Описание картины паоло веронезе «триумф мардохея»

Веронезе Триумф Мардохея

Самому Веронезе принадлежит авторствотрех главных сцен цикла: «Отречениецарицы Васти», «Эсфирь, коронуемаяАссуром» и «Триумф Мардохея».

Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. Учился у веронского художника А. Бадиле. Эти заказы принесли ему известность. Последние годы творчества В. отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения.

Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.

Излюбленный вид станковой картины Веронезе Паоло — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция).

  1. Описание картины Паоло Веронезе «Триумф Мардохея»
  2. Триумф Венеции – Паоло Веронезе
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Веронезе ПаолоКартины и биография
  5. Англо-русский словарь и русско-английский словарь онлайн
  6. Триумф Мардохея (1555-56), Церковь Сан-Себастьяно, Венеция
  7. Паоло Веронезе: картины и их описания

Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет просторный салон-вестибюль, проходящий сквозь все сооружение (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры).

В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Значительным заказом для Веронезе былароспись в церкви Сан Себастьяно (1555-1556) на библейские сюжеты историиЭсфири.

Первый у Веронезе ослепительный образец картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, посреди которых позволительно лицезреть Христа и апостолов, уймище воображаемых и реальных портретов (охватывая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), весь сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.

В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся теперь в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).

Париж, Лувр), Похищение Европы (1580, Венеция, Дворец дожей), Оплакивание Христа (1576–1582. В недавнем прошлом исследователи высказывали сомнения относительно того, что данное произведение целиком является работой самого Паоло. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь.

Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе.

  1. Шедевры церкви Сан-Себастьяно (Венеция)
  2. Кристина Ляхова – Мастера иконописи и фрески
  3. Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа
  4. Художник Паоло Кальяри Веронезе
  5. Другие известные картины Паоло Веронезе
  6. Энциклопедический словарь псевдонимов
  7. Общееколичествопросмотровстраницы

Все они прославляют могущество Венеции. Излюбленный вид станковой картины В.

— торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой («Брак в Кане», 1563, Лувр, Париж «Семья Дария у ног Александра», после 1565, Национальная галерея, Лондон цикл картин для семьи Куччина, в том числе «Брак в Кане» и «Поклонение волхвов», около 1571, — обе в Картинной галерее, Дрезден «Пир в доме Левия», 1573, Галерея Академии, Венеция). Расписывал панно и плафоны (на холсте).

Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Другие статьи из «Большой Советской энциклопедии»

Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг. К середине 1550-х гг. Он блестяще справился с задачей, объединяя в работах вымышленные сюжеты с реальной жизнью семьи Барбаро. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.

Совершенно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея.

Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен.

Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Его даже преследовала инквизиция.

Однако в концеXIX века здание церкви было демонтированов связи с постройкой на этом местеНаполеоновского крыла «Новых прокураций».

«Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.

Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Каким же был тогда Веронезе. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.

В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.

Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе.

Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.

Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета (Старость и Юность, 1553, Диалектика, 1575-77, Триумф Венеции, 1578-1585, – все во Дворце дожей, Венеция Триумф Мардохея и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Декоративная эффектность, нарядная праздничность сменяются сдержанностью, простотой.

действительностиизображаетсцену обращениясвятого: настоятель, потрясенныймучениямиумирающегоребенка, укушенногорептилией (эпизод с мальчиком, поддерживаемымсамим священникомБорги, запечатленв незабываемойпо драматическойсиле сцене влевой частиполотна), даетобет принятьхристианскуюверу, если Богсовершит чудои спасет мальчика.

Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным.

В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.

Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.

В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действительно триумфального торжества. Залы являлись частьюнового крыла дворца. Мастер использовал эффект «прорыва» потолка, в результате чего перед зрителями «открывалось» голубое небо.

Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.

Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Ему поручили три главных сюжета. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе.

говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля (См.

В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.

Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Декорацияплафона следующегозала, Зала деллаБуссола, былапоручена емуодному.

Обэтом свидетельствуетстарая, восходящаяк XVII веку, традиция. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х).

Оискусстве этих художников напоминаюттакже изящно удлиненные, полные динамикифигуры алтарного образа ПалаБевильаква-Ладзизе и драгоценный, сияющий колорит в «Обручении СвятойЕкатерины».

Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Вобщей сложностидля Сан НиколоВе-ронезе исполнилодиннадцатьхолстов.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Паоло Кальяри (1528-1588) известный под именем Паоло Веронезе, родился в Вероне в семье каменотеса Габриэле Кальяри.

Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). пообновлениюдекоративногоубранства вцелом рядеважнейшихпомещенийДворца дожей. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Веронезе (Veronese собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19. 4. 1588, Венеция), венецианский художник Позднего Возрождения. Венецианский художник позднего Возрождения.

1550-х). Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно Триумф Венеции, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.

Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая.

в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».

Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Однако в конце XIX века здание церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте Наполеоновского крыла Новых прокураций.

Последняягероиня – персонажисторический, не имеющийотношения ктекстам СвященногоПисания, темне менее поучительнаяистории Лукреции, героическипожертвовавшейжизнью, предпочтясмерть бесчестию, также использоваласьцерковью вкачестве exemplum (образца) высочайшейморальнойстойкости. В 1560, возможно, посетил Рим.

Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии).

Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.

Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в увеличение (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а кроме того задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся сообразно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). К этойгруппе следует отнести серию из четырехкомпозиций, так называемых «Аллегорийлюбви» из Лондонской Национальнойгалереи исполненных Веронезе около1575 года. Искушение святого Антония 1553, Музей изящных искусств, КаннУмерщвление святого Георгия, 1564 Монастырь Сан Джорджо, Верона Красавица Нани (Венецианка) 1560-е, Музей Лувр, ПарижПортрет Даниеле Барбаро, 1569 Палаццо Питти, Флоренция Марс и Венера, 1570-е Метрополитен-музей, Нью-ЙоркМарс и Нептун, 1575 Палаццо Дукале, Венеция В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома.

Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). СПб, Эрмитаж).

Важнейшими посреди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а кроме того Справедливость (нынче собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом.

Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.

Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Новаторство росписи бросалось в глаза.

К примеру, в «Положении во гроб» грубоватые фигурыс рельефно выделенной мускулатуройсоотносятся с образами мантуанскихфресок, тогда как элегантная игра складокодеяний, сверкание красок и полныевыразительного изящества детали вызываютв памяти изысканные образы Корреджо иПармиджанино.

Читайте также:  Описание картины жана беро «виктория»

до кончиныдожа СебастьянаВеньера, гербыкоторого украшаютокаймляющийсвод фриз.

Полотно с известным мифологическим сюжетом, неоднократно использовавшимся и в творчестве других мастеров по всему миру в разные эпохи истории изображающее похищающего Европу быка и ангела, что пытается ему помешать, входит в число работ, завершающих величайшую в истории искусства эпоху позднего венецианского Возрождения.

Таковы, к примеру, композиции «Марс, раздевающийВенеру» из Шотландской национальнойгалереи в Эдинбурге, «Венера, обезоруживающаяАмура» из частного собрания в Риме или«Венера и Адонис» из художественногомузея в Сиэтле. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни.

Был приглашен в Венецию для росписи Дворца дожей. В 1819 году была снесена исама вилла. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз.

В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Это наиболеесодержательныеиз его полотен.

Немногочисленным портретам Веронезе Паоло свойственны мягкая лиричность иногда оттенок жанровости («Белла Нани», 1550-е гг., Лувр, Париж «Граф да Порто с сыном Адриано», около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).

В молодости, художник всегда ощущает чье-то влияние, но затем оно отходит на задний план, уступая место собственной манере. Его языком были краски. Важнейшей частью произведенийВеронезе в последние десять лет егожизни становится пейзаж.

Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/veroneze-triumf-mardoheya/

Описание картины Паоло Веронезе «Обращение Савла». Картины паоло веронезе

ГлавнаяКартиныКартины паоло веронезе

Паоло Веронезе трудился над шедевром в течение пяти лет. Полотно с закруглёнными краями украшает Дворец дожей в Италии. Точной даты написания «Триумфа Мардохея» историкам установить не удалось, предположительно, картина была завершена в середине 80-х годов XVI века.

Композиция отличается помпезностью и величественностью. Основа сюжета – это коронация Венеции небесным Ангелом. Внимание заслуживают две основные детали – образ самого Ангела, изображенного весьма необычно (мы видим лишь его спину и обнаженные стопы), и тональность. Богатая цветовая палитра венецианского живописца поражает игрой красок, насыщенностью и сочетанием оттенков.

В центре композиции располагаются балюстрады и колонны. В середине полотна мы видим пространство, напоминающее террасу. На нем стоят мужчины, женщины и дети.

