Тайны дамы в голубом: магия портретов Томаса Гейнсборо
«Портрет дамы в голубом» написан в период наивысшего расцвета художественного мастерства Томаса Гейнсборо – одного из самых известных английских портретистов и пейзажистов. Это единственная его работа, которая находится в России. В то же время это и одна из самых загадочных картин Эрмитажа. До сих пор длятся споры о том, кем была незнакомка, изображенная на этом портрете.
Томас Гейнсборо. Беседа в парке, 1745-1746
«Гейнсборо, подобно другим великим поэтам, был прирожденным живописцем, – пишет Тикнесс. – Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть».
Томас Гейнсборо. Портрет дочерей, 1759
Томас Гейнсборо. Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785
В 13 лет Томас уговорил отца отпустить его в Лондон учиться живописи. И в этом занятии он преуспел – уже в 18 лет Гейнсборо поселился в собственной мастерской. Через год он обвенчался с внебрачной дочерью герцога Бофора Маргарет Бур.
Основной заработок художнику приносила работа над портретами, он говорил: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – потому что люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца».
Одним из самых известных стал предполагаемый портрет герцогини де Бофор – дамы в голубом.
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом, конец 1770-х гг.
На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, поэтому второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор».
На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Самую смелую версию выдвигает искусствовед И.
Чижова: она предположила, что на портрете изображена авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову, принцессу Владимирскую.
Томас Гейнсборо. Слева – Портрет миссис Грэхем, 1777. Справа – Утренняя прогулка, ок. 1785
Прекрасная незнакомка кажется загадочной и магически притягательной еще и благодаря особой технике письма Гейнсборо. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими, изящными и утонченными». Ю.
Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона.
Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Портрет Луизы, леди Кладж, ок. 1778
Портрет миссис Шеридан и миссис Тикелл, 1772
В парадных портретах кисти Гейнсборо нет ни лести, ни напыщенности.
Основными их достоинствами искусствоведы называют непринужденность, изящество, естественность, спокойное достоинство позирующих и поэтическая одухотворенность портретов. Н.
Ионина считает, что такого эффекта художник достигает «посредством чисто живописного решения – красотой колорита и свободными легкими мазками, создающими впечатление живой и трепетной жизни».
Томас Гейнсборо. Автопортрет
Кристина созерцательКристина созерцатель
Источник: https://obiskusstve.com/891954091169155938/tajny-damy-v-golubom-magiya-portretov-tomasa-gejnsboro/
Портрет дамы в голубом
Томас Гейнсборо — Дама в голубом (Portrait of a Lady in Blue)
Годы создания — около 1780
холст, масло.
Оригинальный размер — 76×64 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо. Написан около 1780 года, в период наивысшего расцвета его художественного мастерства.
Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). По мнению некоторых исследователей, на портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет (родилась 28 мая 1747).
Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении.
Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэн[en] тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок».
Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово́ (1848—1912) для его частной коллекции английской портретной живописи.
К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса.
В 1912 году по его завещанию вся коллекция, включая данный портрет, была безвозмездно передана Эрмитажу, где портрет находится в настоящее время (инв. № 3509). Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.
https://www.youtube.com/watch?v=YvVUKW0vg0c
Тонкими и нежными переливами голубого цвета отмечены атласный шарф, лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, маленькая изящная шляпка, и кажется, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого.
Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. однако это не подтверждено. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. «Портрет дамы в голубом» кисти Т.
Гейнсборо — одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Хотя художник не любил писать портреты, предпочитая работать над пейзажами, но ярче всего он проявил себя как портретист.
Образ неизвестной молодой женщины отличается утонченной красотой, элегантностью и романтической мечтательностью. Легкие, подвижные, тающие мазки передают нежность кожи, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, украшающей высокую пудреную прическу.
Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов цвета создает эффект пастели. Живописную манеру Гейнсборо отмечали и высоко ценили современники, в том числе такие знатоки, как выдающийся художник Д. Рейнолдс.
Единственная картина английского художника Томаса Гейнсборо, которая находится в России, — это «Дама в голубом»(Portrait of a Lady in Blue). Портрет английской аристократки выставляется в Государственном Эрмитаже, и для многих людей является символом этого музея.
Гейнсборо закончил работу над портретом примерно в 1780 году, в период расцвета его художественного мастерства.
До сих пор точно неизвестно, кто изображен на картине, многие исследователи творчества художника склоняются к версии, что это герцогиня Елизавета Бофорт, дочь адмирала Боскауэна.
Хотя эта версия не является бесспорной, в искусствоведении часто используют альтернативное название картины «Портрет герцогини де Бофор» (французский вариант титула).
Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность.
