Описание картины рене магритт «голконда»

О чем говорит мне эта картина? «голконда» рене магритта

«Голконда» (Menil Collection, Хьюстон, Техас, США) была написана в 1953 году. Голконда – древняя индийская крепость, легендарный центр добычи алмазов и символ богатства: считается, что именно там были найдены знаменитые алмазы Кохинур и Регент. Магритт создал несколько похожих работ на эту тему.

Марина Хайкина, искусствовед: «Образы, которые сюрреалист Магритт предлагает зрителю, навязчивы и абсурдны, и наше сознание живо реагирует на диссонанс с реальностью: мы замираем и пытаемся разгадать ребус. Именно в этом процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. И у каждого зрителя этот смысл свой.

Для меня «Голконда» – своеобразное размышление Магритта о месте каждого отдельного человека в обществе ему подобных, о балансе общего и индивидуального. Мы видим множество почти идентичных мужских фигур, последовательно удаляющихся от зрителя.

Они одеты в одинаковые плащи и котелки, их позы похожи, что заставляет нас думать о них как о группе, сообществе людей. И расположены они в виде ромбических решеток, которые напоминают нам о кристаллической структуре алмаза (вспомним, что картина названа по имени алмазной столицы Голконды).

Мир людей – это своего рода многогранник, наше существование подчинено жестким нормам. Но если приглядеться, каждый человек на картине отличен от другого, индивидуален и по-своему неповторим».

Андрей Россохин, психоаналитик: «Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация.

Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу.

Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец они сливаются в один огромный серый объект, заполняющий все пространство картины. В нем стираются не только половые, но и любые индивидуальные различия.

Он становится похож на гигантский Фаллос, каменную бабу, образ языческого божества древних народов. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег.

Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.

Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома.

Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен.

Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества».

Рене Магритт (René Magritte, 1898–1967), бельгийский художник-сюрреалист, автор картин-ребусов, которые ставят вопросы о сути бытия. Магритт призывает зрителей задуматься об обманчивости видимого, о разнице между изображением и реальностью.

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/o-chem-govorit-mne-eta-kartina-golkonda-rene-magritta/

Рене Магритт. Жизнь и творчество. Картины

Рене Магритт (фр. René François Ghislain Magritte, 21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Лессин, Бельгия) — бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины. 

Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь.

Голконда

Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество. 

Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. 

Он не объяснял значений своих полотен, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам.

Терапевт
Особенности творчества художника Рене Магритта: начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл.

Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица.

Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».

Сын человеческийИзвестные картины Рене Магритта: «Сын человеческий», «Голконда», «Влюбленные», «Вероломство образов (Это не трубка)», «Потерянный жокей».

Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником. 

Все его творчество — сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов. 

К тому же, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов. 

Складывается впечатление, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным. 

В результате второе победило, а первое просто нашло иной выход.

Влюбленные
Большую часть жизни Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. 

Он носил неприметную одежду, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой, ни разу не испачкав пол краской. 

Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма».

Запретный мир

Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда, когда он брался за кисть. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.
Спасение из воды Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье.

Легенда веков

Вообще, словосочетание «ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества. Это стало настоящей проблемой для борзописцев, пытавшихся раскопать хоть какой-нибудь «жареный» факт в биографии Магритта. И, наконец, это удалось: в какой-то момент вскрылась детская трагедия художника.

Вечернее платье
О том, что мать Магритта покончила с собой, долгое время не знала даже его жена.

Он старательно обходил этот печальный факт в любых разговорах. 

И, видимо, не зря, ведь после того, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности, поклонники психоанализа (который сам Магритт, к слову, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине.

Хор сфинксов
Как бы там ни было, ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла. 

До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства, мужу даже пришлось запирать ее в комнате. 

Ее поиски длились несколько дней, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре.

Прекрасные реалии

Вода безжалостно обнажила ее тело, намотав подол рубашки вокруг головы. 

Считается, что именно поэтому на некоторых картинах Магритта лица людей закрыты тканью («Влюбленные», 1928, «Суть вопроса», 1928, «Изобретение жизни», 1928). 

Сюда же относят его знаменитые картины, изображающие «русалок наоборот» — существ с головами рыб и ногами женщин («Коллективное изобретение», 1934, «Песнь любви», 1948).

Любовная перспектива

Сам же художник утверждал, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния. 

Он говорил, что в тот момент, когда было обнаружено ее тело, он даже ощутил некоторую радость, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе. 

В остальном же, признавался Магритт, в его детстве было достаточно других событий, повлиявших на его творчество.

Ванна в стакане

Впрочем, о том, что это были за события, художник загадочно молчал.
Женщина в ящике Вскоре после смерти матери Рене познакомился с человеком, которому было суждено стать самым главным в его жизни. 13-летняя Жоржетта Бергер была дочерью мясника в Шарлеруа.

Без названия

Вместе подростки проводили все свободное время. 

Во время одной из прогулок по заброшенному кладбищу Рене и Жоржетта увидели художника с мольбертом. 

Мальчик застыл, словно завороженный: раньше он никогда не видел живописца за работой. 

Как потом признавался Магритт, именно в этот момент он решил стать художником.

Жоржетта за пианино
По-детски невинный роман Рене и Жоржетты продлился недолго: родители девочки разлучили возлюбленных, переехав в Брюссель. 

Через несколько лет в столицу отправится и Магритт — он два года отучится здесь в Королевской Академии изящных искусств. 

И одним туманным днем 1920 года Жоржетта просто-напросто столкнулась с ним на улице.