Почти все персонажи смотрят вверх, пытаясь рассмотреть то, что происходит за облаками. Некоторые из собравшихся пытаются подняться выше, карабкаясь по высоким витиеватым колоннам.

В самом низу картины отважные рыцари на лошадях, пришедшие воочию увидеть церемонию коронации.

Над террасой и толпой собравшихся людей виднеется ярко-голубой небосвод. Сероватые архитектурные элементы контрастируют с голубизной неба. Основное действо разворачивается в верхней части картины, где роль третьего яруса выполняют облака. Герои богаты одеты, некоторые же и вовсе обнажены. Паоло Веронезе придает большое значение деталям. Каждая линия нагого тела виртуозно прорисована.

Живописец мастерски передал чувства и эмоции всех персонажей. Необычные цветовые решения позволяют поставить полотно Веронезе в один ряд с работами великого Тициана. Творчество художника стало источником вдохновения для импрессионистов.

opisanie-kartin.com

Паоло Веронезе

Вернутся к художникам

“Краткое содержание”

Биография Галерея

Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Учился у малозначительного веронского живописца Антонио Бадиле, которому приходился племянником. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе.

В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. После этого продолжал работать главным образом в Венеции, а также исполнял заказы в Падуе, Вероне, Мантуе и Виченце.

Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически – изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются у него с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.). Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе.

В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома.

Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений.

Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (“Триумф Мардохея”, 1556, в церкви Сан-Себастьяно; “Триумф Венеции”, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита.

В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе.

Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Часто живописец обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости.

Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (“Поклонение волхвов”, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

В знаменитой картине “Брак в Кане”, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.

Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Поклонение волхвов”, около 1571, Картинная галерея, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (“Обручение святой Екатерины”, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: “Пир у Симона Фарисея” (1570, Милан, галерея Брера), “Пир в доме Левия” (1573, Венеция, Галерея Академии) и др.

Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность (“Граф де Порто с сыном Адриано”, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).

В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – “Триумф Венеции”, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами.

В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.

Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице

Сайт управляется системой uCoz

abdulalhazred.narod.ru

Описание картины Паоло Веронезе «Обращение Савла»

В изобразительном искусстве XVI века – времени заката эпохи Возрождения – тема полного духовного изменения была весьма популярной. После свойственного Ренессансу гимна чувственности и материальности наступают другие времена, когда все это начинает терять свою актуальность.

И художники находят новые идеи для самовыражения сообразно настроениям в обществе. Не исключением стал и представитель венецианской школы Паоло Веронезе, обратившийся к, пожалуй, самому популярному в использовании среди живописцев религиозному сюжету – истории о Савле.

О Савле повествуется в библейских «Деяниях Апостолов» – этот человек не просто ненавидел христиан, он старался бороться с ними и с учением Христа всеми возможными способами. Как-то он поехал в город Дамаск, дабы там стать во главе гонителей христиан.

Но в дороге на Савла снизошел луч божественного света, ослепивший его.

А затем он услышал Голос, спросивший, за что же Савл гонит Его? Потрясенный всем этим прежний Савл – противник христиан исчезает и на его место приходит другой Савл – верный последователь Иисуса, ставший с того момента апостолом Павлом.

Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла.

Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают.

Сам же Савл распростерт на земле, пораженный обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.

В картине нет присущей Ренессансу четкости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.

Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-paolo-veroneze.html

Ренессанс

Главная => Художники РенессансаАвтопортрет

Паоло Веронезе (Veronese, настоящее имя Кальяри) (1528-88), итальянский живописец Позднего Возрождения. Предст. венецианской школы.

Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольни в Мазере, ок.

1561, “Брак в Кане”, 1563).

Биография

Учился в Вероне у А. Бадиле; работал главным образом в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Падуе. Художественная манера Веронезе воплощает лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, изощренный рисунок, пластичность формы, изысканная цветовая гамма, основанная на сложном сочетании чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном.

Веронезе много писал на библейские сюжеты (“Брак в Кане “,1563; “Поклонение волхвов”, 1571; “Пир в доме Левия”, 1573;”Нахождение Моисея”,1580, “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, “Сотворение Евы”,1575-80). Веронезе смело вводил в эти произведения жанровые мотивы, жизненные наблюдения, портреты современников, за что инквизиция обвинила его в излишне светской трактовке религиозных тем.

В поздних работах художника праздничная приподнятость, ликующие краски, смелые ракурсы уступают место настроениям смутной тревоги, скорби, меланхолии, характерным для конца эпохи Возрождения.

