Женщины Пикассо
20 октября 1977 г., спустя 4 года после смерти Пикассо, в курортном городке Жуан-ле-Пен на юге Франции в своем гараже Мария-Тереза Вальтер повесилась.
В 1920-30-х годах Дора Маар (настоящее имя – Генриетта Теодора Маркович) была успешным коммерческим фотографом: она снимала портреты иинтерьеры для рекламы. Кроме того, она занимала видное место в кругах парижской богемы как фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса. Однако всемирную известность Маар получила благодаря своей связи с Пикассо.
Они познакомились в 1936 году в кафе «Две Кубышки», куда после вечерней прогулки обыкновенно заходил Пабло. Он ужинал со своим другом, поэтом Полем Элюаром, а Эльф – пес Пикассо – попрошайничал у соседних столиков. Взгляды Доры и Пабло встретились. В восхищении он пробормотал несколько слов на испанском, который Дора отлично знала: ее детство прошло в Аргентине.
Они разговорились, и Пикассо с бокалом пива пересел за ее столик. Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она развлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-то момент она ошиблась на долю дюйма.
Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки.
Он всю жизнь хранил их в специальной застекленной витрине.
Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах». Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству: ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма.
Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся. Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми красными ногтями, похожими на капли крови.
В апреле 1937 года город Герника на севере Испании был разрушен немецкими бомбардировщиками, жертвами стали женщины и дети. Это был первый случай массовой гибели мирного населения за многие годы – миру открылось новое лицо войны, неприкрытое лицо зла.Впечатление, произведенное на Пикассо этой новостью выразилось в том, с каким остервенением он бросился за работу.
Дора, обладавшая тонким умом и чувством прекрасного, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания: Дора запечатлела на фотопленке многочисленные этюды и все промежуточные этапы работы над картиной.
Помимо этого она также сделала множество фотографических и живописных портретов Пикассо, под ее влиянием он создает экспериментальные работы, совмещающие фотографию с гравюрой и живописью. В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа.
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки.
Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.
О связи Пикассо и Маар написаны две книги, снят фильм, их роман стал своеобразной легендой в истории искусства.
«Портрет Доры Маар». 1936 г
«Дора Маар в виде птицы». 1936 г
«Бюст Доры Маар 1». 1936 г
«Портрет Доры Маар 5». 1937 г
«Портрет Доры Маар1». 1937 г
«Портрет Доры Маар». 1937 г
«Портрет Доры Маар 4». 1937 г
«Сидящая женщина (Дора Маар)». 1938 г
«Дора Маар». 1938 г
«Портрет Доры Маар». 1938 г
«Портрет Доры Маар 2». 1939 г
«Женщина на диване (Дора Маар)». 1939 г
«Дора Маар». 1941 г
«Бюст женщины (Дора Маар)». 1942 г
«Портрет женщины (Дора Маар)». 1943 г
«Портрет Доры Маар 1». 1943 г
«Фигура (Дора Маар)». 1945 г
Единственной непреходящей страстью в жизни Пикассо было искусство, а в отношениях с женщинами он всегда проявлял непостоянство. Связь с Пикассо калечила судьбы многих из них, некоторые сходили с ума или кончали с собой. История Франсуазы Жило уникальна: после 10 лет, прожитых с Пикассо, она ушла от него и прожило долгую, полную событиями жизни.
«Я познакомилась с Пикассо в мае 1943 года, во время немецкой оккупации. Мне исполнился двадцать один год, и я уже сознавала, что живопись — мое призвание», –так начинается книга «Моя жизнь с Пикассо», воспоминания Франсуазы Жило. На момент их первой встречи Пикассо было 62 года.
Разница в возрасте и независимый характер Франсуазы определили специфику их взаимоотношений: сперва она была его поклонницей и ученицей, любовниками они стали только полгода спустя. Для воплощения образа Франсуазы Пабло обращается к литографии, в 1945-46 годах он делает серию ее портретов в этой технике.