В Эрмитаж портрет попал из частной коллекции егермейстера А.З. Хитрово, который увлекался английской портретной живописью.
«Дама в голубом» (англ. Portrait of a Lady in Blue) — портрет работы английского живописца Томаса Гейнсборо.
«Дама в голубом» — единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор.
Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» — пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века.
Узкие покатые плечи, стройная шея с грациозным изгибом, напоминающая цветочный стебель, сложная конструкция высокой прически, венчаемой шляпкой с перьями, довольно интенсивный искусственный румянец, использование пудры не только для лица, груди и шеи, но и для тонирования парика – всё это типично не только для Англии Гейнсборо, но и для России второй половины XVIII
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Portret_damyi_v_golubom/
Томас Гейнсборо | Рококо 18 век // портрет
li_ga2014
сайт
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчествакрупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо
Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа.
Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
The Honorable Mrs. Graham 1775-77
Mrs. Richard Brinsley Sheridan 1785-87
Portrait of a Lady in Blue 1777-79
Эрмитаж, Санкт-ПетербургКолорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией.
«Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.
Изысканная тональность палитры, особая живописная манера наложения красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, придают образу английской аристократки одухотворенность и изящество.
Elizabeth and Thomas Linley
Portrait of Jonathan Buttall (The Blue Boy 1770
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка.
Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
Cottage Girl with Dog and Pitcher
Mr and Mrs William Hallett
Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц.
Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер.
Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. В полотне соединились оба таланта художника — портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского — «беседа») — картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
Portrait of Anne, Countess of Chesterfield
Artist's daughters with a cat
Princess Augusta (1768-1840) / Princess Charlotte (1766-1828) —
daughters of George III
фрагмент
Lady Georgiana Cavendish, Duchess of Devonshire
Lady Douglas in the Garden
The Painter's Daughters Chasing a Butterfly 1755-56
Portrait of Mrs. Sarah Siddons
Национальная галерея, Лондон
Сара Сиддонс – известная актриса, одна из примадонн во времена творчества Рейнолдса и Гейнсборо, работа с которой почиталась за большую честь.
Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в креслеХудожник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица.
Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Эта женщина – прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции.
А за внешним спокойствием открывается внутренняя собранность, отчего рождается чувство недосказанности, некоего таинственного ореола вокруг образа.
В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона. Голубой, белый и черный – вот определяющие начала, единство которых неповторимо смотрится на фоне темно-красного полотна, призванного лишь оттенить их.
Lavinia the Milk Maid
Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы
Автопортрет, около 1759
Thomas Gainsborough;
14 мая 1727 — 2 августа 1788
— английский живописец, график, портретист и пейзажист. Был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.
Заметно повлиял на его творчество и французский гравер и пейзажист Гюбер Гравело, который преподал Гейнсборо французский стиль рококо. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал живописец Антуан Ватто. Первыми картинами юного художника были небольшие пейзажи, которые он зачастую отдавал торговцам за копейки. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.
Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес».
В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки — Генри Хилла.
Со временем Гейнсборо начал добиваться успеха, и в 1745 году он уже имеет собственную мастерскую.
В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.
Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Но после этого печального события пришло и радостное – у художника родилась первая дочь, которую назвали Мари.
Вместе с семьей через некоторое время он переселяется в Ипсвич, где на свет появляется его вторая дочь — Маргарет.
Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту.
От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик.
В начале 1760 года, после переселения в курортный город Бат, Томас становится очень популярным.
Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. В этот период на его творчество влияет Ван Дейк, но со временем художник вырабатывает собственный стиль. Портреты Томаса овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.
Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.
Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон.
Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. В свои последние жизненные годы Томас пишет нежные, порой сентиментальные портреты крестьян и детей, пейзажи и жанровые сценки.
Умер знаменитый художник в августе 1788 года.
больше здесь
и здесь
и здесь
Вот такие примерно посты у меня на Лиру. Любимый художник.Лучшие его работы. Полдня рылась в инете.
Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/321929.html
Картины известного художника томаса гейнсборо. томас гейнсборо картины
ГлавнаяКартиныТомас гейнсборо картины
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727—1788).
Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа.
Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.
Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.
Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции.
Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).
Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой».
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты.
Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью — на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы.
Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности.
Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа — пейзаж старинного парка или лесной опушки,— становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них.
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.
Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами.
Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (?) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка.
Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа.
Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.
Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени.
В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости.
Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц.
Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины.
Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы — «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи.
Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775—1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.
www.smallbay.ru
artrussia.ru
Картины известного художника томаса гейнсборо — философия
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/tomas-gejnsboro-kartiny.html
Картины известного художника томаса гейнсборо — философия
В 1727 году в английском провинциальном городишке Садбери у жены суконщика Джона Гейнсборо родился сын, девятый ребенок, которого при крещении назвали Томасом. Трудно было представить, что мальчишка, зарисовывающий все свободные поверхности, в будущем станет известнейшим национальным художником и заложит основы так называемого «английского портрета».
В тринадцатилетнем возрасте отец отсылает его для обучения и получения профессии в Лондон, в подмастерье к известному в то время французскому графику Гравело. Именно ему живописец обязан легкостью и элегантностью своей манеры.
Время от времени он посещает занятия в Академии св. Мартина, и в то же время, для заработка, подрабатывает у Бойделла и продает за копейки написанные небольшие картины пейзажей.
В 1745 году его дела поправляются, и у него появляется мастерская.
В это же время художником томасом гейнсборо написан первый, хоть и собачий, портрет
В следующем, 1746 году, новый виток в биографии художника Томаса Гейнсборо – он женится, а в 1748 – переезжает в родной город.
Все эти годы мастер кисти, хоть и бессистемно, все же изучал основы живописи, и, благодаря недюжинному таланту, создал свой особый лиричный и поэтичный стиль, который в тогдашней Англии, скупой на проявления чувств, был непривычным.
Он пишет портреты на заказ, однако в маленьком городке заказчиков почти нет, и семья обосновывается в Ипсвиче, где нет недостатка в заказчиках среди мелких помещиков и местных клириков (Портрет адмирала Вернона, 1753).
Портреты этого живописца на фоне пейзажа приобретают известность, и в Бате, куда он с семьей перебирается в 1759 году, многочисленные знатные клиенты стремятся заполучить картины его кисти.
Здесь у художника Томаса Гейнсборо появляется возможность познакомиться с полотнами кисти фламандских художников Ван Дейка и Рубенса, обогатившая его палитру.
Он больше внимания уделяет любимому пейзажу, меняется манера, появляются сияющие дали, изменяется колорит.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….
Художник Томас Гейнсборо пишет картины, на которых люди гармонично вписываются в пейзаж, являются его частью (Возвращение крестьян с рынка, 1767-1768).
В 1768 году учреждается Королевская Академия, и он, приглашенный Рейнольдсом, становится одним из членов-учредителей. Лучшие картины портреты начала 70-х – «Портрет миссис Грэм» и «Мальчик в голубом».
С 1774 года и до своего конца в 1788 году художник живет в Лондоне, пишет портреты знаменитостей и аристократов (Дама в голубом, Сара Сиддонс, 1785) и пейзажи (Возвращение с жатвы, 1784).
Известная картина Томаса Гейнсборо Дама в голубом
Созданная в конце 1770-х Томасом Гейнсборо картина Дама в голубом считается чуть ли не лучшей, лиричной картиной живописца, написанной в период его расцвета. Прелестная молодая женщина на портрете, мгновение назад повернувшая голову с модной тяжелой прической, готова улыбнуться зрителю.
И так нежны плавные изгибы плеч и высокой шеи в наброшенном голубом шелке! Утонченность и аристократичность облика дамы подчеркивается и шуршащим полупрозрачным шелком платья, сливающимся по цвету с нежной кожей, и сдержанностью взгляда, и гордо поднятой головой.
Долгие годы считается, что юная женщина, позировавшая для портрета Дама в Голубом, – графиня де Бофор.
На картине художника Т.Гейнсборо Дама в голубом отсутствуют контрасты: как в акварели, краски от голубого и серого будто переливаются в розовый и белый, превращаясь в перламутр. Облик юной дамы овеян флером поэзии и романтики.
Смотреть на видео картины художника Томаса Гейнсборо
Источник: http://filosofia.ru/kartiny-izvestnogo-xudozhnika-tomasa-gejnsboro/
Томас гейнсборо. Портрет герцогини де бофор или дама в голубом
Биография английского художника томаса Гейнсборо не отмечена какими-нибудь значительными событиями.
Он родился в провинциальном городке садбери, вдалеке от Лондона, и хоть рано стал проявлять интерес к искусству, систематического художественного образования получить ему не пришлось.
Когда-то городок садбери был одним из центров торговли шерстью и сукном.
Здесь процветали не только прядение, ткачество и крашение, но и отделка готового уже товара. Но ко времени рождения Т. Гейнсборо расцвет садбери был уже далеко позади.
В школьные годы Т. Гейнсборо часто упрашивал учителя, чтобы тот отпустил его с уроков. В случае если это получалось, он убегал в окрестности садбери, на реку или в луга — рисовать.
И не было в округе такой живописной группы деревьев (или даже одинокого, но прекрасно стоящего дерева), зеленой изгороди, оврага или скалы, даже придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его памяти.
