Мадонны Рафаэля: «чистейшей прелести чистейший образец»
Яркий, восприимчивый и чувствительный, он прожил лишь 37 лет, но успел создать шедевры, которые и сегодня поражают своей красотой и нежностью.
Важнейшим сюжетом для Рафаэля была Мадонна с младенцем. Художник потерял мать в раннем детстве, возможно, именно это печальное обстоятельство заставляло его на протяжении всей жизни обращаться к данной теме, искать и исследовать способы построения композиции и средства, которыми можно выразить материнскую любовь.
УРБИНО. ДЕТСТВО ГЕНИЯ
Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки.
Джованни Санти, как утверждает Вазари, хоть и был живописцем небольшого таланта, но все же служил при дворе герцогов Монтефельтро, правителей Урбино, и, что самое главное, сумел разглядеть талант своего сына и начал давать ему первые уроки рисования в своей мастерской.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
И первую Мадонну мальчик Рафаэль написал… на стене своего дома. Рафаэлю не было и десяти лет, когда умер его отец (мать умерла еще раньше), и он был отправлен в Перуджу учиться живописи у большого художника, Пьетро Перуджино. Так было исполнено желание отца.
ПЕРУДЖА. УЧЕНИК В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
Рафаэль быстро учится, и в 17 лет он уже упоминается в документах как самостоятельный художник, создающий алтарный образ в городке Кастелло, что недалеко от Перуджи. Учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино, — один из самых важных художников своего времени.
Он работает для Лоренцо Великолепного и вместе с Боттичелли, Гирландайо, Синьорелли и другими звездами тосканской и умбрийской живописи едет в Рим расписывать Сикстинскую капеллу для самого Папы.
Стиль Перуджино узнаваем и востребован. Его манера сродни музыке и поэзии, ее отличает необыкновенная гармония, уравновешенность и лиричность. Образы Перуджино всегда немного статичны, прекрасны и безмятежны.
Рафаэль обладал одной особенностью: он точно улавливал настроение и стиль, наблюдал и запоминал, отбирал лучшее у своих учителей, изменяя и обогащая свой собственный стиль. При этом он никогда не копировал чужое, выдавая свое.
Напротив, его работы были пронизаны необыкновенным восхищением и преклонением перед талантом вдохновлявших его художников.
Первые работы Рафаэля были настолько похожи на шедевры признанного мастера Перуджино, что различить их было непростой задачей. Судите сами, справа — Мадонна Рафаэля, слева — типичная Мадонна Перуджино!
ФЛОРЕНЦИЯ. РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ
В 1504 году Рафаэль решает переехать во Флоренцию. До него доходят слухи, что Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Этот тягостный заказ для гениев, не очень-то жалующих друг друга, задумал Пьер Содерини, глава Флорентийской республики, полагая, что именно конкуренция рождает совершенство.
В распоряжении каждого было по одной стене зала Большого совета в палаццо Веккьо и задание украсить ее масштабной батальной сценой, прославляющей военную мощь Флоренции.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории.
Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.
«МАДОННА ГРАНДУКА»
За четыре года во Флоренции Рафаэль напишет более двадцати Мадонн, совершенно изменив свою манеру. «Мадонна Грандука» (Мадонна Великого герцога) станет одной из первых. Она получит свое название в память о ее владельце. Герцог Фердинанд был настолько очарован картиной, что не мог расстаться с ней ни на минуту.
Черты «Мадонны Грандука» заставляют нас вспомнить о Перуджино: Дева Мария отрешенно-грустна, прекрасна, но немного статична, между матерью и младенцем не прослеживается глубокая эмоциональная связь, лишь легкий наклон головы создает нежное и интимное настроение.
«МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ»
По мере того, как оформляется стиль художника, «взрослеют» и его Мадонны. Усложняется композиция, появляется драматизм и глубина чувств. «Мадонна со щегленком» — одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период.
Перед нами дивная сцена: Дева Мария с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем, передающим ему птичку (щегленок — традиционный символ грядущих страстей Христовых).
Вот, что в своих «Жизнеописаниях…» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого.
Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
И долгое время «Мадонна о щегленком» представляла собой с десяток скрепленных фрагментов, к которым не решались приблизиться реставраторы. Последняя реставрация сотворила настоящее чудо: «шрамы» картины были сглажены, а поверхность полотна, очищенная от пыли и наслоений, заиграла обновленными красками.
РАФАЭЛЬ И МИКЕЛАНДЖЕЛО
В 1504 году Микеланджело создает «Тондо Дони», шедевр, который станет для Рафаэля неисчерпаемым источником вдохновения. Живая пластика фигур и максимальная достоверность передачи движения — главные достоинства «Тондо Дони».
Движение, в котором изображена Дева Мария словно закручивает композицию по спирали, придавая ей цельность, устойчивость и выразительность.
Порывистый и восприимчивый Рафаэль будет снова и снова цитировать элементы «Тондо Дони», обогащая и развивая свое видение. Взгляните, как усложнилась композиция его «Мадонны Каниджани», и как далеко ушел художник от своей прежней перуджиновской манеры!
РИМ. БОЖЕСТВЕННЫЙ РАФАЭЛЬ
В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим. Его с почтением приглашает на службу Папа Юлий II, желающий отметить свое папство самыми выдающимися шедеврами, прославляющими Рим и его самого.
И, действительно, в Ватикане творится невероятное: Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, у него под боком Донато Браманте занимается перестройкой собора Святого Петра, а Рафаэль приступает к созданию фресок в Станцах, личных покоях Папы.
Рафаэль начнет работу малоизвестным молодым художником, а закончив ее через четыре года, станет самой яркой звездой в Риме.
После смерти Браманте он получит должность главного архитектора собора Святого Петра и главного хранителя древностей всего Рима!
Заказы будут сыпаться на него как из рога изобилия, он будет окружен друзьями, покровителями и прекрасными женщинами, а называть его будут «Divino Pittore» (Божественный художник).
«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА»
Находясь на пике своей славы, Рафаэль пишет алтарный образ для бенедектинской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Эта картина будет известна как «Сикстинская Мадонна».
Именно с ней Рафаэлю удалось вознестись на небывалую высоту. Творение это ошеломительно по силе воздействия на зрителя. Распахнутый занавес являет чудесное видение: в божественном свечении Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается с небес, неся миру спасение.
Перед нами предстает сама любовь. Все в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест Святого Сикста, и смиренный поклон Святой Варвары, и тяжелый бархат занавеса, — созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Девы Марии.
Невозможно не проникнуться ее настроением, тем, с какой готовностью она отдает людям своего сына, как она тревожится за него и с какой нежностью прижимает его к себе. О ней писал А. С. Пушкин напишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…»
«МАДОННА В КРЕСЛЕ»
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника.
Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти.
Смерть художника так опечалила красавицу, что она от горя ушла в монастырь. По другой легенде, именно роковая красавица Форнарина погубила Рафаэля: ходили слухи, что он умер от венерического заболевания.
После чего Форнарина вернулась к развратному образу жизни, но вскоре была насильно пострижена в монахини. Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в День своего рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы. Похоронен в римском Пантеоне с почестями, которых не удостаивался прежде ни один художник.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912983-madonny-rafaelya-chisteyshey-prelesti-chisteyshiy-obrazets/
Мадонна с щегленком
Рафаэль. «Мадонна с щегленком».приблизительно 1506 г. Масло, дерево. 107×77 см.Галерея Церковных служб, Флоренция, Италия. |
— картина маслом по дереву (107×77 см) Рафаэля Санти, датируемая приблизительно 1506 годом и хранящаяся в Галерее Церковных служб во Флоренции.
Картина, согласно сведениям Джорджио Вазари, была куплена во Флоренции Лоренцо Нази, богатым коммерсантом, торгующим шерстяными тканями, по случаю его брака с Сандрой Каниджани, женщиной, принадлежащей высокой буржуазии Флоренции.
Пара поселилась на обрывистом берегу горы Сан Джордже и 12 ноября 1547 их дом вместе с соседними домами обрушился. В развалинах нашлась картина Рафаэля в семнадцати фрагментах, которые были восстановлены.
Рестоврацию доверили, возможно, Микеле Тозини ().
Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого.
Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка.
Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом – и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше
— (Джорджио Вазари, Жизни, 1568)
Анализ в рентгеновских лучах показал действительное наличие разломов между деталями, повторно собранных, скреаленных гвоздями и наполненных новой живописью. Вазари просто рассыпался в восхвалении этого произведения, единственного созданного в флорентийский период творчества Рафаэля, описанного с таким размахом в его «Жизнях».
Картина показана до, во время и после реставрации. Эксперты должны были использовать рентгеновские лучи и микроскопы для восстановления шедевра в его былой славе и виде. (Рейтер) |
Войдя позднее в коллекцию кардинала Джованни Карло де Медичи в 1666 году, она попала наконец в галерею Церковных служб.
В инвентаризации, отредактированной по смерти кардинала, произведение было оценено в 600 эскудо, рекордная цена между самыми ценными картинами галереи.
Он находилась в Трибуне с 1705 года и до половины XIX века и была одним из произведений, вызывающих наибольшее восхищение и спрос у копиистов галереи, особо ценящих вкус того времени.
Копия «Мадонна с щегленком».ок. 1886 г. Масло, дерево. 108,50 x79 см.Художественный музей им. Павла Синебрюхова, Хельсинки, Финляндия. | Silvio Zocchi. Копия «Мадонна с щегленком».ок. 1800 г. Галерея Уффици, Флоренция. |
Недавняя последняя реставрация закончена была в 2008 году. Сохраняются некоторые подготовительные рисунки в Ashmolean Museum (П II 517, П II 516, П II 634).
Существуют многочисленные старинные копии этого произведения, которые только подтверждают его успех и славу; лучшими можно назвать:
- в музее Викто́рии и А́льберта (Лондон),
- в sacrestia Аббатства Vallombrosa и
- в частной коллекции.
Рафаэль. «Мадонна с щегленком».Картина перед восстановлением. В дополнение к пожелтению очевидные следы старых переломов |
Рафаэль погружает нас в широкий речной пейзаж с особо высоким горизонтом, усеяный деревьями и с мостом слева.
Мы видим Мадонну, сидяшую на камне, которая поддерживает коленями маленького Иисуса, в то время как правой рукой Она придерживает святого Иоанна, а в левой руке держит открытую книгу.
Оба мальчика играют с щегленком (Иоанн держит его в руках, протягивая щегленка Иисусу, который его гладит, что символизирует Страсти Христовы.)
Композиция свободная, пирамидальной формы, с главными героями, связанными сцеплением взглядов и жестов, при этом видна очевидная схожесть с работами Леонардо, например Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, но картину Рафаэля отличает то, что он заменяет ощущение тайны и тревожности на ощущения нежности, спокойной духовности и спонтанной близости, которые возникают у зрителя.
Леонардо. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»ок. 1510 г. Доска, масло. 168×112 см. Лувр, Париж. |
В месте скрытого «движения духа», Рафаэль поместил акт представления сердечности, где теперь становиться менее яркой традиционная грусть Марии о предстоящей трагической судьбе сына. В этом случае пирамидальная схема особо упрощена, с эффектом увеличения объемной массы группы, а также благодаря самой интенсивной светотени.
У Марии выделены ноги и бюст, что поворачивает наш взгляд по отношению к ее правой руке, в то время как наклон головы и взгляд направляет зрителя на основное действие между двумя мальчиками. Ее бюст выделяется пейзажем, который увеличивает его доминирование над его тонкими формами.
Голубой массе из покрова Марии противопоставлена красная одежда: красный представляет Страсти Христа, а синий цвет — Церковь, для которой в образе Мадонны подразумевается союз Матери Церкви с жертвой ее Сына. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына, и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям.
Иисуса поддерживает Мадонна, защищая его между своими коленями, некоторых видят здесь подобие Мадонны Брюгге Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти. «Мадонна Брюгге»1501—1504 гг. Высота: 128. Церковь Богоматери, Брюгге. |
К Леонардо нас отсылают коричневые земли, усеянные растительностью, написанной с ботанической точностью и атмосферный пейзаж на заднем плане, который теряется в тумане с расстоянием. Лица Крестителя и Христа носят явный отпечаток стиля Леонардо.
В элегантных движениях, тонких пропорциях, придворных и любезных обликах, Рафаэль достиг формального равновесия и идеала красоты, который удостоверяет достигнутую стилистическую зрелость.
Идея реставрации пришла к экс-главному инспектору Промышленного предприятия Жестких Камней, Джорджио Бонсанти, который в конце девяностых доверил это Патриции Риитано.
Между 2000 и 2002 годами были закончены исследования и начиналась терпеливая реставрация, законченная в 2008 году.
По окончании реставрации картина была выставлена вначале во дворце Медичи-Риккарди во Флоренции (с 23 ноября 2008 года по1 марта 2009 года), наряду с четырьмя другими произведениями, которые свидетельствуют о флорентийском периоде творчества Рафаэля и влиянии, которое они оказали на современных ему художников (Ридольфо дель Гирландайо и Джироламо делла Роббиа).
Картина была подвергнута рифлектографии инфракрасными лучами, которая показала предварительный рисунок в масштабе 1:1. Разницы по отношению к произведению и предварительному изображению в фигурах обнаружено было мало и она не решающая, в то же время это нельзя сказать относительно к пейзажу. Главным образом:
- Мост слева — плод изобретения потека, без следов мелкого порошка, в то время как справа должна была стоять башня и цилиндрическое здание, которые в картине преобразованы в открытое пространство.
- Одеяние Мадонны изначально было написано более мягким и без присущей квадратной формы
Вырез на платье Девы Марии, в предварительном наброске был мягче, менее квадратным, чем на картине
- Ухо Иоанна Крестителя должно было быть нарисованным ниже, чем есть.
- Угол внизу слева переделан полностью, так как соответствующий прямоугольник ноге Иисуса.
В течение реставрации удалены прежние реставрации и замнены более строгой и легко устранимой техникой реставрации на случай дальнейших будущих реставраций.
Источник: http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/rafaehl/madonna_s_shheglenkom/8-1-0-107
Рафаэль Санти, биография, творчество, история жизни
Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.
Детство
Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой.
Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.
Развитие таланта
Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео.
Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».
В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа».
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей.
Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.
Работа в Ватикане
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи.
В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении.
Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.
В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии.
До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана.
Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.
Рисунок и живопись
Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты.
Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы.
К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.
Смерть
Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.
Интересные факты :
— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.
Источник: http://ThePerson.pro/rafaehl-santi/
Рафаэль Санти (1483 — 1520)
Италия, Рим
Биография
Рафаэль очень рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1501, а отец Джованни Санти — в 1504. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением… Полностью
Творчество
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к… Полностью
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница»)» (1507—1508).
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518). Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают чертыбарокко.
В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа передПетром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля. В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн.
Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512—1514), «Мадонна в кресле» (около 1513—1514). Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце. «»Сикстинская мадонна» поистине симфонична.
Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.
» Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.
» По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518). Особо выделяется «Портрет Бальдасара Кастильоне» (1514—1515).
Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс,Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).
Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий. Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии.
Так появилась фреска «Триумф Галатеи» (1511). «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображенные, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.
» Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой). «Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520).
Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж.
да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик.
Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком». Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля.
Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения. Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля. Гравюра «Суд Париса» вдохновит Мане на знаменитый «Завтрак на траве». У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал рисовальщиком, работал во Флоренции и Генуе.
Источник
Факты
5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519-1520) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.
5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519-1520) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.
Ссылки
Источник: http://dedale.ru/user/info/RaffaelloSanti