Широко распахнутые, немного асимметрично посаженные глаза, тонкий нос, маленький рот исполнены простыми, смелыми линиями. Со временем в его работах становится все больше нежности и лиризма.
В процессе работы над очередным портретом Жило художник изменяет изначальную задумку, тело женщины превращается в стебель, покрытый округлыми плодами и листьями – это картина «Женщина-цветок» 1946 г. Пабло и Франсуаза долгое время жили на побережье – в творчестве Пикассо усилилась здоровая языческая радость.
На литографиях и карандашных портретах лицо женщины будто светится, волосы подобны солнечным лучам. Крупнейшее полотно этого периода – «Радость жизни» – пропитано солнцем и запахом моря. В центре композиции в окружении танцующих мифических персонажей – женская фигура с тонкой талией, высокой грудью и вихрем волос – это Франсуаза.Франсуаза подарила Пикассо двух детей.
Сына Клода и дочь Палому.Он часто изображает Франсуазу с детьми, декоративность этих картин подчеркивает атмосферу уюта, семейной идиллии.Но, как писала Жило, Пикассо был неспособен долго любить одну и ту же женщину. Однажды Франсуаза застала Пабло в постели с его прежней любовницей – Дорой Маар.
Позже, придя в себя, она с удивлением осознала, что впервые увидела возраст Пабло – это был старик, но с поведением ветреного юноши. Франсуаза решила уйти, не дожидаясь участи быть брошенной, участи других возлюбленных Пикассо. И Пабло не смог удержать ее, как ни старался. Многому научившись у великого мастера, она продолжала развиваться как художник.
Со временем она выработала собственную манеру и стала известной. Франсуаза изучала философию в Париже, в Кембридже – английскую литературу – это помогло ей на литературном поприще. Ее воспоминания были опубликованы вопреки желанию Пикассо – некоторые моменты книги описывают его неприглядные поступки и тяжелый характер. В год выхода книги – 1964 – было продано более миллиона копий.
После связи с Пикассо Франсуаза дважды была замужем, оба раза – за талантливыми, известными людьми. Ее Дети от Пабло после его смерти унаследовали фамилию Пикассо и часть его огромного состояния. Клод стал популярным фотохудожником, Палома – модельером.
«Портрет Франсуазы». 1946 г
Это один из самых лиричных портретов Франсуазы Жило – женщины, глядя на фотографии которой, понимаешь, что есть в ней нечто неземное, отличающее ее от окружающих. Пикассо познакомился с Франсуазой в 1946 году. Вначале их сблизило искусство, спустя некоторое время начался роман, продлившийся почти десять лет.
Отношения не были простыми: художник был постоянен лишь в любви к музе, тем не менее, на этот раз не он ушел, а его бросили. Поняв, что лучшее осталось в прошлом, Франсуаза покинула Пикассо, став единственной женщиной, разорвавшей связь с ним по своей воле.
В ней была страсть, внутренняя решимость и твердость.
Это отразилось в портрете 1946 года: в четкости линий, композиции работы. Особенно яркая деталь — волосы, свободно и жестко вьющиеся, дающие представление о характере изображенной женщины. Внешнее сходство ее с Франсуазой Жило, запечатленной на фотографиях, угадать сложно, однако душевное – вполне.
Для художника же уметь распознать человека очень важно. Сложно сделать это, если не любишь. Любовь, видимо, была.
«Женщина-цветок (Франсуаза Жило) 1». 1946 г
«Портрет Франсуазы 3». 1946 г
«Рисующая женщина, окруженная детьми [Франсуазу, рисующую с детьми]». 1950 г
«Рисующая женщина (Франсуаза)». 1951 г
«Франсуаза, Клод и Палома». 1951 г
«Франсуаза, Клод и Палома». 1954 г
«Бюст женщины в шляпе». 1962 г
Жаклин Рок24 февраля 1927 – 15 октября 1986
В 1953 году в керамической мастерской «Madoura Pottery» Пикассо познакомился с Жаклин Рок. Она стала его последней возлюбленной, последней музой, самой верной и фанатичной поклонницей его таланта. Когда начался их роман, из помощницы в мастерской Жаклин превратилась в модель Пикассо.
