Описание картины рафаэля санти «коронование марии»

Биография Рафаэля Санти

Опубликовано: 12.01.2017 – 16:19

Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

Детские и юношеские годы

Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве.

И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства.

Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
  • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль.

Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев.

Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны.

В этих работах просматривается особенная материнская нежность.

Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями.

Его работой остался доволен Папа Юлий II.

Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты.

Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад.

Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Другие таланты Рафаэля

Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди.

Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

Источник: http://stories-of-success.ru/rafaelya-santi

Рафаэль Санти (1483 – 1520). Высокий Ренессанс

Рафаэль Санти

Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. статью в разделе “История искусства”). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура.

Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. Он писал картины на религиозные сюжеты, и много портретов живых людей, которые восхищают до сих пор всех, кто их видит.

Умер Рафаэль в 37 лет, в полном расцвете сил, а на его могиле есть такая надпись:

Коронование Марии (ок.1504)

Мадонна Конестабиле (1504)

Это одна из самых ранних мадонн Рафаэля. Он написал ее еще в юном возрасте, и это действительно юное произведение – по редкостной чистоте, целомудренности настроения. Композиция вписана в круг, “тондо”.

Обратим внимание на певучий мягкий силуэт склоненной головы, плеч и рук мадонны. Она спокойна и величава, у нее гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу. Молодая мать и ее дитя бесконечно трогательны и очень простодушны. Тондо вставлено в широкую золоченую раму, богато украшенную рельефными арабесками.

Портрет Маддалены Дони (1505)

Читайте также:  Описание картины леонардо да винчи «мадонна с гвоздикой»

Рафаэль никогда не старался приукрасить портрет в угоду заказчику, что и видим в портрете Маддалены Дони. Портрет был заказан как парный, с мужем Анджело Дони. Фоном портрета служит пейзаж, очень спокойный, где даже деревце не оживляет общего впечатления и не придает хрупкости и изящества облику Маддалены, а даже, наоборот, еще более подчеркивает ее грузность и полноту фигуры.

Женщина молодая, с гладко причесанными волосами, лежащими сзади роскошной косой, с бархатным взглядом, в котором светятся радость и счастье. Она некрасива, мало обаятельна, но ее это мало заботит, она счастлива и довольна собой.

Рафаэль всегда внимателен к деталям туалета. У Маддалены сложный костюм, который определяет основной цвет портрета – это темные и широкие с муаровыми переливами рукава ее платья, на плечи накинута тончайшая прозрачная накидка.

Анджело Дони (1506)

И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Так же, не идеализируя и не приукрашивая, не придавая значительности и величавости, Рафаэль изображает и Анджело Дони.

В сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря строгости костюма, оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.

А в основе цветового решения портретов лежит контраст – у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче.

Мадонна с щегленком (1506)

Сон рыцаря

Эту картину Рафаэль написал, когда ему было чуть больше двадцати лет. Юному рыцарю, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор – между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1509-1510)

Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой – само совершенство.

Распятие с Девой Марией, Святыми и ангелами (1503) (Распятие Монд)

Проповедь Иоанна Крестителя

Афинская школа (1508)

Это фреска, выполненная в папском дворце в Ватикане. Она посвящена славе человеческой мудрости, торжеству разума и справедливости.

Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления.

В центре, наверху лестницы, – Платон и Аристотель; сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор – старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю.

Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.

Дама под покрывалом (Донна Велата) – 1514г.

Душа ощущается и в портрете “Донны Велаты”, и во всем облике этой женщины. Известно, что художник был влюблен в молодую женщину, и портрет был согрет этим теплым чувством. Рафаэль поэтически воспевает ее красоту, в которой сочетается живой темперамент с сознанием собственного достоинства.

Черты лица “Донны Велаты” мягки, текучи, нежны, они растворяются в легких переходах света и тени. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями, смотрят доброжелательно, чуть рассеянно и мечтательно. Губы тронуты едва заметной улыбкой.

Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч; белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой.

Буфы на рукаве платья написаны с особой тщательностью, так что видны все прихотливейшие изгибы и изломы складок и сборок ткани. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало.

В портрете преобладает золотисто-желтая цветовая гамма, подчеркивающая красоту юной женщины.

Прекрасная садовница (1508)

Сикстинская мадонна (1519)

Это произведение было написано для монастыря Святого Сикста и принадлежит к числу великих творений мирового искуссства.

Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо – мадонна с младенцем, спускающаяся с небес на землю. Святой Сикст и Святая Варвара встречают ее. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что у нее есть.

Внимание зрителя приковывается к Марии – центральной фигуре в картине. В ее образе Рафаэль передал много сложных чувств. Лицо Марии овеяно грустью, но остается ясным, спокойным.

В печальном взгляде широко раскрытых глаз, в грустном выражении ее лица чувствуется предвидение страданий сына. И в то же время во всем ее облике ощущается решимость человека, способного на величайшую жертву.

Огромная внутренняя сила и величие мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой.

Источник: http://cvetamira.ru/rafael-santi-1483-1520-vysokiy-renessans

Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии

с. 1

РАФАЭЛЬ, собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции.

Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней).

После его смерти мастерской руководили его помощники, и, вероятно, именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра.

Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города. В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером.

Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).

В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период.

Мадонна Грандука (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.

Мадонна Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.

В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура).

Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия.

На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.

По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д'Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события.

Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора, Месса в Больсене, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы. Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама.

В создании росписей Станцы д'Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.

Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. С ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным, что превосходило реальные возможности мастера, и он был вынужден перепоручать работу над некоторыми из них своим помощникам. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно, им самим.

Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города; фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты, и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т.е.

монохромно) и Залы Константина.

Одновременно с работой над фресками последней из ватиканских станц Рафаэль получил заказ на создание картонов для десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы (1515–1516, семь из них хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).

Одним из самых влиятельных покровителей Рафаэля в Риме был банкир Агостино Киджи, виллу которого (ныне – вилла Фарнезина) художник украсил фресками Триумф Галатеи (ок.

1512) и Легенда об Амуре и Психее (не окончена и выполнена в основном учениками, 1517–1518). Кроме того, Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче (Пророки и Сивиллы, ок.

1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.

Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.

При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом.

К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.

В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина, ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).

Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра.

Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «мадонна с щегленком»

Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями.

Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 и был похоронен в Пантеоне.

РАФАЭЛЬ. МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ. Рисунок.
с. 1

Источник: http://kz3.fatwords.org/safia/koronovanie-marii-rim-vatikanskaya-pinakoteka-po-vidimomu-k-et/main.html

И. Кравченко – Музеи Ватикана

Фра Филиппо Липпи (около 1406–1469) Коронование Марии После 1444. Дерево, темпера. 172×251

Необычайно одухотворенное искусство Беато Анджелико оказало влияние и на его ученика Филиппо Липпи. Но в отличие от учителя, устремленного душой к небу, он видел на земле отблеск небесного рая, который делал его жизнелюбивым человеком.

Это заметно и в алтарном образе, написанном для ренессансного гуманиста и канцлера Флорентийской республики Карло Марсуппини, предназначенном для капеллы Сан Бернардо церкви оливетанского монастыря в Ареццо, родном городе заказчика.

Произведение Липпи по теме и композиционному решению представляет собой единое целое, а трехчастным мастер сделал его скорее всего ради еще большего выделения центральной сцены – коронования Богоматери.

Царица Небесная, вознесшаяся на небеса, стоит на коленях перед Христом, сложив молитвенно руки, а Сын увенчивает Ее голову короной. Действие у Филиппо Липпи происходит на высоком мраморном помосте, к которому ведут ступени.

Спаситель восседает на скамье, позади которой видна сделанная в стене ниша, завершающаяся конхой в виде раковины – символа Девы Марии и Воскресения. В боковых частях триптиха также продолжается помост, здесь слева и справа стоят музицирующие ангелы.

Ниже изображены святые и коленопреклоненные перед Христом и Богоматерью заказчик алтарного образа и его отец Грегорио.

https://www.youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

Участники сцены погружены в благоговейную сосредоточенность, даже ангелы особенно серьезны. Создается впечатление, что Филиппо Липпи подчеркнул это состояние, дабы настроить молящихся на возвышенный лад, но сияющие, плотные нимбы над головами, яркие краски одежд, осязаемо написанные фигуры рождают в зрителе простую человеческую радость.

Джованни Беллини (1430–1516) Оплакивание Христа 1473–1476. Дерево, масло. 107×84

“Оплакивание Христа” когда-то было частью главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан Франческо в Пезаро, в центре которого находилась композиция “Коронование Мадонны”, а по бокам – меньшие по размеру сцены. Живописная доска помещалась вверху, отсюда, наверное, и ракурс изображенного: фигуры увидены немного снизу.

В венецианской живописи Беллини завершал Раннее, одновременно открывая Высокое Возрождение. Он уже активно использовал масляные краски, и потому колорит его работ насыщенный, цвета мягкие, а очертания фигур не столь жесткие, как в картинах других художников кватроченто.

Одним из новшеств было то, что главным у Беллини оказывался не сюжет, не живописное решение, не желание в подробностях описать видимый и невидимый миры, как у многих его современников, а настроение.

В представленной работе сам евангельский эпизод позволял передать чувства персонажей.

На лице Спасителя – след пережитых страданий, остальные участники сцены исполнены глубокой грусти, выраженной сдержанно, потому что главное здесь – огромная, наполняющая все в картине теплом любовь: Христа, искупившего грехи людей, и Его последователей к Нему.

Святой Иосиф Аримафейский бережно поддерживает мертвое тело Иисуса, святая Мария Магдалина, взяв с трепетной нежностью Его руку, умащивает ее миром из сосуда, принесенным святым Никодимом. Заботливость Иосифа Аримафейского, за которой он прячет свою скорбь, перекликается с суровым и нежным обликом Никодима, чьи широкие плечи оттеняют хрупкость Марии Магдалины.

Слезы, которыми переполнена душа этой женщины, невольно сопоставляются с муками, перенесенными Христом, и становится виден масштаб Его страдания, несравнимый ни с чем.

Леонардо да Винчи (1452–1519) Святой Иероним. Около 1482. Дерево, масло. 103×74

Некоторые картины Леонардо – художника, ученого, мыслителя эпохи Возрождения остались, к сожалению, неоконченными. Но они являются произведениями, в которых уже целиком виден авторский замысел, например работа “Святой Иероним”, выполненная на уровне подмалевка.

Художник представил здесь святого Иеронима – религиозного мыслителя, переводчика Библии на латинский язык, аскета и подвижника, удалившимся в пустыню, где тот провел несколько лет.

Святой изображен кающимся, его глаза полны мольбы, одной рукой он отодвигает перекинутый через плечо плащ, а другую, размахиваясь, отводит назад, чтобы ударить себя камнем в грудь. Мышцы худого, аскетичного лица, плеч и рук напряжены, нога твердо стоит на большом камне, Иероним стал сплошным воплем Создателю о прощении.

На переднем плане лежит лев, по легенде, сопровождавший святого с тех пор, как тот, встретив больного зверя в пустыне, вылечил его. Дикое животное покорилось любви и добру, которыми наполнил душу Иеронима Бог.

Рафаэль Санти (1483–1520) Коронование Марии 1502–1504. Холст, темпера, перенесено с дерева. 272×165

Один из тех ренессансных художников, чье творчество отмечено небесной гармонией, Рафаэль написал этот алтарный образ для капеллы Одди церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже.

В верхней части изображена сцена коронования Богоматери после Ее вознесения на небо. Христос возлагает на голову Марии корону, а вокруг музицируют ангелы и летают херувимы. Снизу апостолы смотрят на происходящее, стоя вокруг опустевшей гробницы, где покоилось тело Мадонны до ее воскресения, а теперь выросли белоснежные лилии, символизирующие ее непорочность, и розы – цветы Царицы Небесной.

Созданная живописцем в юношеские годы картина близка по стилю к произведениям его учителя – Пьетро Перуджино. Влияние выразилось в сочетании глубоких и насыщенных тонов – красного, зеленого, желтого – и в некоторой графичности изображенного. Но особенная музыкальность, которой пронизана вся работа, была свойственна именно искусству Рафаэля.

В пределлу этого алтарного образа вошли три небольшие картины – “Благовещение”, “Поклонение волхвов” и “Принесение во храм”.

Рафаэль Санти (1483–1520) Коронование Марии. Фрагмент 1502–1504. Холст, темпера, перенесено с дерева. 272×165

Рафаэль Санти (1483–1520) Коронование Марии. Фрагмент 1 502-1504. Холст, темпера, перенесено с дерева. 272×165

Рафаэль Санти (1483–1520) Преображение 1518–1520. Дерево, масло. 405×278

Данную алтарную картину Рафаэль писал по заказу кардинала Джулио Медичи, который был назначен архиепископом Нарбоннским, для городского кафедрального собора, но закончить ее не успел, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена – Христос и апостолы Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор. Евангелие повествует, как Христос “возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” (Матфей,17:1–3).

Художник тонко передал и свет, который исходит от Христа, и ощущение, что Он поднимается ввысь, и ошеломление ослепленных этим видением апостолов.

В нижней части картины, которую заканчивали ученики Рафаэля – Джулио Романо и Франческо Пенни, все погружено в полумрак.

Здесь представлено исцеление апостолами бесноватого мальчика, и резкая светотень, патетичные позы и жесты теснящихся персонажей оказываются противопоставленными сцене вверху, изображенной светло и ясно.

Рафаэль умер молодым, в то время, когда работал над этим произведением, и в день похорон оно было помещено у его изголовья.

Джорджо Вазари (1511–1574) Мученичество святого Стефана Около 1560. Холст, масло. 300×163

Художник, архитектор и историк искусства Вазари в живописи проявил себя как приверженец маньеризма, то есть искусства, которое пришло на смену Высокому Возрождению. Мимика и движения персонажей этого полотна, на котором изображено побивание камнями святого Стефана, полны экспрессии.

Мучители, стоящие толпой, замахиваются камнями, чтобы бросить их в святого, а Стефан, возведя глаза к небу и раскинув руки, страстно молится. Просветленный лик святого противопоставлен искаженным ненавистью лицам язычников.

Столкновение активного действия и духовного посыла рождает в произведении особое напряжение.

Удлиненные, гибкие тела персонажей благодаря их позам и жестам образуют сложный, местами прихотливый рисунок, характерный для живописи маньеристов, которые стремились к выразительности линий и красок.

Искусство этих мастеров было призвано прежде всего будить в молящемся сочувствие.

В правом нижнем углу Вазари поместил юношу, указывающего на происходящее, призывая восхититься стойкостью святого, хотя облик Стефана и так притягивает к себе взгляд смотрящего на картину, и все изображенное на ней вряд ли может оставить кого-то равнодушным.

Источник: https://profilib.org/chtenie/43739/i-kravchenko-muzei-vatikana-10.php

Презентация по МХК: «Рафаэль Санти “Сикстинская мадонна”». Работа ученика 10б класса Дмитрия Вознесенского

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК: «Рафаэль Санти “Сикстинская мадонна”». Работа ученика 10б класса Дмитрия Вознесенского

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ГБОУ гимназия № 405 Красногвардейский район Санкт-Петербург, 2014 Работа по МХК ученика 10 класса «Б» Вознесенского Дмитрия Преподаватель: Дудкина Н. В.  Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» (1512 – 1513)

2 слайд Описание слайда:

Рафаэль Санти Рафаэль Санти – великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Рафаэль рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1501, а отец Джованни Санти умер в 1494. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца.

3 слайд Описание слайда:

Рафаэль Санти В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино. В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

4 слайд Описание слайда:

Рафаэль Санти В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Первые картины, написанные не на религиозную тематику – «Сон рыцаря» и «Три грации». Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры – «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

5 слайд Описание слайда:

Рафаэль Санти Побывав во многих городах Италии, в число которых входят Рим, Флоренция, Ватикан, Рафаэль пишет большое множество мадонн, портретов, в загородной вилле на берегу Тибра, построенной Агостино Киджи, в 1511 году написал фреску «Триумф Галатеи», остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики.

6 слайд Описание слайда:

Сикстинская Мадонна Картина принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Огромное по размерам (256 x 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь.

7 слайд Описание слайда:

Сикстинская Мадонна В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для Сикста – сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары – его племянница Джулия Орсини.

8 слайд Описание слайда:

 «Дама с вуалью, или Донна Велата», прототипом которой послужила Форнарина «Сикстинская Мадонна»

9 слайд Описание слайда:

 Портрет папы Юлия II, образ которого Сикст находил в картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

10 слайд Описание слайда:

Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение – ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно.

Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Детали картины

11 слайд Описание слайда:

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Это не реальность, а зрелище. Детали картины

Читайте также:  Описание картины жана беро «виктория»

12 слайд Описание слайда:

Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны – воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

13 слайд Описание слайда:

Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову.

14 слайд Описание слайда:

Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец.

Он как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

Как повелительницу встречает мадонну, преклонив колени, Святой Сикст, облаченный в парчу, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны.

15 слайд Описание слайда:

Справа – Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

16 слайд Описание слайда:

В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

17 слайд Описание слайда:

Два ангелочка, изображённые на картине, больше напоминают мифологических амуров, придают полотну особую теплоту и человечность. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло.

18 слайд Описание слайда:

Судьба произведения Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден.

Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

19 слайд Описание слайда:

Источники информации http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0; http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0166/p0166.htm; http://www.rafaelsanti.ru/txt/8madon1.shtml

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-rafael-santi-sikstinskaya-madonna-1168017.html

Рафаэль Санти: картины, биография

РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 – Урбино – 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор.

Искусство Рафаэля, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.

Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения.

Самые знаменитые произведения Рафаэля : росписи «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи», «Лоджии Психеи», картины «Сикстинская мадонна», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле», «Положение во гроб», «Портрет папы Юлия II», «Мадонна Альба», капелла Киджи в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции.

Биография Рафаэля

Рафаэль принадлежит к числу счастливых гениев. Его искусст­во, чуждое каким-либо диссонансам или противоречиям, воплощает собой идеал гармонического совершенства. Любая художественная задача, которую он ставит перед собой, находит в его произведениях свое полное воплощение.

С легкостью, не исключающей, однако, глубины и подлинности, Рафаэль достигает того,что у других художников отняло бы долгие годы кропотливого труда.

Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино».

Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. В ранней «Мадонне Конестабиле» (1500— 1502, Гос. Эрмитаж), написанной в то время, когда молодой мастер уже получил некоторые знания от своего отца, тоже живописца, и перешел в мастерскую к известному урбинскому художнику Перуджино, в полной мере выражено творческое кредо Рафаэля.

Трогательный и поэтичный образ молодой Марии с младенцем Иисусом, окружающая их нежная природа, погруженная в прозрачную дымку, — все слилось в единую, полную поэтического чувства гармонию. Учеба у Перуджино дала Рафаэлю очень многое. Помимо профессиональных знаний ученик перенял у учителя то, что можно было бы назвать «возвышенным восприятием мира».

Обоих привлекала окружающая человека гармония и красота; их художнические темпераменты были сходны, только Рафаэль превосходил Перуджино так, как гений превосходит талант. Перуджино понимал все это и старался развить в своем ученике то лучшее, чем его наградила природа. Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя.

Недаром одно из лучших произведений этой поры — «Коронование Марии» из миланского музея Брера — по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя. И это в полной мере удается Рафаэлю. Сопоставление двух произведений, при всем их внешнем сход­стве, говорит о том, что молодой художник мыслит шире, глубже, значительней.

Из мастерской Перуджино Рафаэль выходит уже зрелым мастером и в том же 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь он сталкивается с совершенно иной художественной атмосферой.

Он изучает произведения флорентийских мастеров XV века и своих современников, работавших в это время во Флоренции — Леонардо и Микеланджело. По словам Вазари, «манера Леонардо его чрезвычайно поразила и ошеломила».

Это видно по произведениям флорентийского периода.

Многие картины этого времени посвящены мадонне. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505; так называемая «Прекрасная садовница», 1507; «Мадонна со щегленком», ок. 1506, и другие). Все они написаны по одному типу, в котором переплелись сильные леонардовские влияния и собственные поиски художника.

Знаменитое «сфумато» — изобретенная Леонардо дымчатая светотень — увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера. Но это не значит, что Рафаэль превратился в подражателя. Он имел счастливую способность усваивать необходимые ему уроки так, что узнанное превращалось в неотъемлемую часть его собственных знаний.

Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года. Главные причины этого переезда неизвестны, но одна из них, вероятно, была в том, что Рим постепенно отбирал у Флоренции право называться центром итальянского искусства, и к началу XVI века он действительно стал таким центром.

Здесь собрались самые известные итальянские художники: архитектор Браманте занимался перестройкой собора св. Петра, Микеланджело начал расписывать потолок Сикстинской капеллы, начиная с 1513 года несколько лет в Риме прожил Леонардо да Винчи. По приказанию новоизбранного папы Юлия II перестраивается и достраивается Ватиканский дворец.

Рафаэль, видимо, по рекоменда­ции своего земляка Браманте, принимает участие в этих рабо­тах. Здесь он становится мастером монументальной живописи. Объем работ, порученных Рафаэлю в Ватиканском дворце, был не так уж велик — ему было необходимо расписать всего три комнаты. Сначала папа велел расписать «Станцу делла Сенья- тура» («комнату подписи», т. е.

зал, где подписывались докумен­ты). Но работа Рафаэля так по­нравилась Юлию II, что он приказал сбить уже готовые фрески в «Станце д'Элиодоро» (комнате Элиодора) и «Станце дель Инчендио» (комнате пожара) — и просил художника сделать новую роспись.

Небольшие по размеру, эти фрески, наряду с Сикстинским потол­ком Микеланджело и леонардов- ской «Тайной вечерей», стали высшим достижением монументального искусства Возрождения, символом классического искусст­ва, синтезом ренессансной худо­жественной и философской мысли.

Сюжеты, выбранные худож­ником, особенно это касается «Станцы делла Сеньятура», были несомненно подсказаны кем-то из гуманистов, состоявших при дво­ре папы Юлия II. Весь монументальный цикл начинается именно с этой комнаты, фрески которой выполнены раньше других (1508— 1511).

Пожалуй, это самый цельный художественный и идейный ансамбль Ватиканского дворца. Главное место в нем принадле­жит двум расположенным друг против друга фрескам — «Диспу­те» и «Афинской школе».

«Диспута» (иначе говоря, спор о таинстве причастия) представ­ляет собой как бы символическое изображение триумфа христианской религии.

Здесь собраны все виднейшие представители церков­ной и богословской мысли — Гри­горий Великий (с лицом Юлия II, что было для папы очень лестно), Иероним, Августин, Фома Аквинский. Среди них видны и современники художника (архи­тектор Браманте), и те, кого он ставил выше других среди пред­ставителей итальянской культуры

(Данте и монах-живописец Фра Анджелико). Над этой огромной группой возвышается сонм свя­тых во главе с Троицей.

«Афинская школа» — пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля. Это ше­девр пространственной компози­ции. Под сводами великолепной ренессансной архитектуры изображены древнегреческие филосо­фы. Они сгруппированы в соот­ветствии со своими философскими представлениями.

В центре ком­позиции •— указующий рукой на небо Платон и простирающий над землей руку Аристотель. Они стоят на лестнице в окружении философов, а у ее подножия видны группы во главе с Эвкли- дом и Пифагором. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген.

Эта многофигурная ком­позиция поражает необыкновен­ной легкостью и гармоничностью. Мировое искусство знает и более сложные по замыслу произведе­ния, но примера столь совершен­ного композиционного построе­ния, пожалуй, нет.

Умение строить пространство выдает в Рафаэле не только великого знатока перспективы и способного архитектора. Оно го­ворит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внут­реннего мира. Таковы и его ге­рои — святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты.

Это люди возвышен­ные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персона­жи имеют вид честных людей»).

Одним словом, это яркое вопло­щение того идеального представ­ления о человеке и его назначе­нии в жизни, которым грезили лучшие умы эпохи Возрождения. Росписи других станц не были столь совершенны, так как во время работы над ними (1511—- 1517) Рафаэль прибегал к помощи многих своих учеников. Одна­ко общий замысел и отдельные части фресок принадлежат ему лично.

До середины 1510-х годов про­должается высший творческий взлет, высшее творческое напряжение Рафаэля. Среди велико­лепных портретов и алтарных об­разов, которые он создает, особо выделяется «Сикстинская мадон­на» из Дрезденской галереи (да­тировка ее спорна — от 1512 до 1519; наиболее вероятная дата исполнения—1513—1514).

В этом произведении сконцентрировалось все лучшее, чем был одарен и чему научился художник. Картина была заказана бенедик­тинскими монахами для своего монастыря Сан Сиксто в Пьяченце. Именно ради выполнения этого заказа Рафаэль оставил ватиканские фрески своим учени­кам и полностью отдался работе над алтарным образом.

Сюжет традиционен — мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары. Композиция тоже принадлежит к уже распространенному в то время типу «святого собеседования», когда богоматерь изображалась в ре­альном пространстве в окружении предстоящих перед ней раз­личных святых.

Единственное новшество заключается в том, что художник представил богоматерь в идеальном пространстве: она стоит на облаках, но в то же вре­мя это не небо, так как внизу виден каменный парапет с двумя ангелочками и папской тиарой, а вся сцена обрамлена двумя сви­сающими драпировками.

Вся ис­ключительность и новизна картины — в образе богоматери с младенцем. В ней соединены рели­гиозная идеальность и необыкно­венная глубина человеческих чувств. Именно такая — страда­ющая и гордая, недоступная и близкая каждому — она спускает­ся навстречу человеку.

После «Сикстинской мадонны» Рафаэль не создал ни одного произведения, открывающего но­вые художественные горизонты. Все сделанное им, а вернее, его мастерской, было повторением старого. И дело объясняется не творческим бессилием художника, а теми обстоятельствами, в кото­рые он попал.

После 1514 года Рафаэль становится во главе многих общественных художественных работ. Он возглавляет строительство собора св.

Петра в Риме, руководит огромной мас­терской, Именно в ней осуществлялись такие заказы, как изготов­ление картонов для десяти огромных ковров для папского дворца или декорация лоджий в том же дворце, получивших впоследствии название «лоджий Рафаэля». По­мимо этого мастер увлекается ар­хеологией, собирает памятники античного Рима. Но вся эта дея­тельность по своей силе уже не может сравниться с временем его зрелого творчества, когда были созданы его лучшие произведе­ния, ставшие классикой мирового искусства.

Галерея картин Рафаэля

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/882-raffael.html

Ссылка на основную публикацию