Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Картины, фрески и иконы
Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников. Впервые праздник упоминается в некоторых месяцесловах VIII века.
Первые гомилии, посвящённые этому празднику были написаны константинопольским патриархом Германом († 733 год), а немного позднее и патриархом Тарасием († 806 год).
Широкое распространение праздник получил с IX века, появляются первые два канона праздника: Георгия Никомидийского и Иосифа Песнописца.
В число двунадесятых праздник вошел в 14 веке.
…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.
Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Тициан, Введение во Храм Пресвятой .Богородицы 1534 -1538
Тинторетто. «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция
Введение во храм. Фреска Джотто капелла Скровеньи.
Иконорафия.
На иконах «Введение во храм Богородицы» изображается Дева Мария, ее родители, отдающие дочь в руки старцу Захарии, сопровождают Марию юные девы с горящими свечами.
Фигура Марии, обычно изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Это длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.
Храм символически изображается в виде кивория — навеса над престолом, поддерживаемого четырьмя колоннами.
Иногда за фигурой первосвященника изображены открытые врата в Святая святых Иерусалимского храма, где архангел Гавриил, «Ей от детства служитель и в Святая святых питатель» подлетает с хлебом небесным.
Введение во храм. Миниатюра Часослова герцога Беррийского. 15 век.
Действие на иконах развернуто по времени, Богородица изображена дважды: и пред ступенями храма, и в храме. Иногда в композицию иконы в верхней ее части вводят пурпурный велум, покров Божий, перекинутый между строениями или строением и деревом и символизирующий с одной стороны благословение происходящих событий, а с другой — происхождение изображаемых событий в Храме.
15 век.
Paolo Uccello. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Проспер Пьятти,
Картина «Введение Марии во храм» французского художника Эсташа Лесюера 1616-1655 гг.
из собрания Государственного Эрмитажа
Неизвестный художник. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 15 век.
В Католической церкви праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября.
Икона «Премудрость созда Себе Дом» также называется «Киевская икона Софии Премудрости Божией». Поздняя иконография основывается на тексте из книги Притчей Соломоновых, но в ней можно увидеть и особый акцент на образе Божией Матери как предсказанного пророками «пречистого Храма Спасова, многоценного Чертога и Девы» (кондак Введения Богородицы во храм )
Фреска в Оптиной Пустыни
«Введение во храм Пресвятой Богородицы; XVII в.; Греция. Репродукция www.ruicon.com
* * *Вводится Девица в храм по ступеням, Сверстницы-девушки идут за Ней. Зыблется свет от лампадных огней. Вводится Девица в храм по ступеням.
В митре рогатой седой иерей Деву встречает, подняв свои руки, Бренный свидетель нетленной поруки, В митре рогатой седой иерей. Лестницу поступью легкой проходит Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша, Лестницу поступью легкой проходит.
17 в.
Старец, послушный совету небес, Вводит Ее во святилище храма. Он не боится упреков и срама, Старец, послушный совету небес. Белой голубкою скрылась внутри, Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса, Белой голубкою скрылась внутри. Что вы, подружки, глядите вослед? Та, что исчезла белей голубицы, Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?
Михаил Кузмин, 1909
Репродукция таблетки (иконы, написанной с двух сторон холста)
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» (XVI в.) из собрания музея города Суздаля.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Мозаика.
Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами) Фрагмент, XIV в. Репродукция www.ruicon.com
Коптская икона(?)
Современная икона праздника
ИСТОЧНИК
и отсюда
и сама добавила 10 изображений
Источник: https://obiskusstve.com/1038347610236913882/vvedenie-vo-hram-presvyatoj-bogoroditsy-kartiny-freski-i-ikony/
О церкви,художнике и его картине. | волшебная сила искусства
Давно мне хотелось добраться до этого укромного уголка Венеции- Каннареджо.Где долгое время жил великий художник Венецианской школы Тинторетто. В церкви Мадонна делл Орто находятся многие его картины .Здесь же он и был похоронен.