Причем запечатлелись так, что юный Т. Гейнсборо мог со всяческой подробностью и точностью зарисовать их наизусть.
Он сам сделал себя художником, ему не довелось пройти какую-нибудь серьезную художественную школу, потому он внимательно изучал все нужные секреты и тайны мастерства в работах предшественников. Только некоторые художественные навыки Т.
Гейнсборо получил во время недолгого обучения у французского гравера гравелло (проживавшего в Англии) и процветающего портретиста и декоратора Ф. хаймена. В двадцатилетнем возрасте он уже начал самостоятельно работать у себя на родине, занимаясь преимущественно пейзажной живописью. Всю жизнь Т.
Гейнсборо считал себя прежде всего пейзажистом, и даже первые портреты друзей и соседей были написаны им на лоне природы, которая помогала художнику полнее распознать и раскрыть характеры людей.
Портреты т. Гейнсборо обычно незамысловаты по своему композиционному решению. Чаще всего художник просто ставит фигуры посреди полотна, почти не заботясь о том, чтобы как-то варьировать их позы. Главное очарование портретов Т.
Гейнсборо заключается в поэтическом раскрытии внутреннего мира портретируемых, что достигается художником посредством чисто живописного решения — красотой колорита и свободными легкими мазками, создающими впечатление живой и трепетной жизни.
Одаренность Т. Гейнсборо и его мастерство в полной мере проявились, когда художник переехал в бат — модный и богатый курорт на юго-западе Англии, а потом в Лондон. Пейзажи у него никто не покупал, тогдашняя английская знать не интересовалась природой и крестьянской жизнью, и Т.
Гейнсборо стал писать портреты. Особого богатства они ему не принесли, зато поставили его в один ряд с величайшими живописцами мира.
К числу таких шедевров относится и «Портрет Герцогини де Бофор» («дама в голубом»), написанный в конце 1770-х годов.
В этом полотне ощущается влияние портретов ван дейка — одного из любимых Т. Гейнсборо художников. Именно портреты, написанные ван дейком (и еще Рубенсом), помогли Т. Гейнсборо уйти от некоторой сухости и связанности, присущих его ранним работам.
Кисть художника стала более уверенной и легкой, и «Дама в Голубом» привлекает не столько внешней эффектностью, сколько поэтической одухотворенностью.
На этом портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Ее напудренные, зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой.
До самых плеч спускаются локоны, на тонкой шее — черная ленточка, с конца которой свисает золотой крестик. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч.
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Т.
Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты.
Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы. Образ герцогини де бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим.
Там, где нужно было подчеркнуть характерное, Т. Гейнсборо настойчиво усиливает выразительность приемов, разнообразя и усложняя их. Так, например, художником убедительно разработан небрежный жест руки, едва касающейся ткани: розовые, суживаюшиеся на концах пальцы ее готовы соскользнуть, как будто не в силах удержать плотные складки шарфа.
Голубые, серые, розовые и белые тона незаметно переходят один в другой, не создавая для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом.
Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем.
«Портрет Герцогини де Бофор» кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
Слой живописи Т. Гейнсборо в этом произведении настолько тонок, что сквозь него просвечивает плетение холста. Живопись его построена на тончайших цветовых соотношениях, а свободная, чуть порывистая техника мастера придает портрету трепетное дыхание.
Например, волнистые, иногда пересекающие друг друга, но в основном параллельные синие, черные и серые штрихи даже позволяют ощутить под налетом пудры живое строение волос. Они слегка натянуты надо лбом и висками, а на пышных локонах их природная упругость чувствуется сильнее.
Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера.
Ткань платья Т. Гейнсборо написал как бы нарочно беспорядочными мазками, но они передают тонкость материи, послушно следующей за очертаниями фигуры.
Удары тонкой кисти были настолько безупречны, что превращали масляную краску в какое-то подобие прозрачной струящейся акварели.
Иначе, чем прозрачное платье, трактован плотный шелковый шарф: его толстые складки топорщатся и гнутся, показывая хрусткость ткани.
В своей книге о сокровищах эрмитажа (именно там находится «Портрет Герцогини де Бофор») Л. Н. воронихина пишет: «передано не столько настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У «Дамы» мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов, портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и плотности.
Создается впечатление, что пряди волос не кистью выполнены, а нарисованы мягким карандашом». Создавая «Портрет Герцогини де Бофор», Т. Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью.
Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение. «Сто Великих Картин» Н. A. Иoнина.
Источник: https://krasivyepricheski.com/kak-sdelat-prichesku/tomas-geynsboro-portret-gercogini-de-bofor-ili-dama-v-golubom