Этой женщине он посвятил больше картин, чем всем другим, ведь они с Жаклин прожили вместе 20 лет, и 17 из них она была единственной женщиной, которую он рисовал. На ее портретах, исполненных в различных техниках и стилях, неизменно выделяется кроткий, задумчивый взгляд миндалевидных глаз. В профиль их выражение кажется созерцательным, погруженным в себя.
Прямой нос, продолжающий линию лба, делает женщину похожей на сфинкса, как, например, на картине «Жаклин с цветами» 1954 года.Жаклин боготворила Пабло. Сам он неоднократно говорил, что она сделала из него религию. Храмом этой религии сперва стал замок Шато Вовенарг, куда Пикассо решил переехать, чтобы полностью посвятить себя искусству.
Одноименный населенный пункт – ближайший к замку, даже сейчас насчитывает немногим более 700 жителей. Вовенарг был просто идеальным убежищем, к тому же Жаклин контролировала все посещения замка, оберегая покой своего кумира. 13 марта 1961 года был зарегистрирован брак 79-летнего Пабло Пикассо и 34-летней Жаклин Рок.
Празднованье было скромным, так как Пикассо хотел избежать шумихи; были приглашены только самые близкие. Молодожены переехали в недавно купленную виллу в Каннах, где, несмотря на ухудшающееся здоровье, Пикассо продолжал потрясающе много работать.
Для позднего Пикассо характерно погружение в историю живописи – он подчеркивает свое родство, общность с великими предшественниками, перерабатывая мотивы Веласкеса, Энгра, Гойи, Мане, и, конечно, Сезанна. Пикассо говорил: «плохой художник – копирует, хороший – ворует», он пишет чужие работы в собственной вольной, часто кубической интерпретации.
В 1954 году Пикассо создает серию из 14 картин «Алжирские женщины», в которой проглядывает спокойная чувственность аналогичных произведений Делакруа. В этой серии впервые появляется свойственный очень многим портретам Жаклин восточный колорит, турецкие костюмы (например, «Жаклин в турецком костюме» 1955 года).
Такая атрибутика как нельзя лучше иллюстрирует темперамент Жаклин Рок и ее отношение к Пикассо. Она даже называла его «мой господин». Наверное, именно такая женщины и должна была оказаться рядом с великим художником перед лицом неумолимой старости.
В последние годы Пабло практически ничего не видел и не слышал, Жаклин ухаживала за ним, мыла и кормила его…8 апреля 1973 года в возрасте 92 лет Пабло Пикассо скончался. Жаклин, убежденная, что никто кроме нее не может осознать эту потерю, не допустила присутствия на похоронах его бывших возлюбленных и их детей.Скорбь ее была безгранична.
Окружающим казалось, что Жаклин не сможет вынести горя и умрет.Однако случившаяся вскоре гибель одного из близких друзей Жаклин удивительным образом вернула ее к жизни. Внезапно к ней пришло осознание того, что после смерти люди оказываются в лучшем мире, где нет ни боли, ни слез – объясняла она. Жаклин стала заботливой хозяйкой, хранительницей и распорядительницей огромного творческого наследия Пикассо.
Однако эта миссия задержала ее в мире живых только на 13 лет. Накануне большой выставки Пикассо в Мадриде 15 октября 1986 года Жаклин Рок застрелилась.
