного творчества художника совпал с Отечественной войной 1812 года. «Отечественная война открыла нам своих Курциев, Сцевол, Регулов», – писал ее участник П. Свиньин.

Как бы торопясь запечатлеть героев войны, Кипренский делает многочисленные рисунки карандашом. В графической портретной серии – друзья художника: братья М. и А. Ланские, генерал Е. И. Чаплиц, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н.

Батюшков, И. И. Козлов, В. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов.

Художник создает также серию детских и юношеских портретов, поражающих светлой целеустремленностью и характерной для Кипренского этих лет гармоничностью общего решения. Таковы портреты Н.

Кочубей, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моськи, калмыцкой девочки Баяусты, будущего декабриста Н. М. Муравьева, А. П. Бакунина.

Рисунки Кипренского – ценнейший вклад в развитие мировой портретной графики.

К этой поре относятся и лучшие живописные произведения. Среди них один из шедевров Кипренского – портрет Д. Н. Хвостовой (1814, ГТГ).

В середине мая 1816 года, получив звание советника Академии художеств, он, благодаря стараниям друзей (скорее всего В. А. Жуковского), уезжает в Италию в качестве пенсионера.

Живя в Италии (1816– 1823), художник продолжает напряженно работать.

Однако недоброжелательное отношение к Кипренскому со стороны чиновников русского посольства в Риме, осуществлявших надзор за пенсионерами, переживания, вызванные драматическими событиями революции в Италии, – все это определенно настраивает художника и в какой-то степени сказывается в его работах.

К лучшим произведениям этого времени относятся портрет А. М. Голицына (ок 1819 ГТГ), карандашный портрет С. С. Щербатовой (1819, ГТГ) и знаменитый «Автопортрет» 1819 года, который был заказан Флорентийской Академией для галереи Уффици.

«Автопортрет» обнаруживает новые черты в творчестве живописца. В нем ничего не осталось от искрящейся непосредственности и жажды жизни, которая составляла главную особенность раннего «Автопортрета» Мир, окружающий художника, потерял жизнерадостную привлекательность, окрашен в мрачные тона. Кипренский остро осознает контрастность идеалов и действительности.

В июле 1823 года Кипренский возвращается на родину. Россия переживает время жестокой аракчеевской реакции. В почетные члены Академии художеств введены Аракчеев и Гурьев. «Академия здесь заплесневела…» – пишет Кипренский по возвращении в Петербург.

Подавление восстания декабристов повергло Кипренского в состояние тоски и разочарования. Сведений об отношении художника к Тайному обществу декабристов нет, однако со многими из них он встречался в доме кавалергардского офицера Д.Н. Шереметьева, некоторых знал, был с ними в дружеских отношениях и, несомненно, переживал чувство глубокого волнения, как и значительная часть русского общества.

Портрет Пушкина

Несмотря на холод официальной встречи и тяжелый душевный кризис, мастерство художника не ослабевает. Портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ) стал крупнейшим достижением портретного творчества мастера.

Он написан по просьбе Дельвига между маем и июлем 1827 года, во время непродолжительного пребывания поэта в Петербурге. Пушкин любил этот портрет и после смерти Дельвига приобрел его.

Кипренскому он посвятил следующие строки:

Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз…

Всеобщее возмущение вызвало то, что Кипренский, оставивший поразительные по своей правде рисунки и полотна, где изобразил участников Отечественной войны, не был привлечен, как и другие русские художники, к созданию портретов для Военной галереи 1812 года. Александр I заказал их английскому живописцу Д. Доу.

«Я приехал в Италию, единственную имея цель, принести в Россию плоды более зрелые таланта моего, но за это, возвратившись оттуда, был завистью врагов покрыт некою тенью. Не замечая зависти, твердою ногою я всегда шел вперед, зная, что время рано или поздно всегда открывает истину», – так писал Кипренский по возвращении на родину.

В конце 20-х годов он снова уезжает в Италию. Женитьба на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Марии Фалькуччи не скрасила последние годы жизни художника.

Кипренский умер 5 октября 1836 года и похоронен в Риме.

«Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии А.А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Читайте также:  Описание картины виктора борисова-мусатова «куст орешника»

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=31

Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского. — презентация

1 Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского<\p>

2 Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) Крупнейший портретист первой трети 19 века. В его творчестве наиболее ярко проявились черты романтизма. Орест был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки Анны Гавриловой помещика Дьяконова, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. Свою фамилию мальчик получил вместе с вольной.<\p>

3 Автопортрет<\p>

4 В 1788 году Дьяконов поместил мальчика в Академию художеств в возрасте 6 лет, которую он окончил в 1803 году. За картину «Дмитрий Донской» Орест получил большую золотую медаль с правом на поездку за границу на казенный счет для дальнейшего обучения. Начавшаяся война 1812 года помешала его отъезду, которую он осуществил в 1816 году.<\p>

5 Картина «Дмитрий Донской» написана в традициях классицизма<\p>

6 Портрет отца<\p>

7 До отъезда за границу художник плодотворно работает в жанре портрета.<\p>

8 Общий характер этих портретов – романтический, в них он основное внимание обращает на внутренний мир своих героев, скрытый под внешним спокойствием. Особенно ему удаются женские образы. Портрет Д.Н.Хвостовой<\p>

9 Портрет Е.П.Ростопчиной<\p>

10 Портрет Е.В.Давыдова – полковник лейб- гусарского полка Одухотворенный образ усилен романтической атмосферой полумрака, пронизанного пятнами скользящего света<\p>

11 Автопортрет 1808 года<\p>

12 Портрет мальчика Челищева<\p>

13 В 1816 – 1823г.г. Кипренский живет в Риме, где изучал живопись итальянских мастеров Автопортрет для галереи Уффици<\p>