Церковь Мадонна делл Орто была посвящена святому Христофору, а свое название получила после того как в близлежащем огороде (orto) была найдена статуя Мадонны с младенцем. Статуя, которой приписывают чудодейственные свойства, была установлена в храме.
Церковь была построена в середине 14 века.Верхняя центральная секция украшена небольшими арками и барельефами с геометрическими мотивами, а в каждой из боковых секций сделано по 12 ниш со статуями апостолов.
Многие приезжают сюда поклонится Мадонне из сада.
Внутри церковь разделена на центральный неф и два боковых придела с двойными стрельчатыми арками, поддерживаемыми мраморными греческими колоннами.
Имя церкви нераздельно связано с Тинторетто.Он и его семья жили в этом районе. В храме расположена гробница великого художника, который был прихожанином этой церкви. Здесь находится несколько картин живописца.
(1518–1594)
Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома.
Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров»
Какое‑то время Тинторетто учился у Тициана, но вскоре, по неизвестным причинам, покинул его мастерскую. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности самому учиться у великих предшественников.
Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Он становится известным венецианским художником Его огромные полотна украшают многие церкви Венеции,особенно церкви Сан Рокко.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.
) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).
Но мне хотелось бы остановится подробнее на одной из его картин,которая хранится в церкви Мадонна делл Орто.
Это репродукция.
А это оригинал. «Введение Марии во храм»1555 год
В середине 1550-х годов черты нового в творчестве Тинторетто окончательно торжествуют над старыми, уже изжившими себя схемами. Одним из наиболее характерных произведений этого времени является картина художника «Введение Марии во храм», столь отличная от фризообразно торжественного тициановского «Введения во храм».
Крутая лестница, идущая от зрителя в глубь картины, ведет к преддверию храма. По ней в резко диагональном ракурсе разбросаны охваченные беспокойным волнением отдельные фигуры.
Вверху лестницы на фоне спокойного неба вырисовывается торжественно строгий старец-первосвященник, окруженный служками.
К нему, подымаясь по последним ступенькам лестницы, стремительно движется хрупкая фигура Марии.
Ощущение огромности мира, стремительной динамики пространства, пронизанность участвующих в действии людей неким стремительно пульсирующим, вибрирующим движением придают всей композиции необычайную взволнованность, особую значительность.
Один из крупнейших представителей венской школы искусствоведения Макс Дворжак (1874 — 1921) оставил нам великолепное описание этой картины, поражающее свежестью восприятия, свойственной этому ученому. «Вдоль стены здания, — пишет Дворжак, — располагаются на ступенях лестницы нищие, lazzaroni, каких по сей день можно увидеть у итальянских церквей.
Эта половина изображения совершенно погружена во тьму, в которой едва можно разобрать отдельные формы: художник словно бы хотел охарактеризовать здесь теневую сторону жизни, нищету, омраченное сознание. Другая половина освещена, и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми.
Этим трем женщинам противопоставлены на самой вершине композиции трое мужчин, и среди них — великан первосвященник, встречающий маленькую Марию…
Небо позади Марии озарено: так возвещает о себе новое будущее человечества, о котором , по-видимому, догадывается старик в левом нижнем углу изображения — удивительная фигура, выхваченная из темного фона яркими лучами света и отчетливо напоминающая поздних персонажей Микеланджело».
Мне хотелось сравнить две картины, написанные разными художниками на одну и ту же тему.Тициано написал картину «Введение Марии во храм.»1534-1538гг.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье.
Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария.
Праздник ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Празднуется 21 ноября.Установлен в честь события, когда трехлетняя Дева Мария была отдана Ее родителями Иоакимом и Анной на воспитание в Иерусалимский Храм. От Нее мог родиться Мессия, поскольку Она происходила из рода царя Давида, которому через пророков было обещано, что среди его потомков будет Христос-Мессия.
Девочки такого происхождения воспитывались храмовым духовенством, а потом отдавались замуж за благочестивых мужей, также потомков царя Давида. Праздник установлен с конца VII века на Востоке, а на Западе некоторое время отмечался, начиная с 1374 года, но в настоящее время не все латинские католики отмечают праздник Введения.
