Описание картины валентина серова «портрет княгини орловой»

Валентин Серов

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

Портрет Валентина Серова

Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Живопись

На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.

В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».

Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.

В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.

Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»

Серова недаром называют портретистом царской семьи.

В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину.

С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.

Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»

Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.

Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.

С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.

Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.

В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».

Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.

Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.

Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»

Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом.

Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина.

Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.

О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.

В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.

О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».

Смерть

Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.

Могила Валентина Серова

Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.

Произведения

  • 1875 – «Синяя ваза»
  • 1885 – «Автопортрет»
  • 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
  • 1887 – «Девочка с персиками»
  • 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
  • 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
  • 1892 – «И. Е. Репин»
  • 1893 – «И. И. Левитан»
  • 1899 – «А. С. Пушкин»
  • 1899 – «Александр III»
  • 1900 – «Николай II»
  • 1901 – «Мика Морозов»
  • 1902 – «З. Н. Юсупова»
  • 1904 – «С. П. Дягилев»
  • 1909 – «Анна Павлова»
  • 1910 – «Похищение Европы»
  • 1910 – «Ида Рубинштейн»
  • 1911 – «Портрет О. К. Орловой»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5216-valentin-serov.html

«Раздражает, когда из Серова делают конфетного художника»

Интервью художника Юрия Норштейна. Постскриптум к ажиотажной выставке Валентина Серова в Третьяковке

Выставку Серова в Третьяковке посетили рекордные 485 тысяч человек / РИА Новости

О феномене выставки, вызвавшей массовое паломничество. Об особенном месте в истории российской культуры художника, портреты которого по праву сравнивают с работами Тициана и Веласкеса, Тинторетто и Рубенса, — говорим с режиссером и художником Юрием Норштейном.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «портрет женщины»

Завершилась самая масштабная из выставок Серова, привлекшая внимание сотен тысяч жаждущих встречи с искусством. Но настоящий ажиотаж вокруг выставки вспыхнул после визита в Третьяковку Владимира Путина. О чем это свидетельствует?

— На мой взгляд, это скверный знак. Если президент находится под столь внимательным взором публики, если его пристрастия и интересы начинают тиражироваться… Ведь Серов выставлялся в огромном количестве и в Третьяковке, и в Русском музее. Совсем недавно в корпусе Бенуа прошла прекрасная выставка «Серов не портретист» с показом около 250 работ! И подобного ажиотажа не было.

— Почему-то именно после визита наших сановных чинов на выставку у многих сложилось ощущение, что Серова следует отнести к разряду дворцовых, главных придворных художников. Некоторые забубенные головы даже сравнивали выдающегося живописца с Глазуновым.

— Упаси боже. Хотя быть придворным художником — дело вовсе не постыдное. Веласкес, молодым приглашенный во дворец и проживший там жизнь, писал королевских особ. Но рядом с вельможами писал людей с изувеченной судьбой — карликов, подростков с синдромом Дауна, прях, шутов. Людей, о которых не мог забыть и кому сочувствовал.

Был проницателен по отношению к текущей жизни. Поэтому писал такой силы портреты, не скрывая того, что таилось в душе императора, по существу — хозяина. И надо сказать, что сам Филипп IV был человеком, безусловно, умным. Иначе не позволил бы дерзкому художнику быть правдивым, раздвигать горизонты живописи.

Серов не был бытописателем жизни царских особ. Но собранные на этой выставке портреты многое объясняют. Хотя суть экспозиции составляет сам Серов, его сложная личность. Мощная. Непредсказуемая. Он художник в самом крупном смысле слова, и безусловно, гражданин, говоря словами Некрасова.

И никогда он не подрифмовывался под чье-то мнение.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/arts/71740.html

Выставка В. А. Серова в Третьяковке на Крымском валу (до 17 января)

В субботу ходили на выставку В. А. Серова в Третьяковской галерее на Крымском валу.Выставка потрясающая! У меня столько эмоций! Это при том, что я в области изобразительного искусства довольно слабый игрок. Хочу еще повторить. Сходите обязательно – не пожалеете ни разу.

Экспозиция вмещает в себя 250 произведений и занимает 3 зала разных уровней. Работы собраны из 25 российских музеев, 4 музеев зарубежных стран и частных коллекций.