Принципы удовольствия — портрет Эдварда Джеймса

По-видимому, Судьба тоже любит фокусы. Юношеская любовь никуда не исчезла, Магритт твердо решил, что женится на девушке. 

Но сделать это удалось только после того, как Рене отслужил в армии.

Весна
Магритт женился на Жоржетте в июне 1922 года. 

Она стала его главной музой: художник утверждал, что все женские лица на его полотнах написаны с его жены . 

Больше они не расставались до самой его смерти. То есть, почти не расставались. 

В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом — художником Полем Колине. Супруги окончательно воссоединились только в 1940 году.

Прекрасный принц
Этот небольшой скандальный эпизод — пожалуй, единственное, что выбивается за рамки биографии добропорядочного гражданина Рене Магритта. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали «в свете». Художник не любил путешествовать, да и вообще редко выходил из дома.

Каникулы Гегеля

В его доме не было специально оборудованной студии, он писал прямо в гостиной, строго по часам, и всегда прерывался на обед. У многих живописцев, которые во время работы забывали обо всем на свете, просто волосы зашевелились бы от такого «кощунства».

Кусочек бандитской души

Человек без лица и голубь в рукаве Большинство фокусников скрывают от публики свое истинное лицо: отвлекают от него внимание яркими платками, летающими игральными картами, пиротехническими трюками; прячутся за слоем грима или масками. Так и Рене Магритт тщательно скрывал свою личную жизнь, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.

Избирательные сходства

Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом — яблоком или летящим белым голубем.

Дух путешествий

И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку.

В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.

Искусство жизни
Свою первую «иллюзионистскую» картину «Потерянный жокей» художник написал в 1926 году, начав с нее серию живописных экспериментов с реальностью.

Здесь были левитирующие люди («Размышления одинокого ходока», 1926) и рояли («Счастливая рука», 1953), разрезанные на части женские тела («Вечное доказательство», 1930) и белые голуби как обязательный атрибут выступления любого уважающего себя фокусника («Терапевт», 1937).

Изобретение жизни

Во время жизни в Париже с 1927 по 1930 год Магритт сблизился с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном.

Именно в этот период начали проступать из темноты те самые образы, которые в будущем сделают Магритта знаменитым, именно тогда медленно начал выкристаллизовываться неповторимый мир, который художник воссоздавал на холсте.

Позже Магритт разругался с Бретоном и перестал причислять себя к сюрреалистам, сочинив собственный «магический реализм».

Стрела зенона

Даже на короткий «солн ечный» период (его еще называют «периодом Ренуара«), пришедшийся на военные годы, Магритт не прекращает своих опытов с гранями реальности.

Проект мурала для модного дома Norine

Он рисует человека в маске и цилиндре, одновременно похожего на иллюзиониста и детскую любовь художника — Фантомаса («Возвращение пламени», 1943), и людей с головами-пушками («Цицерон», 1947), отсылая нас к знаменитому цирковому трюку с человеком — пушечным ядром.

Настоящее
Уже в послевоенные годы, в спокойное время, наполненное спокойными буржуазными радостями, Магритт написал картины, которые принесли ему мировую известность: «Вероломство образов» (1948), «Сын человеческий» (1964) и «Голконда» (1953).

Условия человеческого существования

Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.

Потерянный жокей

Тоска по Родине

Черная магия

Рекламня плакат для модного дома Norine

Алиса в стране чудес

Чистый разум

Источник: https://obiskusstve.com/1114534941467609808/rene-magritt-zhizn-i-tvorchestvo-kartiny/

Рене Магритт. Мастер живописных ребусов

Рене Магритт. Ясновидение (автопортрет). 54 х 64,9 см. 1936 г. Частная коллекция. Artchive.ru

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «похищение европы»

В искусстве Рене Магритта нет ни капли позёрства. Он не «интересничает» со зрителем с помощью своих загадочных картин. Вместо этого он настоятельно призывает думать.

Картина, приятная для глаз, не является искусством для Магритта. Она для него совершенно пуста.

Сегодня энциклопедии определяют Магритта, как выдающегося сюрреалиста. Мастеру это наверняка бы не понравилось. Он сторонился психоанализа и недолюбливал Фрейда.

Разорвав однажды творческие узы с Андре Бреттоном (теоретиком сюрреализма), он запретил когда бы то ни было называть себя сюрреалистом.

Он стал первооткрывателем магического реализма. Магритт вообще был вольным художником, не готовым расстаться со своей свободой во имя признания. Поэтому писал только то, что для него имело значение.

Споры об отправной точке

Рене появился на свет 21 ноября 1898 года в городе Лессине (Бельгия). Спустя короткое время на свет появились ещё три брата.

Счастливое детство закончилось для будущего художника в 14 лет. В 1912 году его мать утопилась в реке. Видя, как горожане вытаскивают безжизненное тело матери, юный Рене пытался понять причину произошедшего. Он всегда верил в силу мысли. Нужно только очень постараться, и тогда разум найдёт ответы.

Сегодня искусствоведы спорят о влиянии на живописца трагедии детства. Некоторые считают, что именно под эгидой этой драмы появилась серия картин с изображением русалок. Правда у Магритта – русалки наоборот: с рыбьим верхом и человеческим низом.

Рене Магритт. Коллективное изобретение. 1934 г. Художественное собрание земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф. Wikiart.org

Другие же, не отрицая влияния этой мрачной страницы биографии, всё же склонны видеть природу таланта в самой личности художника.

Р. Магритт. Портрет. 1935 г. МОМА, Нью-Йорк

Он был настоящий фантазёр. Придумывал невиданные игры и развлечения. Но романтический склад ума Рене был чужд его братьям. Им так и не удалось стать родными людьми.