Главная сфера деятельности Веронезе – монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики.

Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета (“Старость и Юность”, 1553, “Диалектика”, 1575-77, “Триумф Венеции”, 1578-1585, – все во Дворце дожей, Венеция; “Триумф Мардохея” и др.

, 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В.

фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, Веронезе развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения.

Излюбленный вид станковой картины Веронезе – торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Семья Дария у ног Александра”, после 1565, Национальная галерея, Лондон; цикл картин для семьи Куччина, в том числе “Брак в Кане” и “Поклонение волхвов”, около 1571, – обе в Картинной галерее, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения В. инквизицией в 1573 в излишне светской трактовке религиозных тем. В. создал большое число алтарных образов, разнообразных по замыслу и композиционным решениям (“Мадонна с младенцем и святыми”, около 1562, “Обручение св. Екатерины”, около 1575, – оба в Галерее Академии, Венеция).

Немногочисленным портретам Веронезе свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости (“Белла Нани”, 1550-е гг., Лувр, Париж; “Граф да Порто с сыном Адриано”, около 1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «мать пикассо»

Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В работах Веронезе 1580-х гг.

появляются холодная парадность и внешняя патетика; в них проскальзывают вместе с тем настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Агарь и Исмаил в пустыне”, 1580-е гг.

, Художественно-исторический музей, Вена; “Оплакивание Христа”, начало 1580-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Рафинированный, богатый тончайшими переливами красок колорит становится менее звучным. Среди учеников Веронезе – его брат Бенедетто, сыновья Карло и Габриеле.

  • Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне – красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/artist_15.shtml

Венеция – Паоло Веронезе (Паоло Калиари)

Паоло Калиари всемирно известный под именем Паоло Веронезе (Paolo Veronese) один из величайших художников венецианской школы живописи эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения или Ренессанса – период интеллектуального и художественного расцвета в Италии XV – XVI веков, оказавшая значительное влияние на всю европейскую культуру.

Паоло Веронезе, сын скульптора Габриеля Калиари из Вероны, родился в 1528 году и стал пятым ребенком в семье. Основы живописного мастерства Паоло постигал в мастерской веронского художника Антонио Бадиле. Так же важную роль в жизни Веронезе сыграл другой итальянский мастер, архитектор Микеле Санмикеле.

Правда, как отмечают специалисты, Антонио Бадиле, безусловно способный художник, не оказал на творческую манеру Веронезе сколько-нибудь существенного влияния. К 25-ти годам Паоло Веронезе уже был самостоятельным художником, крепко стоящим на ногах, мастером композиции и непревзойденным колористом, ему была подвластна монументальная живопись.

В начале XVI века художественная жизнь Вероны, входившей тогда в состав Венецианской Республики, развивалась самостоятельно и независимо от столицы. Главным средством выражения у художников из Вероны был цвет, и живопись Веронезе так же была основана на колорите. Паоло Веронезе много работал, главным образом в Венеции, а также исполнял заказы из Падуи, родной Вероны, Мантуи и Виченцы.

Ранний период творчестав Паоло Веронезе

Среди работ Веронезе раннего периода выделяется первое его обращение к христианскому сюжету «(Мистическое) Обручение Святой Екатерины». Святая Екатерина обменивается обручальными кольцами с младенцем Иисусом.

Картина была написана, предположительно, в связи или под влиянием состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте.

В последствии Веронезе будет еще не раз обращаться к этому сюжету.

В 1548 году Веронезе пишет алтарный образ для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре в Вероне. Композиция «Крещение Христа» для боковой стены капеллы другой веронской церкви скорее всего была написана в 1548-1549 годах.

В этот же период были созданы картина «Оплакивание Христа», заказанная аббатом Бернардо Торлиони для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация и полотно «Положение во гроб» , считающаяся обобщением художественного опыта Паоло Веронезе до венецианского периода.

К началу 1550 года Веронезе подходит в статусе зрелого мастер по меркам провинции и он готов к тому, чтобы заявить о себе в столице.

В 1551 году он пишет картины для алтаря капеллы Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья – «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» и другие.

В целом они перекликаются с картинами на эти сюжеты, ранее написанными Тицианом, но в трактовке цвета, бликов на складках одеяний и изгибов фигур Веронезе остался верен своему собственному, уже сложившемуся стилю.