Праздник возник на основе церковного предания, отраженного в апокрифическом «Евангелии Иакова»
Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф
Гробница художника .
Вы можете сравнить обе картины и высказать своё мнение о творчестве этих двух великих художников -Тинторетто и Тициана.
Источники http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Мадонна_делл'Орт
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=8604
http://smallbay.ru/tintoretto.html
Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1623484
Тициан. Жизнь и творчество.. Жизнь Тициана: Жизнь Тициана:ТИЦИАН (1476/77 –1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке. — презентация
1 Тициан. Жизнь и творчество.<\p>
2 Жизнь Тициана: Жизнь Тициана:ТИЦИАН (1476/77 –1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.<\p>
3 В 1532 Тициан познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филиппа II Испанского. До конца своей жизни (27 августа 1576г.) художник продолжал продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью Портрет инквизитора дожа Андреа Гритти:<\p>
4 Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Творчество Тициана: Творчество Тициана:<\p>
5 Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в Мужском портрете (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели. Портрет Якоба Страда:<\p>
6 В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Святая Мария Магдалина:<\p>
7 Картину Тициана Венера Урбинская можно сопоставить с Венерой Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Венера Урбинская (1538 год):<\p>
8 Коронование Христа терновым венцом (1542): Коронование Христа терновым венцом (1542): В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.<\p>
9 Портрет папы Павла III ( гг.) :. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.<\p>
10 Даная: Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).<\p>
11 Адам и Ева (1550 год) : Адам и Ева (1550 год) : К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. к творчеству мастера. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. к творчеству мастера.<\p>
12 Похищение Европы ( гг.) : Воплощением позднего стиля является картина Похищение Европы, где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.<\p>
13 Положение Иисуса во гроб (1559): Положение во гроб (1559, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.<\p>
14 Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.<\p>
15 Работы Тициана. Благовещение (1535):<\p>
16 Мадонна с младенцем и святыми (1530) :<\p>
17 Христос и вор на Голгофе (1566) :<\p>
18 Вознесение Иисуса Христа ( гг.): Вознесение Иисуса Христа ( гг.):<\p>
19 Аллегория времени, управляемого разумом (1565): Аллегория времени, управляемого разумом (1565):<\p>
20 Мадонна Гипси (1511) : Мадонна Гипси (1511) :<\p>
21 Несение креста Христом ( гг.):<\p>
22 Динарий кесаря (1516): Динарий кесаря (1516):<\p>
23 Портрет Клариссы Строцци с собачкой (1542): Портрет Клариссы Строцци с собачкой (1542):<\p>
24 Мужчина с перчаткой ( гг.): Мужчина с перчаткой ( гг.):<\p>
25 Мученичество Святого Лоуренса (1567): Мученичество Святого Лоуренса (1567):<\p>
26 Портрет славянки ( ): Портрет славянки ( ):<\p>
27 Святой Иероним ( гг.): Святой Иероним ( гг.):<\p>
28 Бичевание Христа (1560): Бичевание Христа (1560):<\p>
29 Троица во славе ( гг.): Троица во славе ( гг.):<\p>
30 Портрет мужчины в красной шапке (1516): Портрет мужчины в красной шапке (1516):<\p>
31 Распятие (1555 год): Распятие (1555 год):<\p>
32 Благовещение ( гг.):<\p>
33 Мадонна во славе с младенцем Иисусом, Святым Франциском и Альвесом (1520):<\p>
34 Автопортрет Тициана (1566): Автопортрет Тициана (1566):<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/70295
Живописец Венецианской Республики — Тициан
Венецианский живописец — Тициан Вечеллио родился приблизительно в 1488-1490 году, в эпоху Возрождения в семье государственного и военного деятеля – Грегорио Вечеллио. Родился в городке Пьеви ди Кадоре, у подножия Альп. В возрасте 10 лет, мальчик был послан в Венецию и учился живописи у мастера Джованни Беллини. Он прожил плодотворную, долгую жизнь.
До глубокой старости художник сохранил свой ясный ум и блистательный талант. Он умер почти в 90 лет от чумы, разразившейся в Венеции в 1576 году. До самой смерти Тициан продолжал работать над незавершённой композицией «Оплакивание Христа» и умер с кистью в руках.