Кто знает, может перед нами портрет одного из его братьев. Который отражает прохладные отношения между родными по крови людьми.

Вы видите глаз в беконе? Думаю, нужно мягко говоря недолюбливать человека, чтобы написать вот такой его портрет.

Любовь длиною в жизнь

А вот по-настоящему близким человеком для него стала его супруга, Жоржетта Бергер. Они познакомились ещё подростками. И случайно встретившись в ботаническом саду уже взрослыми людьми, никогда более не расставались.

Жоржетта была его музой и лучшим другом. Магритт посвятил ей не одно своё полотно, а она ему – всю свою жизнь.

Только одна история омрачила их семейную жизнь. Через 13 лет брака Магритт увлёкся другой женщиной. Жоржетта отомстила ему, закрутив роман с его другом. Они жили порознь 5 лет.

Именно в этот период почему-то Магритт написал вот этот портрет Жоржетты.

Рене Магритт. Жоржетта. 1937 г. Музей изящных искусств, Брюссель. Wikiart.org

Этот портрет особенно похож на открытку. Такая открыточность свойственна почти всем картинам Магритта.

В 1940 году супруги вновь воссоединились. И уже не расставались.

После смерти мужа Жоржетта вспоминала, что до сих пор, глядя на его картины, она разговаривает с ним и часто спорит.

Магритт не хотел воплощать свою любовь, как некое клише. В стремлении добраться до сути этого чувства, он создаёт полотно «Влюблённые». На ней лица молодых людей обёрнуты в простыни.

Рене Магритт. Влюблённые. 54 х 73,4 см. 1928 г. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк. Renemagritte.org

Эта работа поражает своей анонимностью. Мы не видим лиц героев. Такая обезличенность была свойственна почти всем работам художника.

Даже если на лицах не было покрывала, черты лица загораживал обыденный предмет. Например, яблоко.

Рене Магритт. Сын человеческий. 116 x 89 см. 1964 г. Частная коллекция. Artchive.ru

Признание и гражданский долг

В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.

Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.

Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.

Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.

Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка». Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета.

Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.

Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.

Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.

В чем, например, смысл в дожде из людей? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.

Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru

В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.

После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.

Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.

Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию.

Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru

С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы.

Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.

Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org

Достигший бессмертия

После войны Магритт снова вернулся к привычной стилистике, много размышляя на тему смерти и жизни.

Достаточно вспомнить его пародии на известные картины других художников, где всех героев он заменил гробами. Вот так в магриттовской интерпретации выглядит картина Эдуарда Мане “Балкон”.

Рене Магритт. Перспектива II: Балкон Мане. 80 х 60 см. 1950 г. Музей изящных искусств, Гент. Artchive.ru

Магритт признаёт величие смерти перед мыслью. Этих людей, реальных людей, когда-то позирующих Эдуарду Мане, уже нет в живых. И все их мысли навсегда ушли в небытие.

Но удалось ли Магритту обмануть смерть? Его жена Жоржетта утверждала, что да! Он жив в своих картинах, в загадках-ребусах, которая каждая несёт в себе. И призывая зрителя найти свой ответ.

После смерти художника от рака поджелудочной железы в 1967 году, Жоржетта до конца своих дней хранила нетронутым всё, что принадлежало талантливому супругу – кисти, палитру, краски. А на мольберте всё также стояла неоконченная картина “Империя света”.

Рене Магритт. Империя света. 146 х 114 см. 1950-е года. Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/rene-magritt/

О чем говорит мне эта картина? «голконда» рене магритта — магистерская программа «психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

О чем говорит мне эта картина? «Голконда» Рене Магритта

В новом проекте Psychologies #Смысл шедевра Руководитель Магистерской Программы психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед  Марина Хайкина анализируют искусство.

О чем говорит мне эта картина? «Голконда» Рене Магритта

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.

 «МЫ ОДИНАКОВЫ И НЕПОВТОРИМЫ»

Марина Хайкина, искусствовед: «Образы, которые сюрреалист Магритт предлагает зрителю, навязчивы и абсурдны, и наше сознание живо реагирует на диссонанс с реальностью: мы замираем и пытаемся разгадать ребус. Именно в этом процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. И у каждого зрителя этот смысл свой.

Для меня «Голконда» – своеобразное размышление Магритта о месте каждого отдельного человека в обществе ему подобных, о балансе общего и индивидуального. Мы видим множество почти идентичных мужских фигур, последовательно удаляющихся от зрителя. Они одеты в одинаковые плащи и котелки, их позы похожи, что заставляет нас думать о них как о группе, сообществе людей.

И расположены они в виде ромбических решеток, которые напоминают нам о кристаллической структуре алмаза (вспомним, что картина названа по имени алмазной столицы Голконды). Мир людей – это своего рода многогранник, наше существование подчинено жестким нормам. Но если приглядеться, каждый человек на картине отличен от другого, индивидуален и по-своему неповторим».

«ФАНТАЗИЯ О ВСЕМОГУЩЕСТВЕ НЕ ОСТАВЛЯЕТ МЕСТА ДЛЯ ЖИЗНИ»

Андрей Россохин, психоаналитик: «Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация.

Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу.

Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец они сливаются в один огромный серый объект, заполняющий все пространство картины. В нем стираются не только половые, но и любые индивидуальные различия.

Он становится похож на гигантский Фаллос, каменную бабу, образ языческого божества древних народов. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег.

Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.

Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома.

Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен.

Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества»

Источник: https://www.hse.ru/ma/psyan/article/Psychologies/golkonda

Рене Магритт. Тайна живописи

“Мои полотна ничего не скрывают, они вызывают тайну…Тайна ничего не значит – она непознаваема”, – так описывал свое творчество бельгийский сюрреалист Рене Магритт. Художник вел уединенный образ жизни и не был склонен к эпатажу в отличие от своих коллег по цеху, к примеру Андре Бретона и Сальвадора Дали.

Прекрасный мир (1962)

Несмотря на то, что Магритт, приехав в Париж, был принят в общество сюрреалистов, сформированное основоположником и создателем “Манифеста сюрреализма”(1924) Андре Бретоном, он предпочитал держаться особняком и разделял далеко не все идеи адептов этого течения.

Например, повальное увлечение психоанализом Фрейда, характерное для сюрреализма и лежащее в основе фундамента течения, Магритт воспринимал с большой долей скептицизма.

В середине 1930-х годов художник был даже изгнал Бретоном из группы, но спустя какое-то время принят обратно.

Ностальгия (1940)

Замок в Пиренеях (1959)

Магритт использовал повседневные, реалистичные образы, будь то курительная трубка или яблоко. Выстраивая продуманную композицию, он своеобразно интерпретировал их, переворачивая смысл появления обыденных предметов с ног на голову, заставляя зрителя гадать над идеей, лежащей в основе произведения.

Проницательность (Автопортрет, 1936)

Большое семейство (1963)

В его “Вероломстве образов” (1929) крупным планом изображена трубка для курения табака, но авторская надпись гласит: “Это не трубка”. Впоследствии Магритт еще не раз обращался к выбранному образу и дублировал его в нескольких произведениях (“Две тайны” 1966). Магритт шутит, иронизирует и предлагает сменить обыденный взгляд на вещи более свежим, обновленным.

Вероломство образов (1929)

Возможно, кроме очевидной функциональности в трубке есть другой, скрытый смысл, ведь грань реальности и искусства тонкая и неопределенная. По его словам: “За всем, что мы видим, скрываются другие вещи. Мы всегда хотим видеть то, что скрыто за тем, что мы видим”.

Читайте также:  Описание картины эдуарда мане «расстрел императора максимилиана»

Это не яблоко (1949)

Вот она – широта мысли и нестандартность мышления. Неудивительно, что современные дизайнеры зачастую черпают источники вдохновения в работах сюрреалистов, и творчество Магритта не стало исключением. Например, страховая компания Allianz интерпретировала изображение трубки Магритта на современный лад. Надпись на фото: “Это не молоток”.

Одна из самых известных работ художника – “Сын человеческий” (1964). Впервые Магритт изобразил человека в котелке, стоящего к зрителю спиной, в картине “Размышления одинокого прохожего” (1926),  и с тех пор человек в котелке стал центральной фигурой его творчества, мигрируя из картины в картину.

Сын человеческий (1964)

Счастливый даритель (1966)

Фигура незнакомца это не только автопортрет художника, но и символичный образ современного бизнесмена. Его лицо скрыто, его мысли и чувства неведомы зрителю. Присутствие яблока не случайно, ведь это мощный библейский символ познания и искушения.

Отсюда широта возможных интерпретаций. С одной стороны о человеке в котелке можно сказать, что он потерял свою индивидуальность в современном деловом мире, поддавшись искушениям.

С другой стороны, яблоко это символ знаний, стремиться к которым характерно для природы человека.

Этот яркий образ широко тиражируется и используется в современной рекламной индустрии, от концептов крупных корпораций до виниловых наклеек на MacBook Pro.

Так, рекламное агентство DDB Berlin выпустило рекламу Volkswagen, креативно используя запоминающиеся образы с полотен Рене Магритта.

А вот реклама блендера от рекламного агентства Shalmor Avnon Amichay/Y&R.

Реклама мультифокусных контактных линз Varilux от Pablicis Brasil.Дизайн вешалки от Игоря Удушливого.Вариации неизвестных авторов (источник: pinterest)Человек в котелке на “Голконде” (1953) был смещен падающими кошками.

Обратимся к не менее загадочной картине Магритта “Влюбленные”(1928). Существует два варианта, во втором запечатлена сцена поцелуя. Простор для интерпретации весьма велик.

Самая распространенная версия – любовь слепа, поэтому лица любовников скрыты под слоем плотной ткани, они не видят друг друга и не замечают недостатков. Подобная трактовка имеет право на существование, но искусствоведам она представляется  слишком банальной.

По версии некоторых критиков,  ткань на их лицах связана с трагической историей из детства Магритта – его мать утопилась в реке, когда тело нашли – ее лицо было обернуто ночной сорочкой.

Возможно также, что необузданное стремление к наслаждению застилает им глаза, и все что их интересует – мимолетный порыв страсти.

А возможно, картина символизирует  одиночество. Несмотря на возникшую между влюбленными близость, каждый из них чувствует себя отчужденным и потерянным, они боятся взаимоотношений и не готовы полностью открыться перед другим человеком.

Существует место и для более позитивной трактовки – настоящей любви не нужны глаза, она живет чувствами.

Или же влюбленные прячутся от окружающего мира под плотной тканью, замечая лишь друг друга и бережно храня  трепетное чувство, ведомое лишь им двоим.

Таким образом, Рене Магритт, величайший сюрреалист, оставил великое множество головоломок, спрятанных в его картинах, заставляя зрителя размышлять о скрытом смысле привычных для нас вещей, и напоминая, что “видимое всегда прячет за собой еще одно невидимое…”

Источник: https://yvision.kz/post/602851

«Искусство для народа»: Рене Магритт «Декалькомания» — Управление культуры Администрации Екатеринбурга

В Екатеринбургской галерее современного искусства в самом разгаре выставка работ сюрреалиста Рене Магритта.