«Жаклин со скрещенными руками». 1954 г
«Жаклин Рок». 1954 г
«Жаклин Рок». 1954 г
«Жаклин». 1954 г
«Жаклин Рок». 1955 г
«Жаклин Рок». 1955 г
«Жаклин в турецком костюме». 1955 г
«Жаклин в студии». 1956 г
«Портрет Жаклин». 1956 г
«Жаклин Рок». 1957 г
«Жаклин Рок». 1957 г
«Портрет Жаклин». 1957 г
«Жаклин Рок». 1958 г
«Жаклин, правый профиль III». 1958 г
«Жаклин и афганская борзая». 1959 г
«Жаклин». 1960 г
«Женщина в желтой шляпе (Жаклин)». 1961 г
«Портрет Жаклин». 1961 г
«Жаклин». 1961 г
«Женщина с собакой (Жаклин с Кабулом)». 1962 г
«Профиль Жаклин». 1962 г
«Сидящая женщина в кресле (Жаклин)». 1962 г
«Великий профиль (Жаклин)». 1963 г
«Жаклин». 1964 г
«Портрет Жаклин». 1965 г
«Женщина на подушке (Жаклин)». 1969 г
«Сидящая женщина (Жаклин)». 1971 г
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43038730294/next
Ольга Хохлова: портреты, написанные Пикассо в период их совместной жизни
Ольга Хохлова — первая официальная жена Пабло Пикассо и первая в плеяде русских муз, вдохновлявших европейских художников. В истории их отношений больше легенд, чем фактов.
Теперь уже нельзя точно сказать, была ли Ольга чрезмерно ревнивой, или был Пикассо чрезмерно легкомысленным.
Сегодня самые достоверные свидетельства развития отношений в семье художника и балерины — портреты Ольги Хохловой, написанные Пикассо в период их совместной жизни с 1917 по 1935 год.
Муза
Портрет Ольги Хохловой. 1917
Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в Нежине. Она была истинной русской барышней XIX века — любила балы, «чай, икру и пирожные». В 1917 году в Риме, танцуя в кордебалете у Дягилева, она познакомилась с Пикассо. Художник был приглашен для создания костюмов и декораций к балету «Парад».
Загадочная «Коклова», как называл балерину Пикассо, была воплощением кроткой женской красоты. «Вы меня компрометируете», — говорила она испанскому мачо. А он встречал Хохлову на пороге мастерской в одних трусах. С другими же срабатывало! «На русских надобно только жениться», — советовал обольстителю Дягилев.
Пикассо увидел в Ольге идеал классической красоты, так родился первый портрет русской невесты художника.
Афродита
1918 год. Пикассо отходит от изобретенного им живописного метода кубизм и пишет бесконечные женские образы в стиле неоклассицизма. «Я хочу узнавать свое лицо», — сказала ему молодая жена.
Она болезненно переживала революцию в России и пробовала устроить новую жизнь в чужой стране с мужем, о богемном прошлом которого она почти ничего не знала.
Обвенчавшись с Пикассо по православной традиции, Хохлова верила: ее миссия состоит в том, чтобы направить Пикассо к истинной живописи и подарить простое семейное счастье. Да и сам Пикассо почти поверил в это. Каждый портрет Хохловой в то время воплощал образ идеальной красоты античной богини.
Гера
В 1921 году у Хохловой и Пикассо родился сын Пауль. Ребенок подарил художнику вдохновение. Пикассо пишет множество портретов жены в образе Мадонны, указывая не только даты, но часы и минуты создания картины. Казалось, мечта Ольги осуществилась. В семье царила идиллия. Пикассо был богат и востребован.
Летом 1922 года семья отправилась на отдых в Динарде на юге Франции, где были созданы самые светлые по настроению работы. Теперь Хохлова на портретах Пикассо не изящная красавица, а могущественная Гера, которая не подчиняется никому, кроме мужа.
Мегера
Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга). 1923
На пятом десятке жизни Пикассо в поисках новых источников творческой энергии увлекся юной любовницей. До 1935 года Ольга сохраняла видимость семейных отношений, даже терпела побои. По словам Пикассо, Хохлова начала изводить его необоснованной ревностью и нравоучениями задолго до первой измены.
Пикассо пробует себя в новом направлении живописи — сюрреализме. На фоне ссор Хохлова в глазах художника из богини превращается в салонную кокетку, одержимую нарядами.
Ариадна
Голова женщины (Ольга Хохлова). 1935
Ольга Хохлова тяжело переживала расставание с мужем.
Современники рассказывали, что Хохлова преследовала Пикассо на улицах, громко стыдила за разврат и получала за это пощечины.