Выставка продлится до 17 января 2016 г.Адрес: м. Парк Культуры, Октябрьская. Крымский вал, 10 (ЦДХ). Вт, ср, вс – 10.00 – 18.00. чт, пт, сб – 10.00 – 21.00.

Сайт выставки: http://serov.tretyakov.ru/

А это – очередь! Но движется бодро, за 15-20 минут пройдете. Хотя гардероб переполнен. Мы ходили больше 3 часов, тут уже вышли – очередь увеличилась. Внутри есть кафе и магазин сувениров (очень хорошие вещи для подарков, НГ скоро!).

Билет 400 руб., льготный – 150 руб., до 18 лет – бесплатно.

Очередь.Большой плюс выставки – кроме комментариев к различным тематическим сериям и творческим периодам, есть интересные комментарии почти к каждой работе, из-за чего понимание того, кто, что и почему изображены на картине/рисунке, становится более ясным. Оказалось, что я знаю добрую половину “моделей”, фамилии знакомые:) Это сильно оживляет восприятие! Работа по подготовке и оформлению выставки проведена колоссальная.Небольшой минус – собственно о В. А Серове и о структуре выставки рассказывается в конце 1-го зала, перед его частью с архивными и фотоматериалами. О структуре выставки все-таки лучше знать до начала просмотра.2-й и 3-й залы находятся на нижнем уровне (надо спуститься вних по лестнице). Из 3-го зала выход в гардероб, окончательный, оттуда обратно не впустят, поэтому будьте внимательны, если хотите что-то пересмотреть по второму кругу.Картины в первом зале освещены прекрасно. Есть диванчики, чтобы присесть.Знаменитая “Девочка с персиками” встречает входящих.Мне понравилось ооочень много чего. Оказались очень по душе такие живые и теплые вещи, как крымская серия – татарки у реки, татарский дворик…Татарская деревня в Крыму, 1893.Но эпитет “живые” – применим ко всем работам. Я не вникала раньше и не думала, что художник настолько разноплановый, совершенно не ожидала увидеть книжные иллюстрации, шаржи, плакатные работы, эксизы к постановкам.Цитата с сайта www.vserov.ru: “Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя; и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами и всеми утаенными от других переживаниями.” (Брюсов В. Я.) Как же прав Валерий Брюсов! Даже если портрет “парадно-заказной”, характер человека буквально проступает сквозь краску. Как было написано в одной из аннотаций к портретам – многие даже побаивались писАться у Серова именно из-за этого. У меня буквально дух захватывало от некоторых картин.Несколько работ заставили постоять рядом больше, чем я планировала.Портрет М. Я. Львовой. 1895. Привезен из музея д'Орсе (Париж, Франция). Мы там были, потрясающий музей. Ходила вокруг этой девушки долго, цепляет очень.

Портрет Людмилы Мамонтовой, 1884. Привезен из Новгородского музея-заповедника. В нем мне понравился вот этот красный цвет и вообще в целом, как фон подсвечен. Все довольно просто на первый взгляд.

Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902. Этот портрет и портрет княгини Орловой стоят рядом, они большие. Дамы – совсем разные по характеру, и портреты разные по восприятию и в паре усиливают впечатление друг от друга.Портрет княгини О. К. Орловой, 1911.Портрет М. Ф. Морозовой, 1897. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, самая богатая предпринимательница России, оставила после себя капитал в 30 миллионов рублей. Вооот эта бабулька меня зацепила! Даже не совсем сама Мария Федоровна, а ее руки. Ни на одной репродукции этого не видно. Но если увидеть портрет живьем… Или я сошла с ума, или художник пошутил. Но я позвала мужа, и тыкнула пальцем в ее руки: посмотри! Что видишь? Он тоже увидел на ее коленях… черную кошку. Кошка сидит за руками, Морозова ее обнимает руками, поддерживая снизу. На настоящем полотне виден силует головы, поблескивает глаз. И очень, очено четко виден пушистый хвост, выписанный не цветом, а объемом. Жирные мазки краски. Вот специально посмотрите и мне отпишитесь – увидели? На фото кажется, что руки утопают в ткани юбки, натянутой на коленях, но нет, это “хвост кошки”. И ее присутствие тут явно не случайно, это – та самая черная кошка в темной комнате, которая есть. Что хотел сказать автор? Я не нашла этого момента в интернете – видимо потому, что описания картин часто пишут по репродукции.Вообще этот портрет меня восхитил еще и тем, как хорошо передана фактура тканей – шелковый бархат салопа, плиссировка черного шелкового воротника. Что-то потрясающее. Черным нарисовать по черному.Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900. Иллюстрация для издания Н. И. Кутепова “Царская и императорская охота на Руси”.Я уже сказала, что впечатлилась и шокировалась от разнообразия работ.Здесь поразили лица Елизаветы и Петра – они нарисованы в стиле портретов 18 века. Да и фигуры тоже – настолько нереальные и другие по стилистике, что кажется, будто вписанные сюда другой рукой. Как инородные тела, что и требовалось доказать, как говорится. Жалею, что забыла очки – сложно рассматривать мелочи, ближе 60 см в сумерках не фокусируюсь (а освещение в зале с графикой и рисунками скудное). Придется еще раз идти.Занавес для для балета «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, поставленного для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, 1910. Поразительно, что такая вещь вообще сохранилась.