Мы не могли упустить такого случая и в рамках нашего просветительского проекта «Искусство для народа» обратились к екатеринбуржцам с просьбой поделиться своими мыслями по поводу картины «Декалькомания».

Интересующие людей вопросы мы передали куратору выставки, искусствоведу из Санкт-Петербурга Ренате Коряковой.

Рене Магритт «Декалькомания» 

Настя, студент-химик:

– Человек стоял за шторкой, и она загораживала ему мир. Тогда человек отодвинул шторку и увидел все. У него открылись глаза. Теперь он существует отдельно от нее.  Поэтому мне шторка навевает мысли о системе, о пропаганде – преградах, которые стоят между миром и нами.

Картина мне нравится тем, что она необычная. Заставляет задуматься. И я не против встать на место этого человека, чтобы тоже посмотреть на море и пляж.  Я бы хотела узнать, что значит эта картина.

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

– Самый большой соблазн для всех, кто знакомится с творчеством Рене Магритта, заключается в желании разгадать, объяснить его работы. Правда же кроется в том, что единственного ответа на ребусы, составленные художником, не существует.

Точнее, любая трактовка, предложенная зрителем, может быть верной: «Разглядывающий мои картины совершенно свободен видеть образы такими, каковы они есть, и он может выступать их открывателем». Также Магритт говорил: «То, что я пишу, не имеет ничего общего с символикой…

Вопреки всеобщему мнению, которое приписывает моим картинам символический смысл, в моей живописи нет никакой задней мысли».

Думаю, художник все же лукавил, и его парадоксальные произведения совершенно точно не лишены смысла, но любая попытка однозначно интерпретировать ту или иную работу будет напрасной.

Сюрреалисты в своем творчестве обращались к иррациональному, бессознательному. Осмысляя их произведения, зритель в каком-то смысле становится соавтором художника, так как привносит в их восприятие свой собственный взгляд на мир.

То, что Вы увидели в работе «Декалькомания» аллегорию преграды между миром и человеком, совпадает и с моими ощущениями.

Образ театрального занавеса часто появляется в картинах Магритта, и очень часто он обозначает препятствия, которые выстраивает наш собственный разум.

Также, возможно, речь в «Декалькомании» идет о том, что наша внешняя оболочка, которую художник намеренно обезличивает, скрывает за собой бескрайний внутренний мир, символом которого в данном случае выступает спокойное море.

Оксана, медсестра, г. Анапа:

–Такое ощущение, что этот мужчина потерял свою личность. Картина грустная и мысли такие же навевает. Понимаете, прямые плечи и спина говорят, что человек напряжен. Он себя сдерживает, контролирует. Возможно, напряжен из-за работы, и это плохо. На работе нужно сосредотачиваться, но постоянно находиться в таком состоянии нельзя, надо уметь и расслабляться.

А этот мужчина стоит лицом к морю, созерцание которого в принципе не предполагает напряженного состояния, и все равно сосредоточен и тверд. В том месте, где вырезан силуэт и видно море, – спокойствие и позитив. Я живу на море, и для меня это родной пейзаж – это умиротворение, расслабленность, душевный покой, благодать.

Что означает позиция человека? Напряжен ли он и, если это так, то почему?

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

– Загадочный человек в пальто и котелке, скрывающий от нас свое лицо, – персонаж, который регулярно появляется в работах Магритта практически с самого начала творческого пути мастера.

Этот силуэт всегда будто бы замкнут в самом себе, но, на мой взгляд, он излучает скорее не напряжение, а отстраненность, изолированность.

Вероятно, эта замкнутость образа означает, что свои чувства и мысли мы, намеренно или ненамеренно, скрываем под маской внешнего облика, привычек и повседневности.

Денис, студент:

— Когда я вижу на картине только спину или затылок изображенных людей, мне всегда становится интересно, как выглядит лицо. Если задумываться, кем может быть этот человек, как может выглядеть, что жизнь оставила на его лице, то на основе этого можно целые игры устраивать. Сделать вывод можно и основываясь на его образе, но будем ли мы при этом правы, и всех ли удовлетворит такой ответ?

Картина интригует, но и несет умиротворение – она достаточно спокойная и минималистичная. Однако образ лишнего человека тут тоже присутствует. Он выражен контуром в драпировке. Какие эмоции побудили художника сказать нам это?

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

– Рене Магритт выделяется среди других художников-сюрреалистов тем, что мотивом к созданию его работ служили не чувства, а мысли, философские рассуждения. Поэтому рассуждать о том, что к написанию картины его побудила какая-то эмоция, будет неверным.

Тем более что сам Магритт категорически отрицал, что события его жизни или воспоминания детства оказали влияние на его творчество; «теория бессознательного» Зигмунда Фрейда, вдохновлявшая других сюрреалистов, была Магритту чужда.

Можно предположить, что картина «Декалькомания» – визуализация размышлений мастера на тему видимого и невидимого, скрытого за наружными преградами и в нас самих, а также внутренних и внешних границ нашего восприятия мира.

Кроме того, другие мастера-сюрреалисты (к примеру, Сальвадор Дали или Ив Танги) для выражения своей идеи нередко прибегали к чрезмерному искажению форм.

В работах Магритта все предметы, напротив, предельно реалистичны, но их свойства так изменены и они сочетаются между собой таким парадоксальным образом, что заставляют нас по-новому взглянуть не только на искусство, но и на весь окружающий нас мир.