Она слала мужу портреты Рембрандта и Бетховена, пытаясь напомнить художнику об «истинном» искусстве. Словно Ариадна, она искала путеводную нить, способную вывести их из лабиринта запутанных отношений.
Ольга Хохлова умерла в Каннах в 1955 году. До самой смерти она оставалась официальной женой художника. Пикассо не соглашался на развод, потому что не хотел отдавать половину имущества, а она любила Пикассо и верила в нерушимость брачного союза, заключенного в церкви.
Источник: https://www.culture.ru/materials/119304/5-obrazov-olgi-khokhlovoi
Самые дорогие картины пабло пикассо
Топ-25 самых дорогих произведений живописи испанского художника, графика, скульптора, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо (1881-1973), одного из основателей кубизма.
Пабло Пикассо занимает первую строчку в рейтинге самых дорогих художников мира по итогам открытых аукционных продаж и внеаукционных частных продаж на ноябрь 2013 года. Аукционная стоимость его 363 работ, входящих в 5000 самых дорогих произведений изобразительного искусства в мире, составляет 3465,228 млн.$.
Средняя аукционная стоимость работ Пикассо 9,546 млн.$.
Пабло Пикассо является самым противоречивым и самым успешным коммерческим художником в истории искусства.
Несмотря на крайне тяжелое финансовое положение в начале своего творческого пути, уже к 30 годам Пикассо начал удачно продавать свои работы и быстро приобрел статус благополучного художника, окруженного вниманием артдилеров и коллекционеров.
Значительную часть самых дорогих картин Пикассо составляют работы, написанные им в очень трудные годы жизни, относящиеся к «голубому» и «розовому» периоду его творчества (1902-1905).
Пикассо умер возрасте 92 лет мультимиллионером во Франции в городе Мужене и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг.
Пикассо оставил огромное творческое наследие, которое, по оценкам экспертов, составляет около 20 тысяч работ. Он писал, практически, по одной картине в день на протяжении 50 лет.
В музеях почти всех столиц мира имеются залы с его работами.
Лейтмотивом творчества Пикассо были его слова: «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю».
Споры о Пикассо не умолкали при его жизни, продолжаются и сейчас. Одни художника превозносят, другие полностью отрицают, считая его крайним формалистом в искусстве, издевавшимся над зрителями. Тем не менее, все сходятся в едином мнении, что творчество Пикассо кардинально повлияло на ход развития искусства и культуры в ХХ веке.
Пабло Пикассо
Сон. 1932
155,000 млн.$
Пабло Пикассо
Дора Маар с кошкой. 1941
95,216 млн.$
Пабло Пикассо
Свадьба Пьеретты. 1905
51,650 млн.$
Пабло Пикассо
Автопортрет. Я — Пикассо. 1901
47,850 млн.$
Пабло Пикассо
Натюрморт с тюльпанами. 1932
41,522 млн.$
Пабло Пикассо
Голова женщины. 1935
39,925 млн.$
Пабло Пикассо
Женщины из Алжира (версия). 1955
31,902 млн.$
Пабло Пикассо
Женщина, сидящая в кресле. 1941
29,025 млн.$
Пабло Пикассо
Женщина в сорочке, сидящая в кресле. 1913
24,752 млн.$
Пабло Пикассо
Обнаженная, зеленые листья и бюст. 1932
106,482 млн.$
Пабло Пикассо
Ребенок с голубем. 1901
77,000 млн.$ (?)