Мужу понравились другие вещи (но Юсупова и Орлова – тоже) и все чаще – пейзажи и котики.

Цветные картинки взяты с сайта http://vserov.ru/.

Спасибо тем, кто нас туда вытащил!!!!!Вот еще интересные ролики.

Источник: https://vizardis.livejournal.com/538463.html

Сочинение-описание по картине В.Серова “Девочка с персиками”

Роль художественной детали в картинеВ.А.Серова «Девочка с персиками»

Слайд 1

Формулировку темы предлагает учитель: «Роль художественной детали в картине В.А.Серова «Девочка с персиками». Затем ученики анализируют данную формулировку. (Раньше мы писали: «Сочинение по картине…». Сегодня тема сформулирована не совсем обычно. Внимательно прочитайте формулировку темы урока еще раз, подумайте над ней и скажите: что будет предметом нашего исследования?).

Слайд 2

Предмет исследования – картина. На уроках уже знакомились с жанрами изобразительного искусства. Их необходимо вспомнить.

Ученики называют известные им жанры изобразительного искусства (марина, батальная картина, портрет, пейзаж) и художников, которые работали в данных жанрах.

Работая с этими картинами, ученики прежде всего отвечали на вопрос, нравятся они им или нет? Почему?

Слайд 3

Задача данного урока гораздо сложнее. В ходе урока они должны понять, для чего была создана картина, что с ее помощью хотел сказать автор.

Слайд 4

Информация о художнике. (Художника, о котором пойдет речь, зовут Валентином Александровичем Серовым. Он жил и работал на рубеже 19 и 20 века, был очень талантливым человеком и проявил себя практически во всех жанрах изобразительного искусства: он писал портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые картины. Он работал маслом и гуашью, темперой и углем).

Слайд 5

  1. Справка об истории названия картины.

(Сегодня нам предстоит познакомиться с самой первой его большой картиной, которая называется «Девочка с персиками». Но такое имя картина получила не сразу.

Вначале Валентин Александрович называл ее просто «Портрет Веры Мамонтовой», потому что изображал на ней дочь русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова – Веру.

Но потом художник почему-то называет ее не «Портрет Веры Мамонтовой», а «Девочка с персиками». Почему? Вот это нам с вами и нужно понять.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Есть такое хорошее выражение: прочитать картину. Как вы думаете, что это значит? Разве картину можно читать? Прочитать – это значит понять. Давайте «прочитаем» портрет Веры Мамонтовой).

  1. Поиск путей решения проблемы

(Можно ли сделать так, как мы делали раньше – через композицию? Да, можно. Что тогда мы получим? На переднем плане картины, т.е. в ее центре изображена девочка. Ее изображение – смысловой центр картины.

Слайд 6

Рассмотрим смысловой центр картины. Что можно сказать о девочке? Какая у нее одежда, поза, выражение лица. Но даже подробно описав девочку, сможем ли мы ответить на вопрос, почему картина называется «Девочка с персиками»? Вряд ли.

Читайте также:  Описание картины эдуарда мане «олимпия»

Слайд 7

Попробуем «войти» в картину через художественную деталь. Вспомним, что такое художественная деталь.

