Путеводитель по Брейгелям « THE WALL
Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.
Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.
Питер Брейгель Старший
Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.
В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.
Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.
Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям.
Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс.
Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.
К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.
«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html
В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.
«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.
«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)
«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Питер Брейгель Младший
Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.
Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).
Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.
Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.
Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего времени — использует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.
«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.
«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.
«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)
«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.
«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.
Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.
Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший.
Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем.
Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.
«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.
«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.
«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.
«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
Ян Брейгель Младший
Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.
Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.
«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
Абрахам Брейгель
Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.
Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.
«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
Источник: http://thewallmagazine.ru/guide-to-brueghels/
Перепись В Вифлееме Питер Брейгель
Питер Брейгель младший, «Перепись населения в Вифлееме». Перепись в Вифлееме— картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1566 году. Картина Питера Брейгеля старшего Перепись в Вифлееме: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины Питера Брейгеля «Перепись в Вифлееме»
В музее хранится очаровательный натюрморт его кисти, датированный 1618 годом.
Крупнейшим художником бытовой живописи был Питер Артсен (1508—1575). Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Изображение этого эпизода Брейгель переносит из Иудеи на Север, в свою родную страну. Его «Кухарка» датирована 1559 годом, то есть написана за несколько лет до начала Нидерландской революции.
Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме
1525— 1569): «Поклонение волхвов», «Падение Икара», «Зевающий», «Падение восставших ангелов», «Перепись в Вифлееме». Эта эпидемия близорукости становится главной категорией живописи Брейгеля.
В произведениях Брейгеля нет звука. Ее скромное занятие приобретает неожиданно значение большого труда. Свинью собрались опалять, для чего уже приготовили снопы соломы. А еще сразу три варианта работы «Марс и Рея Сильвия» – само полотно, эскиз к нему и вытканная шпалера. Ведь евангелисты убеждены, что Вифлеем и есть истинное место появления на свет Иисуса.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Черным изображены мертвые деревья и окна домов, в которых читается пустота. Сюжет же картины взят из греческой легенды об Икаре и Дедале. Другой его сын, Ян, получил прозвище Бархатный за нежную красоту почти эмалевой живописи.
Обычно в Нидерландах это случалось в декабре. Он писал мифологические битвы, вакханалии, портреты и сцены борьбы с диким зверем, перебрасывая центр тяжести произведения с идеи на человека.
«Перепись в Вифлееме» – очередная вариация работы Брейгеля Старшего 1566 года, на которую художник смотрит взглядом подслеповатого демиурга, оглядывающего свое творение.
Художник (и зритель) будто разглядывают поселение то ли из башни, то ли из чердачного окна какого-то сооружения.
Брейгель был прозван Мужицким за приверженность к крестьянской теме. В музее находятся пять картин Питера Брейгеля (ок. Здесь изображена толпа, слегка позади которой, фактически теряясь, написаны Иосиф и Мария. Художник повествует об обреченности: окна домов черны и пусты, люди идущие по замерзшей реке, редеют их труд тяжел и бесполезен.
Сам закат, четкостью контура и размытым, но геометрическим, световым ореолом, противопоставлен рисунку неба именно как объект, наводит на мысли о символизме иконописи. Значимая, сюжетная часть картины, охватывающая весь, условный нижний левый квадрат – непосредственный рассказ о переписи.
Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. Люди изображенные здесь, противоположены написанным на втором плане. Однако после в течение всей жизни планомерно от нее избавлялся, предпочитая леденящую деликатность цвета и чувства.
На Брейгеля (хоть и представленного на выставке копией) ориентировались и Рубенс и остальные представители фламандской школы.
Кончается короткий зимний день— красное солнце садится за ветвями дерева. Однако это событие не отражается на общем настроении картины. Нидерланды (Фландрия). Известны картины, созданные ими сообща.
Такие монументальные, декоративные полотна, как «Дары моря», представляют собой композицию, составленную из тюленей, осьминогов и хтонических чудовищ, копошащихся черепах и морских божеств, которые принадлежат кисти Йорданса.
Питер Брейгель-старший (Мужицкий) – несомненно великий художник. Действие происходит у разгоревшегося алтаря в храме Весты. Икар упал в море и погиб. Картина подписана Брейгелем и датирована 1566 годом. Дедал—легендарный скульптор—бежал из Афин на остров Крит. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли.
Согласно ветхозаветным пророкам этот город и есть та территория, где родился Мессия. Сочетание цветов образует систему, переходы от света к тени выглядят плавными и естественными избегают крайних, темных оттенков, за исключением тех объектов, в которых черный обоснован поэтикой.
Над системой цветовых решений (что характерно для многих работ Брейгеля) надстроена общая, цветовая тональностью, словно светофильтр, приводит колористику к некому общему цветовому знаменателю. Однако герои картины игнорируют присутствующего среди них Христа: они не смотрят ни друг на друга, ни на Святое семейство. Возрождение.
У него были предшественники — мастера, также искавшие новых путей в искусстве.
Сообщество «ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ»
Художественно-исторический музей. Тоскуя по родине, он сделал крылья себе и сыну Икару, чтобы достигнуть берегов Греции. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках.
Гостиница «Зеленый венок» окажется переполненной и святая чета будет ночевать в хлеву, где в студеную ночь родится Христос. Эта группа неоднократно встречается в картинах Брейгеля.
Именно из этих зачатков психологизма вырастут знаменитые портреты ван Дейка. 114 x 163 см. Брейгель использует небольшой набор цветов.
«Оплакивание Христа» – гимн жертвующему собой человеку и попытка перевода церковной догмы на язык земных эмоций.
Описание картины «Перепись в Вифлееме»
В картине Брейгеля «Перепись в Вифлееме» использован евангельский рассказ о том, как согласно приказу Цезаря Августа на всей территории Римской империи была объявлена перепись населения и Иосиф вместе с Марией направился в город Вифлеем. С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади. Художник дает свою версию легенды.
Однако, по Луке, Иосиф и Мария проживали в Назарете. Характерно, что в части картины, где изображен закат, нет ни одного человека. Плотника в нем выдает только пила – предмет ремесла. Жизнь народа с его трудами и заботами становится основной темой произведения.
Перепись в Вифлееме Питера Брейгеля Старшего из цикла Живописные истории
Вена.
В картине он отводит немалую роль натюрморту. Густой, синий цвет плаща говорит о завуалированном аристократизме Марии, который заложен в ее евангелическую миссию, она таинственна.
Тем не менее, ни Иосиф, ни Мария ничем не отличаются от остальных изображенных людей, во-первых, «Вифлеем» на картине изображен обыкновенной фламандской деревней, во-вторых. Центральными являются белый и серо-голубой – снег и небо.
Именно этим занимаются жители на картине «Охотники на снегу», разложившие костёр.
Цвет, в живописи мастера имеет символическое значение. Дерево, масло. Мария сидит на осле, укрытая длинным, широким плащом.
Продана найденная в Кении картина Питера Брейгеля Младшего
Фактически, «Перепись в Вифлееме» – это лишь повод для написания картины.
Снейдерс не любил изображать людей (хозяев рыбных лавок их слуги и детей на его картинах дорисовывал преимущественно Йорданс), предпочитая фактурных морских чудищ, груды битой дичи, вазы с фруктами, сцены охоты.
Он начинал помощником в мастерской Рубенса и даже заимствовал его томную живописную манеру. Картина представляет собой настоящую энциклопедию жизни небольшого городка зимой.
Город изображён снежной зимой, чего в реальном Вифлееме не бывает. Лица первого не видно, он идет к нам спиной, его голова покрыта шляпой с высокими полями. В ранний период творчества он отдал дань увлечению романизмом. Ему причисляют канонизацию стиля фламандской школы. Артсен создал яркий и сильный образ женщины из народа.
И хотя картина называется «перепись», действия чиновников не что иное, как сбор налогов. «Портрет Клары Серены Рубенс» (хрестоматийный портрет дочери, умершей в 12 лет) – одно из первых психологически точных изображений ребенка, не похожего на взрослого карлика-дегенерата.
«Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием.
Очень трудно подобрать музыкальную пьесу, которая вызывала бы ассоциации с ним – Брейгель – это чистая живопись, ценность которой именно в самодостаточности, в отсутствии драматургического отягощения – просто рассказ, не словами, но красками, рассказ, который не обременен суетливым пафосом.
В Пушкинском музее можно увидеть, например, его широкоформатное полотно «Мелеагр и Аталанта». «Перепись в Вифлееме» – библейский сюжет, который обосновывает появление Марии и Иосифа в Вифлееме непосредственно перед рождением Иисуса.
Северные пейзажи этой части Европы, тяготеют к глухим, холодным оттенкам.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/perepis-v-vifleeme-piter-breygel/
Эссе о картине Питера Брейгеля «Перепись в Вифлееме»
Год закончился. А я начинаю серию эссе об искусстве — ученические такие этюды о картинах, скульптуре — о всяком, где есть эстетика, как самостоятельная ценность.Эссе первое. Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель старший.
Питер Брейгель-старший (Мужицкий) — несомненно великий художник.
Величие творца выражается не столько в наследии — не столько в произведениях, которые он оставил, сколько во влиянии его работы на культурное пространство.Однако, цель нашего эссе не рассуждение о творчестве Брейгеля в общем, но попытка проанализировать одно, конкретное полотно: «Перепись в Вифлееме».
Для посетителя музея жизнеописания художника не играет особенной роли, и незнание его совсем не мешает воспринимать работу.
Искусствоведам и историкам искусств также стоит быть осторожными в использовании биографических фактов, следя за тем, чтобы оно не превратилось в спекуляцию, когда события жизни мастера подменяют его непосредственную работу и наделяют работу большей ценностью.
В жизнеописании Питера Брейгеля нас интересуют, соответственно, только факты, которые позволяют понять контекст поэтики его произведений и предпосылки формирования стилистики.Это мы перечислим набором черт, от первой к последней, выбирая лишь те, которые кажутся наиболее значимыми именно в согласии с рассматриваемой картиной.
Питер Брейгель-старший пришел в живопись, изначально являясь графиком. Мастерство графики подразумевает высокий уровень детализации работы, пристальное отношение к каждому элементу и наполненность картины мелкими, четко прорисованными объектами, которые являются с одной стороны самодостаточными, с другой, связанными композицией.
Самое значительное влияние на живопись Брейгеля оказал Иероним Босх — в картинах Брейгеля четко просматриваются отсылки к Босху в изображении людей, в идее безликости живого существа, которую Брейгель развил и переосмыслил.
«Перепись в Вифлееме» — библейский сюжет, который обосновывает появление Марии и Иосифа в Вифлееме непосредственно перед рождением Иисуса. Согласно пророчеству, Мария должна была родить мессию именно в этом городе и перепись является причиной, по которой Иосиф отправился в путешествие из родного Назарета вместе.
Композиция картины выстроена диагональю заснеженной улицы деревни. Все изображенные на ней люди запечатлены склоненными работой, сутулая, напряженная поза демонстрирует повседневную сиюминутность жизни каждого из изображенных людей, в этих неудобных позах есть определенная динамика — динамика монотонного труда.
Другая, перпендикулярная первой диагональ обосновывается с правого нижнего края работы рисунком берега реки, изгибом, острие которого направлено в угол картины, и с левого верхнего края, изображением деревянной церкви.
Таким образом, пространство произведение, находящееся выше точки пересечения диагоналей — фоновый рассказ о быте, о социальном пространстве, в который вписан основной сюжет картины.Однако, этот второй план, несет в себе не только эстетически вторичное значение.
Художник повествует об обреченности: окна домов черны и пусты, люди, идущие по замерзшей реке, редеют, их труд тяжел и бесполезен. Характерно, что в части картины, где изображен закат, нет ни одного человека.
Сам закат, четкостью контура и размытым, но геометрическим, световым ореолом, противопоставлен рисунку неба именно как объект, наводит на мысли о символизме иконописи.Значимая, сюжетная часть картины, охватывающая весь, условный нижний левый квадрат — непосредственный рассказ о переписи. Люди, изображенные здесь, противоположены написанным на втором плане.
Несмотря на безликость и усредненность, они отличаются от просты крестьян более насыщенной колористикой одежды, более ярким цветовым решением. Здесь изображена толпа, слегка позади которой, фактически теряясь, написаны Иосиф и Мария. Лица первого не видно, он идет к нам спиной, его голова покрыта шляпой с высокими полями. Плотника в нем выдает только пила — предмет ремесла. Мария сидит на осле, укрытая длинным, широким плащом. Густой, синий цвет плаща говорит о завуалированном аристократизме Марии, который заложен в ее евангелическую миссию, она таинственна.
Тем не менее, ни Иосиф, ни Мария ничем не отличаются от остальных изображенных людей, во-первых, «Вифлеем» на картине изображен обыкновенной фламандской деревней, во-вторых. Это говорит о человеческом, земном происхождении Иисуса, а также, по-своему экстраполирует библейский сюжет на любую эпоху.
Фактически, «Перепись в Вифлееме» — это лишь повод для написания картины. Причина и основной сюжетный мотив — тирания короля Филиппа 2, во времена которого жил Брейгель.
В других работах, художник скрыто сравнивает короля с Царем Иродом, фактически говоря о цикличности истории, о том, что Иисус, мессия живет в миру в любую эпоху и будет всегда, пока существуют люди, скованные тщетой бытия.
Стоит отдельно сказать о колористике произведения. Брейгель использует небольшой набор цветов. Центральными являются белый и серо-голубой — снег и небо. Цвет, в живописи мастера имеет символическое значение. Черным изображены мертвые деревья и окна домов, в которых читается пустота.
Изображение домов в фоновой области до малой диагонали тяготеет к черному, за малой диагональю к красному, освещенные закатом.
Сочетание цветов образует систему, переходы от света к тени выглядят плавными и естественными, избегают крайних, темных оттенков, за исключением тех объектов, в которых черный обоснован поэтикой.
Над системой цветовых решений (что характерно для многих работ Брейгеля) надстроена общая, цветовая тональностью, словно светофильтр, приводит колористику к некому общему цветовому знаменателю. Эта тональность диктует общее настроение картины.Здесь следует вспомнить о роли Питера Брейгеля старшего в мировой живописи.
Ему причисляют канонизацию стиля фламандской школы. Северные пейзажи этой части Европы, тяготеют к глухим, холодным оттенкам. Культура фольклористики связана с иллюстративностью и имманентностью изображаемого сюжета, с повседневностью культурного пространства произведения.
С другой стороны, наличие четкого второго плана, формирующего описательный дискурс, отводит мысль от пущей иллюстративности работ Брейгеля.
Четкая геометрическая проработка композиции сознательная с одной стороны, не противопоставляется естественности изображаемого пейзажа, который можно считать краеугольным основанием композиционного решения художника.
Причина, по которой мы выбрали для рассмотрения именно эту работу именно Питера Брейгеля-старшего, кроится в состоянии, которое вызывают его работы, когда на них смотришь.
Их хочется изучать, просто стоя напротив, медленно и жадно впитывать каждую деталь, проводя взглядом из одного края работы в другой, связывать воедино все элементы, постепенно постигать атмосферу прихваченного морозом спокойствия и легкой тягостной инвариантности. В произведениях Брейгеля нет звука. Очень трудно подобрать музыкальную пьесу, которая вызывала бы ассоциации с ним — Брейгель — это чистая живопись, ценность которой именно в самодостаточности, в отсутствии драматургического отягощения — просто рассказ, не словами, но красками, рассказ, который не обременен суетливым пафосом.
Источник: https://100-anosdekorea.livejournal.com/8852.html
Перепись в Вифлееме
Питер Брейгель Старший «Перепись в Вифлееме» (1566)
Дерево, масло. 115,5 х 163,5 см
Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане.
Все картины Питера Брейгеля этого периода творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия.
Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город.
Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие.
Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени.
Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.
Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля.
В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве.
Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо.
Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа. Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас.
Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Perepis_v_Vifleeme/
Перепись в Вифлееме (Pieter Bruegel de Oude)
Перепись в Вифлееме (1566 г)
Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель) — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»)
[Фрагменты….]
Лк.2:1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
«В те дни» — выражение неопределенное, но по связи с предыдущим можно полагать, что оно означает время, когда родился Иоанн Креститель.
«Вышло повеление» — был издан указ. Речь идет, собственно, об издании или обнародовании указа в Иудее: в Риме он стал известен раньше.
«От кесаря Августа», т.е. от римского императора Августа (впоследствии имя Август — «священнейший» — стало общим прозвищем римских императоров). Первоначально Август назывался просто Октавианом.
«Сделать перепись», т.е. описание лиц и предметов, на которые налагался государственный налог (подати и пошлины). При этом описании, как можно заключать из 2-го стиха, где это описание поставлено в одной линии с цензом Квириния, делалось внесение известных, подлежащих налогу, лиц в особые податные книги.
«По всей земле», — точнее: по всей вселенной (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην). Здесь подразумевается вся Римская империя; римские императоры носили титул «владыки вселенной».
Библия – комментарии и толкования
профессор А. П. Лопухин
Созданная следом за «Временами года», в 1566 году, картина «Перепись в Вифлееме» на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Все картины Питера Брейгеля этого периода творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное – из-за сроков беременности Марии – путешествие. Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» — яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись. Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета — как и других в его картинах — состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет – осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол — животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве. Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент – пилу, традиционный атрибут Иосифа. Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма.
Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.
История искусства
1.2.3.4.5.6.7.
Источник: https://studio-neophyte.livejournal.com/1210.html