Вот что о нём пишет его современник, историк и художник Джорджо Вазари: «Более, чем кто-либо из равных ему, Тициан пользовался исключительным здоровьем и удачами. Он от неба ничего не получал, кроме счастья и благополучия.
Не было такого правителя, учёного или знатного лица, который, побывав или пожив в Венеции, не посетил бы его дома, ибо он, помимо своего исключительного художественного дарования, был обаятельным человеком, вежливым и изысканным в обращении и манерах.
Он имел в Венеции целый ряд соперников, однако не очень значительных, так что он легко побеждал их силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположение знатных особ».Слава пришла к Тициану рано, он не достиг ещё и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
«Отправившись в Виченцу, Тициан написал фреску с изображением Соломонова суда в маленькой лоджии, где происходят публичные заседания суда; и произведение это – прекрасное. Вернувшись в Венецию, он расписал фасад дворца Гримани. В Падуе, в церкви Сант Антонио, сделал несколько фресок из жизни этого святого. В церкви же Санта Спирито – маленькую картину со св.
Марком, сидящим и окружении нескольких святых; у некоторых из них лица написаны с натуры, маслом, с величайшим тщанием, так что многие думали, что эта вещь исполнена рукой Джорджоне.
Затем, так как после смерти Джованни Беллини осталась неоконченной картина в зале Большого совета с изображением Фридриха Барбароссы, стоящего у врат храма Сан Марко на коленях перед папой Александром III в полном унижении, Тициан окончил эту вещь, многое изменив, и включив много портретов, написанных с его друзей и других людей.
За эту работу он заслужил от венецианского сената должность на Немецком подворье под названием Сенсерия с доходом в триста золотых в год.
Эту должность члены сената имеют обыкновение давать лучшему живописцу родного города с обязательством время от времени писать портрет с новоизбранного их правителя, именуемого дожем, за незначительную плату в восемь золотых, выплачиваемых художнику этим правителем; портрет этот затем выставляется в публичном месте во дворце св. Марка для увековечения памяти дожа».
Джорджо Вазари (Перевод и примечания А. Габричевского).Вместе с известностью к Тициану начали поступать заказы. Состоятельные вельможи, духовенство и государи, все хотели приобрести картину руки знаменитого мастера. Папа Римский, Павел Третий радушно принимал художника в своём дворце, в 1545 году, во время поездки Тициана в Рим.
Нужно сказать, что художник не любил покидать Венецию и делал это очень редко. Император Карл Пятый, крупнейший европейский государственный деятель начала 16 века, портреты которого Тициан писал неоднократно, тоже с почётом принимал художника. Как и многие художники эпохи Возрождения, Тициан прославлял в своих полотнах красоту и великолепие жизни. Сюжетами к его полотнам были сцены из мифологии, истории. Он писал композиции на религиозные темы. Художник рисовал и портреты. Живопись Тициана богата эмоциональными оттенками. Умиротворённость и драма, трагическая скорбь и прославление жизни – всё впитало в себя творчество великого мастера.
Картина «Любовь земная и Любовь небесная» написана в 1515 – 1516 годах и является одной из известнейших работ молодого мастера. На ней изображена нарядно одетая венецианка, олицетворяющая собой Любовь земную и античная богиня Венера, олицетворяющая Любовь небесную. Пейзаж на заднем плане передаёт ощущение покоя и гармонии. Вся картина проникнута красотой и наслаждением жизнью.
Творчество Тициана в 1510 – 1520 годах удивительно плодовито. Художник пишет многофигурные композиции, портреты. В его произведениях находят отражение и античные сюжеты — картины «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна». Поистине, талантлив и глубоко психологичен портрет «Юноша с перчаткой», написанный в 1520 году.
На первый взгляд на портрете спокойный и уверенный в себе человек. Но художник, вносит в свою картину детали, позволяющие увидеть скрытые за внешним спокойствием, черты молодого человека: порывистость и страстность, чистоту и одухотворённость. Интересна живописная техника Тициана. Сначала он намечал красками подготовительный рисунок.