Наталья, студент-философ:

– Этот мужчина не там, где должен быть, потому что вышел из каких-то рамок. Я не слишком много изучала творчество Рене Магритта, однозначно сказать не могу, что значит картина. Но человек повернут к миру, и мне кажется это правильным.

Человек на фоне вечного – это же прекрасно? Спокойствие, статичность – мне нравится то, что я чувствую, глядя на эту работу.  А что чувствует куратор, глядя на эту картину? Что художник чувствует и так понятно, он это выражает картиной.

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

– Глядя на эту работу я, к сожалению, не ощущаю умиротворения, скорее гнетущее беспокойство от тяжелого занавеса и давящего, скованного силуэта человека в темном пальто.

Занавес являлся преградой между персонажем картины и морским простором (аллегорией свободного и безмятежного полета мысли), а может, сам человек являлся частью этой преграды… Теперь ткань разорвана, окно в мир приоткрылось, но граница осталась.

«Декалькомания» для меня – напоминание о том, что мы сами препятствуем себе в познании окружающего, и ответы на все вопросы скрыты в нас самих.

Александр, журналист:

— Когда я смотрю на эту картину, я представляю, что мне показывают в парикмахерской варианты стрижек: «Хотите стричься так или нет?»

Он смотрит в пустое небо и вокруг мир; если встанет в форму, то видеть будет то же самое, но уже из рамок.

Это не значит, что он будет на «своем месте», скорее наоборот: будет на месте, которое ему определил кто-то со стороны, кто его хочет туда заткнуть. В такие рамки нас постоянно пытаются загнать.

Работа, например, – самое главное, что загоняет нас в рамки; правительство запрещает курить в общественных местах; быдло с Уралмаша говорит не ходить в узких штанах.

Но пока этот мужчина может смотреть по сторонам – он свободен, может мыслить по-своему. Как только встанет в рамку, будет видеть только то, что впереди, голову повернуть уже не сможет.  Мне интересно, какое у него лицо, мне кажется, оно искажено?

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

– Рене Магритт крайне редко демонстрирует нам лицо своего «человека в котелке». Есть, однако, примечательная работа 1953 года под названием «Голконда» (литографию с нее также можно увидеть на выставке «Рене Магритт. Вероломство образов»), в которой лицо – лица! – целой толпы людей открыты зрителю.

И все они разные – молодые, старые, серьезные, безмятежные… Вероятно, художник намекает на то, что на месте «человека в котелке» может оказаться любой из нас. И это наше лицо будет скрыто под маской, наш внутренний мир окажется запертым в тесном «футляре».

Сможем ли мы преодолеть препятствия и открыться миру?

Дмитрий:

– Что сказать о Рене Магритте?..  Словами тут трудно что-то сказать. Это все-таки направление, которое выросло из подсознания и бьет именно по подсознанию.

Вопрос от редакции:

– Откуда взялось название работы «Декалькомания», и что значат названия в творчестве Магритта?

Комментарий эксперта Ренаты Коряковой:

Сам Рене Магритт писал: «Лучший заголовок картины – поэтический. Он ничему не должен учить, а должен удивлять и завораживать». Название картины – такая же часть ее строя, как линии, цвета и формы. По Магритту, оно не должно объяснять сюжет, хотя и может являться ключом к разгадке изображенного.

Само слово «декалькомания» является термином, означающим определенную технологию нанесения изображения на поверхность неправильной формы.

Эта технология получила распространение в 1930-е года и использовалась преимущественно в изготовлении рекламной и сувенирной продукции. Название картины, о которой мы говорим, иногда переводится с французского иначе, дословно – «Перенос».

Вероятно, оно является намеком на то, что наш взгляд на внешний мир является отражением нашего внутреннего мира, и они, таким образом, неразделимы.

Наша статья о выставке «Рене Магритт. Вероломство образов».

Беседовал Эдуард Крылов

Источник: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/articles/573/i200579/

Классический сюрреализм — картины ене Магритта от Арт Холст

Дали и реклама, Дали и дизайн интерьера, Дали и кино, Дали и парфюмы — креативный испанец оставил самобытные образцы своего творчества во многих индустриях и все они, бесспорно, уникальны своей причудливостью. Но подчас кажется, что мир сюрреализма — театр одного актера. А ведь это совсем не так. Давайте узнаем о других, не менее фантастических и магических работах представителей стиля…

Читайте также:  Описание картины федора антоновича бруни «вакханка, поящая амура»

Живопись на грани сна и реальности: сюрреализм без Дали

Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания, иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда — все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.

https://www.youtube.com/watch?v=Uc0op0W5uu0

Рене Магритт возле картины “Голконда”, фото Стива Шапиро

Немного биографии…

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в промышленном бельгийском городке. Детство и юность были сложным временем для художника. Будучи подростком Рене потерял мать — она утопилась в реке. Критики не рекомендуют искать в его творчестве отголоски трагедии, да и сам художник не был сторонником психоанализа. Но все же образ утопленницы время от времени появляется в его работах…

“Размышления одинокого прохожего”, 1926 г

Учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств около 2 лет. После окончания учебы работал художником-оформителем — рисовал плакаты и рекламу на бумажной фабрике.

1926 год стал решающем для творчества художника — срок трудового контракта истек и он смог полностью посвятить себя живописи.

В этом же году Магритт написал картину «Потерянный жокей», которая вошла в историю как его первая сюрреалистическая работа.

“Потерянный жокей”, 1926 г

В 1927 году состоялась первая выставка картин, обернувшаяся провалом, и Рене с Жоржеттой (Жоржетта Бергер — жена художника) уезжают в Париж — город художественного авангарда.