Пабло Пикассо
Портрет Анхела Фернандеса де Сото. 1903
51,374 млн.$
Пабло Пикассо
Обнаженная в черном кресле. 1932
45,102 млн.$
Пабло Пикассо
Au Lapin Agile. 1905
40,700 млн.$
Пабло Пикассо
Акробат и молодой Арлекин. 1905
38,532 млн.$
Пабло Пикассо
Мушкетер с трубкой. 1969
30,965 млн.$
Пабло Пикассо
Сидящая женщина в голубом платье. 1939
29,043 млн.$
Пабло Пикассо
Мальчик с трубкой. 1905
104,168 млн.$
Пабло Пикассо
Женщина со скрещенными руками. 1901
55,006 млн.$
Пабло Пикассо
Женщина, сидящая в саду. 1938
49,025 млн.$
Пабло Пикассо
Женщина, сидящая у окна. 1932
44,964 млн.$
Пабло Пикассо
Чтение. 1932
40,664 млн.$
Пабло Пикассо
Отдых. 1932
34,736 млн.$
Пабло Пикассо
Сидящая женщина в турецком костюме (Жаклин). 1955
30,841 млн.$
Пабло Пикассо
Клод и Палома. 1950
28,165 млн.$
Источник: https://www.ivankrutoyarov.com/2013/12/samye-dorogie-kartiny-pikasso.html
Пикассо Пабло (1881 — 1973) (кубизм)
Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) — знаменитый испанский художник, вместе с Ж.Браком является основателем течения «кубизм» в живописи. Пикассо — один из тех художников, которые наиболее ярко выразили общую эволюцию искусства XX века.
Художник огромного дарования и неустанного творческого труда, проживший долгую жизнь, Пабло Пикассо, как всякий новатор, вызывал различное к себе отношение и разные оценки, от признания его гением до полного отрицания его творчества.
Сам художник когда-то говорил о себе:» Я не совсем понимаю, почему, когда говорят о современной живописи, так подчеркивают слово «искание». На мой взгляд, в живописи искания не имеют никакого значения. Важны только находки…Когда я пишу, я хочу показать то, что я нашел, а не то, что я ищу…
» И далее:»Все, что я делал, я делал для современности в надежде, что это всегда будет современно». Пикассо — истинный вдохновитель почти всех художественных направлений двадцатого столетия.
Он родился в маленьком испанском городке Малага в семье художника и учителя рисования, ставшего и его первым учителем. Учился Пикассо сначала немного в Испании, а затем уже во Франции. И уже с 1901 года, с первой персональной выставки, становится центральной фигурой в западном художественном мире.
С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: «голубой» (с 1901 по 1904) и «розовый» (с 1904 по 1907). Картины, посвященные нищим, странствующим актерам, бродягам — людям обездоленным, выражают настроение усталости и обреченности.
Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко; рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ( «Свидание» 1902).
С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение — лиричнее.
В «Девочке на шаре»(1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины).
Полотном «Авиньонские девушки» (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма. Период этот длился до 20-х годов. В картине «Три женщины у источника» (1921) он вновь обращается к реалистическим формам.
С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала. «Я не всегда работаю с натуры, но всегда в соответствии с натурой», — говорил некогда художник.
И как в кубистический период он не отрывался окончательно от предметной формы и не уходил в абстракцию, так и в свой классицистический период он сделал дальнейший шаг на пути разрешения пластических проблем.
«Мать и дитя»(1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени.
Неоклассицизм Пикассо 20-х годов при всей его стилизованности и холодной отчужденности от современной жизни свидетельствует о том, что даже и в таком оплоте «левого искусства», каким была Франция, художники вновь обращаются к красоте человеческого тела, не изуродованной деформацией.
Конец 20-х — начало 30-х годов для Пикассо — период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, 1931; к «Лисистрате» Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен («Танец», 1925; «Фигуры в красном кресле», 1932).
Пикассо отдал дань и сюрреализму, создав ряд произведений, основанных на чудовищной деформации, искажении реального образа человека, на усилении резких цветовых контрастов, как, например, в его «Плачущей женщине» (1937).
Пикассо жил в Париже и уже пользовался европейской известностью, когда его личная судьба слилась с судьбой его родины — Испании. 26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнен с землей фашистской бомбардировкой, и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Событие это потрясло Пикассо.
По заказу почетного директора Прадо — главного музея Испании, он создал роспись для испанского павильона международной выставки в Париже, назвав ее «Герника». Это панно стало главным событием международной выставки. Громадная композиция (28кв.м.
), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих «Герник». Вторая мировая война еще усилила значение этого полотна, звучащего и воспринимающегося как пророчество.