Художественная деталь – мелочь, подробность, на которую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка.

Мы уже работали с деталями в художественном произведении, сталкивались с ними в жизненных ситуациях. Вспомните, на какие детали мы обращали внимание? На побелевшую щеку вашего одноклассника. О чем говорит эта деталь? (Щеку он отморозил). На длинный нос героя. А эта деталь о чем говорит? (Он очень любопытный и везде сует свой нос).

Слайд 8

Но в жизни или в художественном произведении детали следуют одна за другой, предлагаются постепенно. А на картине художественные детали представлены все вместе, но не все они воспринимаются зрителями одинаково.

Убедимся в этом. Посмотрите еще раз на картину. Попробуем вычленить в ней детали.

Слайд 11

Для облегчения задачи уберем из картины композиционный центр произведения. Что на картине осталось? (Детали). Назовите их.

Попробуем понять, все ли детали имеют одинаковое значение для восприятия картины? Есть ли среди них такие, без которых можно было бы обойтись? (Керамическая тарелка на стене, спинки стульев, открытая дверь).

Слайд 9

Вернемся к картине и посмотрим: какие детали следует считать главными? (Персики на столе – даже в названии картины они присутствуют).

Детали бывают разные, в зависимости от той задачи, которую они выполняют. Художественные детали бывают главные (существенные) и второстепенные (незначительные).

Слайд 10

Докажем, что именно персики являются главной деталью. Посмотрите: вместо персиков я добавила в картину другую деталь. Какой смысл она вносит в картину? Как эта деталь характеризует девочку?

Слайд 11

Представим, что на столе ничего нет. Никакая деталь не отвлекает нашего внимания. Что в картине изменилось? Может быть, она стала менее солнечной, менее яркой? Нет. Но можно ее назвать «Девочка с персиками»? Нет. А подходит для нее название «Портрет Веры Мамонтовой»? Да. Картина приобретет документальный характер: вот такой была Верочка Мамонтова в 12 лет.

Но это ли нужно автору? Неужели для него главное просто изобразить на картине девочку? Конечно, нет. Авторская мысль другая. А вот какова эта мысль, нам предстоит понять.

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Чтобы понять авторскую мысль, посмотрим, как главная художественная деталь – персики – перекликается с портретом девочки: ее лицом, костюмом. У каждого из вас есть листочек с заданием. Вам предложен определенный предмет для описания (щеки, губы, одежда девочки или персики), даны определения. Выберете из них только те, которые подходят для описания предложенного вам предмета.

Золотисто-розовый, розовый, круглый, шелковистый, бархатистый, сочный, румяный, пухлый, отражающий солнечные блики, подернутый пушком, естественный, простой, свежий, нежный, юный, красивый.

  1. Прочитайте определения. Многие из них повторяются при описании разных предметов. Значит, между этими предметами есть определенное сходство.

  1. Попробуем об этом сходстве рассказать. Конечно, начнем с персиков: где и как лежат, какие они.

    Они лежат живописной кучкой два поодаль, а один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке или в колыбельке. Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Самый спелый, оранжевый у девочки в руках.

    От персиков падает на стол тень, они кажутся объемными, крупными, сочными, напоенными солнцем.

  1. Опишите девочку. Какие у нее щеки, губы, одежда. Щеки девочки румяные, пухлые, бархатистые. Губы розовые, как бы подернутые пушком. Кофточка розовая, с черным бантом, но серединка алая, что тоже гармонирует с плодами.

  1. Обратите внимание, и на лице, и на одежде, и на персиках солнечные блики. За окном яркий осенний день. Он озаряет солнцем всю картину. Ощущение юности, свежести, нежности.

  1. Так о чем хотел рассказать нам автор в этой картине? Детали картины (прежде всего, персики и солнечный день за окном) помогают выразить очарование детства и юности: свежесть, чистоту, полноту чувств, красоту естественности и простоты.

Слайд 14

Составление примерного плана сочинения

  1. Что такое художественная деталь в картине?

  2. Персики на белой скатерти как главная художественная деталь.

  3. Портрет девочки, воспринимаемый через соседство персиков (щеки, губы, одежда).