Сдав первый экзамен в Венеции, Веронезе расписывает фресками виллу Соранцо в Тревилле, построенную десятилетие назад его наставником Санмикеле.

Блестящий талант мастера проявился в росписях на мифологическую тематику по которым можно сказать, что на Веронезе оказали влияние произведения Рафаэля и Микеланджело.

Вилла не сохранилась, но небольшая часть росписей Веронезе дошла до нас во фрагментах.

Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора. Картина была вывезена французами и ныне находится в Музее изящных искусств города Кана.

Покорение Венеции Паоло Веронезе

В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции, и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Он создает цикл картин и расписывает плафоны в трех залах Совета Десяти в новом крыле дворца на протяжении трех лет работы.

Первым был закончен Зал Приемов. Для него, помимо нескольких одноцветных композиций, Веронезе создал четыре масштабных полотна. «Юпитер, изгоняющий Пороки» (вывезена французами, находится в Лувре), «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость» и «Свобода» и отдельно «Святой Марк венчающий христианские добродетели».

Это картины высочайшего художественного качества. Насыщенный цвет, исключительная яркость живых красок с эффектом мерцания, световые блики сообщающие фигурам на полотнах необыкновенную легкость и создают иллюзию глубины. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников.

В Зале Трех Дворца дожей главной темой оформления стали триумфы добродетельного правления. Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом».

По завершение работ во Дворце дожей Веронезе был приглашен для оформления грандиозной декорации в новой церкви Святого Себастьяна в районе Дорсудоро.

Росписи этой церкви Паоло Веронезе посвятил, с перерывами, более двух десятилетий своей жизни.

Кисти Веронезе в церкви Святого Себастьяна принадлежат картины, потолочные холсты и фрески в нефе и на алтарной стене, а так же часть росписи ризницы, хоров, органа и алтаря.

В 1555 году была расписана сакристия, кисти Веронезе принадлежат «Коронация Богоматери» и «Евангелисты». В 1556 году на потолочном нефе Веронезе завершил несколько картин с изображениями эпизодов из книги «Эсфирь» – «Изгнание царицы Астинь», «Коронация Эсфири», «Триумф Мардохея (Мордехая)». Затем были созданы картины позади хоров иллюстрирующие житие святого Себастьяна.

В 1560-м году Веронезе украсил створки органа – при закрытых ставнях органа мы видим «Сретение Господне», при открытых «Христос, исцеляющий больных».

Завершают декорацию органа сцена «Рождество», размещенная на внешней стороне балкона, а также два изображения Добродетелей и образы Святого Франциска и Святого Иеронима.

Подобную роспись Веронезе делал и для органа церкви Сан Джеминьяно, которая была разрушена, картины попали в Галерею «Эстенсе» в Модене.

Так же Веронезе написал на куполе церкви полотно «Успение Пресвятой Богородицы», но в XVIII веке роспись была уничтожена. Последней работой Веронезе для церкви Святого Себастьяна в 1570 году., стала картина позади высокого алтаря – «Мадонна во славе со святым Себастьяном и другими святыми». Картина заключена в цветную мраморную раму, выполненную самим художником.

Зрелые годы творчестав Паоло Веронезе

Сразу же после завершения росписи свода нефа церкви Святого Себастьяна Веронезе принимает участие в новом государственном заказе на роспись сводов «Золотого зала» Библиотеки Святого Марка. А параллельно возобновляет активную работу с фресковой живописью, к этому периоду относятся фрески Веронезе в палаццо «Тревизан» на острове Мурано.

Около 1558 года он исполняет три больших панно для плафона церкви Санта Мария Дзаттере ,со сценами «Благовещение», «Поклонение пастухов» и «Вознесение Богоматери», которые сейчас находятся в капелле Дель Розарио собора Санти Джованни э Паоло.

В 1560 году Веронезе посетил Рим, а затем расписывал церковь Святой Вероники в селении Мазер, близ Виченцы. В 1566 году Веронезе женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле.

 Сложившаяся к этому времени художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи – легкий, артистический рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной цветовой гаммой из сложных сочетаний.

Веронезе стал одним из первых венецианских художников XVI века, который начал создавать декоративные ансамбли из росписей стен и потолков церквей, дворцов, вилл. Его работы органично вписываются в окружающую архитектуру. 