Выдержанное в основном в белых, черных и серых тонах, полотно по своей выразительности превосходит иную многокрасочную картину. И деформация, к которой прибег Пикассо, имела глубокое обоснование.
В какой иллюзорной живописи можно было выразить этот ужас, безумие, отчаяние, трагедию падающего в небытие мира? Конечно, в «Гернике» нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. В ночи среди черепов и костей , символов смерти, погибают люди, в предсмертных судорогах корчатся кони.
Расширенные глаза лиц-масок не видят цвета в многообразии предметов — только мертвенный свет, только искореженные обломки. Таким, представлялось художнику, должны были видеть этот мир погибающие под обломками люди. Трагическая античная маска со светильником, врывающаяся в этот хаос, кричащая от боли и ужаса, не случайно воспринимается как символ музы художника.
И все освещено разорванным на плоскости светом, напоминающим зловещий луч прожектора концлагеря. Этими средствами художник сумел выразить всю суть фашизма, передать ощущение хаоса разрушения, крушения мира. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Испанцы плакали на выставке, стоя перед «Герникой». Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма. Его гражданская позиция абсолютно ясна. Что же касается системы выразительно-изобразительных средств, то она не укладывается в рамки реалистического направления.
Годы войны и оккупации Пикассо прожил в Париже, отказавшись эмигрировать в Америку, ибо считал Францию своей второй родиной. Он помогал участникам движения Сопротивления.
В произведениях 40-х годов выразилось трагическое неприятие художником существующего мира. Образы этих лет страшны и жестоки. В гримасах боли и отчаяния представлены человеческие лица.
Страшный черный кот держит в зубах еще живую птицу с оторванным крылом — таковы темы его произведений. Мир изломанный, зловещий, глубоко трагический.
Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее («Резня в Корее», 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в «Гернике».
Он не изображает солдат в американских мундирах — лишь пейзаж, на фоне которого представлены беззащитные деформированные фигуры казнимых и механизированные чудовища-каратели. Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме.
В произведении «Война» (которое, как и панно «Мир», художник делает для Храма Мира в Валлорисе; 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов.
Войну здесь символизирует рогатое чудовище с окровавленным мечом в руке, несущее сосуд с бациллами, сетку, наполненную черепами. Его сопровождают пляшущие призраки. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу. Апокалиптическим чудовищам преграждает путь фигура Мира со щитом, на котором изображен голубь. Таков язык Пикассо.
В 50-е — 70-е годы Пикассо работает в разных видах искусства и в разных жанрах, в самых различных техниках: картины, скульптуры, монументальные росписи, керамика, рисунки, иллюстрации, литографии, офорты, — трудно назвать область, в которой он не проявил бы себя за последнее двадцатилетие его долгой, творческой жизни. И везде Пикассо выступал экспериментатором, находил свое ярко индивидуальное образное решение, вызванное его уникальной способностью к постоянному самообновлению. Он откликался на все актуальные события времени. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого «Голубя мира» (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной. Как участник Международного движения в защиту мира, он делает литографические эстампы плакатного характера на самые волнующие темы современности.
До конца жизни Пикассо был полон жажды открытия новых ценностей, новых возможностей искусства. Его творчество доказало, что он не исчерпал себя за весь свой долголетний творческий путь.
Источник: http://cvetamira.ru/pikasso-pablo-1881-1973-kubizm
Самые известные картины Пабло Пикассо
Самая первая серьезная картина Пикассао , написанная им в возрасте 8 лет.Находится в частной коллекции |
В настоящее время хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Вашингтон, Национальная художественная галерея |
Коллекция: Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина |
Коллекция: Буффало, США, Галерея Олбрайт-НоксИнтересный факт- эта картина была написана Пикассо поверх еще одного шедевра «Последние мгновения». |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен |
Коллекция: Мэрион, США, Линкольнский университет, Фонд Барнса |
Коллекция: Чикаго. Институт искусств |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен |
Коллекция: Лондон, Галерея Тейт |
Коллекция: Штутгарт. Государственная галерея |
Коллекция: Вашингтон, Национальная художественная галерея.Эта картина отличается грандиозностью замысла художника- ее площадь 4 кв.м |
Коллекция: Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей современного искусства |
Коллекция: Буффало, США, Галерея Олбрайт-Нокс |
Коллекция: Мэрион, США, Линкольнский университет, Фонд Барнса |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей искусства МетрополитенЭто полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы. |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей современного искусства |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Мэрион, США, Линкольнский университет, Фонд Барнса |
Коллекция: Прага, Народная галерея |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия |
Коллекция: Базель. Швейцария. Художественная галерея |
Коллекция: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Коллекция: Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина |
Коллекция: Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии |
Частная коллекция |
Коллекция: Париж, Музей Пикассо |
Коллекция: Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей современного искусства |
Коллекция: Париж, Музей Пикассо |
Коллекция: Нью-Йорк, Музей современного искусства |
Коллекция: Частная коллекция |
Коллекция: Париж, Музей Пикассо |
Коллекция: Нью-Йорк, Семейное собрание Алекса Хилмена |
Коллекция: Париж, Музей Пикассо |
Коллекция: Базель. Швейцария. Художественная галерея |
Коллекция: Вашингтон, Национальная художественная галерея |
Коллекция: Париж, Музей Пикассо |
Источник: http://personaknown.blogspot.com/2013/03/blog-post.html
Пабло Пикассо. Сюрреализм (1925-1936)
28, Октябрь 2011 13:49 | 23 фото | просмотров 20786
В 1925 году Пикассо пишет картину «Танец», которая стала переходным моментом в его творчестве, впрочем, как и в его жизни. Как раз в это время набирает силу новое течение – сюрреализм – основоположник которого Андре Бретон ставил своей целью постижение глубин творчества путем проникновения в подсознание и сны.
Именно так можно трактовать «Танец» Пикассо. Характер картины агрессивный и даже несколько болезненный, что правдиво отражает тяжелый период в семейной жизни художника. Работа близка к сюрреалистам, но в то же время Пабло Пикассо всегда остается верен себе и своей индивидуальности. Это было время новой любви и новых разочарований.
Будучи женатым на Ольге Хохловой, Пикассо погружается в отношения с Марией Терезой Вальтер. Он даже купил ей замок Буажелу, в котором она и стала его единственной моделью и главной героиней многих его работ.
С 1930 по 1934 год Пикассо увлекается скульптурным творчеством и создает несколько скульптурных работ в духе сюрреализма: «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». В сотрудничестве со своим испанским другом Хулио Гонсалесом создает всевозможные металлические абстрактные конструкции.
Также 30-е годы стали периодом написания ряда гравюр к «Метаморфозам» Овидия, произведениям Аристофана. А это уже прямое доказательство того, что Пабло Пикассо всегда умел находить вдохновение в классике.
Танец. 1925 г.
Купальщица, открывающая кабинку. 1928 г.
Обнажённая на пляже. 1929 г.
Обнажённая на пляже. 1929 г.
Обнажённая на пляже. 1929 г.
Обнаженная в кресле. 1929 г.
Акробат. 1930 г.
Распятие. 1930 г.
Фигуры на пляже. 1931 г.
Девушка, бросающая камень. 1931 г.
Обнажённая и натюрморт. 1931 г.
Обнажённая в кресле. 1932 г.
Натюрморт. 1932 г.
Женщина с цветком. 1932 г.
Лежащая женщина (Мария Тереза). 1932 г.
Обнаженная. 1932 г.
Обнаженная на красной подушке (Мария Тереза). 1932 г.
Лежащая обнаженная с цветами. 1932 г.
Лежащая обнаженная. 1932 г.
Обнаженная на фоне цветов. 1932 г.
Обнаженная. 1932 г.
Натюрморт — бюст, чаша и палитра. 1932 г.
Скульптура «Голова женщины», 1932 г.
Источник: http://RetroBazar.com/journal/photo/451_pablo_pikasso_sjurrealizm_1925_1936.html