  4. Идея портрета.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-v-sierova-dievochka-s-piersikami

Творчество В.А. Серова

Историография

Первое упоминание о картине  Валентина Серова «Ида Рубинштейн» можно найти в книге А.Я. Левинсона₁ в издании 1913 года «Художественная библиотека №1»₂ . Данное упоминание содержит в себе достаточно противоречивое описание работы В.

Серова, так как Левинсон оценивает полотно, как национальное достояние, но при этом добавляет, что сделалось оно достоянием   «к ужасу и горю глупцов…»(здесь: цитата  А.Я. Левинсона).

По словам русского театрального и художественного критика начала двадцатого века  «Ида Рубинштейн» есть воплощение экзотики, пленяющая зрителя своей острой, которая на тот период времени, по мнению современников  была неподвластна восприятию ценителя искусства начала двадцатого века, в особенности под авторством такого художника как Валентин Серов. Здесь речь идет о самом восприятии «серовских» образов, о его традиции, годами взращенной такими мастерами, как  И.Е. Репин₃ и П.П. Чистяков₄.

 В первую очередь, под именем Валентина Серова воспринимается классическая передача натуры, будь это государственный деятель, всем своим естеством воплощающий образ консервативный, официальный,(здесь: опираясь на портрет Николая II 1900 года),либо же натура, точнее натурщица, образ который выражает экстравагантность, эксцентричность, загадку – все это, естественно,  отталкивает зрителя, привыкшего к общепринятой и уже столь привычной передачи характера в портрете.

____________________

₁ Андре́й Яковлевич Левинсо́н (13 ноября 1887, Санкт-Петербург — 3 дек 1933, Париж) — русский театральный и художественный критик, историк балета и балетный критик, переводчик.

₂  Левинсон А. Я. Художественная библиотека № 1. Санкт- Петербург, Издательство Хронос, 1913.

₃  Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля (5 авг) 1844 — 29 сен 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Учитель Серова В.

₄ Па́вел Петро́вич Чистяко́в (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) — русский художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Главный наставник Серова В.

Игорь Эммануилович Грабарь₁, художник, искусствовед, музейный деятель двадцатого века, в своей монографии о Валентине Серове «Жизнь и творчество»₂, опубликованной в 1913 году, также выразил свое негодование по поводу картины «Ида Рубинштейн».

Он был разочарован и ошеломлен тем, что этой своей работой Серов как будто отрезал, перечеркнул все, созданное им ранее, словно отрекшись от своих прежних взглядов.

Грабарь задается вопросом: «Как можно в одно и то же время создавать такое чудо мирового реалистического искусства, как портрет княгини Орловой, и писать эту уродливую картину?».

Приобретенная картина Музеем Александра Третьего вызвала негативную реакцию и требования удалить ее из национального собрания, но все же загадочная «Ида Рубинштейн» по сей день находится в собрании Русского Музея.  В последствии длительного изучения творчества В. Серова, И.Э. Грабарь осмыслил и понял столь жесткий и резкий поворот художника, воплощенный в портрете балерины.

Грабарь пишет, что Серов  был погружен в бездну противоречий, находился в постоянном поиске «большого стиля». В. Серов, «полнокровный» реалист, стремящийся найти новые стилистические решения, готов отказаться от действительности, боится «отстать от века». В этом и заключается его борьба.

Реалист, отворачивающийся от реальности, смотря сквозь нее, стремится увидеть нечто новое, пока ещё ирреальное. Но все же, Грабарь утверждает, что перевес в сторону реализма несомненно оставался.

Этот эксперимент Серова, в качестве портрета балерины, по началу вскружил голову художника, почувствовавшего немыслимый подъем, успех, но, в последствии остыл к ней, столкнувшись со столь непредвиденной реакции окружающих.

____________________

₁ И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

₂ И. Э. Грабарь, Валентин Александрович Серов: жизнь и творчество. Санкт- Петербург, 1913. Стр. 233 – 236.

В статье-монографии «Облик Серова» в журнале «Аполлон» № 6 ₁ , опубликованной в 1916 году, художественный критик Всеволод Дмитриев₂ описывает впечатление от «Иды Рубинштейн» самого Репина, который сыграл роль первого наставника В. Серова, приемника учений и заветов великого мастера.