“Жоржетта Магритт”, 1934 г

Именно там — в свободной, богемной атмосфере Парижа 1920-х — 30-х гг. формируется его авторский стиль. Стиль, в котором нет чудовищных порождений подсознания, скандальных и провокационных образов. В живописи Магритта нет той фантасмагории, того хаоса и нагромождения фигур, предметов, действующих лиц, как у Дали.

“Терапевт”, 1967 г

Сюрреализм от Рене Магритта — увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. В его картинах практически нет вымышленных предметов, существ — здесь фрукты, цветы, дома, люди. Роль магического кроется в причудливом сочетании знакомых всем вещей.

“Победа”, 1939 г

Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался — и стилем, и взглядами, и манерами. Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа.

Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.

Творческий беспорядок — это не о педантичном Магритте.

“Проницательность”(Автопортрет), 1936 г

Чем запомнился и как узнать?

“Сын человеческий”, 1964 г

Многим знаком этот образ, если не из оригинала, то из масс-медийных аллюзий и пародий на него. “Сын человеческий” по замыслу автора — символ, объединяющий современных успешных людей, которые утратили индивидуальность, но при этом остаются сыновьями Адама и не в силах устоять перед искушениями.

Образ обезличенного героя встречается в «Размышлениях одинокого прохожего», «Высоком обществе», «Голконде», «Декалькомании». Мало кто знает, но существует еще и “женская” версия — картина «Великая война».

“Голконда”, 1953 г

“Шедевр, или тайны горизонта”, 1955 г

“Счастливый даритель”, 1966 г

“Великая война”, 1964 г

“Влюбленные II”, 1928 г

Есть два варианта «Влюбленных» Магритта. Один сюжет показывает нам момент страсти, когда на первых порах влюбленности люди теряют голову от нахлынувших чувств. В такие моменты мир вокруг словно перестает существовать, кажется, будто они не замечают ничего и никого, с головой погрузившись в свои переживания.

“Влюбленные”, 1928 г

Во «Влюбленных» №2 автор рассказывает совершенно иную историю. Бурные эмоции утихли, физическая близость перешла в духовную. И все же мужчина и женщина изображены с закрытыми платком лицами. Возможно, художник хотел сказать, что настоящим чувствам не нужны свидетели, что влюбленные живут в своем мире и им его достаточно?…

Следует сказать, что многие картины Магритт дополнял комментариями, а эти две оставил пояснений. Существует множество версий того, как стоит понимать образы влюбленных и, наверное, каждый видит в картинах что-то свое.

«Империя света», «Прекрасный мир», «Ключ к грезам», «Гостиная Бога». Они очень редко называет то, что изображено, но открывают смысл, зашифрованный в образах.

“Фальшивое зеркало”, 1928 г

Его картины называют ребусами, загадками. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами, идеями, вопросами и ответами. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Почему такое сочетание? Что автор хочет этим сказать? Ответы кроются в названии «Фальшивое зеркало».

Художник говорит о субъективности нашего восприятия, о том, что органы чувств отображают лишь внешнее, не проникая в глубинные смыслы, суть вещей.

Магритт убежден: цель искусства — удивлять, показывать неожиданную связь между предметами, и названия придумывал такие, которые способствуют важному — заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться.

“Каникулы Гегеля”, 1958 г

«Каникулы Гегеля» — яркий пример авторской любви к продуманным сюжетам. Композиция картины проста — изображен зонт и стакан, но с первого взгляда на картину сложно уловить взаимосвязь.

И снова разгадка кроется в названии.

По мнению Рене, Гегелю, гению диалектики, могло бы показаться забавным сочетание предметов, которые демонстрируют две противоположных сути: отталкивать воду и наполняться ею.

https://www.youtube.com/watch?v=T7EIGuOI40A

Его манера узнаваема — на фоне сумбурной живописи сюрреалистов стиль Магритта выглядит предельно минималистично. Стройные композиции, упорядоченность изображенных предметов не имеют ничего общего с сумасшедшими фантазиями Дали и параллельными мирами Эрнста. О сюрреализме Макса Эрнста мы расскажем в следующей статье.

“Портрет”, 1935 г

Во время Второй мировой войны стиль Магритта изменился: обычная сдержанная палитра картин запестрела насыщенными оттенками. Художник мечтал о силе, которая положит конец войне, но он, к сожалению, не знал как это сделать.

А потому старался помогать тем, что умел делать лучше всего — писать картины. Картины, которые пусть и ненадолго, но отвлекут от ужасов войны, подарят луч надежды на светлое будущее.

Этот солнечный период его творчества богат яркими красками и жизнеутверждающими сюжетами.

“Благоприятное знамение”, 1944 г

“Вероломство образов”, 1928 — 1929 гг

Яркий пример — работа «Вероломство образов». Предельно точное, почти фотографическое изображение трубки с подписью внизу: «Это не трубка» — сюжет, который вызвал особо негативную реакцию. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.

Изображение яблока, курительной трубки — это только образы, но не сами предметы. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.

“Сила привычки”, 1960 г

Один из классиков направления, он просил не называть его сюрреалистом, Рене выбрал магический реализм и следовал этому ориентиру до конца дней.

Источник: https://art-holst.com.ua/rene-magritte

Рене Магритт: умножение видимостей и игра символами

В Ярославле впервые открылась выставка работ знаменитого бельгийского сюрреалиста XX века Рене Магритта.

Вдохновленный творчеством Джорджа де Кирико и поэзией дадистов, художник создал свой собственный стиль, объединив лаконичность форм и неоднозначность содержания.