14 Портрет Е.П.Авдулиной 1823г. Образу свойственна внутренняя сосредоточенность и легкая грусть<\p>

15 В 1823 году Кипренский возвращается в Россию, которая встретила его неприветливо. Вокруг его имени ходили сплетни. Его покровителем стал граф Шереметев, в доме которого он имел студию. В этом доме и был написан знаменитый портрет А.С.Пушкина – вершина его творчества. В нем он сумел уловить не только внешнее сходство, но и заглянул в самую глубь его души.<\p>

16 «Себя как «Себя как в зеркале я вижу, в зеркале я вижу, и это зеркало и это зеркало мне льстит»…- мне льстит»…- так писал Пушкин так писал Пушкин об этом портрете об этом портрете кисти кисти Кипренского Кипренского<\p>

17 Пушкин посвятил художнику строки: «Любимец моды легкокрылой Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз» п<\p>

18 «Девочка в маковом венке»<\p>

19 Творческий подъем сменился депрессией и на автопортрете 1828 года художник улыбается через силу, в его глазах видна растерянность<\p>

20 В июне 1828 г. Кипренский уезжает в Италию, где после тяжелого душевного кризиса и болезни он умер в 1836 году. Картины последнего периода его жизни не отмечены тем ярким талантом, которым он был наделен. Его смерть в России прошла незамеченной.<\p>

21 « Читатели газет в Неаполе»<\p>

22<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/797184/

Презентация О.А. Кипренский

Скачать презентацию О.А. Кипренский

o.a._kiprenskiy.ppt

  • Размер: 1.3 Mегабайта
  • Количество слайдов: 23

Творчество О. А. Кипренского

Крупнейший портретист первой трети 19 века. В его творчестве наиболее ярко проявились черты романтизма. Орест был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки Анны Гавриловой помещика Дьяконова, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. О. А.

Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Одни построены на резком контрасте света и тени. В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких другу цветов. «.

Автопортрет (с розовым шейным платком).

• До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского.

И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника.

Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю.

Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника. Автопортрет с кистями за ухом. Ок. 1808. Х. , м. 46х36. 5. ГТГ

В 1788 году Дьяконов поместил мальчика в Академию художеств в возрасте 6 лет, которую он окончил в 1803 году.

За картину «Дмитрий Донской» Орест получил большую золотую медаль с правом на поездку за границу на казенный счет для дальнейшего обучения.

Начавшаяся война 1812 года помешала его отъезду, которую он осуществил в 1816 году. Орест Адамович Кипренский: Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло.

• До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений : подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии.

В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. 1809 Холст, масло.

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе.

В 1816 – 1823г. г. Кипренский живет в Риме, где изучал живопись итальянских мастеров Автопортрет для галереи Уффици

• Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом ( « Портрет Е. С. Авдулиной » , ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма ( « Портрет А. М.

Шереметева » , в какой-то степени « Автопортрет » , 1819) или столь же аристократически — дистанцированной близостью природе ( « Портрет А. Ф. Шишмарева » , 1827; « Портрет К. И. Альбрехта » , 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ ( « Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии » , 1828; « Читатели газет в Неаполе » , 1831; « Портрет М.

А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки » , ок. 1835).

Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. • Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.

Портрет В. С. Шереметева.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева

Портрет К. И. Альбрехта.

Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии.

Читатели газет в Неаполе. 1831.

Портрет графини М. А. Потоцкой, сестры ее — графини С. А. Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки

• Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью.

Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини.

И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство.

Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814Хвостовой Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.

• Картина написана по сюжету одноимённой повести Карамзина, с восторгом встреченной публикой в 1792 году.

Спустя 35 лет после публикации «Бедной Лизы» знаменитый мастер портрета Кипренский вновь обратился к трогательной истории о юной крестьянке, соблазнённой молодым дворянином, и воплотил своё видение Лизы на холсте.

Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали в конце XVIII века девизом целого поколения просвещённой дворянской молодежи, но Кипренский, будучи человеком нового поколения, уже спокойнее воспринимал сентиментальность прошедшей эпохи.

Искусствоведы отмечают в его полотне не только чистоту и нежность героини, но и холодноватый блеск красок. Художественный язык картины прост, но наполнен символами. Сочетание розового и белого цветов в одежде Лизы означают чистоту и свежесть юности, а гвоздика в её руке — нежную искреннюю любовь. Бедная Лиза, 1827. Масло, холст. 45x 39 см.

В 1823 году Кипренский возвращается в Россию, которая встретила его неприветливо. Вокруг его имени ходили сплетни. Его покровителем стал граф Шереметев, в доме которого он имел студию. В этом доме и был написан знаменитый портрет А. С. Пушкина – вершина его творчества.

В нем он сумел уловить не только внешнее сходство, но и заглянул в самую глубь его души. Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий.

Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах.

На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

Орест Адамович Кипренский: Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина Пушкин посвятил художнику строки: «Любимец моды легкокрылой Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз»

• знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др.

Орест Адамович Кипренский : Портрет генерала Е. И. Чаплица. 1813.

Орест Адамович Кипренский: Портрет А. Р. Томилова в форме ополченца. 1813.

Орест Адамович Кипренский: Портрет А. Н. Оленина.

Творческий подъем сменился депрессией и на автопортрете 1828 года художник улыбается через силу, в его глазах видна растерянность

В июне 1828 г. Кипренский уезжает в Италию, где после тяжелого душевного кризиса и болезни он умер в 1836 году. Картины последнего периода его жизни не отмечены тем ярким талантом, которым он был наделен. Его смерть в России прошла незамеченной.

Источник: http://present5.com/prezentaciya-o-a-kiprenskij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector