Иисус Христос в Эммаусе
После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине.
Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима).
Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им. Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки:
«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»
Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе
Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе
Христос в Эммаусе. Икона
Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус
Отто Менгельберг. Путь в Эммаус
Гюстав Доре. Путь в Эммаус
Путь в Эммаус. Витраж
Albert Houthuesen. Христос в Эммаусе
Альбрехт Дюрер. Христос в Эммаусе
Карл Блох. Христос в Эммаусе
Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/79-emmaus
Рембрандт «Возвращение блудного сына» — Православный журнал «Фома»
Рембрандт Харменс ван Рейн умер в октябре 1669 году. Ему было 63 года. Он был стар, болен и нищ. Нотариусу не пришлось тратить много времени на составление описи имущества художника.
Опись была краткой: «три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия».
Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией.
В ней были триумф и величие, слава и богатство, настоящая любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета.
Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Рембрандт — новатор. Не случайно у него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников.
Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль.
Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы.
Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для метущейся души.
1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына»
Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред.) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.
Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью.
Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также.
«Возвращение блудного сына»
Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?
История блудного сына в творчестве Рембрандта
Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство.
В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом.
Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь.
Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.
1633 год «Автопортрет с Саскией»
Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан.
Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед.
В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную.
Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. Был ли это намек зрителю, что за все в жизни придется платить или просто композиция картины требовала пятна в углу.
Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. Однако его не поняли.
Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков.
В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне.
В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние.
А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь. Настоящую и горячую любовь переданного сердца.
Трагедия художника – «Несколько раз умереть»
Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером.
Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах.
Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной.
Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами.
И вот он лишен того, что ценил. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное.
Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)…его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви.
Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.
От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться.
Картина 1669 год «Возвращение блудного сына»
1669 год. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.» (Лк 15:18-21).
Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют: волшебником. И это не простое ремесло.»
Источник иллюстраций — aria-art.ru
Источник: https://foma.ru/rembrandt-vozvrashhenie-bludnogo-syina.html
«Христос в Эммаусе», или похищение в Датском королевстве
Автор: Борис Столяров| 26 апреля 2016 00:01
Статья из архива от 2013 годаУтром 11 марта служка церкви в пригороде Ринкебинга Датского королевства обнаружил пропажу полотна «Христос в Эммаусе».
Эмиль Нольде. Слева — Автопортрет. Справа — Христос в Эммаусе, похищенная картина
Церковь – особенная, открыта для публики в любое время, даже в ночное, и ранее никогда не охранялась.В помещении церкви нет видеонаблюдения.Никаких свидетельств взлома на месте преступления не осталось.Как теперь говорит викарий церкви, служащие никогда не рассматривали храм как художественный музей, и каждый имел возможность войти внутрь и побыть в церкви, в том числе – и в одиночку.
«Христос в Эммаусе» принадлежит кисти Эмиля Нольде.Мастер написал полотно в 1904 году по заказу местной церкви. 110 лет назад его работу оценили в 340 крон.Сегодня полотно оценивается экспертами в 10 млн крон или 1.8 млн долларов.Картина имеет размеры 60х80 см и являлась частью алтаря.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. Лейден, Амстердам, Холст, 50х64 см.
Конфискована во время Великой французской революции
Все столетие картина «Христос в Эммаусе» провела в одной церкви, пока воры не сняли ее при помощи обычной отвертки.Кстати, картин с таким названием – много, как принадлежащих кисти Великих Мастеров, так и руке Великих Копиистов….
После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима).
Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им.
Тициан. Христос в Эммаусе, ок. 1535. Лувр
Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки. Вот отрывок из него:«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»…Настоящее имя Эмиля Нольде — Ганс Эмиль Хансен (1867-1956).
Он — один из самых известных немецких художников-экспрессионистов, график.Его любимая техника – акварель, и искусствоведы считают его одним из величайших акварелистов XX века.
Паоло Веронезе (Кальяри). Христос в Эммаусе (Supper in Emmaus), 1559
Эмиль Нольде известен как Мастер, так называемой, «энергичной манеры письма».Ему свойственен выразительный выбор цветов.Эмиль Нольде не любил, когда его называли экспрессионистом. В одной из своих статей он признался, что «вздохнул свободнее, когда на это название стали претендовать футуристы и конструктивисты».Их он не особенно уважал…
Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе
Нольде всю жизнь был «одиноким художником». Из-за разнообразия в технике и сюжетных линий, Живописца часто помещали в какую-либо творческую группу, которых за его жизнь было много.Но ирония в том, что сам он всегда сторонился художественных групп.
Среди специалистов бытует легенда, будто он когда-то ненадолго примкнул к «Мосту», затем к «Синему всаднику».Но члены этих групп считали Нольде — уникального художника, странным и нелюдимым человеком, который нуждается в поучениях.
Слева — Гюстав Доре.
Путь в Эммаус, справа — Альбрехт Дюрер. Христос в Эммаусе
Однако Мастер был иного мнения и ни в одной из групп не прижился.Эмиля Нольде, несмотря на его нелюбовь к определениям, считают характерным экспрессионистом, художником ярко выраженных активных переживаний, Мастером открытости в выражении своих чувств.Сюжеты Нольде имеют религиозный смысл.
Описывая его характер и образ жизни, современники, в частности — критик Вильгельм Гаузенштейн, указывают – он был вечно недоволен собой, погружен в меланхолию, и живопись была единственным средством выхода его внутренней энергии, способом освобождения от оков сомнений.Единственной возможностью жить…
Эмиль Нольде много работал в гравюре.
Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус
В начале творческого пути он использовал технику «сухой иглы» (одна из разновидностей углубленной гравюры), затем ксилографию (древнейшую технику гравирования) с ее резкими сопоставлениями черного и белого, несколько грубыми, будто «вырубленными топором» скульптурными формами.
Это — его запоминающийся «Пророк» (1912) с трагическим взором глубоко запавших глаз.Но, как было сказано выше, ему особенно удавались религиозные композиции.«Тайная вечеря» (1909), «Распятие» (1911—1912), «Положение во гроб» (1913)…Его манера — экстатичность, его достоинство — сила воздействия на зрителя.
Герои его произведений близки религиозным людям, они будто стоят рядом, вплотную к ним.
Leon Augustin Lhermitte. Христос в Эммаусе
Его любимая тема — история предательства и мучений, которые, как он считал, являются человеческими инстинктами.Нольде написал однажды: «Инстинкт в десять раз важнее знания».
Не станем обсуждать мнение покойного Мастера, но факт – в своих полотнах он следовал своему (философскому) видению мира.Он стремился уйти от объективности знания к полноте мистического переживания судьбы Христа.
Христос Нольде — это Христос «крестьянский», спустившийся на самое дно мира, чтобы возвысить его.
Albert Houthuesen. Христос в Эммаусе
Образы Нольде, трагичные, порой до безысходности, заставляют вспомнить слова Библии…Нольде с кистью в руках был во власти религиозных чувств и стремлении познать истину…
Вильгельм Гаузенштейн: «Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод».Эмиль Нольде не писал портретов своих современников – не любил конкретность, стремился уйти от нее к своим мыслям.
Изображения человека у него символичны, по его словам — «по ту сторону понимания и знания» и вне времен.
Отто Менгельберг. Путь в Эммаус
Таковы его полотна «Дьявол и ученый», «Обнаженная и евнух», «Брат и сестра». Но в своих выдуманных героев он всегда вселял человеческую душу.Нольде – Мастер пейзажа.
Природу он очень любил, она была для него — пространством переживания.В его пейзажах всегда есть небо, часто — в драматическом состоянии, перед грозой, с рваными силуэтами свинцовых туч.
Слева — Карл Блох.
Христос в Эммаусе, справа — Путь в Эммаус. Витраж
Природа у Нольде — торжественна и значительна, человеку в ней места он не отводит, но деяния людей есть – протоптанные дороги, дома, мельницы, лодки…
Природа Нольде красочна, но что удивительно — не декоративна, без элементов торжественности, чаще всего – даже обыденная.Но всегда много света, красочных пятен, и от этого – радость жизни, духа, «дикой красоты»…
Любопытно, в 20 пейзажах одного и того же вида «Осеннего моря» (1911), у Нольде нет двух одинаковых, на всех картинах изображены различные атмосферные состояния.
Если говорить о Нольде и больших городах – а это тема, общая для всех экспрессионистов, то его город — только Гамбург — таинственный, фантасмагорический, портовый, с желтолицыми матросами-китайцами, женщинами в припортовых улочках с пьяными бюргерами.
Христос в Эммаусе. Икона
Среди «странных картин» Нольде — «Мальчики-папуасы» (1913—14) – странные, словно вырубленные из куска эбонитового дерева, нарочно небрежно, но серьезные, с отчаянием одиночества на странно выписанных умных лицах, запоминающихся, ибо не соответствуют всему остальному.
В поздние годы жизни Нольде пишет не только пейзажи, но и натюрморты с цветами, часто акварели — и в этой технике художник достиг совершенства. Особенно хороши красные маки и лиловые тюльпаны – чистый цвет, светлый, свободный и прекрасный, без свойственного ему драматизма, экспрессии.
Вы видите талантливо исполненную копию Великого Копииста Ван Меегерена. Христос в Эммаусе
Гаузенштейн описывает – Нольде порой уничтожал свои работы, чтобы освободиться от их экспрессии, словно она преследовала своего Мастера.
Легкие, импровизированные акварели на влажной японской бумаге – по мнению искусствоведов, самая светлая часть его творческого наследия.
Есть у Эмиля Нольде и темная часть жизни – в коричневых тонах: им овладели идеи «немецкого национального духа», «нордического» искусства, что привело художника к членству в нацистской партии.
Питер Корнелиус ван Рейк. Христос в Эммаусе
Но его иллюзия соединения подлинного искусства с тоталитарным режимом потерпела крах — он был заклеймен режимом как вырожденец и отступник. И Нольде подвергли запрету на творчество.
Оказалось, по идеологическим убеждениям — Нольде был нацистом, но при этом не соглашался с методами фашистов.
…А пока похищенную в Датском королевстве с алтаря церкви картину «Христос в Эммаусе» ищут.
И вряд ли найдут…
Похожие материалы
Источник: http://stop-news.com/sobytiya-i-fakty/hristos-v-emmause-ili-pohischenie-v-datskom-korolevstve
«Христос в Эммаусе» или «Путешествие в Эммаус»
«Христос в Эммаусе» или «Путешествие в Эммаус»
Михаил Яо, директор МИА ASG, доцент К(П)ФУ
Жан Тассель Христос в Эммаусе Холст, масло 101×145 см БСИИASG, инв. № 04-2261
yi
Сюжет примыкает по своему содержанию к Noli me tangere («Не прикасайся ко мне» или «Явление Христа Марии Магдалине») (Ин. 20: 14-18) и посвящен событиям Воскресения Христова. События, происходившие после распятия Иисуса Христа, описываются у всех евангелистов. Матфей рассказывает о явлении Христа Марии Магдалине.
У Марка он также является Марии Магдалине, изгоняя из нее предварительно семь бесов (Мр. 16: 9). Говорится о явлении воскресшего Христа и у Иоанна, где он появляется перед учениками на берегу Тивериадского озера (Ин. 21: 4).
Особенно подробно описывает чудеса воскресения Лука, у которого Христос сначала является женам-мироносицам (Лк. 24: 10) (Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова), а затем двум ученикам Христа, шедшим в Эммаус (Лк. 13: 31). Лука рассказывает о том, что в первый день недели (воскресенье) «двое …
шли в селение, отстоящее стадий на 60 от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».
«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, по-
шел с ними; но глаза их были удержаны, так — что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?».
И они рассказали Путнику о скорбных событиях Распятия, а также и о том, что утром текущего дня женщины «были рано у гроба и не нашли Тело Его».
На это Путник ответил им: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».
Придя в Эммаус, ученики предложили Путнику остаться с ними, так как тот показывал им на вид, что хочет идти далее. Он вошел и остался с ними. Во время трапезы «Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». Именно эта сцена изображена Жаном Тасселем на полотне БСИИ АБС. Христос, держа в руках хлеб, благословляет его,
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
Í4up искусств
а путники застыли в позах удивления. Казалось бы, очевидная мизансцена изображает конкретных персонажей Евангелия. Однако есть детали, которые говорят о сложности интерпретации картины. Первое: кто изображен на полотне? По Евангелию один из двух апостолов — Клеопа.
Священное Писание упоминает двух персонажей с этим именем. Один из них — Клеопа или Клеопас, Клопас, второй муж матери Богородицы, Анны (Анна была трижды замужем: за Иоакимом, Клео-пой и Саломеем.
От всех мужей у нее были дочери по имени Мария: Мария Богородица от Иоакима, Мария Клеопова и Мария Саломеева, вышедшая
замуж за Зеведея и ставшая матерью апостола Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста). Второй Клеопа — брат воспитателя Христа Иосифа (Иосифа Плотника) и муж Марии Клеоповой (по совпадению носившей то же имя, что и ее отец).
В церковнославянском издании «Апостола» приводится список 70 апостолов, авторство которого относят к мч. Дорофею, у которого Клеопа — это Симеон «Сродник» (или по-гречески Зеслоси^од деспосин, т.е. родственник Христа), и именно ему, по утверждению апостола, явился Христос.
На картине он изображен слева. Вокруг его головы художник написал сияние.
Но кто из изображенных — Клеопа? Из оставшихся двух один в удивлении приподнял салфетку (справа), другой, в центре, на одежде имеет раковину — знак странника или пилигрима, паломника. На это указывает также и посох в его руке.
Этот же атрибут встречается и в других композициях на этот сюжет, в частности, в работах Веронезе и братьев Ленен. Композиция полотна построена так, что представляется очевидным, что она изображает разговор Христа с персонажем справа.
Поскольку из текста мы знаем, что вопрос Христу задавал Клеопа, то логично предположить, что и разговор за трапезой вел он, поэтому почти определенно можно утверждать, что персонаж, держащий в руках салфетку, — Клеопа, муж сводной сестры Богородицы.
На спине его мы видим шляпу с широкими полями, которая так же, как и раковина, является символом странника.
'г<\p>
Не так легко определить и третьего изображенного на картине персонажа. Евангелие от Луки не называет его имени вообще. В литературе есть две трактовки. Характерно, что обе они приводятся в словаре изобразительного искусства под редакцией В.Г.Власова.
По одной из них, третьим персонажем сцены является сам Лука (т.Х), а по другой — апостол Петр (т.УН).
Однако если обратить внимание на раковину на плаще персонажа, то есть основание предположить, что здесь изображен не просто пилигрим, а Иаков Старший, которого традиционно изображали с символом странника — раковиной.
неизвестный автор Апостол Маков 1475 г.
Музей изобразительных искусств, Дижон
Храм, посвященный этому апостолу, находится на севере Испании, в городе, носящем его имя — Сантьяго-де-Компостела. Образ святого Иакова чрезвычайно популярен был и есть в Европе, а особенно в Испании и во Франции.
По территории этих двух стран проложен путь паломничества, который в средневековье называли путем «указанным звездами» (Santiago de Compostela [san ^ащо 3e kompos'tela] с галисийского языка).
Жан Тессель, как уроженец центральной Франции, вполне мог изобразить в качестве второго путника именно святого Иакова.
уыр ВЕСТНИК ГЛЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств
В Евангелии указывается, что Эммаус находился примерно в 60 стадиях от Иерусалима (Лк. 24: 13), что составляет около 20 км. На месте Эм-мауса позднее был город Никополь.
В настоящее время место, где Христос явился ученикам и разделил с ними трапезу, связывают с так называемым Латрунским перекрестком, находящимся на трассе Иерусалим — Тель-Авив. На полотне Тассе-ля, естественно, предстает не реальная картина, а плод его воображения.
В деталях пейзажа мы можем прочитать намеки на события, связанные с жизнью Христа. Так, извилистая река может быть интерпретирована как Иордан, в которой был крещен Христос.
Символически может быть интерпретирована и гора на заднем плане как Кар-мель, где в свое время Моисей получил скрижали, а поросшая лесом возвышенность с тремя пирамидальными тополями может быть Голгофой, местом казни Христа.
Интересно остановиться на одеждах, в которые облачены персонажи. На Христе и среднем персонаже (святой Иаков?) поверх одежды имеется короткая накидка, закрывающая плечи и являющаяся дополнительным элементом, защищающим от дождя. Это римская лацерна, как ее понимал художник.
В XVII столетии живописцы уже имели представление, что древнеримский костюм 1 века нашей эры представлял собой куски материи, накладываемые на фигуру и свободно драпируемые на ней. Именно в таком облачении Христос и Иаков. Клеопа же одет в одежды, имеющие характерные для моды первой половины XVII века детали.
Это продольные разрезы на ткани верхней одежды, сквозь которые выступает ткань нижней рубашки. Такие разрезы получили название разрезы ландскнехтов, а мода, использующая их — модой ландскнехтов. Она были популярны в XVI и оставались таковыми еще и во второй четверти XVII, т.е. годы, когда работал Жан Тассель.
Таким образом, одежда изображенных являет собой творческую переработку художником современных и древних элементов.
Христос прикрывает руками хлеб, который благословил. Именно в этот момент, по Евангелию, ученики узнают в путнике своего воскресшего Учителя. Интересно, на столе только хлеб, тарелка и нож. другие мастера, как правило, изображали большее разнообразие на столе.
В частности, в этой сцене часто присутствует рыба на блюде, являющаяся намеком на жертвенность Христа.
Рыба, по-гречески, ихтйс ('1хЭид) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: '1г|сгайд Хрютод ©еой 'Тюд Ешт|р (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Все три предмета на столе — символы жертвенности.
Хлеб имеет спиритуальное значение «тела Господня», нож — символ жертвы, пришедшей еще их Ветхого Завета из сцены жертвоприношения Авраама, блюдо — символ жертвы Иоанна Крестителя, именно на блюде Саломея получила голову Предтечи. Таким образом, на столе намек на три главные жертвы Писания.
Не случайно в композиции такая деталь, как колонна с основанием в виде двух валиков, так называемая «двойная аттическая база». Колонна как символ основы или опоры чего-либо — это любимый элемент художников классицизма, начиная с Николя Пуссена, под впечатлением творчества которого явно находился Жан Тассель.
Караваджо Ужин в Эммаусе 1599-1602гг.
Национальная картинная галерея, Лондон
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОД-ЮГО ИНСТУГТУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
Тема Христа в Эммаусе была популярна в живописи вплоть до конца XVII столетия. Практически все крупные мастера этого времени не обошли ее стороной. Интересно, как менялось внутреннее содержание картин с этим сюжетом.
Если взглянуть на работы Тициана и Веронезе (обе в Лувре), то при всей яркости, своеобразии каждого из этих мастеров венецианского Возрождения, мы увидим удивительное внутреннее согласие художников в раскрытии смысла картины.
Этот смысл заключается, прежде всего, в том, что как замечательно, что в торжествующую жизнь во всем ее убедительном многообразии возвращен Христос. Главная задача обоих мастеров показать масштабность всего сущего. Жертва Христа здесь трактуется как неотъемлемый атрибут Существования Жизни.
Если взглянуть на работы таких мастеров XVII века, как Караваджо, Рембрандт и Веласкес, то за еще большим различием их трактовок мы также можем увидеть общность.
Для всех живописцев XVII века важна не столько масштабность жизни, в которую вернулся Христос, сколько достоверность самого факта явления, утверждающего связь физического с духовным и право каждого человека, кем бы он ни был, быть причастным к этой связи. Спаситель возвращается не просто в жизнь, а приходит к каждому человеку. Зрителю легко представить себя на месте персонажей картины.
Для нас интересна еще одна композиция, также хранящаяся в Лувре, написанная братьями Ленен.
Здесь сюжет предстает как сцена встречи простых людей с воскресшим Христом, фактически мало отличающимся от них.
Смысл картины, как и всего творчества братьев Ленен, в том, чтобы показать значимость и достоинство простого человека, его право быть сопричастным Таинству Воскресения. Такой обобщенной бытовой трак-
товки у Тасселя нет, его смысл несколько отличен. Главным для него выступают идеи, созвучные с творчеством Пуссена, в которых высшей ценностью выступает одухотворенное рациональное начало, Божественный и одновременно Человечный порядок, царящий в мире и являющийся основой смысла и нравственности.
Вот почему в композицию включена колонна, а персонажи задрапированы в античные одежды. Евангельское прошлое призвано здесь соединиться с окружающей художника действительностью. В образе Клеопы аллегорический современник живописца встречает воскресшее и вернувшееся навсегда рациональное начало.
Интересно, что с данным сюжетом связана одна из самых известных историй о подделках в искусстве. В 30 гг. XX века на аукционах Европы появлялись картины голландских художников, выполненные на очень высоком уровне.
Среди них была и картина «Христос в Эммаусе», которая в 1937 году специалистом по голландской живописи Бредиусом была признана подлинным произведением Вермеера Дельфтского.
И только позднее, уже после окончания второй мировой войны, стало известно, что настоящим автором полотна был Ван Меегерен — художник-неудачник, который изготовлением замечательных имитаций сначала хотел завоевать славу, а затем отказался от саморазоблачений ввиду высокой стоимости его подделок.
Только угроза обвинения в коллаборационизме заставила его «раскрыть карты». Несколько своих «подлинных» Вермееров он продал Генриху Герингу, за что был арестован и отдан под суд как сотрудничавший с гитлеровцами преступник. Будучи в заключении, Ван Меегерен написал еще одну композицию, имитирующую Вермеера, чем доказал пораженным специалистам свое авторство картин.
Тициан
Христос в Эммаусе середина 1530-х гг. Лувр, Париж
Веронезе
Христос в Эммаусе Конец 1550-х годов Лувр, Париж
рембрандт Христос в Эммаусе 1648г.
Государственный музей искусства, Копенгаген
Веласкес Чудо в Эммаусе 1618 г.
Музей Метрополитен, Иью-йорк
Ленен Луи, Антуан и Матье Христос в Эммаусе Происходит из капеллы замка рошамбо в Вандоме (до 1948) Лувр, Франция
ВЕСТНИК международного ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА ч / -,
161
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/hristos-v-emmause-ili-puteshestvie-v-emmaus
Рембрандт Харменс ван Рейн — презентация, доклад, проект
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Биография Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника среднего достатка; он был восьмым ребенком и единственным, об образовании которого родители позаботились особо.
Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье.
Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии.
Слайд 3
Описание слайда:
Блудный сын Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. «Блудный сын» — последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка.
Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. В одной из притч рассказывается о сыне, покинувшем кров родительского дома ради веселой и беззаботной жизни. Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Старик отец, ослепший за эти годы, принял его в свои объятия, простив ему свое горе и одиночество.
Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым.
Слайд 4
Описание слайда:
Флора Рембрандт написал эту картину в 1634 году, в год женитьбы на Саскии ван Эйленбурх, дочери одного из своих компаньонов. До самой своей смерти, которая последовала, когда ей было всего тридцать лет, эта женщина была любимой моделью художника.
Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам.
В эти годы художник любил писать драгоценные украшения и ткани, одевая, как в данном случае, свои модели в фантастические костюмы.
Слайд 5
Описание слайда:
Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Только служанка была при царевне. О красоте Данаи прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов.
«Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. От Данаи трудно оторвать глаза. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности.
Она выглядит чуть старше, чем принято изображать избранницу Зевса, но именно это позволяет Рембрандту придать переполняющим ее чувствам особую глубину.
Слайд 6
Описание слайда:
Ночной дозор Эта самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году.
Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников.
Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.
Слайд 7
Описание слайда:
Давид и Урия Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью».
Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев.
Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике.
Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Поэтому правомерно вернуться к старой версии. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.
Слайд 8
Описание слайда:
Снятие с креста Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился.
Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.
Слайд 9
Описание слайда:
Жертвоприношение Авраама Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож.
В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично
Слайд 10
Описание слайда:
Пир Валтасара Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь.
На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.
Слайд 11
Описание слайда:
Сусанна и старцы История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Однако это не помешало художникам — католикам и протестантам — создавать на эту тему картины, исполненные драматизма и эротического очарования.
Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду, из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком.
Сусанна отказывается, и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.
Слайд 12
Описание слайда:
Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт.
Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Слайд 13
Описание слайда:
Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии . Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит.
Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах
Слайд 14
Описание слайда:
Христос в Эммаусе Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима.
К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.
Слайд 15
Описание слайда:
Неверие апостола Фомы Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.
Слайд 16
Описание слайда:
Моисей со скрижалями законов Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей.
Это, несомненно, торжественное событие, но трудно быть уверенным, изображен ли здесь момент триумфа или гнева, когда Моисей, видя, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой.
Эта картина, возможно, была заказана для главы какой-то гильдии и предназначена для украшения камина в амстердамской ратуше.
Слайд 17
Описание слайда:
Святое семейство и ангелы Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие.
Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Слайд 18
Описание слайда:
Софониба принимает чашу с ядом Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене. Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом.
Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены.
Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь.
Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»
Слайд 19
Описание слайда:
Симеон во храме Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Господня». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы.
Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца — сцена, исполненная бесконечной нежности.
Слайд 20
Описание слайда:
Смерть мастера Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Рембрандт — поэт страдания и сострадания. Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого.
Сюжеты свои он выбирал в жилищах ремесленников, среди небогатой обстановки домашнего очага простолюдина; на его картинах мы видим несчастных больных, убогих и увечных. Кто хоть раз внимательно изучил «Милосердного самарянина» (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения.
Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.
Слайд 21
Описание слайда:
Великий Рембрандт, любимый многими и многими ненавидимый, совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах.
Великий Рембрандт, любимый многими и многими ненавидимый, совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах.
Слайд 22
Описание слайда:
Презентацию подготовила ученица 10 класса Смирнова Татьяна. Презентацию подготовила ученица 10 класса Смирнова Татьяна.
Источник: https://myslide.ru/presentation/102033_rembrandt-xarmens-van-rejn