Его считают классиком сюрреализма, однако сам художник не относил себя к этому направлению: он предпочитал ему термин «магический реализм», соединяя в своих работах обыденные вещи с символами и знаками.

Он был проникнут очевидной, но концептуально важной идеей, вектор которой проходит сквозь всё его творчество: всё видимое всегда прячет за собой ещё одно видимое – столь часто ускользающее от поверхностного взгляда.

Так, на полотнах Магритта пальцы ног прорастают сквозь обувь, отрицая плотность кожи туфель, женская грудь обнажена, несмотря на ткань сорочки, и преодолевая пустоту, пространство распадается на лоскуты, подменяющие друг друга в ритмичном – но на первый взгляд произвольном порядке.

Такова картина «Преодолевая пустоту», где мы видим (и в то же время не видим) девушку на лошади, частично скрытую стволами деревьев.

Рене Магритт, «Преодолевая пустоту»

С 18 июля по 2 сентября, посетив Выставочный зал имени Николая Нужина, ярославцы впервые смогут погрузиться в мир знаменитого сюрреалиста.

В этом мире зеркала лгут, отражая вместо лица затылок, божественное покинуло мир, оставив после себя лишь символ – библейское яблоко, – прикрывающее лицо среднестатистического индивида в шляпе-котелке, подверженного, однако, бесчисленным соблазнам, подобно библейским прародителям человеческого рода.

В отличие от других известных представителей сюрреализма, Магритт не слишком увлекался деформацией изображаемых предметов реальности, вроде стекающих с веток циферблатов Сальвадора Дали или абстрактных фантасмагорий Макса Эрнста. Магритт чаще всего изображает предметы такими, какими их видит человеческий глаз, не искажая, но значительно упрощая их форму.

Доминанта его творческой манеры заключается в следующем: художник расщепляет реальность на множество слоев видимого, а затем вновь соединяет их на холсте, как бы обнажая этот мыслительный процесс.

Он накладывает пласты реальности друг на друга, словно детали коллажа, умножая видимости, подобно тому, как читатель разрезает ножиком для резки бумаги страницы старой, однако никем не прочитанной ранее книги.

Идея множества видимостей не нова, но вряд ли кто-нибудь мог бы виртуозней воплотить её в изобразительном искусстве.

Буквы под тщательно выписанной курительной трубкой на картине «Вероломство образов» гласит «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского значит «это не трубка».

Рене Магритт, «Вероломство образов»

Картина показывает, как тонкая ложь образа подменяет собой реальность, подвергая всех не слишком наблюдательных иллюзии отсутствия границы между предметом и проекцией сознания.

Это созвучно идее польского философа Альфреда Коржибски, утверждающего, что карта не есть территория, а описание предмета не есть сам предмет.

Или, если взглянуть на идею несколько радикальней и шире, представление о реальности не является реальностью, и, вопреки воспринимающему сознанию, мир остается «вещью в себе», поверхностно отраженной «фальшивыми зеркалами».

Рене Магритт, «Фальшивое зеркало»

Так, картина «Фальшивое зеркало» изображает человеческий глаз. Его радужная оболочка отражает небо с белыми барашками облаков, подчеркивая, что сознание человека порой обитает в пространстве образов и абстракций, игнорируя наличие весомой и несравнимо более живой реальности.

Многие знакомы с Магриттом благодаря одной из самых известных его работ, которая носит название «Сын человеческий». На холсте запечатлен мужчина в шляпе-котелке, лицо которого перекрыто изображением яблока.

Яблоко, подчеркнуто прямолинейно заслоняющее собой человеческое лицо, на первый взгляд, шокирует своей неуместностью, как лишняя деталь коллажа.

Но эта кажущаяся неуместность – особенность многих работ Магритта, который хотел научить зрителя преодолевать мыслью рамки банального, видеть неповторимое сквозь пласт обыденного.

По словам самого художника, на картине «Сын человеческий» воплощен образ современного бизнесмена, которому тоже не чужды искушения этого мира.

«Типичный индивид» стал героем-символом многих картин художника, воплощая в себе идею человека вообще, а не конкретную персону, концентрирующую в себе характер, убеждения и прочие признаки индивидуальности. На картине «Голконда» мы видим множество «невесомых» горожан, невозмутимо парящих в воздухе в костюмах и котелках.

«Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности», – был уверен Рене Магритт, и тоже носил котелок, играя видимостями и в жизни, и на холсте. Скрывая свой внутренний мир за самым посредственным из предметов одежды, он никогда не желал выделяться из толпы.

Ещё одна особенность работ Рене Магритта – сочетание в едином образе элементов части и целого, конечного и изначального. Так, картина «Последний крик» изображает лист, готовый упасть вниз, и внутри листа покоится дерево, как память об утраченной цельности, неком совершенном прошлом, связь с которым нарушена, но не разорвана.

Сходной логикой обладает и малоизвестная картина художника «Родство душ», изображающая яйцо в птичьей клетке.

Рене Магритт говорил о том, что птица в клетке – это привычный для нас образ. Поместить в клетку рыбу или башмак было бы интереснее, но такие образы представляют собой лишь произвольную игру предметами. Однако можно создать такой образ, который выдержит и это испытание, будучи точным и окончательным: это образ яйца в птичьей клетке.

Экспозицию «Рене Магритт. Вероломство образов» можно посетить с 18 июля по 2 сентября в Городском выставочном зале имени Нужина. На выставке представлено около пятидесяти литографий из частных коллекций. Она работает ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 19 часов.

Адрес: улица Свободы, дом 15.

Телефон:  32-83-83

Елена Кузьмичёва

Источник: http://imenno.ru/2013/07/21/22154/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector