Описание картины питера брейгеля «битва масленицы и поста»

Масленица. Пост. Брейгель – Православный журнал “Фома”

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония. 1572

Карикатура, шуточная пародия, насмешка больного воображения или аллегория? Что такое «Битва Масленицы и Поста» кисти Питера Брейгеля? Сколько раз и почему художник обращался к этой теме?

История изобразительного искусства знает Брейгеля Адского, Райского и Мужицкого. Это не три ипостаси одного художника, как можно было бы подумать. Это три прозвища, принадлежавшие отцу и двум его сыновьям.

«Художник величайшего трудолюбия и великолепного мастерства, которого славит сама природа, на которого снизу вверх смотрят художники, а соперники тщетно подражают…», — написал Ян Брейгель (Райский) о собственном отце, увековечивая его память на надгробии.

Таким и был Питер Брейгель Старший: трудолюбивым, великолепным и «мужицким».

Это прозвище художник получил не только за свое происхождение (он был родом из пригорода Брабанта, по другим сведениям из лимбургской деревушки), но за нескрываемый интерес к изображению сцен сельской жизни и крестьянского быта. Для человека средневековья такой интерес можно назвать даже странным. Но если окунуться в биографию художника…

Как Брейгель стал Брейгелем

Охота на зайца. Гравюра. 1560

Вообще, сведения о жизни Питера Брейгеля крайне скудны. Он родился то ли в 1525, то ли в 1530 году, учился, путешествовал по Италии, женился и умер.

Все сведения о нем  биографы и исследователи черпали в его работах и косвенных свидетельствах его жизни. Судя по всему, он был хорошо образован: знал латынь и античную мифологию, внимательно читал Ветхий и Новый завет, имел глубокий и серьезный интерес к механике и точным наукам. Владел иностранными языками, путешествовал по Италии и находил там себе работу и друзей.

Ему едва исполнилось 15 лет, когда он приехал в Антверпен, чтобы поступить учеником в мастерскую Питера Кука ван Альста. Придворный художник императора Карла V, был хорошо известен как в Нидерландах, так и далеко за ее пределами.

Вместе с учениками Питер Кук изготавливал картоны (эскизы) для ковров, эскизы витражей, немного занимался станковой живописью, много путешествовал, правда, уже без подмастерьев. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Именно Питер Кук  научил Брейгеля основам мастерства.

Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему, и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках.

Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно.

Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Но так как Питер Кук часто был в отъезде, то заниматься с его учениками приходилось его же супруге — Майкен Верхюльст.

Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Урок тщательной прорисовки персонажей, внимания к деталям и нюансам Брейгель усвоил на отлично.

Под псевдонимом Босх

Гнев. Гравюра. 1557

Антверпен был центром торговли гравюрами. Гравюры вообще были ходовым товаром в эпоху отсутствия телевизора. Они были относительно недороги и куда популярнее картин. Гравюры привозили из Италии и Германии, и, скупая в мастерских Антверпена, их вывозили в Испанию и Францию. Поэтому когда умер ван Альст (1551 год), Брейгель оставил его мастерскую и поступил художником к Иерониму Коку.

Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Иероним Кок не только выпускал гравюры по рисункам востребованного покупателями Босха, которого сам очень чтил.

Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. В Брейгеле он нашел талантливого ученика и бесподобного копииста. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был, и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке.

Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Но то, что Брейгель долгое время находился под воздействием работ Босха, его откровений, его рая и ада — очевидно.

Как очевидно и то, что работы Босха перевернули сознание Брейгеля, научили его смотреть на вещи не изнутри, а сверху, не проживая, а сопереживая.

Как инквизитор превратился в персонажа картины про Масленицу

Впрочем, и без Босха у Брейгеля хватало впечатлений, которые сформировали его как самостоятельного художника. В 1552 году Иероним Кок отправил Питера Брейгеля в Италию, чтобы там он сделал серию зарисовок римских развалин.

«Заграничные виды» также были востребованы у покупателей. Путешествие Брейгеля длилось несколько лет. Здесь уже сама природа стала его учителем.

Италию и Альпы, через которые Брейгель возвращался на родину,  житель равнин забыть так и не сумел.

Реформация также оставила след в душе Брейгеля. С детства он привык к страшным зрелищам виселиц и эшафотов, которые наравне с ветряными мельницами, городскими ратушами и колокольнями были частью пейзажа. Наверняка, Брейгель видел популярные гравюры со сценами расправы Карла V с непокорным городом Гент или со сценами аутодафе.

И даже в Италии, с ее солнцем, с лазурью ее неба и теплом ее моря, Брейгель стал свидетелем жестокостей, творимых испанской инквизицией. В Риме он видел горы сжигаемых книг, слышал крики еретиков, отправленных на пытки. Все это естественным образом и привычно входило в его память, в природу его естества и неминуемо должно было вылиться в творчестве.

Биографы Брейгеля не исключают, что в Риме он мог видеть, как в первые дни поста великий инквизитор, тогда им был знаменитый Караффа, в сопровождении охраны обходил лавки мясников, изымая нераспроданный товар.

Возможно, именно этот человек, прославившийся своей жестокостью, творимой с маской праведника, стал прототипом одного из героев знаменитого полотна Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы» («Битва Карнавала и Поста»).

«Битва  Масленицы и Поста»

За внимание к обыденной жизни Брейгеля звали «мужицким», а за тонкий юмор, соседствующий с площадным грубым смехом «Питером-шутником» и «Питером-забавником».

Но прежде всего он был Питером созерцателем, отчужденным наблюдателем, который не выносит оценочных суждений и не мыслит себя судьей. Он находится над схваткой.

Наблюдает с точки, которая позволяет ему не принимать участия в происходящем.

Увы, мы не знаем заказчика, не знаем кому, почему, зачем понадобились эти детали и подробности быта, философия, в духе которой Брейгель написал в 1559 году картину «Битва  Масленицы и Поста».

Известно только, что Брейгелю на этот период тридцать, может тридцать пять лет, и он является членом гильдии святого Луки. То есть работает самостоятельно. И еще — он максималист.

К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове.

Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка.

Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования.

Широкая масленица у Брейгеля

Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста. 1559

Карнавальное действо разыгрывается на площади неизвестного нам фламандского городка. Это собирательный образ. Вокруг церкви обычно стояли дома состоятельных горожан, но на картине Брейгеля у собора на площади, еще не замощенной булыжником, стоят трактиры и бедняцкие дома.

Масленичные гуляния. Их устраивали в воскресенье накануне великого поста, на «жирной неделе». Карнавал проходил при большом стечении народа. Жители заранее готовились к нему: пекли оладьи и вафли, жарили и коптили свинину, домашнюю птицу, шили костюмы, готовили веселые представления к карнавалу, репетировали.

Читайте также:  Описание картины владимира маковского «ожидание у острога»

Традиция масленичных карнавалов с представлениями ряженых, с состязаниями шутов, жива в Голландии и сейчас. Она была и остается характерной для южных районов, в том числе Барабанта, откуда родом Брейгель. На севере, в Амстердаме, таких праздников не было. В Барабанта и сейчас на время празднования карнавала закрываются предприятия, а города (коммуны) меняются названиями.

В день масленицы народ высыпал на улицы, и начиналось веселье с шумом барабанов и прочих музыкальных инструментов, песнями, плясками, играми. Неуемный смех, дерзкие шутки, непозволительные вольности, за которые в обычные дни последовало бы наказание — вот главные спутники карнавала.

В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. Сцену, привычную его глазу с детства. Любой большой  город выглядит, как муравейник, и лишь при ближайшем рассмотрении он  оказывается полным жизни и событий пространством. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу.

На проверку оказывается, что каждый здесь занят своим делом: кто-то спит, кто-то печет вафли, кто-то играет в кости, моет окна, пляшет, просит милостыню, женится, пьянствует, посыпает прохожих пеплом, поет, обманывает. Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля, и деталь ландшафта, и значимая единица некоего действа.

Художник с тщательностью миниатюриста прорисовывает героев, прописывает мелочи, которые поначалу даже не улавливает глаз.

Битва Масленицы и Поста. Деталь

Центральная фигура праздника — король Карнавал. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Свои короткие ножки Карнавал вставил в стремена — медный таз, привязанный веревкой к седлу.

Из амуниции на нем только шлем — это миска с куриным паштетом, который так же как копченую свинину, жаренную домашнюю птицу и вафли было принято поедать в дни перед постом.

Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка, и шматок ветчины.

«Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове.

Колесницу с троном противника тащат две монахини. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. При нем селедка, четки из лука, постные лепешки и фиги в корзине — скромная пища времени воздержания. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики.

Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Тут же просят милостыню калека и стоящая позади него женщина со спрятавшейся в корзине обезьяной. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. А еще есть шутовская свадьба, прокаженные с шутом и факелом, мужчина зачем-то украсивший голову вафлями.

В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Вот он полыхает в верхней части картины. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности.

Карнавал всегда был частью большого городского праздника, неуемного веселья и счастливого времени свободы. Однако картину «Битва  Масленицы и Поста» жизнерадостной никак не назовешь.

И дело не в колорите, выбранном художником для картины.

Скорее чуткий к переменам, которые несла с собой Реформация, и молчаливый по натуре Питер Брейгель языком аллегорий и намеков повествует, каким невеселым может быть праздник.

Дотошный этнограф Брейгель тщательно перечисляет всех действующих лиц, детально прописывает все, чем жили его современники, составляет мозаику из фрагментов действительности, собственных живых впечатлений и выдает на-гора энциклопедию городской жизни. Через рядовое, повседневное, обыденное, он говорит о том, что его реально тревожит, рассуждает о человеческой природе, ее пороках и добродетелях. Он философствует, а еще смеется между строк. И смех этот какой-то злой.

Грустная  масленица у Брейгеля

Пасмурный день. 1559

Несколько лет спустя Брейгель женится. У него родился первенец. Художник имел успех, особенно среди богатых и знатных людей Антверпена и Брюсселя. Он переезжает в Брюссель, в том числе, чтобы избежать преследований инквизиции, без разбору уничтожавшей жителей Нидерландов.

По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках), известным как «Времена года», или «Месяцы». Год напряженной работы. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы.

Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа.

Судя по всему, он так и не смог вернуть займ, поэтому картины на долгие годы были скрыты в подвалах городского ломбарда.

А между тем, в картине этой серии «Пасмурный день» Брейгель вновь обращается к теме масленицы. Только вот написана она совсем по-другому.

«Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя».

Затянутое грозовыми тучами небо. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Хотя зима на исходе, и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится.

За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала».

Ему на голову надевали бумажную корону, и он угощал друзей вафлями.

Источник: https://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.html

Питер Брейгель Старший Битва Поста И Масленицы

Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой».

Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления.

В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня.

Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.

Вот он полыхает в верхней части картины. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины.

Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.

Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Он понуро завернулся в темный плащ. В её жизни было слишком много горя.

В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала».

«Битва поста и масленицы» Питер Брейгель старший

На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Подстать сражающимся и их «оружие»: Масленица держит наперевес вертел со свиной головой и курицей, Пост же собрался обороняться лопатой, на которой приютились сиротливые селедки.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «дора маар с кошкой»

Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках.

В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.

Колесницу с троном противника тащат две монахини. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы».

Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа.

Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее.

  1. Описание картины Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста»
  2. Описание картины «Битва Поста и Масленицы»
  3. Битва Масленицы и Поста (картина)
  4. Битва Масленицы и Поста — Питер Брейгель Старший
  5. Записки переводчика с Андреем Десницким

Но её фигура комична. Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.

Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».

За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке.

Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно.

Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке.

«Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя».

Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены.

В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков.

«Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом.

Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Есть и фигуры откровенно мрачные: вот из храма выходит процессия в черных одеяниях, две худые старухи волокут ящик на колесах с телом покойника.

Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.

Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.

  1. Как инквизитор превратился в персонажа картины про Масленицу
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. Гуляй народ – Масленица идет Проводы зимы в картинах художников

Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.

Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом.

Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов.

В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Сцену, привычную его глазу с детства.

довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой.

Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Умерли родные, сгорел дом. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника.

Битва вот-вот начнется, а вокруг тем временем кипит обыденная городская жизнь.

Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Под кистью Брейгеля он обретает самостоятельное значение. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию».

Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ.

Свои короткие ножки Карнавал вставил в стремена — медный таз, привязанный веревкой к седлу. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду».

В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком.

Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»).

Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.

Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы.

И это безразличие убивает. Затянутое грозовыми тучами небо.

Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно.

Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор.

На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина.

Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви.

Читайте также:  Описание картины александра иванова «вирсавия»

Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр). Она слышала, что у него лучшие сковородки.

Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках.

Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Желая завершить образование, художник предпринимает путешествие в Италию (1551–1552). Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.

В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру.

Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Есть в такой трагедии что-то особенное.

Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой.

В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы.

Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок.

У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами.

Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Один патрон – и не важно кто.

Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. Не лучшая тактика для нападения. На ней сиротливо лежат две селедки.

Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи.

Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.

Годы творческой зрелости Брейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами и монархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности.

Главного героя вы даже не видете. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Год напряженной работы. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума.

Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/piter-breygel-starshiy-bitva-posta-i-maslenicy/

Питер Брейгель – Путеводитель от Михаила Шварца

Питер Брейгель, родившийся в голландском городе Бреда, был одним из великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе.

«Вавилонская башня» Питера Брейгел

Питер Брейгель, родившийся между 1525 и 1530 годами в голландском городе Бреда, был одним из  великих европейских художников. Он работал во Фландрии, Антверпене и Брюсселе, где скончался в 1569 году. Многие его работы представлены в Вене в Музее истории искусств.

Сюжеты его картин, не вписываясь в традиционную иконографию, были больше аллегорического или, скорей, сатирико-аллегорического типа. Жизнь Брейгель воспринимал как явление причудливое и странное. Это относилось не только к его собственному существованию, но и к жизни толпы, которую он наблюдал, воспевая с большим чувством юмора ее естественную непосредственность.

Питер Брейгель

Однако Брейгель был известен так же, как пейзажист. Пейзажей он написал довольно много.

Недаром о нем говорили, что, «пересекая Альпы, он заглатывал горы и скалы, чтобы потом их выбросить из себя на холсты и панно, оставляя в наследство человечеству первозданность природы в каждом ее аспекте».

В картинах, написанных за последние годы, его живописное искусство наполнено драматическим расколом между природой, что есть истина, и человеком — воплощением ошибок.

К этому периоду принадлежат картины, написанные в Антверпене для Николаса Йонгелинка — шесть больших досок примерно одного размера (117×163), известные как Календарь 1565 года; на каждой из них изображены два месяца года (доска с весной, к сожалению, утеряна).

Одна из самых знаменитых картин «Охотники на снегу» прославилась зимним пейзажем с изображением маленьких людей на фоне грандиозной природы.

Светящийся снег по всему полотну, серо-розоватые силуэты мужчин, тяжело ступающих после трудной охоты, что подчеркнуто четким контуром их фигур. Дома, исчезающие под покровом снега, оставившего видными только их фасады желтого цвета.

На оледенелом пруду крошечные фигуры катающихся на коньках, движения которых едва намечены в общем неподвижном пейзаже.

Примерно в 1568 году художник написал на двух дубовых досках большие картины (114×164 см) — «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».

Событие в первой картине происходит в хлебном амбаре: большой праздничный стол, за которым приглашенные сидят, едят, пьют; молодая жена в одиночестве неподвижна и грустна; в двери входят еще какие-то люди.

Линия стола протягивается по трем осям, поддерживаемым столбами; на столе уже расставлены блюда; рука, доставляющая блюда, ломает перспективу всей композиции. В левой части картины — ребенок, жующий лепешку, его глаза и часть лица спрятаны под шапкой с полями; эта фигура написана с большим знанием цвета и синтетической формы.

Это же чувство высокой пластичности есть и в «Крестьянском танце», происходящем под открытым небом. Здесь четкость линии сопровождается интенсивной пластичностью и пастельными тонами. На переднем плане тяжело танцует пара; за игроком на волынке внимательно наблюдает его товарищ — широко распахнув глаза, он будто контролирует правильность звуков инструмента.

В левой части картины виден стол с несколькими крестьянами, будто спорящими между собой; за ними — целующаяся пара.

Одним словом, в картине во всем пульсирует живая жизнь: от фигуры к фигуре, от движения к движению, от жеста к жесту; и, несмотря на четко представленные индивидуальные характеристики отдельных персонажей, в общем эта картина производит впечатление безликости толпы.

В Музее истории искусств представлены работы:

«Игры детей» Питер Брейгель, 1560«Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель, 1559«Вавилонская башня» Питера Брейгеля«Возвращение стада» Питер Брейгель, 1565Питер Брейгель «Охотники на снегу»«Обращение Савла» Питер Брейгель, 1567«Крестьянская свадьба» Питер Брейгель«Крестьянский танец» Питер Брейгель, 1568

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://venagid.ru/2790-pieter-bruegel-de-oude

Ссылка на основную публикацию