В воспоминания о первом знакомстве с последним полотном своего ученика  Репин рассказывает о своем впечатлении  следующее: «По мановению коротенькой  ручки Серова рабочие мигом поставили  ящик в должное условию освещение, открыли крышку, и, как Венера из раковины, предстала “Ида Рубинштейн”…  Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял, с языком, прилипнувшим к гортани… Наконец, овладев кое-как собой, я спросил и сейчас же почувствовал, что спросил глупость, как идиот: ”А это чья работа? Кто это…“. “Да я же: портрет Иды Рубинштейн” . ”Знаешь, – продолжал я, как во сне, –  если бы я не видел сейчас тебя и не слышал ясно твоего голоса, я бы не поверил…“».

Репин был буквально оглушен «Идой Рубинштейн», впрочем, не только он один. Он выражался в ее адрес: «гальванизированный труп!», считал картину сухой, безжизненной.

 Данное полотно совершенно не свойственно В. Серову, в монографии В.

Дмитриев сравнивает эту картину с одной из самых ранних работ Серова «Девочка с персиками»: художник безрасчётно расположил яркие пятна света по всей плоскости полотна, легкость и быстрота написания чувствуется в этой летней и дышащей солнцем картине, в отличии от жестких четко продуманных линий силуэта знаменитой танцовщицы, сведенных к скупой цветовой композиции, вырисовывающих практически черно-белое изображение.

____________________

₁ Всеволод Александрович Дмитриев (1889 -1919) – художественный критик

₂ В. А. Дмитриев, литературно-художественный журнал Аполлон № 6-7 Облик Серова. Петроград, Издательство Свободное искусство, 1916. 

Всеволод Дмитриев описывает  сложный, почти замкнутый путь становления художника, вначале целью которого было казаться зрителю живописцем легким, простым, не обдумывающим каждое прикосновение кисти к холсту, казаться мастером, лепящего словно из глины портреты из едва невесомых, и почти что неуловимых в воздухе образов, будто случайно замеченных им и так хорошо оставшихся в памяти. На деле же, Серов обдумывал каждое движение кисти, каждую деталь, блик – все, до мельчайших подробностей. Это все были отголоски наставничества П.П. Чистякова, который в свою очередь не терпел приблизительных изображений в запечатлении натуры.

 Серов писал очень вдумчиво, но в тот же момент он умел это скрыть, утоить от глаз зрителя упорную и долгую работу, показывая только легкость и непринужденность в написании своих картин.

Второе полотно, написанное уже в последние годы жизни  великого портретиста, определяет его  конечный идеал, который состоял  не в том, чтобы казаться совершенным  мастером своего дела, так просто и  чисто пишущим полотна, а наоборот, идеал этот заключался в умении делать ошибки в своих произведениях.  «Что-то надо подчеркнуть, что-то надо выбросить ,не договорить, а где-то ошибиться, без ошибки – такая пакость, что глядеть тошно».

 Дмитриев делает акцент на определении такого на первый взгляд нелогичного термина, как «серовская ошибка», он отмечает, что в своем суждении о данной работе важно понимать: «серовская ошибка – это как бы последняя роскошь, это дар от избытка, скорее даже не ошибка, а итог зоркого вглядывания Серова в натуру».  По словам Дмитриева, полотно «Ида Рубинштейн» буквально «исполосовано» этими самыми ошибками, поэтому и встретило волну недоумения и недовольства, на что художник с удовольствием отвечал: «Я в душе скандалист, да и на деле, впрочем».

Марк Копшицер₁ в книге «Валентин Серов»₂, изданной в 1967 году, отозвался о «Иде Рубинштейн» весьма положительно, нежели все, вышеупомянутые авторы, критики.

Первая и последняя волна неприязни поднялась только в самом начале знакомства с этой работой, она как взрыв оглушила публику, затмилась дымом и пылью недовольных критиков и спустя некоторое время стихла и показала себя во всей своей красе. 

М. Копшицер тонко описывает характер самого портрета: точность переданного образа, задумка композиции, цветовое решение – все словно собрано из хрупкой мозаики, тщательно отобрано и составлено в величайшее произведение искусства.