Масштабные полотна в творчестве Паоло Веронезе

Что касается традиционной, станковой живописи, то к этому времени центральное положение в творчестве Веронезе начинают занимать монументальные холсты, как правило изображающие пиршества или другие многолюдные мероприятия, в которых евангельские сюжеты трактуются им слишком вольно.

Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года. Действие происходит в монументальной трехпролетной лоджии, детали которой выписаны настолько точно, что по ним можно строить.

Веронезе очень любил христианский сюжет «Мистическое обручение Святой Екатерины» и в середине 70-х им была написана очередная, самая выразительная версия этой картины как алтарный образ главного алтаря одноименной церкви. На картине в счастливой гармонии объединены религиозный сюжет и патрицианское великолепие венецианской жизни. Очевидно, что действие происходит не в египетской Александрии, а в типично венецианском окружении.

В серии из четырех холстов со Сценами из жизни Христа, исполненной для венецианского дворца семьи Куччина в 1572 году, ныне находящиеся в Картинной галерее в Дрездене, художник пошел еще дальше.

В одном из этих полотен «Мадонна с семейством Куччини» изображена Семья Куччини в полном составе Мадонна с младенцем, Иоан Креститель, святой Иероним и ангел в Венеции на фоне дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны полотна.

Неудивительно, что в 1573 году Веронезе предстал перед судом инквизиции, но все обошлось лишь покаянием и принуждением исправить или исключить некоторые фигуры на некоторых из его картин.

Мифологические и античные сюжеты в творчестве Паоло Веронезе

Разумеется Веронезе писал не только на религиозные темы. Большим спросом у ценителей живописи тех лет, особенно после смерти Тициана, пользовались мифологические и античные сюжеты
Около 1575 года Веронезе написал серию из четырех композиций – «Аллегории любви» (Неверность, Презрение, Уважение и Счастливый союз), находящиеся сейчас в Лондонской Национальной галерее.

Еще одна серия из четырех картин на светскую тему, принадлежала императору Рудольфу II, а сейчас находится в частных коллекциях. Наряду с упомянутыми сериями Веронезе в эти годы написал несколько картин на тему любовных историй отдельных мифологических персонажей. Это «Марс, раздевающий Венеру», «Венера, обезоруживающая Амура», «Венера и Адонис», «Похищение Европы».

Последняя картина находится во Дворце дожей в Венеции. Там же можно полюбоваться на самую пышную декоративную композицию мастера — «Триумф Венеции» на плафоне зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585).

Мифологические и аллегорические персонажи здесь соседствуют с нарядными венецианцами.

Так же кисти Веронезе во Дворце дожей принадлежат росписи «Завоевание Смирны», «Дож Андреа Контарини возвращается из Кьоджи», «Осада Скутари» созданные в этот период.

Собрание герцога Бекингема Паоло Веронезе

Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы. Он состоит из десяти больших полотен на сюжеты Ветхого и Нового Завета и известен как собрание герцога Бекингема, во владении которого они находились в начале XVII столетия.

Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».

В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания.

Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.

Правда художник не стремится к реалистичному изображению – пейзажем на картине «Погребение Христа» у него становится опушка густого и мрачного леса, а не пустынный берег реки Иордан.

Пейзажи в его картинах призваны усиливать драматизм сюжета и большинство из них мрачные, напряженные с мерцающим, неземным светом.

В восьмидесятые годы Веронезе вернулся к картинам на сюжеты “Жития” святых. Это направление деятельности было благосклонно принято и всячески поддерживалось церковью. XXV сессия Собора в Тренто отметила пользу изображения подобных историй для воспитательной и проповеднической работы.

Умер Паоло Веронезе 19 апреля 1588 года в Венеции от воспаления лёгких и был похоронен в церкви Святого Себастьяна.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «полдень»

После его смерти его сыновья Карлетто и Габриеле вместе с его братом Бенедетто образовали товарищество и выпускали из своей мастерской картины за подписью «наследников Паоло» , но, переняв его манеру, они не унаследовали его гения, и масса разбросанных по всему свету картин их работы, часто идущих под именем великого художника, все таки не дотягивают до его уровня.

Источник: http://www.allyestate.com/ourtravels/report-italy/749-venice-veroneze

Паоло Веронезе [Паоло Кальяри] (1528 — 1588)

14.07.2008

Публикации

Прозвище «Веронезе» («веронец») живописец Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики.

В Вероне он учился у живописца Антонио Бадиле, но подлинной школой были поездки в Мантую для изучения фресок ученика Рафаэля Джулио Романо и росписей Мантеньи в Камера дельи Спози огромного дворца мантуанских герцогов.

Таким образом, уже в юности Веронезе, наделенный от природы необычайно гармоничным душевным складом и тонким чувством красоты цвета и согласия красочных тонов, свободно владел сложным языком полных экспрессии движений, поз, ракурсов, разработанным мастерами Флоренции и Рима.

Похищение Европы

Вскоре после переезда в Венецию Веронезе получил ответственный государственный заказ на роспись плафонов заново отделанных залов Совета Десяти в Дворце Дожей.

В бравурности композиции написанного Веронезе огромного центрального плафона “Юпитер изгоняет Пороки” (Париж, Лувр), увезенного Наполеоном в Париж и замененного в зале копией XIX века, еще сказывается влияние мантуанских работ Джулио Романо, но в одном из угловых овальных плафонов — аллегорической композиции “Старость и Юность” (Венеция и Нептун), дарование Веронезе-живописца и прирожденного декоратора, уже раскрывается во всем своем блеске.

Поклонение волхвов

Плафоны Веронезе произвели в Венеции такое сильное впечатление, что едва успев их закончить, он получил новый, еще более масштабный заказ на росписи монастырской церкви Сан Себастьяно. Проработав над живописным декором церкви около десяти лет, Веронезе настолько сроднился с ней, что пожелал быть похороненным здесь; его воля была исполнена монахами обители Сан Себастьяно и родными художника.

Триумф Мардохея. 1555—1556

Сам факт создания столь обширного живописного декора церковного здания необычен для Венеции, где церковные интерьеры обычно украшали немногочисленные алтарные картины.

В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.

Ей посвящено и “Коронование Марии в сакристии” (одним из символов Марии была церковь), и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.

Вилла Мазер. Роспись плафона Зала Олимпа. Ок. 1560

Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Составитель программы живописного декора залов Совета Десяти Даниэле Барбаро пригласил художника расписать только что построенную для него и его брата Маркантонио Барбаро виллу в местечке Мазер.

Вилла, построенная Андреа Палладио, по своей планировке существенно отличалась от других вилл этого великого зодчего. Ее основу составляет огромный зал, представляющий в плане латинский крест, к которому примыкают пять меньших по размерам помещений. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.

Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами.

Тонко продумана и эффектна роспись огромного крестообразного зала, выполняющего роль колоссального величественного вестибюля и своеобразного моста, соединяющего реальность с миром семьи Барбаро.

Вилла Мазер. Джустиниана Джустиниани с кормилицей

В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания. В центре перекрывающего зал пологого коробового свода иллюзорные мраморные тяги образуют большой восьмиугольник.

В нем, в потоке яркого, почти физически ощутимого света является восседающая на драконе величественная женщина — Божественное Провидение, — окруженная богами Олимпа, символизирующими семь планет.

По внешнему периметру этого восьмиугольника в облаках парят величественные мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре стихии.

И, наконец, в нижних частях свода эта величественная иерархия Мироздания завершается изображениями самих обитателей виллы — в нижней части свода на балконе с большими винтообразными колоннами перед нами предстает статная молодая дама в серебристо-голубом платье. Это хозяйка виллы — Джустиниана Джустиниани-Барбаро, являющаяся нам в сопровождении кормилицы и младшего сына.

В четырех боковых залах аллегорические композиции, посвященные темам, связанным с жизнью и благоденствием семьи Барбаро — совершающемуся на небесах бракосочетанию, торжеству Добродетелей над Пороками, процветанию принадлежавших семье земельных угодий, — украшают коробовые своды, а стены украшают иллюзорные колонны, статуи, пейзажи.

Брак в Кане. 1562—1563

Важнейшее место в творческом наследии Веронезе занимает написанная им в 1560-х — начале 1570-х годов серия Пиров, сюжеты которых восходят к евангельским текстам, упоминающим Трапезы Господни. Сам склад искусства мастера, изначально светского, лишенного религиозного пафоса предопределил характер этих полотен.

Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.

Не говоря уже о том, что здесь никогда еще не писали столь колоссальных полотен, столь многолюдных и праздничных композиций, впервые одна из Трапез Господних предстала перед венецианцами как грандиозный общественный пир.

Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками; монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня.

Все пространство площади занимает огромный стол, за которым сидят гости, столь многочисленные, что зритель не сразу обнаруживает сидящих в центре Марию и Христа, выделенных нимбами вокруг их голов.

Трапеза Господня, видимо, не случайно трактована Веронезе как общественный пир, входивший в ритуал необычайно пышно отмечавшихся государственных праздников Венеции; политики этого времени считали их символом единения венецианского общества.

Пир в доме Левия. 1573

Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Заказанная монахами церкви Санти Джованни э Паоло, картина должна была изображать Тайную Вечерю.

Когда картина была закончена, она вызвала чье-то неудовольствие светской трактовкой евангельского события; об этом сообщили трем Государственным инквизиторам, которые вызвали Веронезе для объяснений.

Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.

Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу; наконец, инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.

«Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе; по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.

В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект.

Реальная стена монастырской трапезной исчезает, уступая место колоссальной трехарочной мраморной лоджии, написанной столь иллюзорно, что кажется реальной, тем более что колоссальные коринфские колонны из светлого, идеально отполированного мрамора поддерживают настоящий карниз.

Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из “Трапез” Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов; впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.

Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.

Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.

В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).

Здесь плитки, которыми вымощен пол, сокращаются так стремительно, что пространство приобретает протяженность, а группа апостолов, окруживших Христа, предстает как бы в ином пространстве, чем в боковых частях композиции, на фоне неба и прекрасных белых зданий, в сиянии серебристого света. Здесь, пока Христос тихо беседует с юным Иоанном, свершается сакральное действие, символизирующее добровольную жертву Христа, — седобородый Петр расчленяет тушку ягненка.

Семейство Дария перед Александром Македонским. Ок. 1565—1570

Середина 1560-х — начало 1570-х годов было временем самой интенсивной и плодотворной творческой деятельности Веронезе. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок.

1565—1570, Лондон, Национальная галерея).

Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.

Мадонна семьи Куччина. Ок. 1571

Гораздо более содержателен и серьезен состоящий из четырех больших горизонтальных панно “Цикл семьи Куччина” (ок. 1571—1573, Дрезден, Картинная галерея).

С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения, и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок.

1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет, и объединенная сюжетным началом вотивная картина. Перед Мадонной, окруженной святыми, склоняется отделенная от Богоматери двумя колоннами из цветного мрамора многочисленная венецианская семья, сопровождаемая тремя прекрасными женщинами — Верой, Надеждой, Милосердием.

В центре композиции, преклонив колена, предстает величавая коленопреклоненная женщина — Дзуана Куччина в окружении своих семерых детей. За ней, на втором плане изображены ее супруг и один из братьев Куччина: по венецианской традиции именно женщина была хозяйкой в доме и хранительницей семьи.

Другой из братьев Куччина, видимо тот, в память о котором написана картина, присутствует на первом плане — его поддерживают за руку Вера, к нему склоняются две прекрасные женщины, символизирующие Надежду и Милосердие. Блестящий мастер многофигурных композиций, Веронезе превращает традиционный вотивный групповой портрет в полную жизни, праздничности, декоративного великолепия картину.

Два десятка персонажей Веронезе — Мадонну и окружающих ее святых, фигуры Веры, Надежды и Милосердия, взрослых членов семьи Куччина и восьмерых детей объединяет плавный волнообразный ритм; терракотово-красные тона великолепного платья Дзуаны Куччина, ослепительно-белые одежды Веры, мшисто-зеленые и розово-лиловые тона одежд Надежды и Милосердия образуют изысканный красочный аккорд, подчеркнутый темными тонами одежд мужчин. Полная достоинства и величия Дзуана Куччина является не только композиционным, но и образным центром композиции, в торжественность которой вносят живую ноту, особую теплоту и естественность полные непринужденности дети.

Мистическое обручение Святой Екатерины. Ок. 1578

В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков.

Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. 1475, Венеция, Галерея Академии). Но особенно изысканны его небольшие картины, написанные мелкими, как бы вибрирующими мазками, создающими волшебное мерцание красок.

Таково прекрасное “Нахождение Моисея” (1570-е, Мадрид, Прадо).

Нахождение Моисея. 1570-е

Триумф Венеции. 1575

Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.

Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.

Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных.

Но в XVIII веке Венеция переживает новый, последний расцвет, становится одним из самых блистательных центров итальянской культуры.

Именно в это время наследие Веронезе становится предметом пристального изучения для венецианских историков и одним из главных источников вдохновения для крупнейшего в Европе XVIII века мастера монументальной живописи — венецианца Джамбаттиста Тьеполо.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=543

Ссылка на основную публикацию