Потом делал «подмалёвок» вылепляя формы людей и предметов, элементы пейзажа. Его мазки были то лёгкие, почти прозрачные, то густые, кроющие. Важно отметить, что ещё задолго до импрессионистов, Тициан писал так, что тень в его картинах, это тоже цвет. Полотна богаты оттенками цветов, тончайшими переходами. Вся живопись Тициана необычайно материалистична.
Художник с огромным мастерством передаёт переливчатую фактуру шёлка и бархата, теплоту и мягкость тела, лёгкость золотистых волос, мерцание драгоценностей. Вот что писал о живописи Тициана его биограф, Людовико Дольче: «В колорите он не имеет себе равных, потому что он идёт в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима.
В его картинах свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
В 1536 году Тициан написал картину «Венера Урбинская». Здесь античная богиня изображена как земная женщина. Художник написал её в интерьере венецианского дома. Она лежит на постели.
Возле неё свернулась клубочком маленькая собачка. На заднем плане, в глубине комнаты изображены служанки, которые подбирают для своей госпожи одежду.
Этот подход Тициана к трактовке образа античной богини делает его необыкновенно земным, ощутимым.
В своём творчестве художник нередко обращался к религиозным сюжетам. Им написаны такие грандиозные монументальные полотна как «Ассунта» или «Вознесение Марии» по заказу венецианской церкви Фрари. Это почти семиметровой высоты композиция.
В 1534 – 1538 годах Тициан написал картину «Введение Марии во храм» и перенёс действие на улицы итальянского города.
В картине «Динарий кесаря», написанной в 1516 году художник воплощает своё представление о духовности, о нравственном достоинстве человека.
Картина построена на контрасте образов.
В 1548 году, Тицианом написаны два портрета Карла Пятого, последнего императора, коронованного римским папой. На одном из них монарх изображён сидя, в чёрном плаще, и весь облик этого неординарного волевого человека, передаёт внутреннюю печаль, усталость.
Второй протрёт, ныне находящийся в музее Прадо, показывает императора в утро перед сражением при Мюльберге. Карл Пятый изображён на коне, в боевых доспехах, полный героической решимости, отваги, воли к победе.
В 1565 году, за одиннадцать лет до своей смерти, Тициан написал автопортрет. Художник изобразил себя в профиль, с кистью в руке, строгим и мудрым старцем, мысленно погруженным в творчество.
Черные одежды и нейтральный фон ещё больше придают значимости суровому, задумчивому, немолодому лицу художника. Этот портрет, как и все портреты Тициана, глубоко психологичен.
Спустя 11 лет, в 1576 году, в Венеции разразилась эпидемия чумы. Болезнь застала художника за работой. Он трудился над завершением композиции «Оплакивание Христа», и скончался с кистью в руке, на 90 году своей жизни.
«Итак, Тициан, украсивший своими прекрасными картинами Венецию, мало того – всю Италию и другие страны, заслуживает любовь и внимание художников. И, действительно, ему во многом подражают и им восхищаются как мастером, создавшим и все ещё создающим произведения, которые достойны бесконечной похвалы и которые столь же бессмертны, как и память о великих людях. Однако, хотя многие и учились у Тициана, число тех, которые по праву могли бы называться его учениками, очень невелико, ибо он не столько сам учил, сколько каждый в большей, или меньшей степени учился у него в зависимости от того, что умел почерпнуть из его произведений». Джорджо Вазари (Перевод и примечания А. Габричевского).
__________________
Написано по материалам В. Лысун и Джорджо Вазари (в переводе А. Габричевского).
Источник: https://www.newalive.net/116-zhivopisec-venecianskoy-respubliki-tician.html
ТИЦИАН
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. 1487–1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.
От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д'Эсте в Ферраре; несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе; в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий.
Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея).
С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви Санта Мария деи Фрари.
В этой композиции изображение Мадонны на троне смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее диагональное движение слева направо.
Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в Мужском портрете (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты личности модели.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Прекрасная женщина представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света.
Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. к творчеству мастера.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.
Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TITSIAN.html