Серов выразил всю сущность Иды Рубинштейн как актрисы, танцовщицы, исполняемую роли, примеряя на себя калейдоскоп чужих характеров, так и саму, настоящую Иду, слившуюся в этот круговорот образов  столь гармонично.

Экзотика, эксцентрика, экстравагантность, «постигающая старину, выражающая современность»,

грация, утонченность, геометрические черты лица и тела, ее талант –  все это Серов воплотил на холсте, вдохнув в него жизнь. «Серов слил воедино древность и модерн» – то, что актриса воплощала на сцене.

По мнению Марка Копшицера, в написании данного портрета Серов чувствовал себя как никогда свободным, так как писал для себя, полотно не было заказным.

Поэтому «Ида Рубинштейн» Серова по-настоящему живая, свободная и так завораживающе пленительна.

____________________

₁ Марк Исакович Копшицер ( 1923, Ростов-на-Дону – 1982, Ростов-на-Дону) – инженер, искусствовед.

₂ М. И. Копшицер,  Валентин Серов, Серия: Жизнь в искусстве. Москва, Издательство Искусство, 1967. Стр. 351 – 355.

Владимир Алексеевич Леняшин₁ в книге «Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов»₂, вышедшей в свет в 1980 году, в Ленинграде, внимательно отследил творческий путь художника, в отличии от В. Дмитриева, В.

А. Леняшин гораздо точнее определил художественные искания великого мастера. Вначале своего пути – светлая красота, изображенная под лучами летнего солнца, позднее – «тонкая лирика», горечь, печаль, грусть.

Владимир Леняшин пишет, что красота человека всегда притягивали и продолжали притягивать его взор, только повзрослев в своих взглядах  на искусство, Серов начал создавать загадочную, пленительную красоту, передавать тонкие, туманный взгляды натур, так живо смотрящих в глаза своих зрителей. В. А. Леняшин также как и его предшественники называют этот портрет итогом, гранью в «серовской» живописи, он называет ее «наибольшей данью художника модерна».

____________________

₁  Леняшин Владимир Алексеевич (22 июля 1940,  Ленинград) — доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского искусства Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры, заслуженный деятель искусств РФ,  лауреат Государственной премии России. С 1978 г.

— главный редактор издательства “Художник РСФСР”, с 1985 г. — директор Государственного Русского музея; в 1988 г. был избран главным ученым секретарем президиума Академии художеств СССР; с 1991 г.

работает в Русском музее заведующим отделом живописи второй половины ХIХ —ХХ века, Действительный член Российской академии художеств;

₂  В. А. Леняшин, Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Ленинград, Издательство Художник РСФСР, 1980. Стр. 180 – 195.

Аркадий Кудря₁ в книге «Жизнь замечательных людей»₂ пишет о портрете Валентина Серова, что художник долго раздумывал на тем, как написать образ танцовщицы так, чтобы передать всю ее необычность и экстравагантность.

Вспомнив картину «Олимпия»₃ Эдуарда Мане₄, В. Серов решил писать Иду Рубинштейн обнаженной. Это решение было вызвано костюмами Л. Бакста₅ к балету «Шахерезада», где Ида Рубинштейн в роли Зобеиды выступала «на грани приличия» в едва скрывающем ее наготу наряде.  А. Кудря считает, что В.

Серов решил, вопреки традиций Тициана, Рубенса и прочих великих мастеров, написать обнаженное тело натурщицы без присущей подобным портретам чувственности. Художник превратил из хрупкой и утонченной натуры в резкую и достаточно грубую фигуру. В.

Серов утрировал худобу балерины, отчетливо проведя контуры ее фигуры, словно вырезая ее из однотонного с ее телом фона.

В целом, А. Кудря описывает данную картину как угловатую, пронзительную. «Образ ее, с головой, отягощенной пышным пучком черных волос, и ртом, как кровавая рана, и взглядом, в котором словно отразилась мечта о далеких веках, был необычен сам по себе». Словом Валентину Серову удалось воплотить его задумку: изобразить Иду необычно, – и это ему удалось.

____________________

₁  Кудря Аркадий Иванович (1940,Москва) — окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова.

₂  А. И. Кудря. Жизнь замечательных людей: Валентин Серов. Москва, Издательство Молодая гвардия, 2008. Стр. 358 – 361.

₃  Эдуард Мане. Олимпия.  Холст, масло. Музей Орсе, Париж, 1863.

₄ Эдуард Мане, фр. Édouard Manet(23 янв 1832, Париж — 30 апр 1883, Париж) — французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.

₅  Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

Источник: http://turboreferat.ru/art/tvorchestvo-va-serova/233894-1176644-page1.html

Рефераты

Уважаемые школьники и студенты! 

Уже сейчас на сайте вы можете воспользоваться более чем 20 000 рефератами, докладами, шпаргалками, курсовыми и дипломными работами.Присылайте нам свои новые работы и мы их обязательно опубликуем. Давайте продолжим создавать нашу коллекцию рефератов вместе!!!

Вы согласны передать свой реферат (диплом, курсовую работу и т.п.), а также дальнейшие права на хранение,  и распространение данного документа администрации сервера “mcvouo.ru”?

Дата добавления: март 2006г.

    Хохлина Наталья    Школа № 303, 10 Б    Портрет в русской живописи 19 века.    Москва 2001г.    Портрет в русской живописи 19 века.    Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – все подделка,

каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле; каждый обманывается, и никто не узнает себя.    Ф . ГОЙЯ

К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное заключается только в живой действительности”.

В это время в Академии художеств царили ложно-классические идеалы, далекие от реальной жизни.    В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства. Молодые художники, руководимые И. Н.

Крамским, отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали, вышли из Академии и организовали “Артель художников” — первую общественную организацию художников в России. “Артель” подготовила возникновение в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок”, объединившего основные силы русских художников-реалистов.

Произведения “передвижников”, правдиво и многосторонне отражавшие русскую действительность, показывались во многих городах страны и приобрели огромную популярность у зрителей. Во 2-й половине 19 в. Петербург оставался местом деятельности многих крупнейших передовых художников. В 60-х гг. здесь работали зачинатель реализма в русской исторической живописи В. Г. Шварц, карикатурист Н.

А. Степанов. В Петербурге жили и многие передвижники. Организатором и вождем “Артели художников” и “Товарищества передвижных выставок” был И. Н. Крамской — крупнейший русский портретист и непримиримый борец за новое реалистическое искусство. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники. С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е.

Репина. В 1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. В тесном общении с И. Н. Крамским и его товарищами по “Артели”, в изучении эстетики революционных демократов складывалось мировоззрение Ренина. Уже в первой своей крупной картине — “Бурлаки на Волге” (1870—1873 гг.

) Репин проявил себя как большой художник-реалист, который любит и знает народ, видит тяжелые условия его жизни и большие таящиеся в нем силы. После четырехлетнего пребывания за границей Репин жил на родине в Чугуеве, потом в Москве. В 1882 г. он вернулся в Петербург, где продолжался наиболее плодотворный и блестящий период его творчества. В 1885 г.

было окончено полотно “Иван Грозный и сын его Иван” — вершина репинского психологического реализма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах облик выдающихся деятелей русской культуры того времени: таковы портреты Н. И. Пирогова(1881 г. ), М. П. Мусоргского (1881 г. ), П. А. Стрепетовой (1882г. ), В. В. Стасова (1883г.

), серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого; точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картине “Заседание Государственного совета” (1901— 1903гг. ). В конце 19 — начале 20 вв. создаются новые художественные объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение “Мир Искусства”.

  Эстетическое любование стариной, внимание к красоте Петербурга характеризуют это объединение. В него входили художники Н. Рерих, А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов. Крупнейший русский художник В. А. Серов учился у Репина, а затем в Академии художеств у Чистякова.

В одном из последних гениальных творений Серова “Портрет княгини Орловой” (1911) остротой композиционного решения, выразительностью ракурса, подбором аксессуаров рождается холодноватый, но экспрессивный образ “светской львицы”. Не имея возможности подробно писать о творчестве всех художников этого периода, остановимся подробно на трех наиболее известных: Репин И. Е. , Крамской И. Н. и Серов В. А.    Репин Илья Ефимович. Годы жизни: 1844г. – 1930г.

Источник: http://mcvouo.ru/referats/12/5883.htm

Ссылка на основную публикацию